fantlab ru

Мария Семёнова «Там, где лес не растёт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
652
Моя оценка:
-

подробнее

Там, где лес не растёт

Роман, год; цикл «Волкодав и его мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Далеко за морем, в сотнях верст от родных лесов, где молодой венн Коренгa знал каждое дерево, от речки Черемуховый Юг, притока славной Светыни, высоко в горах живет удивительное и нелюдимое племя виллов, в котором у каждого человека есть побратим — крылатый пес симуран. Легенды утверждают, что самый первый симуран был обычной собакой, но Боги наделили его могучими крыльями. Только тот, кто всю жизнь мечтал о полете, понимает, какое великое счастье выпало на долю виллов, ибо крылатые братья поднимают их в небеса...

Долгий и опасный путь предстоит одолеть юному Коренге — сыну того же племени веннов, к которому принадлежал и род Серых Псов. И пусть этот юноша не такой могучий воин, как Волкодав, пусть он не может никому открыть страшную тайну, что погнала его в путь, — он не отступится, какие бы козни ни строила коварная судьба.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

1. В 2004 году в антологии «Новые легенды» был напечатан отрывок из романа.

2. Мария Семёнова стала лауреатом премии «Золотой Дельвиг» — за историко-героический цикл о Волкодаве (книга «Там, где лес не растет») и за исследование и творческое обогащение славянской мифологии: За верность Слову и Отечеству. Лауреаты всероссийской премии им. А.Дельвига // Литературная газета, 2013, №2-3, с. 1. Лауреаты и дипломанты всероссийской премии имени Антона Дельвига // Литературная газета, 2013, №2-3, с. 5.



В произведение входит:


8.21 (14)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «Новые легенды», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 315

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2995 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 82 знака, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книга года


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Новые легенды
2006 г.
Там, где лес не растёт
2007 г.
Там, где лес не растёт
2008 г.
Там, где лес не растёт
2010 г.
Там, где лес не растёт
2012 г.
Там, где лес не растёт
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вкусы людей столь же разнообразны, сколь разнообразен сам Мир. Думаю, оспаривать сей факт вряд ли кому под силу. Поэтому, намерение порадовать читателя чем-то, кажущимся автору привлекательным, зачастую, разлетается в пыль. Нечто подобное случилось и с данным произведением. Автор годами приучала читателя к сильным персонажам-воителям, типа Волкодава и Валькирии, а тут тебе на — калека, да и ещё, в некоторой степени, гуманист. К слову, роман вряд ли однозначно позиционируется с героическим фэнтези. Скорее всего, дабы не вводить читателя в заблуждение, стоило добавить формулировку «мягкое» (гуманитарное, научное), если бы таковая существовала. Тогда бы, возможно, читатель, открывая книгу, уже не надеялся на встречу с близнецом Волкодава, не подсказывал бы автору разнообразить героя бОльшим количеством отрицательных качеств (возможно, подсознательно вспоминая другого славного калеку — Глокту у Аберкромби), а автор избежала бы надоедливых сравнений данного произведения со своим оскароносным литературным первенцем. Нет ребята, «Там, где лес не растёт» не хуже «Волкодава», как, зачастую, говорите вы. Он, просто, немного о другом, о менее интересном вам. Думаю, не открою истину, сказав, что завоевания Александра Македонского или достижения Римской империи впитываются массовым читателем намного охотнее открытий Ломоносова и Менделеева. Хотя, эта сторона мира (не боевая) тоже заслуживает внимания. По сути, со времён Волкодава ничего не изменилось. Ушла лишь богатырская сила. Причём, не ушла совсем, а лишь чутка сузилась, уступив место, как поётся в песне, силе духа и силе воли. Именно об этом, о силе духа, о бесповоротном стремлении к своей мечте, о самопожертвовании и о многом другом получилась данная книга. И это здорово! Скажу более, роман получился схожим с книгой-всезнайкой, описанной автором.

Главные персонажи прописаны автором великолепно. У каждого есть своя предыстория, своё печальное настоящее, приводящее их, как ни странно, к общему человеческому счастью. Не менее живыми выглядят и персонажи второго плана. Их истории, пусть и менее драматичны, да иногда обрываются, не успев начаться, но служат они, как и положено, дополнениями общей психологической картины, созданного автором мира. Чуть портят картину конис с нетрадиционными интересами и чернокожие прислужники, редко встречаемые в славянском фэнтези. Но их роли незначительны, а взгляды вуалируются добродетелями.

Сэттинг прописан с ещё бОльшими подробностями. К мироустройству Волкодава добавляется обширные описания природных явлений, с которыми сталкиваются герои во время своего путешествия. Причём, эти явления получают названия соответствующие эпохе, типа, Змея или Белого великана (Немного забавным выглядит Змей с хоботом, но не назовёшь ведь смерч летающим слоном).

Многих раздражают прописные истины, декламируемые автором. Очевидно, что-то типа, «Знаю стыд, пока сам сыт» или «Падающая женщина думает только о том, чтобы юбка не задралась». Но почему нет? Спрашиваю я вас. Если прописаны они к месту, то и смотрятся не шаблонно, да и скучно, наверное, было бы жить, смеясь только над новыми шутками. Иногда, согласитесь, хочется вытянуть кое-что из глубины своей памяти и поставить на видное место. К примеру, шуточное упоминание автором того, что нет ничего более подходящего к жирной рыбе, чем пиво или, что пиво с вином к головной боли, заставили меня с улыбкой вспомнить добрые студенческие годы. Уж не эти ли цели, порой, преследуем мы, читая книги? Уж не для получения ли удовольствия берём мы их в руки?

Немного расстроил (не в упрёк автору) финал. То ли в угоду реалистичности, то ли собственных фантазий, автор подыграла только симурану-полукровке... Хотя, если вдуматься, то именно так всё и должно было произойти. А рассказанная история может послужить читателю предупреждением о том, что человек способен на многое, но далеко не на всё. А поэтому, должен ставить перед собой реальные цели и не упускать возможности...

Чтобы не заканчивать на печальной ноте, хотел бы поддержать автора в стремлении к «достоверности» в фэнтези. Не знаю, на сколько реалистичными выглядят тележка и черпачок главного героя или просто ли срубить дерево боевым ножом, но в достоверности того, что скорость света выше скорости звука или того, что время, как и удава в известном мультфильме, можно измерять разными величинами, а воздушный змей не может летать без натяжения нити (всё это описывалось в произведении), думаю, может убедиться каждый. Единственный вопрос к автору, видела ли она небо из колодца, или кто подсказал?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Там, где лес не растёт». Само название книги сперва несколько ставит в тупик — какой лес, где растёт? — но потом герои повествования сами раскрывают эту загадку: «там, где лес не растёт» значит «на чужбине». Не живет венн там, где леса нет, не будет мил человеку край, где не живут его родные. И уж меньше всех на роль отважного путешественника, готового отправиться за тридевять земель, в тридесятое царство, подходит юный венн по имени Коренга из рода детей Кокориных, калека с отнявшимися ногами, что странствует по миру в инвалидной тележке, сопровождаемый лишь верным псом Тороном. Эти двое держат за душой немало сокровенного, но в ходе повествования, как шелуха с луковки, сходят с них все ложные (ложные! Вы можете представить себе Волкодава, говорящего неправду?..) «сказки» и «личины», открывая неприятную, хоть и справедливую правду о родовом проклятии рода Кокоры и о тайне рождения полукровки Торона.

Надо сказать, если вы читали «Волкодава», то сразу же ощутите контраст между калевой Коренгой, что отправляется «за море, по нитки» и мрачным воином из рода Серого Пса, исполняющим волю богов, что должна перевернуть весь подлунный мир. Коренге не суждено стать вершителем судеб, посланником небес — он всего лишь хочет подарить счастье своему роду, и потому история о нем — это просто история человека, оторванного от родных земель и решившего жизнь положить, но совершить то, что надобно: найти знаменитого лекаря Зелхата Мельсинского, дабы спросить у него совета, а потом еще и вилл отыскать, дабы те научили его пса летать. Вот и отправляется он, искалеченный, через все бескрайнее море на поиски своей судьбы, и судьба его тесно переплетается с судьбами других, совсем на него не похожих людей: тут и уличный крадун по имени Андарх, и морской кунс Чугушегг, и прекрасная воительница Эория... Они все разные, принадлежат к различным народам и молятся разным богам, а, оказавшись вдали от дома, клещами вцепляются за свою традиции, за то, что им дорого и мило, что напоминает о доме — но в то же время, как губки, впитывают в себя все новое, не чураясь, оказавшись на чужом берегу, спокойно воспринимать чужие обычаи. И хотя сюжет книги, если приглядеться, прост как дважды два («квест из пункта А в пункт Б»), обременяемый лишь сидящими на нем, как ягоды на ветке, узелками «тайн», «загадок» и «недомолвок», окончательно раскрываемых только к концу повествования, уникальность творчества Марии Семёновой — в том, что она может самый наибанальнейший сюжет превратить во что-то особенное, что-то памятное и милое сердцу.

Конечно, «Там, где лес не растёт» не сравнить с первым «Волкодавом» или «Валькирией», но, тем не менее, это стоящая книга, чтобы ее прочитать, и, думаю, всем поклонникам творчества Семёновой она придется по душе. Хорошая, хоть и немного грустная история, в которой маловато эпичности — но зато ее герои вызывают искреннее уважение, и, признаться честно, на финальных главах... я уже мало что не плакала.

Итого — что мне хочется сказать?.. Да, это не шедеврально. Да, есть множество приятных сюжетных линий, оборванных или неудобоваримо стянутых в клубок (тот же мелькнувший на горизонте Эврих, или встреча с Зелхатом), когда только-только начинаешь ждать от них развития. Да, в этой книге маловато «новизны», и то, что мы читаем о Коренге, многие уже знали из романов о Волкодаве, поэтому создается впечатление, что все венны словно бы на одно лицо, но — но! — я все же люблю эту книгу.

За Торона, крылатого пса, что, не умея летать, так отважно защищал своего искалеченного хозяина, своего побратима, за которого не жаль было отдать жизнь.

За любовную линию — пусть не такую скрыто-нежную, как в других книгах, но все же очень трогательную — любовь больных людей, что, даже догорая, точно две свечи, так и льнут друг к другу, так хотят поделиться теплом...

И за финал — не привычный «хэппи-энд», что, в контексте книги, смотрелся бы крайне неуместно, а грустный, светлый, полный надежды... Достойное завершение истории!

И почему-то, дочитав, я вспомнила слова Волкодава, которые он сказал Шамаргану: «Ты называл себя сыном Тразия Пэта и жаловался, что не умеешь даже зажигать огонь... На самом деле ты умеешь. Смотри, это же так просто...»

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, из всех прочитанных мною произведений Марии Семёновой это будет наименее любимым.

Хотя здесь есть многое: доблестные, крепкие духом герои; интрига, не отпускающая до конца... Но конец этот просто-напросто выбивает из под ног землю.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хочется завыть, как симуран в самом начале книги: «Ну зачем так-то, Автор?!»
Из плюсов отмечу необычную для меня, мелкую нарезку глав и встречу со старыми знакомыми из «Волкодава», а также момент, намекающий на истоки цикла «Братья».

Из минусов: немногочисленные схватки и несколько избыточное, на мой вкус, описание природы.

В целом — книга, которая займёт достойное место в библиотеке любого почитателя славянского фэнтези, да и хорошего фэнтези вообще. М. Семёнова — знак качества. Несмотря ни на что.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная романтическая история. Очень сентиментальная. В целом все это путешествие Коренги само по себе фантастично гораздо более, чем летучие псы и виллы. Турист, однако. Если убрать идеологию матриархата, которую свято исповедуют дикари-венны, произведение теряет динамику. Идея преступления, наказания искупления скрепляет сюжет и придает ему смысл.

Но в целом не цепляет, подростковая какая-то книга.

Оценка: 6
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то неладно в стане «славянского фэнтези», а конкретно в творчестве уважаемого литератора М.Семеновой. Раздачу соавторства направо-налево еще можно как-то понять (ну, позиция у нее такая — мне в свое время помогли, и я помогу молодым-талантливым), хотя читать эти опусы как-то не хочется. А вот тенденция развития стиля самой «мамы Волкодава» складывается угрюмая. Во-первых, любовь к собакам приняла пугающие формы и уже балансирует на грани детского сюсюканья. Во-вторых, Love&peace (с), как жизненное кредо главного героя, уже начинает напрягать. Фигура автора и ее жизненная позиция, понятия о справедливом мироустройстве и человеческих отношениях прямо-таки прут из каждого абзаца. От этого мотивация героев кажется театральной, неестественной. Если есть калека (интересный ход — шаг в сторону паропанка?), то его непременно все будут пытаться задирать и обижать, но он неизменно будет победителем (хотя бы моральным), потому что он — ВЕНН (с). «Хорошие» герои навалят ему «плюшек», плохие не смогут сильно навредить. В-третьих — несколько «свадебных генералов», которые появляются, говорят «Кушать подано» и возвращаются за кулисы. Это я про Зелхата, Эвриха с его афро-славянскими друзьями/слугами и Беспутного Брата, который уже вовсе не такой уж беспутный. Совсем на периферии маячит душка-Винитар... В-четвертых постоянное накручивание стрррашных тайн вокруг героев, с нарочитым подчеркиванием «таинственных обстоятельств». Грустно. Такой тяжеловесный прием для удержания читательского внимания... Каких-то философских мыслей или новой для Семеновой морали я не обнаружила. Так, более или менее красиво выписанный квест с типичными для автора героями. А вот сегваны удаются Семеновой хоть куда. На мой взгляд, главы на корабле Чугушегга — самые удачные в романе. Словом, обидно, досадно, а что делать?

За сегванов и язык натягиваю семерку. А вот с оценкой МФ и выбором «Отечественное фэнтези года» снова не соглашусь. А с другой стороны — выбор небогат. :(((

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне очень понравилось, вполне возможно потому, что Волкодав прочитан уже очень давно и впечатления подстерлись... А может потому что и в самом деле книга хороша. И пусть герой такой весь положительный, и потому очевидного характерного развития не получает, зато его светлым чувствам сопереживаешь всей душой. Право, отчего ему быть озлобленным калекой, ведь он жил надеждой на исцеление, к тому же проклят их род был от малодушия, так что отменить проклятие могла только такая светлая душа. Эория оказывается темной лошадкой, чувства которой были скрыты на протяжении всей книги, отчего концовка сражает трагичностью, заставляет переосмыслить всю книгу заново. Очень достойно!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Узнаваемый стиль, прекрасный язык — это в плюс.

А в минус... Мне совершенно не нравится главный герой. Точнее, неинтересен. С ним все ясно с самого начала — и до финала он таким же и останется. Глубоко положительный, зомбированный родом и семьей венн, которому даже увечье не мешает быть положительным.

Нет динамики характера. Не-ту.

Мне кажется, было бы интереснее, если б он был не такой милашкой изначально, а именно «нехорошим калекой» (и постепенно бы, под влиянием этого квеста, менялся бы к лучшему).

Он стал таким в детстве, так? В результате родового проклятия? И какой нормальный мальчишка не возмутится про себя этой несправедливостью — почему он отвечает за чьи-то мхом поросшие прегрешения?! И даже если у веннов не принято было даже в детской среде издеваться над калеками — он мог и без того стать достаточно себе на уме, задумываться о чем не надо — в частности, так ли все хорошо тут у нас, если за чужие ляпы отвечают безвинные? Ну да, первой реакцией-то должна быть, по-моему, глубокая обида — меня-то за что? И что я теперь...? Это же страшно для мальчишки, который был как все — бегал-прыгал-играл, и вдруг — на тебе, инвалид-колясочник, и не по СВОЕЙ вине! И от утешений как-то легче не становится, наборот...

Или он уже родился таким мудрым, парень этот? Так не бывает.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот не фанат я славянского фэнтези, но... Книги Семеновой мне когда-то попались совершенно случайно, друзья одолжили пару книжек (они их кажется купили на волне общего ажиотажа) и Волкодав мне понравился. Причем понравился настолько, что позже, увидев в магазине эту книгу с фамилией того же автора я подумала — «Ну а почему бы и нет? Хорошо же пишет.»

А пишет и правда неплохо. Миры красивые, персонажи хорошо прописанные, слог достаточно оригинальный, авторский. Однако, «Там, где лес не растет» как-то с трудом читалась. Может дело в том, что у меня предрасположенности нет к славянскому фэнтези, может героя было слишком щемяще-жаль временами, но как прочла я ее лет этак пять назад — так и не хочется пока перечитывать. Хотя если у меня кто-то спросит совета «стоит или нет?» скажу однозначно — стоит.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга вроде и не плохая, но очень затянутая. Эти подробные описания совершенно не нужных вещей (вроде надвигающегося смерча или до-олгого-предо-олгого пути в горах. Кстати, сама исходная ситуация — парень и девушка, идущие неизвестно откуда, неизвестно куда, «и хоть бы раз поцеловались!» — что-то подозрительно напоминает творения бабушки Нортон)…

Мыслей в книге мало (если не считать «инвалидом быть плохо, инвалидов надо жалеть» и «Человек собаке — друг, это знают все вокруг»). Эмоционального накала тоже нет. Экшен — мог бы быть, если бы М. С. как следует над этим поработала; а вышло в итоге… Ну ладно, не будем о грустном.

В общем и целом: середнячок. На один раз прочитать, получить относительное удовольствие — и забыть.

6,5 из 10

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего нового, интересного и захватывающего в этой книге я не нашёл. Всё очень просто и проще быть не может. «Волкодав» понравился больше, поэтому, из-за уважения к автору, поставлю 6.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не хотел я читать новую книгу Семёновой и правильно — нереалистично до безобразия, нет поэтики первого Волкодава, за которую можно многое простить, прямой сюжет от начала до конца со смешными «тайнами», что-то вроде «старорусского» языка с комментариями, неинтересные герои, и при этом даже идея ЗАЧЕМ эта книга написана непонятна — в целом всё скалдывается в единую картину — абсолютно посредственное произведение, которое прочитать можно, но зачем, когда есть море более интересных книг?

PS первые главы, которые были в «Новых легендах» — лучшие во всем романе.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма среднее произведение. Интригу прямого, как лыжная палка, сюжета безуспешно пытаются поддерживать некие тщательно оберегаемые героями загадки, финал же вообще оказывается совершенно невнятным, оборванным и скомканным. Полукровка-симуран Торон, конечно, получился очень милым, однако всю книгу на себе вытянуть не смог. И даже к картине мира Волкодава эта книга ровным счетом ничего не добавляет. В общем, действительно, непонятно, зачем она была написана.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный персонаж безусловно интересен. Но вот при прочтении постоянно преследует мысль «Не может так быть».

Все углы сглажены, сюжет ровный и четкий. Вторая половина книги забирает уважение и любовь к персонажам, они уже не ощушаются живыми, со своей судьбой. Финал разочаровал, там линейность и выверенность дошла до крайности и кончилась надрывом.

Наверное, автор жалеет своего героя и избегает ситуаций, когда невозможно уйти победителем или отделаться малой кровью. А ведь в жизни калеки они наверняка могли быть, и существенно изменить характер. Такая смягченность позволяет не волноваться толком за персонажей. Все конфликты несут важный, нравоучительный смысл, но лишены остроты.

Что очень порадовало — детали. Истории, рассуждения, воспоминания были действительно интересны и уместны.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга прекрасная!

Пускай сюжет и не содержит таких сражений как в Волкодаве, рассказ просто завёт его прочитать. Яркие события, «детальные» личности, интересный сюжет, встреча с лицами, являвшимися второстепенными в цикле «Волкодав» и многое другое. Кроме того, окончание этого рассказа имеет двойственную сторону: и главный герой завершил свою цель (это хорошая концовка), и его вторая половинка, найденная любовь, к великому горю, не дожила до окончания рассказа (это очень печально). Именно эта двойственность и проскакивала в моём мозгу после прочтения рассказа. Мария Семёнова не только может устроить счастливый конец, но и заставить читателя переживать за судьбы героев.

Для меня в произведениях, которые я оцениваю отлично, недостатков не бывает. Так и здесь, может они и для кого-то видны, но для меня они отсутствуют. Так что же сказать о рассказе великой российской писательницы? Разумеется, оценка МАКСИМАЛЬНАЯ.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мария Семенова относится к тем редким авторам, которые не стесняются написать книгу-квест, изготовленную из более чем очевидных составляющих. А именно: историю о путешествии из пункта А в пункт Б; историю, наполненную миллионом банальностей и прописных истин о том, что «добро побеждает зло», «зло будет наказано», «дружба — важнее всего», «честь, доблесть и отвага — приведут героя к цели», и т.д. и т.п.; историю, в которой обязательно должен присутствовать трогательный и симпатичный зверь-спутник главного героя, но... Почему-то все упомянутое не отталкивает, а, наоборот, привлекает своей приятной уютностью повествования, отчего субботний вечер, проведенный за книжкой, совсем не кажется напрасно потраченным.

В данном случае — минус пара баллов за то, что главного героя не удалось полюбить так же, как Волкодава (и имя у него какое-то зубодробительно-непроизносимое))), да и небрежность какая-то в тексте обнаруживается.

Короче, любителям Семеновой найдется, что в очередной раз полюбить, а «нелюбителям» — да лучше и время не тратить...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх