fantlab ru

Татьяна Мастрюкова «Приоткрытая дверь»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Оценок:
53
Моя оценка:
-

подробнее

Приоткрытая дверь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Что-то странное творится в старом доме, где живет Настя: сами собой пропадают вещи, хлопают двери, кто-то невидимый крадется в темноте, наводит морок, дышит затхлой сыростью в лицо, тянется длинными, тонкими пальцами к шее. Только Настя понимает – все это началось после того, как ее родная и любимая тетка вообразила себя ведьмой. Пустив по неопытности в наш мир недобрые силы, она и сама стала кем? Это еще надо понять. Настя лихорадочно ищет способы избавиться от нечисти. Но что она может изменить, если остальные члены семьи не верят ей и не видят в происходящем ничего необычного?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 167

Активный словарный запас: низкий (2624 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Приоткрытая дверь
2019 г.
Приоткрытая дверь
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде и неплохо, но после «Болотницы» кажется вторичным — пусть тут и сеттинг другой (городская квартира, а не дача в лесу), но вот сюжетные ходы, да и вообще структура романа почти полностью идентичные. Вот это и расстраивает больше всего. Язык весьма средний, хвалить особо не за что, но читать можно.

Опять же, как и в «Болотнице», тут сразу навалена целая куча странных и пугающих вещей, которые, на первый взгляд (да и на второй) совсем никак не связаны друг с другом. Так же, как и в «Болотнице», здесь нет четкого объяснения в конце что же именно произошло (как? из-за чего?) — есть только вагон догадок от героини. Ну а способ, которым та самая героиня победила нечисть, совсем какой-то нелепый.

Вновь в роман встроены короткие страшные рассказы, но мне это скорее понравилось — все-таки разнообразие. Еще один плюс — появление главной героини предыдущего романа, правда, нового про ее судьбу мы не узнаем.

Отдельный минус — концовка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я очень надеялся, что здесь не будет того же до жути (в плохом смысле) банального хода, который был в «Болотнице». Ну, знаете, это как во многих старых фильмах ужасов или в куче хоррор-рассказов, когда вроде бы все заканчивается благополучно, но самым последним кадром/предложением нам показывают какую-нибудь зловещую ухмылку одного из персонажей или что-то в этом роде. То есть вроде все и завершилось, но так ли это?

Боже, ну зачем? Ладно бы, если б было какое-то продолжение или объяснение — а почему, собственно, зло-то не побеждено до конца? Но нет! Это просто вот такой финт — думайте сами, почему так вышло. В «Болотнице» было ровно то же самое, отчего остался неприятный осадок. Здесь осадок еще хуже, потому что: а) такой ход применяется вторую книгу подряд; б) в «Приоткрытой двери» в нем еще меньше смысла, чем в «Болотнице».

В остальном — вполне себе пойдет для развлечения, чтобы прочитать буквально за один/два захода. Атмсофера какая-никакая есть, встроенные рассказы порой совсем неплохи, крипота крипует (хоть и не всегда). Но хочется чего-то большего, причем, как мне кажется, автор может. Но вот хочет ли?

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы хотел поставить этому роману оценку повыше. Ведь он явно лучше «Болотницы». Он написан уже вполне себе литературным языком, он явно страшнее дебютного романа Мастрюковой. Но не могу. Потому что все эти плюсы были только в первой трети, где мы наблюдаем, действительно жуткую картину появления в квартире потусторонних сил. Автор безостановочно бомбардирует нас скримерами, не давая никакой передышки. Поначалу это радует, но в процессе чтения, видя, что страниц остается все меньше, начинаешь задумываться, а где же сюжет? Что-нибудь ведь должно происходить, кроме появления кошек, игош и странных личностей?

И тут появляется героиня «Болотницы» и начинается та же песня с кикиморой, чьими-то страшными историями из интернета, глупой перепиской и прочим, прочим стандартным для автора «болотом», которое преподносится как подростковая жизнь. Сюжет окончательно рассыпается, в него вводится какой-то Кукольник, который пропадает, также как и появился. В итоге нас ждет быстрая концовка, в которой девочка, начитавшись интернета, пытается закрыть дверь одним ей (и автору) понятным способом. Что-то там происходит, метание по квартире, забивание иголок, многостраничные рассуждений ни о чем пока кто-то таинственнй пытается вырвать из-под героини стул и прочее и прочее. Все это перемеживается с каким-то запредельным уровнем бестолковости девочки, который автор пытается выдать за подростковое мышление. Но «подростковый» не означает «тупой». Это правило давно пора запомнить писателям, которые пишут романы для молодежи.

В общем, все закончилось плохо. Плохо для читателя, чуть лучше для Насти, непонятно для тети.

А я, пожалуй, покину хоррор-вселенную Татьяны Мастрюковой. Утомился.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настя живет со своими родителями, бабушкой и тетей в обычном доме, в ничем не примечательной квартире. В квартире не происходило ничего мистического до тех пор, пока тетя Юля не предложила Насте провести ритуал по призыву духа прапрадедушки. С той ночи в жизни девочки и ее семьи все изменилось – дома начали теряться вещи, в стене образовалась трещина, а люстры начали кружиться вокруг своей оси. И это, не считая странного поведения родных.

Когда темнеет, мозг начинает работать чуть иначе. И вот уже кажется, что в углу около шкафа тени стали чуть темнее и похожи на образ какого-то существа. А кот, который до этого спокойно лежал в ногах, почему-то подорвался и теперь тоже смотрит в этот темный угол. Вот и с книгой произошел тот же эффект. Так случилось, что начала я читать книгу уже поздно вечером, ближе к ночи. И знаете что? На тот момент мне она показалась очень жуткой. Все эти образы, странное поведение тетки, ее улыбочки и много другое просто вводили меня в ужас. Кончилось все тем, что где-то часа в три ночи я, укутавшись посильнее в одеяло, зажмурилась и попыталась уснуть. Проснувшись утром и находясь все еще под впечатлением от книги, я продолжила читать – оставалось меньше сотни страниц. Но вот странность… уже было не страшно. Наоборот, многие действия Насти у меня стали вызывать недоумение. Например, то, что она постоянно видела какую-то кошку дома и вообще этому не удивлялась и никак не реагировала. Ну кошка и кошка. Мне кажется Настя вообще в целом очень неплохо восприняла всю творящуюся хтонь в их доме. Если честно будь я на месте девочки, я бы поседела от страха. А она вполне себе бодрячком. Так же в сюжете очень много всего понамешано и кажется, что автор сама в какой-то момент запуталась. Тут и разлом в другой мир, и игоша (к которому у меня тоже вопросики), и отпечатки на зеркалах с детскими ладошками и непонятными фразами. А потом еще и появились отсылки к Интерстеллару с этими перемещениями в пространстве и времени, которые я тоже не поняла.

У меня теперь просто куча вопросов, которые возникали по мере чтения. Например, зачем было упоминать про трупы в доме. Или что там с сундуком и книгой? Что за детские голоса слышала Настя и что значит фраза «Папа плачет»? Я плохо помню «Болотницу», да она мне особо и не понравилась (наверное, тоже ночью надо было читать), но может как раз эта фраза относится к Вике и ее папе, раз была такая же фраза как раз в сообщении от Вики в переписке с Настей. Кто же такой Игрушечник? Я так поняла, что именно он сделал манилку и отдал, возможно, вместе с книгой Люле. Но какие были мотивы? Или же это Люля его сама попросила, но для чего. К сожалению, ответов у меня нет.

По итогу, если бы я продолжила читать книгу ночью, добила бы эти последние страницы, то оценка и впечатления от книги были бы гораздо выше. Но так как дочитывала я уже при свете дня и со свежей головой, то из-за вот этих всех вопросов и впечатления смазанные и оценка соответствующая. Но все же, эта книга чуть больше понравилась, чем «Болотница». Зная теперь, что автор в принципе может меня испугать, обязательно прочитаю оставшиеся книги, а может и перечитаю первую, в которой возможно найду какие-то ответы на свои вопросы к «Двери».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая история из условного цикла подростковых ужасов. Новое место, новая главная героиня и её семья. С Болотницей есть небольшое пересечение — две главные героини этих книг, не знакомые друг с другом лично, переписываются в чатике о волнующих их потусторонних проблемах.

Что же касается впечатления, Болотница мне понравилась больше. Тут не обойтись без сравнений.

Сюжет менее стройный. Вместо него набор многочисленных странных и пугающих эпизодов в старой квартире. По-хорошему и части из них хватило бы, чтобы очень сильно и бесповоротно напугать главную героиню. Но нет, раз за разом не только взрослые, но и сама девочка словно сталкиваются со всем этим впервые, эмоциональная усталость и страх не накапливаются, а героиня обманывается и удивляется как в первый раз.

Помимо основного сюжета здесь тоже есть набор страшных баек — из интернета. Но они куда менее упорядоченные, чем дневниковые записи и деревенские предания из первой книги. Это реально скорее ворох баек, где смешались вместе зеркала, старая мебель, куклы, переходы и прочее. Никакой системы, сплошная путаница, откуда героиня пытается использовать что-то буквально наугад.

Отчасти поэтому «финальное противостояние» выглядит странно. Героиня бродит по квартире и переключается с одной идеи на другую, не доводя почти ничего до конца. И не по какой-то понятной причине, а просто потому что постоянно отвлекается. Ряд предметов и зацепок просто появляются, чтобы потом сгинуть, никак не влияя на итог. К чему были куколка-ворона, древний гримуар, загадка занавешенного окна и напряженное сравнивание реальности и зазеркалья? Ну, они просто были, а потом героиня снова на что-то отвлеклась. Хуже того, к чему в этой истории были главы от лица игрушечника? Он вообще никак не повлиял на историю, мелькнув уже после возвращения всего к условной нормальности.

Ну и наконец я должна признать, что в этой книге очень сильно бесячая тётка главной героини. Я понимаю, что подобные личности встречаются. Но это не отменяет того почти физического раздражения, которое испытываешь во время чтения от просто слепого потакания всем её причудам и недостаткам со стороны остальной семьи.

Финал к слову в этой книге тоже относительно открытый, оставляет долю сомнений. Кажется, это авторская фишка. Либо автор так пытается показать, что зло нельзя окончательно победить (что странно для подростковой книги), либо это такие зацепки для продолжения. Единственное, что действительно жаль — так это намёки на то, что у героини Болотницы всё далеко не нормально в дальнейшей повседневной жизни. Как минимум сильная депрессия и оставшиеся сомнения. Как максимум же... Всё может быть очень жутко. И это весьма обидно, ведь эта героиня мне нравится.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раньше относился с недоверием к русским авторам, что пишут в жанре ужасов. Благодаря Константину Образцову (а теперь и Татьяне Мастрюковой) могу сказать наверняка, что местные авторы пишут не только не хуже западных, но даже, в некоторых случаях — лучше. «Воды» в книге практически нет, каждая глава рассказывает о новом сверхъестественном происшествии в квартире или же случаях, что произошли с другими людьми. И во все эти истории ты готов поверить, потому что они описываются так, словно ты обо всем этом когда-то слышал (от бабушек, из детских страшилок, в «Битве экстрасенсов» — это для тех, кто верит во все там происходящее), а потому в них легко поверить. Живя один и читая по ночам, волею не волей ловил себя на мысли, что книга меня местами пугает. А если так, не достойна ли она высшего балла? Вполне, но мне слегка не хватило объяснений в финале: какова роль кукольника, кого все-таки вызвали во время ритуала (кикимору?), как понять произошедшее дежа-вю? Эти ответы (если они есть) наверняка мне откроются после повторного прочтения, а оно обязательно будет когда-нибудь. Приступаю к прочтению «Болотницы».

P.S. «Болотницу» стоило прочесть первой, потому как гг из этого произведения также играет важную роль в «Приоткрытой двери».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Камерное произведение, перекликающееся с «Болотницей» в плане контакта главных героинь. С середины книги повествование провисает, ограничиваясь лишь описанием новых проявлений потусторонних сил всё в той же квартире. Подойдёт для старшего школьного возраста (если читатель выдержит столько страниц монотонного повествования).

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычная школьница Настя делит коммунальные метры вместе с родителями и чудаковатой младшей сестрой матери. Взбалмошная тетка полна фантазий и неодолимого желания доказать всему миру, и в первую очередь родственникам, что она — выдающаяся личность, сокровищница уникальных талантов и они вообще должны гордиться тем, что живут с ней под одной крышей. Правда, нехитрые потуги в этом направлении не приносят ей никакой пользы, зато становятся источником постоянных курьезов, головных болей и незапланированных денежных трат семьи.

В очередной раз, увлекшись эзотерикой, тетка пробует связаться с обитающими, по ее мнению, в хозяйской квартире призраками усопших. Причуды тетки не остаются в стороне от племянницы, которая, несмотря на внешнюю снисходительность к дурным забавам, родственницу любит и даже немного завидует ее умению быть в центре внимания.

С этого момента история превращается в мистический триллер с поправкой на бытовые хлопоты жильцов обычной городской квартиры. Кто-то невидимый в ночи шастает по коридору, открывает-закрывает двери, прячет любимые отцовские тапки и вообще ведет себя вызывающе. Все эти паранормальные казусы автор небесталанно украшает страхами и внутренними переживаниями юной Насти. Размышления подростка при этом остаются вполне разумными: Настя не верещит, не паникует при виде загадочной тени в углу и не мечется по комнатам, зажав в одной руке крест, а в другой — тетрадь с магическими заговорами.

У истории нет сквозного сюжета. В каждой главе происходит какая-нибудь очередная чертовщинка, на которую героиня чаще всего обывательски реагирует в духе «Ну бывают же чудеса!», после чего немедленно о ней забывает. Однако ближе к середине книги череда жутковатых происшествий начинает-таки Настю донимать. И тут надо отметить хорошо усвоенные Татьяной Мастрюковой классические правила введения в сюжет элементов кошмара. Одно из них гласит, что мнимый монстр пугает сильнее явного: человек вообще склонен преувеличивать собственные страхи, придавать им такую форму, от которой содрогнется любой фольклорный бука.

Другой пример правильного подхода к хоррору — незавершенность сцен манифестации «ужасного», когда не очень понятно, ушел ли монстр в свою кладовку вслед за последним часом ночи или же притаился где-то в комнате. Может быть он сидит в шкафу, может быть — заполз под кровать, или его присутствие можно обнаружить за внезапно ставшим недобрым взглядом родственника? Автор эти правила понимает, поэтому предлагает конкретный образ неявленного страха. Вспомните: когда, заработавшись или засидевшись за книгой до глубокой ночи, вы неожиданно замечаете приоткрывшуюся дверь в конце коридора — какие мысли зачастую первыми приходят на ум? На пороге никого нет, за ним лежит в мельчайших деталях вам известная гостиная. Но вместе с неприятным холодком по спине, стремительно пробежит мысль: не прячется ли кто-то ЗА дверью?

К сожалению, «дожать» эту историю у Мастрюковой не получилось. Она неплохо рассказывает страшилки, но совершенно не умеет их заканчивать. А это важно, потому что постоянно бояться невозможно. Место ночи занимает утро, привычные мысли и действия лениво возвращаются на смену страхам, а выдуманные чудища покорно прячутся по чуланам и сундукам, надеясь, что однажды их кривые тени лягут на кровать спящего. Мастрюкова об этом забыла, и там, где по всем законам должна была стоять точка, в ее романе поставлено многоточие.

6 баллов из 10 (до прочтения «Болотницы» было 7)

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая история Татьяны Мастрюковой – непрямое продолжение «Болотницы». В ней появляется и сама героиня, и даются намёки на скрытые от читателей перипетии её дальнейшей жизни. Это важный момент, лучше читать последовательно.

События в «Приоткрытой двери» разворачиваются в замкнутом пространстве старинного дома, чьи стены не помогают. Описание обстановки старой советской квартиры, необычного подъезда получилось восхитительным! Сразу представляются окрестности площади Восстания или Васильевского острова. Честно говоря, именно квартира оказалась для меня центробежной силой сюжета.

В остальном же новая книга страшна не мистикой, а именно бытовыми семейными страхами, когда дом уже не крепость и родители тоже не защита и опора. Впрочем, для автора это устойчивый мотив. По итогам «Болотница» намного взрослее и глубже, как мне показалось, но зато вместе со второй образует целую городскую вселенную. Думаю, третья связующая история не за горами.

P.S. Не оставляет ощущение, что автор в собственной жизни сталкивалась с тем, что описывает.

P.P.S. Тётя главной героини настолько живо напомнила реальных людей из определённой московской тусовки. Просто до боли!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх