fantlab ru

Ник Перумов «Странствия мага»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
4463
Моя оценка:
-

подробнее

Странствия мага

Роман, год; цикл «Миры Упорядоченного»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и некроманта Фесса в Нарн, обитель Темных эльфов. Но обитатели волшебного леса отказывают ему в пристанище, прозревая будущее черного волшебника, как апостола тьмы, которому на роду написано принести гибель Эвиалу. Есть один способ проверить правдивость этого страшного пророчества, и Фесс принимает его, двигаясь дальше с погоней Святой Инквизиции за плечами и с надеждой на чудо в душе.

Святая Инквизиция идет по следам Фесса, деревенская ведьма творит заклинание недоступное Высшим Магам, трижды нарушено Слово Некроманта. Только постепенно обретаемая Фессом память помогает ему избегать трагической развязки.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 300

Активный словарный запас: средний (2831 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 82 знака, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Рождение мага
1999 г.
Странствия мага. Том второй
2000 г.
Странствия мага. Том первый
2000 г.
Странствия мага. Том первый
2006 г.
Странствия мага. Том второй
2007 г.
Путь некроманта
2008 г.
Странствия мага
2014 г.
Странствия мага
2023 г.
Странствия мага
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Nekromantikerns irrfärder
2009 г.
(шведский)
Nekromantikerns irrfärder 2
2009 г.
(шведский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга по сути построена по тому же принципу, что и «Рождение мага» — сюжет долго-долго (теперь уже целых два тома) топчется на месте, а в последней главе делает еще один небольшой шажок вперед. Два тома Фесс сотоварищи бродит по кругу, вступая в бой с одними и теми же врагами, совершая одни и те же ошибки, раз за разом нарушая Слово некроманта, рефлексируя по этому поводу и тем не менее продолжая это самое Слово давать следующим встречным. Наблюдать за этими повторами чрезвычайно тоскливо. Очень хочется надеяться, что это действительно самая слабая книга в цикле, как мне не раз говорили, и что в следующих будет хоть какое-то улучшение.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, как в своё время меня проняла эта книга! Я помню, что читал её в конце осени и начале зимы 2000 года, и «Странствия мага» подарили мне столько эмоций, так как я буквально чувствовал происходящее на этих страницах. Наверное, причина достаточно прозаична: когда я, подросток дюжины лет, шёл по улице, то видел такую же слякоть, ранний мокрый снег и мрачную хмарь, что и герои, пересекающие Нарн и Эгест. Много места в моём сердце заняли яркие и образные (по моему, после этой книги больше подобного в творчестве Перумова не наблюдалось) описания, это касается и локаций, и диалогов, и схваток, кои здесь здорово визуализированны...

Ну а если судить по моему нынешнему возрасту — неплохо. И даже не только в плане ностальгии по прошедшему детству, хотя она, наверное, позволяет мне приделать к своему вердикту дополнительный плюсик. Осталась на месте мрачная атмосфера, хмарь и безысходность всё так же она висит над головой некроманта Фесса-Неясыти, и поневоле вовлекает самого читателя в мир Эвиала. Тихая, шуршащая осень и в душе, и вовне, так как происходящее вокруг (напомнить вам, какое сейчас время года?) позволяет нам собственными ногами пройти по многострадальной земле... Хвойные гиганты сумрачного Нарна и лиственные — Вечного леса, молчаливые громады Железных гор и практически поэтическая убогость глубинки Эгеста — пожалуй, нигде в более поздних романах Перумову не удалось так красочно и полно воплотить своё видение мира. В этом плане автор — большой молодец.

И, несмотря на откровенные глупости и натяжки (о них позднее) сюжет тоже запоминается надолго. Он состоит практически из одних поражений, и сгущает атмосферу безысходности, которая здесь, как ни странно, кажется уместной. Просто Перумов здесь ещё не совсем запутался в том, что хочет написать, и продолжает держать интригу странствий Тёмного мага, над которым висит печать рока. Неплохо, и даже хорошо.

Персонажи, кстати, встречаются весьма неплохие. С Праддом и Сугутором автор явно не знает что и делать, поэтому потихоньку задвинул их на задний план. А вот Великая Пушистая Любоff некроманта с тематическим именем Рысь обещала стать интересным персонажем с неплохими задатками на глубину, однако Перумов уделил ей всего сотни три страниц, и (по факту) слил. Впрочем, если учесть, во что он превратил через 10 лет линию Хедина и Сигрлинн в ГБ2, слава Богу, наверное, ну не умеет он писать любовные линии, не умеет. Весьма неплох Эбенезер Джайлз со своим внутренним конфликтом между воспитанием и жизненным опытом, который, впрочем, вылился в трагедию, причём для всех. Инквизитор Этлау, правда, резко выцвел и из неоднозначного злодея превратился в местный филиал Дьявола, совершенно плохого на фоне почти совершенно положительного Фесса. Законы жанра, язви его!

Да уж, картинка кажется радужной, вы не согласны? А вот погодите. Я же не могу не пнуть, ну никак. Натура такая.

Вот вы когда нибудь слышали, чтобы главный герой был главным недостатком (и немножко — достоинством) неплохой, в целом, книги? Нет?

Чтобы сделать сюжет именно таким, какой нужен автору, ему потребовалась рискованная операция: удаление мозга из черепной коробки главного героя. Да ещё и с выскабливанием стенок оной, с прижиганием спинного, чтобы уж ничего там, по возможности, не шевельнулось. Даже в детстве я недоуменно качал головой, смотря, что творит некромант и как он гнёт пальцы перед всеми подряд. А нынче я периодически смотрю в зеркало, не осталось ли у меня на лбу после прочтения синяков? Ну, есть такое слово, facepalm, вот оно это и есть. Можно, конечно, списать всё на «романтический образ» героя, но это не говорит, что он должен вести себя как клинический поциЭнт странноприимного дома? Раздавать всем подряд слова некроманта, радостно идти во все ловушки, которые ему попадаются по пути, читать всякие разные заклятия с непредвиденным исходом, и так далее, и так далее. Нет, ну правда?

Да, ещё некромант Фесс наконец-то проявил свою истинную сущность — он начал ныть и рефлексировать. Пока что умеренно, но мы-то знаем... Между прочим, «правило одного дара» как-то быстро пошло к дуоттам под чешуйчАтый хвост, теперь едва ли не все сильные колдуны ещё и мечами машут «шо дурные». кстати, мне вот интересно, а реально ли действительно отбить мечами несколько арбалетных болтов, пушенных почти одновременно с разных сторон? Я не специалист, но уж как-то это совсем уже... круто до невозможности.

Да, магическая составляющая тоже эволюционирует: теперь некромант произносит шесть (6) нуващемощныхзаклинанийкоторыемощнеепредыдущихпростомощных. Как-то так, да. Справедливости сказать, «из последних сил» было только три (3), то есть половина, следовательно, пока не всё так плохо...

И это притом, что автор всё понимает. Причём прямым текстом — из уст (уст?) дракона Сфайрата. Фактически, Перумов признаёт, что Фесс ведёт себя так потому, что так надо ему творцу, специально нужно было наворотить этой жуткой каши, и сделаться несчастным, как разведёнка с двумя детьми.

В общем, симпатичное dark fantasy с натянутым сюжетом и тупицей-главгероем, которое стоит дочитать до конца. А вот дальше... ежели карта ляжет, ради Бога, читайте... Но знайте, это чарующее погружение — последнее.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, читал я ее, когда был лет на пять моложе. Понравилось, но ничего конкретного из книги, кроме того, что главгерой некртомант и его зовут Фесс, не запомнилось.

На днях решил перечитать, освежить, так сказать, память. Перед началом прочтения решил поставить оценку, что бы потом сравнить. Дошел где-то до середины и «заглох». Для порядка прошелся по оставшимся страницам, в надежде на улучшение. Зря.

Это теперь сразу видна скудость сюжета, изрядная глупость персонажей и хроническое перумовское заболевание «эскалация сил по ходу развития сюжета», когда применяемые героями заклинания становятся все мощнее и мощнее, достигая к концу книги совсем уж заоблачных высот. Ну и, конечно, различная «попса» вроде отбивания стрел глефой.

Имеет место надоедающая шаблонность персонажей. Фесс — некромант. Он хороший (почти), потому что автор так сказал. Инквизитор злой, но тоже не совсем. Сильвия вобще непонятно кто и зачем ее в книгу засунули. Для обьема, вестимо. Отдельно хочется упомянуть подручных Фесса — орка Прадда и гнома Сугутора. Важной роли в сюжете не играют, боевой ценности не представляют (ибо не круты), умных мыслей не высказывают. Собственных характеров (за исключением реакции на актуальные темы-триггеры никак себя не проявляют), также, не имеют. Смысл их пербывания в команде сводится. в основном. к вялым пререканиям друг с другом.

Немного о Фессе — он почти все книгу мучается от угрызений совести, трижды дает клятву некроманта и неоднократно ее же нарушает, рубит противников глефой или долбит посохом, творит волшбу. упокаивает или поднимает нежить. Все вперемешку или даже одновременно. Например: мучается совестью упокаивая мертвых творя волшбу.

Сюжет: можно бесконечно удивляться тому, как автору удается растянуть такое малое количество значимых событий на такой обьем. Вроде бы все время что-то происходит, но если все не имеющее отношение к скелету повествования выкинуть, книга ничего, кроме обьема (а это будет добрых три четверти всего текста!), не потеряет.

Скелет сам тоже не идеален. Больно он корявый. Логика персонажей с трудом поддается осмыслению. Видимо, наиболе точным определением будет череда «энкаунтеров», в которых герои должны набирать экспу. Но только Фесс и также уже макс. уровня, а Прадд, Сугутор, Рысь и Сильвия, почему то, не качаются.

Здесь сравнивали Перумова и Сапковского. Согласен, местами книги даже очень похожи. Если перечислить ключевые элементы, то обнаружить разницу будет практически невозможно. Тем не менее, каждый пишет как может. Получается по разному.

У Перумова получается средненько. Читать можно, но скучно. Искать смысл или логику не рекомендуется.

Есть, все же, и светлые моменты. Описания у Перумова местами бывают неплохи, истории и концепции в меру интересными, а иногда бывает интересно просто почитать «экшн», все прыгают, стреляют, пускают заклинания. Карнавал. Феерия. Смотрят же люди боевики в конце то концов.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сценарий к игрушке «Странствия мага». Во-первых – маститый выбор оружия, о возможностях и дамадже которого можно только догадываться по замысловатым названиям. Во-вторых, несомненно, плодовитый бестиарий. К примеру, раса инквизиторов включает в себя красненьких, беленьких и самых крутых черненьких, особенно с толпой тех, что в доспехах. Мир прорисован в мельчайших подробностях. Насладится им позволяет совершенно неуправляемая камера, которая часами заставляет нас любоваться каким-нибудь деревомкотороенеобхватят50человек. Предусмотрительно исключена функция быстрого перемещения из локации в локацию, чтобы (ни дай бог) нерадивый игрок по глупости не лишил себя возможностей созерцания многопиксельных дубов-колдунов и прочих радостей постоянных переходов туда-сюда.

К боевкам никто не останется безучастен. Море кровищи! Летящие в разные стороны уши, порванные щеки! Умнейшая система заклятий, которая перед каждым боем оставляет в инвентори только самое сильное и самое «из-последних-сил» заклинание. Остается только догадываться о том, как эти заклятья будут реализованы – ведь в сценарии им уделены десятки страниц! Что-то типа: зажатая зубодробительная комбинация на клавиатуре левой, а правой – собрать 333 раза «пятнашки» за 40 минут (элементы квеста, так сказать).

Порадовал AI наемников. В большинстве случаев они лежат в коме где-то неподалеку и не отвлекают ГГ задорными шутками от таинств и мыканий его многострадальной души.

Вся глубина и нелинейность сюжета познается в общении с неписями. Будь то эльфийская королевна или самый захудалый староста — все они с радостью бросятся рассказывать историю Эвиала, по три раза повторяя плохо заученные моменты, но каждый раз доплевывая что-то новенького.

Не очень понял, зачем вдруг приходилось играть за каких-то императоров и Сильвий, которых и раскачать-то толком не успеваешь. Да и сама цель игры до самых титров остается под завесой тайны. Так что чувства игра вызывает противоречивые и в основном это желание поскорей дойти до финальной заставки, и хотя она подкачала (у Близардов лучше), все равно

– играть всем!

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В тяжёлые военные годы синус достигал пяти» ©

Именно такой анекдот припоминается вместе с сюжетом «Странствий мага». Потому что пафосность и насыщенность текста всякого рода магией прошли некую точку невозврата, произошло переполнение переменных и их смысл потерялся напрочь. Наверное, это самая линейная из книг Ника, герой движется из точки в точку, чтобы, по сути, три раза подряд поучаствовать в очередной великой схватке, в которой он не выйдет победителем, а «из последних сил», «изнывая от отката» и «вспомнив часть своего прошлого» чудом спастись и отправиться делать глупости дальше. Всё больше рефлексии, всё больше и больше однотипных драк и магических поединков. Только вот от такого обилия магии книжка интереснее не становится, скорее наоборот. Мотивы Фесса непонятны. Зачем было ругаться с инквизицией?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К слову, вокрешенный Этлау как сюжетный ход — ожидаемо для Ника, но всё равно некрасиво.

Второстепенные персонажи погоды не делают. Орк и гном время от времени пытаются пошутить, Рыси уделено слишком мало времени, чтобы раскрыть персонажа, а бедняга Эбенезер слишком глуп. Хотя эпизод с телегой и поиском лошадей (удивительно, как это Ник спустился до такой бытовухи?) являет собое единственное приятное исключение. Сюжетные линии Клары, Сильвии и Императора вторичны (действие проходит в тех местах, где уже бывал Фесс), так же линейны и не содержат запоминающихся событий.

Моя оценка книге была бы совсем ниже плинтуса, если бы не последняя глава-постмортем. Сфайрат грамотно расставляет все точки над «i» и делает заслуженные замечания. Ложка мёда в бочке дегтя.

Итог: экшн по-перумовски. Только для поклонников и желающих прочитать цикл целиком.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная вещь произошла с Перумовым в его третьем романе из цикла Летописи Разлома. Автор самолично признался в собственной ошибке под названием «Странствия мага». Почти в самом конце романа в лице дракона Сфайрата Перумов заявляет, что некромант Неясыть, мягко говоря, натворил тех еще бед в виду своей глупости.

М-да. Такое решение автора просто поражает. Признаться в слабости своей собственной книги, но все равно её всучить редактору. Как редакторы вообще пускает кучу однообразных фэнтези недоделок в печать? Риторический вопрос. К чести редактора, на этот раз текст не пестрит различными видами ошибок.

Как же Перумов понял, что его творение настолько слабо? Попробуем разобраться.

Если в предыдущих романах сюжет был скучен и уныл, то теперь еще и глуп. Наш некромант вместе с орком и гномом только покинул разнесенный к чертям Арвест и сразу же умудрился влезть в неприятности. В лесу темных эльфов Нарне Неясыть дал Слово Некроманта, считающиеся нерушимым (что за дурак поверит некроманту на слово?), и пообещал спасти эльфа Идриса Эваллё, находящегося на волоске от смерти. Думаю, развязка этого эпизода ясна. Но автор уделил этому событию страниц сто. Может, конечно, и меньше, но фирменный стиль Перумова значительно затрудняет скорочтение его произведений.

Потом вышеупомянутый некромант еще два раза дает Слово Некроманта почти мертвым людям. Само собой ничего путного из этого не выходит. Потом, увлекая за собой друзей, Фесс-Неясыть-Кэр мчится зачем-то мстить в наполненный врагами-инквизиторами город Эгест. Опять же ничего путного. И все. Весь сюжет. И это за два немаленьких тома. Очень слабо, предсказуемо и к тому же глупо. Почему вообще роман называется «Странствия мага»? Или посетить, условно говоря, три с половиной локации это странствия?

Наметившийся было прогресс в «Рождение мага» быстренько преобразился в регресс.

Удивительно, но факт. Стиль Перумова стал немного лучше. Но рано радоваться. Это случилось только из-за того, что ваш покорный уже привык к авторскому издевательству над ремеслом писателя. Начинаешь уже просто проглатывать бесконечные повторы, однообразные бои, ужасные диалоги и такие слова и выражения «крутнулся”, «господа хорошие” и «немыслимый изгиб”. Все эти вещи повторяются по сто двадцать раз.

Особенно, конечно, стоит выделить в этот раз описание боев. Это просто детский сад. Все скачут, прыгают, отталкиваются от стен и рубят тучи стрел в полете. Лучше бы «крутнулись” пару раз и успокоились. Главный герой так вообще из каждой стычки выходит победителем, но обязательно ценой «неимоверных” усилий. Супер крутое заклинание там использует, или, продираясь сквозь заслоны в собственной памяти использует какой-нибудь модный приемчик. И обязательно вспомнит о Масках, которые, кстати, в этом романе вообще не беспокоят некроманта.

И как же не упомянуть о размере романа. Два тома! Два тома пустословия! Все события романа можно уместить чуть ли не в повесть, причем из-за уменьшения размера произведение только выиграет. Но такой уж авторский стиль, любовь Перумова к подробному описанию любой мельчайшей подробности из жизни его мира давно всем известна. Иногда, конечно, даже интересно читать о каких-нибудь подробностях из жизни Эвиала, но проблем в том, что они занимают треть текста. Остальные две третьих делят между собой, отнюдь не поровну, разглагольствования автора о том, о сем и основные события романа.

Вроде, ситуация плачевная, но второй том все-таки идет пободрей.

Мы и раньше подозревали, что Кэр Лаэда человек с извращенной логикой и довольно скудным умишкой, но теперь автор нам показал форменного идиота. Раздавать чуть ли не трупам обещания спасения надо же до такого додуматься. А потом еще попереться мстить непонятно для чего в доверху набитый солдатами инквизиции город Эгест.

Зато на примере Фесса мы можем сделать несколько важнейших выводов.

Вывод №1

Если вы видите уматывающего во весь опор темного эльфа в его же родном лесу от чего-то непонятного и смертельно опасного никогда не давайте ему обещания, что он выживет.

Тем более этот эльф настолько обнаглел, что несмотря на слово некроманта пожертвовал своей жизнью ради охраны своего Леса. А некромант дал ему слова. Какого?

Вывод №2

Если вы видите ведьму, готовящую опустошительное заклятие, не болтайте с ней, не пытайтесь вернуть её на путь истинный и тем более не давайте ей своего обещания, что вы её защитите, и она выживет!

Вывод №3

Если белый маг, которого вы мало знаете, и который постоянно говорит, что вы делаете нехорошие вещи, да к тому же еще редкостный нытик и ревностный верующий, не давайте ему обещания, что вы его защитите от инквизиции! А если все-таки дали, то не мстите за почти незнакомого и чуть ли не враждебного вам человека, а не то потеряете всех своих друзей.

Вывод №4

Если вы сделали перечисленные выше глупости, то вас зовут некромант-убийца Фесс-Неясыть-Кэр или попросту Тупица.

Остальные персонажи не настолько тупы. Зато все они бесхарактерные бревнышки. Автор буквально навязывает читателю характеры всех героев. Вот этот гном Сугутор – ворчун и задира, но боец хоть куда. Орк Прадд – простой и одновременно благородный. Воительница Рысь – она ловкая и вообще как рысь. Инквизитор Этлау – негодяй, но защищает людей. Королева эльфов Вейде – малолетка, которая, не зная как, стала королевой, да к тому же страдает амнезией. Очередная логическая ошибка автора.

В общем, как автор навязывает читателю свое видение диалогов, так и персонажей. Никакого интереса в них нет. Как автор вначале сказал, так и будет. Все типажи выставлены по умолчанию.

Про оригинальность в фэнтези речь заходит редко. Настолько это каноничный жанр, что диву даешься. У Перумова вообще с этим проблемы. Не знаю, как так получилось, но «Странствия мага» сильно напоминают «Ведьмака». При чем бюджетного. Тот же принцип меньшего зла, та же охота на нечисть за деньги, цвет волос главного героя, хорошие способности и в магии и во владении мечом. Понятно, что сравнение с творением Перумова произведений пана Анджея оскорбление для последнего. Будем надеяться, что Перумов никогда не читал о Геральте и просто так случайно получилось.

В других моментах в романе использован стандартный фэнтези набор. Темные и светлые эльфы, злая инквизиция (она еще со времени средневековья в качестве антагонистической силы, банальна до безобразия), гномы, хоббиты, дракон и обязательная кампания соратников героя. Есть, конечно, пару находок вроде использования зомби вместо лошадей, но все равно даже в 2000 году «Странствия мага» сборник фэнтези клише.

Зато вот описать мир получилось у автора неплохо. Присутствует и несколько интересных историй из прошлого Эвиала и подробное описания самого мира, его устройства, рас его населяющих. Портят общую картину только однотипные деревеньки. А так даже приятно иногда окунуться в мир Эвиала. Создавать лучше Перумову миры для фэнтези телесериалов, компьютерных и карточных игр. Правда, есть подозрения, что ничего оригинального он никогда не придумает.

«Странствия мага» — фэнтези низшего сорта. Очень слабое произведение с глупым главным героем, отвратным стилем, скучной и банальной историей. К тому же еще и через чур длинное. Сжечь перед прочтением!

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не считаю, что разбираюсь в дифференцировании фэнтези на «темное» и «нетемное», но, судя по читанному и слышанному, есть все основания отнести «Странствия мага» к «дарку». Здесь в наличии жесткость и жестокость (иногда – выпяченные гротескно, гипертрофированно), бескомпромиссная, суровая «правда» жизни, преступные ханжество, лицемерие, наивная «темнота» и злое невежество, глупость и узколобость, страх и ненависть, а еще – неоднозначность поступков героя, руководствующегося не принципом «меньшего зла» (как поступил бы на его месте каждый соответствующего амплуа), а собственными устремлениями: когда необдуманно, а когда и движимый, мягко говоря, не самыми достойными побуждениями (но по-человечески всецело понимаемыми и принимаемыми), или проявляя безответственность. В общем, Фесс очень неоднозначен. И это плюс. Фесс – трагическая фигура. И это данность. В герое пытаются ужиться двое: Неясыть, некромант, и Кэр Лаэда, бунтарь. У последнего есть качество, которое выделяет его над почти всеми обитателями мира, где происходит действо, – он видит их ограниченность, их закостенелость во мраке предрассудков, страхов, невежества и заблуждений. И он растерян. Не знает, по каким же правилам жить, и живет по своим собственным. При этом он – марионетка. И эта роль не по нутру. В то же время он – дичь, за которой идет охота.

«СМ» отличает от первой книги нарастающая драматичность: в сюжете, в персонажах. Отдельные сцены получились очень сильными: например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда Вэйде и Джайлз, стоящий на коленях, просят Фесса отречься от некромантии, от пути, избранного им, по сути, от себя; видение казни мага воздуха
и другие. Сложности, возникающие на пути героя, требуют выбора, бескомпромиссного, без возможности повернуть назад и пойти другим путем. И, читая, ловишь себя на мысли, что не знаешь, как бы поступил на месте ГГ. А решения Фесса приводят его к тяжким утратам, в которые верить не хочется – полюбились персонажи, без них пусто. И пытают героя не только внутренние противоречия, есть еще внешние угрозы и вызовы.

Суровая выпала доля ГГ: приходится выбирать между долгом и тем, что составляет человеческое «я» героя. Жестокое испытание. Именно испытаниям посвящены «Странствия мага», а собственно «странствий» здесь не так уж много – не настолько, на мой взгляд, чтобы называть книгу таким образом. Наверное, данное обстоятельство вызвано ранее объявленными автором анонсами (можно наблюдать в первом издании «РМ») о том, что после «Рождения мага» выйдут «Странствия», и приводилась даже первая глава второй книги. Мне кажется, удачней было бы дать другое название продолжению «РМ»… И не по нраву пришлись имеющиеся по тексту «СМ» метки-указатели на следующий роман соответствующего названия («Одиночество мага») – чересчур уж они показались нарочитыми, искусственными, а в одном месте так и вообще вышло очень недостоверно и наигранно (словами героя). Плюс слишком сгущенным и оттого кажущимся неправдоподобным получился сюжетный ход с троекратным нарушением слова некроманта (если разобраться, в действительности нарушением слова можно признать только первый случай, да и то с натяжкой – получивший слово фактически от него отказался, приняв решение, позволившее другим выжить). И потому терзания по данному поводу неубедительны.

Мир в книге получает видимую прорисовку, и места описания зримо предстают перед воображением, правда, относительно городов – в меньшей степени.

Персонажи. Об основных писал уже. Прадд и Сугутор становятся читателю еще «ближе», тем более, учитывая развязку романа. Рысь – удачный образ, интересный и объемный (в объемности добирает лишь в самом конце). Вэйде – неоднозначный персонаж. Когда читателя знакомят с ней, чувствуешь и воспринимаешь как по-настоящему новый образ, в доску соответствующий описанию статуса и внешних свойств, обычно присущих персонажам подобного амплуа; в Вэйде показана глубина, образу придана достоверность. А вот в последней сцене ее как подменили: поведенческие аспекты, манера речи – не те, что прежде, какие-то упрощенные, бессодержательные.

Эбенезер Джайлз – самый сильный образ (помимо трагического ГГ)! Этот персонаж предстал перед читателем сформировавшимся как личность, с устоявшимися взглядами, однако автор показал его незрелость, метания (когда герой то рефлексировал, то принимал очень смелые, отчаянные решения), ломку, принятие данности (как этап взросления) и отказ от нее (как проявление слабости, но такой понятной, за которую не осудишь) в надежде вновь очутиться в уютном, привычном для себя мирке, в котором всё просто и ясно. А чего стОит – для характеристики образа – обращение приговоренного Джайлза к ГГ?! Сильно!

Этлау в «СМ» проигрывает себе же из «РМ»: линеен, однообразен, предсказуем; при этом как-то дополнительно образ не раскрывается. Вот если б показать мир глазами данного персонажа, то сколько б роман мог выиграть лишь только от этого! Клара – для образа ничего нового: отчаянна, решительна, чересчур поспешна в суждениях (из-за этого – элемент «недоверия» к персонажу, хотя понимаю, что подобные психологические и поведенческие реакции можно наблюдать сплошь и рядом, поэтому в моем «недоверии» значительная часть «неприятия»).

Есть в «СМ» и то, что отношу к недостаткам (в частности, повторы), о чем частично указал в середине сего отзыва. Но эти «недостатки» не затеняют достоинств, книга зацепила, и местами история проняла, проняла на 10 баллов, и такую же оценку выставляю роману в целом.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот роман на котором я бросил читать этот цикл, да и Перумова в целом. Очень нудное повествование. И это в Странствиях! Судя по названию тут приключения должны были быть! Но нет. Что же там в Одиночестве Мага, я не решаюсь даже представить!

Алмазны меч, Деревянный меч был хорошим двухтомником. Под хорошим впечатлением от него я осилил Рождение мага, но на Странствия заряда не хватило, увы.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой же я всё-таки старый... Помню, как ухватил эту книгу в первые дни выпуска в магазины... Радости не было предела — я только-только знакомился с российскими авторами. Сейчас, спустя столько времени, Перумова специально не перечитываю, чтобы не разрушить первые впечатления. Да, сюжет безмерно затянут, да, некоторые герои (да, пожалуй, все, кроме главного) вообще не развиваются, да, приключения однотипны, меняется только масштаб. Но... Ёлки, Перумов тогда дарил сказку. Самую настоящую сказку, незамутненную, без примесей. И это было сокровищем.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, все-таки не бывает чисто развлекательных книг, чисто эскапистских произведений. Вроде бы, классическая фэнтези с прекрасной и мудрой королевой эльфов, с бесчисленными (и для меня слишком детальными) поединками на мечах и заклинаниях, с забавно препирающимися спутниками героя, с юной воительницей,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мудрым драконом
, с могущественными артефактами, мрачными пророчествами, древними расами, побежденными, но не смирившимися...

Но линия Эбенезера Джайлза совсем не для эскапистской литературы. Слишком реальны спецслужбы, то играющие на благородных чувствах и установках, воспитанных в детстве, то реально угрожающие. Да, инквизиция в романе иногда борется с реальным злым колдовством, иногда реально хранит мир от наступающей Тьмы, но и наши спецслужбы иногда борются с реальными террористами и фашистскими заговорщиками. Страшная мысль — что если Перумова (он ведь 1963 года рождения) самого пытались завербовать, еще в КГБ или уже в ЦРУ? Нужно много мудрости, чтобы не поддаться на взывания спецслужб к лучшим чувствам, и много храбрости, чтобы не поддаться на угрозы спецслужб. А иногда нужна мудрость, чтобы сотрудничать со спецслужбами против настоящего зла.

Интересно, что символизируют тот факт, что Тьма в романе на западе, а не, например, на востоке?

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много буду придираться, но сразу предупреждаю, что рецензия на Капитана сродни поиску пятен на солнце. Они там есть. Безусловно. Как и бури, и протуберанцы и куча всякого неприятного. Но оно все равно солнце, хоть и с пятнами. Иногда даже нарочно хочется поискать — так, чтоб не задавалось. ;)

Я Капитана начинала читать году эдак в 2002, аккурат когда интернет у меня появился. То есть из юношеской поры уже вроде как выкарабкалась, но толковой фэнтезюхой сильно избалована не была. И на безрыбье некоторые книжки вполне неплохими показались. Это тогда.

Ну или когда дочка только родилась – вот хорошо тогда Хроники Хьёрварда пошли. Потому что мне тогда было хорошо где угодно, но не в объективной реальности. А человеку, своей жизнью довольному, читать Капитана без надобности. Потому что вместо эскапистского кайфу получишь только порцию недоумения: а к чему, собственно, это все?

Вот и я не понимаю. Хотя ко второму тому прониклась, ничего так.

Напоминаю: Странствия – это где Фесс сотоварищи особенно активно схлестывается с инквизитором Этлау и порет такую гору дури, что пришлось ее разгребать еще эннадцать томов. Причем и правда тупо бред: мотивация ГГ на нуле, поступки – унылая рефлексия, и только в самом конце дракон спросит его: а почему, собственно? То бишь в развязке автор нам пояснит, что он сам понимает, что дурь порол, но это, мол, часть глобального замысла. Имеющий уши да услышит. Видимо, я безухая, шо тот Пьер.

А вот красивостями комиксными автор нас не обделит: эльфы темные, эльфы светлые, зомбей много, монстры духообразные, черепа летающие, котел ведьминский плюс одна казнь расчленением быстрая. Будит нездоровое любопытство вперемешку с недоверием: ладно бы голову отрубить, но мне хотелось бы поглядеть, как с размаху да с одного удара можно неоднократно порезать на стейки бедро вкупе с костью. У взрослого мужика. Хм… Магия, что ли?

Вдобавок, как я уже говорила, Фесс будет вдурную рефлексировать. Заместо упокоить пару мертвецов, после чего купить мельницу, коровку и остепениться, раз уж так декларирует желание, он лезет на рожон на предмет подраться с Инквизицией. Но ведь бесполезное занятие. Да, а Главный Злодей инквизитор Этлау – это вам не Глокта-очаровашка, это непонятное нечто, которое ведь наверняка у самого Главного Злого Божества на посылках. Не иначе. Говорят, он к концу эпопеи раскается и осознает, но я вот уже не уверена, что дочитаю. Долгими зимними вечерами? На пенсии?

Нет, это я придираюсь. Конечно, из-за несоответствий характера персонажа его поступкам я первый том продиралась как сквозь чащу непроходимую, но ко второму уже вовсю получала удовольствие от описалочек. Комикс, конечно. Но приятственно. Главное – не думать о терзаниях героя как о чем-то, о чем и вправду стоит подумать. Вот не надо.

Ага, и еще деффачка. Нет, в первом томе дану была неплоха. Сопереживательная яркая анимэшка. Храбрая и хрупкая – мечта идиота. Но Рысь, в которую втрескался Фесс опосля первого же перепиху! И почему, собственно? Вряд ли за невероятные формы – автор намекает, что этого добра герою и без того перепадало. А тут – любофф. Оно понятно, непонятно только – почему? Или это то самое загадочное чувство, которое вопреки всему, благодаря которому царевны выходят замуж за дворников и наоборот? Сказка, однако…

Ну и конечно ничего не заканчивается, поскольку еще даже не середина цикла. А я до сих пор не знаю, чего там дальше было – вот и перечитываю же, чтоб последнюю Войну дочитать, чтоб ей! И предпоследнюю, к слову, тоже.

Мир Капитану удавался всегда. Более того, в основном на нем эти опусы и держатся, ибо что еще можно предложить истинному эскаписту? А это его целевая аудитория… Да, кому еще хочется подальше от серых будней? Подростки не сильно соображают, что переход по пересеченной поздней осенью в дождь сильно серее уютного вечера перед монитором. Ну да ладно.

Расы харАктерны, заклинания интересны, хоть и не так, как в пятикнижии Мерлина. Его экзерсисы для повара с оркестром долго будоражили мой неокрепший детский ум. Опять же, философ-Корвин вкупе с весельчаком-Мерлином рвут Летописи разлома как тузик грелку.

И, тем не менее, мир необыкновенно хорош — как и все капитанские миры. И пусть его приключательные красивости излишне кислотны, а приключенческие будни тоже вполне серы и невеселы, а контраст этот не перестает изумлять, мир радует заданными в нем и им вопросами. Да и просто интересен.

Читабельность могла бы быть и лучше. Нет, под одеялом с ней поваляться все еще интересно, а вот в спешке уже не глотается, хочется чего-то более совершенного. Да, сейчас пишут лучше. Не все, но многие. Аберкромби тот же, начатый с телефона и отложенный Кресс, те же борзописцы красивостей Гамильтон и Батчер… Каждый из них чем-то да лучше. Но и Фесс по-прежнему велик и нарицателен.

С интригой плохо. Нет, она есть и она проработана, но полная нелогичност поступков ГГ начисто отбивает напряжение. И ладно бы закручивать эту интригу, если герой все равно сделает что-то настолько бредовое, что задумываться об этом просто абсурдно. Да, висит ружье. Да, оно будет задействовано. Как молоток, например. Или Фесс им деревце подвяжет. Или перекует на орало. В процессе перековки агрегат может даже стрельнуть, но без толку.

Персонажи… эх, персонажи. Идиот-ГГ, невнятная воительница, воплощающая его матримониальные планы… Мда… Этлау был ничего, но на уровне упомянутого Глокты беднеет и бледнеет. Нияке. Кто остается? Дракон, этот резонер от бестиария? Прекрасные и мудрые эльфийки? Не знаю даже. Десять, тьфу, восемь лет назад мне это было хорошо. Сейчас – нет. Глубина где, где характеры? Где личность?

Идея у него не меняется: меньшее зло. То бишь стоит ли жизнь одного ребенка сейчас жизни тысячи детей в принципе? Автор колеблется, но в целом склоняется к тому, что не стоит. Вопрос реально риторический и сиюминутный, так что нечего его мусолить уже столько времени! Ей-богу, надоело. Особенно при третьем прочтении. Вот второй раз еще ничего так было, а третий уже грустно. Не в идее счастье, да?

Душевность есть, но достигается она тем же запрещенным способом, что у Гамильтон: ты вместе с ГГ противостоишь всяким злым нехорошим, которые к плохому и несправедливому призывают. Ну понятно, что в молодости сильно мне переживалось вместе с таким героем, да и сейчас инквизитора иногда прибить хотелось. Но в основном прибить хотелось Фесса, чтоб не выэтовался. И перестал заниматься насильным спасением масс, аки Владимир Ильич. И зайцев не надо с Мазаем спасать, ежели ты их впоследствии есть не собираешься.

Ну что сказать, старею. Сидеть и не чирикать мне уже предпочтительнее. Это, блин, этнический менталитет про ту хату, которая с краю. И, тем не менее, книга в смысле душевности продолжает цеплять, несмотря на то, что это очевидная манифестация аднаногих сабачек.

Погружение так себе. Вроде и там, и тут. Хотя, конечно, искусственно нагнетенное противостояние вкупе с кислотными колдунствами веру в реальность подкашивает. А талант автора возвращает нас на страницы ровно с той же периодичностью. Спорный эффект.

Знаете, иногда очень обидно, когда ты знаешь, что вещь реально великая, но недоработанная. Что автор или поленился, или не знал, как лучше реализовать задуманное, или просто решил не напрягаться — вот раздражают такие моменты. А вообще — Фесс велик, кто бы спорил. И с ненулевой долей вероятности Эвиал я буду вспоминать перед смертью.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странствия мага. Том 1

Из творчества Ника Перумова ранее я познакомился только с трилогией Кольцо Тьмы, о которой остался очень хорошего мнения и трилогией Хроники Хьёрварда, в которой меня привлек только 2 роман — Воин великой тьмы; далее был большой перерыв, после которого я решил попробовать прочесть Войну мага — причем совершенно неудачно — мало того что я оказался совсем не в теме, так еще первые несколько десятков страниц Дебюта заставили усомниться в здравомыслии автора — чтиво больше напоминало излияния умалишенного, чем более менее вменяемый роман. После этого на писателе был поставлен жирный крес дабы не пртить первого благоприятного впечатления. Но в связи с выходом окончания цикла Семь зверей Райлега интерес вновь появится и начать второй заход по творчеству Ника Перумова я решил со Странствий мага.

Впечатление от книги двойственное — с одной стороны интересные персонажи, сюжет, стойкое желание продолжить чтение дальше (в обоих направлениях — вернуться к Алмазному и Деревянному мечам и т. д.); с другой истории о компаниях разношерстных героев уже набили оскомину, отвык я от такого чтива. От книги же Перумова прямо-таки веет старым добрым фэнтези о эльфах, гномах и прочей нечисти; чтение романа напоминает возвращение в детство — в Странствиях мы не увидим ни вопиющей жестокости, ни пошлости и натуралистичных описаний всяких мерзостей; можно сказать, что это приятное отступление от опусов Аберкромби, Бэккера, Уикса и прочих писателей с радостью вываливающих на головы читателей горы дерьма различного вида. В тоже время Перумов и не создает картонных героев — однозначно плохих и хороших; во многих случаях читателю самостоятельно предстоит определить чьи поступки достойны порицания, а чьи сочувствия. Герои ставятся в непростые обстоятельства и, порой, вынуждены идти на сделку с совестью, переступать через себя, свои страхи и предрассудки, чтобы добраться до истины.

Касаемо героев. Перед нами предстает интересная, но в общем-то стандартная для фэнтези команда — человек, гном и орк. Изюминка в том, что Фесс это маг некромант, а гномы с такими обычно не связываются, орк и вовсе слабо вписывается в такую компанию. Автор уделяет большое внимание проработке образа каждого из героев. Фесс, потерявший память, находится в поисках себя, мучается пытаясь соединить несоединимое — некроманта и обычного человека- воина. В придачу время от времени на него накатывают воспоминания из прошлого. Несмотря на то, что Фесс некромант, ему не чужды сострадание, любовь к живым существам в обычном смысле; он переживает, когда вынужден использовать свои особые способности во врем живым; страдает когда не может выполнить данное кому-то обещание — даже если этот человек не стоит данного ему слова. Фесс часто занимается самокопанием, при этом эти вещи так подаются автором, что не выглядят как притворная жалость к себе любимому, такому жалкому и несчастному. Видна серьезная работа персонажа по анализу своих поступков, рассмотрению альтернативных вариантов действия в тех или иных обстоятельствах. В общем Фесс — персонаж скорее трагический, вызывающий сочувствие, чем очередной супергерой, косящий врагов сотнями — и это большой плюс писателю, создавшему такого неоднозначного интересного героя.

Много веселых моментов связаны с гномом Сугутором — беспутным, жизнерадостным и никогда не унывающем существом. Гном в любой диалог стремится вставить свои «5 копеек» причем делает это и к месту и не к месту, чем, порой повергает в шок окружающих.

Орк Прадд же являет из себя достаточно уравновешенную личность, не склонную к резким эмоциональным порывам, в отличие от гнома.

Эта компания прекрасно дополняет Фесса, таким образом члены команды представляют из себя единое целое несмотря на то, что очень разнятся в характерах, взглядах на жизнь и пр.

Боевой маг Клара Хюммель это еще один из главных героев. Клара оказывается на перепутье и еще должна разобраться куда ей собственно идти и что делать. Это, несомненно очень умная и целеустремленная женщина, находящаяся в непростой ситуации, но при этом не потерявшая силы духа. Ей в противовес писатель ставит Сильвию — молодую и не очень опытную колдунью, посланную по следу Клары. Она, с одной стороны, сильно сомневается в своих способностях и возможности выполнить поставленную перед ней задачу, с другой рассчитывает во что бы то ни стало добиться поставленной цели. Ее образ не так хорошо раскрыт как у других героев романа, видимо больше мы узнаем о ней только во 2 части Странствий.

Молодой маг Эбенезер Джайлз, временно ставший одним из инквизиторов также не так прост как кажется — самоуверенный молодой человек, полный надежд, с вполне сформировавшимися взглядами на жизнь впервые сталкивается с большим и не всегда дружелюбным миром, это столкновение сильно изменит его. Автору прекрасно удалось показать метания Эбенезера.

Еще один значимый герой — девушка со своеобразным именем Рысь, нам предстоит узнать историю ее непростого детства, взросления; причем девушка не выглядит ожесточенной на окружающий мир, готова исполнить свой долг в том числе перед теми кто от нее отрекся.

Кроме того в конце книги появляется таинственный Император, идущий по следу похитителей своей возлюбленной.

Духовенство представлено в виде святош разного пошиба, но наиболее значимым является Этлау — фанатик изувер с весьма ограниченным кругозором, наверное самый плохо прописанный, слишком линейных образ (вспоминаем жреца Хратена из Элантриса Б. Сандерсона — прямую противоположность Этлау).

Пути главных героев пересекутся и читателю предстоит узнать к чему приведут эти встречи.

Есть и ряд второстепенных героев — с кем-то мы расстанемся не успев толком познакомиться, кто-то станет участником основных событий на более долгий срок.

Сюжет представляет из себя обычное путешествие в поисках приключений на свой зад команды главных героев. Есть отдельные сюжетные линии Эбенезера Джайлза, Клары, Сильвии, Императора. Иногда они пересекаются либо сливаются вместе. Тут ничего необычного замечено не было.

Время от времени автор начинает писать нечто совсем мутное — насколько я понимаю это сведения о мироустройстве — поначалу подобные сентенции повергают в ступор, но потом привыкаешь и не обращаешь внимания на подобные излияния. Это, пожалуй, самый существенным минус романа — информации об Эвиале — месте действия романа они не дают, но представление об Упорядоченном и силах, в нем действующих, путают изрядно. Не очень понравился мне и язык автора — да все красиво и ладно, но таким манером логичнее излагать историю, происходящую в мире а-ля Древняя Русь, но никак не в магической вселенной со стандартным набором рас, совершенно не вяжущихся с Руссим Средневековьем. К этому, конечно, привыкаешь, но некоторые перлы вновь и вновь напоминают об этой особенности авторского слога (ощущение как у рыбы вытащенной из воды).

Итог: хороший, качественно написанный роман с интересными героями, действующими в мире, прорабатываемом писателем на протяжении многих книг. Достоинства превосходят недостатки, поэтому с радостью берусь за продолжение)))

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь! Пожалуй, самая любимая из всего цикла (после «Рождения Мага»). Обожаю юмор Николая Данииловича, он такой меткий, сочный, колоритный! (Как и слог автора в целом.) Один святой отец Этлау чего стоит :biggrin: А ещё очень нравятся орки у Перумова, очень симпатичный народец :) Да и вообще весь мир Эвиала прописан очень красочно и подробно, за что низкий поклон автору :glasses: Много здесь всего и серьёзного, и комичного, поэтому так было нелегко расставаться с полюбившейся вселенной...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Динамизм в развитии сюжета упал стремительно. Всю книгу герои бесцельно путешествуют по миру, ввязываются в противостояние с инквизицией. В самом конце происходит скачок для перехода к следующей книге. В книге нет искры, обычное повествование со множеством шаблонов. Постоянное использование запредельных заклинаний на пределе возможностей к середине книги уже просто раздражает. После каждого такого заклинания мага можно брать голыми руками, а проходит малый промежуток времени и он снова в порядке.:dont:

Пока самая слабая книга из прочтенных, посмотрим что дальше:confused:

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего особенного. Читается с трудом, и совершенно отбивает желание читать цикл дальше.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх