Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nero Caesar» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 апреля 23:34

— Стрелки! — крикнул кто-то. — Настоящие стрелки, и мы говорим, спасибо вам! Говорим спасибо во имя Бога!
Толпа одобрительно взревела. Зааплодировала. Под крики: «Спасибо вам», «Ага», «Именно так».
Когда они успокоились, Эдди ожидал услышать последний вопрос, самый важный: «Просите ли вы у нас помощи и защиты?»
Роланд его не задал.
— Сегодня нам пора уходить, чтобы положить головы на подушки, ибо мы устали. Но перед тем как уйти, я спою вам одну песню и станцую один танец, я это сделаю и, я уверен, вам знакомы и песня, и танец.


Стивен Кинг, «Темная башня 5: Волки Кальи»


Рецензия на х\ф «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»




2 СЕРИЯ

«Мятежную Луну», перемонтированную в угоду сокращения продолжительности и снижения возрастных ограничений на просмотр, разделили на две части неравномерно. И если первой части фильма более или менее смогли придать вид самостоятельного художественного произведения, то часть вторая представляет собой скорее продолжительную кульминационную серию многосерийной кинопостановки.


«Мятежная Луна, часть 2: Оставляющая шрамы» – это, если угодно, «Долгая Ночь» здорового человека (3-й эпизод 8-го сезона телесериала «Игра престолов» (2011-2019), в котором превосходящие силы орды мертвецов под предводительством Короля Ночи осаждают замок Винтерфелл, обороняемый разношерстным войском защитников).

Первый час «Оставляющей шрамы» посвящен приезду наемников-защитников в деревню и подготовке к битве, второй – непосредственно сражению. Противостояние Давида и Голиафа – защитников деревни на луне Вельд и космического дредноута «Взор Короля» – безукоризненно прописано в сценарии: мотивации, планы противоборствующих сторон, их поступки – правдоподобны, а для большего интереса временами подернуты легким туманом войны в череде изменяющихся сюжетных обстоятельств, меняя приоритеты и внося коррективы в тактику сторон.

Ожидания по раскрытию персонажей – тех самых набранных в первой части фильма на разных планетах наемников – оправдались лишь отчасти. Во второй серии фильма наемники чуть заметнее раскрываются с человеческой точки зрения, но, например, вклад большинства из них в борьбу с врагом оказывается хотя и заметен, но не так и велик. По меркам жанрового кино они (Немезида, Тарак, Милиус и иже с ними) получились удобоваримыми, но не более того: им создали визуально запоминающиеся образы, а вид живых людей попытались придать через попурри коротких флэшбеков и кратких взаимодействий с другими участниками истории. Хронометраж сокращенной версии фильма и в «Оставляющей шрамы» остался к ним предельно беспощаден...

Приятное исключение – персонаж Джимона Хонсу, который на вторых ролях был первым среди равных. Его генерал Тит с самого начала 2-й серии предстает толковым высшим офицером, организовавшим практически из ничего пусть хлипкую, но все же оборону – и даже с предусмотрительно заготовленным для врага «троянским конем». При этом банальные тренировки и возведение оборонительных сооружений он оставил на потом, а первым делом генерал провел натуральный тимбилдинг – в виде жатвы – для сплочения местных жителей и пришлых наемников, заодно обеспечив себе временную переговорную позицию: именно урожай был первоначальной и, как ошибочно казалось на тот момент героям, все еще важнейшей целью для имперцев. Не Тит был решающим элементом победы, но без него у деревни не было бы ни единого шанса на нее.

Помимо профессиональных и лидерских качеств генерала Тита не обделили и человеческими чертами. А в сцене празднования окончания сбора урожая, когда после трапезы и танцев Тит запевает песню, читавшие «Волков Кальи» Стивена Кинга могут попробовать уловить нотки ностальгии.

Самобытным персонажем вышел заочный визави генерала Тита – адмирал Аттикус Нобл (Эд Скрейн), командир космического дредноута «Взор Короля». Надменный и саркастичный карьерист и «эффективный менеджер», обладающий нечеловеческой силой и еще более нечеловеческой волей.

Одним из важнейших персонажей стал Гуннар (Михил Хёйсман). Еще в «Дитя огня» этот деревенский коммерсант с задатками авантюриста-любителя дорос до человека, принимающего судьбоносные решения. В «Оставляющая шрамы» это развитие завершается превращением Гуннара из второстепенного персонажа в одного из главных героев истории (по сути Гуннар – это главная мужская роль дилогии).

Главную героиню в «Оставляющей шрамы» Зак Снайдер не раз будет ставить в ситуации, похожие на те, в которых оказывались персонажи других его фильмов.

Кора (София Бутелла) встанет на место Бэтмена, который оказался в шаге от того, чтобы убить главную надежду человечества и стать похожим на убийцу своих родителей (При этом сама сцена убийства королевский четы и их наследницы в «Мятежной Луне» – это реминисценция убийства Томаса и Марты Уэйнов из х\ф «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»).

Фрагменты кадров из х\ф «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) и «Мятежная Луна, часть 2: Оставляющая шрамы» (2024)
Фрагменты кадров из х\ф «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) и «Мятежная Луна, часть 2: Оставляющая шрамы» (2024)

Побывала Кора и в шкуре (плаще?) Супермена, которому предстояло отдать себя в руки криптонцев генерала Зода в обмен на жизни землян.

Фрагменты кадров из х\ф «Человек из стали» (2013) и «Мятежная Луна, часть 2: Оставляющая шрамы» (2024)
Фрагменты кадров из х\ф «Человек из стали» (2013) и «Мятежная Луна, часть 2: Оставляющая шрамы» (2024)

К чести режиссера он не повторяет сюжеты своих предыдущих фильмов дословно, а экспериментирует с ними, развивая знакомые ситуации в соответствие с новыми обстоятельствами и характерами новых действующих лиц, потому что Гуннар это не Лоис Лейн, а Кора далеко не Бэтмен.

«Техническая сторона» фильма осталась на прежнем высоком уровне. Постановка боевых сцен выполнена по-прежнему качественно, но фильм обошелся без особо запоминающихся – по меркам фильмов Зака Снайдера – боевых эпизодов: «детский» рейтинг развернуться во всю мощь фильму по-прежнему не дает.

Из новых знаний о вселенной «Мятежной Луны» вторая серия подбрасывает зрителям, не подготовленным «детскими» возрастными ограничениями фильма, специфический вид нового инопланетянина: на экране несколько раз мелькнет представительница Кали – гигантских гуманоидных межпространственных существ, плененных империей (в оригинале – Motherworld) для извлечения энергии.

Фотография концепт-арта для «Мятежной Луну»
Фотография концепт-арта для «Мятежной Луну»

Концепт выполнен в духе обложек журнала «Heavy Metal», который среди прочего также был одним из источников вдохновения для «Мятежной Луны». По крайней мере для ее «взрослой» версии. Вероятно, энергоблок дредноута «Взор Короля» следует считать тизером того, что может ждать зрителей в полной версии фильма, которую обещают показать позднее в этом году.

«Оставляющая шрамы» завершает сюжетную арку Вельда и вместе с «Дитя огня» представляет собой вводную главу в намечающейся фантастической киновселенной. Учитывая личные мотивы в сюжете киноленты и принимая во внимание слова режиссера о том, что события другого его фильма («Армия мертвецов») происходят в той же вселенной, что и события на Вельде, можно предложить, что Зак Снайдер попробует создать свою персональную кинематографическую эпопею сродни «Темной башни».

Главным недостатком «Дитя огня» и «Оставляющей шрамы» является то, что обе серии по сути представляют собой всего лишь демоверсию того, что Зак Снайдер снял на самом деле: сюжетные линии усечены (что заметно было даже по трейлерам, многие кадры из которых в текущей версии фильма не появились), чтобы сократить продолжительность, а накал боевых сцен снижен, чтобы соответствовать требуемому возрастному рейтингу.

Но и без всех этих важных для фильмов Зака Снайдера элементов он смог собрать пристойное кино, оживив полумертвый жанр.


РЕСТАВРАЦИЯ ЖАНРА

Последние десять лет жанр космоопер оккупировала студия Disney в рамках киноадаптации комиксов Marvel (фильмы о Стражах галактики и Торе) и сиквелизации (а также приквелизации и вбоквелизации) киновселенной «Звездных Войн», сформировав свой подход к созданию фильмов: максимизация фансервиса, инфантилизм и избегание экспериментов в повествовании (успешно выживать в такой токсичной среде пока удавалось только Джеймсу Ганну, который все свои фильмы по комиксам строит вокруг одной единственной сюжетной линии, а весь остальной хронометраж готов заполнять всем, чем фокус-группам будет угодно).

На фоне этой студийной стерильности особняком стояло двадцатиминутное криптонское вступление «Человека из стали» (2013) – эпическая коспоопера с великолепными актерами (Рассел Кроу и Майкл Шеннон), наследницей которой можно назвать «Мятежную Луну».

Фильм сделан на высоком техническом уровне, каждый доллар (потраченный в том числе на натурные съемки, а не только на хромакей), как говорится, на экране. Однако не только красивым фасадом интересна «Мятежная Луна». Помимо запоминающихся визуальных решений фильм предлагает толково рассказанную историю, изрядно искромсанную, но все же не убитую при монтаже.

Общая сюжетная канва внешне проста (но содержит подводный краеугольный камень, связанный с трагедией в семье режиссера), однако многие составляющие фильм сцены и отдельные сюжетные линии (какие остались после монтажа), приподнимают «Мятежную Луну» над большинством иных представителей жанра.

В качестве яркого примера можно обратить внимание хотя бы на сцену из первой серии – со сходкой жителей деревни после убийства старосты, на которой обычные люди, попавшие в необычную для них стрессовую ситуацию и находясь на грани отчаяния и паники, теряют связь с реальностью и начинают строить неадекватные планы, уходя в мир смертельно опасных иллюзий. Еще одним интересным решением было включение в сюжет не банального и внезапного предательства героев одним из второстепенных персонажей, а демонстрация качественно проведенной агентурной работы, включающей в себя активную помощь в организации «повстанческой ячейки» с последующей ее сдачей органам власти – продуманная сюжетная линия с психологическим противостоянием в ее финале.

Поведение и мотивация персонажей – это отдельная гордость фильма: персонажи поступают в пределах своих возможностей и сообразно своим профессиям, а если редкий зверь и вырывается за пределы ожидаемых ограничений, то для этого были предпосылки и был пройден путь, на котором персонажу пришлось столкнуться с экзистенциальный вопросами и проблемами, решая которые проявлялся и закалялся его характер (Гуннар).

Логичное и правдоподобное распределение ролей можно увидеть, например, в том, что отпор имперскому гарнизону, дислоцированному в деревне для присмотра за ходом сбора урожая, дает не мирное местное население, а отставные военные и дезертиры. А когда дело дошло до планирования обороны, то эти заботы на себя берет опытный высший офицер, а не главная героиня, которая будучи высококлассным исполнителем, большим стратегом при этом не является.

Главной героине стоит уделить отдельное внимание. Обычно в космооперах героями оказываются либо персонажи положительные, либо на худой конец авантюристы, которые иногда даже пытаются казаться антигероями, но на деле все равно хорошие ребята. Кора – это Дарт Вейдер из х\ф «Звёздные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая» (1983), который позволил Императору добить Люка Скайуокера, но затем раскаялся и сбежал в поисках пасторального забытья.


Соответствие персонажей своим характерам и предусмотренным для них в сценарии ролям – не самое большое на свете достижение (а скорее базовое требование), но на фоне протяженного ряда современной киносодержащей продукции, когда характеры одних и тех же персонажей могут радикально меняться от сцены к сцене, такой подход к созданию мейнстримного кино заметно выделяет «Мятежную Луну» в лучшую сторону.

В первую очередь именно таким подходом к написанию сценария, выстраиванию элементов сюжета (какие остались после сокращения фильма) и подаче персонажей обогатила и освежила жанр «Мятежная Луна». Во вторую – непривычной операторской работой: фильм снят красиво и с откровенным смакованием.

Для нового слова в жанре – этого мало. Но звание почетного реставратора жанра сокращенная версия «Мятежной Луны» заслужила вполне.


«ОНА СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ»

В центре развлекательных жанровых фильмов Зака Снайдера для Netflix лежит творческое переосмысление им гибели своей приемной дочери. В «Дитя огня» была дана заметно отличающая от «Армии мертвецов» (2021) экспозиция взаимоотношений предполагаемой пары персонажей «отец – (приемная) дочь» (Белизарий – Артелая) с непростыми отношениями, но при этом в истории фигурировала еще и погибшая принцесса…

В «Оставляющей шрамы» линия получила развитие. Регент Белизарий и его приемная дочь Артелая выглядят уже не столько самостоятельными участниками противостояния, сколько двумя осколками альтер эго автора: обвинения (назначение виноватых) в смерти принцессы Иссы, неготовность принять прощение, надежда на искупление и исправление трагических событий.

«Она сильнее смерти», — говорит генерал Тит о принцессе. И принцесса Исса становится «Святым Граалем» для истории «Мятежной Луны», на поиски которого отправляются рыцари.

Возможно, Зак Снайдер пойдет по стопам Квентина Тарантино, который пришел к мысли (особенно наглядно продемонстрировав это в х/ф «Однажды в… Голливуде», 2019), что искусство кино нам дано для того, чтобы менять реальность (и спасать прекрасных принцесс), когда мы с ней не готовы примириться.

Посмотрим, если у «Мятежной Луны» будут продолжения.

И хочется верить, что такие продолжения будут полновесными, а не в виде демоверсий, которые Netflix выпустил в декабре 2023 и апреле 2024.


Статья написана 1 марта 23:42

Прощай. В самой разлуке будем вместе.
Оставшись здесь, уходишь ты со мной,
Я, отплывая, остаюсь с тобой.

Уильям Шекспир. Антоний и Клеопатра



Не следует мелочно-придирчиво относиться к мазку кисти живописца или к слову поэта. Напротив, чтобы насладиться произведением искусства, которое создал смелый и свободный дух, мы должны по мере возможности так же смело и свободно подходить к нему.
Иоганн Вольфганг фон Гёте о Шекспире





Мэтр синематографа сэр Ридли Скотт снял новое масштабное кинополотно. Но есть нюанс…

Хотя прекрасно известно, куда сэр Ридли посылает кинокритиков, пеняющих на то, что его фильмы недостаточно исторически точны, я вынужден отметить, что из «Наполеона» (2023) получился не столько исторический или биографический фильм (местами весьма вольно обращающийся как с историей в целом, так и с биографиями отдельных исторических персон в частности), сколько художественное произведение наподобие трагедий Шекспира.

И точно так, как Уильям Шекспир порой не утруждал себя почтительным обращением с историческими фактами, создавая свои пьесы про исторических деятелей, сэр Ридли Скотт воссоздал свою версию императора французов, сделав из него художественного персонажа кинопостановки – сродни театральным Гамлету, Макбету, Цезарю… Антонию и Клеопатре.

Пожалуй, именно на манер пьесы «Антоний и Клеопатра» стоило бы назвать и трагикомедию Скотта – «Наполеон и Жозефина».

Кадр из фильма «Наполеон» (2023), вдохновленный картиной Жака Луи Давида «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года»
Кадр из фильма «Наполеон» (2023), вдохновленный картиной Жака Луи Давида «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года»

Вместо того, чтобы пытаться объять необъятное в одной киноленте (причем в 2023 на экраны кинотеатров вышла сокращенная на полтора часа версия фильма), Скотт по-своему интерпретировал историю Бонапарта, сделав ключевым ее элементом динамику непростых отношений Наполеона с мадам де Богарне.

Жозефина в «Наполеоне» – помимо того, что сама по себе предстает персонажем с непростой судьбой и вполне достойна отдельного фильма – является причиной судьбоносных решений Бонапарта, ключом к пониманию его судьбы и, пожалуй, даже призмой, через которую можно рассматривать отношения императора французов с остальными элементами его предсмертной триады («Франция… Армия… Жозефина»).

Похождения Жозефины на стороне, становившиеся достоянием общественности из газет с карикатурами и броскими заголовками, обозначены в фильме причиной как для внезапного отплытия Наполеона из Египта в Париж (приход к власти), так и для побега с Эльбы (возврат к власти).

Проблемы Наполеона в делах государственных начинаются после того, как ради них он пожертвовал браком с Жозефиной, а отсутствие Жозефины в жизни Бонапарта отражено в фильме через работу со светом. В те времена, когда императорская чета была вместе, на экране преобладает яркий солнечный свет – на открытых пространствах и в залах с огромными окнами. После развода – и особенно после известия о смерти бывшей супруги – в кинополотне начинает доминировать пасмурная погода, тусклый свет и холодные цвета в палитре кадра. Лишенный света Наполеон сам выглядит потухшим и потерявшим интерес ко всему.

Фрагменты кадров из фильма «Наполеон» (2023): коронация и развод
Фрагменты кадров из фильма «Наполеон» (2023): коронация и развод

Трогательно звучит закадровая переписка двух главных персонажей. И если в начале фильма Жозефина игнорирует письма Бонапарта, то затем, когда у того наступает черная полоса, ее закадровый голос начитает отвечать Наполеону и остается с ним даже после смерти императрицы – единственной поддержкой и утешением.

Определенные параллели можно разглядеть между разводом и отречением: в первом случае Наполеон расстался с императрицей, потому что она не справилась со «своей работой» (не родила наследника), во втором – уже Франция с ним самим, потому что он не справился со своей (принес не славу, а потери). Но расставшись с обеими (женой и Францией), Наполеон не отпустил ни одну из них и стремился вернуться – к Франции, армии и Жозефине, чтобы пресечь посягательства на то, что он считал своим и что любил.

Хоакин Феникс, которому не впервой играть у Скотта императоров (х\ф «Гладиатор», 2000), виртуозно создает многогранного персонажа и развивает его от замкнутого капитана артиллерии до тщеславного дважды отреченного императора. Феникс мало напоминает Наполеона с картин Давида, особенно в самом начале фильма из-за значительной разницы в возрасте, но, с одной стороны, ему удается продемонстрировать своего персонажа человеком необычным и особенным, а с другой – он показывает, что ничто человеческое тому не чуждо: Наполеон Феникса может быть храбр, трусоват, суров, трогателен, великодушен и даже немного смешон, когда пристукивает каблуком, нетерпеливо ожидая возможности исполнить супружеский долг, а приступив к нему, действует с изяществом кролика.

Невероятной удачей для фильма оказалось заполучить на роль Жозефины Ванессу Кирби (спектакль «Трамвай «Желание», 2014), которая получила роль императрицы после того, как проект из-за плотного рабочего графика покинула Джоди Комер, ранее уже снимавшаяся у Скотта (х\ф «Последняя дуэль», 2021). На экране Кирби не играет и живет своей ролью, излучая какую-то животную энергию и выдавая неподдельные эмоции.

Значимых персонажей второго плана в фильме отыскать сложно, разве что за исключением герцога Веллингтона (Руперт Эверетт), который своим «прескверным характером» советскому зрителю может неуловимо напомнить капитана Смоллетта из м\ф «Остров сокровищ» (1988). Остальным персонажам отведены роли скорее эпизодические.

Локации исторических событий проносятся в фильме калейдоскопом достопримечательностей, а из крупных сражений заметное время выделено двум: Аустерлицу и Ватерлоо. Обе битвы представляют собой эффектный костюмированный боевик в декорациях начала XIX века.

Из музыки Мартина Фиппса (к слову, он был автором саундтрека к британскому сериалу «Война и мир», 2016) наиболее любопытна композиция «Napoleon's Piano». С одной стороны, это прямолинейная и едва ли не пошлая попытка познакомить зрителя-слушателя с итальянскими корнями заглавного персонажа с помощью мелодии, явственно напоминающей музыку из «Крестного отца». С другой стороны, в этой композиции, пожалуй, есть то, на чем не концентрируется Скотт в своем фильме (по крайней мере, в его кинотеатральной версии): когда устремления одной персоны находят отклик во многих и, звуча в унисон, они могут направлять историю. Так, запоминающаяся мелодия начинается с нот, сыгранных на одиноком расстроенном пианино, к которому со временем добавляются новые инструменты, а затем ее подхватывает хор, обрамляя неказисто наигранный мотив в музыку целого оркестра.

Последний аккорд фильма, как и полагается, взят на острове Св. Елены. Наполеон умирает за обеденным столом; и в конце кинопостановки сэр Ридли выставляет Наполеону счет за «банкет»: за каждое «блюдо» по мере нарастания аппетита «корсиканского чудовища» – включая Тулон, Маренго, Аустерлиц, Бородино, Ватерлоо – с итоговым чеком «на сумму» свыше 3 млн. смертей…

Таким морализаторским финалом завершил Скотт историю Наполеона, достижения которого казались самому императору незначительными, потому что, как писал Бонапарт Жозефине, они разделяли его с ней. Марк Антоний у Шекспира предпочел Клеопатру делам государственным. Наполеон у Скотта предпочел дела государственные Жозефине. Однако разный выбор привел обоих к единому финалу – оба потеряли и власть и возлюбленную.

Не стоит упрекать произведение искусства в исторических неточностях, если можно найти в нем художественные образы или сюжеты – запоминающиеся, яркие. Для искусства они ценнее. «Наполеон» отобьется от упреков в исторической недостоверности играючи – так же, как Наполеон отбился от сестер Балкомб (надо полагать, именно Бетси и Джейн были прообразами персонажей, обозначенных в титрах как «девочка» и «девочка №2» со Св. Елены), кидаясь в них виноградом, когда дети уличили его в попытке «фальсификации истории» и противоречии его версии исторических событий общеизвестным фактам.

Если вы готовы простить Шекспиру бильярд («Антоний и Клеопатра»), дублет и бой часов («Юлий Цезарь») в Древнем Египте и Риме, возможно, вы осмелитесь доверить и сэру Ридли показать вам трагикомедию жизни Наполеона и Жозефины, сочиненную им и мастерски разыгранную Хоакином Фениксом и Ванессой Кирби.


Статья написана 7 февраля 00:58


Я как-то слышал анекдот. Мужчина приходит к врачу, жалуется на депрессию, говорит, жизнь груба и жестока, что он чувствует себя одиноким в угрожающем мире. Врач предлагает простой рецепт: «Великий клоун Пальяччи сегодня в городе. Сходите, это вас подбодрит!». Мужчина взрывается слезами. «Но, доктор, – говорит он. – Я и есть Пальяччи!».
х\ф «Хранители» (2009) З. Снайдера по одноименному графическому роману А. Мура


Зак Снайдер, создавая кино для Netflix, второй раз подряд проделывает один и тот же фокус: снимает фильм-трибьют одного из фантастических жанров, пряча под сладкой глазурью развлекательного зрелища горькую автобиографическую начинку из психологического самоисследования.




ВИДИМАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

«Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» представляет собой 1-ю серию двухсерийного фильма в жанре космооперы с элементами боевика, приключения и драмы. На данный момент зрителям представили лишь версию фильма, перемонтированную в угоду сокращения продолжительности и снижения возрастных ограничений на просмотр. С определенными допущениями «Дитя огня» можно смотреть и как самостоятельное кино, но в первую очередь это все же вводная часть большого произведения, цель которой состоит в том, чтобы дать экспозицию и «показать товар лицом», оставив на 2-ю серию не только финал с развитием и завершением сюжетных линий, но и раскрытие оставшейся части предысторий персонажей.

И если рассматривать «Дитя огня» именно как 1-ю половину большого действа, то простой, но крепкий сюжет выстроен расчетливо и умело. А для того, чтобы 1-я серия походила на самостоятельный фильм, сценарию придали подобие трехактной структуры, введя «промежуточный» финал, в котором герои смогли выиграть себе время, но теперь им грозит еще большая угроза. Общая канва произведения заимствована из х\ф «Семь самураев» (1954) Акиры Куросавы: герои отправляются на поиски воинов, способных помочь им спасти родную деревню от банды разбойников, которые собираются наведаться в нее после того, как обитатели соберут урожай. Только путешествие в этот раз межпланетное.

Космические самураи появились в фильме неспроста. Несмотря на то, что это приключенческий боевик, «Мятежная Луна» в значительной степени авторский постмодернистский фильм, антураж которого соткан из детско-юношеских кинематографических впечатлений, художественного (школьного и высшего) образования и всего того, что составляет «чувство прекрасного» автора. Поэтому, с одной стороны, в фильме можно найти раскаленные мечи, как дань уважения и отсылку к световым мечам из «Звездных войн» (1977), которыми Снайдер засматривался в детстве (оттуда же, вероятно, взялось и заимствование сюжета из фильмов Акиры Куросавы, еще одной работой которого – «Трое негодяев в скрытой крепости (1958)» – вдохновлялся сам Джордж Лукас, создавая свою эпохальную коспооперу), а с другой стороны, есть отсылки к изобразительному искусству и древнегреческой истории в виде сцены укрощения принцем Тараком бенну, огромного черного грифоноподобного существа (компьютерная графика фантастической зверюги проработана до последнего перышка), которая отсылает к описанному Плутархом укрощению Александром Македонским вороного коня Буцефала (изначально сцена была задумана режиссером для своего неснятого фильма как раз о древнемакедонском царе).

"Укрощение Буцефала" (Андре Кастень) и "Александр, укрощающий Буцефала" (Франсуа Шоммер)

Понимание незаконченности истории сглаживает впечатление от середины картины, в которой зрителя знакомят с рядом второстепенных персонажей – теми самыми найденными на других планетах воинами: принцем Тараком (Стаз Нэйр), мечницей Немезидой (Пэ Ду-на) и генералом Титом (Джимон Хонсу). Их только вводят в сюжет в рамках 1-й серии, но раскрывать их истории будут уже в продолжении фильма. В «Дитя огня» же им выделено лишь по небольшому эпизоду, чтобы помочь зрителю составить о них первое впечатление.

Другим персонажам повезло больше в отношении выделенного экранного времени, за которое они успевают приоткрыться внимательному зрителю: Кора, девушка с непростой судьбой, мрачной историей и темными связями (энергичная, искренняя и сексуальная София Бутелла), ее односельчанин Гуннар (Михил Хёйсман, играющий обывателя с крепким внутренним стержнем), Кэй – оппортунист-контрабандист и темный вариант Хана Соло из «Звездных войн», который решил помочь героям собрать группу повстанцев (блестящая, но предательски короткая роль Чарли Ханнэма), и робот Джимми (озвучен сэром Энтони Хопкинсом).

Робота Джимми нужно выделить особо. Он хорош не только подаренным Хопкинсом голосом. Еще он запомнится своим любопытным дизайном и необычной пластикой движений, а также благодаря своей истории: это не просто бывший боевой робот, он настоящий ИИ-рыцарь печального образа со своими клятвами и обетами. А мимолетная перестрелка с его участием, в которой он небрежно демонстрирует часть своей мощи – впечатляет и запоминается. И если раньше у Снайдера солдаты из оружия, увенчанного цветами, могли стрелять в мирных барышень, то теперь у "оружия" появилась своя воля. Достойный кандидат в плеяду великих персонажей-роботов из фантастических фильмов.

Джимми из "Мятежной Луны"
Джимми из "Мятежной Луны"
Кадр из х\ф "Хранители" (2009)
Кадр из х\ф "Хранители" (2009)

Главный недостаток фильма – прокрустово ложе хронометража этой сокращенной версии «Мятежной Луны» – не помешал автору сделать вышеупомянутых персонажей запоминающимися и наметить им внятные сюжетные линии. Мотивации героев и знакомство с их характерами в фильм все-таки втиснули, но именно «втиснули» – и это было заметно.

Другой момент, вызывающий сожаление, это отсутствие изрядной доли жестокости и кровавости в боевых сценах, в которых остается любоваться хореографией и фирменным слоумо-эффектом режиссера.

Возможно, ситуацию исправит режиссерская версия фильма с возрастным рейтингом R (у вышедшей на Netflix 22 декабря 2023 версии – PG-13). Если верить Снайдеру, зритель увидит не просто расширенные сцены, но едва ли не другой фильм. Посмотрим.

Посмотреть есть на что и сейчас. Помимо режиссерского кресла Зак Снайдер успел занять место и за камерой оператора, для которой были даже собраны специальные объективы. Операторский стиль весьма необычен и непривычен для современного мейнстримного кино – с характерным для портретной фотографии боке и прочими «фокусами» (и расфокусировкой) – и представляет собой эволюцию манеры съемки, заложенной еще в «Армии мертвецов» и knightmare-эпизоде «Лиги справедливости Зака Снайдера» (2021).

В «Мятежной Луне» игра с фокусом позволяет зрителю проникнуться авторским видением происходящего на экране буквально: зритель получает возможность стать вовлеченным наблюдателем и смотреть на события так, так смотрит на них автор в процессе повествования. Человеческий взор устроен схожим образом: он фокусируется на чем-то одном, оставляя все остальное лишь размытым фоном – до тех пор, пока нечто новое не привлечет внимание. Именно так зачастую и ведет себя камера в «Дитя огня»: персонажам требуется сделать или сказать нечто заметное, как-то привлечь к себе внимание, чтобы камера – взгляд автора и, соответственно, зрителя – соизволила сосредоточиться, сфокусироваться на них хотя бы на мгновение.
Помимо необычности и эффектности операторской работе не была чужда и эффективность, с которой она лаконично помогает раскрывать происходящее на экране. Например, в сцене, в которой ранее упомянутое крупное грифоноподобное существо (бенну) заходит на посадку над головами трех персонажей, сначала камера переводит фокус на главную героиню, восхищенно тянущуюся рукой к низко парящему горделивому созданию – выделяя таким образом ее как персонажа благородного и храброго, в то время как пара персонажей малодушных и подлых рядом с героиней сначала выпадают из фокуса, а затем и вовсе из кадра, пригнувшись от огромного опасного зверя над ними.

Многогранное музыкальное сопровождение за авторством Тома Холкенборга (он же Junkie XL) тенью следует за визуальной составляющей и добавляет фильму объема, переливаясь от громкого и напористого «космического» звучания к лирической музыке струнно-смычковых инструментов, то ускользая в эмбиент, то врываясь динамичным танцем-битвой.

В итоге имеем крепкий фильм-трибьют приключенческим космооперам-боевикам. Внятный сюжет (с оговоркой, что это лишь 1-я серия двухсерийного фильма) с богатым заделом на развитие запоминающихся персонажей в частности и фантастической вселенной в целом. Красивая компьютерная графика и спецэффекты. Старый-добрый (на любителя) эффект слоумо в боевых сценах аля «300 спартанцев» (2007) того же режиссера. Необычная манера съемки, которая позволяет зрителю следить за разворачивающейся историей от самого что ни на есть первого лица – фокусируясь на важном здесь и сейчас. Зрелищные сцены и соответствующий им саундтрек. Присутствует недосказанность из-за разделения фильма на две серии и сжатого хронометража, которого едва хватило, чтобы сюжет оставался внятным, а персонажи запоминающимися. Плюс не самые удачные для работ Зака Снайдера возрастные ограничения на просмотр фильма: PG-13.


ТЕМНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

В фильмах Зака Снайдера появилась сквозная и очень личная тема. Она связана с утратой в 2017 году приемной дочери, случившейся во время съемок х\ф «Лига справедливости», которые Зак, устав сражаться с киностудией за свое видение фильма, бросил (частично переснятая Джоссом Уидоном и смонтированная под надзором киностудии версия фильма, превратившегося из кино в «киносодержащий продукт», вышла в том же 2017 году), чтобы быть рядом со своей семьей в то непростое для них время. Первым фильмом, снятым Снайдером после описанных событий, стала «Армия мертвецов» (2021).

Скриншот из профиля Зака Снайдера в соц. сетях

Если знать о случившимся, то при просмотре «Армии мертвецов» складывается ощущение, что Снайдер снимал фильм не в последнюю очередь для того, чтобы хотя бы таким образом получить возможность напоследок поговорить и попрощаться со своим погибшим приемным ребенком: в центре сюжета была линия отца и дочери, отдалившихся друг от друга и волею судеб встречающихся перед окончательным расставанием вновь – на короткое время, за которое они попробуют объясниться и, быть может, даже наладить отношения.

До выхода х\ф «Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы» окончательно судить рано, но, похоже, что «Армией мертвецов» тема закрыта полностью не была – Зак попрощаться попрощался, но с утратой не примирился: исходя из экспозиции 1-й серии «Мятежной Луны», в центре сюжета которой заявлены непростые взаимоотношения приемной (!) дочери и отца, Снайдер теперь решил, сгущая краски, заняться самокопанием.

И в том («Армия мертвецов») и в другом («Мятежная Луна») случае зрители получили бережно и с любовью сделанные фильмы-трибьюты на разные фантастические жанры – со своей яркой кинематографической вселенной, в центре которой затаилась гигантская черная дыра личной трагедии автора, послужившей сюжетным ядром обоих фильмов в виде концепции непростых отношений отца и (приемной) дочери, отдалившихся друг от друга.

«Мятежная Луна» получилась не таким явным артхаусом (пусть и высокобюджетным), как в свое время «Запрещенный прием» (2011) того же Снайдера, который был куда как ближе к фильмам Дэвида Линча («Малхолланд драйв» (2001) и «Внутренняя империя» (2006), в которых одни персонажи изображают других, чтобы замысловато рассказать простые по сути истории), чем к привычным массовому зрителю блокбастерам. «Мятежная Луна» проще, она намного лучше мимикрировала под фантастический блокбастер, но это не обычный развлекательный жанровый фильм, а все еще штучная авторская киноработа, где образы взяты из знаний, интересов и воспоминаний автора, поданы в особой авторской манере, а сюжет завязан на интересующей автора теме. К сожалению, эта тема связана с личной трагедией и семейной драмой режиссера.

Зак Снайдер стал своего рода «великим Пальяччи», которому только и остается, что создавать яркие и запоминающиеся образы, за которыми скрывается мрак.





  Подписка

Количество подписчиков: 4

⇑ Наверх