Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 июля 2011 г. 17:29

Сегодня забрал в лабиринте свой заказ, включающий помимо прочего вот эту книжицу

Болею, поэтому большую часть времени провожу не за компьютером и дома. Решил попробовать "на вкус". Затягивает. Интересно, и хочется читать дальше, но буквально на тридцатой странице спотыкаюсь:

цитата

Лили был знаком этот соблазн, даже очень хорошо знаком. Она могла даже назвать это потребностью. Она не могла сказать, для чего это было надо Джеку, поскольку не слишком хорошо его знала, но сам процесс был ей знаком. Похожие истории они с Донной рассказывали друг другу в далеком детстве; девочки подружились, поскольку никто из соседских ребят не хотел играть с толстой девчонкой в очках и ее хромой подружкой. Обе они, как в силу сложившихся обстоятельств, так и по складу характера, были заядлыми любительницами чтения, и рождавшиеся в их головах истории были естественным развитием прочитанных сюжетов. Энергия девчонок-сорванцов не могла найти выхода в реальном мире из-за физических недостатков, и поэтому они создали свой собственный мир.

Прошли годы, но хромота Донны по-прежнему при ней. Подруга уехала на Восточное побережье, нашла работу редактора в одном из небольших издательств и жила вполне благополучно, хотя в своих посланиях нередко говорила, что скучает по Ньюфорду. Лили избавилась от полноты, даже стала излишне худощавой, но в душе осталась все тем же толстым ребенком, которому хотелось во что-то верить. Она подозревала, что и Донна чувствует то же самое, что и она скучает по тем дням, когда они могли верить. Но об этом не было ни слова в их ежедневных посланиях по электронной почте.

Мало того, что довольно банально, еще и текст... ээээ... не демонстрирующий "красоту языка автора" (из одного отзыва). Любопытно, опять виноваты переводчики? Или оригинал также ужасен?


Тэги: Де Линт
Статья написана 5 июля 2011 г. 17:25

Глоссарий.

BT, Battletech — "Боевые роботы" — варгейм, на основе которого была создана целая вселенная со своей вымышленной историей, написано несколько десятков книг, выпущено несколько компьютерных игр разного жанра на разных платформах, ККИ, фигурки и многое другое. Книги по Вселенной Battletech выпускались в России издательством Армада и удостоились двух серий (вторая — после реорганизации издательства).

CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») — спецэффекты в кинематографе, телевидении и симуляторах, созданные при помощи трёхмерной компьютерной графики.

Меха — жанр японской анимации, объединяющий фильмы, в которых сюжет прямо или косвенно связан с использованием ходячих механизмов — чаще пилотируемых, реже автономных (киборгов).

Мех [Battlemech или 'Mech (c) FASA] — слово, забранное под значок копирайта компанией FASA в момент создания первых игр по вселенной Battletech, означает пилотируемый боевой механизм, используемый войсками кланов или Внутренней Сферы, основная боевая единица войн будущего; в более широком, хотя и нарушающем права, смысле — механизм типа экзокостюма, управляемый человеком или другим гуманоидом, возможно, с прмяой нейронной связью, с целью усиления возможностей пилота — скоростных, мышечных, боевых и т.п.

1 приближение.

70-е гг. Япония. Одними из первых стали великие Боги-роботы, ставшие родоначальниками целого жанра.

Мазингер Зет [ТВ] [1972] — с этим сериалом связано появление термина "меха", 92 серии. Управляемый робот используется как оружие, способное противостоять механическим монстрам, созданным злобным доктором Хеллом. Сериал был продолжен полнометражкой и еще несколькими фильмами.

Робот Геттер [ТВ-1] [1974] — фильм, в котором появляется пилотируемый трансформер-Геттер, состоящий из трех отдельно пилотируемых частей, составляющихся в три отдельные модификации Геттер 1-3 для полета, бега и плавания. Геттер предназначен для исследования космоса и противостоит мехазаврам агрессивной расы рептилий.

Великий Мазингер [1974] — вольное продолжение Мазингера, в котором новый, более совершенный робот противостоит новым, более крутым противникам.

Инопланетный робот Грендайзер [ТВ] [1975], начавшийся с пилота "Великая битва летающих тарелок" (1975), продолженный сериалом о 74 сериях и несколькими продолжениями. Сюжет фильма бесхитростен: на планете Земля приземлился космический корабль-он же большой робот, пилот нашел приют в научном центре Земли, и все остается тихо-мирно, пока братья-инопланетяне не вторгаются следом, чтобы захватить большой крутой корабль. Пилот вынужден садиться в робота, хватиться за рукоятки управления, чтобы спасти мир на планете, его приютившей. Серия за серией.

В это время в год выходит не менее одного нового сериала, а если учесть сиквелы и ответвления уже начатых, то имя им — легион.

Гайкинг: Король-демон небес [1976]

Межпланетный робот Дангвард Эйс [1977]

Старзингер [1978]

Мобильный воин ГАНДАМ [1979] — отличительной особенностью является то, что в столкновении участвуют не пришельцы, а Земля и одна из ее колоний. Этот сюжет пережил едва ли самое большое число продолжений и всякого рода ответвлений.

Далеко не все сериалы были упомянуты.

Если попытаться указать общие черты, так сказать, подвести итоги достигнутого, то можно назвать следующее:

— во-первых, опробован самый широкий спектр оригинальных идей — трансформации, сборки из небольших составляющих, военная, мирная и анималистическая тематика;

— во-вторых, наибольшую популярность получил сюжет о гигантском роботе (часто собирающемся из нескольких частей), который противостоит силам зла — таким же гигантским, часто инопланетным;

— серии имеют формат 1 серия — 1 схватка, схватки чаще всего один-на-один, но возможны один-против-двух-трех.

Следует отметить еще один важный момент. В Японской транскрипции слово "робот" означает любой механизм, способный к ходячему передвижению, отчего возникает семантический конфликт с российской традицией называть "роботами" автономные устройства. Рассматриваемый нами жанр "меха", наоборот, обращается к пилотируемым механизмам, в современной терминологии чаще называемым экзокостюмами и пр. Хотя и тут возможны неточности: как, например, называть экзокстюмом механическое человекоподобное устройство высотой, скажем, с девятиэтажку?

2 приближение.

80-е гг. США. Американская компания American Way закупает японские сериалы Дангуард, Грендайзер, Гайкинг, Старзингер, Геттер и продолжение Геттера и показывает их в начале 80-х в рамках проекта Force Five.

Тем временем, в Японии не происходит никакого спада выпуска меха-картин.

ГоСёгун [ТВ] [1981] — Госёгун, он же знаменитый Макрон.

Повелитель Ста Зверей Голион [1981] — он же Вольтрон-1: несколько механических львов собираются в гигантского робота.

Бог Марс [1981]

Механизированный батальон Дайраггер XV [1982] — он же Вольтрон-2: гигантский робот, обороняющий ииследовательский корпус землян от представителей враждебной цивилизации, составляется из 15 машин: 5 наземных, 5 водных и 5 летающих.

Гиперпространственная крепость Макросс [1982]:-[ attention! attention! :-[ этот фильм, кому-то более известный как Роботек, имеет для нас самое непосредственное значение. Сюжет картины вертится вокруг корабля "Макросс" в давние времена потерпевшего крушение на планете Земля, позже обнаруженный, восстановленный землянами и давший им знание технологий, намного превышавших земные. В момент активации Макроса в Солнечной системе появляются привлеченные его сигналом пришельцы. Их цель — вернуть корабль. Корабль совершает гиперскачок за орбиту Плутона и начинает свое возвращение на Землю, периодически отражая атаки пришельцев. Для этого на его борту находятся боевые мобильные роботеки — пилотируемые аппараты, способные трансформироваться в истребители для полетов или шагающих роботов для повышения эффективности боевых действий. Кроме основного сериала известен ряд его успешных продолжений.

Моспида — оружие выживания [1983] — сериал, несколько напоминающий предыдущий. Земля захвачена пришельцами и люди, которые теперь расположились на Марсе, пытаются вернуть родную планету.

Бронированные воины Вотомы [ТВ] [1983] — две расы противостоят друг другу в космической войне. Главный герой оказывается замешан в нечистой операции командиров, напавших на собственные войска. Едва не попав под трибунал, он бежит и начинает собственную войну. Мехи в этом сериале не трансформируются.

Ремарка. Пожалуй, "Вотомы..." — наиболее близкий по духу к Battletech фильм. Здесь есть схватки мехов, причем, по обе стороны сражаются люди. Здесь есть тактические операции на улицах города. Здесь есть гладиаторские бои мехов с оружием и без (в рукопашную). Здесь есть переоборудование меха (навешивание дополнительного вооружения вручную). Здесь даже есть искусственно созданные водители мехов — Прототипы, за обладание одним из которых и идет борьба в фильме.

Срунгл — великий борец со Злом [1983]

Примечание. США. В середине 80-х Saban Enterprises приобрела права на ГоСёгун и Срунгл из которых был смонтирован американский вариант Макрона, показанный в 1985 году и имевший большой успех.

В 1984 году компания FASA выпускает первый сет игры Battletech. Как позже признавались авторы вселенной BT, их подтолкнули японские сериалы начала 80-х гг, в частности, Macross, в котором был прекрасно проработан на тот момент дизайн боевых единиц — роботеков и вражеских костюмов. На рисунке — некоторые оригинальные мехи из фильма Макросс, до боли знакомые любителям BT.

Гиперпространственная Кавалерия Южного Креста [1984]

Примечание. В 1985 году на экраны в США вышел сериал "Роботек", имевший бешеный успех. Этот сериал был собран из отдельных фрагментов трех оригинальных японских сериалов — "Макросс", "Моспида" и "Кавалерия Южного Креста".

Трансформеры [ТВ] [1984] — Роботы-трансформеры из ранних "меха", кочевали из сериала в сериал, пока, наконец, не обрели собственного, уникального воплощения и собственной истории.

Война Гоботов [1984] — американский сериал про трансформирующихся роботов.

Примечание. В один год с "Трансформерами" в США, совершенно независимо от японских аниматоров создается картина, которая, к сожалению, не имела такого успеха, хотя во многом превосходила свою восточную соперницу. Более сбалансированное действие, более простая графика. Качественная японская графика, видимо, оказалась решающим аргументом.

Звездный мушкетер Бисмарк [1984]

Ниндзя-воин Тобикагэ [1985] известный еще как "Роботы-ниндзя". Своеобразный взгляд на идею трансформации.

Голубой метеор СПТ Лейзнер [ТВ] [1985] — в альтернативной реальности фильма холодная война между СССР и США не закончилась. Инопланетяне нападают на советскую базу на Марсе, где готовят будущих воинов (как водится, детей). Герой-полукровка (и землянин, и инопланетянин) управляя экспериментальным роботом будет противостоять как захватчикам, так и земным злодеям.

Гайвер — Фильм [1986] — Главный герой стал обладателем биомеханической брони и сражается с монстрами-мутантами.

Кризис каждый день [1987] — в отличие от названных ранее картин здесь нет пришельцев, нет космических кораблей, а экзокостюмы используются сотрудниками правоохранительных органов для борьбы с преступниками-киборгами.

Драгонар [1987]

Ганбастер: Дотянись до неба [1988] — вещь от создателей известной альтернативно-исторической "Крылья Хоннеамиз". Достоинства фильма: продолжительность (всего 6 серий), превосходная графика, "экономный режим" подачи, не характерный для анимэ — без засилья длиннот, флешбеков, глупых ужимок и пр., временные парадоксы — корабль, находящийся в космосе несколько часов возвращается на Землю через месяцы. Недостатки: сюжет — в сущности, все сводится к тому, что большой робот лупит бедных зеленых инопланетян, девочка-плакса становится мужественным героем и т.п.; попытка "поиграть" с законами физики и временными парадоксами остается лишь попыткой из-за плохой проработки: корабль набирает субсветовую скорость за несколько минут, при этом никто даже не задумывается о том, какое ускорение должны испытывать материалы корабля, не говоря уже о пилотах.

Бронебойщик Меллоулинк [1988]

Звездный десант [1988] — экранизация романа Р. Хайнлайна.

Патлабор: Полиция Будущего [1988] — одна из ранних картин Мамору Осии. В центре сюжета — бронированная полиция.

Детонатор Орган [1991]

Космический рыцарь Теккамен Блейд [ТВ] [1992]

Гигантский робот[1992]

В "меха" этих годов еще встречаются гигантские суперроботы, однако, в первую линию выбились фильмы, где вместо одного гигантского — много небольших выполняют рутинные действия (а не деяния планетарного масштаба). В прежних картинах много людей обслуживали одного робота. Теперь же каждому пилоту — своя машина. На смену масштабности приходят тактика и умение работать в команде. Новое важное место занимает трансформация, которая распадается на две противоположные ветви:

— "Трансформеры" продолжают линию экзотических трансформирующихся механизмов (а заодно, уходят от линии экзокостюмов, ведь каждый трансформер — разумен);

— "Роботеки", напротив, вводят трансформацию в русло обыденности и инженерной обоснованности.

Вообще, можно сказать, что по мере движения от 70-х к 90-м гг "фантастическая" фантастичность сменяется "реалистической". Новые роботы становятся все достовернее с точки зрения науки и инженерного дела. В фильмах начинает звучать информация о способах их функционирования, о применяемом вооружении, об источниках энергии. В визуальном плане — становятся очевидны механические блоки и способы их соединения, шарнирные механизмы, стволы орудий, кассеты ракет и т.п.

В последующие годы в жанре меха наблюдается преобладание ремейков либо детских и пародийных сериалов.

_

Между тем, вселенная Battletech благодаря варгеймам приобрела популярность, в конце 80-х гг написаны первые романы, и в 1990 году Стюарт Гордон снимает первую (и единственную) картину, посвященную этой вселенной, — "Robot jox" (в русском прокате "Робот Джокс", постер — выше). При очень большом приближении сюжет "Робожокеев" можно считать зачатками того, что станет внутренней Сферой и Кланами в далеком будущем. В фильме мы видим клонирование и клановое воспитание робовоинов. В 1993 другой (малоизвестный, впрочем) режиссер возвращается к теме сражения гигантских железных "кастрюль" (фильм Robot Wars, постер — внизу), но уже в условиях какого-то вовсе невнятного туристического путешествия.

Наконец, в 1994-1995 году при поддержке Saban Entertainment был снят и выпущен на экраны в США 13-серийный анимационный фильм Battletech (постер — внизу) по мотивам трилогии "Кровь Керенского" Майкла Стакпола о первых годах вторжения Кланов во Внутреннюю сферу. К сожалению, графика в фильме уступает даже "Роботекам" 10-летней давности. Впрочем, стоит отметить, что в сериале для прорисовки боев машин использовалась CGI, что не повышает объективного качества картины, но делает ее более любопытной в историческом плане.

В эти же годы на экраны выходит наследник Battletech — американский мультипликационной сериал Exo squad (постер — внизу), известный в России как "Спасатели лейтенанта Марша". Графика в фильме была на уровне японских "роботеков", сюжет скорее динамичный и незамысловатый — раса созданных людьми андроидов Неосапиантов и эксплуатируемая в тяжелых условиях освоения планет солнечной системы подняла восстание, Неосапианты были разгромлены, сила космического флота стала не очень-то нужна. В этих условиях и назревает новое столкновение. Эхолеты — не трансформирующиеся, как в Роботеке, а скорее похожие на машины из Battletech, однако, предназначенные для полетов, обладают ярко выраженной индивидуальностью. Так если в японских картинах пилоты используют одну-три разновидности машин, то здесь каждый член Эхо-взвода обладает уникальным мехом.

_

3 приближение.

Через 13 лет после "Макроса" новым прорывом в теме стала японская картина "Евангелион".

Евангелион [ТВ] [1995] — "Ева", в целом, базировалась на традиционном сюжете о гигантских боевых машинах, противостоящих вторжению иноземных сил. Однако, ряд нововведений дал фильму не только сумасшедшую популярность, но культовый статус. "Ева" стала родоначальницей нового жанра. В общих словах в "Еве" большой робот из механизма превращается в средство исследования персонажа. Теперь это не просто сила, которой можно управлять, добиваясь некой цели, но предназначение, предначертание, давлеющая судьба. Робот стал средством познания и трансформаций самого персонажа, его альтер эго, иногда темной второй половиной. Изменились и герои. Они берут в кабину целый ворох психологических комплексов. Родители ставят эксперименты на своих детях. Дети (пилоты роботов) в самый ответственный момент схватки могут все бросить и уйти с поля боя и т.п.

К достоинствам "Евы" также относятся превосходно проработанная техническая сторона: большие роботы требуют огромной энергии и действуют, будучи подключенными к источнику при помощи кабеля, который сильно ограничивает возможные действия, и т.п. Также в картину вплетены религиозные и эзотерические аллюзии, фансервис. Все эти факторы в сумме привели к тому, что несмотря на целиком испорченный финал, который был реанимирован лишь последовавшими дополнениями (EoE, Death&Rebirth), картина получила такое признание, что добиться сравнимого успеха еще несколько лет не суждено было ни одному меха-сериалу, а картины, снятые в том же жанре, даже более успешные, сами-собой приходили в сравнение с "Евой".

Видение Эскафлона [ТВ] [1996] — действие происходит в фэнтези-мире, где герой "пилотирует" дракона.

Гасараки [1998] — если взять роботеки (а точнее даже "Вотомов") и Еву, то получится что-то, отдаленно напоминающее этот фильм. Группы боевых шагающих платформ (читай, мехов) участвуют в боевых тактических учениях и боевых операциях, действия пилотов координируются операторами в передвижных центрах связи. Действие происходит на Земле, в восточных странах (Япония и некоторые вымышленные), на политической арене чувствуется влияние США. Хорошо проработана техническая и неплохо — политическая стороны фильма. Не обошлось, правда, без ксеномистики, оживших богов, ставших прототипами боевых роботов и т.п. Фильм условно относится к милитаристической ветви жанра.

Бесконечное путешествие корабля Ривиас [1999] — космический корабль с мехами на борту (ау, Макросс) возвращается к Земле. Только теперь действие сдобрено экзистенциальной психологией в духе "Евы".

Зойды [1999] — В фильме показаны похожие одновременно на собак и ящеров управляемые роботы. Адаптация компьютерной игры.

Беттермен [1999] — в схватках участвуют как роботы людей, так и неизвестный ксеноробот. Сериал ссылается на роман "Цветы для Элджернона" Д. Киза.

Аргенто Сома [2000] (без иллюстрации)

Генешафт [2001] — Научно фантастический сериал, призванный напомнить старую добрую фантастику (каждый эпизод назван по названию известного НФ-произведения)

Стальная тревога! [2002] — Попытка соединить носоедимое: серьезных роботов, военную тематику, хорошую рисовку, градус юмора и еще только японцы знают что.

Ра-Зефон [ТВ] [2002] — вторая успешная "Ева", если такое сравнение имеет право на существование. Здесь мехи — биологические роботы, которые являются вроде обязательного атрибута у странных существ, пришельцев, называемых Мю. Пока герой находится в Токио — закрытом, замкнутом городе, единственном оставшемся на Земле, он считает, что эти мехи защищают Токио от чужаков. Однако, выбравшись из Токио во внешний мир и узнав, что мир снаружи не уничтожен, и что снаружи тоже есть люди, ему приходится сражаться с мехами Мю, пилотируя бога-робота Зефона. Фильм в первую очередь эстетический, образный, а не научно-технический.

Таинственная фея Роуран [2002] — фэнтези, включившая в свой сюжет пилотируемых роботов, которые противостоят монстрам. Самая интересная часть сюжета — аннотация, а самое значительное достижение — длина серии всего 12 минут против 20 с лишком стандартных. Вообще, фильм является идеальным образчиком того, как, создав картину с превосходным звуком, графикой, 3D и так далее, мы имеем в итоге мегаблокбастерпшик, потому что кроме непрерывного (и совершенно невнятного!) экшна и набора штампов (из Евы, Ра-Зефона и т.п.) фильм не содержит ничего.

Оверман [2002] — биоробот Оверман, более похожий на защитный скафандр, помогает герою сражаться с роботами злобной корпорации "Сибирские железные дороги" на заснеженных просторах тундры.

Зентрикс [2003] — Китайский сериал для детей с использованием CGI.

Элизиум [2003] — Корейская полнометражка, снятая с использованием технологий "Последней фантазии". В остальном, типичный образчик поколения 1.5

Небесный Фафнир [ТВ] [2004] — На небесных островах сохранились научные базы, где создаются средства чтобы противостоять вторжению пришельцев. Фафниры — пилотируемые мехи, при помощи которых и ведутся бои.

Акварион [ТВ-1] [2005] — В отличие от других картин, здесь мехи используются под водой, где на фоне океанических пейзажей и проходят основные действия.

Бессмертный Гран-При [2005] — Меха-спорт. Роботы используются для скоростных гонок.

Эврика 7: Псалмы Планет [ТВ] [2005]

Флаг [2006] — ближайшее будущее, действие происходит в зоне "локального конфликта". Милитаристический, достаточно правдивый фильм о войне. Превосходная 2D-3D графика и сюжет, который строится в виде воспроизведения фрагментов старых записей, сделанных на фото-видеокамеру.

Дзэгапэйн [2006] — действие происходит в виртуальном мире, наподобие матрицы, правда, героям еще предстоит узнать об этом.

Код Гиас: Восставший Лелуш [2006]

Наше [2007] — группа детей на большом роботе сражаются с роботами пришельцев, но независимо от исхода схватки один из них погибает.

Героическая Эпоха [2007] — добротный сериал о войне наших мехов ажно с четырьмя вражьими расами, неплохо проработана реалистическая сторона космических действий.

Боги-машины: Формула гигантов [2007]

В общем, этот список можно продолжать, однако неоспорим тот факт, что ничего принципиально нового в жанре не выходит с 2005-2006, а если трактовать "новизну" очень строго, то уже со времен "Евы" сильно оригинальных вещей не выходило. Были приятные проблески, вроде "Гасараки", "Ра-Зефона", "Эврики", но и только. В эти же годы перезапускается "Ева" с перерисованной графикой и слегка подправленным сюжетом в виде полнометражных картин. Продолжают выходить сиквелы "Макросса", "Гундама", "Вотомов" и др. Продолжают выходить новые картины, безликие в общей массе однообразного массового продукта.

Подводя некоторый предварительный итог, можно сказать, что жанра "меха" в этот период коснулись те же тенденции, что коснулись всей анимационной индустрии: пристальное внимание вопросу самоидентификации подростка, подростковым комплексам, гипертрофированный и извращенный психологизм, для которого все остальное — космос, роботы, фэнтези-миры, магия служит лишь фоном и эксплуатируемым средством.

В США в 1997 году был вбит последний гвоздь в тему боевых роботов-гладиаторов выходом фильма "Робовоины" (Robo warriors, в русском прокате — "Боевые роботы", постер — ниже). Снятый не столь харизматичным режиссером, как Стюарт Гордон, фильм прошел совершенно незамеченным, да и к теме механизированных гладиаторских боев ничего нового не добавил. Зато четко продемонстрировал, что интерес к теме шагающих железок у широкого потребителя — крайне незначителен, рассчитывать на большие кассовые сборы поэтому, снимая схватки больших машин, при очевидно колоссальных затратах — не приходится.

Примечание. Не могу удержаться от комментария. В книгах серии Battletech часто показывают одно из самых популярных увлечений: гладиаторские бои роботов. Это называется сверхприбыльным делом. Косвенно мы можем уже сейчас оценить действительный интерес человечества к такому развлечению. Оговорка. Популярностью может пользоваться лишь то, что известно каждому и, в общем-то, доступно. Автомобиль, футбольный мяч, коньки. Собственный мех в настоящий момент трудно отнести к данной категории.

К 1998 году первая серия книг "Боевые роботы" в России уже прекратила свое существование, а к 2003 (в гораздо меньших тиражах, и со значительно более коротким сроком жизни) — перестала существовать и вторая книжная серия.

_

Последнее приближение

Сама по себе идея экзокостюмов благополучно пережила все перипетии (кто бы сомневался!), и в последующие годы периодически всплывала в том или ином фильме, часто не относящемся к жанру меха. В первом (2004) и втором (2007) "Яблочном зернышке", в "Агенте Вексилле" (2007), в "Аватаре" Джеймса Кэмерона (2009). Это удобно, это практично. Однако, в то же время, полноценной экранизации в первую очередь удостоились "Трансформеры", а не "Роботеки". Три фильма за четыре года. Начата работа над экранизацией Вольтрона. Налицо тот факт, что американские продюсеры (наверное, не без причины) предпочитают делать ставку на экзотических персонажей-роботов. Это понятно, ведь по сути Battletech — это милитаристский проект, требующий кассовых вложений заметно больше чем все "ПерлХарборы", "Подлодки..." и т.п.

В 2003 компания WizKids, та, что ныне владеет правами на вселенную Battletech, анонсировала выпуск фильма, но, как легко убедиться невооруженным глазом — воз и ныне там. Таким образом, по вселенной BT, кроме единственного мультсериала 1994 года, не снято вообще ничего, кроме видеороликов для компьютерных игрушек серии. Ах, какие это ролики.

Говорят, рано или поздно такие вещи, как долгожданная экранизация, происходят. Множество примеров заставляют нас опасаться этого — "Волшебник Земноморья", "Первое правило волшебника". Но самое обидное, что некоторые вещи относятся к категории неснимаемых (точнее, слабовероятно снимаемых) — в эту категорию попадают Корум, Хокмун и Элрик Муркока. Возможно, вселенную BT стоит искать в тех же списках.


Статья написана 29 июня 2011 г. 01:46

Лет 15-20 назад имя германской писательницы Л. Вельскопф-Генрих было гораздо более известным, чем сейчас. А сегодня не всякий продавец в букинистическом магазине сразу припомнит, кто это такая. Между тем, по крайней мере одно ее произведение экранизировано и вот название экранизации, наверное, окажется более знакомым, чем названия романов писательницы.

Литературное наследие ЛВГ нельзя назвать особенно объемным: реалистический роман-трилогия о Германии времен фашизма ("Два друга"), еще один роман о Германии "Жин и Ютта", несколько книг для детей и два цикла романов об индейцах — трилогия "Сыновья большой медведицы" о временах завоевания белыми земель индейцев дакота и пять романов (цикл "Кровь орла") о современной (XX век) жизни индейцев в американских резервациях. Последний роман цикла был опубликован посмертно, дописанный ЛВГ незадолго до смерти.

На русский язык в настоящее время переведены три романа трилогии "Сыновья большой медведицы"("Харка...", "Топ и Гарри", "Токей Ито") и пилотный роман цикла "Кровь орла" — "Ночь над прерией". Издание переведенных романов датируется, в основном, концом 80-х — первой половиной 90-х гг (самое раннее издание "Харки..." — 1970, серия "Рамка", самое позднее издание "Топ и Гарри..." — 1995), и лишь роман "Харка — сын вождя" переиздавался позднее (Терра: 2000, АСТ: 2004).

Таким образом, отечественному читателю ЛВГ известна именно своей индейской темой. И надо отметить, что по сравнению с другими авторами (Карл Май, Фенимор Купер), индейская тематика произведений ЛВГ пронизана исторической достоверностью, ощущением именно бесчестного вытеснения коренных народов пришельцами из-за океана, горечью об утерянной национальной гордости. Мое личное ощущение к индейской тематике сформировалось именно на романах ЛВГ, отчего я крайне остро воспринимаю любые "современные" трактовки от американских режиссеров (камень в сторону "Аватара").

Желание почитать что-нибудь про индейцев возникло у меня спонтанно после романа Геймана "Американские боги". Очень хотелось освежить в памяти трилогию "Сыновья большой медведицы", но в аудиоварианте ее просто не существует, зато удалось обнаружить роман "Ночь над прерией" в исполнении, естественно, моего любимого В.Герасимова.

Сюжет романа крутится вокруг молодых индейцев — Джонни Кинга, Квини и Гарольда Бута.

Джонни Кинг (он же Стоунхорн, он же Инеа-хе-юкан) — двадцатитрехлетний индеец, родившийся в семье потомственных вождей, но в ту эпоху, когда бывшие вожди стали дебоширами и пьяницами, когда индейцами управляет белый суперинтендант (глава резервации), а совет старейшин превратился в совет стариков и бездельников — потому что работы для неквалифицированных краснокожих не сыскать, а последние предпочитают предаваться мечтам о временах, когда они, а не белые властвовали над этими (и другими, более плодородными) землями. С самого детства юного Кинга с ним происходят события, бросающие тень на репутацию его семьи и его самого: дед, бывший вождь, спился и избивал юного внука, за что мать мальчика убила его, тем самым связав имя семейства с ужасным словом "убийца". В школе Джонни был обвинен в воровстве денег с учительского стола, а позже, потеряв всякую поддержку со стороны соплеменников, связался с бандами и даже вступил в гангстерские структуры.

Квини — молодая индианка, пай-девочка, которая с отличием училась в местной школе и была приглашена в художественное училище в городе, вдали от резервации, где ее талант начинает проявляться и первые картины получают высокую оценку.

Гарольд Бут — сын белого и индианки, метис, будущий ранчеро, хороший ученик и во всей резервации известный как надежный, верный и во всех смыслах положительный человек, с молодых лет влюбленный в Квини и для всех в округе — лучший кандидат в ее мужья.

Именно эти три характера выбирает автор как оттиск нового поколения индейцев. Именно им придется решать вопросы не только собственной судьбы и жизни, но и будущего завтра всех индейцев.

Книга начинается в тот момент, когда девушка возвращается в резервацию на каникулы, везя с собой гонорар за первую в своей жизни проданную картину. Здесь же объявляется Джонни Кинг, которого все в округе считают бандитом и негодяем. Тем более, что бывшие друзья Кинга шатаются в окрестностях и ведут себя далеко не цивилизованным образом.

Возвращаясь домой, Квини попадает в грозу, настоящую степную бурю и едва остается в живых — ее выручает Кинг. Ее прежние чувства к "брутальному" во всех смыслах (грубоватому, но привлекательному, сильному и решительному) юноше разгораются с новой силой и перерастают в настоящую влюбленность. В этот же момент герои подвергаются нападению: бывшие товарищи Кинга, следившие за девушкой, требуют от своего прежнего "шефа" гангстерского дележа добычи — прелестей Квини. Завязывается перестрелка с кровью и смертью и двоих влюбленных начинает связывать не только ночь единения и близости, но и тайна.

Очень скоро, неожиданно для всей резервации, под косыми взглядами соплеменников Квини становится женой Кинга. С этого момента начинаются круги, которые предстоит преодолеть молодой семье.

Довольно подробное содержание

Если вы прочитали содержание выше (хотя оно специально спрятано под кат, ибо спойлер), тогда вы уже должны были почувствовать разницу между стилем ЛВГ и, например, Карла Мая. Вместо приключений, перестрелок, погонь, скачек, в романах ЛВГ мы видим диалоги, вы видим подобие партии, пусть не стратегической, но хотя бы тактической, причем, в качестве фигур — живые люди, сомневающиеся, страдающие, испытывающие страх, отчаяние. Правда, некоторая черно-белость остается. Есть ярко выраженные злодеи (их в романе трое), но большинство героев — белых и красных — просто люди, к которым автор испытывает симпатию, пусть даже не всегда их поступки правильны и хороши с точки зрения этики.

Обилие событий и резких поворотов, причем, иногда довольно предсказуемых, создает легкое ощущение мелодраматичности сродни бразильским сериалам. Однако поступки героев прописаны не топорно, ни в один момент не создается впечатление плохо прикрытого рояля в кустах, и даже если мы видим, что вот-вот герой ввяжется в драку, и понимаем, что это будет иметь для него самые плачевные последствия, видим мы также и то, что этот человек в данных обстоятельствах вряд ли может поступить иначе.

Пожалуй, самые сказочные эпизоды — это поиск пропавших "пионеров" и финальная психологическая гонка, где Кинг как-то уж очень просто побеждает опасного гангстера.

Интересен быт. Пейзажи. Звери. Родео. Мысли и эмоции персонажей. Психологическая достоверность, кстати, характерная именно для женщин-писательниц по сравнению с мужчинами-писателями.

Пожалуй, хотелось бы немного больше индейской культуры — легенд, историй, рассказов стариков, воспоминаний. Намеки на них есть, даже влияние их на художницу Квини и ее картины словно бы ощущается, но самих эпизодов в романе — нет. Этого очень не хватает.

Главная нить романа — реабилитация человека, с детства заклейменного "бандитом" и "пропащим". Причем, важное место занимает тот факт, что краснокожему герою в таких условиях вдесятеро тяжелее — на него готовы повесить любую гнусность, а поверить в его правоту и честность оказывается стократ труднее. Вместе с такой реинкарнацией в романе присутствует и обратный процесс: образ Гарольда Бута, внешне положительного героя, постепенно диаметрально меняется, высвечивая фальшь, гнилое нутро, и умение обмануть всех одним только невинным видом. Опять же, что простят белому, не простят краснокожему. Ну и конечно — зарождающаяся надежда для представителей этой едва не потерянной культуры. Она выглядит намного честнее и естественней чем победа синекожих аватаровцев. Может быть, это тоже сказка, но такая, в которую еще можно верить.

Оценка. Первоначально хотел поставить 8, потому что книга понравилась. С другой стороны, я слишком плохо помню "Сыновей...", чтобы с уверенностью сказать, что автор не повторяется в более позднем романе. Зато размышления, хочу ли я перечитывать именно "Ночь над прерией" или меня устроит любое из продолжений (дабы просто окунуться в мир, который мне объективно интересен), — эти размышления, не показавшие однозначного преимущества романа "ночь над прерией", несколько снизили мою оценку. Итог: 7-8.




Статья написана 26 июня 2011 г. 12:04

...если Ваши друзья мучаются с выбором подарков, теперь им достаточно заглянуть на сайте ФЛ в полку "Хочу купить"8-)


Статья написана 26 июня 2011 г. 12:03

Речь пойдет о фильме "Древо жизни" (2011) от Терренса Малика, чьи картины начиная с "Тонкой красной линии" неуклонно падают в рейтингах (по крайней мере, если верить сайту World-art.ru).

Предуведомление.

Как-то так получается, что современные европейские вкусы просачиваются на наши видеополки, может быть, неравномерно, и даже неадекватно, в лице картин француженки Брейя или немца Ханеке, параллельно со слухами о "голубизне" американских сенаторов и европейских гей-парадах. В этом странном компоте создается не менее странное впечатление о состоянии современных европейских вкусов, предпочтений.

Если принять все сказанное за начальные условия, то впечатление от картины, получившей главный приз в Каннах 2011 года, окажется печально предсказуемым.

Ремарка 1.

Все-таки имел место факт предварительных ожиданий. По правде сказать, если б не тема http://fantlab.ru/forum/forum5page1/topic... — не узнал бы я об этой картине раньше, чем года через два. Или вовсе бы она прошла мимо, потому что не имею я такой особенной привычки, следить за "открытиями" Каннского фестиваля. В итоге отзывы типа "Это потрясающий фильм, такая красота! Это не описать, это надо увидеть своими глазами!" вкупе с околоснобскими замечаниями и фейспалмами (мы-же тоже в своем роде естеты, тоже Кустурицу смотрим и Фон Триера, иногда), пересилили все.

Ремарка 2.

Я не фанат ничего. Ни блокбастеров, ни артхауза как такового. Часто предпочту второе первому, бо блокбастерные штампы такую оскомину пробили, что от постоянного дежа-вю в киноформате икается. Артхаус хорош не сам по себе, а как противоположность блокбастерному Голливуду. Сам же по себе, он, как показывает практика, содержит дряни даже больше, чем масскульт. Причина проста: малобюджетный артхаус может снимать кто угодно. Любая курсовая работа студента режфака — артхаус по сущности своей. А ситуация с союзнописательским самиздатом в России мне тоже неплохо знакома. Явления одного порядка.

По существу.

Сюжет в картине "Древо жизни" присутствует, что явно не пошло на пользу фильму. Перед нами разворачивается история семьи, в которой после гибели одного из мальчиков происходит серьезный перелом и его последствия мы можем косвенно наблюдать (небоскребы, меж которых прогуливается персонаж Пенна), но сам по себе фильм строится вокруг раскрытия причин этого перелома в виде флешбеков главного героя (Пенна), когда он еще был маленьким мальчиком.

Немного спойлеров

В итоге, фильм превращается в плохо подогнанную конструкцию, в которой самой высочайшей оценки заслуживают: операторская работа (11 из 10). Причем, интересна не только "видовая" часть съемок (которая не так уж далеко ушла от поминаемого в контексте "Фонтана" Аронофски), не только поля подсолнухов и леса динозавров (которыми можно насладиться в документальных сериалах BBC). В первую очередь — хороши съемки людей и быта, когда ближние и дальние планы выбраны таким образом, что показывают крупные поры, узор кожи, или, наоборот, искаженные перспективой детали обстановки или удаленные от центра экрана части тела — искажаются и словно начинают жить своей жизнью. Камера и звук — творят самую настоящую магию.

Второе, что следует отметить — подбор и игру актеров. Что вкупе с особенностями съемки: необычные планы лиц, фигур, обстановки, — работает просто превосходно.

Однако, камера, звук, актеры — всего лишь "материальная" база любого фильма, потому что без хорошего сценария любой фильм останется полуживчиком, пусть даже превосходного исполнения.

А вот со сценарием у фильма "Древо жизни" — имеются проблемы. Возможно, это как-то связано с "урезанием" полного метража картины в положенные для кинопроката 2 с лишним часа. Возможно, анонсированный 6-часовой полный вариант будет более удачен. Стану ли я его смотреть? Ой, не знаю. И сейчас мы можем оценивать лишь то, что имеем.

Серьезные недостатки фильма:

— закадровый голос, выдающий до пошлости банальные сентенции — вопросы к Богу: "почему мы? за что? как Ты мог?", — задают, с одной стороны, однозначность происходящего (лишают свободы толкования), с другой — придают фильму морализаторский оттенок, причем в отношении прописных истин, с третьей — создают впечатление, что режиссер считает зрителя недоумками, комментируя происходящее;

— пучок разноцветных лучей, или пламя, или плазма — символизирующий Бога в очередное свое появление на экране начинает вызывать икоту и раздражение;

— "видовые" вставки (вселенная, вулканы, динозавры) при всей своей красоте оказываются введены неудачно и словно "торчат" из общего полотна фильма. Например, самый спорный эпизод — с динозаврами: динозавр-хищник, по виду что-то вроде велоцираптора подбегает к умирающему травоядному, но вместо того, чтобы наброситься и пожрать, пару раз трогает лапой и бежит восвояси. Любые попытки понять символику этого эпизода, приводят к ощущению того, что режиссер слабо разбирается биологии и палеонтологии;

— отец, который в сознании мальчика должен представать "ужасным", на российского зрителя такого впечатления не производит, отчего оказывается не вполне понятным и все остальное происходящее (для сравнения можно еще вспомнить эпизод в самой картине, когда главный герой "подсматривает" поведение чужого отца в соседнем доме, по сравнению с которым его собственный отец вполне безобиден);

— три брата. Почему трое? Какую роль в фильме играет третий сын? Один мальчик — старший — главный герой, от его лица ведется повествование, второй — средний — светловолосый и романтичный, который погибнет, символизирует все положительное и божественное, хорошо раскрывается и несет основную символическую нагрузку, а третий — самый младший — зачем? Периодически присутствует в кадре, что-то делает, но не раскрывается и никакой особенной роли не играет;

— по поводу "лишних" эпизодов и деталей можно продолжать и дальше...

В итоге мы имеем картину, выполненную на превосходной бумаге, самыми лучшими красками, но такую, что сама по себе не представляет ничего особенного. В фильме довольно много противоречивых образов и моментов, которые должны бы дать пищу для ума, но не дают — размышлять и разбираться совершенно нет желания. Разжевано, морализовано, вся острота рафинирована до тепленького состояния.

Что же в итоге получается и почему такая высокая оценка у жюри Каннского фестиваля?

Если бы не было закадрового голоса вовсе, видовые эпизоды давались "как есть", оставляя зрителю свободу оценки происходящего, — тогда появилось бы ощущение многосмысленности, тем более, что актеры хороши и эпизоды отношений отыграны превосходно. А по поводу оценки жюри у меня имеется лишь ассоциативное сопоставление — популярность истории об извращенке-пианистке, некоторая известность порнографических работ Брейя, или вот, пальмовая ветвь банальной истории с видовыми BBC-вставками. Есть в этом что-то необъяснимо общее. Европа. Умом не понять... (Теперь даже опасаюсь смотреть предыдущий фильм-победитель историю "Дядюшки Бунми...", одно утешает — картина индийская, а не европейская)

Моя оценка 7 с учетом всех красот и достоинств.

ЗЫ. Никакого "древа" ни в физическом, ни в символическом смысле я в картине не обнаружил...







  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх