Скепсис самое точное определение, которое можно отнести к "Защитникам" Сарика Андреасяна, и это если опустить небывалую волну негативной критики фильма. Но супергеройская лента, как и обещалось лишь самая крупная часть медиа-продукции Enjoy Movies. Ведь есть ещё комикс и литературная новелизация о команде советских супер-солдат.
Вышедший в печать комикс получил смешанные отзывы критиков. А смешанные потому как в ней две истории, первая "Самый крайний север" был полностью нарисован Александром Дальевым и кроме как полного разгрома не получил, низкокачественное исполнение разумеется сыграло свою роль. Вторая история в комиксе "Новая земля" за исполнением Александра Малышева и Рафаэля Тер-Степанова имеет диаметрально противоположную критику в сравнении с "Самым крайним севером": критикам и читателям история понравилась. И на данный момент из всей медиа-франшизы Защитников именно комикс "Новая земля" единственная доброкачественная составляющая. Но как и говорилось, есть ещё и книга по вселенной, она называется "Защитники. Отражение". Так что можно сказать насчёт неё?
Прежде всего надо отметить что новелизация супергероики явление редкое. Настолько редкое что появление сразу в виде фильма встречается намного чаще. Взять к примеру неплохой фильм Сэма Рэйми "Человек тьмы", один из немногих примеров супергероики без комикс-первоисточника. Во-вторых супергероика как направление довольно слаба на фоне научной фантастики и даже фэнтези, а потому литературный вариант ещё более рискован чем кино. Всё дело в законах простой логики комикс-вселенной которые на порядок слабее и более условны чем в художественной литературе и кинематографе. Подобная проблема сказалась на кинофраншизе от DC Comics, в которую Warner Brothers запихнули слишком много от закономерностей комикса, забыв, что экран не столь терпим сколько бумажный комикс, происходящее в кино действие выглядит несколько наивным если его буквально переносить из картинок.
В случае "Защитников", которых и так яро критикуют можно полагать что литературная адаптация равносильна самоубийству. Разберём всё по порядку, и попробуем вынести конструктивную критику.
Итак, книгу выпустило "АСТ"; сюжетным редактором остался Андрей Гаврилов, сценарист ответственный и за фильм и за комикс. Авторский состав – шесть человек: Игорь Панфилов, Ирина Жук, Анна Коршунова, Дарина Полынь, Евгения Полянина и София Яновицкая. Как можно заметить в подавляющем большинстве это писатели-девушки. В книге четыре истории, время действие которых происходит на протяжении весны, лета и осени 1968 года. Миссии секретных правительственных солдат связаны со всякого рода аномальными случаями, спасением людей, шпионскими играми, террористическими угрозами и само собой столкновением с себе подобными.
Рассказ "Пассажиры"
В реальном мире есть много аномальных событий и зон которые до скончания веков будут использоваться для создания тех или иных художественных произведений. Бермудский треугольник, Чернобыльский инцидент, Челябинский метеорит, ну и конечно же Тунгусский. Последний из озвученных как раз и взят за основу первого из рассказов приведённых в книге. Спустя шестьдесят лет после падения аномалий в районе падения стало только больше. Более того, в зоне стали отказывать любые электроприборы. А тут как назло над местностью пролетал самолёт китайских авиалиний, который и потерпел крушение. Ситуация катастрофическая во всех отношениях: более сотни погибших, плюс международный скандал. Отряд секретного ведомства "Патриот" высылают на разведку.
Как и в фильме группа состоит из четырёх человек разной национальности русского Арсения Могилёва, казаха Темирхана Каримова, армянина Лерника Оганесяна и украинки Ксении Грачёвой. Первое что боится скептически настроенный читатель взявший книгу, это повторение ошибок фильма, то есть нераскрытость и картонность персонажей. Благо авторам в этот раз этого удалось избежать. Первый же рассказ оказался способнее фильма по части драматургии героев и их взаимоотношений. Это конечно не шедевр, все до единого рассказы про Защитников подходят больше под определение "юношеской фантастики", именно "юношеской", а не подростковой. По стилю новеллы больше похожи на лёгкую научно-популярную фантастику СССР годов семидесятых-восьмидесятых. Для характеристики на ум именно приходят такие слова как "позиционирование" и "стилизация". Авторы видимо не поленились и не один день потратили как на изучение нравов и истории конца шестидесятых, так и художественной литературы тех времён.
Что касаемо конструкции сюжета "Пассажиров", то он проработан достаточно неплохо. Иногда конечно встречаются "ляпы" вроде мальчишеского поведения героев и их коротких междусобойных стычек, но надо полагать это дань скорее жанру супергероики. Совсем вырвиглазно смотрится только эпизод в котором подчёркивается то, что Хан явился в местную больницу в полном вооружении, то есть с этими огромными серповидными ятаганами за спиной. Это, конечно как минимум странно.
В остальном плюсов намного больше чем минусов. Здесь переплетаются несколько сюжетных линий, которые выстраиваются в одну конечную, притом с интригующей концовкой: группа разведчиков вместо ответов найдёт ещё больше загадок в зоне Тунгусского инцидента.
Рассказ "Глаз бури"
Если в первом рассказе использован сюжет связанный с космосом, то во втором рассказе "Глаз бури" история ближе к парапсихологии и в чём-то даже метафизике. Дело происходит в знаменитом Артэке, куда со всего Советского Союза и ближнего зарубежья съезжаются школьники. Среди многих пионеров оказывается один из героев рассказа с рождения обладающий способностью влиять на погоду. Его и пару десяток ребят берут на экскурсию по Чёрному морю на корабле "Альбатрос". После отплытия и начинаются злоключения и аномальная смена погоды. Корабль всё больше и больше затягивает в шторм. Пионер из Сибири мучается и от посягательств со стороны некоторых вожатых и сверстников с одной стороны, с другой – ему кажется что это он невольно вызвал бурю. Мучимый совестью маленький шаман пытается остановить бурю, но злодей оказавшийся на борту всё только портит. "Альбатрос" и вовсе оказывает в "глазе бури" – центр циклона, по сути внутри колоссального водяного торнадо. Команда "Патриота" в это время отдыхает от забот в крымском филиале, маясь от безделья. Ксения оказавшись в родных краях, уходит в самоволку, подобно скучающему Ихтиандру, вышедшему в цивилизацию.
Кстати говоря в данном рассказе более всего раскрывается образ именно Ксении, показывая бо́льшую её индивидуальность. Схожесть с марвеловской Сью Шторм не прослеживается. Можно сказать что неофициальным лидером команды является именно она, также как совестью группы. И если в комиксе "Новая земля" её хладнокровности позавидует мрачный Хан, то в новеллизации, характер женского персонажа стал ещё более многогранен. В этом видится влияние большого числа девушек-авторов, и это идёт "Защитникам" только на пользу.
"Глаз бури" безусловно самое сильное произведение в данном сборнике. Здесь сильнее всего чувствуется единство команды; их взаимоотношение между собой, начальством, простыми людьми, которых они спасают. Особо можно подчеркнуть то насколько хорошо прописано отношение героев в плане противоречий совести и долга. Это ещё не говоря про тщательно прописанную атмосферность происходящего, которое переносит читателя в Страну Советов как раз на пике расцвета государства. Похвастаться чем-то подобным, хоть и более слабо может только следующий рассказ.
Рассказ "Когда дрожит земля"
"Когда дрожит земля" ярче других рассказов повествует о недостатках Совесткого государства и её системы, которая порой пережёвывала достойных людей, превращая их в маргиналов и отбросов общества. Это история о том как гениальный учёный изобрёл сейсмическое оружие, но из-за небольшой случайности пережил провал, и вся жизнь его пошла под откос.
Место действия происходит в Ленинграде годы спустя после печального случая с изобретателем. То в доме на Невском, то в метро происходят землетрясения. И казалось бы питерская земля не находится в сейсмоактивной зоне, какие могут быть тут землетрясения? Разобраться в аномалии, а также спасти людей посылают всю ту же группу из "Патриота". Прежде всего нужно вытащить вагоны метро застрявшие в недрах земли, куда обычная спасательная техника добраться не может. Сверхъестественные способности протагонистов могут в этом деле помочь.
Далее начинается череда событий которые грозят уничтожением многих тысяч ленинградцев. Мотив личной мести обезумевшего от горя учёного оказывается всему причиной. В рассказе наглядно показывается расследование и поиски героев, в разрешении и предотвращении надвигающейся беды, их переживания и тяготы.
Сюжет о террористической угрозе удался. Здесь непросто супергерои и злодей, читатель ясно видит и бытовые трудности с которыми сталкиваются персонажи, к примеру бюрократические проволочки, которые грозят усугубить катастрофу.
Рассказ "Чужие среди чужих"
Заключительный рассказ – самое слабое звено книги. Вероятно он был написан на скорую руку. В данном случае это сюжет о диверсии внутри секретного ведомства, и под подозрение попадает четвёрка героев. И где-то до середины рассказ читается с большим интересом. Ведь им самим предстоит на своей шкуре испытать закулисные методы борьбы с врагами народа. А так как это секретная организация, то и методы будут особые. Многочисленные допросы и избиения героев тюремщиками изложены как надо – персонажам, без преувеличения переживаешь. Неплохо создан и сюжетный поворот с побегом из родного ведомства. Став изгоями четвёрка углубляется в природу, попутно противостоя бывшим коллегам и ища ответ на вопрос: кто и зачем их поставил. Вместе с тем герои мучаются вопросами: а может всё-таки кто-то из них действительно предатель?
Однако самый большой минус рассказа в том что национальные менталитеты героев превратились в стереотипы. Особенно это касается Лера, здесь он чуть ли не в каждом диалоге произносит слово "шайтан". У тех кто является армянином или имеет друзей и знакомых данной национальности, хорошо знают что армянин никогда в жизни не употребит слова "шайтан" в речи, тем более всерьёз.
Сюжетно же, всё хорошее постепенно сходит на "нет" после того как они получают подсказку где искать виновных. С этого момента всё происходящее становиться вялым, диалоги слабее, также как более искусственными и нарочитыми выглядят переживания. В этом плане рассказ "Чужие среди чужих" больше становится похож на поданный стиль фильма "Защитники". А жаль. Сама задумка сюжета это ответственность сотворённого, превращает рассказ в банальную супергеройщину и эксплуатейшн. Истории должны идти по иному пути, таким как первые три рассказа. Это как минимум.
В общем и целом...
Что можно сказать в целом о литературном воплощении "Защитников"? Как ни странно много чего хорошего. "Защитники. Отражение" разумеется не великое произведение, но смело можно утверждать что он будет близок по духу как молодому поколению, так и тем кто ещё ностальгирует по старому доброму "совку".
В рассказах команда сверхлюдей показана именно с человечной стороны, со всеми своими достоинствами и недостатками. Это сближает произведения с историями о сверхлюдях Александра Беляева, Стругацких или Александра Грина. Благо от советской фантастики писатели далеко не ушли. И даже то что основные персонажи супергеройствуют, не похоже на банальную супергероику с условностями. Они именно занимаются спасением и проявляют героизм. Это не приевшиеся истории о том как супергерои сражаются со злодеями, а в итоге страдают окружающие и невинные. Они не варятся в собственном соку, и это хорошо. Четвёрка героев подходит к своей миссии осознано, ответственно, а главное совестливо. Можно сказать на совесть проделана и работа самих авторов.
Общая оценка 7 из 10.
Вывод
Как итог "Защитники" в виде книги от коллектива авторов и комикса от Тер-Степанова и Малышева, оказался более жизнеспособным чем целый фильм. Многочисленные критики оказались на этот раз правы: вначале именно комиксы и книги было бы целесообразнее выпускать, а уже потом, когда люди привыкнут и полюбят героев, вот тогда и нужно было снимать фильм. Вышедшие постфактум комикс и книга могут спасти ситуацию и вытянуть большой потенциал в качественное воплощение. Вопрос лишь в том, захотят ли после провального фильма как инвесторы, так и сами создатели продолжать серию про советских супер-солдат.