автор |
сообщение |
tevas
миротворец
|
15 сентября 2007 г. 21:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора Уважаемые лаборанты, посты, размещаемые в этой теме, должны содержать не только названия книг, которые вы читаете. Любое сообщение должно содержать 4-5 предложений, характеризующих прочитанное произведение. Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалять сообщения не соответствующие этим правилам.
|
––– (Из известного мультфильма) - А за что? - Просто так!!! :))) |
|
|
|
ton-tan
гранд-мастер
|
21 марта 2023 г. 10:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Станислав Лем «Расследование». Фантастика для тех, кто в фантастической литературе больше тащится от "литературы", чем от "фантастической".
Сюжет: из всяких-разных мертвецких исчезают трупы. Судя по уликам, встают и уходят. Полицейскому велели разобраться, что за ерунда и кого можно за это наказать, потому что в сознании добропорядочной полиции мертвецы сами ходить не умеют. Попутно полицейский разгадывает загадку странных звуков в доме, где он живет.
И понеслась. Главный герой — изначально на грани помешательства. Он не медленно сходит с ума из-за мистики вокруг, а весь роман просто пребывает на грани нервного срыва и в перманентной растерянности, закомлексованности и неуверенности в себе, ноет и извиняется. Никогда не любил читать про внутреннее нытье всяких духовно травмированных. Вот если бы он сходил с ума по ходу дела...
Расследовать у него получается плохо. Сам он ничего не нарасследовал, все ответы ему преподносят другие. Для меня это всегда будет самым большим грехом детективной литературы. Автор может руководствоваться чем угодно, но я убежден, что детективный роман с героем-сыщиком, где герой не выстраивает логичную версию преступления, в которую готов поверить читатель — это халтура. Автор такого романа не справился с жанром. А уж чем он там оправдывается: деконструкцией, обманом читательских ожиданий или психологическим издевательством над героем — без разницы. Либо это должен быть рассказ, либо герой не должен быть сыщиком, либо он должен предложить версию, пусть и ложную. Заставить героя просто болтаться, как... дух Волдеморта в Албании... и периодически подкидывать ему встречи с другими персонажами, которые и будут двигать расследование — это deus ex machina.
В результате большая часть текста — это бестолковые и бесполезные метания неуравновешенного сыщика.
Финал открыт, главная загадка не была разгадана, но к финалу у меня претензий нет — версий Лем набросал, просто не подтвердил их. Получилось даже хорошо.
Да и в целом роман хорош. Неожиданно мрачный, с нотками хоррора. Есть несколько очень удачных эпизодов, играющих на эту хоррор-атмосферу — вот от них даже я покайфовал (тупик с отражением, встреча с покойником в вагоне, диалог с шефом в комнате сыщика с загадочным шумом). Те, кого не бесят нервные нытики-неудачники в роли главного героя, пожалуй, получат от чтения удовольствие.
У Лема есть чудесный цикл рецензий на несуществующие книги — "Абсолютная пустота". Там он очень вкусно пересказывает сюжеты нескольких выдуманных романов. Написаны рецензии интригующе, вот только я прекрасно понимаю, что, существуй эти книги в реальности, я бы ни за что не стал их читать — парад психов, страдальцев, галлюцинаций и магреализма. Ненавижу такое. "Расследование" я бы предпочел прочесть в виде подобной лемовской рецензии.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
Manowar76
миродержец
|
21 марта 2023 г. 10:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ханну Райаниеми. Сервер и дракон В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть нерусскоязычного автора.
Обожаю такие НФ-тексты с обилием переусложнённой наукообразной терминологии. Райаниеми на этом поле ничуть не уступает Игану, Строссу и Уоттсу. Обратите внимание — среди перечисленный визионеров-футурологов нет ни одного американца! Да! Финн, австралиец, британец и канадец. Итак. Практически всемогущая, как мы потом увидим, структура, оказывается в системе звезды, улетевшей из галактики. Несмотря на всю мощь, Сервер призван служить (второе значение термина) и связан достаточно любопытными самоограничениям: не саморазмножаться, не суицидствовать. Но бесчисленные эоны одиночества для ИИ размером с систему не проходят даром. Структура создаёт целую новую... ну да, Вселенную. А что нам стоит?! Параллельно случается лавхейт с вирусом-драконом. Масштабно, фантастично, ярко.
Возьмёт премию? Весьма вероятно, вещь сильная. 10(СУПЕР)
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
Lilian
гранд-мастер
|
21 марта 2023 г. 12:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Поддержу идею размещения отзывов на номинантов Книги года
Антон Филипович «Остров ненужных вещей»
Короткая, слегка грустная зарисовка. Мусорный остров, его временная обитательница и проплывающий мимо на пароме студент. Зарисовка о девочке-роботе на пустынном острове подаётся здесь как история о чуде (по крайней мере в глазах студента), но мы слишком мало знаем о показанном мире — может быть там все роботы такие, человечные. Да и для истории о чуде здесь показано слишком явное равнодушие других людей, в том числе в финале истории. Ну было и было, потом снесли и забыли. Один студент себе чего-то нафантазировал.
|
––– Привычка думать бесследно для организма не проходит © |
|
|
Lilian
гранд-мастер
|
|
Manowar76
миродержец
|
21 марта 2023 г. 14:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата LilianПоддержу идею размещения отзывов на номинантов Книги года
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
Manowar76
миродержец
|
22 марта 2023 г. 10:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Аластер Рейнольдс «Музыка чумы» В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть нерусскоязычного автора.
Меня уверяли, что все рассказы Рейнольдса, даже входящие в цикл, совершенно самостоятельны. Мне показалось, что "Музыка чумы" всё таки более понятна была бы в контексте цикла. Откуда чума, что за Город Бездны и так далее. Новичок в команде чистильщиков-огнеметчиков; чума, поражающая вроде как только электронную инфраструктуру, но при этом здания начинают поглощать людей. Сжигание побегов чумы и металлизированных остатков людей — обязанность чистильщиков. И вроде у новичка всё получается, пока в одном из зданий он не встречает окаменевшую от чумы девушку и не начинает слышать неземную музыку, музыку чумы. Что это было? Воздействие чумы? Просто свихнулся от криосна? Слабый для Рейнольдса, автора "Зима Блю" и "За разломом Орла", рассказ. Намертво, кстати, связанный с циклом про ингибиторов.
Возьмёт премию? Если только фанаты автора будут форсить голосование. 5(СРЕДНЕ)
Где прочитать? В приложении "Строки". Активируете бесплатную пробную подписку на 14 дней, тут же отписываетесь, скачиваете "Фазу ингибиторов". Вуаля — за две недели можно прочесть и сам роман, не только рассказ. Ну и другие эксклюзивные для "Строк" вещи можно полистать: допустим третий том Тейлора про Боба, "Башню ворона" Энн Леки, "На волне шока" Браннера, Джек Вэнс. Вообще в рубрике эксклюзив 300+ наименований. Но это какой-то странный эксклюзив: Довлатов, мумми-тролли, "Шантарам". Из фэнтези — вся Хобб, Маас и Мара Вульф.
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
Manowar76
миродержец
|
23 марта 2023 г. 07:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Эдуард Веркин «Крылья» Апофения, апофения, моя изнурённая апофения В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть русскоязычного автора.
Единственный НФ-рассказ среди всей пятерки российских номинантов. "Крылья" входят в небольшой цикл Веркина "Поток Юнга", где кроме данной вещи есть ещё пара рассказов и одна повесть. Человечество открыло много способов путешествия через пространство: "Гиперсвет даст нам сотню-другую звездных систем, подпространство добавит несколько тысяч, а синхронистика обещает сразу Вселенную." Проблемам синхронной физики и посвящён рассказ. Для путешествия необходим актуатор — невозможная в нашем пространстве фигура. У человечества уже был опыт постройки актуатора, что чуть не уничтожило Солнечную систему. И вот попытка номер два. Любопытная мне тема совпадений, синхронности, апофении, скрытых паттернов. Утверждение об антропоцентричности и урбанистичнлсти данного феномена. Как будто этого мало — добавление в уравнение красоты, "стремления к полёту". И вишенкой на торте мысль о неудаче, как о необходимом этапе развития научной мысли. Рассказ, заставляющий вспомнить лучшие вези из поджанра НФ "Великий Прорыв".
Возьмёт премию? Если учесть, что это единственный чисто фантастический рассказ среди всех отечественных номинантов — вполне возможно. 9(ОТЛИЧНО)
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
ton-tan
гранд-мастер
|
23 марта 2023 г. 11:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Дэйв Хатчинсон «Осень Европы». Книга из разряда "Ну надо же" (произносится с интонацией приятного удивления и легкого сомнения в правильности избранного автором пути).
Сюжет: ЕС развалился на отдельные страны, которые тоже разваливаются на куски поменьше и объявляют о своей независимости. Если у тебя есть оружие, люди, упорство или хотя бы никому особо не нужный участок земли — можешь тоже попробовать утвердить суверенитет. Границ много, значит, нужны люди, которые будут через них возить товары, людей, информацию. Все это в атмосфере "Города и Города" Мьевиля, ле Карре или слегка выхолощенного нуара.
В какой-то момент главный герой получает в руки артефакт и атмосфера меняется на SCP-меметику/антимеметику. Как огромный поклонник Исламской Республики Восточного Самотраки я был просто в восторге. Эту часть можно было бы переписать в отдельный шикарный рассказ.
А сразу за этим герой вдруг узнает, что на Землю прилетели инопланетяне. Шучу. Нет тут инопланетян. Но эффект от фантастического допущения именно такой — внезапно, быстро и "Ну надо же, инопланетяне, не ожидал". Какое допущение автор ввел (не инопланетян), я писать не буду даже под спойлером.
Хорошая книга. Жаль, что продолжение не перевели. У них там война намечается с инопланетянами.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
Manowar76
миродержец
|
23 марта 2023 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ton-tanДэйв Хатчинсон «Осень Европы». Книга из разряда "Ну надо же" (произносится с интонацией приятного удивления и легкого сомнения в правильности избранного автором пути). Как же я давно хочу прочесть "Осень"! С момента выхода! Спасибо за напоминание и отзыв!
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
kvadratic
магистр
|
|
Lilian
гранд-мастер
|
23 марта 2023 г. 14:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
*номинанты книги года*
Владимир Румянцев «Цвета и Силы»
История об одержимости, ставшей смыслом жизни. Неизвестный нам мир, оставшаяся от далеких предков игра, за прошедшие годы превратившаяся из простого развлечения в целую философию. И мальчик (а потом мужчина), для которого стремление к совершенству в этой игре стало превыше семьи, материального благополучия и иных благ. То есть это история о стремлении к совершенству, о том, насколько далеко можно зайти в погоне за победой и познанием. Тут уж границы каждый определяет сам, что рассказ и демонстрирует на примере главного героя и второстепенных персонажей. Это не драма и не нравоучение, повествование сохраняет беспристрастность вплоть до самого финала, которому каждый читатель даст оценку самостоятельно. Что это — исполнившаяся мечта или вечный ад. Ассоциации: восточная культура и мир на обломках прежнего. Чего невольно ждала и не получила: какого-нибудь финального поворота, связанного с прошлым этого мира и этой игрой. Что-то вроде (я утрирую, конечно):
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) целой философии, выросшей вокруг игры в тетрис
Но история сохранила спокойный отстранённый тон повествования до самого конца. Её право.
|
––– Привычка думать бесследно для организма не проходит © |
|
|
Manowar76
миродержец
|
24 марта 2023 г. 08:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Оксана Ветловская. Имаго В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть русскоязычного автора.
Рассказ, практически повесть из антологии "Твари", посвящённой зоохоррорам. Жизнь маленького человека. Буллинг в школе, мать-одиночка с гиперопекой, увлечение бабочками, взросление, работа в институте экологии энтомологом. Понимание, что жизнь проходит, денег нет, женщины нет, надо что-то менять. И уже когда решил уволиться — назначение в экспедицию на Алтай, в поисках бабочек-вампиров. Бабочки непростые, ой непростые! В итоге нас ждёт не бодихоррор в духе "Мухи", как можно было бы предположить, а любопытное рассуждение о взрослении и перерождении. Шаманизм и петроглифы прилагаются. Пытаясь в мейнстрим, психологию, практически семейную сага, Ветловская отплывает от жанрового берега, но никуда не пристаёт. В рассказе мало ужасного, мало глубокомысленного. Много только этапов жизни человечка, который получился настолько убедительно жалким, что ему сложно сопереживать и ассоциировать себя с ним. Написано при этом хорошо и читается легко.
Возьмёт премию? Ну не знаю. Шансы точно выше, чем у некоторых других претендентов, но я ещё не всё прочитал. 7(ХОРОШО)
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
ton-tan
гранд-мастер
|
24 марта 2023 г. 19:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Андрей Лазарчук «Зеркала»,
или Почему я не люблю игры русских фантастов в боллитру
Неплохая фантастическая повесть, напрочь испорченная нефантастическим прологом, который ей вообще-то даже не нужен. Уж не знаю, к фантастике Лазарчук прикрутил свое заигрывание с боллитрой или наоборот, но в любом случае сделал он это зря.
Если уж решил побыть не каким-то жалким фантастом, а настоящим писателем — возьми, да и посоревнуйся в основной лиге. Что у тебя там? Страдания советского человека? За судьбу Родины переживаешь? Если мне вдруг этого захочется, я Домбровского какого-нибудь перечитаю.
Люди у Лазарчука в нефантастической части изображены ужасно. Череда истеричных персон, способных общаться только надрывными возгласами и тяжелыми фразами про трагедию страны или про любовь. Чтобы текст был не слишком пафосным, персонажи периодически то газы пустят, то лифчик снимут.
В фантастической части с зеркалами ничего особо примечательного не происходит, хотя сама идея неплоха. Почему-то при фантастических приключениях настоящий писатель в Лазарчуке засыпает и текст становится стандартным для фантастических приключений. То ли фантастические приключения не располагают к играм в боллитру, то ли боллитра отбивает охоту к фантастическим приключениям.
Ну и, наконец, у Лазарчука есть побочная фантастическая ветка — о государстве-интеллекте, который тяготеет над неравнодушными героями. Строй этот мерзкий, пишет Лазарчук, — это не сборище чиновников, не клика у власти, это коллективный разум, который не вывозит стоящих перед ним задач, но борется за свою жизнь. Потому и кибернетику запретили.
Неплохая идея. Знаете в чем ее проблема? Это метафора. Лазарчук не выдвигает теорию разума-государства с опрой на какую-нибудь науку, как сделали бы авторы твердой НФ. Он рисует метафорический образ, чтобы сказать "по-новому" о злом государстве. Турбореализм как глоток свежего воздуха, новаторство и авангард русской литературы.
Не раз встречал мысль, что русская фантастика в отличие от западной не на технику слюни пускает, а о людях думает. Лучше Андреева (в "Детях стекольщика") я эту мысль не обругаю, а потому просто ткну пальцем: есть хорошая фантастика, где теория государства-интеллекта ценна сама по себе (хоть и может выступать еще и метафорой), а есть "Зеркала" — литература, которую пишут те, кто слишком слаб как писатель для боллитры и слишком слаб как фантаст для НФ.
"Русская фантастика". До этого главным негативным ее воплощением для меня была телега Лукьяненко о его превосходстве над Уоттсом, теперь вот еще в копилку добавился следак-антисоветчик Лазарчука с его метафорами.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
Алексей121
миротворец
|
24 марта 2023 г. 20:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ton-tanРусская фантастика". До этого главным негативным ее воплощением для меня была телега Лукьяненко о его превосходстве над Уоттсом Я что-то подобное ещё помню от Пехова по отношению к Ротфуссу и от Панова по отношению к Аберкромби) это у них в традиции:)
|
|
|
Manowar76
миродержец
|
25 марта 2023 г. 12:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Евгений Лукин «Рядовой Леший» ДМБ с лешими В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть русскоязычного автора.
Мэтры ностальгируют. 1974-й. Служба в СА, где-в Средней Азии. Верблюжьи колючки, виноградники. Деды, старшины, полканы. Дневальные, наряды, разгрузка щебня. Лёха Леший оказывается настоящим лешим (или нет), пообещавшим отслужить в армии за спасшего его человека. Ну и понеслось. Сначала главный герой, друг Лешего, два года не верит, что его сослуживец нечисть, объясняя происходящее уличным цыганским гипнозом, несмотря на все уверения Лешего. В конце же, поверив, не верит в обратное. Короче, милые солдатские байки в ещё более милой обертке фольклорного магреализма. Самая ванильно-карамельная вещь про Советскую Армию, что я читал.
Возьмёт премию? Может быть, ввиду того, что Лукин наиболее известный из пятёрки номинантов. 7(ХОРОШО)
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
Консул
миродержец
|
25 марта 2023 г. 16:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Manowar76, собственно говоря, по словам самого Лукина на АТ, цитата накропал я в прошлом году (2021 — пр. моё) нечто вроде армейских мемуаров. Называется — «Честное рядовое, или Как я провёл армию. Сочинение». В толстых журналах вещь впечатления не произвела. Сказали так: «Советская армия? В мирное время? Ну и кому это сейчас интересно?»
А сейчас подумал-подумал да и взялся за фантастическую вещицу, используя в ней эпизодики из отвергнутого сочинения. (с) Вот отсюда у данной повести ноги и растут.
|
|
|
Manowar76
миродержец
|
25 марта 2023 г. 16:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Консулнакропал я в прошлом году (2021 — пр. моё) нечто вроде армейских мемуаров. Называется — «Честное рядовое, или Как я провёл армию. Сочинение». В толстых журналах вещь впечатления не произвела. Сказали так: «Советская армия? В мирное время? Ну и кому это сейчас интересно?»
А сейчас подумал-подумал да и взялся за фантастическую вещицу, используя в ней эпизодики из отвергнутого сочинения. (с) Вот отсюда у данной повести ноги и растут. Ну я практически угадал, приятно )
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
Lilian
гранд-мастер
|
25 марта 2023 г. 18:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
*номинанты книги года*
Эдуард Николаевич Веркин «Крылья»
Размышление о научном познании, о стремлении к изучению скрытых до поры законов вселенной. Неочевидные взаимосвязи, влияние сложных структур на пространство, неожиданное, но лестное по отношению к человеку предположение об антропоцентричности и верховенстве красоты на вселенском уровне. Я бы не назвала это научной фантастикой, здесь куда больше философии. История с началом и без конца. Финал отсутствует как класс, оставляя читателя наедине с размышлениями и верой в то, что «всё взаимосвязанно». Неожиданный итог, вызывающий неожиданные ассоциации.
|
––– Привычка думать бесследно для организма не проходит © |
|
|
Manowar76
миродержец
|
26 марта 2023 г. 05:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Владимир Румянцев. Цвета и Силы В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть русскоязычного автора.
Атмосферное, вдумчивое погружение в мир человека, одержимого Игрой. Не обычной азартно-меркантильной лудоманией, а глубокой, многослойной, бесконечно вариативной Игрой уровня го, шахмат или Мэджика. Игрой, через которую главный герой познает мир. Характер Ауринга — явная находка автора. Персонаж не сказать, чтобы обаятельный. Одержимые и гении вообще редко бывают приятными людьми. Правила игры "Цвета и Силы" тоже автору удались. Всё одновременно просто и гениально. В реальности повторить сложно, но сделать такую дуэльку на компе вполне возможно, получится нечто вроде легендарного filler'a. Декорации узнаваемо-китайские, что сближает рассказ с произведениями на тему единоборств. Но здесь оружием служит не тело, а ум и проницательность. Увлекательный путь на вершину познания игры. Всё выше и выше! И когда кажется, что Ауринг добился всего, сюжет делает неожиданный поворот. Рассказ с удовольствием и пониманием прочтут все те, кто хоть раз засиживался над шахматной задачкой или тратил часы, пытался создать идеальную колоду в M:tG.
Возьмёт премию? Рассказ очень сильный и может побороться за приз! 9(ОТЛИЧНО)
Где прочитать: бесплатно в превью антологии "Журнал «Рассказы». Иная свобода" на Литресе. А теперь и на фантлабе рассказ выложили.
|
––– А моя душа захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре |
|
|
ааа иии
философ
|
26 марта 2023 г. 19:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Леки, Башня ворона Читается легко, но не особо увлекательно. На трилогию "Меча" не похоже вовсе. Фэнтези. Другой мир, действие на двух уровнях, людском и местных духов. Изложение во втором лице настоящего времени. Пришло из какой-то игры или очередной эксперимент авторши — но ты идешь, ты смотришь, ты пьешь... регистрирует вездесущий в сей, нелюбимой им локации, божок. Словно камень из гробниц Атуана снимает Техану шпионской камерой, примерно так. По пейзажам и атмосфере мир ассоциируется именно с Земноморьем. Без островов и козопасов, сзади-то материк. Грубые одежды, вежливые речи, тесанные камни, пиво, колодцы, умеренность в насилии, климате и пище. Может, в Вусции и Ирадене ранний железный век, может, зрелое средневековье... В этих декорациях развивается человеческая линия романа. Лордик экстренно возвращается домой вместе с загадочным спутником/спутницей Эоло, чтобы влипнуть в теургический детектив. Вековой порядок смены Глашатаев Ворона нарушен, полномочия не переданы вместе с яйцом аватара и его место в мире под сомнением. Попытка помочь со стороны Эоло споро доводит процесс до кульминации... и обещавшая много интрига оказывается двухходовкой. Прозвучавшее в сети "Гамлет", отторгается — не всяк, у кого отбирает власть дядя, Принц Датский, близнецы не Розенкранц с Гильденстерном. А уж это капризное мурло Моват, с золотым сердцем и зашоренными мозгами... Нет, по линии людей "Башне Ворона" предложить особо нечего. Другое дело — политика богов , война за пролив и лес, повествование об их отношениях, взрослении в темпе эволюции — как в сторону прогресса, так и деградации. Изюминка, из-за которой вспомнил "Мелкие боги" Пратчетта: людям приходится учить богов тому, как жить и разговаривать, отвечать на прошения и отвечать ли. А принявшим поклонение — тратить ману, чтобы набить их животы, удерживать заразу дальше от колодца, воплощаться в стаю комаров, разговаривать жребиями и умирать, если что не так скажешь или сделаешь. Жрицы и жрецы часто умнее и лучше своих жестоких и вздорных покровителей. Но выгода настолько велика, что образуется взаимоопасный симбиоз. Эта линия поярче, пооригинальней, здесь больше ума, философии и художественного. К полиграфии и переводу без претензий. Рекомендации: предпочитающим незначительные отклонения от стандарта и ценителям магических систем.
|
|
|