Встречаем осенью Чёртова


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Санскрит» > Встречаем осенью. «Чёртова невеста». Русский журнальный хоррор начала ХХ века. Составитель - Андрей Борисович Танасейчук
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Встречаем осенью. «Чёртова невеста». Русский журнальный хоррор начала ХХ века. Составитель — Андрей Борисович Танасейчук

Статья написана 4 октября 2023 г. 15:57

Издательство РИПОЛ классик с удовольствием представляет результат приятнейшего сотрудничества с Андреем Танасейчуком, профессором Мордовского государственного университета и директором прекрасного издательства Артефактъ.

На сей раз Андрей Борисович составил для нас замечательный сборник страшных рассказов русских писателей конца XIX — начала ХХ века; рассказов, извлеченных со страниц периодической печати времен Серебряного Века.

Помимо интереснейшей вступительной статьи, открывающей сборник, в начале каждого рассказа нас ждет биографическая заметка, благодаря которой становится ясна роль конкретного писателя в отечественной литературе.

Андрей Борисович, от души благодарим Вас за вдумчивую и кропотливую работу и желаем всестороннего благополучия!

По материалам вступительной статьи:

Считается, что «страшная» традиция в русской литературе имеет давнюю историю. Во всяком случае, русисты-филологи утверждают: ее истоки следует искать еще в XV веке и, более того, настаивают, что тема вампиризма и образ ненасытного упыря-кровопийцы пришли на Запад именно через посредство Руси (в качестве доказательства приводят «отечественную» анонимную «Повесть о Дракуле»). Так это или нет, судить трудно, но то, что «ужасы» в отечественном фольклоре присутствуют, — бесспорный факт...

Во второй половине XIX века экскурсы российских литераторов в мир кошмара были редки и эпизодичны, если не сказать — случайны. Судите сами: в 1850–1880-е гг. не отыскать и десятка текстов, достойных внимания. «Бобок» Ф. М. Достоевского, «Таинственные повести» И. С. Тургенева («Призраки», «Сон», «Клара Милич» и др.), пожалуй, самые известные. К ним (с определенной натяжкой) можно добавить «Мертвое озеро» Н. А. Некрасова, сборники «страшных» сказок Владимира Даля и Николая Вагнера, но в целом во второй половине XIX века вторжение сверхъестественного в литературу было ограничено в основном так называемыми святочными рассказами...

Ситуация, можно сказать, революционным образом меняется на рубеже 1890-х — 1900-х гг. ... «Смертельное» манило художников самых разных направлений...

Истории о сверхъестественном (в том числе «страшные») поначалу обретались на периферии издательского и… творческого внимания. А если и появлялись на страницах периодики, то чаще всего в форме пародии, юмористического сюжета. В качестве примера можно привести один из рассказов настоящего сборника — «Попутчик» А. Амфитеатрова. История эта, безусловно, одна из несомненных удач автора и может служить иллюстрацией к заявленному выше тезису... Серебряному веку страшный жанр оказался близок и эстетически, и с точки зрения философии жизни, мировоззрения...

Составляя настоящую книгу, мы стремились по возможности максимально представить многообразие жанра на страницах периодики начала ХХ века, ориентируясь, разумеется, на лучшие образцы. Это не значит, что в поле нашего зрения попали только классики или фигуры первого ряда. Конечно, мы не могли пройти мимо замечательных сюжетов А. И. Куприна (его «фольклорная страшилка» «Серебряный волк» открывает сборник) и В. Я. Брюсова («В зеркале»), мрачных историй Ф. К. Сологуба («Красногубая гостья») и А. С.Грина («Львиный удар»). Не могли миновать одну из знаковых фигур начала века — М. Арцыбашева («Ужас»), но сознательно не включили, например, Леонида Андреева — его тексты, в том числе «страшные», регулярно переиздаются. Но «страшные» рассказы достойного уровня сочиняли не только они, но те, с кем современный читатель, увы, совершенно не знаком. Это Николай Карпов, Сергей Соломин, Федор Зарин, Валентин Франчич и Фердинанд Оссендовский, да и многие другие, с кем предстоит встретиться на страницах этой книги.

Необходимо отметить, в сборнике ставка сделана, прежде всего, на тексты, что в силу объективных причин не доступны современному читателю. За исключением историй классиков, все они извлечены со страниц «тонких» журналов предвоенной и предреволюционной эпохи. Журналы эти сейчас можно найти только в крупнейших библиотеках страны.

Чертова невеста: Русский хоррор начала ХХ века со страниц старых журналов / [вступит. ст., сост. и примеч. А. Б. Танасейчука]. — М. : РИПОЛ классик, 2024. — 336 с. — (Horror Story). 7БЦ, бумага книжная кремовая пухлая, 700 экз.

Содержание

Андрей Танасейчук. Русский «страшный рассказ» первой половины ХХ века

Александр Куприн. СЕРЕБРЯНЫЙ ВОЛК. Рождественский рассказ

Валерий Брюсов. В ЗЕРКАЛЕ. Из архива психиатра

Федор Сологуб. КРАСНОГУБАЯ ГОСТЬЯ

Александр Грин. ЛЬВИНЫЙ УДАР

Михаил Арцыбашев. УЖАС

Александр Амфитеатров. ПОПУТЧИК

Сергей Минцлов. ТАЙНА СТЕН

Скиталец. В СКЛЕПЕ

Николай Карпов. БЕЛЫЙ ВОЛК

Андрей Зарин. ТАЙНА

Георгий Чулков. КАК Я БЕЖАЛ ИЗ ТЮРЬМЫ

Сергей Соломин. ВАМПИР

Валентин Франчич. ПРИКЛЮЧЕНИЕ БЕРМУТОВА

Фердинанд Оссендовский. ЛОЖА СВЯЩЕННОГО АЛМАЗА

Василий Брусянин. ЧЕРТОВА НЕВЕСТА

Федор Зарин-Несвицкий. КОШМАР

Александр Рославлев. ПАУК

Дмитрий Цензор. ПРОФЕССИЯ ГОСПОДИНА ЗЕМБА





1989
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение5 октября 2023 г. 22:14
Любопытно, спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 октября 2023 г. 16:01
Надеюсь, сборник понравится.
Страницы: 12

⇑ Наверх