Призрак и Тьма Основано на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > "Призрак и Тьма": Основано на реальных событиях
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Призрак и Тьма»: Основано на реальных событиях

Статья написана 25 мая 2021 г. 14:49

В 1898 году на строительстве железнодорожного моста через реку Цаво (территория Кении) столкнулись с существенной трудностью: на лагерь рабочих стали нападать два льва-людоеда. Число погибших оценивается по-разному, но точно не менее тридцати пяти человек. Людей охватила паника, так как ничего не помогало против этих львов: ограждения из колючего кустарника и костры были им нипочем, да и убить их не получалось. Столь жуткая ситуация продолжалось более девяти месяцев (нет ничего удивительного, что рабочие стали разбегаться), пока руководящий стройкой Джон Генри Паттерсон все-таки ни покончил с проблемой. Первый лев был убит 9 декабря 1898 года, второй – через двадцать дней. Позже Паттерсон описал эту историю в книге «Людоеды из Цаво» (1907). Кстати, главы из нее были опубликованы на русском в альманахе «На суше и на море» за 1962 год. Эта история настолько увлекла публику, что стала основой для трех фильмов: «Бвана-черт» Арча Оболера (1952), «Убийцы с Килиманджаро» Ричарда Торпа (1959) и «Призрак и Тьма» Стивена Хопкинса (1996). Ниже речь пойдет именно о третьем фильме из этого списка.

Киноделы, как это часто бывает, запрягали долго, «Призрак и Тьма» находились в разработке с конца 1980-ых. Первоначально режиссером должен был стать Брайан Де Пальма, но кассовый провал его «Костра тщеславий» в 1990 году привел к тому, что студия отказалась от этой кандидатуры. Затем к фильму приписали Кеннета Брана, но с ним тоже как-то не срослось. В итоге фильм поставил Стивен Хопкинс, про которого надо знать, что до «Призрака и Тьмы» он успел сделать в частности пятую часть «Кошмара на улице Вязов» и вторую часть «Хищника». Сейчас же он в основном работает на телевидении, среди прочего занимался сериалами «24» и «Блудливая Калифорния». Логику продюсеров можно понять. По сути фильм должен был повествовать о столкновении людей с настоящими монстрами, да, история основана на реальных событиях, но ситуацию это не особо меняет. В таком случае режиссер, преуспевший в жанре фильмов ужасов, должен был идеально подойти для этой постановки. И, в общем-то, у Стивена Хопкинса получилось весьма впечатляющее зрелище, тем более что в его руках оказался бюджет побольше, чем даже в случае со вторым «Хищником» – пятьдесят пять миллионов против тридцати пяти. По тем временам весьма значительная сумма. Не бюджет «Титаника», конечно, а четверть от него.

На главные роли позвали абсолютных звезд того времени: Джона Генри Паттерсона сыграл Вэл Килмер, который в тот момент был как раз на пике карьеры, а охотника с замечательно говорящей фамилией Ремингтон – Майкл Дуглас, за плечами у которого были уже и «Роман с камнем» на пару с «Жемчужиной Нила», и «Роковое влечение» с «Основным инстинктом», и много чего еще. Правда, последний играет тут все-таки роль второго плана и появляется ближе к середине фильма, но появление у него, надо сказать, чрезвычайно эффектное. Именно этим двум персонажам и предстояло столкновение с легендарными львами. Во второстепенных ролях не засветилось ни одной звезды (да и к чему бы они тут, учитывая тех, кто играет главные роли?), но внимательный зритель все равно обнаружит интересные личности. Доктора, заведующего лазаретом, сыграл Бернард Хилл, которому еще предстояло воплотить на экране капитана «Титаника» в фильме Джеймса Кэмерона и короля Теодена в кинотрилогии «Властелин Колец». Том Уилкинсон, сыгравший властного и предельно токсичного главу Британской Восточно-Африканской компании Роберта Бомонта, позже станет двукратным номинантом на премию «Оскар» (в 2002 году за «В спальне» и в 2008-ом за «Майкла Клейтона»). А для Эмили Мортимер работа в «Призраке и Тьме» стала дебютной, в дальнейшем она где только не появлялась: и в «Елизавете» Шекхара Капура, и в «Хранителе времени» и «Острове проклятых» Мартина Скорсезе, список можно продолжать.

Оператором на «Призраке и Тьме» был легендарный венгр Вилмош Жигмонд, который работал над многими классическими лентами Нового Голливуда – от «Пугала» Джерри Шацберга до «Охотника на оленей» Майкла Чимино – и получил «Оскар» за «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга. Первоначально Стивен Хопкинс хотел видеть на этой должности своего друга Питера Леви, который снял практически все его фильмы, но студия воспротивилась этому выбору. Опытный ветеран Жигмонд удивительным образом смог совместить в «Призраке и Тьме» восхитительные африканские пейзажи (хоть сейчас скриншоть и ставь на рабочий стол) и напряженные ночные сцены со львами. Сценарий в одиночку написал Уильям Голдман. Одно то, что именно он стоит за «Всей президентской ратью», говорит нам, что это был один из самых влиятельных сценаристов своего времени. А это еще не упоминались «Принцесса-невеста» и «Мизери». Музыку сочинил Джерри Голдсмит, который помимо прочего прославился работой над огромным количеством триллеров и ужастиков. Стоит упомянуть хотя бы то, что именно он сделал саундтрек к легендарному «Чужому». Правда, его работу над «Призраком и Тьмой» не назовешь особо выдающейся, в этом отношении фильм звучит вполне стандартно для того времени.

В общем, над фильмом работало много именитых людей, среди которых именно режиссер смотрится новичком, а несколько актеров не в счет. Посмотрим, что у них в итоге получилось.

«Призрак и Тьма» сочетают в себе признаки разных жанров. Разумеется, это историческое кино. Но, пожалуйста, не ждите от него документальной точности, это скорее фантазия, отталкивающаяся от реальных фактов. Создатели фильма сделали основой всю эту жуткую историю про львов-людоедов, но ставили перед собой задачу предоставить зрителю, прежде всего, увлекательное зрелище, а не подробную реконструкцию тех давних событий. Хотя такая реконструкция ныне вряд ли возможна, учитывая, что самого Паттерсона обвиняли в приукрашивании его африканских рассказов. Но и без этого многие факты искажены. Паттерсон почему-то прибывает в Африку на поезде, в реальности он приплыл по морю. У львов не было грив (при этом они были самцами), в фильме они предстают весьма гривастыми. Никакого охотника Ремингтона, вообще, не существовало, это полностью выдуманный персонаж. Этим дело, конечно, не исчерпывается, потому сразу сделаем установку: многое на веру тут принимать не стоит. Тем не менее, такую претензию, конечно, можно предъявить почти каждому голливудскому историческому фильму. Далее стоит сказать, что это не просто исторический фильм, он, прежде всего, опирается на традицию приключенческих историй. Легко представить, что тот же Генри Райдер Хаггард мог бы написать роман на подобный сюжет. Тогда, правда, вместо Ремингтона в историю проник бы Квотермейн. Как и принято в приключенческих фильмах, зрителю показывают все эти красивые пейзажи, всяких экзотических животных и местных аборигенов в традиционных костюмах. В данном случае специально завезли племя масаи, и выглядит оно, безусловно, очень колоритно. Но это еще и фильм про строительство железнодорожного моста. Вообще, вся история строится на том, что надо вовремя построить мост, а львы мешают, и из-за них срываются все сроки. Сразу вспоминается жанр производственного романа, в котором важны не герои, а какое-то большое дело: строительство плотины, разработка нового лекарства, перевыполнение плана на одном отдельно взятом заводе, прокладка железной дороги, в конце концов. Правда, само строительство детально не показывают: просто на фоне постоянно махают кирками и тащат куда-то железнодорожные шпалы. Все это уже должно было бы сделать фильм привлекательным: реальная история в основе, прелести африканской экзотики, глобальный проект по созданию новой транспортной артерии. Но все это – лишь предлагаемые обстоятельства, важно то, что в этих предлагаемых обстоятельствах разворачивается напряженный триллер. И все тут работает на отлично: львы страшны, от сцен гибели людей не по себе, за охотников волнуешься не по-детски. Авторы даже сохранили типичную для ужастиков композицию: есть группа героев, их постепенно убивает нечто, одного за другим, чтобы в финале главный герой один на один сразился со злом. Недаром львов рабочие воспринимают чуть ли не как воплощение духов древних колдунов. И они действительно таковы – предельно инфернальны. Подставьте вместо них инопланетных чудовищ, суть фильма не изменится. Не, ну изменится, конечно, фильм станет фантастическим, но все сцены можно будет оставить нетронутыми, просто слегка переписать диалоги.

Даже четверть века после премьеры «Призрак и Тьма» смотрятся очень и очень хорошо. Во многом это связано с потрясающей вещественностью, достигнутой постановщиками. Начнем с того, что первоначально они собирались снимать свой фильм в Кении чуть ли не на месте тех событий 1898 года. Но там на тот момент была напряженная политическая обстановка, которая явно не способствовала съемкам, потому их перенесли в ЮАР. То есть в данном случае не было зеленых экранов, все делалось на натуре. Да и декорации недостроенного моста более чем впечатляют. Так же как и весь палаточный лагерь строителей. Первоначально собирались использовать аниматронные модели львов, но быстро отказались от этой затеи. Так что, звери тут вполне настоящие. В этом отношении забавно натыкаться на отзывы, авторы которых сетуют на то, что в фильме плохая компьютерная графика, мол, львы неправдоподобно выглядят. Точно нельзя сказать, использовалась ли на съемках настоящая кровь (в сцене, когда львам готовят очередную ловушку), но отрубленные головы коров кажутся вполне себе настоящими. А уж вельд тут точно жгут взаправду. Все это создает ощущение полного погружения во вторичную реальность, кажется, еще чуть-чуть и до зрителя даже долетят запахи всякие. Конечно, это полностью не искупает стандартные сюжетные ходы, свойственные ужастикам, но позволяет с ними примирится. К сожалению, зритель-то понимает, что львов прямо сейчас не убьют, что все эти бесконечные ловушки не сработают, что будут новые и новые жертвы, а вот эти симпатичные герои, конечно, погибнут. Просто так всегда бывает в фильмах ужасов, историческими декорациями действительно в данном случае не обманешь.

В 1996 году зрители не оценили еще один фильм о том, как человек побеждает безжалостные силы природы, мировые сборы в тридцать восемь миллионов нельзя назвать впечатляющими. Выигранный «Оскар» в номинации «Лучший звуковой монтаж» можно признать слабым утешением. Тем не менее, «Призрака и Тьму» стоит сравнить с хорошим вином, с каждым годом становится только лучше. И вот вам парадокс: сейчас этот фильм на фоне засилья компьютерной графики явно выглядит выигрышней, чем в год своего выхода.

И, кстати, а кто такие эти Призрак и Тьма? Если читатель еще не догадался (или не смотрел сам фильм), стоит все-таки сказать, что именно так напуганные рабочие назвали этих самых львов-людоедов.





4365
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 14:57
Незаслуженно забытый хороший фильм.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 15:04
Потому и решил про него написать)


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 15:13
Дааа, фильм классный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 18:53
Солидарен :beer:


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 15:17
Конец 90-х вообще отметился всплеском зоохоррора, причем крупнобюджетного, с ведущими звёздами Голливуда на главных ролях. Уникальное время, конечно. Потом все это благолепие сменили дешёвые поделия для ТВ-3.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 18:55
А можете привести пример ещё чего-нибудь хорошего в этой нише? Мне вот в голову лезет только «Глубокое синее море», но оно меня когда-то оставило абсолютно равнодушным, сейчас ни единого кадра из него не вспомню.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 19:57
Ну как же, «Анаконда», «Конго», «Лейк-Плесид — озеро страха», «Комодо», то самое «Глубокое синее море»...
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 20:32
«Конго» — это экранизация Майкла Крайтона?
Давно подумывал посмотреть.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 20:35
Да, по Крайтону. На мой взгляд, там не очень удачно выдержан баланс между приключениями в духе Хаггарда и зоохоррором, но в целом вещь очень приятная.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 21:50
Поставлю в список)


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 15:55
Замечательный фильм. Режиссура,камера,актерская игра,атмосфера — высший класс! Сейчас подобное кино стало очень редким явлением,к сожалению.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 18:58
Я вот аналогов этому фильму в современном кинематографе и не подберу. К тому же, думаю, что-то такое про Африку теперь и не снимут, ибо сочтут неполиткорректным.


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 17:35
Часто пересматриваю этот фильм. Недавно младшему показывал. А со старшим на кассете еще смотрели.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 19:00
Прочитав комментарии к своей рецензии, понял, что далеко не только я когда-то проникся этим фильмом. А ведь одно время мне казалось, что его и вовсе никто уже не помнит. Уже ради этого стоило писать рецензию.


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 19:42
Фильм, кстати, действительно пугает (даже такого заядлого любителя дикой природы, как я)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 20:33
Ваша реплика производит впечатление, будто вы только что пересмотрели «Призрака и Тьму»)


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 22:29
Я смотрела его в кинотеатре, когда он только у нас вышел, и потом разок пересматривала лет 15 назад. На самом деле пугает. Я запомнила впечатление ( а меня животными трудно напугать).


Ссылка на сообщение27 мая 2021 г. 11:08
Отличный фильм, раза три смотрел, актеры хорошо играют, операторская работа выше всяческих похвал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 мая 2021 г. 18:53
отличный фильм. зашел
 


Ссылка на сообщение4 июня 2021 г. 12:15
Вы посмотрели после того, как прочли мою рецензию?
 


Ссылка на сообщение4 июня 2021 г. 12:14
А я вот только два раза смотрел: один раз ещё в начале нулевых, второй — вот в прошлом месяце.


Ссылка на сообщение3 июня 2021 г. 16:16
Очень люблю этот фильм! Периодически его пересматриваю, т.к. неравнодушен к приключенческой тематике, а сейчас таких фильмов ой как не хватает. Каждый актёр там на своём месте. И особо отметил бы музыку к этому фильму!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2021 г. 12:17
Согласен, что сейчас практически не снимают чего-то достойного в приключенческом жанре. Хочу ещё сказать, что как раз музыкальное сопровождение в «Призраке и Тьме» мне как-то не запомнилось и показалось стандартным для жанра.
 


Ссылка на сообщение4 июня 2021 г. 18:37
Ой, вот не соглашусь касательно музыки. Главная тема (это когда герои едут на поезде на место стройки) очень атмосферная и прям через эту музыку чувствуется Африка!
 


Ссылка на сообщение8 июня 2021 г. 09:25
Гольдсмит веников не вязал, да)


⇑ Наверх