Неравный брак или куда


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Неравный брак или куда приводит агностицизм (Айра Левин. Ребёнок Розмари)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Неравный брак или куда приводит агностицизм (Айра Левин. Ребёнок Розмари)

Статья написана 26 сентября 2019 г. 17:43

Айра Левин. Ребёнок Розмари

М.: Ренессанс, 1993 г., 378 страниц

Серия: Мир мистики. World of Mystery

Небольшой роман Айры Левина «Ребёнок Розмари», выпущенный им в 1967 году, наделал много шума и вызвал массу подражаний. Более того, он практически вдохновил новый жанр мистической литературы, так или иначе связанной с различными сатанинскими сектами, приходом антихриста и смежными вопросами.

Айра Левин много писал для кино, и многие его книги были экранизированы. Так что не удивительно, что и «Ребёнок Розмари» очень кинематографичен — вскоре его гениально экранизировал Роман Полански. Книга практически целиком состоит из диалогов и поэтому может смело быть воспринята как сценарий или пьеса. Но всё же не совсем. Свои минималистичные авторские ремарки автор умело расставляет по тексту так, чтобы у читателя сложился чёткий образ всех героев и происходящего на страницах книги. Это тот случай, когда всего парой фраз можно создать целый образ.

Сама книга представляет собой что-то среднее между семейной драмой и мистическим триллером, причём и того и другого здесь примерно поровну.

Главная героиня, Розмари, чьё имя вынесено в название, — простая девушка из Омахи — обычного провинциального городка, каких так много в США. Так что можно смело назвать её доброй и простодушной простушкой. Она получила классическое католическое образование — вся её семья очень верующие люди, регулярно посещающие церковь и чтящие Папу Римского. Но Розмари умудряется выйти замуж за протестанта — и с этого и начинаются основные проблемы в её жизни. А отнюдь не с мистики... Мистика начнётся в романе. А прошлое Розмари описывается как бы между делом кратко и бегло, но весьма достоверно и образно. Ведь по сути, оказавшись замужем за протестантом, Розмари оказывается отрезанной от своей семьи. С одной стороны её родители и братья и сёстры не желают знаться с протестантом, а с другой — и сам её муж не предпринимает абсолютно никаких попыток по примирению, считая их всех отсталыми и несовременными людьми. Таким образом, Розмари становится круглой сиротой.

Уже будучи замужем Розмари со своим мужем переезжают в квартиру в старинном здании Брэмфорд. Здесь жило много знаменитостей, в том числе и печально известных. Постепенно они знакомятся с жильцами, а также с различными историями этого дома. Так что завязка сюжета достаточно проста.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И вопреки сложившемуся представлению, что основной конфликт романа происходит между главной героиней Розмари и членами сатанинской секты, основной конфликт её жизни начался именно в момент необдуманного создания её семьи.

Её муж, который вроде бы родился в протестантской семье, на деле оказывается просто материалистом и атеистом, называя себя при этом агностиком. Под его влиянием и сама Розмари начинает считать, что она тоже агностик. Но в те минуты, когда жизнь преподносит ей разного рода испытания, её духовное образование и укоренившаяся в сознании вера всё же даёт знать о себе, и она начинает судорожно читать молитву...

Возможно, именно это и не даёт ей сойти с ума или даже покончить с собой, как, например, происходит с соседкой по имени Терри. Автор не даёт конкретных объяснений причин самоубийств Терри, как не объясняет он и истинных причин смерти старушки, которая жила в квартире до Розмари... Вообще Левин относится к такому роду писателей, которые не любят разжёвывать происходящее и, наоборот, любят оставить читателю массу свободы для обдумывания и размышлений, но при этом предоставляет для этого достаточно много элементов, из которых вдумчивый читатель вполне сможет и сам сложить свой паззл.

Сам же муж Розмари, Гай, не имея по сути абсолютно никаких моральных и тем более духовных принципов легко попадается на удочку сатанистов. Ведь из десяти преступников и злодеев, лишь один оказывается настоящим подлецом — остальных девятерых просто умело уговорили и обвели вокруг пальца, наобещав им золотые горы. На такие горы как раз и покупается Гай. Причём, Левин не описывает это напрямую, а лишь некоторыми минимальными намёками даёт нам понять, как это произошло. Одна-две фразы, обронённые соседом — Романом Кастиветом, и он уже завладел его вниманием. Гай слишком сосредоточен на себе и на своей карьере, так что он лёгкая добыча для таких виртуозов, как Кастиветы.

Не случаен и вообще описываемый приход антихриста именно в современную эпоху. Люди всё больше и больше отворачиваются от духовности, потихоньку начинают себе позволять глумиться над верованиями других. Всё начинается с вроде бы невинных диалогов, а заканчивается продажей души дьяволу. Но Левин, надо отдать ему должное, не пишет об этом открыто — он просто и непредвзято описывает происходящее, опять же, читатель сам сможет сделать выводы...

Книга написана хотя и очень минималистично, всё же очень тонко. здесь много намёков и полутонов, которые, тем не менее, складываются во вполне объёмные картины. В ней по сути нет настоящих ужасов, страшных чудовищ или стремительно разворачивающегося сюжета, пожалуй, только за исключением последних двадцати страниц, вместе с тем она по настоящему пугает — именно потому что рассказывает о реальной жизни. Её ужас в обыденном. Страшны не инфернальные ужасы, а вещи, происходящие с нами здесь и сейчас. И внешне приятные люди могут оказаться настоящим злом.





1396
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 сентября 2019 г. 22:55
Текст неплохой :beer:
И все же я бы не ставил знак равенства между духовностью и религиозностью. Хотя, безусловно, вера в то Царство Божье, что не от мира сего, куда адекватнее, нежели потуги построить оное здесь на костях миллионов сокамерников.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 06:03
Я бы тоже не ставил и не ставлю, это совершенно разные вещи и далеко не всегда совпадают. И насчёт костей миллионов также полностью согласен!
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 11:37

цитата Nepolitcorrector

И все же я бы не ставил знак равенства между духовностью и религиозностью.

Совершенно верно. Духовность — она разная бывает. Сатанизм — это ведь тоже своего рода духовность, ибо налицо общение с падшими духами.
А религиозность — это (в общем случае) связь человека с Божеством (во всех его проявлениях). Сатана (опять же во всех его проявлениях), как известно, — противник Бога. То есть, в контексте данной книги сатанизм прямо противопоставляется религиозности. Что в общем то довольно банально, но в современном обществе наглухо забыто. Не мешает лишний раз и напомнить.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 11:54
Это вопрос терминологии.
Я наоборот под религиозностью считаю принадлежность к какой-то религии. И сатанизм в данном случае — такая же религия, но противопоставляемая христианству.
А вот духовность — это развитие духа, души, развитие совести и так далее, истинное сближение с Богом.
То есть сатанизм не может быть развитием духовности, так как, наоборот, ведёт к деградации души, а не к её развитию.
То есть религиозность — скорее следование внешним признакам.
Духовность — развитие внутренних качеств. Человек может быть религиозным фанатиком, но при этом быть совершенно не развит духовно...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 12:36
Почему вы не допускаете, что духовность может быть со знаком минус?
Хотя конечно, если речь идет о сатанистах из обсуждаемой книги, то да — тут никакой духовностью не пахнет. Ни положительной, ни отрицательной.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 12:46
Духовность со знаком минус в моём понимании — это просто деградация. То есть с одной стороны духовное развитие — это духовность. И с другой — духовная деградация.
Не очень понимаю, что именно вы имеете в виду. Поясните пожалуйста.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 12:54

цитата georgkorg

Духовность со знаком минус в моём понимании — это просто деградация.

Полностью согласен.

цитата georgkorg

То есть с одной стороны духовное развитие — это духовность. И с другой — духовная деградация.

И то и то — проявления духовности. Просто с разными знаками. Падшие ангелы — вполне себе духи. Деградированные, но при этом духи. Поэтому служащих и поклоняющихся им нельзя назвать материалистами.
Давайте отвлечемся от недоделанных сатанистов из книги. Возьмем к примеру какого-нибудь африканского шамана. Только настоящего, а не ряженого. Он не служит никакому Богу, он служит духам и прибегает к их помощи. Он, в вашем понимании, человек духовный?
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 13:08
Понимаю... У нас тут терминологическая путаница...:-D

Я произвожу понятие «духовность» от слова «дух» как духовной составляющей. Упрощённо — душа. Хотя в христианстве понятия дух и душа различны. Но я понимаю дух примерно как душу, для упрощения. И духовность — как развитие, совершенствование души.
А не от слова «духи», то есть нематериальные сущности, не имеющие тела.
Шаман шаману рознь. Обычно принято считать это злом. Но духи могут быть разные, нематериальные личности могут быть не обязательно злыми.
Так что надо смотреть к кому шаман обращается и как. И главное — развивается при этом душа самого шамана или деградирует. С помощью духов ведь можно лечить, а можно и убивать...
Можно даже допустить, что шаман обращается к «злому» духу, но с добрыми намерениями, например, в экстренной ситуации, и он знает, как с этим духом себя вести, чтобы никто не пострадал. И при этом результат может быть положительным. Я такого не исключаю.

То есть духовность шамана — это его развитие, а не только то, с кем он обращается. К Богу ведь тоже многие обращаются с совершенно материальным подходом. Ты мне печку, я тебе свечку — это же не духовность...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 13:20

цитата georgkorg

Можно даже допустить, что шаман обращается к «злому» духу, но с добрыми намерениями, например, в экстренной ситуации

Ну, положим, к сатане тоже обращаются в экстренной ситуации. В экстренной ситуации, как правило, душу и продают. Тем более, что любимое занятие сатаны — притворяться «ангелом света».

цитата georgkorg

и он знает, как с этим духом себя вести, чтобы никто не пострадал.

А вот тут я бы особо не полагался на свои знания. Как раз таких сатана и обводит вокруг пальца. :-)

цитата georgkorg

И при этом результат может быть положительным. Я такого не исключаю.

Вот это вряд ли. Ну, то есть, локальный то результат может наверное быть и положительным: богатство например, ну, или здоровье. Но в итоге все равно будет проданная душа.

цитата georgkorg

То есть духовность шамана — это его развитие, а не только то, с кем он обращается.

Так это тогда можно и к сатанистам применить: сами то они духовные, не важно с кем они общаются.

Ну, это все — лирика. Ну, или, как вы написали, разница в терминологии. В целом, ваше мнение понятно. Приятно было побеседовать. :beer:
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 15:16
Я в целом понимаю вашу мысль. Но поясню свою позицию.
Говоря про экстренную ситуацию я отнюдь не имею в виду богатство и подобные вещи, это всё явно только для каких-то эгоистических целей... Но бывают ситуации например, когда жизнь хорошего человека на волоске. Я не говорю сейчас о продаже души или подобных вещах. Вообще это свойственно христианской точке зрения. Душу покупает сатана. Но с духами можно и иначе договориться — говоря о шаманах. Им может быть нужна какая-то энергия, пища и так далее. Иначе получается, что все шаманы что ли продали свои души? Не факт...
Опять же: я сказал, что не исключаю. Но я не призываю к этому. Я не исключаю, что в каких-то случаях это может быть допустимо. И я крайне против оценки всех явлений через исключительно призму христианской церкви. Многие культуры и религии существовали задолго до появления христианства, поэтому оценивать их надо с другим лекалом.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 15:58

цитата georgkorg

И я крайне против оценки всех явлений через исключительно призму христианской церкви.

Хм. Так я как раз и оцениваю сейчас с точки зрения «общечеловеческой».
Вы сами определили духовность, как стремление души к Богу, а деградацию — как приверженность сатанизму. Иначе говоря плохого сатану противопоставили хорошему Богу. Или я все же не правильно вас понял?
Но такое противопоставление присуще как раз так называемым авраамическим религиям, куда в том числе входит и христианство. А мы, поскольку воспитаны в христианской культуре, подсознательно становимся на эту позицию, даже если в целом отвергаем само христианство. Забывая про то, что то, что очевидное нам, совсем не очевидно тем, кто воспитывался совсем в другой культуре.
А «многие культуры и религии», существовавшие ранее (да и сейчас тоже), вовсе не считали зазорным поклоняться кому попало, в том числе и сатане (ну или одной из его разновидностей). Что выражалось в том числе в человеческих жертвоприношениях. Примеров тому в истории достаточно. Может ли человек, приносящий в жертву своему богу себеподобных, считаться духовным? Вопрос, полагаю, — риторический.
И двоякого толкования тут быть не может: нужно «либо трусы надеть, либо крест снять».
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 19:34
Мы с вами можем далеко зайти в этом разговоре.8:-0
Про жертвоприношения ведь не всё так однозначно. В Ветхом завете ведь есть примеры жертвоприношений. Да и сейчас хотя церковь не поощряет принесение живых существ в жертву, но официально и не порицает. И подавляющее большинство людей, считающих себя христианами, практически ежедневно это делают.

Да, я пожалуй, выразился не совсем корректно в предыдущих постах про противопоставление Бога и сатаны. Это скорее для упрощения чтобы не усложнить и не вдаваться в долгий разговор. Впрочем могу более развёрнуто ответить.

Вы только не подумайте, я ни в коем случае не противник христианства. И тем более истинных христианских ценностей.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 20:00

цитата georgkorg

Вы только не подумайте, я ни в коем случае не противник христианства. И тем более истинных христианских ценностей.

Ни в коем разе. И не думал даже. :beer:
Просто интересная тема, вот я и «растекся мыслью по древу». 8:-0
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 20:23
Аналогично, сэр! Тоже для меня интересная тема.
Спасибо за приятную дискуссию!
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 20:23
:beer:
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 19:46

цитата avsergeev71

А «многие культуры и религии», существовавшие ранее (да и сейчас тоже), вовсе не считали зазорным поклоняться кому попало, в том числе и сатане (ну или одной из его разновидностей).


Я бы не стал всё подряд в одну кучу сваливать. А то получается, что христианство это единственная форма поклонения Богу, а не сатане.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 20:06

цитата georgkorg

Я бы не стал всё подряд в одну кучу сваливать. А то получается, что христианство это единственная форма поклонения Богу, а не сатане.

Нет, конечно не единственная. Просто нам оно в силу историко-цивилизациооных особенностей ближе как культурно-нравственный архетип. И от этого так просто не уйти. Даже коммунисты не смогли от этого уйти. :-))) Мы может быть хоть атеистами, хоть агностиками, но оценивать основные явления этого мира будем все равно в парадигме христианства.
А так то иудейство и мусульманство, как минимум разделяют противопоставление Бога и сатаны, отводя сатане однозначную негативную роль.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 20:28
Да и в зороастризме это есть. И еще во многих верованиях. Отличаются детали и соотношение сил.
В греческой мифологии например «плохих» свергли в Тартар...


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 13:48
Интересно, откуда такая информация « Ведь из десяти преступников и злодеев, лишь один оказывается настоящим подлецом — остальных девятерых просто умело уговорили и обвели вокруг пальца, наобещав им золотые горы». Как писал Пушкин: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Странное название для рецензии на эту великолепную книгу...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 14:09
Эта информация из правды жизни. Даже родители своим детям говорят, чтобы они с кем-то не водились!:-D
Большая часть преступников на самом деле вовсе не хотят творить зло — они просто хотят счастья, просто запутались и попали в дурную компанию. Тот же Гай в принципе был более менее безвредный, просто конченный эгоист и материалист, но изначально он не хотел сам никому зла причинять...
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 19:25
Интересно, что по Вашему настоящее зло и злодеи?
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 19:58
В контексте данной книги — сатанисты, но и то не все. Роман например. Многие другие участники этой секты могут быть просто его орудиями. Такие как например та же Лаура-Луиза.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 22:25
Роман ищет силы, обижен. Если так рассуждать, то и он жертва обстоятельств) Получается, что тут и вовсе «настоящих буйных» нет. Да и вообще — все можно трактовать с разных точек зрения, хотели для ребенка лучшего будущего, так большинство этого хотят и не видят ничего предосудительного.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 22:35
Факт в том, что Роман совершенно осознанно вызвал дьявола для того чтобы он зачал ребёнка. Это было осознанное действие. С конкретными целями и в здравом рассудке.
Он в данном случае идейный вдохновитель секты, или глава преступной организации, как вам угодно. А это совсем другая статья, сами понимаете...
С другой стороны Гай, который толком-то наверняка и не осознаёт вообще что происходит, всего масштаба происходящего. Или простая исполнительница Лаура-Луиза...
Убери из секты Лауру-Луизу или Гая — ничего не изменится. Убери Романа — придётся искать другого лидера. И не факт что подобный найдётся в ближайшее время. И в данном случае ответственность совершенно разная на них лежит. Даже в Уголовном кодексе это описано...
Да, Роман конечно обижен за смерть своего отца, за что-то еще — вы правы. Но в данном случае я о другом говорю. Он не жертва обстоятельств, никто его не заставлял делать то что он делает. Есть осознанное и неосознанное преступление. Есть организаторы и есть исполнители. И на организаторах ответственности в разы больше.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2019 г. 21:55
Если так, то главный злодей — это тот, кто ВСЕ организовал))) Впрочем, это мало для кого новость
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2019 г. 06:04
Вы занимаетесь софистикой. Причём с весьма сомнительными целями.:-[


⇑ Наверх