Марта Уэллс Отказ всех


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Марта Уэллс «Отказ всех систем»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марта Уэллс «Отказ всех систем»

Статья написана 25 сентября 2019 г. 08:49

Аннотация:

В далёком корпоративном будущем каждая космическая экспедиция обязана получить от Компании разрешение, снаряжение и специальных охранных андроидов. Но в условиях реальной экономики безопасность — не самое главное.

На далекой планете команда ученых проводит исследования, а их охранят мыслящий андроид Компании. После того, как он "хакнул" свой модуль управления, он получил свободу и стал называть себя "Киллерботом". Люди его не интересуют и все, что он действительно хочет — это смотреть в одиночестве скачанную медиатеку с 35 000 часов кинофильмов и сериалов. Однако, миссия и сама планета оказываются гораздо опаснее, чем в брифинге Компании. И Киллерботу придется выяснить, что происходит и как он со всем связан.




В далеком будущем на далекой планете участники одной незадачливой экспедиции в один не очень прекрасный момент обнаружили, что кто-то очень хочет спровадить их на тот свет. Однако был у них охранный андроид — Киллербот, причем весьма непростой... В каком-то смысле "Отказ всех систем", первая повесть из цикла "Дневники Киллербота" Марты Уэллс — это история, рассказанная от лица классического волшебного помощника, мысли и чувства которого обычно остаются за кадром. Но не в этот раз. Именно автостраж Киллербот становится главным действующим, мыслящим и чувствующим героем, с помощью сенсоров которого мы и наблюдаем за остальными персонажами.

По аннотации и первым абзацам повести могут возникнуть ассоциации со "Слугами правосудия" Энн Леки, однако здесь же кроется подвох. Уэллс не уделяет особого внимания проработке своей вселенной, ее политической или культурной сферам. Несколько размашистых мазков обрисовывают происхождение конструктов — автостражей и транспортных ботов, юридически бесправных продуктов генетической и электронной инженерии, существ из клонированных органов и механических частей, снабженных относительно развитым интеллектом. Саркастично комментируется алчность страховой компании, которая ради лишнего процента прибыли готова на любые ухищрения: навязать дополнительные пункты в договор, шпионить и воровать информацию у клиентов, экономить на оборудовании и комплектующих.

Среди всех описываемых в фантастике роботов и киборгов, вышедших из-под контроля, "наш" Киллербот, пожалуй, психологически ближе всех к земному обывателю. Взломав свой модуль контроля, он довольствуется относительной свободой в рамках профессиональных обязанностей автостража. А именно: смотреть сериалы сезон за сезоном, самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, не сталкиваться с жесткими ограничениями в речи и поступках. Где-то лентяйничать, зная, что предписанные меры предосторожности избыточны. Но все резко меняется, когда его расслабленная идиллия оказывается под угрозой уничтожения.

Вторая повесть цикла, "Искусственное состояние", посвящена уже относительно свободному путешествию Киллербота, который с одной стороны бежит от пугающего неожиданностью и непривычностью настоящего, а с другой — возвращается в мрачное прошлое. Он хочет выяснить правду о трагическом инциденте в своем досье, но попутно сталкивается с излишне инициативным и говорливым транспортным ботом — мозгом космического корабля, затем влипает в историю с тяжбой между компанией-подрядчиком и ее бывшими сотрудниками, находя новые приключения на свои органические компоненты.

Завязка обеих повестей открывала широченный простор для фантазии, однако реализовала их потенциал Марта Уэллс лишь частично. Сюжет предельно схематичен, прямолинеен и опирается на классические человеческие мотивации — алчность, наглость и глупость. Однако Киллерботу недостает ни обаяния, ни утонченности Один Эск "Справедливость Торрена" из трилогии Энн Леки. Фактически он постоянно мысленно ворчит, избегает излишнего внимания со стороны людей, теряется в своих эмоциях и пространно иронизирует, порой не без черного юмора. Такое поведение быстро приедается, а других эмоциональных тонов у автора не припасено. Единственное, что хоть сколько-то оправдывает присуждение повестям целого букета премий — так это описание чувств и ощущений, которые испытывает Киллербот, общаясь с самыми разными людьми — веселыми и настороженными, внимательными и равнодушными, дружелюбными и агрессивными. А также — описание возникающих моральных и этических дилемм. Сперва Киллербот на удивление нервно и неприязненно реагирует даже на искреннее сочувствие, лишь постепенно он начинает доверять и пытаться дружить. Нечто подобное подробно расписывала, к слову, Ольга Громыко в цикле "Космоолухи", но в отличие от него, в истории Марты Уэллс нет комизма и бурлеска. Да и вообще "Дневникам Киллербота" остро не хватает ярких красок и внезапных поворотов сюжета, чтобы удержать внимание читателя, который прохладно относится к этической подоплеке.

Итог: блеклая гуманитарная фантастика с элементами космооперы, посвященная сложным чувствам киборга.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Энн Леки «Слуги правосудия».





1658
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 09:21
После невысокой оценки других рецензентов к этой книге приступала с опаской. Но мне неожиданно понравилось, и хочется продолжения (ведь у нас напечатали только две повести из четырёх). После двух книг Меекхана, в котором я застряла, эти повести стали глотком свежего воздуха. (При всём уважении к фэнтези, для меня оно как болото, которое засасывает или какой-то морок. После него мне обязательно необходима терапия в виде классики НФ, лучше всего космооперы).
А вот Громыко, на которую ссылались и другие рецензенты, читать не смогла.
И да, с Леки, которую оценила очень высоко, нет ничего общего.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 11:25

цитата knihar

А вот Громыко, на которую ссылались и другие рецензенты, читать не смогла.
Они отличаются по стилю, у Громыко пиршество бурлеска, причем с уходом Уланова из цикла — все больше. Я поэтому сломался на втором томе и дальше уже не стал издеваться над собой.

цитата knihar

И да, с Леки, которую оценила очень высоко, нет ничего общего.
Сама тематика человечного андроида — скорее да, чем нет. А вот раскрыла ее Леки по-другому, более полно и масштабно.

цитата knihar

(При всём уважении к фэнтези, для меня оно как болото, которое засасывает или какой-то морок. После него мне обязательно необходима терапия в виде классики НФ, лучше всего космооперы).
Сочувствую:( Самое смешное, что космооперу нередко презрительно обзывают космическим фэнтези)))

цитата knihar

и хочется продолжения (ведь у нас напечатали только две повести из четырёх)

Я полагаю, что если продажи не будут катастрофически плохими, то Фанзон издаст и вторую пару повестей.

цитата knihar

После невысокой оценки других рецензентов к этой книге приступала с опаской. Но мне неожиданно понравилось

Цикл не то чтобы плох... он очень на любителя. Очень. Остальные читатели пролистают равнодушно.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 18:34

цитата Green_Bear

Самое смешное, что космооперу нередко презрительно обзывают космическим фэнтези

Вот не знаю, что эти люди читали из космооперы, чтобы обзывать её фэнтези. По-моему, космоопера — это квинтессенция НФ. Это я про «Пространство Откровения» Рейнольдса, «Содружество» П. Гамильтона, «Культуру» Бэнкса. Во всех этих циклах масса научных и технических идей про далёкое будущее, как мы его себе представляем: межзвёздные перелёты на субсветовиках через червоточины, колонии людей на других планетах, корабельные Разумы и прочие ИИ, множество рас, в том числе Предтечи, изменения людей (омоложение, киборгизация и т.д.). Так что где в такой космоопере можно найти фэнтези, для меня непонятно.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 20:36
стандарт космооперы все же «Звездные короли», так что увы...


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 09:58
Инфантильность Киллербота несколько печалит. Всё, что выходит за рамки контракта, для него не существует. Но при этом, он зачем-то расследует происшествие из своего прошлого. Зачем? Что это ему дает — непонятно. Для его настоящего состояния все прошлые не имеют никакого значения. Или он пытается понять — а не маньяк ли он? Ну если да, то что — надо срочно начинать крошить людей в салат? Короче какое-то подростковое метание от одного к другому. Очень незрелая личность.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 11:28

цитата Demiurg

Короче какое-то подростковое метание от одного к другому. Очень незрелая личность.

И это в принципе объяснимо — ему ведь не так много лет с точки зрения интеллектуального развития, особенно с учетом чисток памяти (в том числе после резни), кратких периодов активности, отстойных обучающих программ.
Другое дело, что такая тотальная инфантильность утомляет все же.

цитата Demiurg

Или он пытается понять — а не маньяк ли он? Ну если да, то что — надо срочно начинать крошить людей в салат?

Или сдаться/покончить с собой, чтобы не допустить повторения?
Посмотрим, что там Киллербот надумает в третьей и четвертой повестях, хотя особых надежд на резкое взросление я уже не возлагаю.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 13:46

цитата Green_Bear

Или сдаться/покончить с собой, чтобы не допустить повторения?

Какое ему дело до людей? С чего вдруг он так о них переживать должен?
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 13:52

цитата Demiurg

Какое ему дело до людей? С чего вдруг он так о них переживать должен?

А он подсознательно считает себя человеком и, ИМХО, еще и страдает от комплекса неполноценности, отсюда желание быть лучше и правильнее.


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 10:50
За такую цену, какую просят за книгу, легко можно взять и прочитать. Пускай даже и ничего особенного. Пока еще не взял, но планы есть
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 11:29

цитата scafandr

За такую цену, какую просят за книгу, легко можно взять и прочитать. Пускай даже и ничего особенного.

Тоже аргумент :-D


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 12:28
Согласен, очередной проходняк, премированный не за качество текста.
К некоторой инфантильности фантастики, написанной авторами женского пола, я уже привык, как и к плосковатому юмору. А вот отсутствие хоть сколько-нибудь интересных идей, поворотов сюжета, проработанных героев и авторского стиля печалит. Читается быстро и еще быстрее вылетает из головы, шестерку поставить можно.
Чувствую, скоро совсем перестану тратить время на подобные переоцененные пустышки.
Леки еле домучил, Чэмберс вообще не пошла, Джемисин с трудом осилил, рассказ Критцер про фото кошек тоже никакого впечатления не произвел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:04

цитата eos

премированный не за качество текста

Ну по крайней мере, уже не за введение ЛГБТ-тематики, и на том спасибо!)

цитата eos

А вот отсутствие хоть сколько-нибудь интересных идей, поворотов сюжета, проработанных героев и авторского стиля печалит. Читается быстро и еще быстрее вылетает из головы

Полностью у меня оно не вылетело — запомнилась пара сцен, в том числе за этические конструкции и триллерные вкрапления... но явно не то, чем автор хотела увлечь читателя.

цитата eos

Леки еле домучил, Чэмберс вообще не пошла, Джемисин с трудом осилил, рассказ Критцер про фото кошек тоже никакого впечатления не произвел.

Леки мне понравилась, Чамберс не пробовал, у Джемисин читал пока лишь дебютную трилогию — впечатления остались негативные, чем дальше, тем ужаснее.


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 12:43
Простейший стиль, простейший сюжет, простецкая научно-фантастическая и социально-психологическая составляющая. Ничего выдающегося, за что премировать непонятно. Прочесть, конечно можно (без особого интереса, впрочем), но даже игра Detroit become human является более качественным произведением на заданную тему, не говоря уже о классических рассказах того же Азимова
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:08
Тем не менее, вторая повесть вам чем-то понравилась больше, чем первая?
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:45
Может, просто вчитался. Всё-таки авторская лёгкость слога и ироничность сделали свое дело.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 18:10
Мне любопытно сравнивать разницу оценок между повестями. Бескаравайный разносит именно вторую, по среднему баллу пока что ниже первая. Я бы самую малость выше оценил вторую, но все равно тот же балл в итоге, что и первой.


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 12:46
>> посвященная сложным чувствам киборга.

глаз резануло. Так он всё-таки робот или киборг? )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 13:51
Автор тему не раскрывает. Есть механика, есть и органика, и нет половых органов — всё что известно.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 13:57

цитата technocrator

Так он всё-таки робот или киборг? )

цитата Green_Bear

продуктов генетической и электронной инженерии, существ из клонированных органов и механических частей

Точное соотношение между органикой и прочими компонентами у Киллербота не уточняется. С одной стороны, его жидкости похожи на физиологические, имеются клонированные ткани. С другой — высокая регенерация, устойчивость к повреждениям, питание от аккумулятора, наличие электронных компонентов.

Проще говоря — гибрид машины и человека. Чего там больше — одна автор ведает.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:19
То есть, не сказано, был ли он изначально человеком или ИИ?
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:25
Я же говорю, что гибрид — по компоновке чистые 50 на 50. Например, упоминаются «органические компоненты мозга». А что было первичным — не указывается нигде.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:33
>> органические компоненты мозга

ага, понятно. Значит, сам по себе любопытный оригинальный в этом плане сеттинг...
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:49
Не то что бы автора интересовали подробности. По сути дела в повестях представлен андроид, обретший самосознание обыкновенный, одна штука.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 14:58
Да ладно, из тех же фанзоновских подобное и у Ньюиц было, и у Тидхара.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 18:09
Причем Тидхара тоже не фонтан. Но там изящность стиля вытаскивала книгу.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 22:43
А вы, кстати, «Центральную станцию» обозревали? Как-то упустил, а развёрнутое мнение интересно было бы почитать.
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2019 г. 08:10

цитата Fауст

А вы, кстати, «Центральную станцию» обозревали?

Нет, на тот момент ограничился перечислением нескольких претензий в теме «Кто что читает». Закладка в памяти стоит, конечно, но...
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 18:09
Скорее — сеттинг, оставляющий простор для фантазии и фанфиков)


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 18:05
Все же было бы интереснее почитать рецензию на «Королевы Иннис Лира», чем на это.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 18:08

цитата Sph

Все же было бы интереснее почитать рецензию на «Королевы Иннис Лира», чем на это.

Я не люблю ругаться вслух... Да и время жалко. *окинув взором намеченные планы* Разве что в ноябре доберусь.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 22:16
А я вот не удержалась >:-|
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2019 г. 17:13
Пробрало, чесное слово! )))
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2019 г. 17:38
«Дают, давая» — это роскошно. Надо будет прочитать этот перевод, чтобы внести в список «Да не уподоблюсь!»
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2019 г. 18:14
Об этот перевод можно мозг вывихнуть. Гугл и брат его промт. Не понимаю, как такое могли напечатать.


⇑ Наверх