Белые ночи


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» > Белые ночи по-шведски.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Белые ночи по-шведски.

Статья написана 25 июля 2019 г. 23:30

Всего лишь год прошел с премьеры фильма «Реинкарнация» — полнометражного дебюта режиссера и сценариста Ари Астера — а в кинотеатрах уже вовсю крутят его новую работу, получившую название «Солнцестояние» (Midsommar).

Картина рассказывает о группе американских студентов, отправившихся в уединенное поселение, затерянное где-то на просторах Швеции, дабы понаблюдать за празднованием летнего солнцестояния.

Поначалу знакомство с чужой культурой проходит довольно гладко, но постепенно древние обряды, отправляемые местными, становятся все более странными, а из деревушки начинает бесследно исчезать народ. По-хорошему, на этом моменте нашим героям стоило бы взять руки в ноги и вернуться домой. Однако ребята настолько сильно погружаются в происходящие вокруг них таинства, что не осознают нависшую над ними угрозу, пока не становится уже слишком поздно для спасения собственных жизней и душ...

Честно говоря, мне довольно трудно сформулировать свое отношение к данному фильму.

С одной стороны, я понимаю, что подобный медитативный хоррор (без обилия бу-эффектов и рек крови) имеет полное право на существование и найдется приличное число людей, которым он понравится (особенно поклонникам этнографии). Кроме того, я почти не сомневаюсь, что в своем полотне Астер спрятал немало отсылок к самым разным произведениям мировой культуры, которые многие зрители с удовольствием будут отыскивать.

Но с другой стороны, я все-таки считаю, что «Солнцестояние» — это в лучшем случае триллер с элементами драмы, но никак не ужасы. Причем, триллер до неприличия затянутый, не выразительный, и попросту не пугающий.

Хотя казалось бы, тема была выбрана отличная. Сколько всего страшно интересного можно было придумать про сохранившийся до наших дней языческий культ! Да еще и скандинавский! Однако в картине мы видим преимущественно обычный сельский быт лишь изредка прерываемый краткими сценами насилия и разного рода дичью. Основная же жуть, к сожалению, остается за кадром.

Кстати, про дичь (ну, то есть про выбивающие из колеи эпизоды). Их в фильм завезли великое множество. Видимо, для создания напряженной и неуютной атмосферы. Но на деле явленные странности оказались до смешного нелепыми и вызывали разве что недоумение и острое желание прикрыть глаза рукой. И это при том, что в ленте и так полно юмора (в принципе, не самого плохого).

Вот и получается, что вместо забористого хоррора ты смотришь «снятый на пленку» наркотический трип длительностью два с половиной часа. Правда, опять-таки наверняка найдутся индивидуумы, которым и этого вполне хватит для счастья.

Единственное, на мой взгляд, светлое пятно в «Солнцестоянии» — это актерская игра Флоренс Пью. Девушка прекрасно справилась со своей ролью и очень достоверно изобразила убитую горем героиню (на мой взгляд, ее работа по качеству мало чем уступает отличному лицедейству Тони Коллетт в «Реинкарнации»). Все-таки умеет Ари Астер выбирать актрис для своих картин!

За это я точно готов его похвалить.

Оценка: 5/10.





1151
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 июля 2019 г. 23:40
Астер в интервью подчёркивал, что фильм в первую очередь
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
про расставание и выход из нездоровых отношений + ну принятие, как и в Реинкарнации
. Это я к тому, что там все культисткие штуки скорее мотивация для, а странности у них — по-моему немного троллинг темы «когда заканчивается нарочито вежливое уважение к чужой культуре».

Хотя я согласен, что фильм затянут, да и по поводу Пью тоже — прекрасная работа. Он кстати следующей лентой комедию чёрную хотел снять, что интересно. Вообще талантливый автор, несмотря на минусы разные.

А за рецензию спасибо :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2019 г. 23:43

цитата febeerovez

Вообще талантливый автор, несмотря на минусы разные.

Согласен. :beer:

Мне его работы не очень-то нравятся, но так как Астер по-моему сейчас никто не снимает.

цитата febeerovez

А за рецензию спасибо

:beer:
 


Ссылка на сообщение25 июля 2019 г. 23:46

цитата Nexus

Согласен. Мне его работы не очень-то нравятся, но так как Астер по-моему сейчас никто не снимает.

Ну кореш его Роберт Эггерс немного похож (который «Ведьма»), есть ещё недавние «Ведьмы» (2017) и «Ветер» (2018), хотя конечно нельзя сказать, что такая манера стиля «на потоке» в хорроре.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2019 г. 23:47
«Ведьма» Эггерса хороша. 8-)

А вот «Ветер» пока еще не смотрел.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2019 г. 23:58

цитата Nexus

«Ведьма» Эггерса хороша. А вот «Ветер» пока еще не смотрел.

«Ветер» неплохой в принципе, это дебют, так что можно ряд вещей простить.

Плюс советую ещё «Тьму» 2018 года (ну и фоне «Солнцестояния» можно вбросить «Апостола», хотя это другое немного). :-)))
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:02

цитата febeerovez

ну и фоне «Солнцестояния» можно вбросить «Апостола», хотя это другое немного

«Апостола» смотрел. Годное кино. :beer:
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:29

цитата Nexus

«Апостола» смотрел. Годное кино.

:beer:
 


Ссылка на сообщение25 июля 2019 г. 23:51
Ваш обзор на «Солнцестояние» стоит ждать? :-)
 


Ссылка на сообщение25 июля 2019 г. 23:58

цитата Nexus

Ваш обзор на «Солнцестояние» стоит ждать?

Если звёзды языческие сойдутся :-)))
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:03
Хорошо бы, чтобы сошлись. 8-)
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:29
febeerovez, судя по нынешней аватарке и правда должны сойтись :-)))
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:31
Я просто в восторге от их эмодзи :-)))

https://twitter.com/A2...
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:52
Креативненько :cool!:
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:31
За отзыв и правда — спасибо, видимо пропущу этот фильм, хотя Швеция всё же манит)))
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:39
:beer:

Если есть проблемы со сном, то можно и глянуть. :-)))
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 00:54
Так я тогда до начальных титров усну))) :-)))
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 01:18
Там как раз кусок до титров самый мощный :-)))


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 01:02
Подожду фильм на Айтьюнз, увы, что-то отзыв прямо отрезал желание идти в кино.
Спасибо, очень интересный получился обзор. Читаешь сейчас что?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 13:20

цитата Зинаида

Подожду фильм на Айтьюнз, увы, что-то отзыв прямо отрезал желание идти в кино.

Ну, если «Реинкарнация» понравилась, то и на «Солнцестояние» можно сходить.

цитата Зинаида

Спасибо, очень интересный получился обзор.

:beer:

цитата Зинаида

Читаешь сейчас что?

Попозже в личку напишу.


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 09:29
Весьма странная рецензия. И еще более странная оценка. «Это не хоррор с бу эффектами, поэтому ставлю 5 из 10». То есть хорошим фильмом может быть только хоррор с бу эффектами?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 13:23

цитата georgkorg

Весьма странная рецензия. И еще более странная оценка.

Какой фильм — такая и рецензия.

цитата georgkorg

«Это не хоррор с бу эффектами, поэтому ставлю 5 из 10»

Я такого не писал, между прочим.

А писал я, что

цитата

«Солнцестояние» — это в лучшем случае триллер с элементами драмы, но никак не ужасы. Причем, триллер до неприличия затянутый, не выразительный, и попросту не пугающий.

Вот именно поэтому он мне и не понравился (по большей части).
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 14:09
Всё это уж очень напоминает лису и виноград.:-D


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 15:22
«Реинкарнация» был не плох для жанра,выйдет в качестве этот ,надо качнуть))


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 22:51
Я вот ставлю фильму смело 9 из 10. Свежо, напряженно и очень атмосферно. Вопрос есть только к началу (не буду спойлерить)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 23:17
Согласен! Хотя я лично вообще 10 поставил!;-)
 


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 09:21

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

А для чего все-таки так подробно показали, как сестра поступила с родителями? Можно ведь просто было упомянуть об этом, если хотели объяснить ее психтравму.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 09:50
Ладно, пусть будет скрытый, чтобы не спойлерить.;-)
Тоже не люблю спойлеры.8:-0

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

На мой взгляд это очень важно, потому что через весь фильм проходит тема чуждости и родства, семьи. Швед, который всю компанию привёз в эту общину, не раз говорит, что сам потерял всю семью и вновь обрёл семью уже в общине. А сама главная героиня ведь одинока даже и в отношениях — её парень ведёт себя несколько холодно. Либо не хочет дать ей тепла и понимания, либо просто не умеет.
И поэтому образ недавно потерянной семьи проходит и через ритуалы в общине — героине периодически кто-то из них мерещится. И потом она всё же обретает свою «настоящую семью». Поэтому она легко может пожертвовать и своим парнем — он ведь никогда не был ей по настоящему близок. Лишь формально они были в отношениях.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 11:15
Кстати, да. Отлично написали! Спасибо
 


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 11:17
;-)
 


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 11:34
Да, а если посмотреть на другой срез, то можно рассмотреть это с другой стороны.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Если воспринимать шведскую общину как некую секту, заинтересованную в привлечении «новой крови», а не только жертв на заклание, то получается, что как раз изначально тот швед, что привёз всю компанию, начал «обработку» главной героини. Еще до отъезда, смекнув, что у неё сейчас очень сильная психическая травма, стал подыгрывать ей — рассказал, что сам потерял родителей и обрёл новую семью в общине. Потом несколько раз намекал ей, что со своим бойфрендом она всё равно одинока — он и выслушать её толком не может, обнять не может, успокоить, да и вовсе забыл о её дне рождения.
Люди поддаются убеждению больше всего именно когда их психика не защищена — например в результате психической травмы. И поэтому большинство людей попавших в какие-то секты — это люди, недавно пережившие сильный стресс.


Поэтому опять же очень важно, чтобы предыстория была показана подробно.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 20:40

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Да-да, меня это тоже беспокоило постоянно — неспроста навязчивость эта была! Короче, никак я не согласен с 5 «баллами». Видимо, проанализировав глубже (не без вашей помощи), тоже пришел к 10!
 


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 21:10
Такие фильмы надо очень внимательно смотреть. И порой даже два раза. Я еще потом подожду пока фильм можно будет скачать — посмотрю второй раз, может что-то еще всплывёт. Как и «Реинкарнация» фильм многоуровневый. И детали в нём очень важны. Опять же эта история с рисунками — еще в самом начале в комнате у героини такие рисунки многосмысленные... Среди прочего там например нарисованы девочка и медведь...
 


Ссылка на сообщение28 июля 2019 г. 18:12
Полностью согласна! Именно это первым пришло мне в голову, когда я размышляла о фильме после просмотра.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И сама концовка... Она может показаться странной, но если смотреть на нее через призму пути, который прошла героиня — от психотравмы и до настоящего момента — все становится на свои места. Через все эти ритуалы (какими бы жуткими они ни были) она выплескивает, отыгрывает накопившиеся травматичные переживания. И вот в конце фильма она кричит вместе со всеми, а затем замолкает. И улыбается. Это своего рода освобождение. Перерождение. Это и является целью всех ритуалов — освободиться от старого и войти в новый цикл обновленным.
 


Ссылка на сообщение28 июля 2019 г. 22:25

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Да, цель ритуала — войти в ритм вселенной. Сонастроиться. Стать соучастником процесса. И через это происходит очищение и перерождение.


⇑ Наверх