Герман Гессе Степной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» > Герман Гессе - "Степной волк"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Герман Гессе — «Степной волк»

Статья написана 28 сентября 2009 г. 13:43

Удивительное, вообще говоря, дело — стоило по тем лекалам, по которым строил текст в 19-м веке Достоевский, написать роман в веке 20-м, как он сразу обрел культовый статус и звание предтечи целого направления в культуре. Серьезно, читая книгу, я то и дело поглядывал на обложку, чтобы удостовериться — мои глаза не обманывают меня и в руках по прежнему Гессе, и зовут его никак не Федор Михайлович. Даже фантасмагория последних страниц прекрасно укладывается в стилистику рассказов Достоевского.

«Степной волк» — это возведенная в степень рефлексия, которой подчиняется все — герои, сюжет, читатель... Это — внутренняя одиссея маленькой хлипкой лодочки в девятибальном шторме жизни. Автор ни на секунду не оставляет героя, заставляя его снова и снова терзать себя, выводя через страдание философию настоящего творца. Для Гессе художник всегда одинок и непонят в мире карнавальных масок, смеха и слепых инстинктов, за счет которых живет большее количество людей. Более того, эта карнавальная вакханалия ранит его, потому что, обостренное восприятие мира заставляет острее чувствовать фальш масок и вымученного смеха.

И в то же время... В то же время Гессе не устает искушать героя обманчивой легкостью человеческой жизни, танцами, женщинами, смехом раз за разом вытаскивает он Гарри из уютного кокона страдания и одиночества, в итоге окончательно разрывая его душу на черное и белое, радостное и страдающее, на Гарри и Степного волка. Помотав лодочку героя по штормовым волнам, показав нам ее захватывающие виражи и заставив почувствовать восхитительную сладость жизни на грани, Гессе благополучно бросил лодочку на скалы. Шторм, подаривший столько радостных и необычных ощущений герою, в конце концов расправляется с ним.

Впрочем, это ни в коем случае не спойлер! Это — интерпретация, отнюдь не бесспорная. Каждый сможет сделать свои выводы и вряд ли кто-то может оказаться однозначно прав — и это характерно для течения постмодернизма, предтечей которого и стал когда-то «Степной волк».



Тэги: гессе


103
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 14:01
сейчас мне кажется, что идея непонятости «художника» — это очень подростковое все же. Вот почему это роман настолько впечатляет всех в 15 лет))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 14:07
Да, максимализм там очень чувствуется))


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 17:03
Неплохая книга. Как способ вхождения в куда более интересные и сложные романы Гессе, вроде «Игры в бисер» пойдет...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 17:10
Пытался читать игру в бисер — не пошла что-то...
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 20:33
Там надо первалить страниц за 100-150 — и сразу пойдет.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 10:05
Надо еще найти в бумажном варианте и хорошем переводе — такого сочетания у меня еще не было))
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 10:04
Со временем пойдет. Проверено:cool!:


⇑ Наверх