100 лучших сказок всех времён


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > 100 лучших сказок всех времён и народов. Рейтинг Вертера де Гёте (часть девятая)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

100 лучших сказок всех времён и народов. Рейтинг Вертера де Гёте (часть девятая)

Статья написана 10 ноября 2016 г. 23:36

80-е место: Слеза-богатырь (Сельведь-богатырь, 1956) мордовского писателя Фёдора Атянина (1910-1975). Сказка первоначально написана на мордовском (мокшанском) языке, затем переведена самим автором на русский.

художник П. Алексеев©
художник П. Алексеев©

Повесть, созданная на основе мордовских сказок и легенд, запомнилась своеобразным колоритом и мрачноватым, почти готическим настроением. Читал в детстком возрасте в авторском сборнике «Серебряное озеро». Потом — забыл автора и название, но с приходом интернет-эры легко нашёл произведение по запросу «сказка мордовского писателя о змеях». На мордовскую землю совершают постоянные «набеги» (вообще-то это слово здесь неуместно, ведь речь — о змеях. Ну, вы поняли) войска змеиного царя Инекуя. Разоряют селения, угоняют в рабство жителей. в змеином войске есть и человек — предатель Филя. Чтобы отомстить девушке, отвергнувшей его притязания, Филя продал душу Чёрному змею и получил возможность превращаться в волка.

цитата

— Душу свою продам, а отомщу гордому старику и его внучке! — зло крикнул Филя.

Вдруг возле его ног зашуршала трава, и перед самыми глазами богача поднялся на хвосте Чёрный змей. Испугался Филя, задрожал, зуб на зуб не попадёт.

— Я куплю твою душу, — прошипел змей, — и помогу отомстить...

художник П. Алексеев©
художник П. Алексеев©

В издании 1970 года добавляют настроения мрачные гравюры П. Алексеева. Кстати, только мне пленённые змеями люди напоминают зомби?

художник П. Алексеев ©
художник П. Алексеев ©

цитата

Схватила Маруня сучковатую палку и убила змеёныша. Проснулась змея и зашипела:

— Зачем моего сына убила, негодная?

— Твой змеёныш погубил моего Лёсыньку... — И потекли слёзы горькие из глаз матери.

— Ох, ох-ох! Глупая ты баба! — захохотала змея. — Мой сынок жить будет, а твой — никогда!

Покатала змея своего змеёныша по зелёной травушке, политой слезами Маруни, — он и ожил.

Схватила Маруня мёртвого Лёсыньку и ну тоже катать, но не ожил её сынок, а превратился в холодный камень.

художник П. Алексеев©
художник П. Алексеев©

цитата

Забыл про боль Филя, начал в рот совать жемчуг, пихать за пазуху песок.

— Ты что, хочешь испытать гнев Инекуя? — зашипел Чёрный змей. — Высыпь чужое добро. Здесь каждая песчинка — загубленная душа человеческая. Однажды попал в этот сад такой же дурак, как ты. Я тебе скажу, что сделал с ним наш повелитель. Он заставил съесть столько золотого песку, сколько могло вместить его жадное брюхо. Потом околел тот глупец. Его выпотрошили. Ни одной песчинки не оставили в его желудке, а потом выбросили в смоляное море.

Последняя часть повести (а она в трёх частях) показалась немного скомканной: русский богатырь, помогающий главному герою, введён явно для политкорректности. Как в рассказе, завершающем цикл  «Амурских сказок» Нагишкина — пришёл русский охотник и расправился со всеми сказочными злодеями. Хотя здесь роль Ивана-кузнеца всё же не столь велика.

Библиография Атянина не открыта.

79 место Приключения в лесу Елки-на-Горке (Klatremus og de andre dyrene i Hakkebakkeskogen,1953) норвержца Турбьёрна Эгнера (1921-1990)

Добрая сказка о лесных зверях, которые придумали Закон о том, что все звери в лесу должны быть друзьями и никто не имеет право поедать другого. Все персонажи с яркими характерами. Пожалуй, самый интересный — богемный Лазающий Мышонок, поэт и гитарист, неплохой парень, но разгильдяй и большой любитель поесть на халяву.

цитата

А Крысенок принялся  печь перцовые пряники. Печь их не  составляло  для него  никакого  труда.   Он напевал  себе  под  нос песенку  пекаря  перцовых пряников и делал все точь-в-точь так,  как в ней говорилось:

Если пряники  с перцем  нам надо  испечь,

Мы  сначала растопим  как следует  печь.

И туда, где пожарче, —  в середку —

Мы поставим тогда  сковородку.

А  когда сковородка нагреется,

Жиром  смажем  ее,  разу меется.

А  потом  хорошенько  см ешать  надо нам

Этот жир весь и перца один килограмм.

     — По-моему,  там  был  кил ограмм,  —  пробормотал  Крысенок. —  Да, конечно, там  был именно килограмм,  --  повторил он  и,  схватив  килогра мм перца, бухнул его в миску с жиром.

художник В. Каневский©
художник В. Каневский©

цитата

—  Да, да,  я  подумал, — повторил Мортен, — я подумал,  что в нашем прекрасном лесу животные не имеют права поедать друг друга.

     — А они это делают? -- удивился папаша Бамсе.

     — Да,  они это  делают, —  подтвердил Мортен. — И  чаще  всех  этот противный Миккель-Лис.

     — Да-а, — протянул папаша Бамсе, — он всегда был такой.

     — Не понимаю, почему он не может есть орехи и ягоды, как  все мы?  -- возмущенно произнес Мортен.

     — А он разве этого не делает? — снова удивился папаша Бамсе.

     —  Нет. Он съедает всех, кого встречает на своем  пути. Если он  будет продолжать в том же духе, скоро в нашем лесу не останется ни одной мышки.

     — Это было бы очень печально, — вздохнул папаша Бамсе.

     — Это было бы очень печально, — поддержал его Лазающий Мышонок.

     — Но вас-то он не съел? — с надеждой спросил папаша Бамсе.

     — Нет, — успокоил его Мортен. — Но моего дедушку Миккель съел.

     — Неужели?! -- поразился Бамсе.

     —  И моего  любимого  дядюшку Йенса  тоже  съел  Микке ль,  —  вставил словечко Лазающий Мышонок.

     — Какая досада!

     — А мою тетушку Йоханну утащила Сова. А вчера мою любимую бабушку чуть не съел Петер-Ежик, — продолжал перечислять Мортен.

     — Сколько горестных известий сразу! -- вздохнул папаша Бамсе.

     — Да, — Морген тоже  тяжко вздохнул,  — идешь  к пекарю за хлебом, а тебя по дороге, того и гляди, кто-нибудь да и слопает.

художник В. Каневский©

цитата

— Так-так-так, -- задумчиво проговорил папаша  Бамсе. Он почесал лапой за ухом  и уже  решительно добавил: — Давайте сделаем  так:  что было — то было, кого съели  — того уж не воротишь. Но отныне все звери  в лесу должны быть друзьями и никто никого есть не будет.

     — А что же мы будем есть? — недовольно пробурчал Лис.

     — Можешь есть траву и зелень, как все мы, — предложил Большой Лось.

     —  Фу, какая гадость! — сморщился Миккель.

     — Можешь собирать орехи и желуди, есть чернику и землянику, картошку и

морковку, — сказала Бельчиха-мама.

     — При такой вегетарианской еде  от меня скоро останется одна шкура! — И Миккель-Лис сердито отвернулся.

     —  Ну, ну, ну, Миккель,  —  успокоил его  папаша Бамсе, — я вот куда больше  и сильнее  тебя, а охотно  ем и чернику,  и орехи, и овощи. Конечно, немного мяса иногда не помешает, но можно прекрасно обойтись и без него.

     — Вся сила от зелени, — убежденно произнес Большой Лось.

     — А мой дедушка  всю жизнь  ел пряники и орехи, — вмешался в разговор Лазающий  Мышонок. — Он был очень умным и дожил до ста лет.

Цитаты в переводе Л. Брауде

Сказка выходила на русском не только отдельными изданиями, но и входила в состав нескольких антологий сказок скандинавских писателей.

Библиография Турбьёрна Эгнера не открыта.

78-е место сборник Маленькие негритянские сказки для белых детей (Petits contes nègres pour les enfants des blancs, 1928) известного французского авангардиста (швейцарца по происхождению) Блеза Сандрара (1887-1961), авантюриста и «одного из крупнейших реформаторов французской поэзии 20 века». Сандрар в молодости, ещё до Революции, некоторое время жил в Москве и Петербурге, в России начал писать. Как доброволец участвовал в Первой мировой, был ранен, лишился правой руки. Сандрар интересовался африканским фольклором и это вдохновило его на написание сборника.

Очень странные сказки, стилизованные под африканские народные. О существовании книги я узнал на Фантлабе, в теме «Авторские сказки» от лаборанта squirrel. В России сборник переведён в 1993 году, хотя некоторые сказки из сборника  выходили на русском и раньше: два произведения  опубликовано в антологии  Сказки французских писателей  в 1988, а «Дурной судья» вошёл в антологию  «Французская новелла 20 века» (1973).

художник Ж. Дюэм©
художник Ж. Дюэм©
  

цитата

И вот теперь Сабуньюма остался один, совсем один на свете. Он уже никуда не ходил. Но однажды его ужалило какое-то насекомое. Ему захотелось почесаться. Но не успел он и разок провести рукой по коже, как вдруг...

— Кто здесь? — прогремел грозный голос Гинару, Гинару — царя гинеев.

Человек замер от ужаса и ответил, весь дрожа:

— Это я, Сабуньюма.

— Что ты здесь делаешь? — гремит грозный голос Гинару, Гинару — царя гинеев.

— Я чешусь, потому что меня кто-то ужалил, — отвечает человек, стуча зубами.

— Кто дал тебе на это право? — спрашивает с угрозой Гинару.

— Никто! — кричит человек и бросается бежать.

— Подожди, я сейчас помогу тебе.

И тут Гинару позвал своих людей, чтобы те помогли Сабуньюме почесаться.Они дерут ему кожу, они сдирают с него мясо.Вскоре остаются одни кости. Сабуньюма не сопротивляется, он падает мёртвым.

цитата

Первое озеро — как шерстяная ткань, но оно — из мёда.

Второе озеро — как совершенно белая ткань, но оно — из мёда.

Третье озеро — как ткань индиго, но оно — из мёда.

Четвёртое озеро — как плотная полотняная ткань, но оно — из мёда.

Пятое озеро — как ткань в полоску, но оно — из мёда.

Шестое озеро — как пёстрая ткань, но оно — из мёда.

Седьмое озеро — как ткань красного шёлка, но оно — тоже из мёда.

Весь этот мёд принадлежит Шитукулумакумбе, людоеду-который-живёт-на-дне. Ему необходимы эти озёра, все эти прекрасные ткани, потому что он не выносит солнца. Он не ест свой мёд. Он живёт на дне. Он укутывается в него, потому что не выносит солнца.

цитата

Так лягушка осталась одна на свете, одна со Зверем-которого-никто-не-знал и с другим Зверем-который-жёлто-красный. Это были два главных зверя. Они взяли с собой лягушку, и все втроём отправились в путешествие. На край света.

цитата

Этот человек был известен своей прожорливостью. Когда он находил пчелиные соты, он съедал весь мёд, воск и самих пчёл, и не мог остановиться, пока не съедал и дерево, в котором жили пчёлы. И когда он всё это съедал, он всё равно не мог уйти и принимался пожирать соседние деревья, а когда он всё-таки уходил, то потом возвращался обратно, чтобы посмотреть, не забыл ли он ещё чего съесть. Поэтому его прозвали Человеком-который-всегда-возвращается-обратно.

Цитаты в переводе О. Каменевой.

Библиография Сандрара не открыта.





755
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 15:35
Вертер, спасибо!
«Приключения в лесу Елки-на-Горке» помню, в детстве очень ее любил :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 15:56
:beer: спасибо!
С этой книгой та же история получилась, что и с Атяниным. Читал в детстве, забыл автора и название. Нашёл в интернете спустя много лет. Оказалось, что очень известное произведение, участник многих антологий скандинавских сказочников, переводила Брауде. Странно, что эти антологии меня обошли стороной.


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 20:02
«Ёлки» — книга супер, даже сейчас с удовольствием прочитал!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 20:52
Да, отличная сказка.


⇑ Наверх