Объявлен длинный список


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «olexis» > Объявлен длинный список премии "Книгуру"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Объявлен длинный список премии «Книгуру»

Статья написана 15 сентября 2015 г. 11:30

Совет экспертов Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и подростков «Книгуру» объявил Длинный список. В него вошло тридцать рукописей, отобранных из семисот тридцати пяти присланных работ.

Излюбленным жанром конкурсантов, как и в прошлом году, осталась авторская сказка. Эксперт «Книгуру», преподаватель русской литературы Ирина Лукьянова отметила забавное обстоятельство: «В сказочных текстах этого года обнаружилось неимоверное количество говорящих котов. Ближе к окончанию работы экспертам стало казаться, будто каждый автор сказки считает своим долгом поместить в неё говорящего кота, а на обсуждениях мы делились, кому сколько котов попалось на этой неделе. Иногда это были коты-инопланетяне, иногда — коты-оборотни, был даже кот-робот».

По словам эксперта конкурса Евгении Шафферт, «в шестом сезоне на “Книгуру” было подано большое количество рукописей, сюжет которых завязан на истории Киевской Руси, мифологии восточных славян».

Старший научный сотрудник Российской книжной палаты, эксперт «Книгуру» Мария Порядина добавляет, что детских писателей по-прежнему занимает острая социальная проблематика, при этом они как будто специально нагружают своих героев дополнительными заботами и жизненными трудностями, даже если они не развивают сюжет и ничего не добавляют к характеру. Было прислано немало рукописей в жанре школьной повести, но и тут не обошлось без шаблонов: большинство рукописей на школьную тематику начинается с того, что в класс пришёл новенький (или новенькая). Кажется, за этот сезон набрался целый класс (если не целая школа) таких «новеньких».

В качестве новой набирающей силу тенденции все эксперты отметили тексты, построенные как квесты или воспроизводящие механику и логику компьютерных игр. Если в прошлые сезоны подобные рукописи были единичными, то в этом сезоне их оказалось довольно много.

По мнению ведущего библиографа РГДБ, эксперта конкурса Кирилла Захарова, «общий уровень работ этого года высок, многие авторы действительно стараются ориентироваться на традиции детского и подросткового чтения».

Длинный список Конкурса этого года составили очень разные произведения, общим достоинством которых являются художественность и оригинальность сюжета и стиля. Каждый текст по-своему актуален, однако не сиюминутен, «Книгуру» по-прежнему выбирает «будущую классику», книги, которые будут читаться с интересом даже спустя десятилетия.

На право войти в Короткий список и выиграть главный приз будут претендовать произведения писателей из 13 регионов России, а также авторов из Кыргызстана, Украины, Латвии и США.

1. Аренев Владимир (Украина, г. Киев). Порох из драконьих костей

2. Богатырева Ирина (Россия, г. Москва). Ганин

3. Бундур Олег (Россия, Мурманская обл.). Царское море

4. Веркин Эдуард (Россия, г. Иваново). Пролог

5. Вильке Дарья (Австрия, г. Вена). На другом берегу утра

6. Волкова Светлана (Россия, г. Санкт-Петербург). Подсказок больше нет

7. Востоков Станислав (Россия, Московская обл.). Криволапыч

8. Дашевская Нина (Россия, г. Москва). Я не тормоз

9. Доцук Дарья (Россия, г. Москва). Домик над обрывом

10. Казаков Дмитрий (Россия, г. Нижний Новгород). Голос

11. Каретникова Екатерина (Россия, г. Санкт-Петербург). Пленница Зелёного Лога

12. Киселёв Александр (Россия, г. Калуга). Лит-ра

13. Ледерман Виктория (Россия, г. Самара). Всего одиннадцать

14. Лидский Владимир (Кыргызстан, г. Бишкек). Алебук

15. Липатова Елена (США, штат Массачусетс, г. Салем). Первокурсница

16. Ляхович Артём (Украина, г. Киев). Битва при Наци-Туци

17. Малейко Анастасия (Россия, г. Челябинск). Моя мама любит художника

18. Мартынов Денис (Россия, г. Ставрополь). Смотри, что принесли наши сети

19. Москвин Евгений (Россия, г. Москва). Канава

20. Пономаренко Мария (Россия, г. Москва). Тайны глобуса Блау

21. Понорницкая Илга (Россия, г. Чебоксары). Подросток Ашим

22. Раин Олег (Россия, г. Екатеринбург). Ретушер

23. Романов Максим (Россия, г. Москва). Выходи играть

24. Романовская Лариса (Россия, г. Москва). Самая младшая

25. Росовецкий Станислав (Украина, г. Киев) У друкарей и скоморохов

26. Соковенина Елена, Чернов Светозар (Латвия, г. Рига). Свет! Больше света!

27. Строкина Анастасия (Россия, г. Москва). Кит плывет на север

28. Тобоева Майя (Россия, г. Якутск) Дева гор

29. Турханов Александр, Лебедева Виктория (Россия, г. Москва) Голос бога Обатала

30. Эн Ая (Россия, г. Москва). Кролик сдох

Теперь экспертам предстоит выбрать пятнадцать произведений для «Короткого списка». Тексты, вошедшие в него, в течение года – согласно правилам конкурса – будут выложены в свободном доступе на сайте http://kniguru.info.

Победителей «Книгуру» определит открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте 10–16 лет. Войти в жюри может любой подросток, зарегистрировавшийся на сайте конкурса и подтвердивший своё соответствие установленным правилам. Регистрация и работа жюри начнётся сразу после объявления «Короткого списка» – не позднее 1 октября 2015 года.

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» учреждён Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и НП «Центр поддержки отечественной словесности» (организатор Национальной литературной премии «Большая книга»). Это крупнейший конкурс подростковой литературы в русскоязычном пространстве и единственный конкурс, где оценивается как художественная, так и познавательная литература.

Призовой фонд «Книгуру» составляет миллион рублей.

Оригинал новости





1053
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 17:06
Оказывается кому-то пришла-таки в голову светлая мысль пригласить в жюри конкурса детской книги самих детей.
Интересно, спасибо за новость.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 17:12
На этом конкурсе всегда так делают.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 17:25
Имелось в виду, что в других не делают. Этот, на мой взгляд, устроен лучше.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 18:14
Ага.
На промежуточных турах эксперты отсеивают слабые и просто не вполне удачные работы. А уже потом свой решающий голос отдают дети.
Кстати, забавно было бы сравнить итоги «детского жюри» с итогами «родительского» и «экспертного»)))
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 19:37
так делает Книгуру, так делала Заветная мечта (которой, в какой-то степени, Книгуру наследует) и примерно так недавно стала делать премия Михалкова.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 18:11
С языка сняли;)


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 17:09

цитата olexis

В качестве новой набирающей силу тенденции все эксперты отметили тексты, построенные как квесты или воспроизводящие механику и логику компьютерных игр. Если в прошлые сезоны подобные рукописи были единичными, то в этом сезоне их оказалось довольно много

ЛитРПГ атакует, хи-хикс))


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 20:29
Смотрел я на эту премию, смотрел.... и не стал участвовать, т.к. неформат.
А теперь смотрю и понимаю — что зря не стал. Судя по названиям, там половина неформат.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 20:50
ну я вот не прошел, так что рамки неформата там все же есть. Правда, не знаю, с чем вы не подались.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 20:56
1. Пост-военное фэнтези про брошенных детей;
2. Военное фэнтези;
3. Психологическая драма (которую выслал на Дебют).

Там то по объему не подходило, то по возрасту. Решил не отправлять ничего.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 21:10
В следующий сезон попробуете)) Первый и третий пункт мог бы пройти. Кстати, по Дебюту вообще непонятно, как они выкладывают лонг.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 21:42
В следующем сезоне я буду пробовать западные премии и конкурсы))
А по Дебюту, имхо, там чем наркоманистее — тем лучше. В большинстве случаев.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 22:20
Ну, если перевод есть, конечно надо пробовать. Насчет Дебюта — я имел в виду, что там очень непонятная система новостей, и дурацкий сайт — положение о конкурсе и сроках я так и не нашал, например. До 20 сентября они принимают рукописи, но вот когда объявляют лонг и шорт — совершенно неясно. Примерно к декабрю, как я могу судить по прошлым сезонам, они дают победителей. Туманно, короче, все.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 22:32
Перевод, к счастью, есть. И пакет рисунков. Вместе с моей норвежской художницей начали рассылку по агентам + помогает редактор, которая отправила агентам, напрямую работающим с издательствами большой пятерки (есть прямые контакты).
Я думаю, что потом просто напишу серию постов о публикации на западе.

А что касается Дебюта — это да, полностью согласен, сайт у них ни о чем. Положений нет никаких, информация — туман сплошной... В прошлом году лонг объявили месяц спустя после завершения приема.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2015 г. 22:58

цитата

Я думаю, что потом просто напишу серию постов о публикации на западе.


очень интересно, буду ждать


Ссылка на сообщение20 сентября 2015 г. 15:39
А почитать как? Я зашел, но текстов не нашел. Я все-таки больше детский драматург и преподаватель театра для детей (хоть и с 6 до 18:-)). Поэтому хочется познакомиться с текстами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2015 г. 16:28
Будет выложен шорт-лист. Его объявят в октябре.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2015 г. 16:57
А, в течении года. Хотя я все равно пессимист. Могу спокойно читать... После Крапивина, Булычева и Велтистова книги идут от «умеренно плохо» до «отвратительно». Хотя Аренев и Веркин по «взрослой» части как раз хорошо. Но писать именно для детей и подростков пока практически не умеет никто.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2015 г. 18:57
Короткий список Книгуру — https://www.fantlab.ru/bl...
 


Ссылка на сообщение3 октября 2015 г. 15:53
За долгие годы с 1992 года я видел много книг «детских» писателей. Имена регулярно всплывали и ... уплывали. Те, кто заявил о себе в СССР еще как-то пытались держать марку. Но беда шла от денег. Некоммерческая детская литература позволяла расцветать Крапивину, Булычеву, Велтистову и похожим авторам. Коммерция требует штампов, узнаваемости.
Дабы детки от компьютера и «Поттера» купили книгу. Знаменитый в своей позорности Емец создавал писанину от «Поттера». Да вот беда — первые книги Волкова были ЛУЧШЕ книг Баума. Ярче, цельнее, четче по сюжету и характерам (после «Семи подземных королей» — плохо.). Емец всего лишь был плагиатором.
Со «школами волшебников» у нас не вышло.
Можно было пойти по пути Светланы Прокофьевой. Создавать сказки. Но и таких имен не появилось. Штучные книги, увы, погоды не сделали. Они были — вот не собираюсь всех авторов хоронить разом. Но где яркая звезда? Одни метеоры...
Я ведь вижу книги на столах учеников с 1 по 5. Старшие читают электронку. Всякая хрень про «Винкс» и тому подобное — это макулатура. А так — советская классика. Что меня радует. Ибо мне российскийх «авторов» не жалко.
Или пишите как мастера прошлого (но не подражая!), или... В забвение.
Кстати, это я люблю Аренева. В школе же его книги ноль-ноль-ноль. Хотя я работаю в элитном заведении (и большом). А еще в двух школах начал подрабатывать. Там еще хуже.
Писатели пописывают, критики почитывают, читатели — отсутствуют.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2015 г. 17:10

цитата hellsing

Хотя я работаю в элитном заведении (и большом). А еще в двух школах начал подрабатывать. Там еще хуже.

Ой, ладно вам сгущать краски.
Вел я кружок в физ-мат лицее. Как-то заговорили о литературе. Из четверых, участвовавших в беседе, двое читают книги, один — комиксы. Книги — один читает Лукьяненко, а родители дают карманные деньги, если сын напишет отзыв в тетрадку. Второй — межавторский цикл Сталкер. Вот и делайте выводы.
 


Ссылка на сообщение6 октября 2015 г. 10:54
Вы как-то торопите события, ожидая звезд. Чтобы вспыхнула звезда, нужна колоссальная масса материи. Переводя метафору, скажем, что для создания звезды в современной детской литературе нужна критическая масса новых, свежих современных писателей. Нужна насыщенная литературная среда. А новые писатели начали появляться в достаточном количестве только с начала нулевых, в девяностых писатели, которые начали в конце 80-х фактически выживали.
 


Ссылка на сообщение6 октября 2015 г. 10:59
Вопрос второй, не менее важный — а вы уверены, что сейчас можно писать как Крапивин или Булычев? То есть стилистику можно скопировать, вопросов нет. Но будет это интересно нынешним детям? Я вот далеко не уверен.
 


Ссылка на сообщение6 октября 2015 г. 11:18
Вот, кстати,яркая иллюстрация, как сейчас работают издательства в детлите http://www.ul.aif.ru/c...
 


Ссылка на сообщение6 октября 2015 г. 11:40
Спасибо, очень познавательный материал. :beer:
 


Ссылка на сообщение6 октября 2015 г. 12:09
По текущему процессу детской литературы материалы здесь регулярно обновляются https://www.facebook.c...
 


Ссылка на сообщение6 октября 2015 г. 21:14
Спасибо! Присоединился. :beer:
 


Ссылка на сообщение7 октября 2015 г. 19:37
Олексис — огромное вам спасибо! Я тот — кто выживал. За счет «драматургии» . Я ставил пьесы (но и писал их) по таким отдаленным мотивам, что изменялось почти все. Кроме одного. Я сохранял дух и идеи Крапивина и Булычева. Ибо на защиту предавшего мальчишку города становились и МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА Викториен Галь. И историю слушал целый отряд. А на мониторе офицерами становились КАДЕТЫ лет 13-14, а не взрослые. Это я в 45 играл Красса. И девочка-королева приходила судить Викториена, а не взрослый бургомистр. Ровестница.
Да. Я поступил странно. Переписал Крапивина. Но это был он — это были его герои, хотя изменилась ситуация. Спектаки прошли очень сильно.
Вот вам и странный ответ. Крапивин? Ну, да. И — нет. Но в спектаклях современности не было. Это монитор, это офицеры(хоть и мальчишки), это честь начала века.
И еще. Несколько лет идет мой спектакль «Мальчишки Севастополя». Легенда 1854 года. Русские, украинцы, татары, греки и даже явный еврей Мишка совершают подвиг в знаменитый шторм. Правда, нет — легенда. Но написано явно под влиянием мальчишек Крапивина. В апреле этого года он звучал как заново. Я играю там постаревшего на 40 лет героя. И смотрят!
Можно писать как Крапивин. И как Булычев. И как Велтистов. Почему? Так спектакли по их произведениям детям нравятся!
Значит можно и нужно!


⇑ Наверх