Примечательные фотографии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Примечательные фотографии. Часть 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Примечательные фотографии. Часть 3

Статья написана 21 марта 2013 г. 12:26

Добрый день! В сегодняшней небольшой подборке любопытных фотографий мы так или иначе затронем тему Второй Мировой войны.

Тяжелые бомбардировщики американского производства для защиты от немецких и японских истребителей оснащались большим количеством бортовых пулеметов, нацеленных во все стороны. Те, кто читал замечательный роман Джона Херси «Возлюбивший войну», наверное, хорошо представляют как выглядело место пулеметчика, контролировавшего нижнюю полусферу вокруг стратегического бомбардировщика B-29 «Суперкрепость». Также можно вспомнить серию из популярного сериала Стивена Спилберга «Удивительные истории», где завязка сюжета строилась на том, как на одной из попавших под вражескую атаку «летающих крепостей» разбило шасси и пилоты были вынуждены садиться на брюхо, причем трагедия усугублялась тем, что заклинило люк в нижнее пулеметное гнездо (выступающая из брюха самолета вращающаяся кабина) и застрявший в гнезде молодой бортстрелок не мог вылезти и был обречен. Так что было очень интересно увидеть как на самолете схожего класса — тяжелом американском бомбардировщике Консолидэйтед B-24 «Либерейтор» была устроена позиция нижнего бортового стрелка. Как видите, никакой специальной кабины нет, пулемет на турели и стрелок помещались над дырой в полу. В кадре — ведущий огонь по противнику бортстрелок, сержант Уильям Уоттс и прославленный станковый пулемет Browning M2 (один из 10 имеющихся на борту «Либерейтора»), который с незначительными изменениями дошел до наших дней и активно используется и поныне (его можно видеть, например, на крышах «хаммеров» в недавних боевых действиях американцев в Ираке и Афганистане).

Вообще техническая обеспеченность наших союзников во время WWII конечно внушает уважение даже сегодня. Мой отец воевал на фронте в пехоте, но, рассказывая о войне, не раз выражал сочувствие нашим артиллеристам — бедолаги использовали для транспортировки орудий конную тягу, часто впрягаясь в помощь лошадям сами, и смена позиций или передислокация доставались тяжелейшим трудом. Лишь под конец войны обеспеченность артиллерии тягловым транспортом стала более-менее лучше, причем это были опять же американские мощные грузовики «Студебеккер», поставляемые в Союз по ленд-лизу.

А вот как обстояли дела у наших заокеанских союзников — на следующей фотографии противотанковое артиллерийское подразделение на боевой позиции в Тунисе. Как видите, 105-миллиметровая гаубица смонтирована на полугусеничном бронетранспортере. Подобная компоновка, по свидетельствам самих участников боевых действий, оказалась на редкость удачной.

Вообще полугусеничные бронетранспортеры (в американской терминологии half-track) очень активно использовались американцами на театрах боевых действий Второй Мировой. Чтобы показать вам, как они выглядели со стороны, привожу фотографию одного такого в «кактусном камуфляже», оснащенного пулеметом, опять же в Тунисе. К сожалению, заднее, гусеничное, шасси оказалось скрыто зарослями кактусов.

Еще одна фотография из американской армии тех лет наглядно показывает отличия наших артиллеристов от американских. Американские солдаты на джипе Bantam Jeep гоняют, прицепив легкое 37-миллиметровое артиллерийское орудие, так, что аж взлетают над землей. Фото сделано в 1941 году, что заметно по шлемам солдат старого, еще с Первой Мировой, образца.

Вообще, когда мы с отцом смотрели западные фильмы про Вторую Мировую, то он как-то с горечью заметил, что если они на призывные пункты шли пешком или ехали на попутных подводах за десятки километров, то их сверстники за океаном приезжали или на автомобилях, или на худой конец, на автобусах. Чему я нашел косвенное доказательство, просматривая архивные фотографии.

Вот на таких монстрах американских солдат собирали на сборные пункты перед отправкой на фронт —

Или даже на таких —

Ну и раз уж у нас сегодня популярна автомобильная тема — то вот еще одна уникальная фотография. На ней можно видеть знаменитого германского военачальника генерала Гейнца Гудериана на своем передвижном командном пункте — в принципе теперь понятно почему он удостоился в армии прозвищ Schneller Heinz — «Быстроходный Гейнц» и Heinz Brausewind — «Гейнц-ураган». Но и этого мало. На фотографии также хорошо видна еще одна знаменитость WWII — немецкая шифровальная машина «Энигма» (в левом нижнем углу кадра), причем в действии, в реальных условиях!

И естественно даже рассказывая о борьбе с нацизмом, я не мог не затронуть свою излюбленную тему — тему космонавтики.

Традиционно считается, что американцы довольно неохотно показывали вещи, по которым можно было вспомнить о сильном «нацистском следе» в американской пилотируемой астронавтике (впрочем такой «след», пусть и в меньшей мере, был, конечно, и в советской космонавтике). По крайней мере, такие фотографии не очень распространены. Тем интереснее будет взглянуть на них.

На этой фотографии 5 мая 1961 года — Вернер фон Браун, «отец» американской космической программы и бывший нацистский ракетный конструктор, бывший член НСДАП и штурмбаннфюрер СС, находится на командном пункте во время первого американского космического полета Алана Шепарда во время миссии Меркурий-Редстоун-3 (Freedom 7). Человек в пестрой рубашке и наушниках рядом с ним — астронавт Гордон Купер, бывший во время этой миссии штатным CapCom'ом (Capsule Commnicator) — «голосом ЦУПа».

И напоследок еще одна примечательнейшая фотография. На ней запечатлен момент полуофициального представления экипажу миссии «Аполлон-14» наземной команды предполетного контроля в, так называемом, Белом Зале предполетной подготовки. Человек в немецком шлеме (надпись на шлеме «Полковник Гюнтер Клинк» намек на популярный в Штатах в 60-е сериал Hogan's Heroes про американских солдат в немецком плену и одного из его персонажей — немецкого полковника Вильгельма Клинка, коменданта концлагеря) со свастикой и белой тростью с надписью «для поддержки лунных исследователей», приветствующий командира экипажа, опять же Алана Шепарда — это немец Гюнтер Вендт, инженер НАСА, заметная фигура в рядах американских специалистов по обеспечению полетов. Во время войны он естественно воевал, был в Люфтваффе, летал бортинженером на ночном истребителе. Именно он был последним человеком, которого видели перед стартом экипажи «Аполлонов» — он лазил в носках по их плечам, затягивая и проверяя их привязные ремни перед задраиванием люка. Справедливости ради — был знаменит железной дисциплиной и порядком в команде своих специалистов. Астронавт Уолтер Ширра считал, что если бы Гюнтер Вендт был на площадке во время трагедии с экипажем «Аполлона-1» (как раз на этой тренировке Вендт отсутствовал), когда в кабине заживо сгорели астронавты Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи, то трагедии удалось бы избежать.

А на этой фотографии изображены астронавт Джон Гленн и инженер Гюнтер Вендт. Гленн, ценивший в Вендте его профессионализм и деспотизм на рабочем месте, дал ему (как замечают американцы «ласковое») прозвище «Фюрер стартовой площадки» (der Führer of der Launch Pad). Вендт был известен также и тем, что перед стартом Гленна, он встретился с его женой и в качестве утешения высказался предельно откровенно — «Энни, мы не можем гарантировать удачное возвращение Джона. И никто не может. Но мы сделаем все возможное для этого.»

Ну вот и все. Надеюсь вам было также интересно, как и мне, когда я наткнулся на эти и другие фотографии. До следующих встреч!





266
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 марта 2013 г. 12:35
Отличная подборка. Спасибо!
Кстати, судьба Вернера фон Брауна вполне может служить основой для сложного психологического произведения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 марта 2013 г. 06:09
Не за что. Да, Вернер фон Браун был противоречивой фигурой.


Ссылка на сообщение22 марта 2013 г. 18:42
Спасибо, как всегда интересно!


⇑ Наверх