Внешний блок


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «swordenferz» > Внешний блок счастья
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Внешний блок счастья

Статья написана 10 февраля 2013 г. 14:44

В последнее время второе рождение переживают дискуссии, отгремевшие, казалось бы окончательно, еще в шестидесятых годах прошлого века. А именно — что бы еще такого приделать человеку механически-лампового, в нынешней интерпретации — робото-кремниевого, чтобы он, человек, не так остро переживал собственную ущербность в сравнении с вычислительной мощью своего телефона.

Общий источник подобных размышлизмов — очередное внезапное открытие для самого себя, что человек есть существо неполное. Не неполноценное, отметьте, а неполное, то есть требующее не только физического рождения, но и весьма долгосрочного и трудоемкого процесса апгрейда и формовки, как то: обучение языку, социальному взаимодействию, усвоению накопленных социумом знаний и прочая, прочая, прочая. Специально использую подобные «механистические» термины, дабы быть, как говориться, в тренде спора.

В отличие от новорожденной антилопы человеческий младенец не встанет через несколько часов на ноги и не заговорит ясным голосом. Такова се ля ви, а вернее — расплата за человечность. Человек — не только штучное, но и весьма и весьма дорогостоящее производство, где физиологические процессы зачатия и рождения лишь начало многолетнего «конвейера», на котором и будет осуществлять досборка полезного для общества индивида.

Таким образом, радетели вставить человеку разомному в мозги дополнительный чип, твердотельную память и блок охлаждения — по сути ничего нового не предлагают. Скорее уж это — архаизация человека, который нежданно-негаданно за весьма сомнительные плюшки вдруг станет зависимым еще и от прихоти работы вставленного в башку компьютера и джипиэс-навигатора.

Желающих более подробно разобраться в проблематике отсылаю к американским классикам киберпанка и японским киберпанковым аниме и манга, причем последнее даже предпочтительнее в силу большей увлекательности и глубины проработки темы киборгизации человека.

Впрочем, все это бурление не имело бы никакого особого смысла, ибо что уж втемяшится в технократическую башку, то и колом оттудова не выбьешь. Но во всех этих идеях вполне явно ощущается еще один идейный пласт, который вызывает даже большее опасение, чем зависший на невыполнимой задаче компьютерный придаток.

По сути, какие бы благие цели не преследовали новые адепты индустриализации человека, все это несомненно подразумевает и ведет к расчеловечиванию самого человека.

Даже на самом банальном уровне размышлений каждому очевидно, что обладание мобилой последнего издания ни на йоту не приближает не то что к счастью, а к решению хоть какой простейшей человеческой проблемы, буйным цветом цветущих в нашем общежитии. Ты не станешь умнее. Ты не станешь добрее. Ты не научишься лучше отличать злое от доброго. Не уделишь больше внимание ближнему своему. Не станешь милосерднее.

А совесть-то болит, даже у тех, у кого там уже черная дыра, а не совесть. И вот тут выступают на арену цивилизации марширующие колонны хоть железных, хоть нанотехнологичных киборгов. С прямым подключением к интернету и неограниченым сроком жизни. И, что самое главное, съемным блоком совести и морали.

Беда всех этих правозвестников грядущего киборгизированного счастья в том, что они искренне не понимают, что все проблемы человека — в нем самом, а не во вне его. Цивилизация во многом и строится как машина по решению внешних по отношению к человеку задач — борьбы с холодом, голодом, врагами, астероидами, а вот с сугубо человеческими проблемами извольте разбираться сами. Цивилизация тут не помощница.

Кстати, подобные современные дискуссии есть зеркальное отражение того несбывшегося счастья, которое так ждало на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков человечество от внедрения электричества. Считалось, что электричество может все: не только крутить станки и двигать машины, но еще и лечить, обучать и воообще... Ну? Да, машины двигаются, станки крутятся, а человек лучше не стал, в его человеческой сути, естественно.

И все эти электронные приблуды лишь еще одна грандиозная иллюзия, еще один повод в гордыне своей сказать: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». И не понимая при этом, что «ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».





215
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 15:00
Расчеловечивание как следствие технологического прогресса еще Лем отлавливал
Путешествие двадцать первое

Не только прогресса, еще и развития представления о свободе. Как ни странно. Свободе делать все, возможное технически. На горизонте маячат маточные репликаторы и клонирование людей, а компьютерный глаз для слепых уже реальность ( в новостях было).

Непонятно, есть ли где-то последняя черта, через которую лучше не переступать, или раз пойдя в этом направлении выйти из колеи уже нельзя..

В какой-то степени «расчеловечивание» — это тоже способ решения человеческих проблем.
Зачем быть добрым, если девайс , подключенный к центру удовольствия сделает счастливым любого в любой момент его жизни?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2013 г. 12:51
Свобода есть неотъемлемая способность человека выбирать между добром и злом. Все остальные «свободы» — например, делать все что захочется — таковыми не являются.


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 16:13

цитата swordenferz

а вот с сугубо человеческими проблемами извольте разбираться сами. Цивилизация тут не помощница.
Глубоко ошибочный взгляд.
1. Большинство существующих этических и религиозных учений, от буддизма до технократии, жестко привязаны к конкретному хозяйственно-культурному типу и практически не реализуемы вне его.
2. Если мы намерены разобраться в человеческих проблемах, то потребуется, например, разобраться в человеке, выявить, наконец, что от гормонов, что от культуры, что от голодного антропоида из саванны.
3. Коли уж вспоминать века прошлые, то и тогда велись очень злые дискуссии по поводу противоречащих закону божьему и людскому нововведений: громоотводов, вакцинаций, бритых подбородков и т.п.
4. А если забраться еще дальше — в полный рост встает фигура Человека Плюс. Деформированные черепа и гениталии, косые глаза, растянутые шеи, губы, магические татуировки, прочие обереги и украшения на все случаи жизни и на чем только можно, пластические операции, культуризм и аскетизм — потребность в улучшении или изменении себя безусловно одна из пружин «киборгизации». Несбывшееся счастье старше цивилизации, старше Невы-реки.

цитата swordenferz

отсылаю к американским классикам киберпанка и японским
Очень характерно, что не к отечественным — Савченко «Открытие себя», например. Или вот, даже, детские примеры — у Весельчака У Кира Булычева сердце на атомных батарейках. Но мерзавец он не поэтому. И металл Железного Дровосека Волкова-Баума не сделал его Терминатором.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2013 г. 11:05

цитата ааа иии

Глубоко ошибочный взгляд.
1. Большинство существующих этических и религиозных учений, от буддизма до технократии, жестко привязаны к конкретному хозяйственно-культурному типу и практически не реализуемы вне его.
2. Если мы намерены разобраться в человеческих проблемах, то потребуется, например, разобраться в человеке, выявить, наконец, что от гормонов, что от культуры, что от голодного антропоида из саванны.
3. Коли уж вспоминать века прошлые, то и тогда велись очень злые дискуссии по поводу противоречащих закону божьему и людскому нововведений: громоотводов, вакцинаций, бритых подбородков и т.п.
4. А если забраться еще дальше — в полный рост встает фигура Человека Плюс. Деформированные черепа и гениталии, косые глаза, растянутые шеи, губы, магические татуировки, прочие обереги и украшения на все случаи жизни и на чем только можно, пластические операции, культуризм и аскетизм — потребность в улучшении или изменении себя безусловно одна из пружин «киборгизации». Несбывшееся счастье старше цивилизации, старше Невы-реки.

Не могу не согласится с разумностью данных слов.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2013 г. 12:46

цитата ааа иии

Большинство существующих этических и религиозных учений, от буддизма до технократии, жестко привязаны к конкретному хозяйственно-культурному типу и практически не реализуемы вне его.

Способность различать добро и зло зависит от типа хозяйствования? Это вряд ли. Способность к самопожертвованию возможна только в условиях конкретного культурного типа? Сомнительно.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2013 г. 21:02

цитата swordenferz

Способность различать добро и зло зависит от типа хозяйствования? Это вряд ли.
Самым простым примером будет рабовладение, чуть более — судебная пытка. Можно вспомнить Вавилон, ставший синонимом греха и разврата благодаря впечатлению, которое производил на ветхозаветные племена. Копирование файлов. Плавание за море. Мясников Германии и мясников Лхасы. Конокрадство у арабов и русских, спасение утопающих у камчадалов и англичан. Жвачку и рокмузыку поздних советских школ. Грехи, Книги мертвых и конфуцианского права.
Оная дефиниция в достаточной степени зависит от типа хозяйствования.

цитата swordenferz

Способность к самопожертвованию возможна только в условиях конкретного культурного типа? Сомнительно.
Абсолютно справедливое сомнение. Именно к такой универсалии как альтруизм применимо стремление

цитата ааа иии

выявить, наконец, что от гормонов, что от культуры, что от голодного антропоида из саванны.
Его очень активно изучают (пытаются) этологи и находят много интересных аналогий и оправдывающих его генетических раскладов.
Но вот формы самопожертвования в высшей степени зависимы от типа хозяйствования.
Много хорошего сказано про китайскую культуру, но Красный Крест с его идеалами организовали швейцарцы в 1863 году. Должно было сойтись очень многое, чтобы он стал возможным.
Даже лозунг «сам погибай, а товарища выручай» порождение очень конкретных обстоятельств. В эпосе африканских фульбе герой умрет, но не примет помощи — по их хозяйственному контексту ты либо один в поле воин, либо никто. В одних обстоятельствах летчиков отговаривают от тарана, в других организуют курсы камикадзе.
   Да, есть много чего удивительного и индивидуального. Но в массе... бытие определяет.


⇑ Наверх