Макс Фрай отзывы

Все отзывы на произведения Макса Фрая



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1647

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 29 30 31 32 33   (+10)»   (+25)»»

«Дебют в Ехо»
–  [ 10 ]  +

Ctixia, 05 сентября 2017 г. в 09:30

Я вспомнила, почему так люблю Ехо.

Да, книги про Макса не несут особенной философской нагрузки, да, они не являются выдающимся образчиком мировой классики, да, они не изобилуют литературными идиомами и метафорами, обогащающими вашу речь. Но они популярны и любимы. Почему?

В бытность моего первого знакомства с Фраем (в конце нулевых годов) моя подруга, которая имела удовольствие читать о его приключениях чуть раньше меня, сравнила книги про Макса с кофе. О, мы очень любим кофе! Свежесваренный, по своим хитрым рецептам, с разными добавками от традиционной корицы до тертой сухой корочки апельсина, только-только с плиты, в красивой резной джезве... И мы не делали из кофепития культа, мы не были кофепоклонниками и фанатами. Мы просто любили его пить, его вкус, определенные традиции, связанные с этим. Так же и с этой книгой. Ты отдыхаешь, читая, наслаждаешься самим процессом, сильно не утруждая свой мозг размышлениями на тему, ухмыляясь под нос забавным речевым оборотам, шуткам героев, представляя себе персонажей книги как наяву, может даже прихлебывая свой апельсиновый кофе.

А что еще нужно-то от легкой фэнтезийной литературы?

Оценка : 9
«Сказки старого Вильнюса VI»
–  [ 6 ]  +

MacAsta, 30 августа 2017 г. в 18:38

Шестой том «Сказок» в принципе ничем не отличается от пяти предыдущих, но я все равно не жалею потраченного времени. Ведь главное достоинство Фраевских рассказов — это атмосфера! Атмосфера волшебства, чудес, таинственности, сбывшихся надежд и мечтаний, гармонии с миром и с собой. Всего, чего порой в суете дней не хватает или попросту не замечаешь. Поэтому так замечательно сесть вечером и не спеша, в уютной обстановке почитать такие легкие, воздушные и ароматные истории. Заметила, они сами по себе обладают чудодейственными свойствами: не зависимо в каком состоянии ума ты начинаешь читать, закрываешь книгу с миром в душе и улыбкой на губах.

Хотя этот сборник все же послабее предыдущих, некоторые рассказы не доведены до конца. «Открытый финал» — не редкость для Макса Фрая, но в данных случаях это и не открытый, и не закрытый, а какой-то обрезанный. Например, «Кофейней смертной тени» или «Вольховский Ры». Допускаю, что я что-то пропустила при чтении, но ощущение незаконченности и непонятности имеет место быть. В остальном же минусов сборника не вижу. Герои, полюбившиеся еще в прежних «Сказках», радуют новыми событиями своей трудовой (граничная полиция) и повседневной жизни (Нёхиси). Другие персонажи хоть чем-то неуловимо и похожи между собой из истории в историю, но все же обладают своими отличительными изюминками характера и бытия.

Оценка : 9
«Чужак»
–  [ 18 ]  +

Тиань, 18 августа 2017 г. в 23:52

Человеку просто необходим отдых от самого себя, хотя бы время от времени...»@ Сэр Шурф Лонли-Локли

Вот таким отдыхом и является поглощение «попаданческого» фэнтези, всеми ругаемого, но при этом активно читаемого, издаваемого и продаваемого.

«Чужак» — обычный блок историй о попаданце, связанный сквозным сюжетом, со всеми достоинствами и недостатками жанра.

Достоинства заключаются в увлекательности сюжета, прекрасных персонажах второго плана — ярких, запоминающихся, хотя и несколько односторонних — интересном и довольно уютном мире, местами похожем на драгоценную шкатулку, местами расплывающемся в пугающей пустоте, потому что прорисован этот мир фрагментами. Фрагменты симпатичные, а между ними немножко страшно.

В книге этой вообще все фрагментарно: и сюжет, и образы героев, и описания городов, приключений и процессов. В этом есть некая изюминка. Пробелы между фрагментами пока что можно заполнить чем угодно, фантазия читателя ничем не ограничена, как и фантазия главного героя сэра Макса, желания которого непременно осуществляются, так или иначе. Иллюзорный мир, забавные, чуть глуповатые приключения, симпатичные герои со странностями и парочка совершенно замечательных котят создают все возможности для хорошего вечернего отдыха и позитивного настроения.

Главный недостаток — сам герой-попаданец сэр Макс. По меркам нашего мира совершенно никчемное, хотя и не вредное существо, в мире магии и кинжала внезапно оказывающееся супер-супером. И способности у него открываются одна за другой, и умозаключения его (довольно туповатые, по меркам нашего мира) являются перлами мудрости и сообразительности, и дружить с ним все жаждут, от младших служащих до волшебников с тысячелетним жизненным опытом, и блага материальные он получает все, сразу и по большому счету ни за что.

Перед нами вариант Емели со щукой. Влачил существование, ничем особо не интересуясь и никому не доставляя радости, и вдруг по мановению щучьего хвоста получил всё, сразу и даром. У нас в нашем плохом и ужасном мире работать, понимаешь ли, надо, чтобы чего-то добиться, а в сказочном городе Ехо вся работа заключается в бесконечном питии камры (местный аналог чая и кофе), болтовне с симпатичными сослуживцами и эпизодических экспресс-приключений. При этом жалованье более чем приличное, собственное жилье просторное и сразу, карьерный рост обеспечен, положение в обществе стремительно укрепляется. Вот оно счастье. Но это бы бог с ним, попаданец, он и есть попаданец.

Второй недостаток — откровенная глупость некоторых эпизодов, должных свидетельствовать об исключительности героя. Как пример можно привести первую историю, где сэр Макс придумал трюк с зеркалом. А местные маги что, за тысячи лет до такой элементарной вещи не додумались? Умственной отсталостью страдают? И с какой стати отражение вдруг живым оказалось, второе зеркало ведь кровью никто не поливал, а кровавая баня — обязательное условие оживления зазеркальной сущности. Или поджаренный трактирщик. Как, собственно, он оказался в своей постели в таком виде? Такие вопросы часто возникали по ходу чтения, и книге это в плюс не шло.

Позабавило послесловие редактора, который попытался разъяснить читателям глубокий смысл и оригинальность прочитанного. Вдруг кто-то усомнится в достоинствах текста. Так надо сразу этих читателей-неумех на правильный путь направить. В свете послесловия парадоксальные афоризмы, периодически изрекаемые обитателями сказочного города Ехо, приобретают комическую окраску, а внига начинает восприниматься как пародия на жанр. Но это потом, когда книга уже прочитана.

В процессе же чтения получаешь массу удовольствия. Да, не самый умный текст. Но ведь хорошо в этом городе Ехо, а Кеттари так просто очаровывает. Сам сэр Макс по большей части раздражающая личность, но парень он не злой, не обидчивый, кошечек любит. Терпеть можно. Тем более, что окружение его более, чем занимательно. Всемогущие специализированные маги временами так трогательны в своей житейской ограниченности, в каждом из них проглядывает что-то из детства. Они такие могущественные по нашим меркам, а живут играючи, и в этой игровой составляющей, пожалуй, главная привлекательность созданного автором мира. В нем просто хорошо.

Так что книга прочитана с удовольствием. И хотя шедевром ее счесть затруднительно, возможность отдохнуть от самой себя она, безусловно, дает. А это главное, ведь ради этого и читают истории о «попаданцах».

Оценка : 7
«Чужак»
–  [ 14 ]  +

Окрошка, 13 августа 2017 г. в 19:02

О цикле мне было известно давно, но немного. Говорят, мол, это как с «Мастером и Маргаритой»: или ты в восторге от этого цикла, или ненавидишь его.

И вот, когда я все-таки добралась до этой серии, меня ждало огромное разочарование. С неплохого начала довольно объемная книжечка скатилась в «дырку над небом», которую так часто упоминают персонажи. Макс, ничем не интересный герой, оказывается в мире своей мечты, где его сразу же начинают нахваливать и откармливать все-все-все. Эти самые все-все-все такие милые, все как один в восторге от глупых шуток Макса. В негативном свете автор выставляет только местную полицию и её руководителя. Кстати, полицейские — единственные ребята, которые вызвали во мне хоть какие-то эмоции, а именно сочувствие, т.к соседство с таким Сыском и врагу не пожелаешь! Вечно хохочут и ходят в соседнюю забегаловку, а вся реальная работа ложится на плечи полицейских + платят гроши.

Цикл относится к жанру детектива, что вызывает у меня одно лишь непонимание того, как люди могут ЭТО называть детективом. Герои разве что камру разыскивают. Преступников эти ребята находят только благодаря невероятной удаче ГГ, видимо, автору было лень придумывать толковые детективные линии. Кроме того, злодеями всегда оказывались виноваты Великие Магистры: мертвые или живые. Здесь автор тоже решил особо не напрягаться.

ОГРОМНАЯ часть текста посвящена тому, как герои обедают/ужинают/посещают забегаловки, ближе к концу книги поглощение пищи отходит на второй план. Центральное место отводится супер-пупер-неожиданно-появляющимся способностям Макса, теперь у него скиллов столько, что на этом цикл можно было и закончить: все равно такого никто не победит.

Пожалуй, на этом мое знакомство с автором подошло к концу. Если я захочу почитать о еде, я лучше возьму кулинарную книгу, всяко интересней будет.

Ставлю такую высокую оценку только за Куруша. Буривухи и полицейские не заслуживают того, чтобы находиться в мире Ехо, они слишком круты для этого.

Оценка : 4
«Чужак»
–  [ 11 ]  +

Окрошка, 10 августа 2017 г. в 17:08

Прочитав 4 повесть сборника, смогла таки сформулировать, что мне не нравится в этой серии.

КАМРА. Вот именно большими буквами. Думаю, многие видели как в книгах «ПЛиО» читатели отмечали убийства закладками. Думаю, если отмечать, сколько раз герои пьют эту ненавистную камру, закладок получилось бы не меньше. Ну действительно, как будто смотришь фильм, в котором большим кадром каждые пять минут показывают какой-нибудь «Липтон». Глупо. Как по мне, атмосферу все эти «уютные посиделки» в забегаловках не создают, а после раза так 5 начинают только раздражать. Великие сыщики! Тьфу, если только сыщики камры и пирожных. Продавалась бы эта камра у нас, после этой книги ни за что бы не купила.

Персонажи сырые, непродуманные, все просто без ума от ГГ. «Не верю!». Как мне хотелось видеть соперничество между Максом и Мелифаро, все-таки одна девушка обоим нравится, но ох и ах. Убрать персонажам имена, и они резко перестанут хоть как-то друг от друга отличаться. Только Куруш радует.

Что меня больше всего поразило в этой книге, так это то,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что после убийства Максом чужака ни он, ни его товарищи не придали этому событию никакого значения. Ну, убил и убил. Я, конечно, не особо люблю, когда ГГ еще страниц 60 переживают о своем поступке, но это все-таки первое убийство в его жизни! Ну, с каким героем не бывает. Но это ведь надо отметить! Начать кутить прям на месте убийства и надрывать животики от смеха! Тьфу.

Дочитывать сборник буду, но особых надежд не питаю.

Оценка : 4
«Улица Стиклю. Карлсон, который»
–  [ 2 ]  +

_Y_, 27 июля 2017 г. в 10:20

Рассказ показался одним из тех, которые воспринимаются очень легко. Прекрасный язык, ситуации, будто стоящие перед глазами. Героиня очень реальная. Герой – тот, который Карлсон – будто списан с одного из моих знакомых. Удовольствие получено. Но.

Но всё время читаешь и ждёшь сильного сюжета, его развития, ну не должен текст такого уровня страдать от бессюжетья. А вот и нет, всё сводится к психологическому построению — интересному, умному, но такому, для раскрытия которого хватило бы, на мой взгляд, микрорассказа тысяч на пять знаков. В результате, после прочтения осталось не ощущение умного произведения, а длиннющей зарисовки. И это при том, что идея, как уже сказал, мне показалась очень умной и интересной.

Еще одна мелочь, которая резанула восприятие. Матерные слова в речи героев. Да, я понимаю, что в определённых кругах мат в разговоре — норма. Но какой-то я излишне чувствительный к нелитературным выражениям и очень мне режет слух, если мат ничего не добавляет тексту. У Дивова в «Ночном смотрящем» добавляет, а вот у Фрая в «Карлсон, который» он мне показался совершенно чуждым.

Читать ли? По мне, так конечно читать. А недостатки, ну и бог с ними, удовольствие всё равно получите.

Оценка : 9
«Лабиринты Ехо» [Цикл]
–  [ 28 ]  +

Фрося, 22 июля 2017 г. в 14:09

Мукулатура, а не литература. :(

Автор писал не напрягаясь, как приходило в голову так и калякал (собственно от столь «плодотворного» и скороспелого перечня произведений ожидать большего и не приходится). Нет понимания и ощущения русского языка, как будто плохой перевод с американской не очень глубокомысленной книженции.

Действующие лица часто и незамысловато кушают: пирожки, пирожные, пьют камру... — на это отводится львиная доля «сюжета», который в принципе отсутствует в данном «произведении», т.к. герой книги неожиданно для себя и окружающих каждый раз обнаруживает какую-то сверх способность с помощью которой все разрешается. И все активно его потом за это восхваляют, т.к. несмотря на то что в Эхо(мире, в который попал Макс) все привычны к всякого рода чудесам и волшебству, такого чуда еще не встречали =)))) Надо сказать что проблемы возникают также бессюжетно, как и их решение. А да! Еще бесконечные пустые диалоги претендующие на наличие юмора... Ну пару раз криво усмехнуться за всю книгу можно.

Честно говоря становится страшно... Эти книги кому-то нравятся и кто-то их читает...

Оценка : 1
«Сказки старого Вильнюса VI»
–  [ 3 ]  +

MadRIB, 20 июля 2017 г. в 22:06

Писать рецензию на шестой том «Сказок...» – дело такое же непростое, бессмысленное и неблагодарное, как писать шестой отзыв на одну и ту же книгу. Ну в самом деле, что можно сказать нового, если сам автор нового ничего не предлагает? Все те же типичные для Фрая бездельники и фрилансеры маются экзистенциальным кризисом, болеют, страдают, пьют кофе и чай в ожидании чуда, которое, конечно же, придёт, по улочкам Вильнюса бродят всякие всемогущие существа, Граничная полиция отлавливает всякий сверхъестественный сброд, который не даёт горожанам спокойно жить и спать... Вообще, думаю, если перетасовать рассказы во всех шести томах и расставить заново в другом порядке, то вряд ли даже самый придирчивый и наблюдательный читатель заметит, что что-то изменилось, ведь содержание рассказов не меняется от сборника к сборнику. В связи с этим, чем дальше, тем менее интересно эти сборники читать, т.к. знакомый со «Сказками...» уже после первых фраз может догадаться, о чём будет рассказ, и чем он закончится.

В целом, если отрешиться от некого однообразия, сам сборник довольно ровный, хотя рассказы ближе к концу становится то ли скучнее, то ли сама авторская манера писать истории приедается. Не обошлось и без странных недорассказов – без особого сюжета и смысла, какие появлялись и в прошлых томах (особенно много их было в третьем). Здесь это «Азбука пробуждений», этакое перечисление способов проснуться – от «А» до «Я». Как это связано с улицей Мелагену или хотя бы вообще с Вильнюсом – не совсем понятно, и ведомо, скорее всего, только автору.

Следует отметить, что вроде бы подошедший к концу цикл, тем не менее, продолжает размножаться, как и улицы Вильнюса (хотя сейчас в ход пошли уже всяческие площади, скверы и проходы). К счастью, у леди Макс хватает самоиронии, чтобы посмеяться над этим, ведь как написано на обложке: «Вместо задуманных пяти томов у нас будет целых семь. Что, с одной, стороны, хорошая новость. А с другой — анархия и бардак, мы будем жаловаться». В ЖЖ автора и вовсе написано: «Число улиц, официально относящихся к Старому Городу, действительно очень выросло за эти годы. Поэтому будут ещё и седьмые сказки. Но на этом точно всё». Что ж, посмотрим.

Оценка : 7
«Белые камни Харумбы»
–  [ 1 ]  +

Йожъ ва Фракке, 15 июля 2017 г. в 18:19

Признаюсь, после «Книги огненных страниц» ожидала худшего, но оказалось ничего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя немного обидно, что

1. Нуфлин решил помереть. Для меня он был неотъемлемой частью истории о Ехо, даром что второстепенный персонаж.

2. Магистр оказался таким нехорошим типом. Конечно, до этого были намёки на то что он не самая положительная личность... Но в моём восприятии этот персонаж не мог так поступать. Это всё равно что Мелифаро вдруг ни с того ни с сего стал бы вести себя как генерал Бубута.

Оценка : 7
«Книга огненных страниц»
–  [ 3 ]  +

Йожъ ва Фракке, 14 июля 2017 г. в 21:11

Поставлю эту повесть на полочку рядом с «Королём Банджи» — как книги, которые читать не следовало. Надеюсь, больше книг на эту полочку не прибудет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, с самого начала было понятно, что всё будет хорошо: уж больно всё было не так. Да и по описанию больше смахивало на сон.

Но после прочтения осталось неприятное послевкусие — чувство тревоги. Как будто произошло что-то страшное, но ты остался жив и здоров.

Да в общем-то и произошло что-то страшное, ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нельзя же так издеваться над полюбившимися мне персонажами!

Итак, если надумаете читать, то советую или следить за событиями отрешённо, так, как будто это происходит не с теми персонажами, с которыми вы мирно жили 22 повести и к которым за эти страницы успели привязаться; или перед прочтением запастись валидолом;)

Оценка : 3
«НяпиZдинг, сэнсэе»
–  [ 3 ]  +

MacAsta, 13 июня 2017 г. в 19:06

«НяпиZдинг, сэнсэе» — это сборник для тех, кто хочет найти ответы на вопросы «о чем говорит?» и «о чем молчит автор?», что не менее важно, а может и смысл всего.

В представленных очерках, заметках и микрорассказах Макс Фрай делится своими мыслями о мире и людях, о литературе, о искусстве, о месте магии в нем, о психологии, о роли текста и о многом другом. И личность автора не только, как писателя, но и как человека (существа, обитающего среди нас) раскрывается в этом сборнике во всей полноте, глубине, высоте и прочих измерительных и не измеряемых, но явственно ощущаемых параметрах.


«НяпиZдинг, сэнсэе» всем не посоветуешь. Это глубокая философия, скрытая за простым (на первый взгляд) текстом. Это магия, облаченная в слова, что меняет мир вокруг (несомненно, в лучшую из сторон) и непосредственно мировоззрение читателя. Незаметно, шаг за шагом, слово за словом, буква за буквой и по окончании последнего рассказа вдруг понимаешь, что ты уже не тот, кто открывал эту книгу... Ты «просыпаешься» Осознанным, Творцом своей жизни. Приобщаешься к чудесам и сам начинаешь творить волшебство! Книга окрыляет, вдохновляет,.. нет, не расставляет все точки, а, наоборот, убирает все границы сознания, снимает шоры с глаз.

Но все это будет с теми читателями, кто может позволить себе никуда не спешить: расслабленно, спокойно и вдумчиво погрузится в волшебную атмосферу книги.

И еще одно условие свершения чуда трансформации: нужно уже быть позитивно знакомым с творчеством Макса Фрая... Если это ваша 1-ая книга автора, то лучше отложите ее на потом, на сладкое, а читать начните другую (так сказать, адаптированную под массового читателя). Хотя кто вас знает, может именно с этой книги начнется ваша любовь к автору? Ведь чудеса случаются! Один из уроков сэнсэя:)

Оценка : 10
«Гнёзда химер: Хроники Овётганны»
–  [ 6 ]  +

alklor, 11 июня 2017 г. в 16:05

«Я один, я как ветер,

Я пью земную благодать.

В трудный день и под вечер

Светило тоже хочет спать.

Где ты, мой ангел-хранитель?

Возьми, если сможешь, меня к небесам.

Убежал я из дома

Бродить по сказочным мирам.

Я прошу, забери меня, мама,

С улиц городских обратно домой.

Я послушным и правильным стану,

Я хочу домой, а здесь я чужой.»

(HI-FI, «Беспризорник»)


Вообще цикл о приключениях сэра Макса периодически подвергается упрёкам в излишнем инфантилизме. Строго говоря, небеспочвенным. Дано: некий молодой (а может, уже и не столь молодой; герой, похоже, намеренно не делает никакого акцента ни на своём возрасте, ни даже на национальности; прочитав первые томов шесть, я был уверен, что он, конечно же, русский (или, по крайней мере, выходец из стран СНГ), но после задал сам себе вопрос: а с чего ты это, собственно, взял, дорогуша? — и не нашёлся с ответом («Энциклопедия мифов» не в счёт, её тогда не было)) человек из категории так называемых лузеров, ничего не добившийся ни в плане карьеры, ни в плане личной жизни, вдруг неожиданно получает на блюдечке с голубой каёмочкой:

— уникальный талант;

— человека, способного этот талант оценить и пристроить к делу;

— комфортный новый мир для проживания со страной, где милый, рассудительный и совсем не гордый Король готов платить за всех голодных;

— новых интересных друзей (и подруг — во всех смыслах!), которые чуть ли не боготворят героя уже изначально;

— колоссальное личное могущество;

— огромную зарплату и доброго начальника впридачу;

— громкую славу;

— уникальные гастрономические переживания;

— и прочая, и прочая, и прочая...

Разве что вот статуса Избранного ему (пока что!) не дают. И то, как выясняется впоследствии, не потому, что автору жалко, а потому, что Джуффин Халли — достаточно мудрый человек, чтобы понимать, что наш герой ценит больше.

Но, возможно, кому много дано, с того много и спросится? У нас же вроде-как-детектив? «Произойдут передряги, погони, драки, кровь, убийства и обман...» — о да! Но я бы не торопился присваивать циклу громкое имя детектива. Детектив (ИМХО!) — это когда читатель имеет хотя бы призрачную возможность посостязаться с героем. А то и почувствовать себя умнее. Да, с лупой по полу вместо эксперта в литературном произведении не поползаешь... но ведь зато волей автора можно забраться ему в голову, верно? Разрыв по информации стремительно сокращается. А потом ещё полпроизведения можно напряжённо думать: удар же был нанесён слева, почему же рана справа? И когда же мистер Холмс, наконец, тоже обратит на это внимание?

Но — забудьте. Не в цикле про сэра Макса. Тут у нас наполовину чудеса, а наполовину — историко-культурный контекст, неизвестный ни нам, ни самому Максу. Сотофа сказала «невозможно» — остаётся верить. Или не верить — но не на основе опыта и альтернативных мнений, а исключительно вследствие личных глубинных убеждений. В итоге герой обычно просто плывёт по течению, периодически спасая всех гениальными наитиями (которые, строго говоря, не его личная заслуга, а тоже авторский подарок в виде удачно сложившихся обстоятельств) и полностью раскрываясь, пожалуй, не тогда, когда нужно распутать дело и кого-то изобличить, а когда решается участь преступника. Вот здесь Макс действительно включает голову и прочие мыслящие части организма и прилагает все усилия, чтобы и кошки были сыты, и волки целы.

Кто-то подумал, что я цикл ругмя ругаю? Нет, это я его хвалю. Потому что при всём том, что его львиная доля представляет собой и в самом деле сбывшуюся подростковую мечту о супергеройской суперхаляве, есть на этом фоне три ярких точки, показывающих, что атмосфера сия автором создаётся осознанно и намеренно, а не вследствие подсознательной реализации каких-то собственных инстинктов. Как художественный инструмент, а не как целевая пропаганда эскапизма.

Во-первых, это «Неуловимый Хабба Хэн». Вот где как раз раскрывается тема инфантильности главного героя и необходимости психологического взросления.

Во-вторых, «Книга Огненных Страниц». На мой взгляд, лучшая повесть во всём цикле. Ибо показывает, как на самом деле хрупок идеальный мир неуязвимого и непобедимого героя, одной левой справляющегося и с древними чудовищами, и со злыми колдунами.

И в-третьих — «Гнёзда Химер». Книга, где эта самая тема инфантильности пусть и не раскрывается, но достаточно чётко обозначается. Где Максу на разные лады твердят одно и тоже: парень, хватить быть подростком, убежавшим «из дома бродить по сказочным мирам» ! Пора взрослеть, учиться самостоятельности и ответственности... И эта книга, как ни странно, послужила для меня прекрасной апологией цикла в целом: не воспевает автор то, за что его критикуют. Просто... просто на всё нужно время. Макс живёт и меняется, и не нужно писать ему некрологи с эпитафиями!

Ну а если кто-то хочет, чтобы я всё-таки поругал... Во-первых, таки да: фекально-копрофагская тематика как-то зашкаливает. Впрочем, что об этом говорить-то?

Но вот о чём умолчать нельзя — так это о (поклон van magog) подготовке геноцида. Точнее, даже не о ней как таковой, а о том, как легко и просто принимает это Макс. Ни сомнений, ни возражений, ни терзаний. Просто потому что готовит его очень симпатичный ему человек и вообще — так надо! «Храбрый воин, заколи, пожалуйста, двух немцев...». Ну что ж, не дорос ещё на этот момент сэр Макс до высказывания Дамблдора: «Надо быть достаточно отважным, чтобы противостоять врагу. Но не меньше отваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям!» — и до концовки предыдущей цитаты: «...Только не до смерти!».

«Чужак»
–  [ 5 ]  +

Ruddy, 01 июня 2017 г. в 15:49

Только полгода как открыл для себя мир Макса Фрая и очень рад, что открыл именно так: неспешно, очень медитативно, спокойно и размеренно. По повести-главе в месяц, смакуя, наслаждаясь и текстом, и аудио — отличное блюдо для незамысловатого гурмана. Такого как я. Легко читать, легко расслабиться, очень просто отдохнуть при чтении подобных книг. Юмор, сюжет, персонажи — выше всяких похвал. Следующие книги стоят на полке и ждут лет как 5 своей участи — дождались. Я к тебе, Фрай! В Мир Ехо, навстречу волшебству и всемвозможностям! Спасибо, Автор!

Оценка : 10
«Чужак»
–  [ 7 ]  +

nikitina123, 29 мая 2017 г. в 09:27

Напишу и свой отзыв. Начитавшись хвалебных слов о цикле Ехо, купила книгу «Чужак» и прочитала....почти до конца. Ну что сказать....Чтение для взрослых подростков. Согласна с уже озвученным тут, что гигантский масштаб автор придал еде и выпивке. Может он и сам голодал, когда писал книгу...кто знает. Но вроде и сюжет закручивается, и персонажи симпатичные, и есть место, где развернуть философию и магию, но нет, надо все свести к еде и питью. Мне не понравилось. Идея и герои хорошие, но их утопили в камре и пьяни и в пирожных из местных харчевен.

Оценка : 6
«Книга для таких как я»
–  [ 1 ]  +

olpo70, 13 апреля 2017 г. в 20:42

Я давно хотел преобрести и прочитать эту книгу. И вот мне повезло, в одном из букинистов я её нашел. И я не был разочарован. Книга оправдала мои ожидания.

Открывает книгу цикл эссе о литературных предпочтениях автора «Macht Frei». И для меня просто стало откровением что наши вкусы практически совпали. Поэтому читал запоем. Хотя не все суждения автора я считаю верными.

Затем идет роман-эксперимент.«Идеальный роман».В чем его идеальность и экспетементаторство? В том что автор нам дал только последние абзацы различных по жанру произведений. На мой взгляд все получилось здорово и интересно. Но этот роман одноразовый. Вряд ли я его буду перечитывать.

Третьей по списку идет «Азбука современного искусства». На мой взгляд прекрасное начальное пособие для тех кто заинтересовался этим самым искусством и стоит в самом начале пути его изучения.

Нельзя не отметить «Вместо послесловия». Мини интервью с Максом. Но хоть и мини, а какие мысли интересные. Просто советую прочитать.

И вот такое разнообразие собрано в одной книге. Все вещи абсолютно разные и казалось несовместимы. Но это мир Макса Фрая и он такой. В нем место есть для всего и для каждого. Эта книга стоит того чтобы её найти и прочитать.

Оценка : 10
«Вместо послесловия»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 13 апреля 2017 г. в 18:43

Я никогда не писал отзывы на послесловия. Ну как то не видел в этом смысла и необходимости. Да и обычно послесловия меня не трогали так как это.

Мини интервью. Всего несколько вопросов и...какие ответы. С тонким юмором, очень искренне и самое главное очень по доброму. Хоть Макс и заявляет что он не хочет чтобы его трогали и оставили в покое(хотя он сам любит всех трогать за самые неожиданные места), он лукавит. Хитрец, он не может без нас, без общества, без своих читателей. Иначе зачем все то что он делает. А?

Оценка : 10
«Азбука современного искусства»
–  [ 2 ]  +

olpo70, 13 апреля 2017 г. в 18:33

В принципе никогда не интересовался современным искусством. Нет конечно же что-то слышал, что-то видел, про что-то читал, но специально и целенаправленно нет. Не факт что после прочтения этой энциклопедии я кинусь в этот омут с головой. Но читая это произведение я периодически садился к компьютеру и искал то о чем написано. Мне было интересно. Значит свою задачу Макс выполнил. По крайней мере одного читателя он заставил проявить интерес. А это для не профессионала( каковым считает себя сам Макс), взямшимся по его словам не за своё дело, очень и очень неплохо.

Увлекательная вещь.Написана в духе популярных энциклопедий, без лишнего заумного занудства. Читать скорее всего будет интересно любому пытливому читателю, причем на мой взгляд, любого возраста. Прекрасная подача материала.

Самое главное, на мой взгляд, это то что хотя автор и описывает свое отношение к этому самому искусству, он не навязывает своих взглядов. Знакомтесь и решайте сами. Вообще я считаю чт эта книга легко может быть своеобразной Азбукой для начинающих любителей современного искусства. Если тебя это заинтересовала, то стоит начать именно с неё.

Интересно. Познавательно. Полезно.

Оценка : 10
«О любви и смерти»
–  [ 6 ]  +

Myrkar, 10 апреля 2017 г. в 23:51

Макс Фрай – жрица культа теплых котиков, горячего кофе, сочного дыма сигарет и замыкания возникающих альтер-эго в себе самих. О чем бы она ни писала, все будет уходить в мертвые миры воображения, мечтающих о том, чтобы быть полноценным мифом, который стал бы залогом жизни.

Книги Макса Фрая практически всегда книги одиночества, и сколько бы они ни предоставляли главным героям много колоритнейших друзей, центральные образы в результате остаются наедине с самими собой и с верой в то, что их друг, а быть может брат или сестра, всегда рядом, потому что в любой момент рядом сон. А сон – это твой мир, твой личный, принадлежащий только тебе, но обладающий своей собственной жизнью, а, значит, как будто отдельная непредсказуемая вселенная. Поэтому и смерть здесь будет рядом. И будет существовать нечто вроде непредсказуемости твоего сна, граница которого пролегает где-то в дрёме, где ты еще можешь управлять своими фантазиями. В нем можно искать смысл, а можно получать удовольствие от случайности происходящего.

Кажется, что и эта книга, как и цикл о сэре Максе, посвящена людям одиноким, потерянным и ищущим, чтобы упростить им их закисшую жизнь. Потому что каждая из фантазий Макса Фрая только на то и направлена, чтобы человек заводил себе друзей, порой демонических, порой в себе самом, всегда куда ярче тебя самого, вплоть до огромного роста и крикливости, а то и бубна под мышкой… но, конкретно в этой книге, — великовозрастных детей, погубивших свое существо прокрастинацией и оправданием своей оторванности от настоящего. Для них настоящее существует в «кратко-всегда», «вечно-всегда» и том, что могло бы быть ими самими, а потому видится чем-то чудесным и чем-то отдельным от себя самого.

Героям книги «О любви и смерти» от тридцати до пятидесяти лет, но все они создают в компании своих самых верных наперсников личный воображаемый мир. Вроде уже не дети, чтобы это была сказка, потому и приходится отдуваться магическим реализмом. Но, как бы ни были веселы диалоги с друзьями, родственниками, котиками или самим собой, все это очень грустно для того, кто уже перешел границу своего неверия. Для остальных книга будет очень оптимистичным стимулом верить в себя и свои фантазии, становиться бунтарем своей воли и докой праздных разговоров. Кстати, создание личных миров по образцам мифологии Макса Фрая зачастую действительно неплохой способ завести знакомство с людьми, не имеющими с тобой ничего общего и, по всей видимости, такими же скучными покрастинаторами: они просты, по-житейски забавны, уютны, а если еще говорить про любовь и смерть, так, значит, можно расположить собеседника к куда более глубокому и длительному знакомству. Рассказы Макса Фрая таким образом помогают вспомнить то виртуозное искусство заводить друзей, которыми обладают дети – через выдумывание некой игры со своим внутренним миром, который известен только самым-самым друзьям и чуть-чуть тем, кто захотел поиграть вместе с вами. И так образуется своеобразная лестница реальностей, где самая близкая, самая сакральная, самая воображаемая принадлежит самым неразлучным знакомым, в то время как на других ступеньках еще одна парочка создаст окрестность волшебного мира со своими сакральными правилами. И ведь это всегда срабатывало, и ты всегда верил, что у соседей твоей собственной реальности совсем не те правила, но потому парочки находятся «в домике» и называются лучшими друзьями.

В сборнике есть два рассказа о лестницах и домиках. Естественно, что один нужно искать с одной стороны переворачиваемой книги, а другой – со второй. В одном («Утренняя гимнастика») лестница направлена вверх и тянет своего героя соломинками-улыбками к следующему небу, когда жители предыдущего кажутся дыщащими через соломинку-улыбку утопающими. Переход вроде как как-то связан со смертью, но это может только казаться… Как таковой, реальной смерти в книге вообще не существует. Вторая лестница (рассказ «Глаза козы», его название считаю до гениальности плоскодырочно двумерным) направлена вниз и домой; ее герои — он, она, абстракция среднего рода и снова он, она – только и ищут возможности сделать шаг вниз на абсолютно ровном ландшафте, в двухмерном пространстве… И этот шаг вернет домой… Связан ли как-то дом, а также котики, кофе, сигареты и сказочная трепля с любовью? Вряд ли: настоящей любви в этой книге тоже нет. Но такие рассказы наталкивают на мысль, нужно ли проводить параллели между двумя частями книги? Ведь есть и там, и там рассказ про брата, один про мертвого («Давай ты все-таки будешь»), а второй про саму Смерть, чей брат – Сон («Брат»). Есть рассказы про девушку, у которой одно из устойчивых выражений – «бедный заяц»: в одном она дочка выдумщика мифов для знакомого героя («Сказки про атамана Щуся»), а во втором – коллега другого героического человека («Прокрастинатор»), в обоих существует нечто, убивающее время: в одном – прокрастинация, во втором – вымышленный бог Ыгумагап. Есть пара рассказов, где осуществляется встреча с туманом: в одном – он вестник пятого времени года, весны бессмертных и сопровождающей ее осенних чудес («Царская весна»), во втором – призрак, уводящий с дороги к родственникам на дорогу из спокойного света и разгоняется сигаретным дымом и верой в дружбу с котиками («Стрэнжырз инзынайт»). Остальные пары подобрать куда сложнее: на обоих половинах это рассказы о демонизме одиночества. «Кот Елены» рассказывает героине «Илиады» и еще нескольких известных мифов и сказок о том, что не существует любви и смерти, а все происходящее и не с нами происходит-то. Вторит ему рассказ о «Кайпиринье сердца», возникающей реальностью в баре, который в тот же момент кому-то просто снится. Та же мысль и у рассказа «Требуется чудовище»: безработный одинокий нелюдимый человек вовсе и не человек, а материя множественного сознания. Определенно больше одного «я» в рассказе «Это я». Есть откровенные ужасы (правда, с относительно счастливым концом): «Капуста!» и «Гэшечка» — о предметах своего «я». Рассказы о «я» как будто и существуют здесь для того, чтобы успокаивать страх. Но, вот в чем фишка: настоящего «я» на страницах сборника тоже нет. Зато в какой-то момент к вам дотронется самое что ни на есть настоящее НИЧЕГО (да, такой вот персонаж).

Герои Макса Фрая всегда живее всех живых, даже когда они умирают и когда вовсе не знают любви (а они здесь именно такие, и не только в этой книге, нужно отметить). Но вместе с тем, жить эти примеры не призваны, напротив – они успокаивают это свое состояние, словно сама книга и ее фантазии – это парочка братьев Гипна и Таната, а любовь заменена культами и дурашливым равенством жителей одной и той же фантазии. Однако, это тот магический реализм, который обладает романтикой дружбы, где привычки и собственное «я» обретают волшебное содержание, соответствие которому делает тебя не скучающим умирающим стариканом, а сумасшедшим двигателем жизни. Да, здешняя романтика и есть своего рода сумасшествие, чепуха, но это потому, что в обычном должно быть что-то чудесное, и этого чудесного хочется здесь и сейчас. Героям рассказов приходится быть чудовищами, чтобы не просто обитать в городской среде одиноким завсегдатаем кафешек, но и дарить своим потусторонним светом моменты чудесного рядовым людям, заскучавшим от своей непричастности к живой материи необычного. И Макс Фрай дает это, создавая из мифов и с помощью мифов своё ничего. Вроде ничего нет и не происходит, а гораздо спокойнее, когда оно чуть необычней, чем обычно.

Оценка : 7
«Стрэнжырз инзынайт»
–  [ 0 ]  +

Myrkar, 10 апреля 2017 г. в 23:35

Дорожная история с оригинальными советами о том, что следует брать с собой при сборах в соответствии с четырьмя сторонами света. Но если вдруг тебе придется ехать по пути в совершенно неизвестную сторону, то лучше, если с тобой рядом будет друг, кофе, песни Фрэнка Синатры, спетые с диким акцентом для пущего веселья и ваши совместные воспоминания о котиках. Опять же тема того, что делает нас живыми и возвращает в ту реальность, где не дороги, а дорогое.

Оценка : 7
«Сказки про атамана Щуся»
–  [ 2 ]  +

Myrkar, 10 апреля 2017 г. в 23:30

Рассказ очень увлекает ссылками на мифологию различных народов.. Но проблема заключается в том, что один из главных героев является их автором-мистификатором, хорошо осведомленным о том, как создается мифология, основываясь на уже известных образах. Этот человек умирает, но, занимаясь выдумыванием мифологических историй. он дает вечную жизнь не только вновь возникающим героям, стремящимся к выражению яркой индивидуальности достаточно топорными методами в стиле Макса Фрая, но и живет сам. Таким образом, миф оправдывает жизнь не только того, кто стал его героем, но и жизнь создателя мифа. И как будто оправдания достаточно для того, чтобы смерть прошла мимо.

Оценка : 5
«Глаза козы»
–  [ 2 ]  +

Myrkar, 10 апреля 2017 г. в 23:23

Это рассказ с повышенной гениальностью заголовка. Рассказ той фрактальной размерности, которой хочется человеческому восприятию. Поэтому немного теории. Макс Фрай, возможно, не осознает этого полностью, но подхватывает своей фантазией то, как городская среда строит психику человека. Эти ее вспышки впечатлений и множественность личностей — квинтэссенция типичных центральных улиц. Но в этом рассказе этого нет. Здесь существуют несколько целых, примерно трехмерных я, находящихся в плоском, практически двумерном пространстве, а также двумерные объекты, которые как будто насильно впихнуты в поток одномерности, но требуют трехмерной определенности. Всем им нужна лестница вниз, которая также направлена домой. Такое сведение к более низкой размерности создает фрактал. Но и у городской среды существует фрактальная размерность — она именно такая: лестничная. потому что все, в основном, прямоугольное и плоское. Ей Богу, как будто видим мир плоским козьим зрачком.

Оценка : 9
«Требуется чудовище»
–  [ 2 ]  +

Myrkar, 10 апреля 2017 г. в 23:10

«Требуется чудовище» можно считать одним из центральных рассказов для раскрытия мифологии любви и смерти Макса Фрая. Смерть зачастую оборачивается обретением собственного я, потому что мир не более, чем иллюзия. Уже использованная в цикле об Ехо тактика бокового зрения в данном случае позволяет заглянуть за эту границу. И это обретение я оборачивается открытием в себе чудовища. Ясно, что не совсем такого, какое призвано пугать — все-таки Макс Фрай старается выглядеть веселым и добрым существом, а монстры этого конкретного рассказа — подопечными дня, а не ночи с ее самой разумеющейся нелицеприятностью... поэтому здешние существа подчинены стихиям света и огня, они обширны и огромны... И их теснят стены, а потому нормальным времяпрепровождением становятся посиделки в кафешках за кофием. Как же это хрестоматийно! Наличие собственной чудовищности, чудесной, живой по-своему, а не так, как требует рядовой рутинный мир — основная идея многих рассказов сборника. И каждый из таких рассказов — веселое оправдание для нелюдимости, эгоизма, пребывания в некоем состоянии дзена за просиживанием кофейных чашек в городской среде. Это картина отчужденности в стремлении находится на виду, как будто требование того, чтобы тебя, если вдруг зацепят боковым зрением, почли за чудо, и это чудо изменило бы в сторону чуть большей чудесности их собственную жизнь. Главный герой — это свет Райны, скрываемый в тронг. И что бы это ни значило, восприятие его слишком эмоционально, чтобы длиться «вечно-всегда» и стало бы ядом, по словам самого автора. А вот для «кратко-всегда» это осознание может стать моментом счастья. А больше ничего и не нужно.

Оценка : 10
«Гэшечка»
–  [ 1 ]  +

Myrkar, 10 апреля 2017 г. в 22:37

Рассказ, напоминающий хоррор в своем несколько резком переходе повествования о себе то в прошедшем, то в будущем времени. На страницах рассказов Макса Фрая теряется «я» и путается время. Только вот пугающие и мистические вещи здесь не так очевидно демоничны, как в ужасах. Мания главного героя искать кадры с отражениями — что это? Поиск иного себя? Перерастание увлечения в что-то более сильное, но остающееся «для себя» — что это? Оторванная личность своего любимого дела в направлении к смерти со своим собственным миром, как это бывает у Фрая в магреалистических рассказах? Странность заключается в том, что чудесное в данном случае является отражением действительного в той или иной поверхности. Перекликается ли это с двумерными рассказами этого же сборника («О любви и смерти»)? Слишком много вопросов без ответов для кривовато написанного рассказа.

Оценка : 6
«Идеальный роман»
–  [ 2 ]  +

olpo70, 09 апреля 2017 г. в 12:01

Очень интересный, оригинальный и самое гланое, получившийся эксперемент. Читая этот роман концовок я ловил себя на мысли что я все это читал в той или иной книге. Состояние дежа-вю не покидает до конца. Автор с юмором дал нам кучу стандартных концовок, но таких что кажется что и в самом деле до этого прочитал всё произведение. Здорово. Но все-таки один маленький минус. Не знаю как другие, но я точно если когда-то и соберусь перечитать этот роман, то очень и очень нескоро. Хорошее, но одноразовое произведение.

Оценка : 9
«Macht Frei» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

olpo70, 09 апреля 2017 г. в 11:51

Начав читать этот цикл я долго не мог поверить что это не мистика какая-то. Макс пишет про те же самые книги которые я читаю и люблю. И мне сразу понравилось что у автора такой разнообразный вкус. Книги в его архиве прочитаного абсолютно разные и по стилю и по содержанию. Я не помню кто, помоему кто-то из отечественных рок-музыкантов, сказал:«Человек замыкающийся на одном стиле-дегенерат». И я согласен. Книги для чтения должны быть разными, как у человека бывает разным настроение. В какойто день ты улетаешь в космос с фантастикой, в какойто разбираешся в странном мире Кафки, а вкакойто наслаждаешся стихами Лорки. Главное чтобы не возникло разочарование от прочитаного и сожеления о зря потраченом времени. А такое иногда случается. И я тогда себе говорю что плохой опыт это все-таки тоже опыт.

Конечно я не во всем согласен с автором этих эссе и не всегда разделяю его мнение, но это и правильно. Мне все равно было интересно узнать его взгляд на те книги которые я читаю и люблю. И спорить по каким-то вопросам я не буду, просто не вижу смысла. А вдруг автор меня переубедит? Опять придется перечитывать какоето произведение. Это здорово конечно, но както лень, пока лень. Не смотря ни начто ставлю высокий балл и в основном за некоторое родство в читательских вкусах.

Оценка : 9
«Море белого цвета и шифер, летящий с крыш»
–  [ 3 ]  +

Myrkar, 07 апреля 2017 г. в 04:23

Один из тех рассказов, в котором кто-то умер и находится в загробном мире, который ну очень похож на вполне себе живое существование. Этот рай пропах дымом, мандаринами, укутан в теплый плед, который подтыкнут котиками. Надо полагать, что друзья здесь появляются тогда, когда в том мире они спят. «Или ты спишь, или ты снишься — хороший выбор» — правило миров Макса Фрая. А если ты умер, то спишь всегда и спишь в своем раю, без вариантов. Присутствует здесь костюм чудовища — реминисценция из рассказа «Требуется чудовище», реминисценцией к которому будет «Прокрастинатор»... На самом деле, это вообще Рождество, но умереть в его окрестностях достаточно символично... Да и вообще у Фрая на страницах фиг помрешь, когда тебя вытаскивают из смерти нарисовавшиеся откуда ни возьмись, живые донельзя друзья.Читаешь и не веришь в смерть, а находишься в том же пограничном состоянии сознания, что и герои, нахлеставшиеся глинтвейном или кайпириньей или находящиеся в полудреме ранним утром... Если бы существовало слово, противоположное бессонице в плане постоянного пребывания в сознательном сне, то можно было бы с полной уверенностью говорить, что большинство персонажей, особенно самых скучных, постоянно пребывают в соннице.

Оценка : 5
«Прокрастинатор»
–  [ 4 ]  +

Myrkar, 07 апреля 2017 г. в 03:34

История типичной прокрастинации, интересная парой моментов. Девушка по ту сторону экрана, использующая выражение «бедный заяц», куда интереснее главного героя (и это как обычно в произведениях Макса Фрая, да и не только ее — это зачастую черта большинства фантастических произведений: самый скучный герой без отличительных черт — главный) по ходу, как-то связана с девушкой из рассказа «Сказки про атамана Щуся» с тем же способом выражаться. Однако, и в реальности этой самой девушки она, как главный герой, куда скучнее настоящего героя (в обоих рассказах), совершающего подвиги. Для мифологии миров Фрая немаловажно то, что начало времен и «вчера перед сном» — это одно и то же время, что опять же отсылает к самому первому рассказу про «утреннее я». И да, культ кофе здесь выливается в исследование кофейных автоматов, и у этой исследовательницы конечно же есть котики...

Оценка : 9
«Капуста!»
–  [ 3 ]  +

Myrkar, 07 апреля 2017 г. в 03:19

Это образчик почти что классического ужаса среди прочего магического реализма на страницах сборника. Есть у обоих жанров одна очень сильно сближающая их черта — тесная привязка к реальной действительности: как в магреалистических, так и в ужасающих монстров хочется верить, они существуют среди нас и в нашем сознании, создавая собственные мифы, собственные архетипы. Данный случай еще и донельзя банален — это монстр детства, вцепившийся во взрослую тетю, назвав ее мамой и заставивший поверить в годы жизни вместе с ним. Вспомнить реальное «я», а, быть может, только желаемое, помогает кочан капусты — образ, постоянно вылетающий из головы, но объявляющийся в момент жуткого страха. Да уж, хотя бы более здоровый вариант, нежели культовые кофе (или камра), сигареты и кошки.

Оценка : 9
«Царская весна»
–  [ 2 ]  +

Myrkar, 07 апреля 2017 г. в 03:05

Рассказ знакомства двух девушек с городом и результаты вдохновляемости одной из них как скучной подругой, так и чрезмерно колоритным, сумасшедшим дедом, рассказавшем о весне бессмертия. Тезис данного рассказа можно свести к одной из идей Макса Фрая о том, что когда очень стремишься к чему-то, то вселенная всеми силами тебе будет помогать осуществить твой замысел. Захотелось сказки? Сделай ту же самую декорацию своими же руками, а природа подгонит тебе для пущей аутентичности туман. А дальше либо верь в дело рук своих, либо в дело рук природы, либо в то, что Царская весна действительно существует.

ЗЫ: если заняться поиском параллелей в рассказах, то безумный старикан встретится в «Давай ты все-таки будешь», а близняшки из него, в свою очередь, будут в «Ссыльном пятнадцатом принце».

Оценка : 6
«Утренняя гимнастика»
–  [ 2 ]  +

Myrkar, 07 апреля 2017 г. в 02:58

Первый рассказ, открывающий синюю половину книги, на мой взгляд, должен быть самым первым рассказом для сборника. То есть книгу нужно читать именно с «мертвой» стороны. Хотя, я бы не сказала, что эта половина посвящена смерти, как не сказала бы, что вторая половина посвящена любви. Данный рассказ показывает одно из альтер-эго книги (если проследить, то главные герои, скорей всего, являются одним и тем же человеком, очень связанным с автором и даже сэром Максом, но сквозь свои сны проживающем в неопределяемых локациях), который просыпается на небесах. Здесь же задается одна из основных идей всего сборника: множественность «я». Пробудившийся человек, если он действительно человек, ведь он умеет улыбаться, перетаскивать ноги и заниматься рутинными делами, так и заявляет о себе — как о некоем «утреннем я». Но это «я» живет на небесах, куда попало с помощью своей улыбки-соломинки и аналогичными артефактами, коих хранится достаточное количество, он способен как выживать сам, тянувшись за воздухом к следующему небу, так и спасать утопающих на предыдущем. В общем-то, именно этим Макс Фрай на страницах своих книг и занимается: вытаскиванием героев и предметов из иных миров к себе в сны. Кстати, в это же рассказе сразу задается условие, что сон — полувечная жизнь. Таким образом, «утреннее я» — мертвое «я», покинувшее ту полужизнь, чтобы оказаться, видимо, то ли в полусмерти, то ли в реальной, полной жизни. Однако, ему всегда для полноты жизни не хватает уж совсем переполненных этой жизнью знакомых, которых нам предстоит встретить уже в следующем рассказе.

Оценка : 2
«Жалобная книга»
–  [ 2 ]  +

Weevil, 06 апреля 2017 г. в 14:20

Представьте себе, что вы вдруг оказались внутри жизни человека, сидящего напротив. И не просто сторонним наблюдателем, а непосредственным участником. Каково это, прожить сотни лет за один день? Скакать между разными судьбами. В одно мгновение быть врачом-убийцей, в другое — милой биссексуалкой. Да ко всему прочему еще и рыжий красавец в роли учителя.

Заманчивое начало....

По началу так и было книга увлекла и обещала занимательное продолжение. Но чем дольше я ее читала, тем меньше она мне нравилась. В результате я ее дочитала только чтобы узнать в чем же развязка, но и она меня совершенно не впечатлила.

Что же касается самой книги то довольно забавная задумка, на мой взгляд, совершенно испорчена реализацией. Постоянно ноющая героиня, о том что так прекрасно не бывает, за что же ей такое счастье и т.д. и т.п. через пару глав это начало откровенно доставать. Главный герой, который сам не знает чего хочет.

Как итог — книга для убийства образовавшегося перерыва в делах

Оценка : 6
«Сундук мертвеца»
–  [ 14 ]  +

MadRIB, 30 марта 2017 г. в 11:13

В Ехо начинают умирать люди. Где-где, а в Ехо, городе могущественных магов и опытных целителей – это почти что экстраординарное событие. Особенно если умирать люди начали они друг за другом, с небольшими перерывами... Особенно если умирают они от нелепых несчастных случаев, которые уж точно не могли произойти с умершими. И при этом не остаётся никаких следов магии. Убийства? Нелепые совпадения? Тайный сыск берётся за расследование...

Объективно говоря, к этой книге, как и ко всему циклу «Сновидения Ехо» есть несколько серьёзных претензий:

— Резко поглупевший сэр Макс, который, в общем-то, ещё к концу «Лабиринтов...» стал совсем не тем жизнерадостным легкомысленным парнем, каким был в первой книге, но здесь снова беспечен как будто не было у него множества опасных приключений.

— Прочие Тайные сыщики теперь не блещут умом, хотя опыта и знаний им не занимать. Например, сэр Шурф описывает способы убийства, которыми мог воспользоваться преступник, но отметает их как невозможные, поскольку такого человека физически не может существовать. А потом рассказывает Максу ровно о таком человеке.

— От книги к книге появляются новые персонажи, а старые исчезают. Когда последний раз мы видели генерала Бубуту Боха? Луукфи Пэнца? Автор сослал Меламори на Арварох, а Кофа, Кекки и Мелифаро появляются лишь в паре эпизодов, нисколько не влияя на сюжет. Даже Джуффин и тот нужен больше для мебели. Единственным главным героем, который хоть что-то делает для расследования – сэр Макс. Хотя, внезапно, появился в книге и тот персонаж, которого, казалось бы, уже точно не стоило ждать...

— Новые персонажи, придуманные автором – как на подбор милые обаятельные люди, заглядывающие в рот не в меру болтливому Максу, но тоже, в общем-то, ни к чему.

— Добрую половину книги составляет бессмысленная болтовня, в том числе об устройстве мира. Но так же как новые персонажи, новые детали о жизни в Ехо никак не влияют на повествование. Если какие-то элементы из «Лабиринтов...» ещё используются автором, то ни одна из фишечек, придуманных для «Сновидений...» так ни разу и не выстрелила. Например, даже отмена кодекса Хрембера мало повлияла на то, как живёт город. Понятное дело, автор хочет показать, как много в мире прекрасного и чудесного, как он, несмотря ни на что остаётся чужим и непостижимым для Макса, но ещё чуть-чуть и будет уже перебор.

— Персонажи занимаются чем угодно, только не тем, чем они должны заниматься – и самый наглядный пример здесь сам сэр Макс. Более того, он сам несколько раз по тексту проговаривает, что целыми днями мотается по городу, встречаясь с бесчисленными друзьями и знакомыми, забив на свои профессиональные обязанности.

Из-за всех этих претензий (кто-то наверняка скажет «придирок») я перестал с жадностью набрасываться на свежие томики Макса Фрая, откладывая на потом любое другое чтение. Например, «Сундук мертвеца» почти два месяца ожидал своей очереди – «Террор» Симмонса казался мне намного более увлекательным произведением.

Но, как ни странно, именно эта книга мне понравилась. Не то, чтобы «Сундук...» оказался шедевром, это просто хорошая добротная история. Наконец-то у Тайного сыска появляется настоящее дело – с преступлением, подозреваемыми, какими-никакими, но следственными действиями. Этого очень не хватало. Да, «Лабиринты...» не блистали сложной детективной интригой, но предыдущие тома «Сновидений...» и вовсе сводились к тому, что в Ехо случалось что-то нелепое и чудесное, и главные герои на протяжении каждой книги пожимали плечами – «Ниччего не понимаю», пока какой-нибудь очередной рояль в кустах не приводил к разгадке тайны.

Собственно говоря, вот этот последний абзац – это всё, что хочется сказать про «Сундук мертвеца». Сложно раз за разом писать новый и оригинальный отзыв на книги, которые раз за разом рассказывают примерно то же самое, только на новый лад.

Оценка : 8
«Слишком много кошмаров»
–  [ 0 ]  +

astrophytum, 29 марта 2017 г. в 06:35

Написано как-то сумбурно, а в некоторых местах вообще напоминает дневник, который ведёт ученик начальной школы: поел там-то, пошёл к Мелифаро, покидались там вещами, потом пошёл к Меламори, повыл у неё под окнами мартовским котом, потом пошли с ней на площадь есть мороженое.

И такое чувство, что автор думает, что бы ещё эдакое придумать типа смешное. И получаются мартовские коты под окнами.

Оценка : 8
«Сундук мертвеца»
–  [ 6 ]  +

Ladynelly, 27 марта 2017 г. в 14:47

Очередная книга о Ехо, прочитана и отложена в сторону...Теперь можно переварить и обдумать прочитанное.

В этот раз сюжет и развязка были довольно предсказуемыми, даже мне удалось более менее угадать главных виновников происходящих событий. Но это не умаляет в моих глазах достоинств книги.

Надо сказать, что здесь есть несколько жутких моментов, когда мне вместе с сэром Максом хотелось сказать «О Боже!» И отвернутся, чтобы скрыть выражение лица... К счастью это упоминается вскользь, а не со всеми подробностями.

Сэр Макс как всегда нашел способ все сделать по своему, но финал вышел, нет не красивым, а чем-то очень сильно цепляющий. Я дочитывала книгу по дороге домой в транспорте, и теперь эта дорога прочно ассоциируется с развязкой истории описанной в книге...

А еще здесь на сцену выходит один персонаж и «Лабиринтов», но до чего же он оказался

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
противным злопамятным и мелочным старикашкой!
Честное слово, я его и до этого не любила, а сейчас он у меня не вызывает ничего кроме отвращения!

Пожалуй одна из самых запоминающих книг с цельным сюжетом из всех «Сновидений» Предыдущие истории из данного подцикла как-то смазываются, стираются из памяти по прошествии некоторого времени, а события из «Сундука мертвеца» надолго останутся в памяти.

В общем книга была прочитана с удовольствием и на одном дыхании, а некоторые моменты очень надолго врезались в память.

Оценка : 10
«Сундук мертвеца»
–  [ 8 ]  +

exdeniz, 27 марта 2017 г. в 11:39

Слишком много диалогов, слишком мало действия. Могу сказать, что подцикл затянулся — такой должна была быть вторая или третья книга. На деле цикл опять вернул нам поглупевшего Макса, что после Хроник выглядит немного странно. В них Макс выглядит уже повзрослевшим, спокойным, а тут вернулся тот глупый Макс который был чуть-ли не в начале. О самом сюжете трудно судить, разговоры и еда как остальной Фрай, дворецкий был разгадан уже в первой четверти книги, а смертные шары уже как-то надоели. В итоге это наверно первая книга которая растянулась на три вечера, когда другие читались на одном дыхание.

Оценка : 6
«Наперsники синея»
–  [ 3 ]  +

MadRIB, 26 марта 2017 г. в 13:55

Макс Фрай пишет в ЖЖ. Часто и много. Хотя, помнится, с пару лет назад шла речь о монетизации блога юзера-чингизида, дескать, если вы, дорогие читатели, хотите, чтобы в блоге появлялись свежие записи, платите денюжку. Эксперимент этот, вполне ожидаемо, провалился – то ли из-за безудержного писательского зуда самой леди Макс, то ли потому что желающих платить не нашлось. Более того, с тех пор записи в ЖЖ стали появляться ещё чаще. Но «чаще» – это не значит «лучше». Скорее наоборот – работает обратная пропорция: если чего-то становится больше, качество его уменьшается. Потому нынешние записи Фрая в основном представляют собой обрывки внутреннего монолога автора – сюрреалистичные, бессвязные, появляющиеся ниоткуда и ни к чему не ведущие.

Разумеется, «Наперsники синея», будучи по сути дела рандомной выборкой записей из ЖЖ Фрая грешат тем же. Перелистывая страницы этой книги, ты задаёшься вопросами: «А зачем здесь этот текст?!», «Что автор имел в виду?», и, наконец, самым главным – «Зачем я потратил триста с лишним рублей на эту чушь?!». В ленте Живого журнала ты ещё можешь пропустить какие-нибудь откровенно абстрактные и бессмысленные записи автора, но с книгой так не выйдет – она, будучи концентратом Макса Фрая, представляет собой агрессивное авторское самолюбование, помноженное на маниакальную страсть к кофе, возведённую в степень восхваления Вильнюса. Фрая здесь так много, что аж зубы сводит. Хотя, казалось бы, куда уж больше – в последнее время с ним и так перебор, с его-то бесконечными циклами рассказов, вновь оживлёнными историями про Ехо, сборниками молодых и не очень авторов...

Что ж, монетизация блога прошла успешно – читатели покупают уже второй том того, что совершенно спокойно могли прочитать бесплатно. Но лично я больше на этот трюк не поведусь, и третью книжку покупать не стану.

Оценка : 5
«Сундук мертвеца»
–  [ 4 ]  +

Lariel, 25 марта 2017 г. в 23:48

На данный момент это лучшая книга из цикла «Сновидения Ехо».

«Сундук мертвеца» единственная книга из этого цикла, в которой была атмосфера, присущая «Лабиринтам Ехо».

Наконец-то, мы снова прочитали о преступлениях в Ехо, и о том как Тайный сыск их раскрывает. Наконец-то, мы снова это проживаем.

В предыдущих книгах, несмотря на интересные задумки, не было глобальных преступлений(разве что убийства, совершенные Ди, но на них не сильно заостряли внимание).

Прочитав еще одну книгу о Ехо, все же не могу перестать удивляться, как у Фрая удается создавать всё новых интересных персонажей: будь то ведьмы-математики или Йохлимские юные ветра со страстью к порядку и справедливости. Да и уже давно знакомые не перестают радовать. И все это приправлено новыми темами для размышления о жизни и смерти, шутками о том и другом.

Да чего тут только нет: новый совершенный секретарь Великого магистра, Осский аш сводящий с ума Макса и Шурфа, различные покушения на убийства при помощи Смертных проклятий и ножа для мёда. Определенно мне стоило ждать 2 месяца выхода электронной версии!

Оценка : 10
«Чужак»
–  [ 7 ]  +

sonysakura, 08 марта 2017 г. в 13:03

Книга (да и большинство книг цикла) прочитана много-много раз... Впервые прочитана в апреле 2009 года. На английском прочитана 14 марта 2014 года; отзыв основан на моей же рецензии, опубликованной на LiveLib.

Сразу оговорюсь, что я не буду писать о самой книге, сюжете, персонажах и прочем. Я хочу написать отзыв на англоязычное издание под названием The Stranger. Перевод выполнен Полли Гэннон, доктором философии по русской литературе и славистике Корнелльского университета (США). По некоторым данным она живёт в Санкт-Петербурге уже лет так девятнадцать, должно быть, это и сказалось на переводе. Потому что перевод не без шероховатостей, но при этом действительно классный.

Только начало книги вышло каким-то суховатым, словно бы переводчица ещё «не раскачалась».

Ещё наблюдается очень интересное преображение фонетики. Наиболее яркий пример: лоохи [ло'охи] превратилось в looxi ['lu:ksi]. И таким образом «х», за редким исключением, мутировала в «кс» на протяжении всего текста. Xuron, Xolomi, Rulx Castle, Sir Kofa Yox (это «Йокс» я никогда не забуду, йокс-йокс), но Echo (а я бы лучше намеренно исказила орфографию до какого-нибудь Eho, потому что в оригинале нет «эхо»), Sir Juffin Hully и Sir Mackie Ainti... Такая избирательность наводит на мысль, что это было сделано ради благозвучия. «H» в английском языке движется к исчезновению, а голосовое связывание (плавный переход от одной гласной к стоящей рядом другой, мм, как в слове «оазис» или, да, «лоохи») не является распространённой вещью. Возможно, для удобства иностранного читателя это лучший выход.

Вообще Макс Фрай на английском языке воспринимается очень органично. Разговорный английский всегда представлялся мне более легкомысленным, чем русский. Чего стоит только один Мелифаро, ему идёт английская речь. Но это действует не везде. Некоторые сцены вполовину не так очаровательны, как в оригинале...

Однако, ещё раз скажу за разговорный стиль книги. Очень много устойчивых выражений и фразочек, слэнга, пословиц-поговорок... Полезное чтение для развития собственной английской разговорной речи. Кроме того, классный перевод классной книги =)

Оценка : 9
«Секреты и сокровища. 37 лучших рассказов 2005 года»
–  [ 1 ]  +

Svetlana Roy, 19 февраля 2017 г. в 23:39

Пишу, как оно было.

Сначала прочла «Сказку про яблочный штрудель» и «Йошкин дом». Полный восторг. Домашнее, тёплое ощущение поддержки.

Затем — предисловие (о нем ещё скажу). «Лично для меня, здесь и сейчас» — О ДА! — любимая фраза одного знакомого человека, к которому не знаю как относиться, но отношение которого ко мне знаю, так как сетевая знакомая переслала выдержки из переписки, в которой они меня обсуждали... но здесь не об этом. Но это тоже влияет на моё недорого стоящее частное мнение.

«...и чудовище» и «Культурный обмен» снова подняли настроение. Лёгкие и сказочно милые.

Снова о предисловии. Прочла две трети сборника. «Тошнит уже от ФРАМа!» Не совсем моё. Точнее моё, но под соответствующее настроение. Тяжело читать фронтально, когда концентрация однообразного мира личного вкуса Макса Фрая** входит в резонанс с разным слогом авторов, и масса эта переходит предел вместимости отсека для подобных настроений.

**Вероятно, «его» двойственность и объясняет разрыв в эмоциях при чтении разных рассказов сборника.

Дочитываю, смущая однокурсниц. Выписываю в тетрадку понравившиеся места. И им кажется, что надо что-то конспектировать. Ругают. Объясняю. Рекомендую рассказы, вспоминая, кто из них о чем обычно говорит.

Дать отзыв отдельно каждому рассказу... неловко немного... Другие оценивают, не расписывая, почему оценили так, а не иначе. А если увидит автор и расстроится низкой оценкой? В сборнике нет плохого. Есть то, что немного не моё...

Спасибо каждому автору — сборник помог лучше разобраться в себе.

PS Уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем (писателем) – это отнюдь не одно и то же. В результате контакта с некоторыми произведениями, при всём своем уме и уме автора, рискуешь остаться эмоционально неразвитым...

Оценка : 7
«Снуснумрик»
–  [ 5 ]  +

Ny, 07 февраля 2017 г. в 08:07

М-да... Что-то у Фрая Снусмумрик по замашкам больше на Винни-Пуха похож, чем на себя самого. Стоило ли так грубо хватать образ из чужой сказки, не зная ни биографии персонажа, ни толком его психологии? Не удивлюсь, если Фраю проще пареной репы даже Юксаре (хорошо, что она, вероятно, не знает кто это такой) сделать Исусом Христом.

Это же так легко и просто — играться с известными именами!

Оценка : 3
«Большая телега»
–  [ 3 ]  +

al-lax, 09 января 2017 г. в 18:34

Со всем уважением к автору, после ЕХО это чистый треп и не рекомендую его. Чисто субъективное мнение.

Оценка : 3
«Обжора-хохотун»
–  [ 6 ]  +

ab46, 03 января 2017 г. в 13:45

Каждая удачная книга – это чудо. Или несуразность, называйте как хотите. Вот, эта книга к примеру. Вроде бы, чтиво развлекательное. Ни темы серьёзной, ни идеи глобальной. Чем увлекает, непонятно. Детективный сюжет в данном случае присутствует, но ничего не меняет. Намного важнее сюжета плетение словесных кружев – чувствуется умелая женская рука. Обматывают нас кружевом, пеленают. Хорошо читателю в кружевном коконе. И мир через кружево другой совсем – добрее и уютнее нашего. И зло там не страшное, а уж какие спецслужбы милые и симпатичные… Разомлеешь в таком мире, наружу, где сквозняки и всякие бяки, осторожно выбираться приходится. Но тут Макс Фрай не виноват, не он реальный мир создавал.

Оценка : 8
«Лабиринты Ехо» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Ламинарский, 07 декабря 2016 г. в 00:55

Почему это интересно и нравится. Потому что это — свободно! Это не литература — это настольная игра! Это — не подчинено никаким законам никаких литературных жанров! Потому что это — фантастика в самом высшем, бессознательном, первоначальном смысле этого слова! Потому что это — сказка по-шварцевски с идеальным героем всех времён и народов!

Оценка : 10
«Мой Рагнарёк»
–  [ 4 ]  +

Bookman, 29 ноября 2016 г. в 14:51

Не обнаружил в этой книге Макса Фрая про Макса Фрая никого, кроме одноименного персонажа. МаксФраи ездят на МаксФраях, беседуют, сражаются с МаксФраями и даже снятся друг другу. Эдакий дурной лабиринт самодовольных отражений. Право, некоторые книги не стоит перечитывать.

Оценка : 6
«Мастер ветров и закатов»
–  [ 6 ]  +

Pcihodelika, 24 ноября 2016 г. в 17:41

Не могу понять, почему возвращение сэра Макса в чудесный Ехо, в котором наконец-то можно колдовать, получилось таким скучным как жвачка, в которую забыли положить сахар. Не иначе как мятежные магистры постарались и заколдовали автора. Как писал кто-то ниже из комментирующих, герои действительно мало похожи на самих себя. Если бы не появился Базилио — вообще бы тоска была, для меня он один сюжет и спас. Может еще собаки, переживающие за добросовестность слуг. Надеюсь, дальше будет интереснее (в плане в цикле Сновидений).

Оценка : 7
«Сказки Старого Вильнюса V»
–  [ 7 ]  +

MadRIB, 10 ноября 2016 г. в 14:14

В последнее время сборники Макса Фрая выходят так часто, что у меня заканчиваются слова, чтобы их описывать. Помнится, в рецензии на четвёртый том «Сказок...» я писал, что, дескать, в аннотации указано: «В центре города Вильнюса ровно сто восемь улиц...», и значит, нас ждёт ещё один, финальный том. Но описание пятого тома заканчивается тем, что в Вильнюсе «число улиц постоянно меняется – когда мы начали рассказывать эти истории, их было 108, а теперь стало на два с лишним десятка больше. Придется, значит, писать шестой том». И значит, придётся писать ещё одну рецензию. Так что часть слов, что я планировал потратить на этот отзыв придётся приберечь на ещё одну книгу.

Что касается пятой части «Сказок...», никаких неожиданностей для читателей, знакомых с предыдущими томами цикла, в ней не будет. Фрай верен себе – главные герои рассказов всё такие же бездельники вольной профессии, страдающие, в том числе, и от собственного безделья. И всё так же на улицах Вильнюса бездельников ожидают чудеса, меняющие жизнь к лучшему. Разве что в отличие от предыдущих героев «Сказок...» у некоторых теперь и в самом деле настоящие проблемы, а не просто экзистенциальный кризис. «Хочу то, не знаю чего» сменяется реальными проблемами вроде болезни близкого человека или профессионального выгорания. И такие персонажи, на мой взгляд, больше заслуживают чуда в своей жизни, нежели типичные герои Фрая, так и не выросшие из внутренних детских штанишек. Потому и рассказы о таких людях более интересны и воспринимаются острее. Блуждающие по страницам сборников сквозные всемогущие персонажи не просто прописывают инфантильным героям целительных пендалей, но и в самом деле кому-то помогают, поэтому кажутся более симпатичными.

Также, если продолжать относительно новых деталек, автор, наконец, открыла для себя ещё один напиток, и кроме кофе персонажи теперь время от времени употребляют или упоминают сидр – читатели-хипстеры хлопают в ладоши.

Но это всё, разумеется, зубоскальство и попытки сказать хоть что-то оригинальное про творчество автора, у которого за последние три года вышло восемь (!) сборников рассказов. В целом сборник неплохой. Да. Именно. «Неплохой». Вот то самое слово. И стоило-то такое полотно текста городить, чтобы уложить основную мысль в три слога.

Оценка : 7
«Наследство для Лонли-Локли»
–  [ 6 ]  +

Ламинарский, 08 ноября 2016 г. в 22:23

Одна из немногих повестей цикла про сэра Макса, где соблюдаются каноны настоящего классического детектива. Битва за наследство, что может пощекотать нервы больше любителю детективов в духе Агаты Кристи, Эрла Стэнли Гарднера или Рэкса Стаута. Но вот... разве не мог сэр Макс узнать о делении на расы из энциклопедии сэра Манго Мелифаро, или он не все 8 томов прочитал к тому времени... Странно. Но всё равно интересно. Небольшое обновление уже знакомого мира не помешает.

Оценка : 9
«Чужак»
–  [ 28 ]  +

Gudron, 07 ноября 2016 г. в 21:47

Такого рода книги в принципе не для меня.

Обычный парень Макс кажется мне абсолютно никчемным обитателем нашего, обычного мира: без целей в жизни, вяло плывущий по течению, никому не нужный и ничем не интересующийся. И вот он попал в Ехо, город из своих сновидений. И там обнаруживается, что Макс обладает недюжинными магическими способностями и что он прямо-таки рожден был, чтобы творить великие дела в Ехо на службе тайного сыска.

Я надеялся на то, что толстая книжка будет посвящена загадочным преступлениям и блестящему дедуктивному методу, с помощью которого Макс будет эти преступления расследовать. Ага. На протяжении всей книги герои постоянно готовили камру, бесконечно ее пили и обсуждали дела насущные с изрядной толикой плоского и уже на десятой странице приевшегося юмора. Кроме поглощения камры герои постоянно ели: завтракали, обедали, ужинали, перекусывали, а также спали. Ну, иногда, пара абзацев была посвящена тому, как они кого-то преследовали, после чего следовал обязательный торжественный ужин в местной таверне с неизменным похохатыванием едоков над стандартным каламбуром.

Читал я сей опус достаточно долго: почти 2 месяца. И это с учетом того, что во время чтения пропускал целые страницы. Читать было реально скучно и тяжело. Зато теперь я точно знаю, что продолжать знакомство с этим автором я явно не намерен.

Оценка : 2
«Я иду искать»
–  [ 0 ]  +

Tutunya, 02 ноября 2016 г. в 14:03

Сплошное удовольствие.Нет кривляний,как в первых книгах.Хочется жить и дышать,как после Лабиринтов Ехо.

Оценка : 10
«Лабиринты Ехо» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

kuzmek, 27 октября 2016 г. в 01:53

это хорошие книги.В них смысл и не очень сложный посыл,а так же юмор и живые персонажи.

Читается цикл легко и непринужденно.

хорошо что такие книги существуют,они позволяют читателю отдохнуть,но не дают расслабиться,так как заставляют задуматься о вещах нетривиальных,может даже,вечных.

Самое главное,что расставаться с героями не хочется,т.к. они становятся добрыми друзьями и даже ,отчасти,родными.


  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 29 30 31 32 33   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх