Павел Шумил отзывы

Все отзывы на произведения Павла Шумила



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 223

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Одинокий дракон»
–  [ 17 ]  +

ALLEGORY, 11 декабря 2006 г. в 17:24

Не буду утверждать, что книга плохая (это не так), она просто... никакая. Что, возможно, даже хуже, т.к. плохую, прочитав страниц 20-30, можно закрыть и забыть о ней, а «никакую» все ж таки сидишь и читаешь, как будто пластилин жуешь.

Впечатления? Язык средненький. Сюжет кажется довольно невнятным, т.к. проблемы, завязанные на технике и технологиях давно ушедших «великих» в псевдо средневековом мире, – это дело слишком ответственное для того, чтобы его осилил средний литератор. Единственное, что чуть спасает ситуацию, — это некая ироничность в монологах главного героя (который и есть дракон) по отношению к самому себе. В сухом остатке: читать категорически не обязательно , т.к. 2-3 часа, посвященные этой книге, можно провести со значительно большими пользой и удовольствием.

Оценка : 5
«Одинокий дракон»
–  [ 16 ]  +

RaiD, 09 марта 2013 г. в 21:54

Если вы ищите в этой книге фентези или фантастику в ней вы этого не найдете, имхо это квиэсенция бреда с претензией на научность. Громкое название и непомерно завышенные оценки не дают о произведении никакой информации. Сначала о названии : «Слово о Драконе» — дракона тут нету!!!! вместо дракона мы видим пару тон авторского эго и роялей в кустах; Сюжет: отсутствует как таковой. Описания мира на 5 из 10; Герои картонные, без мыслей и чувств. После прочтения первых 100 страниц, я все ждал, когда же начнется хоть что то интересное, за что «этому!!!» дали такую высокую оценку, так и не дождался...

После этой книги автор попал в мой черный список. Я совершенно не понимаю тех, кто дает оценки этому произведению выше 5, стадный инстинкт?

Людям ценящим качественную фантастику не советую, не видитесь на высокую оценку и место в топе, они непомерно завышены.

Оценка : 3
«Одинокий дракон»
–  [ 16 ]  +

Demid, 26 августа 2011 г. в 01:44

  Быть прогрессором нелегко, это мы знаем из романов А. и Б. Стругацких. В этой книге читателю предстоит убедиться в противоположном — быть прогрессором очень просто! Для этого всего лишь нужно уметь летать, иметь базу, полную умных компьютеров, роту умелых киберов, обладать непробиваемой кожей , способностью быстрой регенерации и человеческими знаниями. В общем, нужно быть обычным драконом, и тогда ваши прогрессорские дела пойдут на лад.

В книге удивительно удачно смешан фэнтазийный и научно-фантастический антураж, хотя, несомненно, она принадлежит к жанру научной фантастики несмотря на наличие дракона, замков, и прекрасных дев, спасаемых с завидной регулярностью .

Наиболее интересны начальные главы книги, в которых главному герою -Дракону приходится особенно нелегко, что заставляет читателя сопереживать ему. Далее же все становится настолько неправдоподобным, что больше напоминает некую пародию на научно-фантастический роман. Неграмотные парни и девушки из средневековых деревень, в которых никогда не было ничего сложнее водяной мельницы, топора и стамески, буквально в считанные дни превращаются в отличных пилотов, генетиков, техников и даже хакеров. А во всех городах, деревнях и отдалённых хуторах появляются пункты видеоконференц-связи, в которых вечерами после напряжённого трудового дня собираются сплетницы, чтобы при помощи новых технологий поделиться новостями с такими же сплетницами других населённых пунктов.

К сожалению, за масштабностью описанных преобразований в книге совершенно теряется личность героев, они становятся какими-то картонными.

Отдельно стоит упомянуть авторский стиль изложения. Предложения коротки и резки: иду туда-то, делаю то-то, включаю, приказываю, лечу, топчу. Читатель, любящий умную литературу, будет разочарован этой книгой, так как в ней нет ни сложных социальных или философских проблем, ни морали, ни «вторых» и последующих слоев. Зато эта книга идеально подходит для чтения в поездке.

Оценка : 6
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 16 ]  +

it-ogo, 05 апреля 2008 г. в 22:12

Мой отзыв здесь о творчестве Шумила в целом.

Что хорошего. Автор сильный логик и хорошо технически эрудирован. Присутствует мысль и действие, провалов и небрежностей в описаниях мира и ситуаций очень мало. У автора четкое представление о необходимом качестве книги, которое он принципиально выдерживает. Хорошее чувство трагического без соплей. Активное, насыщенное действие, минимум лирики. Сильный драйв.

Что на любителя (мне нравится). Агрессивный стиль, часто повествование от первого лица «взахлеб». Много просторечия. Агрессивный, жесткий юмор, я бы сказал «народный», хотя солености редки. Романтика созидания и покорения типа «нам нет преград» родом из belle epoque и развитого социализма.

Что плохо. Психология и этика. Мотивация героев часто вгоняет в ступор. Особенно неприятно, когда положительный герой вдруг совершает мерзость, плохо понятно для чего, и как будто так и надо. Неспособность использовать разные точки зрения. В результате, герои либо очень похожи друг на друга, либо картонные.

В целом для мненя один из самых любимых отечественных фантастов: достоинства сильно перевешивают.

«Переведи меня через майдан»
–  [ 15 ]  +

White Bear, 17 сентября 2010 г. в 11:30

Книга об элитарном бойце человечества, последней надежде земли, и его приключениях на отдельно взятой планете. Наш герой прошел пяти летнее обучение, получил инженерные навыки, чтобы починить любую железку от унитаза до робота и был отправлен в космос, дабы спастись от ужасной напасти «Волны». Псевдонаучное объяснение автора природы этой «Волны» советую пропустить — вы сэкономите себе много времени.

События начинаются трагически после гибели элитарного отряда при высадке на захолустную планету, всех кроме нашего бойца. Героя спасает от утопления прекрасная аборигенка. Сцена спасения до сих пор не идет у меня из головы. Дело в том, что аборигенка подхватила нашего героя ногами под мышки и вытащила на бетонный пирс, до которого он не мог достать рукой. Все хорошо только у спасительницы от рождения нет рук. Чем она держалась за пирс для меня загадка. Тут явно, необходима иллюстрация к книге.

Немаловажный знак — все особи женского пола в книге полностью лишены одежды, а самые интересные те и без рук и без мужчин. Поэтому наш элитарный боец только и делает, что постоянно занимается сексом с каждой встречной, а девушек ему попадается довольно много. В перерывах между сексом герой волнуется за судьбу человечества, учит всех жить, чинит все что видит, от унитаза до вертолета. Этакий «муж на час», придет, починит и хозяйку полюбит.

Жестокая сказка? Если да, то только для взрослых, один секс с инвалидом чего стоит.

Оценка : 5
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 14 ]  +

metahom, 01 октября 2018 г. в 23:36

Попытаюсь собрать в кучу все впечатления от этого цикла, может получиться убедить кого-нибудь прочесть :)

Итак, что понравилось:

Гуманистическое мировоззрение Мира Полудня. Очень и очень приятно читать книги в которых царит альтруизм, забота о всеобщем благе, самопожертвование. Нет ощущения фальши, надуманности, дешевой позы. Все выходит очень естественно и убедительно. При том, что часто героям приходится поступать жестоко, не возникает сомнений в их искренности.

Интересный сюжет, прогрессорство в чистом виде. Человек в теле дракона попадает в средневековье, причем не земное, и пытается повернуть ход истории. Приключенческая НФ, все-таки, очень редко встречается в таком хорошем качестве.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Драконы! Чистые НФ-драконы, как продукт генной инженерии.

Достоверность. Автор очень много времени уделил проработке деталей, в итоге получилось весьма крепкое чтиво. Нет логических дыр, научной безграмотности и прочей клюквы.

Разноплановость. В этом цикле вы встретите и чисто средневековую осаду замка, и противостояние технологий будущего орде невежественных монахов, и приключения на космических кораблях, и штурм артефакта сверх-цивилизации, и еще многое другое. Помимо подвигов «супер-героев» в цикле также встречаются и весьма хорошо написанные минорные истории.

По ходу цикла нам покажут и других, не таких положительных героев. И это тоже интересно, как взгляд с другой стороны.

Качество. Все это отлично написано! Поднимаются непростые философские вопросы, некоторые рассуждения героев весьма занимательны. Интересный и красивый язык, великолепные сеттинги, легко читается.

Скажу и про минусы тоже.

Как здесь уже упоминалось, некоторым героям не хватает индивидуальности. Они кажутся картонными, шаблонными, похожими друг на друга.

Некоторая сублимация. ГГ обязательно имеет гарем, то и дело показывается вопрос сексуального рабства. Как по мне — лишнее. Впрочем, в этом цикле не сильно раздражает.

Последняя книга не понравилась совсем. Хотя, судя по оценкам, это дело вкуса.

В целом отличный цикл, один из самых любимых!

Оценка : 10
«Последний Повелитель»
–  [ 14 ]  +

Arhc MC, 03 июля 2015 г. в 16:48

Печальная книга. Оптимистичная, энергичная, масса драйва, приключений, но — печальная.

Очень жаль последнего Повелителя, который был так близок к победе, и — неудача — случайная, непредвидимая, нелепая.

Нет, абсолютного проигрыша, отчаяния и безвыходности нет. Будущее всё расставит по своим местам, всё будет хорошо, но Повелитель об этом никогда не узнает. Не узнает, что то, о чем он мечтал, осуществится, и сам он будет жив, и любимая его — тоже...

На меня вторая книга из цикла произвела гораздо большее впечатление, чем первая (великолепная, полная смысла и приключений, как тела, так и духа), но пронзительный свет, исходящий от «Последнего Повелителя», эмоциональный заряд и могучий дух (без дураков) ставит эту книгу (для меня, я говорю только о воздействии книги на меня) на первое место в цикле.

Сразу оговорюсь, что мало смысла читать вторую книгу, не прочитав первую.

И еще. Из-за проблем со зрением (надеюсь, временных), эту книгу я слушал. В превосходном исполнении TPG. Никогда бы не подумал, что аудиокнига даст такой же эффект, как и текст, который можно перечитывать, возвращаться, перечитывать отдельные фразы, где можно сделать пометки, закладки, взять цитату, наконец! (Вероятно, всё это можно проделать и с аудио, но у меня просто нет необходимого опыта).

Тексты книг написаны давно — в середине 90-х. Тем бОльшая благодарность автору за такие светлые книги, которые нашли своих читателей и которые их по достоинству оценили.

Оценка : 10
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 13 ]  +

nibbles, 23 сентября 2009 г. в 17:30

«Я натолкнулся на этот цикл случайно/неожиданно/вдруг» — так могут сказать о себе больше половины читателей «Слова о Драконах» (я — в том числе). Почему? Отчего? И странно, что цикл, которому я сейчас с удовольствием поставлю «10» — не попал в списки рекомендованных, составленных для меня системой fantlab.

Слог, эрудиция, идея, сюжет. Очень хорошего качества, «нележалое», добротное. Безусловно, «человек в теле дракона» — это уже было и не раз, но — уровень РЕАЛИЗАЦИИ в «Слове о Драконе» как бы не на порядок выше.

Юмор и диалоги — живые и настоящие... Достоверные. Примерно половина. Остальные — похожи на лекции... и ими же и являются. И — о чудо! — их тоже интересно читать.

Никакой фентези — чистая добротная почти научная фантастика. Треугольник Стругацких — «Чудо, Тайна, Достоверность» — реализован идеально равносторонним.

Оценка : 10
«Одинокий дракон»
–  [ 13 ]  +

Дядюшка Шу, 21 октября 2008 г. в 07:22

Противоречивые чувства вызывает во мне этот роман.

То, что так понравилось Переслегину, меня постоянно и сильно напрягает. Умные герои, отсутствие культурного шока у сравнительно слабо технологически развитых аборигенов — я не могу принять это, я внутренне кричу «Не верю!» на каждом диалоге.

Ещё один раздражающий фактор — некая общая беспроблемность произведения. Дракон — супергерой, да. Ему всё удаётся, он не делает фатальных ошибок, он не испытывает потерь, не мучается выбором — а если даже делает, испытывает и мучается, то всё это как-то понарошку, такое впечатление. Ему всегда удаётся сделать задуманное, всегда хватает ресурсов и времени, он всегда может получить необходимую информацию, починить любую сломанную хреновину, победить в любом конфликте. Нет, братцы, так не бывает. Не верю! Неунывающий герой — это, конечно, замечательно, но дракон получился уж какой-то чрезмерно неунывающий. Перебор.

Беспроблемность не цепляет. Нет проблемы — не надо думать. Это не книга получается — это кино на бумаге. А вот, например, «Жестокие сказки» автора вполне проблемны, и нравятся гораздо больше. «Переведи меня через майдан» — супер.

Но несмотря на всё это, я с удовольствием прочитал и перечитал роман. Вполне приличный юмор, динамичное действие, нестандартный подход к разработанной теме. Понимаю, что чтиво, а поделать ничего не могу с собой.

Осознаю, что попадаю в «таргет-группу» людей, для которых был написан этот роман, сказка для технарей, «сказка для научных сотрудников младшего возраста» (с). Интересно, а лет сто этак назад писатели при создании произведений ориентировались на какие-то конкретные группы населения? Или тогда грамотная и читающая прослойка была столь невелика, что смысла не было делить её на какие-то группы?..

Оценка : 9
«Одинокий дракон»
–  [ 12 ]  +

duke, 13 февраля 2009 г. в 12:32

Неплохая, в принципе, книга, только уж больно простецкая. Читается влёт, сюжет увлекательный, идея интересная. Поставил бы оценку повыше, если бы тема, связанная с прогрессорством, была подана более серьезно. А в том виде, каком есть – много ляпов и несуразностей. Да и язык оставляет желать лучшего, тридцать три раза массаракш :). Самое правильное слово для подобного вида литературы – развлекательная. Какой-либо глубины, второго слоя или пищи для размышлений – не обнаружил. Что не помешало мне, правда, получить удовольствие от чтения. Чего и всем желаю!

Оценка : 7
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 11 ]  +

Mitson, 12 декабря 2013 г. в 17:36

Прочитал весь цикл. Он замечательный! По ходу чтения несколько раз рекомендовал цикл разным людям. Столкнулся с теми, кто уже читал его, и испытывает к нему чувство неприятия. В основном, из-за личности автора. Его обвиняют в высокомерии и в излишней жестокости в романах. Но по поводу жестокости кто-то из патриархов сказал: «Герой это тот, по вине которого гибнут другие люди». Даже в детских сказках есть такая жестокость. Да, я не рекомендовал бы цикл детям до 16, но не из-за сцен насилия и жестокости, а из-за некоторых сцен и просто намеков на сексуальные отношения героев.

А что по поводу личности автора... Я в душе неистребимый оптимист, и поэтому до конца верю в лучшее, верю в людей. Да, мне откровенно не понравилось, как Шумил вытряхнул всё грязное бельё в той истории с издательством (читал хроники конфликта на оф. сайте Шумила). Даже в его изложении видно, что местами и он был не прав. Мне хочется верить, что где-то в душе он тоже сожалеет, что такая история с издательством приключилась. И то, что он весь этот сор из избы выставил на всеобщее обозрение, никак не красит его, как человека. Но как автору романов я просто не могу его произведениям поставить ниже 8-9 баллов. Надо всё же отдать ему должное именно как автору: богатая фантазия, хороший слог, интересные сюжеты, легкий юмор и самое главное — умные герои, которые не тупят по прихоти или недосмотру автора.

Оценка : 9
«Дракон замка Конгов»
–  [ 10 ]  +

Arhc MC, 17 июля 2015 г. в 12:39

Больше всего этот роман напоминает сказку. Временами печальную, временами героическую, временами — очень лиричную, но всегда — светлую, добрую и оптимистичную.

Благородные лорды и несчастная замурованная дракона, отважный, умный и очень совестливый наследник лорда — пацан, неведомо как попавший в этот мир из Мира Полудня. Похожие на сцены из блокбастеров-боевиков сражения, хитроумно задуманные и сказочно удачные, да мало ли... И, конечно, умопомрачительный хэппи-энд.

По моему глубокому убеждению, книга эта направлена в первую очередь подростковой аудитории. С другой стороны, я прочитал роман с огромным удовольствием, хотя уже давным-давно не мальчишка. Может, в детство впадаю?

Но, скорее всего, главную роль сыграла доброта и пронзительный свет, пронизывающий книгу.

Рекомендую прочесть эту книгу тем, кто верит, что все-таки, несмотря ни на что, благородство и честь, совесть и доброта ещё не совсем исчезли из нашего мира.

Оценка : 9
«Давно забытая планета»
–  [ 10 ]  +

Podebrad, 11 ноября 2011 г. в 18:34

  Книга какая-то бессмысленная и беспощадная. Конечно, сюжет с оторванной от Земли колонией избит много десятилетий назад. Однако на этот избитый сюжет были созданы такие вещи, как «Планета изгнания», «Час быка», «Поселок». А что здесь? Довольно занудное описание полусадистского общества. Совсем уж занудное описание спасательной экспедиции. Драконы и их проблемы. Разные способы издевательств над местными и неместными девицами. Все это в совокупности вгоняет в стуупор. И ничего, что можно было бы поставить в плюс. Я уж не говорю о психологии героев, языке или там глубоких мыслях, но тут вообще ничего. Ну, многотомный сериал всегда пользуется спросом, независимо от качества.

Оценка : 1
«Давно забытая планета»
–  [ 9 ]  +

Demid, 03 сентября 2011 г. в 01:03

Впечатления от этой наполовину прочитанной книги самые отвратительные: бездарный графоманский роман с примитивным, серым сюжетом и убогим языком. Первая книга цикла была мне интересна необычным сюжетом, вторая заставила сопереживать главному герою, эта книга не цепляет абсолютно ни чем. Одна сюжетная линия неправдоподобна до абсурда — вчерашние необразованные крестьяне из средневековой эпохи с легкостью разбираются в компьютерных и космических технологиях, осваивают перемещение в параллельные миры. Вторая сюжетная линия — «попаданец» в варварский мир, реализована настолько бездарно, что по неволе приходиться сомневаться в наличии писательского дара у автора этого произведения. Стиль изложения, конструкция фраз, описание мыслей и чувств героев — все это на уровне школьного сочинения. Предельная простота и краткость предложений напоминают попытки нерадивого ученика не использовать сложные языковые конструкции, чтобы избежать ошибок в пунктуации. Из-за этого описания мест событий смотрятся убого, а главные герои выглядят туповато-примитивными, хоть автор и приписывает им необычайные возможности и умения.

Самое удивительное в этой книге — это то, что издатель вообще согласился ее издавать.

Не рекомендую читать никому. :-[ Макулатура.

Оценка : 2
«Одинокий дракон»
–  [ 9 ]  +

darkina, 07 августа 2008 г. в 12:46

Бедность сюжета и композиции искупает бойкий язык. Но не надолго. Если первая половина романа читается легко и весело, то вторая все тяжелее и грустнее. В какой-то момент просто открываешь последнюю страницу, читаешь ее и осознаешь, что узнать, что находится в середине книги совершенно не тянет. :-(((

Оценка : 7
«Одинокий дракон»
–  [ 9 ]  +

кириллыч, 05 апреля 2008 г. в 11:22

Никакая это не фентези. А шикарнейшая НФ. Сам по себе сюжетный ход крайне необычен. Дракон взявшийся двигать прогресс в мире людей — вот это поворот. И ведь до самой развязки не додуматься до правильного развития сюжета. Само действие невероятно динамично, и что радует — достаточно бескровно. Повторюсь — дракон в виде серого кардинала при повстанцах — это нечто. Читать всем. Аналогичных этому по сюжету и качеству произведений не нашел.

Оценка : 10
«Давно забытая планета»
–  [ 9 ]  +

alexey1978, 11 сентября 2007 г. в 09:16

Третья книга цикла производит удручающее впечатление. Свежие идеи у автора, видимо, закончились. Дракон изучен вдоль и поперек, печальная история последнего повелителя рассказана, какие-то технические новинки никого не удивят – ведь они сыплются на героев книги как из рога изобилия. О чем же писать дальше? Вот тут то, к сожалению, и начинается «мыло».

Коварный и страшный враг в виде «церкачей» исчез не попрощавшись, т.е. превратился в союзника, лишь изредка подающего голос. Но ведь с кем-то воевать надо. И начинается притягивание за уши. И чтобы мелко не выглядело – притянули целую планету.

Куда-то исчез юмор, которым особенно отличалась первая часть трилогии.

Дракон, как главный герой повествования, ушел на второй план. Занялся какими-то никому не нужными, скучными и неинтересными делами. Куда делись нестандартные решения? Ведь одни механические ежики из первой части стоили того, чтобы ее прочитать. Видимо, чтобы уж окончательно добить несчастного дракона, автор организовал ему двух жен, да еще и тещу,тем самым свалив на его голову кучу морально-этических проблем в лучших традициях латиноамериканских сериалов.

Вызывает большое сомнение и тот факт, что уровень грамотности туземцев, многие из которых еще десять лет назад не умели читать и в страшном сне не могли себе представить даже велосипеда, за такой не продолжительный период позволил им свободно развираться практически во всех научных сферах, свободно пользоваться компьютерами и гораздо более сложными приборами, оборудованием космических кораблей и станций.

Оценка : 6
«Ксапа хулиганка»
–  [ 8 ]  +

lammik, 15 июля 2018 г. в 15:54

Середина XXI века. Земляне научились строить порталы в параллельные миры. Дело это государственное. В том смысле, что занимаются им отдельные государства, разом получая в своё распоряжение целую планету, полную ресурсов. России повезло, мир достался практически идентичный нашему со сдвигом на 40 тысяч лет в прошлое. Подходит к концу очередной ледниковый период, на планете сосуществуют сразу три человеческих вида. Теперь вот надо договариваться с аборигенами о дружбе и сотрудничестве. Но нельзя, ООН запрещает(что?). И вот в один прекрасный день в цепкие руки коренных жителей попадает Оксана Давидовна Макарова-заде(кто?)...

Роман состоит из череды самоповторов — параллельные миры, сильная женщина в руках дикарей, полигиния, сиречь многожёнство и невозмутимые аборигены, легко принимающие все чудеса цивилизации. Всё это уже было в «Слове о Драконе» в том или ином виде.

Частенько встречается ситуация, когда гуманитарий принимается за фантастику и начинает плодить технические ляпы. Вот тут всё наоборот — отлично проработанные технические детали и просто ужасные ошибки с точки зрения социальных наук. Три небольших племени умудряются сосуществовать на ограниченной территории и при этом сохранять невзаимопонятные языки. Религия или её зачатки практически отсутствуют. Племенем управляют «уважаемые люди», этакий парламент. После Контакта уже через год аборигены легко пользуются мобильниками, управляют экскаваторами и даже вертолётами, хорошенько так обрусевая за пару-тройку лет. При этом каждого второго можно смело брать в земные академики.

Непонятно мне, чем автору не угодили денисовцы и неандартальцы, он их выставил практически животными, что, насколько мне известно, никак не соответствует ни современной генетике ни палеоантропологии.

Есть такое понятие как «наивная живопись». Так вот, Павел Шумил — это такой Пиросманишвили от литературы. Всё довольно примитивно, количество приёмов весьма ограничено, но при этом присутствует узнаваемый авторский стиль и, как говорится, «что-то в этом есть».

Оценка : 6
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Nay, 29 сентября 2017 г. в 21:21

Этот цикл для меня такая радостная неожиданная находка) Здорово и внезапно было найти в стародавнем сетевом проекте отечественного автора такой увлекательный цикл, вобравший лучшее от моих любимых фантастических вселенных двадцатого века. Я вижу тут и мир Полудня, и Хайн, и отголоски Перна (не из-за драконов, драконы тут совершенно другие физиологически и несут совсем иные идеи). Во главе старые добрые идеи гуманизма и прогресса, и раса драконов как их воплощение. Весь цикл я прочла запоем, не отрываясь, и каждая книга была по-своему хороша и интересна, каждая часть как отдельная грань продуманного мира и глубокого авторского замысла.

Из разряда мечтаний: если бы кто-то все же издал — оторвала бы с руками, прижала бы к сердцу и поставила на лучшую полку ;)

Оценка : 10
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

webstranger, 26 января 2016 г. в 03:01

Редко перечитываю, но тут то самое исключение .. и исключительным его делает сочетание юмора именно научной фантастики и ощущения альтруистичного созидания миров Стругатских.

Оценка : 9
«Одинокий дракон»
–  [ 8 ]  +

Darksnake, 25 января 2010 г. в 13:12

Идея на 8, художественное исполнение на 4 — средняя 6.

Переводя на русский язык, интересно придумано, но при этом с художественной точки зрения оставляет желать лучшего. Больше похоже на набросок для будущего романа, чем на сам роман. Кроме того, психология персонажей в полном провале.

Оценка : 6
«Эмбер. Чужая игра»
–  [ 8 ]  +

Dark_Warlock, 05 августа 2009 г. в 21:07

В какой-то из книг Павел Шумил написал примерно следующее: «Мне захотелось написать книгу, которая давала бы ответы на вопросы, оставленые в предыдущей. И при всём этом написать так, чтобы не пришлось менять ни слова в уже написаном.» «Эмбер. Чужая игра» — это очередная попытка написать книгу в подобном стиле. И попытка удачная.

Да, поначалу это это «чистый» Эмбер. Потом, понемногу, туда привносятся элементы «Полдня» Стругацких. И только потом, уже после прочтения книги полностью, понимаешь, что это реквием. Реквием как по Желязны, так и по обеим упомянутым мирам — мирам Эмбера и Полдня.

Оценка : 9
«Одинокий дракон»
–  [ 7 ]  +

KEHTABP, 31 октября 2021 г. в 08:31

Великолепная книга. Хорошо продуманная и хорошо написанная. Понимаешь всю её ценность только после прочтения второй книги цикла «Последний повелитель». Эмоции и впечатления точно такие же, как после 1 и 2 книг «Мира кристалла» Степена Вартанова. Там в первой книге показан главный герой, очень крутой, и очень много «роялей в кустах», во второй книге-приквеле всё объясняется.

Особо хочу немного пройтись по читателям, которые не дочитали эту книгу и начали писать, что это ерунда и графоманство. Прочтите ВТОРУЮ книгу, и всё поймёте. Всю задумку автора. Первую книгу читал раза 2, вторую раз 10.

Оценка : 10
«Одинокий дракон»
–  [ 7 ]  +

PlatonT, 16 февраля 2017 г. в 12:34

Не смотря на название книга является представителем твёрдой НФ. При чтении сразу чувствуется, что автор является поклонником творчества братьев Стругацких в частности и классики НФ в общем. Сама книга закручена очень лихо и держит читателя в напряжении до последнего листа, в бумаге вышла вместе со второй книгой цикла и хорошо воспринимается именно так. Мир созданный в книге очень живой и оригинальный, радует большое количество разных героев, с хорошо прописанными характерами. Всем любителям НФ категорически рекомендую.

Оценка : 10
«Долг перед видом»
–  [ 7 ]  +

VovaZ, 21 октября 2014 г. в 12:29

Мне кажется, Шумил из романа в роман спотыкается на одном и том же. Завязка и начало интересное и захватывающее, обладает ясной сюжетной линией и хорошей интригой.

Читать роман легко и интересно, пока не появляются драконы. С этого момента сюжет размывается, исчезает. Роман начинает растягиваться от сцены к сцене, завершается искуственно, без финала.

Сценизм, не плохой в первой части так же падает, становится сюсюкающим. Многие сцены вставлены исключительно ради забавных диалогов.

Образы героев мужеска рода объёмны, но крайне не цельны. Мотивация поступков слаба. Образы прекрасного пола всех 3 рас плоски и так же не стабильны.

Вставленные в роман брачные традиции цивиллизации ящеров привели меня в ужас. Автору не помешал бы грамотный психотерапевт.

Роман затянут, но читается относительно легко, и может быть воспринят благосклонно поклонниками драконьего цикла.

Оценка : 7
«Эмбер. Чужая игра»
–  [ 7 ]  +

Peter VY, 24 марта 2014 г. в 10:24

Просто читать как фэнтази очень неплохо. Хотя   психология человеческих отношений представляется в довольно упрощенном виде.

Поэтому (если не учитывать что это Амбер),   оценил бы на честные 8 баллов.

Но, это Амбер. И то, что сделал Автор — это шедевр. Не литературы, а интеллекта и изобретательности.

Итак, был Амбер (некий мир, непонятно как появившийся, живущий по своим неким непонятным законам). И вдруг появляется совершенно логическое обоснование ВСЕГО ЕГО. Что бы оценить такое посмотрим на наш мир. Вот наша вселенная, вот земля. Миллионам мыслителям, ученым понадобилось тысячи лет чтобы достаточно четко и логично, не противоречиво объяснить этот мир. Объем работы колоссален. Да мир Амбера на порядки попроще — но придумать систему в рамках которой амбер совершенно естественно является подсистемой это просто «фантастика» . Я сам изобретатель и могу оценивать изобретательский момент. А еще мне приходилось придумывать убедительные картинки событий под известный набор фактов даже для очень простых систем очень трудно. Пример — налоговый отчет небольшого предприятия живущего в реальной экономике и фентазийной системе законов (или наоборот как кому нравится — реальные законы для бизнеса который живет в условиях другого мира). Или написать стихотворение на заданную тему по заданным рифмам! Или были некоторые события, есть набор более менее известных и признанных фактов и на их основе придумать другую версию событий и что бы все легло как родное. У Шумила так легло как будто изначально под его проект Амбер проектировали! Народ. Зацените это (нет не лит. часть тут у каждого свое мнение и это правильно) а как фокус покус=10 баллов

Поэтому ставлю 9 баллов.

На мой взгляд Шумил один из самых изощренных и парадоксальных наших фантастов. Среди Западных фантастов на мой взгляд это Шекли. Если Шумил он сможет подтянуть литературно — художественную часть его произведения смогут составить золотой фонд Русскоязычной фантастики.

И еще. Не только детидолжны слушаться взрослых. Но и взрослые прислушиваться к детям. Шумила мне принесла дочь и начал его читать под ее давлением.

И не пожалел.

P.S. Только после написания рецензии обнаружил роман написан в 1998 году. Если это проба пера — тогда упрощенный психологизм имеет объяснение.

Оценка : 9
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

iskender-leon, 08 мая 2013 г. в 14:54

  Хороший цикл. Очень жаль, что из-за какой-то тёмной истории, связанной с конфликтом писателя и издательства, он до сих пор не издан полностью. А ведь он достоин этого, всяко будучи не хуже того, что сейчас издаётся как «научная фантастика». На самом же деле, его уровень значительно выше.

Что есть в этих книгах? Есть популяризация науки — книги написаны в целом в жанре «гуманитарной» фантастики — в основе лежат распространённые фантастические сюжеты — параллельные миры, ксенофантастика, а на более «низовом», не сюжетообразующем уровне повсеместно встречаются фрагменты, которые безусловно относятся уже к «твёрдой» фантастике.

Есть то, что можно охарактеризовать словами дружба, товарищество, «чувство локтя», сплочённость. И ещё — доверие, которого многим не хватает в реальной жизни. Очень много юмора, задорной и не злой иронии. Хватает разнообразных приключений, но без того, что называют экшеном.

В меру социальные, в меру приключенческие, в целом это романы о становлении и поиске своего места в мире личности. Да на сей раз личности, а не человека. Точнее не только человека, но как следует из названия цикла — и дракона.

Понравилось, что автор привязал действие романов к некой условной Метавселенной, посредством заимствования и упоминания некоторых известных идей. Окно контакта от Станислава Лема, кажется «роддеры» из Лукьяненко, ну и конечно больше всего взято от Стругацких.

Отельной строкой о статусе «любой» в классификаторе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Имхо, довольно безответственно подходят читатели к классификации произведений на Фантлабе. Этот цикл — типичный пример. Да, в книге нет чернухи, она в самом деле должна быть рекомендована широкому кругу читателей. Да, дети сейчас всё и обо всём узнают очень рано. Да, это очень добрые и светлые книги. Но любой — это любой. И если ребёнок только что прочитал «Волшебника изумрудного города», то неужели вы тут же дадите ему текст, где рассказывается о том, что у расы разумных динозавров дефлорация происходит с применением когтей или текст, где дракон рассуждает этично ли спать со своей приёмной дочерью?

Позволю также дать совет всем не читавшим, но собирающимся это сделать, хоть и с оговоркой, что подобные вещи достаточно индивидуальны. Я как правило понравившиеся циклы читаю запоем, проглатывая их в один присест. Этот же цикл — исключение. Советую делать перерывы в месяц-другой между партиями по два-три произведения, чтобы не возникло чувство однообразия. Несмотря на то что сюжеты сильно разнятся между собой, несмотря на то, что меняются и тасуются герои, некоторое чувство предопределённости и ощущение предсказуемости имеет место быть. Более развёрнуто без спойлеров об этом сказать не могу.

Оценка : 9
«Переведи меня через майдан»
–  [ 7 ]  +

biguho, 29 марта 2012 г. в 17:07

Это случилось! В первый раз местные персональные рекомендации выдали мне произведение, которое я смог дочитать до конца и которое заставило поставить себе очень высокую оценку. Хотя формально это никакой не роман, это скорее повесть и по фомату и по композиции, ну да не важно, не так ли? Я честно говоря, такие книги не люблю, они заставляют меня немного подумать, а это напрягает :) Вокруг меня в реальном мире и так слишком много того, что заставляет задумываться, дёргаться и напрягать извилины. С другой стороны (лично моё мнение) произведение очень очень похоже на олдскульные произведения НФ, мне лично пришёл на ум Саймак, может поэтому все таки понравилось, не знаю.

Интересно, захватывает — читал до 5 ночи и толком не выспался, но доволен, т.к. сейчас такое уже не пишут. Всё больше злобных эльфов и мегакрутых супергероев, что постепенно утомляет согласитесь. Серёзный минус,на мой взгляд только один, зато большой. Финал книги: этот посовый, дешёвый, уже навязший на зубах приём, закончить книгу на самом так сказать интеречсном месте. Можно возразить, мол автор сам даёт возможность читателю додумать, домыслить, и бла-бла-бла.. но лично у меня возникло ощущение того, что у уважаемого Павла просто не хватила воображения для достойного окончания. Из-за этого минус балл.

Итог. Пожалуй даже можно купить на бумаге, лучше в составе какого-нибудь сборника-антологии, хотя пречитывать в скором времени не хочется. Спасибо за внимание.

Оценка : 8
«Эмбер. Чужая игра»
–  [ 7 ]  +

nibbles, 09 мая 2011 г. в 12:13

За время написания «Эмбер. Чужая игра» ни один литературный мир не пострадал! Браво! Мир Желязны и мир Стругацких только выиграли от того, что за них взялся Шумил.

Во-первых, никто и не сомневался в литературном профессионализме Шумила (Сомневаться? Это после «Слова о драконах»-то! Да, вы о чем!) — он из тех авторов, которым вполне по силам подхватить «палочку» из рук мэтров.

Во-вторых, повернуть сюжет (или развить идею, или рассмотреть концепцию) не просто перпендикулярно, а — в другой плоскости (а может — в другой системе координат?) — абсолютно правильный шаг для тех, кто пытается писать фанфики и продолжения.

В-третьих, не развить ОДИН литературный мир, а СПЛАВИТЬ ДВА — на такой шаг отважится далеко не каждый писатель (и что-то я таких не припоминаю).

Ну, и — «самостоятельные» параметры — чисто шумиловские «штучки»: легкий стиль диалогов, самоироничный внутренний диалог персонажей, самостоятельные выпуклые персонажи (очень «живые», не «для фона»), легкий приятный юмор и столь же легкий оптимистичный стиль изложения (оптимизм — это, вообще, конек Шумила, унаследованный им из советской школы фантастики ранних Стругацких и Ефремова):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Еще в заброшенном транспортном тоннеле ее до смерти напугала крыса, за которой бегал маленький — с кошку — многоногий кибер обслуживания, выпущенный еще в прошлом веке. Кибер монотонно лепетал: «Прошу вас покинуть техническую зону». Крыса со всех ног пыталась покинуть, но не знала, куда.»

В-четвертых, поддержана не только идея, но и дух ранних Стругацких (хорошего и доброго в мире будущего таки больше) и Желязны (персонажи ироничны, самодостаточны, не ч/б)...

«Маст рид»? Я бы настоятельно советовал. Но не для всех. «Сотворившим себе кумира» (из Желязны или из Стругацких) или/и не терпящим отклонений от «каноничного текста» (уж сколько копий они сломали о Еськовские «Евангелие...» или «Последнего кольценосца») — явно противопоказано. Во избежание.

Оценка : 9
«Переведи меня через майдан»
–  [ 7 ]  +

Ny, 25 февраля 2010 г. в 13:17

С интересом прочитал повесть П. Шумила «Переведи меня через майдан». Такой тип фантастики я наиболее приветствую – написано увлекательно, мощно, живо, плюс некая научная составляющая. Приключенческая струя сюжета удачно разбавлена информационными отступлениями и размышлениями. Лирические вставки в виде стихов очень хорошо дополняют атмосферу произведения, а воспоминания героя ненавязчиво и своевременно разрешают вопросы читателя. Произведение во многом скорее «настроенческое» (т.е. воспринимаемое через сопереживание), чем научно-фантастическое. Сам автор очень правильно определил его как сказку.

Положительное впечатление здорово подпортили многочисленные мелкие и крупные недочёты. Автор перемудрил, пытаясь сделать арену для похождений героя сложнее, а ситуации – драматичнее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, ещё при чтении удивила ситуация в завязке, когда дроп-шип автоматически катапультирует экипаж при аварии. Пилот получает смертельную травму черепа, ударившись головой об неотделившийся лист обшивки над креслом. Это что же за нормы безопасности в будущем, если человека катапультируют головой в потолок? Противоперегрузочное кресло спускаемого аппарата не имеет подголовника или высокой спинки, возвышающейся над головой? Курам на смех! Сейчас в автомобилях кресла надёжнее, ибо указанную деталь имеют. С другим ситуационным ляпом столкнулся, когда слегка обдумал эпизод на технохуторе Лианы. Склад с запчастями засыпан оползнем – три поколения мутантов-интеллектуалов не смогли выдумать средство для проникновения на этот склад. Игнат прокладывает себе путь через вентиляцию (классика жанра!), ползком передвигаюсь в узком тоннеле. Примечательно, что на технохуторе имелся многофункциональный некрупный робот (который в тексте всё время мельтешит вокруг персонажей). Неужели сложно было пустить в вентиляцию его? Другой вариант очистить проход к воротам снаружи – отвести ближайший ручей (в тексте он упомянут) и за несколько лет размыть потоком воды тело оползня. Обладая оборудованием для терраформирования и массой свободного времени, мутанты вполне смогли бы реализовать оба варианта. Оба примера ухудшают историю: первый – некорректностью детализации и обстановки, второй – несоответствием между ролью персонажей в произведении и реальными их действиями.

Далее, меня очень удивила мнимая безвыходность положения человечества на Менте, с таким трагизмом развёрнутая в эпизодах повести. Прежде всего, неясно что это за зверь такой – мутация поворачивающая эволюцию вспять. Мутация – это аномальное изменение в генотипе. Эволюция — это процесс изменения живых существ под влиянием среды, грубо говоря. Как мутация может запустить процесс наоборот? Тут и факторы отбора должны действовать в сторону регресса (хотя даже при этом эволюционный процесс не идёт в обратном направлении!). Неясно откуда вообще появились три «чистые» популяции (деги, голыши и мунты), если первоначально последние волны колонизации свободно скрещивались. Автор, вероятно, туманно представляет себе механизмы эволюционного процесса. Хорошо, предположим, даже такая мутация появилась и закрепилась в период высококультурного общества (фантастика ведь!). Но сообщество дегов, опускаясь до уровня животных, снова окажется в природных условиях под действием естественного отбора и вредная мутация будет отсеяна автоматически. Причём известно, что мутация имеет доминантный характер, а значит, геном популяции дегов, если верить законам Менделя, включает гетерозиготные и гомозиготные рецессивные по этой мутации генотипы. Мунты, имея в своём распоряжении, переносное оборудование для определения генотипа, могут без проблем отобрать (или вывести) дегов, не несущих вредных генов и строить из них любое общество. Более того, голыши, обладая безопасным (от деградации) геномом представляют собой отличную базу для социализации и окультуривания. Разговоры о том, что язык делает культуру в данном случае — глупость. Язык – это средство передачи информации. Есть информация – есть культура. Языка в данной ситуации и не нужно – мунты и голыши необходимым «языком» уже владеют. Достаточно найти способ заинтересовать голышей информацией. Нужно разработать методику обучения, что и было замечательно продемонстрировано на примере Зверька. Таким образом, мрачная картина упадка, набросанная автором, — мираж (даже на первый взгляд видны ошибки). Усилия мунтов по стабилизации генофонда – некорректны (есть несколько более простых решений). Часть приключений героя – иллюзорна (они не могли произойти по указанным выше причинам). Перечисленные ошибки вызвали у меня от повести ощущение бутафории и спектакля. Внутренние переживания героя, причины поступков персонажей и острые моменты, вместо того, чтобы сыграть отведённую им роль, из-за невнимательного отношения автора обернулись клоунадой. Очень жаль.

Ещё один неприятный для меня момент – постельные сцены. Не люблю я открытого физиологизма. Можно было всё это показать и скромнее.

Оцениваю данное произведение как приличную приключенческую историю, где о логике происходящих событий лучше не задумываться, подчиняясь исключительно действию. Тогда от текста вполне можно получить удовольствие и эмоциональную нагрузку.

Оценка : 7
«Одинокий дракон»
–  [ 7 ]  +

viv, 10 ноября 2007 г. в 23:37

На фоне засилия фентези с хорошо (а большей частью плохо) написанными приключениями всяких драконов, эльфов, и иже с ними НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА с драконом в главной роли — это нечто неожиданное, да еще и неплохо написанное. К тому же происходит это все из Мира Полудня Стругацких, автор — ученик БНС и неплохой, по-моему, ученик.

Остальной цикл — читается с переменным успехом, что-то написано достаточно сильно, что-то кажется слабым, искуственным. Жаль, что Шумил мало издается — читать буду с удовольствием.

Оценка : 8
«К вопросу о природе семейного счастья»
–  [ 6 ]  +

lammik, 26 июля 2018 г. в 16:52

Экспедиция с Земли отправилась к отдалённой планете — единственной в известной Вселенной с кремнийорганической жизнью. Но всё пошло не по плану и корабль во время прыжке к далёкой звезде отправился в прошлое на тысячелетия назад. Обратной дороги нет и только отчаянные хронодесантники могут дать шанс людям покинуть железную коробку базы, сделав открытый мир не столь враждебным и чуть более привычным.

Несколько прямолинейная история про покорителей Природы и Космоса, не привыкших отчаиваться и опускать руки. Можно сказать, что сюжет движется по магистральному шоссе советской фантастики, отринув сомнения и рефлексии боковых её дорог и тропинок.

Оценка : 7
«К вопросу о смысле жизни»
–  [ 6 ]  +

lammik, 25 апреля 2018 г. в 18:11

Планета Танта. Где-то на ней в замке Конгов томится дракона Элана. И томиться её ещё целых пять лет. Из будущего на Танту прибыл внук Эланы, но освободить её не может — временные парадоксы, знаете ли. Вернуться в будущее тоже не может, энергии не хватает. Застрял. И вот, будучи гуманистом как все драконы, он слегка корректирует местную этнографию в части воздаяния почестей божествам.

Остроумный рассказ о незадачливом хронопутешественнике, которого даже долг перед будущим не заставил забыть о ценности каждой человеческой жизни и любви.

Оценка : 8
«Давно забытая планета»
–  [ 6 ]  +

NikolaSu, 23 декабря 2015 г. в 10:50

Первые два романа цикла были просто замечательными.

Здесь же — как бабка отшептала!

Дракону нечем заняться и он больше половины книге занимается непонятной фигней.

Очень нудно и скучно описывается куча мелочей. Просто чувствуется как автор льет воду пытаясь раздуть объем романа.

Раздражает, что вчерашние безграмотные пастухи стали супер инженерами, учеными и космическими десантниками.

Раздражает нелогичный мир Сэконда в котором Сандра тупо пытается что-то изменить. А где же дети? Женщины живут в бараках, спят по двое на нарах. Откуда берутся люди если никто не рожает?

Раздражает большое количество пошлости. В первых двух романах я совершенно этого не замечал. Я не ханжа, но многие скабрезности в книге вызвали у меня неприятие.

Сплошное разочарование.

Оценка : 5
«Этот мир придуман не нами»
–  [ 6 ]  +

vanokh, 03 сентября 2015 г. в 11:37

Как и почти остальное у автора, затягивает и не дает остановиться, пока все не прочитал) Общее впечатление — эдакая адаптированная смесь Каравана мертвецов и Долга перед видом. Адаптированная — потому что гораздо меньше научной и технологической составляющей, видно, что автор пытался вывести на женский роман. Однако, к концу все вышло на привычно стилизованную колею)

Плюсы — все тот же авторский стиль «ползучий эмпиризм», насыщенность повествования, юмор и позитив. 10 баллов

Минусы — затянуто и кульминация возникла поздно и неожиданно, как deus ex machina. Характер мужского ГГ — пожалуй, недораскрыт; женского ГГ — черезчур уж противоречив, то рабыня, то воин-бунтарь, то хакер-самоучка... -2 за все

Одна из центральных идей, обучение через программирование, понравилась, но проходит как-то рвано и не раскрыта в плане недостатков — только призрачный глобальный и совсем уж мизерный локальный, в виде головной боли.

Привязку к миру Стругацких комментировать и оценивать не буду — читал все же как отдельное произведение)

Оценка : 8
«Жестокие сказки» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

anagor1, 09 августа 2015 г. в 21:51

Сборник вполне мог бы выйти в серии «Время учеников». В широком, конечно, смысле: не в плане сиквелов-приквелов, а по духу. Автор явно видит в АБС своих учителей, чего, впрочем, и не скрывает.

Но вот в чем дело. Мне кажется, что понятным преклонением перед учителями автор создал себе некий идеал, который ему мешает: задает планку, которую автор, вообще говоря, мог бы и превзойти — таланта-то очевидно хватает, — но сам в это, видать, как-то не верит и потому превзойти не умеет. Точнее, не «превзойти», слово неправильное («превзойти учителя» — это откуда-то с востока, ложная аллюзия). АБС незачем «превосходить». АБС — опора, фундамент в социальной НФ — да, но не идеал, не цель. Они творили дискурс, наполненный идеями, витавшим в воздухе того времени и той среды, в которых они жили. Но времена меняются, идеи ныне витают иные, культурный багаж человечества потяжелел (в том числе благодаря АБС), Храм вырос на пару этажей... И как-то, блин, иначе всё теперь видится с новой его высоты, разве нет? Уж и само направление строительства сомнительно — вверх ли растем-то? То есть, легкая ностальгия по старой-доброй советской фантастике — это хорошо, но на мой вкус не хватает... актуальности, что ли. Не в лоб, не в вульгарном смысле актуальности, не политики какой-нибудь кромешной-крымнашной, а вот именно в смысле идейном...

Это я пытаюсь выразить некое общее впечатление от сборника, воспринимаемого мной как срез творчества автора. Фактически, стараюсь объяснить (самому себе прежде всего), почему мне больше других понравились рассказы как раз-таки скорее иного толка, «дивовского» что ли, нежели ученического — первый и третий.

А в целом — вывод понятен. Автор очевидно талантливый и умелый. Но не совсем «мой», поскольку, имхо, больше все же умелый, чем таланливый. Предпочитающий «делать» свои вещи, то есть, в первую очередь производить потребительскую продукцию, а уж затем — творить. Эх, наплевать бы ему на правильные шаблоны, на читательские вкусы, и даже на всех учителей вместе взятых...

Оценка : 8
«Должны любить»
–  [ 6 ]  +

anagor1, 21 июня 2015 г. в 12:23

Тема не раскрыта. Ее никто и не пытался раскрыть. Вообще непонятно, причем она тут. Если, конечно, не полагать, что это исключительно из любви к ближнему невинные детишки уничтожают биосферу целой планеты. Н-да. От таких доказательств способности любить «мне становится страшно за рассудок и нрав». Так что аннотацию автору стоило бы сменить. Да и название тоже.

С темой вообще тяжело. Мне ведь в отзыве что прежде всего нужно сказать, чтобы не заставлять всех дочитывать свои антимонии до конца? Какого рода книга, о чем она. Вот, тужусь сформулировать. Скажу так: перед нами подростково-производственный роман о романтике дальнего космоса. Сделанный классно, но... В романтике ему далеко до уровня Крапивина и Булычева. В научно-технической мотивации молодежи он уступает Горькавому, хитро воспользовавшемуся наработками Роулинг (которая при этом в понимании психологии подростков даст сто очков вперед Шумилу и Горькавому вместе взятым). В производственной же тематике после «Хобо» Жарковского мне как-то даже трудно сообразить, что «Должны любить» был написан на два года раньше. Может, 10 лет назад он не выглядел бы вторичным. Увы, прочел я его только сейчас.

Своя аудитория у книги, наверное, есть. Например, юные любители Kerbal Space Program. Но большинство типичных современных читателей, закрыв книгу (а дочитать себя до конца она многих заставит: написана мастерски, затягивает) испытают, скорее всего, легкое недоумение в стиле сакраментального «Ну, и?» Ибо вся фабула укладывается, по сути, в бессмертные слова Чебурашки: «Мы строили, строили — и, наконец, построили! Ура!» Сюжет богаче, да, автор не забывает его вовремя поворачивать, но вся беда в остром дефиците значимых конфликтов и интриг. На одном только мучительном сомнении «построят или не построят» внимание удержать трудно. А самый интересный и, наверное, самый глубокий вопрос — о мотивах Макса — так и остался без ответа; такое чувство, что автор про него просто забыл к финалу. Нет, ну вот на хрена Макс все это учинил? Прозвучавшее в книге объяснение «Пацан сказал — пацан сделал!» как-то не катит для чувака, не обделенного интеллектом. Вообще, если ум и манипуляторские способности этого ключевого для книги персонажа понятны, то человеческая натура его как-то ускользает, сколько не вглядывайся. То ли пришелец какой-то засланный, то ли столь гениален, что простым смертным не понять, то ли у автора в шаблон не вписался...

Зато весьма объемным лично для меня оказался образ Эльвиры. (Стихи ее, кстати, не шедевр, но это хотя бы вправду поэзия, а не рифмованные розовые сопли, обычные и для инета в целом, и для здешнего форума в частности.) Дело, увы, в том, что данный типаж возвышенной творческой пубертатной женской личности хорошо мне знаком по жизни. С такими девочками огромное удовольствие разговаривать о поэзии при Луне на набережной, но крайне не рекомендуется вместе спать и вместе работать — огребешь проблем по полной программе под рефрен «ах, извини». И в этом плане весьма сомнителен психологический аспект книги. Четыре человека за четыре года... ну да, типа «должны любить» каждый каждого до умопомрачения. Хотя куда вероятнее, что выбранные более или менее случайно, они за такой срок свихнутся и поубивают друг друга. Но это, конечно, будет другая книга.

В этой же, резюмируя, у автора получилось нечто весьма качественно сработанное, но «непонятное смыслом своим».

Оценка : 7
«Этот мир придуман не нами»
–  [ 6 ]  +

marhoily, 14 мая 2015 г. в 10:16

Очень трудно стало в русской литературе находить недетскую и при этом позитивную фантастику. Кому не нравятся книги с мрачной атмосферой и хочется почитать что-нибудь посветлее и поприятнее — вам сюда.

Оценка : 10
«Переведи меня через майдан»
–  [ 6 ]  +

svarga, 26 ноября 2011 г. в 15:11

Планета-рай. Делать ничего не нужно: ни пахать, ни сеять. Под каждым кустом готов и стол и дом. Руку протянул — вот и сыт. И в условиях такого райского изобилия разум неминуемо затухает. Зачем напрягать извилины, если все есть и ничего больше не нужно? Но сохранение разума — приоритетная задача для небольшой группы обитателей этой планеты, и для этого организуется изгнание из рая. Жестокое, кровавое, с нарушением всех мыслимых морально-этических норм, но цель оправдывает средства.«С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм.» — Тургенев в данном случае не прав. Чтобы не замерзнуть от холода нужен огонь, для огня нужны дрова. Лес рубят — щепки летят. Ребенок рождается в муках, новый — очередной, — мир рождается через кровь. Потому что иначе искра разума погаснет. Потому что иначе нельзя. Потому что иначе во вселенной появится еще одна планета обезьян. И некому будет звучать гордо.


зы Имя главного героя звучит знаково. Как там Звали основателя ордена иезуитов?

Оценка : 10
«Одинокий дракон»
–  [ 6 ]  +

kastor, 27 сентября 2007 г. в 16:03

Прочитав «Жестокие сказки», которые, в общем, понравились, через некоторое время понял, что почти ничего из них не помню. Посему решил не продолжать с автором Шумилом. Вернулся не без колебаний, и принялся за «Одинокого Дракона» лишь по рекомендации такого авторитета, как С.Переслегин, и пожалел лишь о том, что не прочитал книгу десять лет назад, по свежим следам. Тогда это было бы значительно острее. Тем не менее, книга, хранящая «стругацкие следы» хороша сама по себе. Возможно, чуть не хватает искомой глубины, но читать приятно, а «прогрессорство в особо крупных масштабах» забавляет и восхищает одновременно. Главное автор сделал: заставил полюбить героев, которые прописаны мастерски. Будем читать дальше. Отзывы – по мере прочтения.

Оценка : 8
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

KEHTABP, 31 октября 2021 г. в 08:34

Одна из моих самых любимых книг. Очень грустная, но всё равно оптимистичная. Перечитываю раз в год-полтора.

Обязательно читать только после первой книги. Хотя это и приквел, но читать нужно только в этом порядке

Оценка : 10
«Долг перед видом»
–  [ 5 ]  +

lammik, 02 мая 2018 г. в 15:23

На одной из планет долгопериодической переменной звезды живут разумные динозавры. Вот только звезда скоро начнёт терять яркость и с этим что-то нужно делать. Ради спасения вида ящеры решили немного подсократить население, заодно и колонизировать иные миры. Один из ящеров по имени Болан должен стать имплантом — войти в группу колонизации. Вот только он с этим решительно не согласен — не ощущает долга перед видом...

Драконы добрались аж до соседней галактики, но на контакт с чужим разумом вышли только сейчас, да и то разумность ящеров оказалась лишь последствием драконьих экспериментов. Пока речь шла о том, как Болан с подругой спасаются от почётной миссии в ином мире, всё шло очень хорошо. Там даже сложно понять, что речь не о людях. Потом группу Болана забросили по назначению, появились драконы и интрига увяла. Проблема в том, что драконы фактически всемогущи — бессмертны, энергию измеряют в единицах массы, могут решить этот ящерский вопрос множеством способов от изменения режима светила до коррекции альбедо планеты. Совсем не заскучать не даёт авторский юмор, при этом несколько напрягают постоянные дефлорации, соития и т.д. Другое дело, что в сухом остатке это именно то, что привнёс в текст сам Павел Шумил, ведь параллельные миры, путешествия во времени и контакты между разумными уже многократно описывались и ещё не раз будут описаны фантастами разной степени одарённости.

Оценка : 7
«Стать Драконом»
–  [ 5 ]  +

lammik, 22 апреля 2018 г. в 12:15

Драконов стало очень много. И решили они создать драконий рай, терраформировав для этого целую безжизненную планету. Вот только опять вмешались люди и создали на ней человеческий ад. Так появилась планета-тюрьма Зона. Один из заключённых Зоны, широко известный как Мрак и менее известный как Стэн Фред, спасает детёныша дракона от гибели. Это его счастливый билет наверх, прочь с Зоны, на свободу. Вот только есть такая штука как привязанность. И не только детёныш привязывается к своему взрослому, но и наоборот...

Роман написан в авторской стилистике — мудрые драконы, желающие всем добра и неоднозначные люди. В конце концов все найдут меж собой точки соприкосновения и всё будет хорошо. Несмотря на появление нового героя, автор начинает повторяться. Хотя и читается роман по-прежнему очень увлекательно и быстро.

Оценка : 7
«Дракон замка Конгов»
–  [ 5 ]  +

lammik, 20 апреля 2018 г. в 12:30

Драконов стало много. И вот одна молодая дракона в нарушение всех запретов прибывает на планету ролевиков, что отказались ото всех преимуществ прогресса и добровольно решили жить в средневековье и по средневековым же правилам. И по правилам этим дракон — это либо отличное украшение для обеденной залы, в виде головы само собой, или же живое оружие, заставляющее трепетать соседей и с особым усердием платить подати, а не то... ну вы поняли. Дракона Элана, воспитанная на гуманизме, терроризировать округу отказалась, за что и стала пленницей замка Конгов на целых 200 лет. Но всё в мире меняется, на свет появился лорд Джон из рода Конгов и был представлен драконе...

Трогательная повесть о дружбе мальчика и драконы. Через всю книгу проходит мысль о том, что прогресс — это не только про науку и технику, это еще и про нравы. Гуманизм — это здоровое будущее для любого разумного вида. А разумные разных видов должны уметь договориться.

Оценка : 8
«Слово о Драконе» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

lammik, 19 апреля 2018 г. в 09:23

XXIII век, люди начали осваивать параллельные миры. Вот только границы между мирами непрочны и нестабильны. Так на параллельной Земле остался Джафар — последний из Повелителей. Проснувшись через тысячу лет, он не узнал мира, в котором застрял, пусть и по своей воле. Вся власть и знания в руках у Церкви, работает инквизиция, любителям почитать без патента выкалывают глаза. Пусть и оставшись в одиночестве, Джафар решил продолжить ту миссию, ради которой прибыл в этот мир. Через несколько лет в Замке Повелителей очнулся первый Дракон.

Хорошая приключенческая трилогия, читается как нож по маслу. Ингридиенты не новые, но похлёбка получилась вкусной, о потраченном времени не жалеешь. Развлекательная, в хорошем смысле слова, фантастика, слегка начинённая инженерными подробностями, что можно считать фирменной фишкой автора. Вторая часть интереснее и драматичнее первой и последней. Однако, довольно вегетарианский эпилог делает и её несколько несерьёзной. Все враги тут — это будущие союзники, друзья и даже «рабыни». При этом каждый встречный — потенциальный профессор и манипулятор планетного масштаба, просто с детством им не повезло как правило. Но встреча с Драконом всё резко меняет и вот уже в каждой деревне по коммуникационном центру, бывшие пастухи пишут программы, летают на чужие планеты и двигают прогресс в соответствии с гениальным замыслом Дракона о восьми мозгах. Если вся эта легковесность вас не раздражает, то читайте на здоровье — получите удовольствие.

Оценка : 8
«Последний Повелитель»
–  [ 5 ]  +

lammik, 16 апреля 2018 г. в 18:34

Смешно, не правда ли, смешно,

Когда секунд недостает,-

Недостающее звено —

И недолет, и недолет.

Владимир Высоцкий

Последний Повелитель очнулся от анабиоза. Прошла тысяча лет с той поры как остальные Повелители в спешки покинули этот мир. Однако для Джафара ничего не изменилось — долг требует продолжить то, ради чего группа землян по нуль-т отправилась в параллельный континуум — вести мир по дороге прогресса и гуманизма...

Роман о долге и любви. Всю книгу не покидает ощущение надвигающейся катастрофы, даже в самые смешные моменты. Ведь мы знаем содержание первой части цикла, ещё и эти эпиграфы из «Прерванного полёта» Высоцкого. Градус драматизма намного выше, чем в первой книге, чёткие отсылки к творчеству Стругацких вплоть до монет повышенного качества. Узлы, завязанные в предыдущем романе, аккуратно расплетены, сделана интригующая заявка на сюжет следующей части цикла.

Оценка : 8
«Одинокий дракон»
–  [ 5 ]  +

lammik, 15 апреля 2018 г. в 16:19

Он — дракон с разумом человека или же человек в теле дракона. В любом случае, он не помнит, откуда появился в этом мире и для чего. А мир этот вроде бы и Земля и не совсем. ХХ век от Рождества Христова, но в ходу гужевой транспорт, феодальные отношения и ведьм жгут на костре. И вот в таком вот антураже новоявленный прогрессор и начинает поправлять ход местной истории с целью уровнять бег времени лет так через 150.

Если Стругацкие нас убеждали в том, что прогрессорство — это сложная работа над очень уязвимой системой, где навредить гораздо легче, чем что-то исправить, тонкая и ответственная как работа хирурга со скальпелем, то у Павла Шумила прогрессорство — это весёлая, прямо таки удалая, работа как у лесоруба с топором. Размахнись рука, раззудись плечо. Адское везение, практически первый встречный мужик оказывается местным гением, затем гении посыпятся как из ведра. Любая крестьянка легко воспримет сложную телекоммуникационную систему, мужики легко запрыгнут во впервые увиденный вертолёт и так далее. Опять же невозможно понять, как в мире, где и паровые машины под запретом, местная церковь умудряется контролировать и эффективно управлять целой планетой.

Но читается легко, задачу по развлечению читателя выполняет прекрасно. По настроению книга напомнила «Чародея поневоле» Сташеффа, а уж никак не «Трудно быть богом». Буду читать следующую книгу цикла, там обещают объяснения.

Оценка : 7
«Стать Драконом»
–  [ 5 ]  +

PlatonT, 16 февраля 2017 г. в 13:34

Новая веха цикла «Слово о Драконе», мы встречаемся с новым героем, человеком попавшем в ад созданный человечеством, человеком умеющем ставить и достигать цели. Он выжег в себе понятия «совесть», «привязанность», «мораль», осталась только «целесообразность». Но вмешательство драконов изменят его мир. Книга написана в стиле классики американской фантастики 60-х, 70-х, годов.

Оценка : 9
«Давно забытая планета»
–  [ 5 ]  +

PlatonT, 16 февраля 2017 г. в 12:55

Что делать когда ты наладил прекрасно действующий механизм? Когда твои ученики стали работать автономно, а у тебя всё зудит от желания решить новую проблему? А тут ещё и молодёжь куда то пропала. Книга написана от лица нескольких героев, а новый мир создан под влиянием «Тарнсменов Гора», Ефремова и Стругацких. Очень жёсткое и увлекательное чтение

Оценка : 9
«Процент соответствия»
–  [ 5 ]  +

aviraen, 13 декабря 2016 г. в 19:08

Фантастов советской школы осталось мало. Хотя их всегда было мало на самом деле даже в советском союзе.

О чем эта книга? Это производственный роман о цивилизации рыб как ни странно, о том как они стремились к освоению неизведанного. Непознанной Глубины и Не представимой Суши. Если этот концепт вам не кажется интересным значит вам не надо читать эту книгу.

прр прекрасный язык и персонажей говорить уже не буду.

Рекомендую всем.

Оценка : 10

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх