Илья Варшавский отзывы

Все отзывы на произведения Ильи Варшавского



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 746

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»

«Тупица»
–  [ 5 ]  +

Kuntc, 29 декабря 2007 г. в 00:41

Если отбросить весь фантастический антураж: счетные машины, двадцать третий век и прочее, то все равно получится отличный реалистичный рассказ. Фантастика-то здесь играет вспомогательную роль. Ведь и в обычной нашей повседневной жизни, не специалист, новичок с незатуманенным научными теориями взором может сделать что-то стоящее, над чем профессионалы безнадежно ломали головы несколько лет. Так что, кто тупица, это еще поспорить можно…

Оценка : 9
«Современная сказка»
–  [ 5 ]  +

Kuntc, 25 декабря 2007 г. в 03:27

Давний вопрос: может ли изобретение стать лучше и эффективнее его создавшего и превзойти творца. Автор рассмотрел движение в обоих направлениях: прогресс творения и регресс конструктора. К интересному результату в итоге пришли.

Оценка : 8
«Душа напрокат»
–  [ 5 ]  +

Kuntc, 22 декабря 2007 г. в 18:09

Концовка совершенно не подходит по стилистике к остальной части рассказа. Начиналось все как неплохое НФ, а закончилось почти как самый настоящий хоррор. Можно было бы и поэлегантнее завершить. А вот идея рассказа показалась мне очень интересной.

Оценка : 7
«Тревожных симптомов нет»
–  [ 5 ]  +

viv, 17 декабря 2007 г. в 19:35

Как страшно все забыть. Любовь, дружбу, даже детей... Нужно ли человеку такое бессмертие?Страшненький рассказ.

Оценка : 6
«Происшествие на Чайн-Род»
–  [ 5 ]  +

ozor, 30 ноября 2007 г. в 20:35

Ай да миссис Хемфри со своим зонтиком! Как говорится, хорошо... но мало! Эту тему можно было бы посмаковать.

Оценка : 8
«Побег»
–  [ 5 ]  +

myth_drannon, 11 сентября 2006 г. в 09:15

Свобода ... а может каторга ? Маленькие человечки в руках монстров.

Как знакомо и актуально.

Тяжёлая концовка, но так и лучше наверно.

Оценка : 10
«Петля гистерезиса»
–  [ 5 ]  +

NAV&gator, 16 августа 2006 г. в 23:46

И хотя после первой страницы сюжет был ясен — читал с удовольствием. Весёлый, сатирический, великолепно исполненный, мастерски написанный. Наверное самый лучший рассказ Варшавского.

Оценка : 10
«В атолле»
–  [ 5 ]  +

v_by, 02 февраля 2006 г. в 21:39

Просто, трогательно и не бледнеет от времени.

Оценка : 9
«В атолле»
–  [ 5 ]  +

Sashenka, 02 февраля 2006 г. в 15:33

От этого рассказа у меня глаза на мокром месте.

Рассказ интересен тем, что концовка у него получается разной — в зависимости от настроения, наверно.

Оценка : 10
«Неедяки»
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 10 ноября 2023 г. в 23:08

Забавная история от бывалого космического бродяги. Байка, которая воспринимается одновременно и как шутка, и как нечто серьезное. А что может быть серьезнее открытия новой планеты с неразумными существами, которых подтянет к цивилизации как раз это самое посещение планеты землянами? Рассказ остроумный и по-настоящему классический.

Оценка : 10
«Ловушка»
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 10 ноября 2023 г. в 21:28

Эталонный короткий рассказ о ловушке времени. Сделано очень круто. По стилю более всего напоминает Роджера Желязны, только вот написано тогда, когда Желязны только делал свои первые шаги в фантастике. В такие моменты понимаешь, насколько великолепен Варшавский.

Оценка : 10
«В атолле»
–  [ 4 ]  +

Цукатоман, 16 октября 2023 г. в 19:15

Рассказ неплохо написан, сентиментален, лаконичен, но, увы, совершенно неправдоподобен. По пунктам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А) космолетчик, даже если он летал один (?!), после возвращения на Землю общался отнюдь не только с семьёй. Где остальные заражённые? Болезнь-то (как следует из текста) ужасно заразна! Б) атолл без всякого мед.оборудования, без врачебного наблюдения — очень странное место для карантина. Аксиома: любую болезнь обязательно нужно изучать, чтобы успешно с ней бороться. В) допустим, их оставили умирать с почетом; но риск, что мальчишка искупается в океане — или случайно туда упадет — совершенно неприемлем для человечества.

Эти соображения и оставили меня равнодушным к ужасной судьбе героев, шитой белыми нитками.

Оценка : 6
«Любовь и время»
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 04 сентября 2023 г. в 15:13

Очень пронзительная и печальная история. То есть, с самого начала, когда читаешь и видишь главного героя недотепу, конечно же, жалеешь его, сочувствуешь, сопереживаешь... И когда одна за другой наслаиваются несуразные мелочи, ты продолжаешь его жалеть... А когда звучит финальный аккорд, и ты понимаешь масштаб трагедии, проникаешься к нему просто вселенской жалостью.

А рассказ прям шедевр...

Оценка : 10
«Контактов не будет»
–  [ 4 ]  +

montakvir7511, 13 июня 2023 г. в 13:33

Ну, это глупость полная. Невозможно поверить, что ищущая братьев по разуму инопланетная цивилизация, прилетевшая для этого на нашу планету, делает настолько простые ошибки, как:

1. На основании места посадки своего Шара делает выводы о том, что Земля представляет собой засушливую равнину. Что за чепуха вообще написана? Пришельцы даже не производят минимальный облет планеты и анализ атмосферы, климата, рельефа? У них, построивших космические корабли, нет элементарных средств наблюдения, что ли? Как не ржать над подобными авторскими перлами, вспоминая, сколько процентов земной поверхности занимают моря и океаны.

2. Делает выводы о малоразумности нашей цивилизации только по тому факту, что земляне, видите ли, неспособны общаться обычным языком — языком запахов. Я могу только руками развести. Видать, в осьминожьи черепушки не укладывается мысль, что другие разумные, выглядящие, кстати, по-другому и относящиеся, на минуточку, к другому биологическому виду, вполне возможно будут общаться между собой другим способом, не источая зловоние вокруг. Или, скорее, эта мысль не возникла совсем в другом мозгу — писательском.

Это такие простейшие ляпы, которые переводят читаемый рассказ на уровень плинтуса.

Оценка : 5
«Мистер Харэм в тартарарах»
–  [ 4 ]  +

Tullma, 02 марта 2023 г. в 08:38

Этот забавный микрорассказ — аллюзия на словесные проклятия. То есть, автор описывает, что может происходить после того, как человек кинет «в пространство» словесное проклятие. На самом деле это атеистический рассказ, высмеивающий всякого рода «парапсихологов» и «экстрасенсов», если хорошо подумать. Не работают, ни проклятия, ни заговоры. Этот рассказ можно было бы представить в виде диалога: «Я нашлю на тебя порчу», «И что ты думаешь после этого произойдет?» Наверное, после этого в землю врежется метеорит из антивещества... и в конечном итоге у кого-то вылезет прыщ. Комичность рассказа заключается в огромности происходящих событий, приведших к такому незначительному результату, как фурункул на носу.

Это потрясающая работа, на самом деле. Вложить в текст, который можно прочитать за 3 минуты, столько смысла и юмора. Варшавский — гений ;)

Оценка : 8
«В атолле»
–  [ 4 ]  +

Yarilo, 31 июля 2022 г. в 14:30

Очень эмоциональный рассказ. Короткий, пронзительный, атмосферный. Один из лучших у Варшавского.

Оценка : 10
«Старший брат»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 29 ноября 2021 г. в 08:40

Рассказ не содержит ничего, кроме пересказа давно опровергнутой теории Сванте Аррениуса. За двадцать лет до написания рассказа было экспериментально доказано, что все те вещества, которые Старшие братья так мучительно забрасывали на Землю, являются термодинамически наиболее выгодными и самопроизвольно возникнут на Земле едва древний океан перестанет кипеть. Опять же, не верится, что сколько-то сложная система будет так зависима от радиоактивного фона на месте воплощения. Никакие аварии и испытания атомных бомб не подняли общий радиоактивный фон на Земле даже на сотую долю процента. Думаю, что инженер это должен знать.

Плюс ко всему у рассказа самая жалкая концовка изо всех возможных. Собственно говоря, рассказ кончается ничем. Хорошо, что я его прежде не читал.

Оценка : 3
«Час в эфире»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 27 февраля 2021 г. в 23:35

Еще один образчик сатирической прозы известного советского фантаста. На этот раз его карающее перо коснулось телевидения. Все современные зрители считают, что быть телеведущим — это престижно и выгодно. Однако, так было не всегда. В советское время телеведущих было крайне мало, потому как к ним предъявлялись крайне жесткие требования: свободно говорить «не по написанному», уметь импровизировать, быть честными и объективными, лично разбираться в сообщаемых фактах и многое другое. Наиболее известными представителями этой профессии были: ученый-ядерщик Петр Капица, путешественник Юрий Сенкевич, политический обозреватель Александр Бовин, кинодраматург Александр Каплер... Нынешние поколение телеведущих им даже в подметки не годится! За видимой легкостью и непринужденностью их передач скрывался огромный труд, десятки неудачных проб и целая вереница бессонных ночей. А ведь большинство передач было еженедельными и сорвать их график — значило подписать себе весьма жесткий приговор. То ли дело сегодня: на многочисленных ток-шоу перемалывают никому не нужные истории совершенно бесполезных людей. С компьютерной техникой это очень просто, о чем говорит многочисленность «блогерской братии» в Интернете. Но в советские времена все передачи записывались на студийный видеомагнитофон и монтировались «вживую», путем отрезания и склеивания ленты. Это вам не щи лаптем хлебать! Все нюансы такой работы и описывает Варшавский в своей сатирической новелле. Прочтите, чтобы восхититься и ужаснуться одновременно. И понять, почему советских телеведущих любила вся страна.

------------------

РЕЗЮМЕ: сатирический опус о нелегкой работе советского телеведущего. Сложно поверить сейчас, что полвека назад у нас было только одно телевидение, которое еще не все передачи выпускало в цветном формате.

Оценка : 7
«Сюжет для романа»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 25 февраля 2021 г. в 21:17

Данный рассказ — часть «медицинского цикла» произведений писателя. Во времена СССР этой области жизни общества уделялось достаточно много внимания не только по причине ее важности для населения, но и из-за большой перспективности медицинских исследований. Перед тем, как что-то делать на данном поприще, проводился скрупулезный анализ научных данных и футуристических прогнозов разного толка. Надо сказать, и достижения советской медицины тогда тоже впечатляли: у нас никто не болел оспой и полиомиелитом, крайне редко случались эпидемии и высоки были достижения в области фармакологии (кто ж не помнит про знаменитую «кремлевскую таблетку«!). Фантасты, как и подобает передовой части общества, смело заглядывали в будущее (не очень далекое), чтобы мысленно поставить очередной медицинский эксперимент. Ставил их и Беляев («Голова профессора Доуэля»), и Ефремов («Час Быка»), и братья Стругацкие («Жук в муравейнике»), и Днепров («Глиняный бог»), и, наконец, сам Варшавский в своем сборнике «Тревожных симптомов нет». Что необычного предлагает он в данном рассказе? Всего лишь — пересадку головного мозга. В 70-х годах это было смелое предложение, ибо в советской медицине о подобном даже и думать было нельзя: с мозгом связывали личность человека и размышления о таком донорстве считались аморальными. Но это на практике. А фантасты не боялись предлагать свои варианты-прогнозы. Как правило, в них эксперименты с «душой и телом» проводили зарубежные гиппократы от медицины, что позволяло авторам высказывать самые безумные идеи — все грехи можно было списать на «бесчеловечие» капитализма. В «Сюжете для романа» Варшавский рискнул приписать один из таких экспериментов советским врачам. Правда, оговорился, что смелая операция проводилась по личной инициативе хирурга, «без согласования с вышестоящей инстанцией». Это, так сказать, страховка от Главлита: инициатива, конечно, наказуема, но победителей всё же не судят.

Что же вышло в итоге? Четкого ответа автор не дает, хотя, несомненно, был уже знаком с мнением Александра Беляева насчет «пересадки голов» (персонаж Брике из «Головы профессора Доуэля»). И всё же кое-какие прогнозы можно сделать: в «новой» личности проявят себя черты обоих доноров, хотя и в разной степени. Тот, кто дал мозг, определит духовную составляющую новой личности, тело же даст ей всё богатство чувственной стороны. Не спорю — это логично, но реальность довольно редко идет на поводу у человеческой логики. Два года назад мы чуть было не получили четкий ответ на данный вопрос, но операция по пересадке живой головы трупу, запланированная итальянским хирургом Серджио Канаверо на 2017 год, не состоялась по морально-этическим соображениям. А жаль...

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ, пытающийся дать ответ на вопрос: что определяет нашу личность — мозг или тело? Мнение автора выражено весьма туманно, и читателю потребуется «пошевелить мозгами», чтобы докопаться до ответа.

Оценка : 7
«Секреты жанра»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 19 февраля 2021 г. в 22:23

Вторая по счету пародия в сборнике «Мира приключений». На этот раз перо Варшавского покусилось на святое — детскую сказку Шарля Перро «Красная шапочка». Автор основательно переработал сюжет, чтобы подогнать его под стиль космической фантастики. Честно сказать, можно было проработать его намного лучше, но автор снизошел только до установления тривиальных параллелей с первоисточником. Из-за этого «рассказ в рассказе» вышел слишком уж простым и скучным, хотя в финале автор сделал всё, чтобы удивить читателя. Еще один «плюс» рассказу добавляет размышление автора об «исписанности» жанра и «заезженности» сюжетов фантастических произведений. Действительно, количество ключевых вариантов сильно ограничено канонами жанра, поэтому фантасты просто вынуждены писать об одном и том же. Оригинальность сохраняется только в деталях. Об этом через 10 лет после данного рассказа Варшавского говорил известный польский фантаст Станислав Лем (статья «Карманный компьютер остросюжетной научной фантастики»). Мастерство писателя заключается только в том, чтобы выбрать оригинальную комбинацию событий произведения и найти необычный способ подачи ее читателю. Одной из таких форм как раз и является пародия и «рассказ в рассказе», которые автор решил свести вместе.

------------

РЕЗЮМЕ: оригинальная форма изложения классической сказки «на новый лад». Сам сюжет, конечно, далеко не идеален, но рассказ может послужить начинающим писателям образцом для подражания.

Оценка : 7
«В атолле»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 10 февраля 2021 г. в 22:07

Просто обожаю рассказы, построенные по следующему шаблону: нейтральное вступление, сентиментальная фабула и неожиданная парадоксальная развязка. На мой взгляд, вся «короткая форма» просто обязана быть такой, ибо ничего интересного с ней сотворить больше не удастся — весь ее смысл состоит в обмане ожиданий читателя. Даже тривиальную идею можно так искусно запрятать среди слов, что она покажется необычайно умной и актуальной. Примером такой хитрости является данный рассказ Варшавского. Если б он сразу без обиняков написал в самом начале, что вернувшийся из полета космолетчик

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
заразился опасной болезнью и поэтому его вместе с семьей изолировали на необитаемом атолле,
то такое повествование вряд ли вызвало у нас интерес — в нем не было бы интриги. А так автор намеренно создает картину романтического круиза некой дружной семьи, решившей провести три месяца на небольшом острове посреди океана. Всё бы прекрасно, но настораживают виноватые нотки в интонации капитана уходящего корабля, а также защитное обмундирование его экипажа. И хотя читатель нутром чует, что, выражаясь устами Винни-Пуха, это «ж-ж-ж» — неспроста, главный секрет так и остается нераскрытым вплоть до последних строк. И тогда происходит странная инверсия: тривиальная причина тут же становится эмоционально-значимой. В этом и состоит умение настоящего писателя — удивить читателя очевидным и заставить его задуматься над прочитанным.

----------

ИТОГ: хороший пример парадоксального стиля в изложении. Прекрасное и светлое начало сменяется мрачным и неопределенным финалом. Игра на контрастах сильно воздействует на человеческую психику. Начинающим писателям — читать и учиться на примерах.

Оценка : 8
«Вечные проблемы»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 08 февраля 2021 г. в 20:43

Сколько времени нужно какому-либо народу, чтобы забыть о своих корнях? Вы, наверное, удивитесь, узнав, что на это нужно всего 2-3 поколения. Успели же многие в нынешней России забыть про СССР, хотя с момента распада великой империи социализма прошло каких-то 30 лет! Чего тогда удивляться, что в рассказе Варшавского о людях уже никто не вспоминает: ведь минуло 2 миллиона лет! За это время вполне могла появиться новая разновидность жизни — кибернетическая, а о биологической ходят только легенды. Вот ученые и попытались воспроизвести ее в своих лабораториях, чтобы проверить свои гипотезы. Опыты закончились неудачей, и полупроводниковые академики поторопились сделать вывод, что такой формы жизни в природе не существует! Это весьма забавно, учитывая тот факт, что эта самая «невозможная» жизнь когда-то создала их самих...

------------

ИТОГ: маленькая притча о кратковременности и субъективности человеческой (и машинной) памяти. Чтобы запомнить, нам нужно это где-то сохранить. Без рукописных свидетельств любая информация скоро превратится в сплетню, потом в миф и, наконец, в обычную сказку, которой никто не поверит. Отсюда мораль: читайте только умные книги, чтобы не прервалась наша история, а с нею и весь род человеческий!

Оценка : 7
«Побег»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 03 февраля 2021 г. в 22:56

Острая социальная фантастика всегда была особым жанром, к которому очень благосклонно относилась советская цензура. Достаточно было дать героям произведения англоязычные имена и изложить какую-нибудь социальную проблему с трагической концовкой — и «зеленый коридор» был практически гарантирован. Ибо «на гнилом Западе» возможна любая гадость, какая способна прийти в голову писателю. Вот почему многие фантасты, стоящие на контроле Главлита, так много внимания уделяли «забугорной» жизни. Иного способа «попасть в тираж» у них просто не было. Взять тех же Стругацких: как много их героев носят русские имена? А действие романов чаще всего происходит в другой стране или вовсе на чужой планете. Однако, наиболее смелые (или отчаянные) писатели часто обманывали Систему, описывая проблемы нашего собственного общества, выдавая их за недостатки капитализма. Те же Стругацкие в «Обитаемом острове» описали отнюдь не вымышленный Сарракш, а очень даже реальный советский строй (правда, в гипертрофированной форме). Вначале цензура купилась на инородные имена и пропустила роман, но через какое-то время одумалась и занесла произведение в «черный» список. Настоящей премьеры пришлось ждать почти 30 лет. Такая же история и у «Часа Быка» Ефремова, впервые опубликованного в 1968-69 годах в «Технике-молодежи». В 1970 году издательство «Молодая гвардия» выпустило полный вариант в книжном формате. Но тут кто-то из бдительных партийцев сообразил, что все недостатки тормансианского общества вполне можно приписать и советскому. И вдогонку за выпущенным тиражом вышел указ «изъять и уничтожить». Второе издание романа вышло уже после смерти писателя, где-то в 90-х годах.

Рассказу Варшавского повезло больше — в советские времена его печатали трижды. Наверно потому, что писатель бунтарским характером не отличался и в «черные» списки не попадал. Но вот его социальная сатира, на мой взгляд, имела обоюдоострые края: ее можно было отнести и на счет советского образа жизни. Судите сами: некий заключенный Арп Зумби (имя-то какое!) всю жизнь работал на рудниках и потому испортил себе здоровье. Тюремное начальство приняло решение перевести его на другую каторгу, которая носит условное название «хлопковые поля». Ничего хорошего это не сулит — оттуда никто еще не возвращался назад живым. Однако, один из каторжников убеждает Арпа совершить побег из тюрьмы...

Если б только он знал, что из себя представляет этот побег! Под его видом скрывается жестокий обман со стороны пенитенциарной системы, имеющий целью выжать из потенциальных смертников последние крохи сил. При помощи инсценировки побега и особого вида гипнотического воздействия заключенным внушили иллюзию справедливого общества и свободного труда, и они готовы выложиться в доску, чтобы оправдать оказанное им доверие. Вот так же слепо и упорно трудились многие во времена СССР, получая за свой честный труд фиксированную (и заниженную) зарплату в 150 рублей, в то время как партийная элита буквально купалась в роскоши.

Что изменилось у нас со сменой общественного строя? Собственно, ничего. Произошло только усугубление симптомов больного общества: богатеют лишь богатые и наглые, а большинство людей всё так же влачит свое жалкое существование без лишнего гроша за душой. В эпоху социализма, правда, опасались красть на большую сумму — существовал негласный рейтинг мздоимства и казнокрадства, который строго соблюдался всеми руководителями разных рангов. Сейчас же такого рейтинга нет — все крадут столько, сколько может пролезть в их бездонный рот и карман. Многие из таких воров даже бахвалятся краденным, словно это соревнование какое-то. А фельетонов и сатирических произведений уже никто не пишет, так что порок не чувствует себя виноватым и оттого наглеет еще больше: счет украденного идет уже на миллиарды...

-------------

ИТОГ: острая социальная сатира о подневольном труде и иллюзиях свобод «общества потребления». Если не критиковать такое общество, оно вскорости выродится и погибнет, похоронив под своими обломками массы невинных людей. Так в свое время погибла Эллада, затем — Римская империя, потом — Великая Испания и, наконец, Советский Союз. Продолжится ли эта цепочка — зависит от каждого из нас.

Оценка : 8
«Тупица»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 27 января 2021 г. в 21:22

О чем этот рассказ? Нет-нет, вовсе не о тупости больших начальников и не о гримасах нашей жизни, помогающей тупым хорошо устроиться в жизни! Речь здесь, скорее, идет о «странных» ученых, пытающихся раскрыть все тайны мироздания. Как сказал кто-то из умников, главное качество ученого — правильно поставить вопрос, тогда и дурак сможет найти на него ответ. Действительно, главный герой рассказа не блистает в науках и даже не умеет логически мыслить, но у него другое ценное качество: он умеет задавать вопросы умным людям. Сам он от этого мало что имеет, а вот ученые, пытаясь ответить на его вопросы, начинают многое понимать.

Мне подобный парадокс хорошо известен, ибо я работаю в школе, где мне довольно часто прибегать к методике Тупицына. Современные ученики плохо излагают свои мысли и не дружат с логикой. Вытянуть из них что-либо путное можно, только задавая им «правильные» вопросы. Так что, думаю, вполне смог бы заменить героя рассказа на его почетном посту. Жаль только, что его время уже прошло, и подобные «эвристики» нашей науке не особо нужны. Об этом говорит крах Сколково, «Роснано» и всей системы образования. Сегодня такие вот Тупицины вовсю «рулят» по жизни, дружно переквалифицировавшись в менеджеров и активно «втюхивая» рядовым гражданам совершенно ненужные им услуги. Но при этом считают себя самыми полезными для общества персонами. Вот и поверь после этого в силу и мощь науки...

----------

ИТОГ: сатирическая притча о силе и бесполезности большого ума. Выбирайте, что лучше: либо быть очень умным, либо богатым человеком. Соединить эти качества никак не получится...

Оценка : 7
«Утка в сметане»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 27 января 2021 г. в 20:55

А вы бы поверили, если б к вам пришел гость, утверждающий, что он — инопланетянин? Большинство людей определенно захлопнули б перед ним свою дверь, даже не вступая в дискуссию о внеземных цивилизациях. Наиболее милосердные, к тому же, вызвали б «психушку». Действительно, в нашей порядком поднадоевшей обыденности весьма непросто поверить в спустившихся с небес инопланетян. Одно дело — читать о них в умных книжках, другое — столкнуться с ними нос к носу!

Правда, постучавшийся в дверь автора посланец оказался не таким сообразительным и находчивым, как его товарищ, пришедший в гости к другому фантасту («Марсианин» Казанцева). Тот, второй, не стал настаивать на своей родословной, а просто оставил автору свой дневник, написанный... по-марсиански. Машине потребовалось много времени, чтобы расшифровать его, и тогда стало ясно, что пришелец не врал, а говорил чистую правду. Гость «Утки в сметане» выглядел как настоящий сумасшедший: запинался, путался с космическими единицами измерения расстояний и не предъявил ни одного доказательства в свою пользу (если не считать им то, что автор украдкой увидел в свое окно). Как тут поверить в невозможное?

-----------

ИТОГ: шутливый рассказ на серьезную тему «Как отличить инопланетянина от психа». Не стоит думать, что все они там, на небесах, шутя решают в уме дифференциальные уравнения и рационально излагают свои мысли. Если вам попадется обычный космический трудяга, оставленный дежурить на земной орбите для сбора информации, вряд ли вы сумеете распознать в нем посланца высокоразвитой цивилизации.

Оценка : 7
«Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ»
–  [ 4 ]  +

Фэтти, 10 декабря 2019 г. в 23:50

Раньше этот жанр называли дружеской пародией (у художников — дружеским шаржем), и здесь объектом пародии выступает цикл Сименона о комиссаре Мегрэ.

Написано легко и с юмором (одна Стрелкина, засаживающая «Памир», чего стоит). Детективная развязка довольно неожиданна (собственно говоря, их тут две — и образуют они что-то вроде матрешки).

В общем, рассказ можно вполне порекомендовать любителям детективов — несмотря на его пародийность.

Мне рассказ понравился еще и потому, что я обратил внимание на якобы невинную уловку преступника и догадался о нем еще до его разоблачения. Со мной это бывает редко, тем более что я обычно не строю своих догадок об имени преступника. Так что за это Варшавскому отдельное спасибо :)

Оценка : 9
«Ветеран»
–  [ 4 ]  +

technocrator, 15 июля 2019 г. в 07:09

Отличный по композиции и наполнению моряцкий рассказ в форме экскурсии по судну перед ходовыми испытаниями, уснащённой жизненными напутствиями и байками (или, как посмотреть, подборка замечательных баек, объединённых в общую канву).

В отзывах часто упоминают «медную калябру». Мне же больше всего понравились истории о нарисованных для моряков «позитивных» картинах с изображениями кораблекрушений и про «минтая тралом». Тоже любопытно ведь: ещё не вёлся отлов минтая в крупных размерах, и название рыбы не было на слуху, когда автор пришёл на флот. Биография Варшавского, в фантастику прорвавшегося после службы на флоте, сама по себе примечательная история.

Оценка : 9
«Лавка сновидений»
–  [ 4 ]  +

Стронций 88, 29 октября 2018 г. в 12:53

Хороший сборник. Да, что там сам автор очень хороший (теперь-то я с полной уверенностью могу это сказать), умеющий вкладываться в каждый рассказ – делающий своё дело с любовью, и потому рассказы выходят на славу. Однако именно тут мне попался самый на мой вкус слабый пока труд Варшавского, и удивительно, что он – заглавный… Но остальные рассказы как всегда на уровне. Есть даже шедевры, по-моему, те же «Тараканы» (случайно занесённые тут в раздел «Обыкновенная фантастика») или нефантастический, но блистательный рассказ «Ветеран». Вообще очень разнообразный сборник, и по темам и по настроению – от весьма депрессивного «Побега» до лирического рассказа «Любовь и время», от грустных «Стариков» до искрометного «Ограбление произойдёт в полночь», от блещущего оригинальной фантазией «Второго рождения» до совершенно реалистичного «Ветерана». Такое разнообразие радует, особенно если учесть, что всё (исключение я уже обозначил выше) на довольно приличном уровне написано.

По сути, весь сборник это полный цикл «Обыкновенная фантастика» (впрочем, цикл весьма условный), в который затесалась ещё парочка рассказов (самых мрачноватых, по-моему) из цикла «в Дономаге»; и обрамлено всё это «Петлёй гистерезиса» и рассказом «Ветеран». Не знаю, как начало, всё-таки «Петля гистерезиса» для меня на уровне самого автора не кажется самым лучшим произведением, однако закончить «Ветераном» было отличной идеей. Настолько это самое последнее слово – помните, как у Штирлица: «Запоминается последняя фраза»? – оказалось ярким.

Оценка : 8
«Обыкновенная фантастика» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Стронций 88, 27 октября 2018 г. в 17:38

Рассказы, не попавшие в другие циклы? Это странно, так как «Поездка в Пенфилд» – это «В Дономаге»; «Ограбление произойдёт в полночь» – «Фантастические детективы». Мне видится, что основным критерием тут выступает всё-таки разнообразие. Каждый рассказ тут не похож на другой; по-хорошему не похож.

Ровный сборник? Да, в общем-то, всё творчество (ну, то, что я читал, конечно) автора довольно ровное – и это удивительно даже, удивительно и приятно. Хотя именно тут я встретил рассказ, который считаю пока самым слабым из написанных Варшавским (речь о «Лавке сновидений»). Однако и «Второе рождение», «Любовь и время», и «Контактов не будет», «Ограбление произойдёт в полночь» – вещи, которые полюбились и запомнились. Да и оставшиеся рассказы – очень добротные по качеству, да и просто любопытные. Видно руку мастера.

Оценка : 7
«Второе рождение»
–  [ 4 ]  +

Стронций 88, 27 октября 2018 г. в 16:27

Очередной блестящий рассказ автора. Пожалуй, самый оригинальный из его работ – это ж надо, создать целый мир, построенный исключительно на бионике! Да такой, что сперва он вводит в какой-то ступор даже своей оригинальностью и экзотичностью (выходит, этот мир один из самых диковинных, что я видел в литературе – а такое дело мне всегда по душе!), и только потом осознаёшь, что многое в нём непросто диковинно, а, с точки зрения нашей действительности, даже в чём-то странно и глупо. И в этом я вижу смысл рассказа – что невозможно строить мир на каком-то одном принципе (как здесь, например, на бионике), поскольку тогда это перерастает не просто в фанатизм, а в какой-то идиотизм даже. Тут всё это показано очень наглядно и с этой едой, приготовленной при помощи мыши, и чудным автомобилем, и, сильнее, в самом конце – выходящий за рамки фанатизм хоть и учёного, да в свое области, но учёного же! (а, вообще, ещё и это есть – придумывать новые изобретения, лишь бы придумывать…) так, что даже старое и тысячелетиями проверенное подвергается сомнению… Прекрасный рассказ. Необычный мир, классный юмор и хороший смысл – блистательная фантазия!

Оценка : 8
«Ограбление произойдёт в полночь»
–  [ 4 ]  +

Стронций 88, 24 августа 2018 г. в 19:59

Хороший контраст с предыдущим детективом Варшавского, с повестью «Инспектор отдела полезных ископаемых». Там был детектив, но, по сути, сквозящая наивностью плоская и бесцветная пародия. А тут и не детектив даже, а замечательный фантастический рассказ на психологическую тему – живой, яркий, с искрой настоящего юмора. Да, умение создать интересную и оригинальную при кажущейся простоте коллизию – вещь наиценнейшая! Да ещё такую, что толкала бы произведение импульсом, от которого оно, кажется, разворачивается само собой с настоящим задором и неподдельным интересом. Такие коллизии просто не могут быть не выигрышными. Здешняя – пример тому. И бандиты, и полицейские имеют одинаковую вычислительную машину. Одни пытаются совершить дерзкое ограбление, другие – его предотвратить. Но изюм в том, что и те и другие знают о существовании у противоположной стороны подобной же машины и подобных же знаний, и всё превращается в занятную и очень любопытную борьбу умов и предположений. Казалось бы, очень просто, но почему-то никто не додумался до подобного раньше – а значит, в этом есть и своя гениальность! И кончается всё занятно, в духе того, что машины машинами, а старые методы всегда в цене. И концовка эта забавна и в каком-то смысле неожиданна, так как любая концовка была бы тут интересной и неожиданной – так много вариантов в нескончаемой череде предположений и схем обмануть противную сторону, что были у наших героев. И это прекрасно. Просто, изящно и прекрасно, как и весь рассказ!

Оценка : 8
«Судья»
–  [ 4 ]  +

Стронций 88, 21 августа 2018 г. в 16:31

Рассказ короткий, всего на страничку, такой сосредоточенный на последнюю фразу – и это работает. Впрочем, чего-то такого серьёзного в нём нет, но для развлечения очень неплохо. Кстати, если бы не упоминание Дономага, его вполне можно было бы причислить к циклу «Автоматы и люди» – всё для этого есть. А с другой стороны медицину Дономага я уже видел («Тревожных симптомов нет»), социальное устройство видел («Тараканы»), видел и науку Дономага, а так же кое-что ещё, но это уже спойлер («Предварительные изыскания»), видел даже трудовые лагеря («Побег»), отчего бы не посмотреть на и суд Дономага – механизированный и справедливый? Тут тоже есть чему удивиться.

Оценка : 6
«Тревожных симптомов нет»
–  [ 4 ]  +

Стронций 88, 21 августа 2018 г. в 13:59

А вот и самый именитый рассказ Варшавского. Рассказ любопытный – как всегда хорошо написанный и с понятным любопытным смыслом. Но – предсказуемый, без неожиданностей, а это слегка смущает, так как автор приучил к хорошим сочным концовкам, полным откровений, иногда переворачивающих всё восприятие происходящего. Здесь же всё было понятно сразу, по крайней мере, мне, как только стал понятен смысл этой «инверсии памяти», чувствовалось, что это не может закончиться иначе. Кто мы? Мы – ведь это, по сути, то, что мы помним. Каждое воспоминание даже неприятное, даже самое незначительное имеет свой вес в формировании человека. Не преступление ли убирать их? Вот и тут у нас создан гениальный учёный не обремененный «лишними» воспоминаниями. Учёный-то создан, но что стало с человеком?.. Неплохой, как всегда, смысл, но всё-таки, по-моему, на поверхности, не избитый, но что-то близкое к этому… Хотя, может быть, его простота так повлияла на моё восприятие.

Оценка : 6
«Тараканы»
–  [ 4 ]  +

Стронций 88, 19 августа 2018 г. в 15:47

Уф, это впечатляет, действительно впечатляет!.. Если предыдущий рассказ («Последний кит»), был жёстким, но, увы, утрированным, то этот просто идеальная антиутопия. Антиутопия очень серьёзная и сильная, со своей какой-то особой давящей атмосферой безысходности и опустошения, от которой становится реально не по себе. И смысл, конечно же, тут серьёзный – по-моему, даже расходящийся на несколько пластов. Тут тебе и деградация, казалось бы, утопического мира, в котором механизация и переизбыток достигли своего пика, и то губительное ощущение, когда ты, пусть даже обеспеченный всем, оказываешься мусором по сравнению с интеллектуальной элитой (впрочем, и ту ждёт нечто подобное). Мне кажется, это вещь, которая со временем стала более актуальной. Всё-таки в условиях противостояния двух систем, это однозначно было таким пинком в мир капитализма, но сейчас, это по-моему, приобрело более масштабный, такой общечеловеческий смысл. А ещё впечатляет, конечно, осязаемость этого мира, поданная через его быт, через те же жвачки от ожирения, рекламу, «лекции для женщин» и так далее. Ну и всё это цементировано сюжетным любовным четырёхугольником… хотя сказано это, конечно, громко, так как никакой романтики в этом нет, только грубоватая проза жизни (пожалуй, столь грубоватая, что в первый раз в советской фантастики я слышу слово «импотенция»), со всей её мучительной реальностью чувств и режущих обид. Сильная вещь. По сути даже – рассказ без изъяна, но очень-очень давящий. И это, пожалуй, первый рассказ у автора (да и вообще, редкое дело для советской фантастики, в основном рассчитанной на все возраста), который я бы назвал «только для взрослых».

Оценка : 9
«В атолле»
–  [ 4 ]  +

A.Ch, 12 августа 2018 г. в 19:47

История о том, что важно для человека на самом деле. Не космос и научные исследования, ни ракеты и космолёты не заменят человеку времени, проведённого со своими близкими.

Простой сюжет о возвращении отца из космоса и каникулах на далёком острове в океане, немного строк о моральном взрослении, большая доля оптимизма и всё. Просто, но сложно.

Грустный, но не давящий рассказ, написанный давно, но актуальный и будет таким.

Оценка : 8
«Молекулярное кафе»
–  [ 4 ]  +

glupec, 24 января 2018 г. в 23:20

Милота в духе Дениски Кораблева. Даже в далеком будущем -- те же проблемы, что и у нас: папа хочет в Музей Алкогольных Запахов, и чтоб робот не засек. Мама, скрепя сердце, его прощает. Сынишке все это пофигу -- голова забита совсем другим. И что это будущее не безбедно, мальчик, понятно, не замечает. Ну а родителям все равно, вперед к прогрессу или назад к природе -- главное, чтоб ребенок был счастлив.

Что в эпоху видиков и «Денди», что в эру смартфонов, что во время «Молекулярных Кафе» -- все одинаково. Наверное, так будет всегда ;-)

Оценка : 9
«Маскарад»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 05 августа 2016 г. в 10:57

Небольшой рассказ, в котором удивительным образом оказались соединены две совершенно разные ипостаси. Первая, почти серьезная, знакомит читателя с модными в то время (1964 год) идеями лечить усталость, переутомление, апатию с помощью стрессовых эмоций. А вторая, шутливо-веселая, наглядно демонстрирует, каким образом такие эмоции у пациента вызываются.

И вот тут-то Варшавский «оттянулся» по полной. Вроде бы, все эти приключения с Магистрами, Наследством сатаны и гигантскими муравьями, ждущими своего часа для выхода из-под земли 25 тысяч лет, чистый стёб. Но вспомните, в то далекое время советский любитель фантастики практически не имел доступа ни к приключенческой фантастике, ни к фэнтези. А прочитать что-то эдакое так хотелось.... Поэтому даже и этот маленький кусочек как бы приключенческой фантастики был дорог тогдашнему читателю, как что-то необычное, окно в «совсем другую фантастику».

На современного читателя, пресыщенного как раз такого рода литературой, рассказ, скорее всего, впечатления не произведет и будет любопытен всего лишь как одно из произведений эпохи того первого расцвета советской фантастики в 60-х годах прошлого столетия.

Оценка : 5
«Курсант Плошкин»
–  [ 4 ]  +

cotvsapogah, 24 июня 2016 г. в 13:09

Мне сказали, что рассказ, который я написала на Лабу, похож на «Курсанта Прошкина». Мне приятно. На самом деле. Нет, я  не обращалась к творчеству писателя, я даже не знала о его существовании. А теперь знаю. Юмор, динамичное повествование, позитив, и, (главное!), сопереживание героям присутствуют и делают чтение интересным, а мысли легкими и светлыми.

Оценка : 8
«В атолле»
–  [ 4 ]  +

olpo70, 25 марта 2016 г. в 19:18

Очень хороший,серьезный и грустный рассказ.Варшавский затронул очень серьёзную тему.Да я много читал о том что с космоса можно принести неизвестные болезни,мутации,вирусы,бактерии и так далее.О разных методах борьбы с этими бедами.Но почти всё,что я читал, было написано намного позже.И даже сейчас чтение этого рассказа вызывает боль.Ты начинаешь искренне переживать за эту семью.И молишься за то что бы ученые успели,обязательно успели.

Оценка : 10
«Лавка сновидений»
–  [ 4 ]  +

MarchingCat, 21 сентября 2015 г. в 20:32

Не устаю поражаться Варшавскому. Совершенно запредельные идеи, фантазии, подаёт как обыденный сюжетный ход.

Ну ладно опьяняющие (типа наркотические) вещества не приносящие вреда здоровью. Ну пусть даже ещё и излечивающие при этом. Ну почему бы и нет. Но... у Варшавского эти сигары настоящего Мастера Снов (наверное было бы точнее уж писать Мастера Грёз) физически переносят в мир грёз!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой аж с ребёночком вернулся из гарема своей мечты. Покурил, блин...

Но, по совести говоря (само собой, с точки зрения читателя) — идея растрачена если и не впустую, то где-то близко. Иронический рассказ с неявной и очень спорной моралью. А потенциал сюжетной основы куда как обширнее.

Оценка : 7
«Курсант Плошкин»
–  [ 4 ]  +

MarchingCat, 21 сентября 2015 г. в 18:23

Только полностью прочитав, порадовавшись и восхитившись рассказом в целом и неожиданным финалом в частности, понимаешь, что, по-сути, сюжет вторичен. Но читается как оригинальный. Прекрасная подача, шикарные авторские уловки, уводящие мысль читателя в сторону и не дающие предугадать чем же именно завершится история.

Оценка : 9
«Ограбление произойдёт в полночь»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 05 сентября 2015 г. в 18:28

Просто и остроумно. Казалось бы, ну что может быть интересного в переносе взаимоотношений Закона и Преступности в плоскость компьютерной техники и математического прогнозирования. А вот автор придумал на эту тему очень простенький сюжет от которого читателю не только трудно оторваться, но также трудно и согнать с лица появившуюся во время чтения легкую улыбку.

Ну, и, как водится у Варшавского, у рассказа есть еще два его «фирменных» достоинства — оптимальная длина произведения (она же краткость) и совершенно неожиданный, остроумный и веселый финал.

И еще. Рассказ прекрасно читался полвека назад, сразу после своего создания. Сегодня он выглядит ничуть не хуже и, думается, будет также радовать читателей своим юмором и остроумием еще далеко не один десяток лет.

Оценка : 8
«Судья»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 25 июля 2015 г. в 20:07

Один из наиболее характерных для автора рассказов: незамысловатая идея, простой текст, но — умно, эмоционально, интересно. И, конечно, совсем без воды — так коротко, как только можно.

Что касается собственно содержания произведения, то тот удивительный приговор, что получил подсудимый, на самом деле еще более фантастичен, чем электронная машина-судья, описанная в рассказе. Если такая машина/программа способна на логичный диалог с подсудимым, если она способна на смысловой анализ того, что говорит преступник, то уж отличить логичный приговор от логичного для нее должно быть совсем парой пустяков.

Тем не менее, если не заморачиваться на такие тонкости, рассказ получился и хорошо читаемым, и эффектным, и запоминающимся....

Оценка : 7
«Фиалка»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 03 июля 2015 г. в 18:59

Какой красивый и грустный рассказ. Вот умеет Варшавский при всей внешней простоте и тем, и языка, и манеры изложения создавать очень эмоциональные вещи. Конечно, ситуация автором умышленно утрирована (как, впрочем, и в аналогичных произведениях других авторов — вспомните, например, азимовское «В лето 2430 от Рождества Христова»), но за писательским мастерством Варшавского при чтении этого особенно не замечаешь — людей будущего при всей описываемой комфортности их жизни откровенно жалко.

Кстати, что же за мир нарисовал нам автор? Утопией его назвать язык не поверачивается — все-таки без общения с природой жизнь человека вряд ли можно назвать полноценной. Антиутопия? Так живут люди вроде бы ни в чем не нуждаясь — всего хватает, школы работают, детишки растут почти счастливыми....

Оценка : 8
«Маскарад»
–  [ 4 ]  +

Gourmand, 01 апреля 2015 г. в 03:12

Не понравился рассказ. Идея — ну, слабая, что уж тут. Но не это главное. Что ещё за «Наследство Сатаны»? Ну зачем такую ерунду писать? Ведь это программа, кассета, заранее запрограммированный сюжет. И что, не могли приключения придумать поправдоподобнее, более адекватные. Ну, мало было фэнтези. Но сказок и мистических рассказов было полно.

И что в итоге: ни фантдопа красивого, ни внутреннего сюжета увлекательного.

Оценка : 4
«В атолле»
–  [ 4 ]  +

Dan-Master, 07 ноября 2013 г. в 10:30

Илья Варшавский для меня большое открытие. Всегда через большую призму смотрел на советскую фантастику, и случайно нашел автора который по стилю и уровню очень напомнил мне Шекли и Лема причем в их лучшие годы.   «Атолл» отличный рассказ автора с красивой завязкой, прослеживающейся линией и неожиданным финалом оборачивающим все с ног на голову. Можно только восхититься автором за такую находку, хотя произведение безусловно становиться в последней странице трагедией меняя восприятие... Все поклонникам добротного произведения малой формы — рекомендую

Оценка : 9
«Вечные проблемы» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

eollin6, 22 марта 2012 г. в 23:34

Варшавский — это достойный представитель времени, породившего Стругацких, Савченко, Снегова, Емцева-Панова, Войскунского-Лукодьянова. Они рождены оттепелью, когда, казалось, коммунизм — это реальность, он будет, он не может не быть. И эти люди уже жили в нем, в своем воображении. И щедро делились с нами его завораживающими картинами. Это мир любимой работы, честных отношений, друзей и любимых. Мир, в котором есть место подвигу, трагедии, горю, но нет места мелким страстишкам, стяжательству, жадности и пошлости, ставших знаменем нашего сегодняшнего бытия.

И здорово, что эти люди — не схемы, как у ура-патриотического Колпакова, а настоящие, живые, многогранные. Которых любишь и на которых зотел бы походить, если бы жизнь не повернулась к нам всем тем местом, в котором мы дружно и пребываем.

Оценка : 9
«Сюжет для романа»
–  [ 4 ]  +

alex1970, 18 августа 2011 г. в 10:16

Интересный рассказ, задающий вопрос: что делает человека человеком? Только мозг? Или что-то еще?

Все это накладывается на кризис среднего возраста и получается интересная психологическая драма с примесью «вагонных споров», которые, как известно, «последнее дело когда больше нечего пить». А пьют здесь мало — коньяку по чуть-чуть

Оценка : 8
«Петля гистерезиса»
–  [ 4 ]  +

kenebroid, 23 июля 2011 г. в 01:01

В первые прочитал Варшавского лет в 12 (больше было нечего) был потрясён до основания! Совершенно правдивая история, по моему, то есть Евангилие и есть. По прошествии лет двадцати восприятие не совершенно изменилось, блеск!

«Солнце заходит в Дономаге»
–  [ 4 ]  +

Доктор Вова, 03 ноября 2010 г. в 12:11

Сборник великолепных рассказов! Автор в своей неподражаемой манере и любимой им (и почитаемой мною) короткой форме затрагивает очень многие темы, остающиеся злободневными и сейчас, и думается, в будущем. При чтении испытываешь разные эмоции, но объединяющим моментом все таки является мастерский авторский стиль Ильи Иосифовича! Периодически перечитываю ветхую книгу и каждый раз нахожу какие то новые изюминки!

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»



⇑ Наверх