Виктор Пелевин отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Пелевина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1783

  Страницы: «(–22)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»

«Затворник и Шестипалый»
–  [ 3 ]  +

ааа иии, 18 января 2020 г. в 00:08

Насчет советского. Старушки-матери, совесть эпохи... Да. Но кормушка без проблем заполнения была уделом тех, истинность советскости которых под сомнением.

Аналогично с философией и эзотерикой. Пародируется их местный извод, а не конкретные Бах с Кастанедой:

1. В основе популярная в СССР 1980-х концепция: все проблемы связаны с местом пребывания. Мир света и воздуха рядом и, раз туда не отпустят, надо концентрироваться на перемещении в точку «Б», хотя бы в уме. Речь не о возможном на свободе — дайте выйти!

Что не волнует, если вежливо, летчика с антропологом из западных 1960-х.

2. Шестипалый, не умеющий сперва гнезда построить. Затворник, с его контактом во внешней тьме, ницшеанским юмором и знаниями погибших культур, почти совсем из Лавкрафта персонаж... Оба успешны и поднаторев веревки из социума вьют.

Что Ливингстону-чайке и индейцу с остановки не впору и не по силам.

3. Прорыв становится возможным, когда №1 встречает №2, обеспечивается мускулатурой, а происходит в условиях внешнего насилия и разрушений.          

Что и сравнению не подлежит с принципиально самодостаточными путем Воина и Скоростью.

Насколько могу судить, ощущение сходства порождает поведение персонажей. Хотя здесь есть чудесный пассаж о любви, есть слезы, действия З.и Ш., как у настоящих адептов ( и «друзей» из ТВ-сериала), замкнута на себя. Их интерес настолько вовне — см. пункт 1 — что они правят, не перерождаясь, подобно животным Оруэлла, в диктаторов. Могут отправить послушных на второй цикл — освобождать, при этом, еще кого-то не собираются, даже в мыслях.

Только такая, специфично пелевинская, психология бройлеров мешает интерпретировать рассказ как вариацию притчи о горящем доме, милой Брехту и Гаутаме.

«Священная книга оборотня»
–  [ 3 ]  +

neo smile, 03 января 2020 г. в 05:55

«Мне от людей вообще ничего не нужно, кроме любви и денег»

Театральные движения души. Тонкие колоритные связи со всеми эпохами сразу. Виртуозная мимикрия внешности и привычного для нас хода мыслей. Живописный симулякр тела и души... — И... Вуаля! Новый образ ключевого персонажа Пелевина готов и заряжен неповторимой динамикой, силой и харизмой.

Чем занимается чудесная лицом и телом (вот только с именем не очень повезло в РФ реалиях) девушка А Хули, не трудно догадаться с первых страниц ироничного, а местами и саркастического повествования. Да, это безусловно весьма древняя профессия (вы всё верно поняли: в чистом виде никак не корреспондент) и трансформирует она свое ремесло весьма оригинальным образом.

Работая со своими клиентами, она воплощает в реалии, — на все лады и образы, — природу наваждений, транса и особое древнее умение души по их синтезу и взаимопроникновению. По манере очаровывать клиента ей нет равных. Её талант безупречен и неповторим: курируя клиента даже в изменённом состоянии ума (и тела) она, — наделённая особым сексуальным витамином, — А Хули способна заново сплести сокровенную клиентскую мечту и воплотить её весьма специфическим образом. Транслируя себя как голограмму, она каждый раз в уединённом сосредоточении позволяет клиенту заняться любовью... С самим собой....

Это чудо живёт на свете как минимум 2000 лет. И она так устала от людской похоти... Что не без особого удовольствия генерирует её сама. В подобном закольцованном мышлении суть её маски, — отталкивающе прекрасной; с тонким налётом обмана, хитрости и подростковой прелести.

При всех этих двусмысленных ситуациях сей дивный зверь — полудевушка / полулиса — умудряется заниматься нравственным самосовершенствованием. И во всех клиентских случаях она добросовестно выполняет функцию терпеливой сиделки, нежели играет роль... Ну в общем, вы поняли кого..

Да, безусловно, у главной героини романа, по сравнению с которой статичные красавицы словно безжизненные копии истёртого трафарета, весьма стрёмная профессия. Похожая на журналистику лишь отчасти, — список подобных респондентов велик и не предсказуем. Именно в таких сложно-закрученных приключениях этот мистический зверь (оборотень-перевёртыш) налетел на другого такого же оборотня: неповторимого и нежно любимого. Причём любимого буквально с первого взгляда...

Пелевин как всегда остроумен и хорош в метафорах; романтичен и тонок в основном тексте; замысловат и витиеват в раздумьях о вечном. В привычной эклектике своей авторской подачи он ругается по делу. Вздыхает с состраданием. Пишет с исполинским неподражаемым размахом.

***

Вся тщета жизненного подвига и поиска... Нет, не только в смысле того, что больше некуда идти — везде сплошные тупики и тёмные закоулки... А в смысле того, — что «ты» уже наконец нашёл, обрёл и пришёл... Домой... И здесь следует уточнить, что для персонажа с такой «породистой» витиеватой родословной определение дома — это безусловно не штемпелёванная отметка в паспорте. Да у неё и паспортА все как есть поддельные. Ибо истинный возраст этого чудесного создания определить довольно сложно. И сама она — красивая, умная и добрая девушка. А имя (А Хули) оно ведь не приговор на самом деле...

***

Более грустный «приговор» Пелевин выносит, — в двусмысленной форме и надрывной печали, — той стране, про реалии которой в очередной раз подробно пишет. На самом деле чувство причастности к судьбе великой державы, виртуозно вплетённое в этот любовный эпик, ранит читателя так больно и так сильно... Что весь юмор — меткий, хлёсткий, жёсткий — воспринимается здесь больше как обречённая боль и безысходность.

Постоянные реформы, суть которых: самый Ущербный вариант из всех имеющихся в наличии «вилок» и альтернатив. Сложный в своей архаике образ медведя во всех мыслимых идиомах РФ реалий. Начиная от привычного «брать на лапу». И заканчивая более инновационными и закрученными словесными формами: «слегка посеребрённая международными вливаниями, Россия, в своей потенции по-прежнему находится где-то между зоной экономической стагнации, и тем причинным местом, через которое обычно по расхожему афоризму ничего никогда не получается»...

Ни дать, ни взять, — все мы несчастные лузеры беспробудно-серых перспектив.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
..Шаг в сторону национального гештальта, и эта страна тебя отымеет. (..) Мол, отважно взвейтесь над пропастью, покрепче долбанитесь о дно, а потом до вас донесутся вежливые аплодисменты мирового сообщества. А может, нам лучше без этих аплодисментов и без пропасти?..

Безусловно, Пелевин совсем не из тех авторов, которые одиозно предлагают свои «Лучше / Хуже»... Речь здесь (не единственно, но в том числе) ведь не совсем об этом. Вернее, совсем не об этом.

«Священная книга оборотня» — это скорее особая медитация над безысходностью существования, запустением и ущербной формой одиночества.

Яркая и нежная одновременно, эта вещь оставляет такое неповторимое послевкусие,что кажется, словно побывал на вершине Памира и успел за эти триста с лишним страниц отсмотреть все красОты и богатства лежащего у твоих ног мира. Настолько Пелевин чуткий, богатый в своих иносказаниях и щедро «заигрывающий» с читателем автор.

Его текст плотный и лёгкий; двусмысленный и разбитый на подробные колонтитулы. Ироничный драйвер этого повествования не отпускает от самого начала и до самого финального твиста любовной истории этих двух значимых влюбленных персонажей.

Пелевин виртуозен, поэтичен и очень силён — не стоит лишний раз сомневаться в его тонком таланте самобытного автора — особенно в вопросах раскрытия природы Красоты как таковой. Вернее её чувственной интерпретации.

Абрис средневекового Вервольфа изображён автором так тонко и так гибко (на такой очень глубокой и очень пластичной метафоре), — чарующий  и волнительный трансформер полковника ФСБ в хтоническое животное каждый раз будоражит воображение и ласкает самый взыскательный читательский вкус.

Тема «сверхоборотня» и северных богов раскрыта так глубоко и ярко! Кто бы сомневался, что автор знает цену всему тому, о чём он пишет. И знает цену истине как таковой. Именно потому, что она ничего не стоит. И именно потому что она бесценна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... Но каждый из нас может изменить себя, выйдя за собственные пределы. В этом и смысл выражения „сверхоборотень“ — тот, кто вышел за свои границы, превзошел себя. Сверхоборотень приходит не с Востока и не с Запада, он появляется изнутри. Это и есть искупление. Самое главное, стремление понять свою природу.

И возвращаясь к теме трогательной любви двух оборотней — всё-таки она здесь ключевая — стоит ещё сказать кое-что по этому поводу.

Это очень необычный эпик о чувственном удовольствии по ту сторону добра и зла. Погружаясь во все возможные механизмы внутренней алхимии, эти два существа сплели собой мощнейший энергетический союз. Их заманчивые сюрры и совместные галлюцинации прекрасны. А гипнотические трипы, созданные для того, чтобы вместе нырять в общую любовную иллюзию, — да, безусловно, это вокзал для двоих, где каждая шпала на вес золота.

***

Любовь этих двух существ-трансформеров трудно заключить в слова. Ибо всё будет лишь костными фразами, нелепо расписанными на «бумаге».

То глубокое чувственное переживание, о котором пишет автор на страницах этого романа, в чистом виде на привычных рецепторах познания мира ни на что не похоже.

Это не опьянение и не трезвость. Не жертвоприношение и не садо-мазохизм. Не демоническая любовь и не нежная близость. Не мощная гипнотическая волна и не замкнутая на себя любовная цепочка...

Пелевин здесь, в очень нежном и глубоком тексте, в который раз берёт такую душевную вертикаль! В этих местах автор пишет буквально на разрыв аорты.

И где-то к середине книги, вдоволь набаловавшись иронией и сарказмом, читатель как бы начинает сжиматься чувственной болью вместе с переживаниями ключевых персонажей. Слова, метафоры, отвлечённые термины, категорические императивы... Всё это не в силах отразить то, о чём пишет в своём откровении Пелевин. Хотя в этих местах, где лингвистика обычно так окостенела и конъюнктурна, Пелевин в качестве мегаодарённого и эрудированного автора всё же находит для своего читателя нужные чувственные аккорды и аллюзии. Заставляя тем самым своего читателя вместе с тонкими душевными волнениями героев пережить что-то если не такое же самое, то очень близкое в своём сердечном образе и подобии.

И дело здесь конечно же не в каких-то особенных философских силлогизм ах и доктринах. Ибо каждое из возможных концептуальных определений способно лишь изощрённо запутать и завести в ещё больший смысловой тупик. А именно в Проживании этого текста (и романа) собственной душой и сердцем.

PS Подобной аскезой практиковать в качестве внимательного читателя довольно интересно. И в этом Пелевин в качестве талантливого автора давным давно достиг мудрой простоты: «Слушай, что говорит сердце. И не сворачивай с пути.»

PPS Где-то на краю Битцевского леса — где-то там, где нас уже давно нет — зыбко фонит и разливается тепловой реликтовой волной как бы ничьё «Je ne regrette rien»... Шумят дожди, сменяются сезоны, растекается влажными тёплыми слезами на стекле Вечность, разговаривая с читателем на языке непостижимых тайн и замысловатых шарад. Бесконечной красотой звенит этот роман, безусловно заслуживающий самых высоких отметок, искреннего восхищения и множественных внимательных перечиток повзрослевшего читателя.

Оценка : 10
«Зал поющих кариатид»
–  [ 3 ]  +

Ламинарский, 09 декабря 2019 г. в 17:17

Что касается всех моментов повести, связанных с Богомолом, то это прекрасное дополнение автора к его великому, не побоюсь этого слова, роману «Жизнь насекомых». Стоит разделить эту повесть на главки и поместить в разных слоях-местах данного романа, и она вольётся в него без остатка. Но, читаемая как отдельное произведение, эта повесть становится наравне с романом (для этого — все предпосылки), а значит не менее великой.

Оценка : 10
«Девятый сон Веры Павловны»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 10 октября 2019 г. в 02:40

Если бы я прочёл этот рассказ в те девяностые, когда это было написано, оценка, несомненно, была бы выше. Но как стремительно устаревает политизированная проза Пелевина в наше время! И, как это обычно бывает с сюрреалистическими рассказами, наблюдаем полное отсутствие внятной концовки. Сюр захлёстывает читателя с головой, как тот самый поток дерьма... и что? Вроде бы рассуждения о солипсизме что-то обещали, но обещания оказались обманутыми.

Оценка : 6
«Искусство лёгких касаний»
–  [ 3 ]  +

hunkydory1967, 26 сентября 2019 г. в 18:30

Прочитал все три части «Искусства легких касаний». Ну что могу сказать... Пожалуй первая повесть «Иакинф» самая лучшая там и есть, особенно ее финал с детьми, сливающимися с огнем и вечностью, уже вне страданий этого мира. Вторая повесть, по которой и названа вся книга оставляет неоднозначное впечатление. Половину повести, ее французскую часть, по сути можно опустить. Интерес представляет лишь история с «химеризацией» Америки и «ответным ударом». Кстати, это напрямую связано с «Лампой Мафусаила» и американско-масонско-чекистскими коллизиями в ней. Забавно конечно, да и пелевинский троллинг либерастов всех мастей и пиндосской политкорректности всегда приятно читать! Но ничего принципиально нового в этой повести нет, это было у Пелевина уже не раз. Последняя же часть «Столыпин» выглядит простым довеском к предыдущей книге «Тайные виды на гору Фудзи», с теми же олигархами оттуда. Если ее убрать — ничего не изменится. В заключении скажу, что это увы достаточно проходная для Пелевина, очередная книга, мало что добавляющая. Впрочем ниже определенной планки он и тут не опускается.

«Иакинф»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 28 августа 2019 г. в 12:34

Почему решил прочитать: моя ежегодная порция Пелевина! С пылу с жару!

В итоге: впервые за долгое время чувствую некоторую растерянность перед написанием отзыва… За пять дней с начала продаж книги вышло уже столько рецензий на томик, что сказать что-то новое очень сложно и почему-то даже не очень хочется.

Три повести, мало связанные друг с другом. Суммарно похоже на «П5 (Пэ в пятой)» и в чуть меньшей степени на «Ананасную воду для прекрасной дамы ». Но при этом все повести, особенно центральная, увязаны в пространстве PelevinVerse, общей для большинства произведений Виктора Олеговича.

«Иакинф» лично мне напомнил, как и некоторым другим рецензентам, «Кормление крокодила Хуфу». Почему-то светлый по настроению и очень несложный триллер-страшилка, развязка которого становится ясна практически сразу, даже если не задаёшься целью разгадать манёвр автора.

Главный конспирологический элемент – божество Сатурн/Кронос/Время и поклоняющиеся ему долгоживущие жрецы.

Хлёсткие, злободневные, но при этом какие-то ленивые афоризмы, высмеивающие общество потребления, прилагаются.

Что смутило — человек, бывший юношей в девяностые, спрашивает у четырёх 20-30-летних друзей, знают ли они, кто такие экстрасенсы... Вся четвёрка, в принципе достаточно образованная, в один голос уверяет, что им это слово незнакомо... Да ладно!? Не верю, Виктор Олегович! Страшно далеки вы от народа! Сейчас, как минимум, существует заслуживающий внимания феномен многосезонного реалити «Битва экстрасенсов».

«ИЛК» — наконец-то Пелевин отдал должное «дэнбраунщине». Дмитрий Быков ещё в 2006 изящно поупражнялся в этом жанре в «Коде Онегина».

Некий Голгофский проводит расследование, посвящённое гаргойлям, химерам, ноофрескам и, в конечном счёте, властью над миром.

Конспирологическая картина мира – спецслужбы, манипулирование с помощью СМИ и Интернета, Разум как божественная сущность. В эпизодах – масоны, бывшие нацисты, двинутые египтологи и французские интеллектуалы, начиная с Руссо и де Сада.

Актуальная повестка последнего года отработана на ять: жёлтые жилеты, пожар в Нотр-Дам, дело Скрипалей. Причём всё это достаточно слабо увязано с магистральным расследованием главного героя.

ПВО опять, не стесняясь, ругает литературных критиков, в какие-то моменты практически напрямую полемизируя с рецензией Юзефович на прошлогодний роман.

«столыпин» – эпилог к прошлогодней «Тайные виды на гору Фудзи» . Страшный, зверино-серьёзный мир зэков, оттеняющий своим ужасом потребительский рай олигархов. Мощно. Предельно цинично и издевательски, но при этом максимально правдиво.

Спасибо другим рецензентам за расширение контекста! Разве я мог знать, что египтолог Солкинд — это пародия на реально существующего альтернативного учёного Солкина, а Голгофский — это якобы некий реальный писатель Галковский. Разве не прочитав ещё «Венерин волос» Шишкина я мог бы понять, что лодка, нарисованная над шконкой – это не просто так, а кивок Шишкину. По мнению Галины Юзефович в «ИЛК» есть отсылки и к «Седьмой функции языка» Лорана Бине. Но я, дочитав «Седьмую функцию» на данный момент до середины, особых параллелей, кроме условностей «дэнбраунщины», не заметил.

Выше? Ниже? Лучше, хуже других произведений? Примерно на одном уровне. Может, не так ярко и необычно, как романы, действие которых происходит в будущем/прошлом или странных мирах («S.N.U.F.F.», «t» «Смотритель», «iPhuck 10»), но вполне сравнимо с вещами, разворачивающимися в условно нашем мире («Empire V», «Бэтман Аполло», «Тайные виды»).

9 (ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 3 ]  +

fant-laborant, 25 мая 2019 г. в 21:47

Повесть порадовала меня хотя бы тем, что я познакомился (благодаря рекомендации ФантЛаба) с творчеством Виктора Пелевина, и знакомство оказалось приятным. У меня почему-то было предубеждение к этому автору, и до сих пор я всегда обходил его.

Повесть показалась более развлекательной, чем поучительной. Но сдержанный ненавязчивый юмор перемежался, а местами сочетался, с весьма серьёзными мыслями и образами. Можно, конечно, не всерьёз, а в качестве шутки, провести параллель с книгами Кастанеды. Но и в этой шутке будет доля правды. Рекомендую всем, желающим познать «закон жизни» и «тайну веков» ;)

Оценка : 9
«Time Out»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 20 мая 2019 г. в 12:07

В итоге: объяснение всей экономической философии и филосовской экономики в коротком рассказе — не зарплата говно, а всё вокруг дорого, и надо постоянно сидеть задницей на раскалённой сковороде, чтобы позволить себе раз в месяц кратковременный тайм-аут.

Всё ещё фигурируют бандиты, всё ещё интересно посмертие.

Очень популярны в интернете стали два имени из этого рассказа — Янлаван и Калдурас.

Оценка : 9
«Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 25 апреля 2019 г. в 15:06

В итоге: остроумная зарисовка о мести хакера криминалу, сращенному с властью.

Оценка : 9
«Джон Фаулз и трагедия русского либерализма»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 04 апреля 2019 г. в 14:32

В итоге: излишне злободневное эссе с изящной деконструкцией понятия «совок» и его последующей реабилитацией.

Чем-то напомнило фразу из старой колонки Голубицкого в Компьютерре: «лохом мошенники называют простодушного, доверчивого, законопослушного человека. В этом смысле, я, безусловно, лох».

Так и в «Джоне Фаулзе» Пелевин называет совком не серость и зашоренность:

«Совок – вовсе не советский или постсоветский феномен. Это попросту человек который не принимает борьбу за деньги или социальный статус как цель жизни. Он с брезгливым недоверием взирает на суету лежащего за окном мира, не хочет становиться его частью и, ...живет в духе, хотя и необязательно в истине. Такие странные мутанты существовали во все времена, но были исключением. В России это надолго стало правилом. Советский мир был настолько подчеркнуто абсурден и продуманно нелеп, что принять его за окончательную реальность было невозможно даже для пациента психиатрической клиники. И получилось, что у жителей России, кстати, необязательно даже интеллигентов, автоматически – без всякого их желания и участия – возникал лишний, нефункциональный психический этаж, то дополнительное пространство осознания себя и мира, которое в естественно развивающемся обществе доступно лишь немногим.»

В таком ключе совком называться даже как-то комплиментарно что ли.

Ну и спасибо эссе за знакомство с термином homo faber.

Оценка : 6
«Онтология детства»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 22 марта 2019 г. в 14:34

В итоге: жуткий и до пронзительности грустный рассказ о счастливом детстве в тюрьме. Возможно, в метафорической тюрьме собственного сознания/тела или общества.

Оценка : 9
«Музыка со столба»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 22 марта 2019 г. в 14:31

В итоге: один из первых забегов Виктора Олеговича на территорию психоделического мухоморного трипа. Фюрер по прежнему не даёт покоя раннему Пелевину.

В ранних рассказах Пелевина настолько ярко и сочно описываются всё ужасы и мерзости совка, что с дистанции почти в тридцать лет кажется, что он чуть ли не любуется всей этой убогостью и безысходностью.

Оценка : 8
«Девятый сон Веры Павловны»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 22 марта 2019 г. в 14:20

В итоге: солипсизм и говнопокалипсис.

Как всегда — остроумно, эрудированно, иронично. Точно подмеченные приметы времени и нарочитый абсурд происходящего.

Оценка : 8
«Встроенный напоминатель»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 22 марта 2019 г. в 14:19

В итоге: тонкий стёб над условностью современного акционного искусства, беззащитностью перед ним простого обывателя и о встроенном напоминателе, который есть не только у манекена, но и у его создателя.

Оценка : 7
«СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 14 марта 2019 г. в 15:06

В итоге: Сон, приснившийся китайскому крестьянину за миг до пробуждения. Эталонный перестроечный Пелевин, проезжающийся по СССР времен застоя.

Оценка : 7
«Проблема верволка в Средней полосе»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 14 марта 2019 г. в 15:05

В итоге: «советский филосовский триллер». Одинокий путник, деревенские пейзажи позднего СССР с метко выхваченными приметами упадка.

Стая оборотней, искусное изображение быта верволка.

Не понял, почему только оборотни хорошие. Раскрыли свою внутреннюю природу?

Но за стиль изложения и гениальные штрихи можно простить автору некоторую невнятицу.

Полковник Лебеденко встретится нам в более поздних крупных вещах Пелевина.

Сам же главный герой, Саша Лапин, также является основным персонажем повести «Принц Госплана«!!!

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/co...

Оценка : 9
«Оружие возмездия»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 19 февраля 2019 г. в 11:58

Почему: перечитывание прозы Пелевина по порядку

В итоге: лёгкая конспирологическая зарисовка на тему примата идеи над реальностью. Сбывается то, во что все верят. Легко и иронично.

Оценка : 9
«Запись о поиске ветра»
–  [ 3 ]  +

technocrator, 19 ноября 2018 г. в 20:41

Любопытнейшая параллель сразу пришла на ум по прочтении!

«Воздух фактически и есть самый настоящий носитель наших мыслей. Всё, что мы есть, это узоры воздушного потока. <..> Я не обманываюсь, думая, что таким образом буду жить снова, потому что я не этот воздух, я узор, форму которого он временно принял. Узор, который есть я, и множество узоров, которые есть весь мир, в котором я живу, исчезнут.»

«Что еще я постиг? А то, что мы не сосуды, заполненные сознанием, а просто исписанные страницы, качающиеся в нем, как стебли травы в летнем ветре. Мы думаем, что сознание — это наше свойство; точно так же для травинки ветер — это такая ее особенность, которая иногда пригибает ее к земле. <..> Поистине, трудно поведать о ветре, если знаки есть только для летящих в нём листьев.»

Первая цитата —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тед Чан «Выдох» https://fantlab.ru/work129759

Вторая —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Виктор Пелевин «Запись о поиске ветра»

Но насколько различны эти рассказы!

Первый — истинный шедевр фантастики, романтический гимн жизни, Познанию и самопознанию.

Второй, к сожалению, представляет собой передачу безуспешных попыток студента-обдолбыша, якобы постигнувшего Суть всего, объяснить, почему он ничего не может внятно описать из своего наркотрипа.

В творчестве Пелевина условно можно выделить главные мотивы: 1) социально-сатирические; 2) фантастические; 3) лирические (что по максимуму проявилось в «Затворнике и Шестипалом»); 4) философские.

Остроумное их переплетение и отличает писателя. В данном рассказе представлено преимущественно философское многословие, и не лучшим образом. Лучше читать у Виктора Олеговича гораздо более удачные его вещи.

Оценка : 6
«iPhuck 10»
–  [ 3 ]  +

Olcha, 16 ноября 2018 г. в 01:06

Пелевин вернулся к своему любимому фьюжну из контекста российской действительности, политического дискурса, современного искусства и популярной философии. Роман очень напоминает освеженный и осовремененный «Generation P» и я не могу сказать, что мне это не нравится, очень даже наоборот. Старый добрый Пелевин

Оценка : 9
«Священная книга оборотня»
–  [ 3 ]  +

Misha_i_Kalash, 14 августа 2018 г. в 21:43

Пожалуй, самая лучшая книга о чекистах. Нет, это собственно, ИМХО, я понимаю, что книга не о том, но зная специфику работы подозреваю, что Виктора Олеговича консультировали знающие люди. Насколько гениально предвидено развитие событий еще в 2004 году, Войнович с Оруэллом плачут. Если бы был жив Юлиан Семенов, то, вероятно, он написал бы роман как умирает Штирлиц и в новой реинкарнации становится той самой коровой...

Оценка : 10
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 3 ]  +

Nikquest, 29 июля 2018 г. в 20:07

Книга хорошая-отличная, но центральная часть ну очень сильно провисает. Мало того, что вся вторая история про Кешу растянута, затянута, так она ещё и похожа на какой-то дикий сплав сериала «Черное зеркало», трилогии «Матрица» и цикла рассказов из ЛКИ (журнал такой был, эх, земля ему микросхемами) про бета-тестеров за авторством небезызвестного Призрака, у которого получалось куда лучше, ироничнее и продуманнее. И смешнее, кстати, тоже, хотя и «Цукербрины» заставляли радостно и горестно посмеяться неоднократно, порой просто до хохота. А ещё в «Бета-тестерах» тоже был Кеша, только не такой яростно намалёваный представитель общества потребления, как у Пелевина, которому порнушку подай, анимешных школьниц для самоудовлетворения подай, игрушечки подай, фильмы на перемотке подай, потроллить про Украину и Россию – вообще святое дело! За таким Кешей наблюдать не то, чтобы нелюбопытно, просто подобных кеш – тьма тьмущая в современном интернете. И от того, что автор взял, да и изобразил портрет «тролля нашего времени» столь саркастичными и сатиричными мазками, размалевав его густо-густо порочными наклонностями, которые сегодня таковыми считаются лишь в головах всяческих ханжей да, кхм, «радостных маркетологов» (вовсе не по профессии, хотя и по ней тоже, а по складу ума и поведению), ищущих свое счастье в пропихивании столь культивируемых образов жизни, в общем, от подобного возведения в божественный статус «хомячка» (финальная стадия и глава, хы-хы) персонаж не стал каким-то резко отрицательным или положительным. Он так и остался обыкновенным грызуном, стаи которых обитают в сетевом пространстве. Я – местами такой же хомячок, как и Кеша, чего скрывать-то или как-то обижаться на модель поведения и образа жизни, автор всё верно подмечает, высмеивает и задает искренние вопросы подобным деятелям. Это даже не то, чтобы не обидно, скорее, не совсем грамотно интерпретировать таких вот Кеш как «персонажей», характеристика которых одна: банальность их мировоззрения и бытия и нежелание из оной выбираться.

Ну, довольно про Кешу. Пусть радуется, что ему в будущем довелось смотреть какую-то свою «Революцию», а не тот омерзительный в своей тупости одноименный шлакосериал, который был у нас не так давно. И в «Танчики» играть, и Сестричку-лисичку – мечту всяких анимедрочеров – натягивать, и шампусики распивать, и из оцифрованного мирка мембран, синтетики и проводов не выползать.

Киклоп интересен в своих размышлениях, и уж куда более, нежели заслуженный тролль Иннокентий. Но он на правах рассказчика пытается сделать истории историями, отчего придает некоторую философско-минорную нотку своим переживаниям. Посему и выходит, что его опыт и взгляды на мир не кажутся чем-то фантастическим. И вот этот персонаж рассказывает три истории: о создании, прозябании и надежде на спасение-перерождение. Понять эти рассказы каждый читатель сможет по-своему, как и их взаимосвязь. Что-то будет растолковано, что-то в последний миг опять ускользнёт от понимания, что-то останется таким же, как ты и подумал в начале, а все остальные подробности будут укладываться сознанием в ту версию и подгоняться под неё, даже невзирая на некоторые нестыковки. Я их понял следующим образом. Создание – Птицы, Свин – аллегория на то, как под моральным гнётом окружающих и их навязанных обществом ценностей заклёвывается всё то светлое, что есть; как мир сходит с ума по ложным богам, не может обрести истинного Бога, и как разбазариваются человеческие жизни на алтаре жертвоприношений этим неисчислимым ложным божествам, которые красиво парят в небесах, но забывают, что их создал тот, с кем они сейчас воюют. Прозябание, полное бесчисленных иллюзий, которые так трудно перебороть, да и незачем, бессмысленное существование, в котором тебе ничего не мешает жить, всё вокруг контролируется и всё заточено под твои хотелки за исключением совсем уж мерзопакостнейших вещей. И обязательно Надежда, дабы уравнять шансы и не дать себя загнобить, не дать уверовать в то, что ложные боги таки допинаются до истинного, тот падёт и наступит хаос. Всё переродится, для каждого будет свой кармический Эдем и своя сущность в нём. А битва… А нет её больше, только мелкий конфликт.

Таким образом, структурно книга очень хорошо выверена, грамотно скомпонована и задаёт некие приоритеты тем, кто хоть немного задумывается во время прочтения. Но я не могу сказать, что читал с восторгами, хотя общее впечатление осталось исключительно положительным.

Оценка : 8
«iPhuck 10»
–  [ 3 ]  +

Nikquest, 29 июля 2018 г. в 15:18

Пелевин и искусственный интеллект на пару состряпали совершенно безвкусный и шаблонный модуль для написания криминальных романов. Со стебом над толерастией, ИИ, детективами, но читается все равно вымученно, будто сам роман также написан этим самым Порфирием.

Оценка : 6
«iPhuck 10»
–  [ 3 ]  +

kaplya, 16 марта 2018 г. в 07:29

Cпасибо, Виктор Олегович! Дождались! Как говорится, и без греха, и в достатке. Чет, однако, никто вслух не пишет, что 10 так же легко превращается в Ю, как РН в F? что так же легко читается как «I ... YOU». Но вот читаю, не бросаю. Очень уж мне импонирует Ваша идея насчет голого короля — современного искусства, в этом мы с вами и с И.А. Антоновой вполне конгруэнтны. Опять же искусственный интеллект — похоже, вы не разделяете опасений С. Хокинга, R.I.P. А может Вы и впрямь счастливый пользователь этого самого искусственного интеллекта? Не сознаетесь, конечно... Но все равно, спасибо за рецепты писательского мастерства — из Ваших рук они бесценны! Слежу за Вашим творчеством с неиссякаемым интересом. Ваш неPHANат.

Оценка : 7
«Т»
–  [ 3 ]  +

yarigo, 07 февраля 2018 г. в 13:04

Мне нравятся такие дикие переплетения философских измышлений, полной фантасмагории и реальных исторических персонажей. Когда с первыми двумя перебор, всё становится похожим на бред. Если же за смесью этих галлюцинаций ты распознаешь намеки (весьма точные) на конкретных персонажей или нашу действительность, я книгой зачитываюсь. Обожаю такого Пелевина.

Оценка : 10
«iPhuck 10»
–  [ 3 ]  +

П.К., 24 декабря 2017 г. в 21:11

Довольно нудная в прочтении книжка. Однако, регулярно тут Пелевин выдаёт сентеции, ради которых стоит это прочитать.

Оценка : 7
«Омон Ра»
–  [ 3 ]  +

Сноб, 25 ноября 2017 г. в 08:55

    Наверное, одна из самых противоречивых книг Пелевина. Кто-то видит лишь злую или даже кощунственную пародию на Советский Союз, кто-то пародию на возможное пребывание в космосе Великих держав ( а были ли американцы на Луне). Вполне узнаваемое детство, взросление.. Жесткая, даже жестокая вещь, но хорошо, что читал ее в 2000-м. Сейчас эмоции были бы другими. Нет, книга сильная, пробирает, но это не пелевенские шедевры, к коим я отношу Generation и Чапаева.

Оценка : 8
«Священная книга оборотня»
–  [ 3 ]  +

Black Hagen, 27 октября 2017 г. в 17:10

Неплохая книжка. В отличие от некоторых других романов Пелевина, здесь действительно есть сюжет, а не только набор эссе, грубо обрамленных художественным текстом.

Хотя философских размышлений тут много. Местами они вполне органично вписаны в сюжет, местами персонажи явно говорят устами автора, потому диалоги кажутся неуместными и натужными. Но такого, к счастью, тут не много.

Много пошлых шуточек, которые тут просто не к месту. Я не ханжа, но, правда, перебор. А еще они сбивают с атмосферы книги. Которая получилась достаточно волшебной и занимательной.

Если не считать книгу каким-то откровением, то очень даже неплохо. Даже хорошо.

Оценка : 8
«Числа»
–  [ 3 ]  +

serpe, 06 августа 2017 г. в 01:36

Растянутый фельетон для газеты. Собрание острот. Самолюбование. Сведение личных счетов с издателем (гомосятина с осликом, это не что иное как). Какие-то числа.

Помню, купил эту книгу за деньги (sic!). Стоила дорого. Пелевин был тогда на пике популярности, поэтому продажи шли. Надо затребовать деньги взад.

Худшая его книга из прочитанных. Он, видимо, исключительно для себя ее написал.

Оценка : 3
«Числа»
–  [ 3 ]  +

Massaraksh, 25 мая 2017 г. в 18:22

Решил тут, что Пелевин достаточно отлежался, и, раз уж, хайп по его творчеству окончательно иссяк, то можно наконец с этим самым творчеством ознакомится.

В общем, сперва о творчестве в целом: по моему оно делится на три неравные группы каждую из которых можно полностью описать цитатой из самого же Пелевина. Первая — «Как-то раз 8-го марта Бодрийяр Соссюр у Барта.» Сложнопонимаемые игры в мистику, философию и теологию, а так же, откровенно дурацкие, анекдоты растянутые до размера рассказа. Книги явно написанные для тусовки «своих». Малоинтересно. Вторая часть — «Постмодернизм, это когда ты делаешь куклу куклы и сам при этом кукла». Забавная игра, но когда вместо коллажа из чужих смыслов начинают делать коллаж из чужих коллажей нарезанных из коллажей — это уже не так интересно. Ну и третья часть — «Каждый в этом мире, всю жизнь общается только с небом. Остальные лишь вестники в этом общении». Кстати вторая и третья цитата, как раз из этого романа.

Книга, в общем то, и есть об общении с небом. Присутствие двух других упомянутых компонентов в ней минимально, а заигрывания с нумерологией лишь фон. Можно копать и дальше, отряхнув пыль со словаря приписать слова «дуализм» и «манихейство», вспомнить пифагорейцев, но мне, в общем то, книга и так понравилась. И она достаточно проста.

Оценка : 7
«Водонапорная башня»
–  [ 3 ]  +

cba357, 02 апреля 2017 г. в 16:37

В свете применения домашнего ареста для особо богатых неожиданно получает семантическую глубину следующая реплика из произведения:

«...люди делают свои дома чуть похожими на тюрьмы, чтобы не было особого смысла отправлять их в настоящую тюрьму...»

Оценка : 10
«Кормление крокодила Хуфу»
–  [ 3 ]  +

Тиань, 03 марта 2017 г. в 19:28

У Пелевина получился очень простой, легкий по стилистике и слегка безумный текст с ускользающим смыслом. Казалось бы, всё просто: крокодил Хуфу олицетворяет тень страхов, желаний, представлений человеческих. И эти тени люди неустанно подкармливают, доводя изначально иллюзорные сущности почти до овеществленности. На этом строится любой религиозный культ или суеверие.

Но в то же время, и не так всё просто: ведь результаты кормлений иллюзорных крокодилов часто сохраняются в веках и становятся наиболее значимыми памятниками истории стран и народов. Если крокодил принадлежит Хуфу, конечно. Овеществленность иллюзии прямо пропорционально концентрации власти в руках ее носителя.

Пелевин стирает грань между миром реальным и миром теней, из которого появляются крокодилы. И непонятно, где же проходит разрушенная граница: в реальной Франции, принадлежащей определенному пространству и времени, или только в головах зачарованных иллюзионистом героев.

Причем для самих героев это неважно, ведь разрушение границы в голове воспринимается ими как факт реальности. А сторонних наблюдателей в рассказе нет. Есть только люди, иллюзионист и теневой крокодил, внезапно впущенный в реальность человеческого сознания. Или в объективную реальность, если рассматривать сюжет как перемещение во времени.

А что там на самом деле, никто никогда не узнает: степень иллюзорности мира и грань между реально существующим и воображаемым объективной оценке не поддается. Такова основная мысль рассказа, насколько я смогла ее понять. Или не понять, что совершенно неважно для существа, постоянно балансирующего на грани синтеза информации извне и изнутри. Внутренняя Монголия всегда с нами, даже если притворяется крокодилом.

Оценка : 8
«Кормление крокодила Хуфу»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 14 февраля 2017 г. в 08:44

Очень нравятся мне подобные штучки. Как лента Мёбиуса: раз — и ты уже на какой-то другой стороне. И безо всякого головокружения. А границы между фокусом и чудом вовсе нет.

Оценка : 8
«Зал поющих кариатид»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 14 февраля 2017 г. в 07:49

Занятно, но очень быстро угадывается развязка. И всё произведение показалось большой «объяснялкой» — в небольшом объёме уже не уместились герои и характеры. Почти всё место занял сарказм. Концентрат авторской идеи, не слишком оригинальной, без литературных изысков. Конечно, интересно, как и всё у Пелевина, но вещь откровенно проходная.

Оценка : 8
«П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»
–  [ 3 ]  +

roypchel, 05 января 2017 г. в 16:42

Сборник, состоящий из 5 рассказов, не связанных друг с другом сюжетом. Новых мыслей Виктор Олегович не изложил, зато потешил на славу. Малая форма у Пелевина всегда была на высоте — не перегружена информацией, цепкий и острый сюжет. С другой стороны, ждали романа, а не «огрызки» мыслей великого ПВО.

Итак, начнем. 1. «Зал поющих кариатид» — сочный и знакомый колорит. Проститутки и олигархи в секретном борделе, где девушки под действием некоего препарата изображают неподвижных кариатид. Препарат же сделан из богомолов, так что вы знаете что будет дальше.

2. «Кормление крокодила Хуфу» — мрачный рассказ о фокуснике и недовольной публике, разоблачающей каждый фокус. В роли маэстро легко угадывается сам Пелевин и та ситуация, что сложилась вокруг него и его творчества. Недовольные читатели получат свое.

3. «Некромент» — еще одна вишенка, после которой вы будете с новыми эмоциями проезжать по «лежачим полицейским».

4. «Пространство Фридмана» — сложно-сочиненный рассказ офизике и физиках, баблонавтах, ФСБ и олигархах.

5. «Ассасин» — краткая история мальчика , ставшего наемным убийцей, сопровождающаяся мнениями суфиста, культуролога, юриста, историка и нарколога.

Оценка : 8
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 3 ]  +

roypchel, 30 декабря 2016 г. в 23:19

Довольно сложный по восприятию роман, написанный как интернет-чат со всеми вытекающими последствиями, а именно сленгом. Переписанный на новый лад миф о Тесее и Минотавре для издательства Canongate, является одним из межавторских проектов, где известные писатели заново осмыслили и переделали мифологичные опусы.

8 людей оказались заперты в пространствах (у всех оно разное) с компьютером и чатом. Путем знакомства, описания комнат, характеров и восприятия, они понимают что заперты в некоем лабиринте с целью решения какой-то задачи. Лабиринт внутри лабиринта. Минотавр в Шлеме ужаса существует внутри Шлема ужаса, который надет на Минотавра. Сложновато? Ну ничего, Вы справитесь! Попутно Пелевин занимается любимым обличением и снятием масок с современного общества, но делает это крайне деликатно под греческо-скандинавским салатом. По сути это самоцитирование, т.к. это мы уже слушали, но как я писал ранее — готовы слушать и дальше.

Оценка : 8
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 3 ]  +

VovaZ, 11 декабря 2016 г. в 11:21

Некое «идеологическое» продолжение Generation «П», основанное на главном, с точки зрения автора, системном изменении, произошедшем в человеческом обществе, за минувшие 10 лет. Общество жертва рекламы «Поколения», трансформировалось в жертву смартофонных-блоговых «Цукербрин».

Повествоание основано на, традиционной для Пелевина, ортодоксальной софистике общественных отношений.

Автор берёт за основу некую, весьма психоделлическую идею, доводит её до абсурда, строит на её основе все параметры произведения — сюжетную интригу, сценический антураж, образы героев.

Такое повествование создаёт перед нами иллюзию чего-то глубоко-мудрого, почти недоступного нашему пониманию. Реально же, мы имеем три раздельных произведения, по одной основе, сшитых вместе, весьма искуственно. 1. Тайное устройство мироздания, по мотивам игры «Angry Birds» 2. Антиутопия общества будущего, состоящего из «подключённых» к социальным сетям. 3. На последок, некая уж совсем психоделлическая повесть, выглядящая пародией на Кэролла.

Ничего особенно гениально-мудрого в этом мультиромане, на самом деле нет, он сокрее просто проецирует текущее отношение мэтра к окружаещему его общесту, доведённое до абсурда.

Понравилось — язык, манера повествания, в состоянии затуманненого рассудка, несколько технических идей антиутопии будущего.

Не понравилась мизантропия Пелевина, доведённая в этом романе до абсурда. Также, наезд на Гребенщикова, в финальной сцене, показался мне излишне злым и неуместным. Пелевин явно решал некие, персональные комплексы.

Оценка : 7
«Некромент»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 04 ноября 2016 г. в 15:58

Очень остроумная и актуальная история. Политик, надевающий маску ради политических очков и бонусов, попытки занять собственную избирательную нишу, работа пиарщиков и политтехнологов, «странные» культы и, вроде как, схождение с ума. У «Некромента» прекрасная собственная атмосфера, рассказ увлекает и не отпускает, хотя многих может отпугнуть своим зашкаливающим, даже по авторским меркам, цинизмом.

В целом можно охарактеризовать как политическую биографию вымышленного персонажа.

Оценка : 7
«Мост, который я хотел перейти»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 06 октября 2016 г. в 04:55

Краткое эссе о ностальгии и воспоминаниях из детства. Все недостатки и претензии здесь неуместны за крайне малый объёмом и отсутствием амбиций. «Мост» слишком искренний и открытый — Пелевин ещё никогда в своём творчестве не открывался читателю в такой степени и не выставлял свою душу напоказ. Всем его давним поклонникам и просто интересующимся творчеством будет крайне интересно.

Оценка : 6
«Ананасная вода для прекрасной дамы»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 18 сентября 2016 г. в 06:06

Сложно найти что-то общее между этими историями, кроме разве что некоторой юмористически-иронически-сатирической направленности. В любом случае, «Ананасную воду» нельзя назвать тематическим сборником — это просто те истории Пелевина, что слишком малы для отдельной публикации. Тем не менее, данный сборник обязателен к прочтению абсолютно всем поклонникам автора.

Пять (на самом деле шесть), парадоксальных историй. Конечно, здесь намешано и традиционного пелевинского солипсизма, но внятного остроумия и сатиры куда больше.

Оценка : 7
«Зенитные кодексы Аль-Эфесби»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 29 августа 2016 г. в 16:46

Потрясающе остроумно и увлекательно. Автор разбирает здесь сразу несколько любопытных тем — и гонку вооружений, и геополитическое противостояние, и промывку мозгов населениям\пропаганда, и противостояние «храбрых муджахидов», как их называли сами американцы в 80-ых, американским войскам, и гениальный вождь-одиночка-военный советник, и тема технического прогресса, и неустроенность полевого командира после отставки. Каждой теме, несмотря на малый объём произведения, уделяется достойное внимание.

С точки зрения захватывающего сюжета — одно из лучших произведений Пелевина. Оно, конечно, наполнено его фирменной философией, но солипсизма здесь совсем немного, а прочие рассуждения умеренны и строго дозированы. Прочитал с огромным восторгом и остались только лучшие впечатления. Автор сказал всё, что хотел, и, чувствуется по тексту, поиздевался над всеми, над кем хотел.

Оценка : 9
«Рама II» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 24 августа 2016 г. в 13:36

Вполне себе нетривиальный и любопытный взгляд на кровососов. Тут они тоже владеют миром, кормятся с людей, имеют кучу сверхчеловеческих способностей, да и в целом могущественны и загадочны, но Пелевин преобразил их под свой фирменный солипсизм и идеи иллюзорности мира. Вампиры здесь — не формальность, а сюжетная необходимость и пародия на следование моде. На примере новообращённого ГГ, мы последовательно узнаём, «как оно всё на самом деле». Впрочем, никаких принципиально новых идей в этой дилогии Пелевин не высказывает.

Читается на удивление ясно и интересно, несмотря на то, что событий ОЧЕНЬ мало, вся первая книга — это одно большое «ученичество» и изложение основ вампирского бытия. Несмотря на отсутствие свежего, старые свои идеи автор изложил на удивление увлекательно. Да и просто любопытно почитать про бытовую повседневность пелевенских вампиров.

Позабавило национальное противостояние вампиров разных стран.

Оценка : 8
«Синий фонарь»
–  [ 3 ]  +

stenny, 31 июля 2016 г. в 15:22

слона-то я и не заметил...

или

не видеть за деревьями леса...

автор чересчур увлекся подделыванием страшилок под детство и «под актуальную/злободневную (на тот момент) тему. типа СССР, пионеры и идеология.

Некоторые «страшилки» явно «подогнаны» под фирменный «пелевинский прищур», однако, в погоне за самой-самой «вкусной» (ненавидимой мною слово, но в данном контексте так и напрашивается) страшилкой, автор забыл зачем он писал рассказ.

В каком месте он хотел заострить внимание и что хотел сказать.

То ли про то, что воспитательнцы любили выставлять мальчиков голыми в девчоночьей спальне (бред, я думаю, что большинство пионервожатых до такого не скатывались), это вроде народного «мифа», как про блондинок и про мышей и женщин.

Или про ускользающую «коммунистическую натуру», или про слабовольный предательский поступок Коли...

То есть можно фантазировать о многом, но мне лень додумывать за автора. Ибо слог у него неровный, и сюжетная линия какая-то прерывистая, извилистая и непонятная.

То есть есть несколько начатых стоящих идей (живые мертвецы. и проч.), но ничего не доведено ни до кульминации, ни до катарсиса, ни до развязки.

Единственный вариант реакции на рассказ: «тема сисек раскрыта не полностью». Точнее вообще ничего нет.

А вот «Желтая стрела» понравилась

Оценка : 5
«Ананасная вода для прекрасной дамы»
–  [ 3 ]  +

vokula, 09 июля 2016 г. в 11:26

   Что бы ни говорили, что бы ни писали недруги-завистники, первое десятилетие нынешнего века российской литературы, как и последнее века двадцатого, прошло под знаком «П». За эти годы на «арену» нашей словесности вышло немало хороших авторов и несколько замечательных писателей, но о ком ещё так много писали, а когда-то и рьяно спорили? Чьи книги по-прежнему ждут читатели, чьи книги не могут пройти незамеченными даже у ярых критиков творчества Пелевина? Начав обычно с того, что писатель «пошёл по пути самопародии» и читать его – только разочаровываться, критики не спешат поставить на этом точку, а начинают доказывать своё утверждение. Да так рьяно, что вскоре понимаешь – писать тот хуже не стал и его новую книгу надо обязательно прочесть!

  Пелевин и ЭКСМО строят маркетинговую политику так, что не дают возможности забыть о себе. Только отшумели споры по поводу «Т», как вышел сборник новых повестей и рассказов (только один публиковался ранее). Основного внимания заслуживает часть первая – «Боги и механизмы» — о тайной жизни и неизвестных публике подвигах скромных героев наших спецслужб… Всевозможные «органы» Пелевин явно не любит, но пишет о них постоянно… Что делать, если «полковники» так много значат в сегодняшнем российском обществе. Автор и людей-человеков не очень жалует, но не о сусликах же писать!

История Сёмы Левитана из Одессы в повести «Операция “Burning Bush”» выписана «душевно», так что сопереживание «маленькому человеку» будет несомненным у большинства читателей пелевинской прозы. Повзрослев до «лысого еврейского лузера», Сёма – обладатель дара «говорить голосом загробного мира» да ещё и английский знающий — совсем неслучайно через много лет встречается с дружком детства, ставшим за это время генералом ФСБ. Пройдя тренинг в «камере сенсорной депривации», Семён становится «психонавтом» и начинает «работать Богом»! Устанавливает контакт с президентом Бушем, воплощая в жизнь догмат америкосов о богоизбранности Америки – так начинается операция «Палёный Буш». «Божеские» откровения и рекомендации заставляют Буша принимать часто нелепые решения, а что делать – «другого Бога у меня для вас нет…»

По ходу повествования Пелевин даёт краткие зарисовки современной жизни, психологии евреев, замечательно описывает все эти «мистические трипы» (они же путешествия сознания в эзотерических мирах). Сёма действительно «познаёт Бога» — единственную душу в мире… Окончание повествования, как всегда у Пелевина, невесело: оказывается, америкосы управляют подобным методом российскими правителями с пятидесятых годов – причем, от имени совсем не Бога…

Скромный герой «Зенитных кодексов Аль-Эфесби» — Савелий Скотенков, дитя эпохи первоначального накопления капитала, автор «Криптодискурса»,

выявивший основное противоречие ХХI века, противоречие между углеводородными деспотиями и трубопроводными демократиями. Ну куда ему деваться при нашей-то бюрократии, способной освоить даже древнемарсианский культ? При современной экономической реальности, дающей неограниченные возможности расставания с деньгами? Только на курсы Высшей школы ФСБ!..

Немало узнав про БПЛА-дроны и программу F.D.O.M. с нейронной связью, Скотенков в зелёной чалме (как Саул Аль-Эфесби) появляется в Афгане и, не очень напрягаясь, уничтожает сразу девять супердронов! Интересно читать даже про производственно-технические детали, уж не говоря о том, что словами Пелевин играет мастерски. Пусть его максимы: «Верховная власть – просто самая сильная волчья стая» или «Высшее искусство лжи не в том, чтобы врать всё время» — никакие не «открытия», но ведь всё это ещё надо точно и кратко сформулировать!

Конечно, заканчивается история невесело… Уничтожив 471 «Freedom Liberator», Аль-Эфесби делает своё дело и …уходит… Оказавшись в деревеньке Улемы, философствует: «Весь двадцатый век мы, русские дураки, были генератором, вырабатывающим счастье западного мира»… А разве не так?

  Вторая, меньшая часть сборника – «Механизмы и боги» — лишь «объёмная» поддержка первой. Вполне понимая, что истина недостижима, Пелевин всё равно любит писать о её поисках в «эпоху первоначального накопления, вступившей в фазу нестабильного загнивания». Заклиная собственную тень в «Созерцателе тени», этот скромный «герой» постигает нечто: «Само его тело было мыслью, мир был тенью, бог был светом…» Принесло ли знание хоть капельку счастья? Вопрос риторический…

Короткий рассказ «Тхаги» — для тех, кто мечтает стать адептом чистого зла. И в нём немало примечательных строк, например – о «либеральном дискурсе» в России как последовательности шумовых и визуальных эффектов. Мораль рассказа простовата, зато явственна – не рой другим яму… О рассказе «Отель хороших воплощений» можно бы и не писать, если б не возникающий вопрос – а что это за «ананасная вода»? Читатель встретит упоминание о ней – на самой последней странице крайнего рассказа…

Вездесущий Дмитрий Быков уже успел написать: «Мне очень нравится “Ананасная вода…” – это точный диагноз всей литературной деятельности Пелевина последних лет». Как не согласиться, ведь и мне очень нравится социальная фантастика писателя, его сатира на философской подкладке, «жёсткая, весело-циничная» проза.

«СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка»
–  [ 3 ]  +

Cancertid, 20 мая 2016 г. в 10:48

Один из моих любимейших рассказов Пелевина. Тут и сатира, и сатира над самим собой, и сатира над сатирой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что больше всего нравилось Чжану, так это не бесплатная кормежка и выпивка, не все его особняки и любовницы, а здешний народ, трудящиеся. Они были работящие и скромные, с пониманием; Чжан мог, например, давить их, сколько хотел, колесами своего огромного черного лимузина, и все, кому случалось быть при этом на улице, отворачивались, зная, что это не их дело, а для них главное — не опоздать на работу. А уж беззаветные были — прямо как муравьи. Чжан даже написал в главную газету статью: «С этим народом можно делать что угодно», и ее напечатали, чуть изменив заголовок: «С таким народом можно творить великие дела». Примерно это Чжан и хотел сказать.

Оценка : 8
«Бубен Нижнего мира»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 11 мая 2016 г. в 11:05

Эксперимент ради эксперимента, прикол ради прикола. Пелевин здесь явно упражняется в литературном опыте и пытается написать что-то необычное. В принципе неплохо получилось и можно даже прочитать с удовольствием, но только если вы цените подобные вещи. Любители цельных законченных историй будут недовольны. Впрочем, они вообще обычно стараются держаться от Пелевина подальше).

Оценка : 7
«Откровение Крегера (Комплект документов)»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 29 апреля 2016 г. в 08:07

«Анэнербе» и мистические эксперименты Третьего Рейха — очень скользкая тема, тут очень легко скатиться в дичайший бредовый трэш ради трэша. Зато те, кому удаётся удержаться на этой скользкой грани — получают неограниченное поле для дичайших (в хорошем смысле слова) фантазий и историй. Пелевину это удаётся в полной мере. Ёдкая, ироничная и заведомо абсурдная история, которая позабавит практически любого читателя. Единственное условие — не относиться к «Откровению Крегера» всерьёз.

Оценка : 7
«Миттельшпиль»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 22 апреля 2016 г. в 09:14

Какой-то странноватый сюрреализм. Сразу предупреждаю, что моментами впечатлительного читателя может ощутимо подташнивать — история не самая приятная. Ёдкая сатира? Возможно. Попытка метафорично сказать, как перестройка и крах СССР калечили души людей? Совершенно однозначно, оно и есть. Плюс, история краткая. Стиснув зубы её можно прочитать за один раз и составить некоторое первое представление о творчестве Пелевина. Вообще «Миттельшпиль» — это как лакмусовая бумажка, именно с неё надо начинать чтение автора — если не появилось однозначное и непреодолимое отвращение, то можно смело читать дальше. Если появилось — остановитесь и сэкономите кучу времени.

Оценка : 6
«СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка»
–  [ 3 ]  +

stranger-402, 14 апреля 2016 г. в 15:55

Не самое лучшее, и не самое худшее произведение Пелевина, но, как по мне, на десятку тянет. Даосизм представлен прекрасно.

Называть это произведение плагиатом Хирна смешно хотя бы потому, что и Хирн, в таком случае, сплагатил свой квайдан с Чжуан-Цзы. На самом деле, и Хирн и Пелевин не плагиатили, а творчески обработали некоторые положения даосизма. Ксати, не они первые и не они последние. А Пелевин наверняка даже не знает, что какой-то там Хирн что-то там где-то писал на подобные темы.

Оценка : 10
«Краткая история пэйнтбола в Москве»
–  [ 3 ]  +

dmitras, 02 апреля 2016 г. в 14:21

Рассказ безумно интересен. События сменяются веером, сюжет, близкий к безумию, затягивает, шуточки веселят. Если искать какие-то аналогии, то в голову сразу же приходят Симпсоны 2000-х годов. Такое же лёгкое безумие, те же бесконечные сюжетные повороты.

Кроме того, следует отметить один любопытный факт. Журналист Бисинский, как утверждают знатоки, отсылка к реальному человеку Павлу Басинскому, писателю и литературному критику, автору книги «Лев Толстой: Бегство из рая», человеку, который жёстко критиковал раннее, любимое многими, творчество Пелевина и, если верить документальному фильму, преподавал Виктору Олеговичу в лит. институте. За эту критику ему и довелось стать персонажем «Поколения П» и данного рассказа. В «Пэйнболе» роль его более существенна, но судьба также печальна.

Рассказ заслуживает внимание всех, кому не безразлична история нашей страны в 90-е годы.

Оценка : 10
«Гость на празднике Бон»
–  [ 3 ]  +

martinthegod9, 17 марта 2016 г. в 03:49

Самое важное, что можно извлечь из этого рассказа — то, что мы действительно Живём, лишь находясь на грани смерти, в непосредственном касании со смертью (вспоминается философия Ясперса о пограничных ситуациях). А в остальном — довольно типичные рассуждения автора о пустоте, сознании и реальности или нереальности всего окружающего.

Оценка : 6

  Страницы: «(–22)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»



⇑ Наверх