Мэри Стюарт отзывы

Все отзывы на произведения Мэри Стюарт (Mary Stewart)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 136

  Страницы: [1] 2  3 

«Хрустальный грот»
–  [ 19 ]  +

ivan2543, 27 июля 2015 г. в 22:00

Странно в этом признаваться, но о короле Артуре, Мерлине и связанных с ними легендах, мне известно было очень мало. В детстве я, как и почти все, увлекался темой средневековья и рыцарства, но как-то не удалось, ни почитать что-то на эту тему, ни посмотреть (диснеевские полнометражки я с детства недолюбливаю, а мультсериал шел в крайне неудобное время). Уже ближе к совершеннолетию видел полторы серии какого-то сериала про молодость Мерлина – и все. Да, еще у Сервантеса в «Дон Кихоте» кто-то, помнится, переоделся Мерлином и отрекомендовался, среди прочего, как сын Дьявола…

Поэтому мне «Хрустальный грот» было читать интереснее – я не знал заранее сюжета мифологического первоисточника. Мерлина представлял себе как стереотипного волшебника – старика с длинной бородой. Узнать, про то, как, собственно, никому не нужный бастард стал великим магом, было весьма интересно.

Надо сказать, что «Хрустальный грот», несмотря на принадлежность к фэнтези, скорее является псевдоисторическим романом с минимальной примесью мистики. То есть, мистики тут много, но типичной фэнтезийной магии с фаерболами и левитацией здесь нет совсем. Мерлин скорее тот, кого сейчас называют экстрасенсами. Он может прочитать мысли, предсказать будущее и даже поджечь силой мысли сухие дрова – но спецэффектов ждать не стоит. И это хорошо – так история становится намного убедительнее.

Роман написан в форме воспоминаний главного героя. Мерлин возвращается мысленно к детству и юности, вспоминая свой трудный и опасный путь. В книге не просто описаны приключения и политические интриги, в которых Мерлин принимает участие – спустя много лет старый маг переосмысливает и заново переживает события прошлого, уделяя своим мыслям и чувствам не меньше внимания, чем событиям.

Мерлину приходится выживать только благодаря своему острому уму и высокому интеллекту, что непросто в жестокую эпоху раннего Средневековья. Его полублагородное происхождение поначалу создает ему только проблемы, но и потом ему, уже королевскому придворному магу, приходится испытать на себе несправедливость сильных мира сего. Ведь он служит не только королю, но и Богу, покровительствующему Британии, и воля высшей силы для него важнее приказов королей.

Исторической достоверности ждать не приходится, о чем автор и говорит в послесловии – задачей романа является не реконструкция событий, а «оживление» мифа, раскрытие мифологического сюжета в форме реалистичного психологического романа с минимумом фантастики. «Хрустальный грот» позволяет увидеть в персонажах британских легенд не просто функции и архетипы, но живых людей с их характерами, чувствами. И заодно оценить авторское видение «темных» мест летописей и мифов, узнать «подобности» политических интриг и сражений, тайны магии и предсказаний.

Итог: отличный псевдоисторический психологический роман о юности великого мага Мерлина. Хорошее чтение, для тех, кому близка «артуриана», нравится атмосфера раннего Средневековья и древней Британии, а также для тех, кому нравится «умное» фэнтези с живыми персонажами.

Оценка : 10
«Хрустальный грот»
–  [ 17 ]  +

Ev.Genia, 22 мая 2018 г. в 18:47

Я ожидала увидеть в этой книге волшебство, магию, победы и свершения, происходящие с их помощью и по велению великого седобродого старца–волшебника Мерлина. И меня сначала удивило, а потом и порадовало, что ничего такового здесь нет. Книга предстала очень даже натуральной, исторической даже, хотя понятно, что это переработка историй, легенд и сказаний. Но очень замечательная переработка, в которую охотно верится – Автору замечательно удалась эта точная атмосфера, благодаря которой книга выглядит настоящей.

Я с удовольствием погрузилась в историю, мне всё время верилось, что все события происходили на самом деле и именно так, как рассказывает Автор. Образы яркие, живые, интересные, правдоподобные. А сам Мерлин поначалу предстал встревоженным темноволосым мальчиком, с глазами, полными любопытства, беспокойства и возбуждения. Он редко улыбался, не очень то много поводов было у него для веселья – испуганный звереныш, готовый убежать или кинуться в драку. А глубоко внутри настороженного зверька таилось живое, мягкое и дружелюбное существо и таким его знали немногие. И именно эти качества, а ещё жажда познаний, жизни и внутренняя сила, которая была ему дарована при рождении позволили ему выжить, вырасти и стать знаменитым Мерлином не всесильным волшебником с посохом, а высокоодаренным человеком, учёным, практиком, врачом, инженером, дипломатом, которого, тем не менее, посещают божественные видения, причём без его воли, ни по заказу, без принуждения, ритуалов, наговоров и заклинаний. И Мерлин предстаёт настоящим человеком, на долю которого, выпал этот божественный дар, сила, а это всегда непросто. В такую историю можно очень легко поверить, как если бы она произошла в реальности.

Книга замечательно легко читается, с большим вниманием и интересом. Сюжет очень увлекает и пролетает страница за страницей, здесь есть всё: увлекательные битвы, преданность, любовь неземная и наоборот, платоническая и неискренняя, свет, тьма, божественная сила, пророчества и многое другое. В общем, все то, за что многие с детства любят историческо-сказочные романы.

Оценка : 10
«Хрустальный грот»
–  [ 14 ]  +

Orion-Seregil, 24 ноября 2016 г. в 22:12

Отличное произведение!

До прочтения книги как и большинство питал чисто детские иллюзии относительно неповторимого могущества и исключительного магического таланта Мерлина... А тут.... Очень мудрый, смелый и избранный Богом человек, появившийся в нужное время в нужном месте. Я ни капельки не разочарован, а просто взглянул на давно известную историю с иной точки зрения. И знаете, мне действительно понравилось! Величайший герой своего времени встал на одну ступень с нами смертными! Зачастую по ходу повествования он становился тем камешком, с которого начинается лавина. Истинный сын своего отца, преданный друг и отличный советник.

Замечательная история, которая для меня только начинается.

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 13 ]  +

Гриф Рифт, 11 июня 2012 г. в 16:25

Признаться честно не ожидал для себя такого живого продолжения истории, как в этом романе. Волшебник Мерлин является проводником воли Богов, и чётко следует поставленной цели.

Сильный маг, который не отступиться от задуманного, который чётко знает, что ему делать. Ему суждено стать защитником будущего короля. Но в тоже время Миррдину Эмрису предстоит нелёгкая задача уберечь юного наследника, а вместе с тем и надежду Британии на мир, от опасности. Опасности, которая подстерегает юного отрока со стороны Лотиана и других претендентов на власть и трон. Мерлин Амброзий в романе предстаёт иной раз как несокрушимый маг, слава которого идёт впереди него, но в тоже время ни что человеческое ему не чуждо, и порой ему нужна помощь. Описание Уэльса в этом романе очень красочно и органично. Описание пещеры и арфы волшебника, которая как бы сама оживает и начинает играть. Язык, которым написана эта история, очень красив, он переносит читателя в эти зелёные леса и пещеры, как бы позволяя попробовать на вкус всё происходящее в романе. Очень своеобразно и органично описана магия в строках этого произведения. Её воспринимаешь никак что-то сверхъестественное, она как будто и не магия в привычном понимании вовсе. Но в момент предсказаний Мэрлина всё-таки проходит некая искра по жилам. Мэрлин не только волшебник, но и дипломат. Чего стоило ему убедить Утера отдать ему на воспитание своего сына, а позднее не дать усомниться в его происхождении. Но я забегаю вперёд. Очень красивые сцены возникают перед глазами при первой встрече Мерлина с юным Артуром. Здесь Артур похож на маленького шалунишку, который просит укрыть его от Ральфа. В видениях Мерлина, когда мальчик рос, предстаёт сильный волевой и ловкий парень, которому всё по плечу. Но всё-таки отдав юного принца на воспитание графу Эктору, Мерлин не только оградил его от опасности, но и дал ему возможность получить воспитание не как барчонка, и привить ему лучшие качества благородного смелого человека, как позднее признается сам Мерлин, избавив его от лукавства, и велеречивых речей сластолюбцев при дворе. Мерлин сам вырос на правах бастарда при королевском дворе, но чувствовал он себя не принцем, а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ублюдком
, и это чувство его грызло как мне кажется очень долго. Ровно до той поры, пока он не повстречал Амброзия, и правда не открылась ему. Юный Артур был привязан к Мерлину, и каждую свободную минуту после знакомства с ним, проводил в Зелёном святилище, слушая истории о битвах, в которых довелось побывать Мерлину. Особенно запоминающимся моментом мне кажется встреча у озера Артура с Кадором, и объяснение между Кадором и Мерлином, второй момент это когда Мерлин раскрывает тайну происхождения Артуру, и наконец, разговор Артура с Мерлином в часовне, когда Эмрис (Артур) принёс Мерлину меч Максима, думая, что он принадлежит по праву Мерлину. Буквально вырастая на легендах о великом маге, Артур превозносил его, и неудивительно, что он подумал, что Мерлин его настоящий отец, но в тот момент он и не предполагал, кем на самом деле является. Сцена сражения, в котором участвовал Артур при короле Утере, меня просто поразила. Здесь Артуру представился шанс показать всем свою отвагу, на которую он был способен, и защитить последний оплот Британии и короля Утера. Не зря он предстал перед нами весь в белых сверкающих доспехах, именно таким должен быть истинный король. Роман наполнен множеством интриг и красивыми описаниями, этот роман о бесконечной преданности своему долгу, но прежде всего это рассказ о Мерлине волшебнике и человеке, который исполнил свой долг, и волю Богов. Образ волшебника Мерлина надолго поселился в моей душе. Хочется верить, что легенда только начинается! Спасибо Мэри Стюарт за подаренное волшебство и время, проведённое в увлекательном и удивительном мире!

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 13 ]  +

kira raiven, 04 апреля 2009 г. в 23:36

Этой книге Марии Стюарт я не могу не признаться в любви и почитании...

Как и elent, и lusiole, я прочитала именно ее первой в цикле. Книга пленяет, она окружает со всех сторон ощущениями «оттуда», и Мерлин и Артур появляются вдруг в моей жизни.

Образ Мерлина теперь не то чтобы навсегда такой для меня — нет. Но мне почему-то просто необходим именно этот образ. Именно этот Мерлин, поскольку я с тех пор часто думаю его мыслями, иногда говорю его словами.

Мне просто необходимо бывает вернуться на эти страницы. Меня бесконечно притягивает личность главного героя. Я прочитала все романы цикла, но «Полые холмы», наверное, лучший из них.

Очень красивые сцены — встреча у озера с Кадором, когда тот впервые видит Артура, и объяснение между ними, сцена с ответом Мерлина Артуру «Сейчас у меня есть все» и объяснение с Артуром, когда Мерлин раскрывает его истинное происхождение. Эти сцены характерными нарастанием некоего душевного напряжения, пиком и впоследствии разрядкой. Нарастанием — потому что на протяжении всех книг, а в этой — особенно, Автор не отпускает, он держит в напряжении все время. Мы, Читатели, единственные, кто знает, что стоит за поступками Мерлина, знаем глубину его мыслей и его собственное видение мира и Сил, приводящих в движение людей и события. Не обладая при этом его возможностями, мы остаемся без контроля над событиями, то есть действовать не можем, а сами события не дают остаться безучастными зрителями.

Сам язык написания очень красив. Уэльс кажется манящим и пронизанным неким волшебством. Мне показалось очень интересным описание грота в полом холме и вся эта таинственно мерцающая магия. Арфа, откликающаяся откуда-то своим перезвоном струн, скрытая пещера внутри большой, своеобразное описание Автором магии Мерлина. Она здесь, на страницах, эта магия, она рядом, это почти осязаемая сущность. Причем накал силы этой энергии, которая доступна ГГ, всегда различен. То перед нами покалеченный и немощный человек, который ищет помощи, чтобы залечить свои раны. То — двигающий скалы и управляющий облаками Маг, который как-то совершенно органично впадает в роль полубога.

Мерлин чувствует себя неким проводником Своего Бога, вершителем Его замыслов. Странным образом эта книга перекликается для меня с книгой Мэри Рено «Тезей», где ГГ ощущает в себе волю Бога, согласно которой он действует.

Так и Мерлин в Полых Холмах. Он при этом осознает и ощущает и магию других Богов, как сверхчувствительный и тонкий инструмент. Причем вот что интересно — перед нами Человек, а уже потом — Маг. Перед нами принц, который вырос как полукровка, не зная прав, полагающихся ему по рождению от двух королевских династий. Он вырос почти как изгой, но изгой, живший с некоей тайной рождения и Обещанием возможного будущего чуда. Чуда его происхождения. Он всегда отстраняется, выбирая роль спутника главного героя. Но в книге, посвященной тайне появления Артура, главный герой — он сам. Неоднократно он находит артефакты, принадлежащие ему как по праву рождения, так и по праву Того, кому было дано их обнаружить, и передает свое право или уступает его. Перед нами Музыкант. Перед нами бесстрашный в глазах других воин. Но воин не в прямом смысле, хотя, когда это необходимо, он сражается. Он — воин и защитник страны и избранных им людей для воплощения замыслов Высших сил. Он каким-то образом не приучен мыслить и действовать, принимая в расчет меньшее, чем весь мир. И он Учитель, Наставник и Отец. Эта линия просматривается во взаимоотношениях со многим героями, осознающими его роль в их жизни как некую главную роль. Как говорит главный человек в его жизни : «Ты, с самого начала — Ты», признавая именно Мерлина главным человеком в жизни своей. Это объяснение между ними выделяется по силе, искренности и глубине чувств.

В-общем, Автору удалось создать не только прекрасные по своей силе, искренности, многослойности и глубине личности и образы Главных героев, но привести замысловатый исторический ракурс того времени в достаточно легко читаемый сюжет, наполнив мир того времени волшебством и изяществом, а также весьма достоверными атрибутами жизни и реальности того времени. А самое главное — в этом мире живет полной жизни удивительная и поражающая воображение всех народов мира и всех времен пара — Артур, Король-Рыцарь, и Мерлин, Великий маг. Они создают некую силу, которая значительно превосходит их собственные, весьма выдающиеся, возможности, и ставит их на высокую ступень неких Хранителей мира.

Еще раз повторюсь, книга при этом волшебна, несколько задумчива, и уносит мыслями в Соединенное королевство, в котором хочется побывать хотя бы для того, чтобы ощутить это волшебство созданного автором мира, мира, который настолько силен, что точно существует не только на страницах книги и воображении читателей, но и где-то там... Не сомневаюсь.

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 12 ]  +

Конни, 16 января 2013 г. в 11:27

«Полые холмы» и «Последнее волшебство» попали ко мне в руки под одной обложкой в издании 1987 года, в замечательном   переводе И. Бернштейн. Эта книга меня буквально очаровала. Мифы Артурианы использовали многие, а   Мэри Стюарт написала     одну из самых увлекательных и красивых книг. Именно эти Мерлин и Артур   для меня самые «настоящие». если можно   так выразиться.   Читая, веришь, что   так могло быть на самом деле. Книга написана вроде бы просто, но   каким отточенным, изысканным слогом. Каждая деталь уместна и необходима,     ни прибавить ни убавить. У меня книга почему-то ассоциируется с витражами средневековых готических храмов, то в   солнечном, то в   лунном свете.

Волшебная книга о великом волшебнике.

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

Shato_Margo, 12 июня 2014 г. в 19:47

Мне очень понравился Мерлин, которого описала Стюарт. Замечательное ощущение — читаешь и наслаждаешься образом мышления персонажа, его поступками, его отношением к своему предназначению.

Вообще меня в этой трилогии порадовало практически все. В эти книги погружаешься полностью, выпадая из жизни на несколько часов. При этом их нужно читать не спеша, тщательно вычитывая каждое предложение.

Не постесняюсь поставить твердую десятку.

Оценка : 10
«Цикл о короле Артуре»
–  [ 9 ]  +

Пушок, 16 апреля 2017 г. в 20:35

Великолепный цикл, особенно самые первые его романы — «Полые холмы» и «хрустальный грот».

Это по сути своей эпичное историческое полотно, это роман-хроника, роман-взросление... а ещё, как совершенно справедливо было сказано выше — это фэнтэзи в самом чистом его виде. Т.е. это исторический роман — но читается он как фэнтэзи.

с самого начала мы погружаемся в мир раннего средневековья. Мир, в котором римляне уже покинули Британию, а германцы ещё только ведут её завоевание. и кельтам по большому счёту некуда уйти, а ещё бродят по острову древние друиды, скрыт во тьме лик Митры — но и Спаситель уже давно смотрит на древний остров.

и вот есть маленький мальчик... Хороший, умный и добрый. и дан ему некий дар... и он станет тем, чьё имя века спустя с гордостью, как своего, будут произносить люди-потомки палачей его народа... Мерлин! Гений, умница, пророк, инженер, психолог, дипломат... Заплативший за всё это свою немалую цену. Он создаст себе и народу новую страну — и потеряет её...   Но это всё надо читать самому. Книги же отличает великолепный язык, приятственны взору также довольно точные описания древней Британии...

Великолепные книги! Золото исторической прозы! Читайте!!!

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

ivan2543, 27 октября 2015 г. в 16:33

Трилогия прочитана, и нужно подвести итоги.

В принципе, все главное, я уже написал в рецензиях на каждую из частей цикла. Трилогия представляет собой попытку реалистической трактовки мифов об Артуре и Мерлине, с минимальным добавлением мистики – там, где без фантастического допущения был бы потерян дух легенды. Наиболее же гротескные эпизоды легенд, вроде появления драконов и всяких мечей в камне, получили изящное правдоподобное объяснение.

В романах цикла соблюдается почти идеальный баланс между приключениями и психологизмом, они поэтичны и увлекательны (разве что середина второго романа чересчур вялая, но «из песни слова не выкинешь», даже жизнь великого волшебника не состоит из одних подвигов и свершений). События нам излагает сам главный герой, находясь уже на склоне лет, с высоты своего теперешнего жизненного опыта, с любовью и грустью вспоминающий детство, юность, старых друзей…

Мерлин в интерпретации Мэри Стюарт – уникальная личность. Он словно реликт античного мира, старается всеми силами оставаться человеком всегда, даже в тяжелую пору войн. Даже решая государственные задачи, он чурается предательства и жестокости – обычных орудий политиков всех времен, а особенно таких времен, когда все решает меч. Как будто он предвидит темные века религиозных войн и фанатизма, на пороге которых уже стоит Европа, стремительно забывающая наследие римской цивилизации (впрочем, Рим Мерлин и его соотечественники в книге склонны идеализировать). Побольше бы таких Мерлинов – и Темные Века миновали бы человечество…

«Есть только один Бог» — говорит Мерлин. Мир един, и все люди одинаково хотят счастья мира и процветания, и над всем царит одна созидающая сила. И нужно, казалось бы, только осознать эту простую истину, прекратить споры и войны из-за того, как эту силу называть. Да еще из-за ненужных богатств – на земле хватит места для всех, живи да работай. Но увы – люди остаются прежними, и грызутся из-за трона дряхлые короли, чтобы их наследники потом перегрызлись уже над их наследством, горят деревни, и кровь заливает хранимую древними силами землю. А значит – не мир, но меч, значит, нужен земле защитник, король, что усмирит алчных и прогонит завоевателей. А Мерлину… Мерлину остается уснуть, стать легендой – до лучших времен.

Итог: трилогия о Мерлине просто должна быть в любой коллекции хорошего фэнтези или исторического романа. Реалистичная и вместе с тем поэтичная «реконструкция» мифических событий.

Оценка : 10
«Последнее волшебство»
–  [ 9 ]  +

ivan2543, 08 октября 2015 г. в 18:24

Третья книга – о поздних годах Мерлина и расцвете эпохи Артура. Великий волшебник, талантливый политик и инженер понемногу уходит в тень своего воспитанника. Впрочем, для мира он всегда был в тени – живым мифом, олицетворенной легендой о мистическом покровителе.

Как ни странно, «Последнее волшебство» динамичнее второй части трилогии. Что поделать, старость Мерлина трудно назвать спокойной – ведь ему приходится помогать Артуру в решении его великой задачи по объединению Британии. А значит, вновь, как в молодости, Мерлину придется вспомнить хитрые уловки и политические приемы, которые помогут ему распутать козни Лота, Моргаузы и других врагов трона. Будут и странствия, и настоящие шпионские миссии, и дорожные приключения.

Как и прежде, автор верна своему подходу – максимум реализма, минимум фантастики. «Последнее волшебство» интересно не мистическими тайнами и магическими битвами, а, прежде всего, попыткой воскресить дух той древней эпохи, так мало нам известного раннего Средневековья.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любопытное наблюдение – если соотнести начало самой первой части трилогии и концовку последней, то приходит на ум, что изначально история должна была закончиться у смертного одра, так как являлась исповедью умирающего. Но, видимо, самому автору стало жаль своего героя. Да и как не проникнуться сочувствием – персонажи, и, конечно, особенно, главный герой выписаны очень живо, психологично. Насчет Мерлина все понятно, но и других мы видим его глазами – зорким взглядом мага, проникающего в разум людей; и просто взглядом мудрого пожилого человека, научившегося понимать всякого и видящего людские души насквозь. Человека, гуманистическое мировоззрение которого то ли опередило свое время, то ли осталось реликтом просвященной античной эпохи.

Да, иногда фатализм Мерлина раздражает. Он щадит врагов, чтобы не множить их количество, отказывается от мести, дабы избежать лишнего кровопролития (и чтобы Артур не испортил свою репутацию милосердного короля). Порой кажется, что он сделал сам себя заложником пророчества.

Но книга все равно радует, как и предыдущие. Атмосферой той самой легендарной Британии, экзотикой раннего Средневековья, яркими персонажами, возможностью угадать то или иное мифологическое событие в разных эпизодах романа. Словно бы увидеть самому, как создавалась великая легенда.

Итог: прекрасное завершение трилогии о Мерлине.

Оценка : 10
«Хрустальный грот»
–  [ 9 ]  +

GrininSM, 18 декабря 2013 г. в 18:23

«Дела давно минувших дней

Преданье старины глубокой»

Легенды о короле Артуре и Мерлине глубоко проникли в культуру Западной Европы, да и, наверное, всего мира. Не стоит забывать, что, возможно, именно он стал прототипом Гендальфа Белого. А образ старика в плаще, широкополой шляпе с посохом в руке навсегда останется образом волшебника в многочисленных фильмах и книгах.

Мэри Стюарт написала книгу о человеке, создавшем историю. Да-да, именно так. Своими поступками Мерлин вершил историю, принимая непосредственно участие в создании Британской империи.

Мэри Стюарт написала книгу о человеке, который никогда не использовал свой дар для личных целей. Он действовал во благо государства. И даже когда он был в королевской опале и все равно продолжал служить государству.

А теперь пара камней в огород. Возможно это ошибка переводчика, а возможно и автора. Но все равно как-то резануло два факта.

Первое: инженеры. Вряд ли в Англии 5 века были инженеры и инженерные войска. Если и были, то назывались они совсем по-другому.

Вторное: мегалиты. Также думаю, что в той же Англии того же 5 века камни Стоунхенджа не называли мегалитами.

А в остальном это отличная книга. Рекомендую всем.

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 8 ]  +

ivan2543, 03 сентября 2015 г. в 17:11

Второй роман о Мерлине – прямое продолжение первого, буквально начинается с той сцены, на которой заканчивается «Хрустальный грот». «Полые холмы» повествуют о зрелых годах Мерлина, его странствиях, рождении и отрочестве Артура.

Мэри Стюарт отказалась во второй части от формы «автобиографии» — теперь это просто роман от первого лица, а не исповедь умирающего волшебника. «Полые холмы» несколько проигрывают «Хрустальному гроту» в динамичности – событий тут намного меньше, изгнание Мерлина и его странствия не столько насыщены приключениями, как его детство и молодость, которые были полны смертельных опасностей, политических интриг и сражений. Поэтому первые две трети романа довольно «медитативны», и действие оживляется только когда «на сцене» появляется Артур. Вот с этого момента я лично от книги не мог оторваться.

В остальном второй роман такой же, как и первый – почти чистый реализм с долей мистики. Автор продолжает рассказывать нам свою, наиболее приближенную к реальности, версию легендарных событий, оживляя мифологических персонажей и давая более-менее реалистичную трактовку мифических чудес. Конечно, на историчность роман претендовать не может – и ввиду сомнительной достоверности первоисточника, и потому, что автор не стремилась к строгой историчности вообще, о чем говорится в авторском послесловии. Но как версия событий – очень убедителен.

Итог: вообще, хотел оценить «Полые холмы» ниже, но, благодаря эмоциональной и сюжетной насыщенности последних глав, роман, пожалуй, дотягивает до уровня предшественника. Великолепная реалистичная трактовка мифа о Мерлине и короле Артуре.

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

bacumur, 27 марта 2012 г. в 07:13

Все очень просто. Я тогда был только-только женат, ну, всего-то лет пять прошло, и вдруг мне подруга моей жены, Оля, как сейчас ее помню, дает мне эту книжку... И все, я решил, что нужно писать и думать именно так, да еще — Оля... Она же подруга, она же — дружески... Чуть ее не полюбил. Но слава Богу — не полюбил... до конца. Сдался, хотя она и была уже... умной. Тоже — побаивалась.

Вот какие ощущения и рождают подобные тексты. Тогда-то я и понял, что значит — женская, сексуально-высокая проза.

А потом я еще раз перечитывал всю трилоги, имею в виду до Последнего Волшебства. До сих пор слышу — шелест пролетающих над головой серых гусей... Почти явственное впечатление. Кстати, Мери Стюарт я обязан тем, в ученичестве письма, что понял — нужно добиваться эффекта «виденья» того, что ты описываешь, добиваться впечатления жизненности — по запаху, по тактильности... То есть, я, естественно, у многих авторов этому учился, но у нее — пожалуй, больше, чем у кого-то... Так получилось. Она очень — сильно пишет.... писала. Да.

И еще, она очень просто говорит о вещах — явных, но как бы не вполне замечаемых. Есть в ней что-то, что называлось в прежние времена — физиологическим очерком... Так вот, она эту технику усвоила и применяет — очень легко, даже не обращает на это внимание, что она — уже как-то переходит границу литературы в какое-то подобие... личности, очеркистики, эссеистики.... Она очень хороша.

Я у нее украл два персонажа. Первый — мальчик, который стоит незаметно у стены, чтобы получить монетку. И второй, Лотар заплатил за то, чтобы какой-то старичек стал хранителем склада... Ну, как залог честности и фокус приема его на должность хранителя... Сейчас уже не помню в каком из своих романов... Но два раза у нее — свистнул, это точно.

Оценка : 10
«Последнее волшебство»
–  [ 7 ]  +

glupec, 19 августа 2008 г. в 17:59

У меня просто нет слов... Такое не обсуждать, а читать надо. О чём книга? О старении, прощании с жизнью, последнем взгляде на то, что остаётся за спиной? Или о любви к этой жизни, которая даже в глубокой старости не отпускает?

The Last Enchantment — буквально «последнее очарование». И этим всё сказано...

Жизнь надо ценить, господа — другой-то у нас не будет... И хорошо, что хотя бы в старости, на пороге смерти, ещё успеваешь ею очароваться...

Оценка : 10
«Хрустальный грот»
–  [ 7 ]  +

квинлин, 13 октября 2007 г. в 10:13

Великолепный роман! Мне особенно понравилось то, что на самом деле магии здесь практически не встречается: всё творится рукми людскими (в том числе и Хоровод великанов).

  Но время всё же требует «волшебства». Такое, что редко встречается в фэнтези. Странное... чарующее, не зависящее от воли того человека, чьими руками оно творится....

По-моему, стоит прочесть всем любителям фэнтези, Артурианы и просто хорошей литературы.

Оценка : 10
«Цикл о короле Артуре»
–  [ 7 ]  +

Bизантиец, 26 мая 2007 г. в 15:29

Мэри Стюарт — лучший исторический автор, из всех, которых я читал. Замечательные книги о Мерлине и Артуре. Рекомендую всем! Прекрасный язык, стиль, соблюдение чувства меры, такта. Магия и волшебство у Стюарт не очень-то и заметны, но они органично вплетены в реальную жизнь. Не побоюсь сказать, что первые романы цикла — ШЕДЕВР.

Оценка : 10
«Последнее волшебство»
–  [ 6 ]  +

квинлин, 19 ноября 2008 г. в 23:06

Концовка этого романа просто потрясает...Столько..смысла в ней заложено.

Перед нами-окончание истории Мерлинуса...Мэрлина...Величайшего мага в истории не только Англии, но и мира. спутника Артура, и просто человека, который всегда жил ради кого-то...Даже в последние свои дни он это доказал. И он не сдавался. несмотря ни на что....

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

blandina, 12 декабря 2007 г. в 15:40

Жаль, что замечательная переводчица Ида Бернштейн перевела только две последние книжки цикла (кстати, еще в советское время). Если бы не безобразные переводы первой части, трилогия по праву занимала бы одно из первых мест русской «артурианы» — и по сюжету, и по качеству языка. Мэри Стюарт обладает потрясающей способностью соединять вполне реалистическое описание якобы исторических событий с особой реальностью полуяви-полусна, где в повествование вплетается пласт волшебства, легенд, предназначения. Трилогию часто сравнивают с Брэдли, но по странному поэтическому ощущению она все же ближе к настоящим рыцарским романам — тем самым, средневековым — и даже не к Мэлори, а к какому-нибудь фон Эшенбаху.

Оценка : 10
«Последнее волшебство»
–  [ 5 ]  +

Double Black, 30 июля 2022 г. в 18:52

Если одним словом, то это «О!»

Если больше, то ... вы берете историю, которую знает ваш читатель. Досконально. И рассказываете ее так, что ему интересно читать от корки до корки. Это все, что нужно сказать о книге. Пересказывать сюжет Артурианы бессмысленно. Мэри Стюарт рассказала свою Артуриану, но сделала это безумно здорово. Печально, да, ибо это — последняя книга. Неповторимо. Сказочно. Это ведь сказка? Или нет. Не знаю.

Просто очень хорошая книга, как и остальные в трилогии.

Надо ли читать? Надо.

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 5 ]  +

Double Black, 16 марта 2022 г. в 19:11

Это совершенно иной Артур, нежели у Теренса Уайта и, разумеется, Мэллори, но эта артуриана живая и сильная. Здесь не так много волшебства, оттого, возможно, оно кажется нам куда честнее и труднее и добытое им — заслуженным. Печальная, как все, что честно может быть написано об этой эпохе: угасание магии, приход других сил в старую добрую, хотя, быть может, не такую уж добрую Англию.

Оценка : 10
«Последнее волшебство»
–  [ 5 ]  +

Конни, 16 января 2013 г. в 11:49

Все, что я уже писала в отзыве о «Полых холмах». в полной мере относится и к «Последнему волшебству». Написано увлекательно, убедительно и очень красиво, просто и возвышенно одновременно.   Светлая печаль пронизывает    всю книгу, но при   этом каким-то непостижимым образом   в процессе чтения уходит уныние и рождается надежда на   лучшее.

Оценка : 10
«Последнее волшебство»
–  [ 5 ]  +

k2007, 29 января 2011 г. в 17:39

История человека, который прожил свою жизнь так, как посчитал нужным. В ней было все — поражения и победы, радость и горе, счастье и могила в конце. Но он ни о чем не жалел. После него остались те, кто понесет эту ношу дальше.

Очень светлая и добрая книга. Книга о долгой трудной жизни, и надежде, и любви

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

квинлин, 19 ноября 2008 г. в 23:10

   Здесь чуть-чуть истории переплелось с ворохом сказаний, сонмом сказок и океаном воображения, можно сказать, что это произведение чем-то напоминает сон-явь Мерлина, когда не разберешься, вправду ли это всё происходит или происходило, или это — только плод воображения?

    Впервые Мерлинус предстает не как маг, а как человек, у которого были свои чувства, было тяжелое прошлое, была цель в жизни. Иногда кажется, что его талант, его магический дар -само собой разумеещееся, то, что и впарвду существовало, настолько органично вплетено волшебство в ткань повествования и реальности.

  Здесь мы вообще не увидим сказочных, легендарных героев — только людей...Всего лишь людей? Нет, ЛЮДЕЙ. БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ,..

Оценка : 10
«Гончие псы Гавриила»
–  [ 5 ]  +

blandina, 12 декабря 2007 г. в 15:54

Очень милая книжка, немного детектива, немного любовной истории, но главное — пыль, жара, полусказочный-полуреальный мир Ливана. Правда, это было еще в те времена, когда англичане на Ближнем востоке чувствовали себя как дома. Сейчас так, увы, не бывает.

Оценка : 10
«Последнее волшебство»
–  [ 5 ]  +

elent, 04 октября 2006 г. в 03:12

После чтения этой книги остается чувство светлой грусти. Знакомство мы начинаем с мальчика, а оканчиваем с глубоким стариком. Вся человеческая жизнь за несколько часов чтения.

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 5 ]  +

lusiole, 18 октября 2005 г. в 22:40

первая книга из этого цикла, которую я прочитала и самая любимая. К определенному жанру ее явно отнести трудно. Для фэнтези слишком мало волшебства, для исторического романа слишком много домыслов. Может все оно так и было на самом деле? Написано очень убедительно.

Оценка : 10
«Девять карет»
–  [ 4 ]  +

Joca, 24 июня 2015 г. в 00:41

Впервые прочла эту книгу в зелёной юности и считаю, что с этим мне повезло. Помню, была очарована ею совершенно, аж голова кружилась. Сейчас-то голова кружится совсем от другого, а тогда ощущения были потрясающие. В знак благодарности к чудесным мгновениям оставляю свой отзыв здесь.

Лёгкая воздушная история ( не смотря на наличествующую детективную линию) о ещё одной Золушке, получившей своего Принца.

Ну, не принца, — графа... не суть.

Безусловно, это сказка для взрослых — с присущей сказке атрибутикой и персонажами. Так что если вам хочется на досуге насладиться правдивым репортажем о буднях сталеваров, то вам не сюда.

Главная героиня молода, хороша собой, чиста помыслами и твёрдо стоит на стороне добра.

Главный герой-красавЕц на первый взгляд плохой мальчик, но если копнуть поглубже — чертовски романтичен, чертовски одинок и уже созрел для серьёзных отношений.

В общем, всё как положено, каноны соблюдены, действо проистекает в красочных декорациях — Франция, горы, старинный замок, старинный каменный мост через речку, «фруктовые сады, окутанные бледно-зеленым туманом распускающихся почек» и всё такое.

На мой взгляд, основное достоинство этой книги — это именно ощущение лёгкости, изящества повествования и света, исходящего от героини-рассказчицы.

Хотелось бы высказать особое мнение по поводу переводов. Произведение популярное, переводилось неоднократно.

Лично мне понравился перевод Шидфара Рамира Каземовича с названием «И девять ждут тебя карет» (тот, который начинается словами «Как хорошо, что в аэропорту меня никто не должен встречать!»).

Могу для наглядности привести кусочки разных переводов.

ШРК: Самолет прибыл в Париж, когда уже начинало темнеть. Стоял мягкий, серенький мартовский вечер, воздух был по-весеннему свеж.

Другой перевод: Когда мы достигли Парижа, солнце доживало в нем последний час. Затухал мягкий, серый, мартовский свет, в воздухе пахло весной.

Мне вот это «когда мы достигли Парижа» не очень понравилось. Как будто с верблюжьим караваном добирались. И солнце, доживающее последний час, тоже не очень — стиль не для этого жанра.

ШРК: Часть багажа уже выгрузили. Я заметила свой потрепанный чемодан, втиснутый между новеньким щегольским баулом и чем-то огромным, экстравагантным, обтянутым кожей песочного цвета. Когда-то мой чемодан был дорогой и солидной вещью из настоящей хорошей кожи, на которой вытиснена монограмма отца.

Другой перевод: Часть багажа уже выставили. Мое имущество примостилось между чем-то потрясающе новым и кремовым, огромным и экстравагантным. Мой чемодан когда-то был хорошим, качественную кожу глубоко проминали папины инициалы.

И так далее. Что это за колченогое «глубоко проминали папины инициалы»? Перевод ШРК на мой вкус более плавный, а для развлекательной литературы это важно.

Хотя, на вкус и цвет товарища нет, может быть, кому-то понравится другой переводчик.

В общем, советую сначала прочесть пару начальных страниц в разных переводах, чтобы определить, какой стиль больше нравится, дабы извлечь максимум удовольствия от этой симпатичной истории.

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Yamada, 02 января 2015 г. в 21:10

Очень понравился этот цикл. Не побоюсь поставить его в один ряд с мартиновской «Песнью льда и огня». Мерлин показан как обычный человек, вся сила которого в знании. Вообще это наиболее реалистичное фэнтези, из всех, что мне когда-либо приходилось читать.

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 4 ]  +

квинлин, 21 октября 2007 г. в 12:25

Открыв первую же страницу, вы погрузитесь в мир древней Британии, по землям которой ещё бродили маги, в холмах жили почти забытые старые боги, а честь и достоинство не были пустым звуком...

Я ни разу не пожалел, что начал читать этот цикл о Мерлине и Артуре. Надеюсь, что следующие книги меня не разочаруют...

Оценка : 10
«Девять карет»
–  [ 3 ]  +

Maria Kim, 24 февраля 2022 г. в 12:57

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)


Линда Мартин очень смелая девушка. На протяжении всего прочтения она вела себя достаточно благородно и достойно. По крайне мере, я считаю, что не каждая девушка рискнула бы влезать в дела семьи де Вальми и тем более идти до конца. Автор достаточно хорошо нам повествует о ее жизни до и после всех происшествий, что очень радует. Мсье Рауль кажется в начале очень плохим человеком. Мое первое впечатление было, что он «заноза в заднице», которая мешает жить спокойно семейству де Вальми. Об этом впечатляют рассказы служанок. Конечно же когда герои в первый раз встречаются и потом проводят вместе время мое мнение меняется кардинально. Рауль достаточно благородный человек, как и дядя Ипполит. Все они трудились над спасением жизни маленького Филиппа. Среди служанок были хорошие женщины, которые смогли сыграть существенную роль в спасении Филиппа, особенно Берта. Берта достаточно несчастный человек в этой истории и радость ей приносил только Бернар, который, к сожалению, в будущем только сделал ей больнее. Маленький мальчик Филипп, которому всего 9 лет кажется, что это прекрасный возраст, чтобы резвиться и не знать забот. К сожалению, мы видим несчастного ребенка сироту, который до жути боиться своего дядю Леона. Могу выделить потрясающую связь между Филиппом и Линдой. В некоторых моментах мне очень хотелось, чтобы она стала его приемной мамой. Хотя, грубо говоря они уже имели достаточно близкую связь душевно. Граф Леон де Вальми с самого начала будет казаться нехорошим человеком, но в конце прочтения возможно для вас он и останется плохим и ужасным, но каждого человека можно понять. После прочтения вы сможете посмотреть на героев с разных точек зрения и достаточно хорошо понять всю суть, которую нам хотел передать автор. Что касается его жены. Она меня не чуть не разочаровала хотя не смогла продержаться так хорошо как Линда. Как говориться от гордости до потери самого себя. Всех персонажей перебрать конечно же можно, но не за чем. Каждый может ознакомиться с произведением и сделать свои выводы. Если бы было бы можно, я бы рассказывала о всех героях часами.

Характеристика героев: 10 из 10

Автору не только удалось передать описание и взаимоотношение героев, но и описание местности. Не в каждой книге вам хорошо расскажут о второстепенных героях и о местах, где они находятся. Мэри Стюарт способна описать вам каждую деталь интерьера и ландшафта, который окружал героев. Мне очень понравилось описание моста около поместья де Вальми. Возможно, он был приятен и главным героям ведь там случилось многое. Начиная от поцелуя заканчивая красивым концом этой истории.

Переданное взаимоотношение героев: 10 из 10

Описание интерьера и ландшафта: 10 из 10

Сюжет идет плавно и постепенно. Эта книга подойдет для вечернего прочтения после тяжелого дня. Вам не придется долго думать над происходящим. Автор постаралась над романом так, что бы нам не придется напрягать мозг. А вот сопереживание персонажам определенно будет. Сюжет хорошо продуман и каждое действие какого-либо героя нас приведет к чему-то.

Сюжет: 10 из 10

Мне очень понравилась книга она не хуже октагонии Елены Звёздной «Академия проклятий» да, это разные жанры и разные авторы, но в этих книгах хорошо описаны герои и местность. Хотя если взять роман Елены Звёздной «всего один поцелуй» и сравнить с романом Мэри Стюарт, то Мэри выигрывает во многом. Грубо говоря, я довольна данной книгой, и она заслуживает все 5 звезд. Советую к прочтению.

Я благодарна, что по роману существуют арты.

Maria Kim — we read books together.

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

corund, 27 октября 2016 г. в 12:31

Прочитал впервые цать лет назад, с тех пор несколько раз перечитывал. Очень понравилось неторопливое повествование с большим вниманием к деталям того времени. Есть хороший баланс между действием и размышлениями. Те кто ждут крутой магии, то будут разочарованы — хоть действий и боев в книге много, но магии практически нет, в основном намеки.

Рекомендую!

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 2 ]  +

k2007, 30 ноября 2010 г. в 21:40

Я тоже начал знакомство с Мэри Стюарт именно с этой книги.

Неспешное повествование, простые слова, магия описывается как повседневная вещь (конечно, надо учесть, что повествование ведется от лица Мерлина). Но где-то там, совсем рядом, есть что-то большее, что-то, ради чего стоит жить.

Оценка : 10
«Цикл о короле Артуре»
–  [ 2 ]  +

be_nt_all, 03 декабря 2006 г. в 01:50

Для меня эта книга в фэнтэзи значит немножко больше, чем JRTT. Хотя бы потому, что при близких литературных достоинствах Толкин не имеет ни малейшего отношения к магическому реализму. Он конечно творец целого мира, в котором теперь стадами пасуться авторы и прочие аффторы, а Стюарт посто взяла классический мир короля Артура... НО КАК она это сделала. В конце-концов Шекспир тоже сюжетов не выдумывал.

PS/ А Толкин Библию с Эддой пользовал... 8:-0 вот.

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 2 ]  +

elent, 04 октября 2006 г. в 03:06

Я тоже прочитала ее первой. В Северо -Западе. И не успокоилась, пока не нашла первую книгу, не обманувшую моих ожиданий. Теперь вся трилогия — одна из самых любимых книг.

Оценка : 10
«Хрустальный грот»
–  [ 2 ]  +

elent, 04 октября 2006 г. в 03:03

Книг о Мерлине много, но эта одна из лучших. Уайт после этого _ вообще не катит. Хорошо, что сначала я прочитала Стюарт. Теперь Мерлин — один из любимейших героев.

Оценка : 10
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 1 ]  +

rand_n, 25 августа 2018 г. в 14:09

История, становление личности, психология, магия, фэнтези — и все это на постоянно высоком уровне и хорошем языке (особенно когда и переводчик талантлив).

Вершина исторической фэнтези, вершина литературной «артурианы»

Оценка : 10
«Костёр, пылающий в ночи»
–  [ 1 ]  +

irenvl55, 29 марта 2009 г. в 19:21

Эта история захватывает, я не могла оторваться от книги, я читала ее по дороге на работу, в обеденный перерыв.... Советую прочитать данный роман все любителям захватывающей детективной истории.

Оценка : 10
«Грозные чары»
–  [ 1 ]  +

blandina, 12 декабря 2007 г. в 15:20

Особую магию этому роману придают постоянные отсылки к «Буре» Шекспира. Есть три книжки, передающие прелесть и тайну острова Корфу — «Моя семья и другие звери» (с продолжениями) Джеральда Даррела, «Волхв» Фаулза и вот этот роман. С Даррелом есть прямые переклички — статуя св. Спиридона и все такое

Оценка : 10
«Полые холмы»
–  [ 1 ]  +

anubis, 10 ноября 2006 г. в 00:25

Гиперреализм и фэнтези — достаточно причудливое сочетание. И очень удачное. В данном случае. Впрочем, от «Песни льда и огня» Мартина осталось схожее ощущение. Хотя стиль там еще жестче. И бескомпромисснее.

Оценка : 10
«Цикл о короле Артуре»
–  [ 0 ]  +

rand_n, 25 августа 2018 г. в 14:05

Хороший стиль, отличный вкус, замечательный язык.

Классика «артурианы», классика исторического фэнтези.

Оценка : 10
«Девять карет»
–  [ 0 ]  +

kira_a@list.ru, 02 июня 2007 г. в 00:57

Хороший дамский роман. В моем понимании — и любовь, и детектив. Супер.

Оценка : 10
«Цикл о короле Артуре»
–  [ 0 ]  +

дракон, 10 октября 2006 г. в 14:13

Тонко,интересно,лирично,пронзительно

Оценка : 10
«Хрустальный грот»
–  [ -3 ]  +

ven_e, 10 декабря 2005 г. в 16:21

ослепительно!

Оценка : 10
«Хрустальный грот»
–  [ 22 ]  +

Nog, 12 ноября 2007 г. в 13:37

Легенды о короле Артуре нередко называют одним из источников современного жанра фэнтези, особенно в его классическом виде – с королями, рыцарями, волшебниками. Впрочем, Артуровский цикл интересен и сам по себе, как литературное явление вообще. Его мотивы в той или иной степени встречаются поистине в бесчисленном количестве разнообразных произведений, да и за воплощение легенды в целом брались многие писатели. Правда, я до нынешнего времени многочисленные Артурианы пропускал мимо, сам даже не знаю почему. Ну а решив всё же заполнить этот пробел, я вспомнил, что в моих рекомендациях на Фантлабе как раз на первом месте стоит цикл об Артуре и Мерлине, написанный Мэри Стюарт.

Впрочем, правильнее, наверное, было назвать эту серию циклом о Мерлине и Артуре. Судя по первой книге, именно знаменитый маг является здесь главным героем. Более того, он же является и рассказчиком, и всё происходящее в Британии V века мы видим именно его глазами. В начале «Хрустального грота» Мерлину, носящему «официальное» имя Мирддин Эмрис, всего пять лет, и живёт он при дворе своего деда, короля Южного Уэльса; на последних же страницах книги он разменяет свой третий десяток лет. Роман посвящён важнейшим этапам взросления и обучения юного Мерлина, его поступкам и решениям, которые он принимает на пути к цели, которую сам ещё пока не осознаёт. Я назвал его магом, но в данном случае это не совсем правильно. Или даже совсем не правильно. Дело в том, что цикл Стюарт пока никак не отнесёшь к фэнтези – здесь нет ровным счётом ничего фантастического. Есть Британия, раздираемая внутренними междоусобицами со времён ухода римлян, и постоянно подвергающаяся нападениям захватчиков-саксов. Есть Ирландия, Галлия, Бретань (или Малая Британия) – в общем, самая что ни на есть исторический северо-запад Европы. Есть сразу несколько религий, борющихся за власть над душами и умами людей – отступающие древние языческие культы, всё шире распространяющееся христианство, но и они не привносят ничего сверхъестественного. Есть ещё культ Митры, появление которого в этих краях, правда, вызывает у меня сильные сомнения, но, во-первых, я сам почти ничего не знаю об этом тёмном историческом периоде, а во-вторых, писательница вполне открыто (в послесловии) предупреждает о том, что при всём реалистическом антураже строгой историчности она никоим образом не придерживалась. Так что жанр книги определить непросто. Впрочем, бог с ним, с жанром.

Возвращаясь к Мерлину, надо сказать, что магом он в силу вышеизложенного, конечно, не является, но вот окружающие его как раз и считают волшебником и чародеем. И их, в общем-то, можно понять, если попытаться представить себя на месте самого обычного человека полторы тысячи лет назад. Мерлин – это учёный, врач, инженер; разумеется, даже эти способности необразованному и суеверному человеку, какое бы положение он ни занимал, будут казаться волшебством, а необразованные и суеверные среди людей всегда в большинстве, а уж в те времена и подавно. Тем интереснее оказывается наблюдать за жизненной дорогой этого героя. Впрочем, один важный момент я пока не упоминал – Мирддин Эмрис оказывается ещё и прорицателем, и вот этой его способности рационального объяснения нет. Может быть, его только пока нет, а может, я просто его проглядел, трудно сказать, но как бы то ни было, именно предвидение подсказало Мерлину главную задачу его жизни, и чем ближе финал первого тома серии, тем ближе подходит и герой к её… не выполнению, нет – выполнение её займёт многие годы – но, пожалуй, к неотвратимому её началу. Конечно же, этой задачей становится появление на свет и воспитание Артура, будущего короля всей Британии. Интересно будет посмотреть, как автор изобразит Мерлина-учителя, до сих пор он был только учеником…

Итог: пожалуй, я всё же назову «Хрустальный грот» скорее историческим романом (что вовсе не означает, что он исторически достоверен). Так вот, это отличный исторический роман, основанный к тому же на пусть и многократно использованной, но оттого ничуть не менее интересной легенде. С интересом жду того, как эта самая легенда будет продолжаться дальше.

Оценка : 9
«Цикл о короле Артуре»
–  [ 21 ]  +

bvelvet, 04 июня 2010 г. в 23:07

Главная артуриана современности. Можно больше ничего не говорить: романы Стюарт сами все скажут. Нам остается лишь разобраться, почему безупречный во всех отношениях текст многих не устраивал — настолько, что отдельные рецензенты приветствовали выход такой феминистской ерунды, как «Туманы Авалона» М. З. Брэдли. Книгу рекомендовали едва ли не как противоядие против «классического» прочтения артуровского мифа.

Чем плох скрупулезно воссозданный мир Стюарт? Наверное, исторической точностью. Все детали соответствуют эпохе, но общее восприятие реальности как фантазии, «реального» мира как полностью фиктивного позволяет изменить акценты. Стюарт пишет, «как было на самом деле» — недаром в тексте прослеживаются все трансформации легенды: от первоначальных упоминаний об Артуре к средневековым романам и затем к современной традиции. Стюарт завершает этот долгий путь. В ее романах «фантастики» до обидного мало; в последних двух книгах серии фантастический элемент вовсе отсутствует. И все равно читается огромная книга не как роман, а как фэнтези. Биография Мерлина воссоздается весьма подробно, все неясности легенды вроде бы получают объяснение — и раз за разом объяснения оказываются бесполезны. Мерлин с самого начала знал — он знал все еще до кристального грота, даже не догадываясь об этом. Замысел, который он воплощает, ирреален, чужд нашему миру. Ведь история о короле Артуре потому и обладает огромной популярностью: мы можем проводить между ней и нашей реальностью различные параллели, но не можем преодолеть пропасть, отделяющую от нас это порождение фантазии. Стюарт, пожалуй, лучше всех показала эту пропасть. Сначала Мерлин не мог ничего увидеть в гроте, а потом уже Мордред, отправившись на поиски чародея, увидел лишь туман, разбитую статую и лужу дождевой воды. В реальном мире магию можно описать, но не воспроизвести. Волшебник и король вечно пребудут в недосягаемой дали, которую не измерить ни пространством, ни временем, которую не преодолеть. Мы вечно будем смотреть туда, в туман — а увидим, если повезет, лишь статуэтку Мирддина.

Замечательный роман Стюарт — менее всего биография и еще менее — история. Перед нами фэнтези в чистейшем его воплощении: мир, не стыкующийся с реальностью, хотя вроде бы сильно напоминающий эту самую реальность, мир, живущий по иным законам, неподвластным ни чувствам, ни разуму «здесь и сейчас». И как ни странно, именно эти свойства сообщают созданию Мэри Стюарт такую убедительность, с которой сложно бороться артурианам последних десятилетий.

Оценка : 9
«Трилогия о Мерлине» [Цикл]
–  [ 13 ]  +

Кунгурцев, 24 марта 2012 г. в 04:10

Для меня эта трилогия произведение историческое. О роли личности в истории. К тому же читал я её в начале 90-х и описанная ситуация была очень актуальна. Распад империи. Далёкая провинция обретает независимость. Причём простому народу от этой независимости очень хреново. Стабильность исчезает. Идёт грызня местных князьков между собой. Ситуацией тут же пользуются варвары и вторгаются. Надвигается хаос. И вот находятся люди, которые пытаются наступление этого хаоса остановить. Вспоминается мысль Льва Гумилёва о том, что личность не может повлиять на общий ход истории, но может создать в этом ходе завихрения, которые отразятся на судьбах отдельных людей в хорошем или в плохом смысле. Да, в конечном итоге труды Мерлина и Артура пошли прахом. Бритто-романская культура погибла. Хаос наступил. Но им это удалось хотя бы отсрочить лет на 20-25, хотя бы для одного поколения обеспечить какую-то стабильность. Потому-то Артур и остался навсегда в памяти народа (даже своих противников англо-саксов). И поэтому всю трилогию пронизывает ощущение пронзительной грусти, ведь и автору и читателям прекрасно известно, чем всё в итоге закончится.

Оценка : 9
«День гнева»
–  [ 12 ]  +

glupec, 19 августа 2008 г. в 17:50

Одно из лучших произведений Стюарт. Конечно, сравнение с «Последним волшебством» будет не в пользу «Мордреда», но... их и не нужно сравнивать, это совсем другой роман. Вся «фишка» в том, что падение Мордреда показано как ТРАГЕДИЯ — в том смысле, в каком это было трагедией для Макбета или Ричарда III. Крушение личности начинается с того, что ты — бесправный, и едва ли не с самого прибытия ко двору на тебя смотрят как на придворного «штатного злодея»... Тут бы любой не выдержал и сломался. Собственно, таков же Мордред в классической версии легенды — у Мэлори, просто это надо ещё разглядеть. И — совершенно не таков он у Т. — Х. Уайта: там это просто нравственный урод, которого непонятно почему Артур не пошлёт куда подальше, и позволяет ему рушить королевство. А у Стюарт — понятно: потому что это не такое уж чудовище, это человек... не то, чтобы «не совсем хороший», просто... «не совсем правый». А с такими возни больше, чем с откровенными выродками. Стюарт это очень верно уловила.

Тем, кому не понравилась книга: да бросьте вы этот кошмарный перевод Комаринец (выпущенный АСТ), возьмите переводы Лихачёвой и Хромовой (то, что выходило в ШФ «Эксмо») — вот увидите, впечатление совсем другое будет...

Оценка : 9
«Цикл о короле Артуре»
–  [ 12 ]  +

baroni, 23 мая 2007 г. в 22:20

В своих романах Стюарт отходит от стереотипов классической артурианы -минимум магии, минимум мечей, но зато пристальное внимание к внутрененму миру героев, к их психологии, к мотивации поступков.Получается все на редкость убедительно. Настолько, что эпоху Артура воспринимаешь не «по Мэлори», а «по Стюарт». Цикл Стюарт — по-настоящему умная и тонкая Литература. Подобных книг совсем немного, и кним обязательно возвращаешься.

Оценка : 9
«Девять карет»
–  [ 11 ]  +

evridik, 28 мая 2011 г. в 06:32

Роман понравился, хотя это и стандартный роман о современной Золушке во французском оформлении. Мэри Стюарт отлично справилась с ролью создательницы трогательного образа гувернантки молодого девятилетнего графа, которая попадает в богатую причудливую семью. Как и «Дерево, увитое плющом», роман начинается с маленького обмана, который в последствии хоть и не сыграл такую роковую роль, как в «Дереве…», но дал читателю понять, из чего все проистекает. Героиня, от лица которой ведется повествование, предстает перед нами осиротевшей, но стойкой, одинокой, но смелой. Она готова работать в незнакомом месте на незнакомой доселе должности – это смелый поступок, я так читаю. Хочется героине симпатизировать.

События развиваются достаточно быстро, хотя время от времени приходится продираться через описания природы, которая сопровождает героиню и ее подопечного на прогулках. Мэри Стюарт не только королева романтического детектива, она еще и мастер живописания природной красоты, ибо ни в одном романе она не может обойтись без подробных описаний деревьев, садов, домов, видов на горы, озера, города. Данному роману подобные описания придают романтический ореол. Когда обстановка становится напряженной, лесной фон создает нужное напряжение. А до этого момента всевозможные цветы и плакучие ивы описываются везде, где им найдется место. Порой это раздражает. Особенно напрягает та часть романа, где героиня влюбляется, и произведение начинает напоминать банальный любовный роман. Если бы не ярко выраженная «детективная» линия, это и был бы любовный роман, ибо здесь есть все предпосылки для этого: сиротка с Севера Лондона и красавец из Франции, нищая и богач, наемная работница и хозяин. Ну, сами понимаете. Конечно, это не детектив в классическом понимании этого слова, но здесь также есть его элементы: тайна, окружающая владельца замка, куда была нанята наша героиня, странное поведение супругов, сплетни, потом страшное открытие тайны, в результате чего героине приходится бежать вместе с подопечным, погоня, переживания, потом разоблачение злодеев, а затем – смерть. Одна единственная, но очень своевременная, чтобы конец можно было принять за хэппи-энд.

В общем, сказка о Золушке стала явью, а подопечный никогда не разлучится со своей гувернанткой. Замечательно добрая сказка. Злодеи наказаны, герои любят друг друга. Надо полагать, на фоне шелестящих от ветра плакучих ив.

+9

Высокую оценку ставлю также и за то, что автор шикарно умеет показать чувства героев, будь это радость, благодарность или страх.

Оценка : 9
«Терновая обитель»
–  [ 10 ]  +

Shean, 21 февраля 2011 г. в 16:21

Книга обескураживает ожидающего фантастики.

Это не фантастика ВОВСЕ.

Проблема в том, что в русскоязычной среде Мэри Стюарт — автор «про Мерлина», и остальное нас удивляет. Как я подозреваю, для англоязычного читателя все наоборот. Представьте, что на язык Х переведут лазарчуковского «Мой брат Иешуа». Через двадцать лет — остальное. И любители исторической прозы будут в недоумении листать «Параграф 78», а «Мостом Ватерлоо» запузырят в стену с криком «где Наполеон???»

Торнхолд — женский роман. самый-рассамый, я бы даже сказала, баппский. И оценивать его следует, как таковой, то есть в пространстве жанра.

Жанр бапского рОмана предполагает: любовный хэппи-финал; посрамление гнусной соперницы; естественное объяснение всей мистики и чудес (женщины, а баппы в особенности, очень трезвомыслящая публика), а также кулинария и пейзажи.

«Тонхолд» аккуратно следует всем строгим правилам <s>марлезонского балета</s>, но делает все положенные па задумчиво, нежно и с достоинством. В наиболее разухабистом по сути своей моменте — посрамлении соперницы — Мэри Стюарт внезапно переворачивает картинку — да, планы соперницы разрушены, да, она промахнулась... но промашка приводит ее к тоже счастливой развязке. Героиня не просто побеждает в конфликте — конфликт перестает существовать. Вряд ли автор имела это в виду, но мне вспомнились слова Горбовского — про самое доброе решение.

В итоге роман похож на бабушкин чулан с вареньями и пряностями — все таинственно, но не страшно — и там очень хорошо пахнет.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх