fantlab ru

Мэри Стюарт «Хрустальный грот»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
824
Моя оценка:
-

подробнее

Хрустальный грот

The Crystal Cave

Другие названия: Кристальный грот

Роман, год; цикл «Цикл о короле Артуре»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 77
Аннотация:

Пятый век, Британия. Во дворце короля Южного Уэльса растет внебрачный сын его дочери, Миррдин Эмрис, которого мать зовет Мерлином. Достигнув двенадцатилетнего возраста, юный Мерлин убегает, опасаясь обвинений в смерти деда, и начинает искать свою собственную дорогу. Роман посвящён важнейшим этапам взросления и обучения Мерлина, его поступкам и решениям, которые он принимает на пути к цели, которую сам ещё пока не осознаёт.

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Mary Stewart. The Crystal Cave // Ladies’ Home Journal, июль 1970, том 87, №7. Илл. Jack Endewelt. [первая публикация]


Входит в:

— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время»  >  Циклы произведений и отдельные романы  >  цикл «Цикл о короле Артуре»  >  цикл «Трилогия о Мерлине»


Награды и премии:


лауреат
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1971 // Мифопоэтическая премия фэнтези

Экранизации:

«Мерлин из хрустальной пещеры» / «Merlin of the Crystal Cave» 1991, Великобритания, реж. Майкл Дарлоу



Похожие произведения:

 

 


Кристальный грот
1993 г.
Кристальный грот
1993 г.
Хрустальный грот
1993 г.
Хрустальный грот
1993 г.
Хрустальный грот. Дикий волк
1993 г.
Собрание сочинений. Том 8
2000 г.
Хрустальный грот. Полые холмы
2001 г.
Хрустальный грот
2007 г.
Сага о короле Артуре
2009 г.
Хрустальный грот. Полые холмы
2017 г.
Хрустальный грот. Полые холмы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Crystal Cave
1970 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я ожидала увидеть в этой книге волшебство, магию, победы и свершения, происходящие с их помощью и по велению великого седобродого старца–волшебника Мерлина. И меня сначала удивило, а потом и порадовало, что ничего такового здесь нет. Книга предстала очень даже натуральной, исторической даже, хотя понятно, что это переработка историй, легенд и сказаний. Но очень замечательная переработка, в которую охотно верится – Автору замечательно удалась эта точная атмосфера, благодаря которой книга выглядит настоящей.

Я с удовольствием погрузилась в историю, мне всё время верилось, что все события происходили на самом деле и именно так, как рассказывает Автор. Образы яркие, живые, интересные, правдоподобные. А сам Мерлин поначалу предстал встревоженным темноволосым мальчиком, с глазами, полными любопытства, беспокойства и возбуждения. Он редко улыбался, не очень то много поводов было у него для веселья – испуганный звереныш, готовый убежать или кинуться в драку. А глубоко внутри настороженного зверька таилось живое, мягкое и дружелюбное существо и таким его знали немногие. И именно эти качества, а ещё жажда познаний, жизни и внутренняя сила, которая была ему дарована при рождении позволили ему выжить, вырасти и стать знаменитым Мерлином не всесильным волшебником с посохом, а высокоодаренным человеком, учёным, практиком, врачом, инженером, дипломатом, которого, тем не менее, посещают божественные видения, причём без его воли, ни по заказу, без принуждения, ритуалов, наговоров и заклинаний. И Мерлин предстаёт настоящим человеком, на долю которого, выпал этот божественный дар, сила, а это всегда непросто. В такую историю можно очень легко поверить, как если бы она произошла в реальности.

Книга замечательно легко читается, с большим вниманием и интересом. Сюжет очень увлекает и пролетает страница за страницей, здесь есть всё: увлекательные битвы, преданность, любовь неземная и наоборот, платоническая и неискренняя, свет, тьма, божественная сила, пророчества и многое другое. В общем, все то, за что многие с детства любят историческо-сказочные романы.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от Теренса Хэнбери Уайта, Мэри Стюарт в переложении легенд о короле Артуре пошла совершенно другим путем. Ее истории обходятся минимумом волшебства, и их даже с большой натяжкой нельзя назвать уютными и очаровательными. Перед нами суровый реализм, при чтении которого понимаешь, что если Артур с Мерлином и существовали на самом деле, то их жизнь была бы примерно такой, как это описала Стюарт.

«Хрустальный грот» в 1971 году был вполне заслуженно удостоен Мифопоэтической премией фэнтези. Это история молодого бастарда Мирддина Эмриса, жизнь которого совсем не сахар. У Мирддина есть определенные проблемы с общением, унаследованный им дар провидца приносит одни беды, а впереди его ждет очень длинный и сложный путь становления, но не великим волшебником, а великим человеком.

Перед нами не сказка и не фэнтези, а скорее исторический роман. Здесь нет рыцарей без страха и упрека, персонажи Мэри Стюарт действуют не всегда из лучших побуждений. Более того, они способны испытывать сомнения, отчаяние, но вместе с тем и любовь, и сострадание. Нечто похожее позже сделал Бернард Корнуэлл, правда, его «Сага о короле Артуре» в большей степени тяготеет к военно-историческому боевику.

Интересный взгляд на Артура, Мерлина и компанию через призму реализма. В принципе, одна из лучших вариаций на тему, так что если вам небезразлична история Мерлина и Артура, проходить мимо этого цикла точно не стоит.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами явный антипод всему романтичному фэнтези. В том, что «Хрустальный грот» является именно представителем фэнтези лично у меня, в отличие от многих коллег, нет ни каких сомнений. Да фэнтези получилось «низким»(так предлагает классифицировать произведение с малым количеством магии один из уважаемых мной «контрастных» блоггеров, с чем я сильно не согласен, поскольку, в этом случае, вынужден признать себя любителем чего-то «низкого»). О том же, что роман является в большей степени плодом её фантазии (а точнее её взглядом на популярный феномен «Артурианы»), чем каким-либо историческим исследованием, настаивает сама автор в своём послесловии. Поэтому, скорее всего, произведение следует позиционировать, как историческое фэнтези, имеющее с исторической реальностью лишь некоторые общие черты.

В детстве Мерлин очень похож на персонажей Робин Хобб (по хронологии написания скорее наоборот, но популярность Хобб заставляет плясать от обратного). Его жизнь наполнена открытиями, приключениями и борьбой за существование. В общем, герой получился живым и наблюдать за его становлением интересно. Основным же отличием Мерлина от Фитца, Невара и иже с ними, стала его бОльшая схожесть с реальным средневековым индивидом. Он не сюсюкается с собачками и лошадками, он, как и все, любит близких, но ему абсолютно плевать на посторонних, единственное, на что он способен для других — «нож милосердия». Да, Мерлин — математик, строитель, лекарь. Он лечит людей, но во исполнение божей воли и якобы для блага Британии готов идти по трупам, как чужих ему людей, так и своих. Чем не образчик реалистичного фэнтези? Кроме того, в романе нет и намёка на лирику. Здесь ни кто ни кого по настоящему не любит. К женщине отношение абсолютно однозначное... Возьмите Амброзия, сделал ребёнка и в кусты, про Утера я вообще молчу. Да что там Амброзий или Утер, если сам Мерлин, когда имитировал свою смерть, даже не задумался, каково будет матери, и не малейшего самобичевания и самосъедания как у Хобб. Так что, схожи произведения или нет, решайте сами. На мой взгляд — полная противоположность.

По мере взросления Мерлина повествование немного теряет задор и история скатывается к суховатому языку хроник и документов, чтобы немного ожить к финалу в сюжете с Утером и Игрейной. К стати, стремление автора к реалистичности в данном моменте я оценить не смог. Никогда не думал, что скажу это, но магии здесь действительно не хватило. И вся эта история с обоюдным плоским влечением Утера и Игрейны друг к другу, с переодеванием Утера в герцога, выглядит немного нелепо и во многом проигрывает той, где Мерлин меняет внешность Утера при помощи магии, а леди Игрейна уверена, что возлежит с мужем.

Да, история повзрослевшего Мерлина немного скучнее, но назвать её бестолковой не получиться. Вряд ли становление человека, добившегося всего своими трудами, можно переоценить. И в данном контексте прослеживается практически зеркальная схожесть Мерлина с Байязом Аберкромби. Оба они — волшебники, только де-юре. Де-факто же — обычные люди, с чуть более развитым интеллектом, решающие судьбы мира. И такие персонажи мне по душе, поскольку не полагаются на суперспособности, а творят себя сами.

Подытоживая, скажу, что со своей задачей — предоставить читателю упрощённую информацию о жизни Мерлина, на понятном всем языке, с сепарацией многочисленных скучных фактов и имён, и погрузить его в эпоху раннего средневековья — автор справилась не плохо. А моё несогласие с ней по некоторым пунктам — лишь субъективная точка зрения.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закончив книгу, осознала насколько инфантильны и невзыскательны мои вкусы. Мне не понравилось. Совсем, Никак. Настолько, что я бросаю цикл,хотя торжественно клялась изучить « артуриану» со всех доступных сторон. Я много о книге слышала, я ее предвкушала. Не знаю, что манило меня больше «Мерлин и реализм» или «целых пять книг про ранее средневековье(Ооо!)» Не терпелось поскорее во все это погрузиться, в то же время хотелось оттянуть момент.

И не сказать, чтобы книга не подарила совсем никакого удовольствия, она очень хорошо написана и приятна. Но в этой книге нет Мерлина. Есть чувачок с припадками, за исключением коих, удручающе невзрачный и безвольный. Есть другие: короли и рыцари, друиды и принцессы, легендарные короли, и безвестные конюхи, все как один увязшие в путах обыденности, усредненные человечки. Что вообще в этой книге общего с артурианой, кроме имен и топонимов? Там даже и эпоха -то не особо чувствуется (по крайней мере, не так ярко, как воображала, начитавшись отзывов).

Наверно, проблема в моих завышенных ожиданиях шедевра, волшебного портала, который перенесет меня в чарующую глубь веков. И Артур будет еще круче чем в легенде, потому что «настоящий» а Мерлин будет крут, как десять гендальфов! И быт, и поединки и горячая кровь омывающая священные камни!..

А это просто добротный исторический роман из 60х. Реализм, почти что социалистический. Классические характеры. Это история про Мерлина, но могла бы быть про Ричарда Львиное Сердце, или даже Владимира Красное Солнышко, — правок пришлось бы вносить совсем немного.

Глупо и по детски обижаться на книгу, за то чем она является, требовать того чего в ней быть не может, но каюсь: я в любой момент предпочту пресловутый бибисишный сериал, этому траченному молью выцветшему гобелену. За иронию, за задор, за сердце, за красавчика Артура и красавчика Ланселота.И если гореть мне за это в аду, оно того стоило!

Оценка: 5
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно в этом признаваться, но о короле Артуре, Мерлине и связанных с ними легендах, мне известно было очень мало. В детстве я, как и почти все, увлекался темой средневековья и рыцарства, но как-то не удалось, ни почитать что-то на эту тему, ни посмотреть (диснеевские полнометражки я с детства недолюбливаю, а мультсериал шел в крайне неудобное время). Уже ближе к совершеннолетию видел полторы серии какого-то сериала про молодость Мерлина – и все. Да, еще у Сервантеса в «Дон Кихоте» кто-то, помнится, переоделся Мерлином и отрекомендовался, среди прочего, как сын Дьявола…

Поэтому мне «Хрустальный грот» было читать интереснее – я не знал заранее сюжета мифологического первоисточника. Мерлина представлял себе как стереотипного волшебника – старика с длинной бородой. Узнать, про то, как, собственно, никому не нужный бастард стал великим магом, было весьма интересно.

Надо сказать, что «Хрустальный грот», несмотря на принадлежность к фэнтези, скорее является псевдоисторическим романом с минимальной примесью мистики. То есть, мистики тут много, но типичной фэнтезийной магии с фаерболами и левитацией здесь нет совсем. Мерлин скорее тот, кого сейчас называют экстрасенсами. Он может прочитать мысли, предсказать будущее и даже поджечь силой мысли сухие дрова – но спецэффектов ждать не стоит. И это хорошо – так история становится намного убедительнее.

Роман написан в форме воспоминаний главного героя. Мерлин возвращается мысленно к детству и юности, вспоминая свой трудный и опасный путь. В книге не просто описаны приключения и политические интриги, в которых Мерлин принимает участие – спустя много лет старый маг переосмысливает и заново переживает события прошлого, уделяя своим мыслям и чувствам не меньше внимания, чем событиям.

Мерлину приходится выживать только благодаря своему острому уму и высокому интеллекту, что непросто в жестокую эпоху раннего Средневековья. Его полублагородное происхождение поначалу создает ему только проблемы, но и потом ему, уже королевскому придворному магу, приходится испытать на себе несправедливость сильных мира сего. Ведь он служит не только королю, но и Богу, покровительствующему Британии, и воля высшей силы для него важнее приказов королей.

Исторической достоверности ждать не приходится, о чем автор и говорит в послесловии – задачей романа является не реконструкция событий, а «оживление» мифа, раскрытие мифологического сюжета в форме реалистичного психологического романа с минимумом фантастики. «Хрустальный грот» позволяет увидеть в персонажах британских легенд не просто функции и архетипы, но живых людей с их характерами, чувствами. И заодно оценить авторское видение «темных» мест летописей и мифов, узнать «подобности» политических интриг и сражений, тайны магии и предсказаний.

Итог: отличный псевдоисторический психологический роман о юности великого мага Мерлина. Хорошее чтение, для тех, кому близка «артуриана», нравится атмосфера раннего Средневековья и древней Британии, а также для тех, кому нравится «умное» фэнтези с живыми персонажами.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сторонилась любой «артурианы» — каждый второй набрасывает еще больше пафоса, драконов, заклинаний и прочего. Здесь же я увидела нечто большее — интересную историю о людях того времени. Я восхищаюсь автором в том, как она лихо сводит разные легенды в единое целое, да добавляет свое. Как она описывает места, строения (красочно, но не вдаваясь в подробности, такой тонкий ход), чтобы было желание поискать и посмотреть.

Канва с Мерлином особо интересна. То ли он шизофреник, то ли реально «тронут богом», то ли это одно и то же. Мне кажется, автор на этом и строила сюжет. Легенда на новый адаптированный лад.

Особенно понравилось освещение религии. Вот прямо до мурашек — как верили, кого боялись. Как говорил сам Мерлин — времена меняются, а боги до сих пор живут в этих пустых холмах. Но это уже другая книга.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По жанру скорее псевдоисторический (на основании легенд) роман с элементами мистицизма. НЕ фэнтези. Написано хорошо, интересно. Вся «магия» — это обросшие слухами эффектные совпадения или совершенные инженерные решения. Изредка — пророчества. При желании, можно было уйти и от мистики, но то была бы другая артуриана.

Рыцарским роман тоже не назовёшь. От лица Мерлина бои выглядели как взгляд на муравейник. Или упоминание о битве.

В основном, это приключенческий роман. Герой мотается по Британии, решая возникшие у короля проблемы. Мерлин тяготится обязанностями, склонен к уединению и созерцанию окружающего мира, от того атмосфера меланхоличная, события тусклые.

Я не поклонник жанра, но написано качественно. Оценка выше среднего заслуженная.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение!

До прочтения книги как и большинство питал чисто детские иллюзии относительно неповторимого могущества и исключительного магического таланта Мерлина... А тут.... Очень мудрый, смелый и избранный Богом человек, появившийся в нужное время в нужном месте. Я ни капельки не разочарован, а просто взглянул на давно известную историю с иной точки зрения. И знаете, мне действительно понравилось! Величайший герой своего времени встал на одну ступень с нами смертными! Зачастую по ходу повествования он становился тем камешком, с которого начинается лавина. Истинный сын своего отца, преданный друг и отличный советник.

Замечательная история, которая для меня только начинается.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится, что в этой истории мало от фэнтези. Что здесь нет буйства магии, а только одни намеки и полутона. Это придает истории, пускай и выдуманной, некое подобие историчности и достоверности. И в этом есть своё обаяние.

Было интересно потом в конце книги прочесть краткую версию легенды, где как раз много этой магии. Такой контраст ))

Ещё отмечу, что написано красиво, хотя, наверное, здесь нужно сказать спасибо и переводчику.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, как-то совсем не впечатлило. Юность самого известного волшебника всех времен и народов показана как-то слишком приземленно и буднично. Нет, своя прелесть есть и в таком подходе, а перебрав с магией и вольностями можно укатиться в мракобесие вроде британского сериала «Мерлин», который превращает Артуриану в какую-то похабную сказочку для младшего школьного возраста. Проблема тут, скорее в том, что само повествование вышло не слишком насыщенным и чересчур типичным. Статус изгоя в детстве, наставник с типичной для фентезийных наставников судьбой, «внезапное» откровение насчет своего происхождение, проявление мистических способностей (или же это все же были просто приступы?), вовлечение в местные интриги и встреча с первыми антагонистами… В общем, ничего примечательного или необычного в биографии местного Мерлина мною обнаружено не было. Можно, конечно попытаться, сделать скидку на возраст книги, но тот же Мэлори вообще сотни лет назад творил, и сюжеты у него выходили куда забористей. А сей труд, как по мне, для бывалого чтеца всяческих историй касательно Артура нашего с сотоварищами и различных извращений на их тему, особого интереса уже не представляет. Средненькая история, где замени пару имен собственных да подправь немного декорации, и будет обычный исторический роман про ранее средневековье.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дела давно минувших дней

Преданье старины глубокой»

Легенды о короле Артуре и Мерлине глубоко проникли в культуру Западной Европы, да и, наверное, всего мира. Не стоит забывать, что, возможно, именно он стал прототипом Гендальфа Белого. А образ старика в плаще, широкополой шляпе с посохом в руке навсегда останется образом волшебника в многочисленных фильмах и книгах.

Мэри Стюарт написала книгу о человеке, создавшем историю. Да-да, именно так. Своими поступками Мерлин вершил историю, принимая непосредственно участие в создании Британской империи.

Мэри Стюарт написала книгу о человеке, который никогда не использовал свой дар для личных целей. Он действовал во благо государства. И даже когда он был в королевской опале и все равно продолжал служить государству.

А теперь пара камней в огород. Возможно это ошибка переводчика, а возможно и автора. Но все равно как-то резануло два факта.

Первое: инженеры. Вряд ли в Англии 5 века были инженеры и инженерные войска. Если и были, то назывались они совсем по-другому.

Вторное: мегалиты. Также думаю, что в той же Англии того же 5 века камни Стоунхенджа не называли мегалитами.

А в остальном это отличная книга. Рекомендую всем.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится эта история, история мальчика, обладающего даром. Мне импонирует то, что Мерлин у Мэри Стюарт не склочный старик-воспитатель, а парнишка, который взрослеет, учится, любит и живет полной жизнью. Эта история более или менее упорядочена, в отличие от остальных артуровских книжек. А Мирддин Эмрис — один из самых любимых персонажей всемирного фэнтези.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легенды о короле Артуре нередко называют одним из источников современного жанра фэнтези, особенно в его классическом виде – с королями, рыцарями, волшебниками. Впрочем, Артуровский цикл интересен и сам по себе, как литературное явление вообще. Его мотивы в той или иной степени встречаются поистине в бесчисленном количестве разнообразных произведений, да и за воплощение легенды в целом брались многие писатели. Правда, я до нынешнего времени многочисленные Артурианы пропускал мимо, сам даже не знаю почему. Ну а решив всё же заполнить этот пробел, я вспомнил, что в моих рекомендациях на Фантлабе как раз на первом месте стоит цикл об Артуре и Мерлине, написанный Мэри Стюарт.

Впрочем, правильнее, наверное, было назвать эту серию циклом о Мерлине и Артуре. Судя по первой книге, именно знаменитый маг является здесь главным героем. Более того, он же является и рассказчиком, и всё происходящее в Британии V века мы видим именно его глазами. В начале «Хрустального грота» Мерлину, носящему «официальное» имя Мирддин Эмрис, всего пять лет, и живёт он при дворе своего деда, короля Южного Уэльса; на последних же страницах книги он разменяет свой третий десяток лет. Роман посвящён важнейшим этапам взросления и обучения юного Мерлина, его поступкам и решениям, которые он принимает на пути к цели, которую сам ещё пока не осознаёт. Я назвал его магом, но в данном случае это не совсем правильно. Или даже совсем не правильно. Дело в том, что цикл Стюарт пока никак не отнесёшь к фэнтези – здесь нет ровным счётом ничего фантастического. Есть Британия, раздираемая внутренними междоусобицами со времён ухода римлян, и постоянно подвергающаяся нападениям захватчиков-саксов. Есть Ирландия, Галлия, Бретань (или Малая Британия) – в общем, самая что ни на есть исторический северо-запад Европы. Есть сразу несколько религий, борющихся за власть над душами и умами людей – отступающие древние языческие культы, всё шире распространяющееся христианство, но и они не привносят ничего сверхъестественного. Есть ещё культ Митры, появление которого в этих краях, правда, вызывает у меня сильные сомнения, но, во-первых, я сам почти ничего не знаю об этом тёмном историческом периоде, а во-вторых, писательница вполне открыто (в послесловии) предупреждает о том, что при всём реалистическом антураже строгой историчности она никоим образом не придерживалась. Так что жанр книги определить непросто. Впрочем, бог с ним, с жанром.

Возвращаясь к Мерлину, надо сказать, что магом он в силу вышеизложенного, конечно, не является, но вот окружающие его как раз и считают волшебником и чародеем. И их, в общем-то, можно понять, если попытаться представить себя на месте самого обычного человека полторы тысячи лет назад. Мерлин – это учёный, врач, инженер; разумеется, даже эти способности необразованному и суеверному человеку, какое бы положение он ни занимал, будут казаться волшебством, а необразованные и суеверные среди людей всегда в большинстве, а уж в те времена и подавно. Тем интереснее оказывается наблюдать за жизненной дорогой этого героя. Впрочем, один важный момент я пока не упоминал – Мирддин Эмрис оказывается ещё и прорицателем, и вот этой его способности рационального объяснения нет. Может быть, его только пока нет, а может, я просто его проглядел, трудно сказать, но как бы то ни было, именно предвидение подсказало Мерлину главную задачу его жизни, и чем ближе финал первого тома серии, тем ближе подходит и герой к её… не выполнению, нет – выполнение её займёт многие годы – но, пожалуй, к неотвратимому её началу. Конечно же, этой задачей становится появление на свет и воспитание Артура, будущего короля всей Британии. Интересно будет посмотреть, как автор изобразит Мерлина-учителя, до сих пор он был только учеником…

Итог: пожалуй, я всё же назову «Хрустальный грот» скорее историческим романом (что вовсе не означает, что он исторически достоверен). Так вот, это отличный исторический роман, основанный к тому же на пусть и многократно использованной, но оттого ничуть не менее интересной легенде. С интересом жду того, как эта самая легенда будет продолжаться дальше.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразно.Непривычно.Не «он пошел туда-то,он убил»,а «такого-то числа состоялась битва«и потом поверхностное описание....Стиль необычный. А вообще, роман похож на храм.Монументальный,но изящный мраморный храм в романском стиле.Где и своды тяжелые,и свет струится из окна...перед алтарем.Величественное произведение. При этом роман реалистичен,но лишен мрака и жестокости,присущего современному фэнтези.

«Хрустальный грот»-вдохновенный гимн Богу,Человеку,Судьбе.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман М.Стюарт о Мерлине, на мой взгляд, фэнтезийным не является. Все то, что имеет мистический флер растолковывается самим автором с вполне рационалистических позиций, а Предназначение, ведущее его, видится чуть ли не в постфрейдистском ключе. в такой перспективе К. Г.Юнг значительно более фэнтезийный автор, чем г-жа Стюарт.

что касается текста, то он весьма добротно создан, персонажи выписаны с изрядной убедительностью, хотя, сказать, что все очень увлекательно наверное не получится. первую часть произведения читаешь с бОльшим энтузиазмом, т.к. отдаешь должное качеству текста и предвкушаешь тот момент, когда проявятся черты, свойственныек фэнтезиному роману- грубо говоря, когда начнется поэтика мечей и колдовства. но ожидания тщетны.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх