Ханну Райаниеми отзывы

Все отзывы на произведения Ханну Райаниеми (Hannu Rajaniemi)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 194

  Страницы:  1  2 [3] 4 

«Фрактальный принц»
–  [ 7 ]  +

majj-s, 04 августа 2022 г. в 12:06

Сингулярность и арабские сказки

«Он пришел в город, забрал все разумы, превратил их в истории, сжал до размеров семечка, способного расцвести в любом сознании. Подарил вечную жизнь в пространстве книги под синей обложкой, вроде «Сказок тысячи и одной ночи».

Отличная новость для ценителей твердой НФ (я бы даже сказала твердейшей, твердокаменной — читать иных почти как глодать гранит и это тот самый случай). Но я о новости: Fanzon сделал аудиоверсию второй книги трилогии «Квантового вора» от финского писателя Ханну Райаниеми. Теперь, если у вас от чтения премудрого финна мозги встают раком «и мальчики кровавые в глазах», а иметь культовую книгу в читательском активе хочется, можно сделать это на слух.

«Фрактальный принц» продолжает историю постсингулярного общества, описанную в своеобразной авторской манере «показывать, не рассказывая». Райаниеми буквально глушит читателя аномальным количеством сложных для восприятия без подробного объяснения вещей. Объяснений давать он не любит, потому в пространстве книги теряешь ориентацию, даже будучи подготовленной знакомством с первой частью.

И здесь спасательным кругом становится история землянки Таваддуд, выстроенная в стилистике «Тысячи и одной ночи», в антураже арабской сказки.. Мы с удовольствием играем новыми оригинальными игрушками, но для жизни выбираем стабильность и предсказуемость. В сочетании консервативной кольцевой структуры «сказки в сказке» с высочайшей интеллектоемкостью секрет притягательности этой книги.

Один из секретов. Другой, и для меня он оказался решающим — исполнение Игоря Князева, в обществе которого продираться сквозь переусложненные понятийные кластеры не так страшно. И как. все-таки, бесподобно удаются этому артисту женские образы!

Однако вернемся к нашим гоголам. Во второй раз не откажу себе в удовольствии, сказать, что происхождением термин, которым в романе обозначаются те самые спресованные до состояния песчинки интеллекты из эпиграфа — происхождением он обязан вовсе не числу гуглл, а Николаю Васильевичу Гоголю с его « Мертвыми душами». Так-то, ребята. читайте классиков — будете как Ханну.

Миссия квантового вора Жака ле Фламбера, знакомого нам по первой одноименной книге трилогии, на сей раз лететь на Землю, чтобы разыскать и похитить ключевую. матричную личность полубога Матчека Чена. В этот поход его и бедняжку Миели с ее одушевленным кораблем Перхоннен (бабочка по-фнски) отряжает Жозефина Пелегрини, еще одна полубогиня из зоку.

А на Земле, совсем не похожей на нашу с вами нынешнюю голубую планету, опустошенной «диким кодом» (что-то, вроде инфовируса, в сингулярности, где сращение физического с информационным повсеместно — смертельного) — на земле борются могущественные кланы. Глава одного из них, авторитетный в городе Сирр Кассар Гомелец плетет интриги против Соборности, используя свою дочь Таведдад для соблазнения торговца гоголями Абу Нуваса.

Сказительница Таведдад (собственно, она сказительница Шахерезада в этом романе) опозорила семью разводом, а после спуталась с джинном — материальным воплощением дикого кода. Ах, как все сложно, но в этом-то вся и прелесть. На самом деле читать-понимать очень непросто. Этот роман не Эллочка Щукина, рост которой льстил мужчинам, потому что рядом с ней всякий чувствовал себя высоким, это такой книжный Эверест: сумеешь взойти — честь и слава тебе.

И таки да, оно того стоит. Не вечно же мир будет балансировать на грани. Авось выправится. И наступит она, вожделенная сингулярность, которая окончательно лишит нас всех надежд.

Оценка : 8
«Страна вечного лета»
–  [ 7 ]  +

Neradence, 30 июля 2022 г. в 22:58

Забористая альтернативная история с примесью политического детектива.

Честно сказать, до сих пор не могу понять, мне понравилось или нет. С одной стороны, как-то оно не слишком интересно в специфике изложения, следить за шпионскими драмами аж перед самой WWII мне как-то не сильно понравилось, с другой — а вроде и антураж занятный, и тема бессмертия под интересным углом.

Вообще мир у Райаниеми вышел... Как минимум, необычный. Я не прям до конца понимаю его альтернативное видение исторических фактов (хотя Малевич как идеолог создания сверхкомпьютера Вечно Живого — это реально что-то интригующее, таким Малевича ещё никто не презентовал), но в описанных реалиях вполне себе есть какое-то правдоподобие. Да, если бы спиритизм оказался реальным, если бы призраки существовали, если бы медиумы в самом деле могли общаться с мёртвыми — вот примерно такое положение вещей, когда грызутся все со всеми, независимо от статуса «живости», наверняка и оказалось бы правдой.

Увы, человеческую природу смертью не переделаешь.

Это чуточку затронуто и в другой глобальной такой тематике романа: как только смерть исчезла, жизнь просто обесценилась, а прогресс остановился. Потому что пока мёртвые королевы имеют возможность управлять империей и с того света тоже, ничего не изменится, и прогресс остановится, а цивилизация впадёт в стагнацию.

Собственно, цивилизация «Страны вечного лета» и впала, все усилия направив на то, чтобы отстроить город будущего для мёртвых. С другой стороны идеологического фронта — Вечно Живой, который стремится к сингулярности и достигает её путём поглощения индивидуальностей. В себя.

Не знаю, не знаю. В предложенной моральной дилемме я лично почему-то оказалась на стороне

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поборников традиционных ценностей с конечностью жизни, а из весьма открытого финала так и непонятно, кто выиграл-то. То есть, да, про уничтожение предыдущих цивилизаций эфира рассказали и Британии, и Союзу, войну в Испании притормозили, а дальше-то что? Ну не привлекли они пожирателей душ на этот раз, ну будут они продолжать ловить сталинистов по Европе и дальше, как ловили до этого, а итог-то, итог? Рванёт прекрасное светлое будущее для мёртвых или не рванёт?

Сложные впечатления, в общем. Наверное, проблема в том, что я не ожидала получить экскурс в методы управления шпионскими войнами в sci-fi романе с налётом спиритизма.

Вообще вот где-то здесь у романа основная проблема: у него ни одна из тем до конца не докручена. Если это шпионский роман, то не хватает подробностей, если про бессмертие и последствия для цивилизации — тоже не хватает подробностей. Сыроват он для полноценного произведения, его бы допилить напильником, отшлифовать, мир раскрыть побольше, технические подробности не в формате «ну там спиритуалисты что-то нахимичили, и случилось». Было бы если не отлично, то сильно лучше.

Читается, впрочем, легко, это приятно; стиль повествования довольно бодрый, часто что-то происходит, так что заснуть за текстом не грозит, персонажи не особо раздражают, у них (иногда) даже есть человеческая мотивация к странным действиям, которые они постоянно совершают. Мне показалось, что у Райаниеми неплохо получилось передать эту атмосферу сумятицы, которая царила в мире перед сороковыми XX века — все уже поняли, что всё будет плохо, но не понимали, в каком объёме, а уж что с этим делать — и подавно.

Что-то в этом романе, пожалуй, есть, хотя особо увлекательным я бы его по итогу называть не стала.

Оценка : 7
«Голос его хозяина»
–  [ 7 ]  +

Manowar76, 15 мая 2022 г. в 22:28

Гениальный, судя по всему, учёный Синода Такеси живёт на буровой платформе. «Возвышает» кота и пса, создаёт свою копию.

Кот и пёс не просто становятся разумными, а получают кучу сверхспособностей: лазеры, крылья, наноброня, алмазные когти, руки, пушки, кислотные плевки, разъедающие бетон.

Создание копии личности запрещено законом, и хозяина приговаривают к долгому заключению. Даже не всего хозяина, а его голову.

Котейка и пёсель готовят миссию спасения.

Очень вычурно, и, как всегда у Райаниеми, с перебором фантастических идей! Их точно бы хватило на полноценный роман, но финн не скуп, и щедро шпигует ими небольшой рассказ. Молодец. Финал невнятный, но, вроде бы, у верных петов всё получилось.

А ещё рекомендую рецензию Владимира Пузия. Коллега много глубже проник в аллюзии и пасхалки рассказа.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Элегия о молодом лосе»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 01 апреля 2020 г. в 10:55

По нынешним временам мало какое из иностранных произведений может похвастаться несколькими вариантами перевода. Ну, по крайней мере, если это не Толкин или Лавкрафт! =))) В этом отношении рассказу «Elegia nuorelle hirvelle» повезло — сначала сам Райаниеми перевёл его на английский, а потом появилось целых три сетевых перевода на русский, да ещё и один официальный, на бумаге, в антологии «Лучшая зарубежная научная фантастика. Император Марса». Заслуживает ли рассказ этого пристального внимания переводчиков? На мой взгляд — безусловно.

Вообще, Ханну Райаниеми — не мой, мягко говоря, автор. Причина этого довольно проста: будучи гуманитарием по образованию и складу мышления, я временами плохо понимаю, ЧТО, собственно, происходит на страницах его произведений. Именно поэтому я так и не смог продраться через дебютный роман автора, отложив его на когда-нибудь потом. Другое дело — малая форма...

«Элегия для молодого лося» — это до предела насыщенная визуальными образами, напичканная научно-фантастическими идеями и очень «кинематографичная» история. Я прекрасно понимаю, что всё описанное, вероятно, имеет твёрдую научную основу, а действие происходит в постсингулярном мире, когда воспетое ещё на заре киберпанка постчеловечество переместилось в космос и имеет уже очень мало общего с теми единицами людей, что остались на Земле в своём биологическом обличье. И я прекрасно понимаю, что это не проблема Райаниеми, что я воспринимаю происходящее скорее, как фэнтези, чем как hard SF — об этом совершенно правильно высказался один из переводчиков, уважаемый господин Сташевски: «самое главное — не ориентироваться на возмущенные отзывы экспертов, путающих научную фантастику с фэнтези по той простой причине, что в их представлении современная физика исчерпывается школьным учебником». Впрочем, я и не возмущаюсь — мне просто сложно воспринимать по-другому произведение, в котором есть говорящий медведь, из дождевых капель собирается женский образ, можно вернуть человеку поэтический дар по желанию, а из нанозерна создаётся ажурный поезд, который отвезёт героя в захваченный странным созданием город...

В любом случае, как бы не восприняли вы данный рассказ, нельзя отнять у него одного — история, повторюсь, до предела кинематографична. Раньше пришлось бы долго объяснять, что я имею ввиду, но с прошлого года объяснить можно гораздо проще: «Элегия» — практически готовый сценарий для эпизода сериала «Любовь, смерть и роботы». Уверен, получилась бы шикарнейшая короткометражка! Надеюсь, что сценаристы обратят своё внимание на этот рассказ в следующих сезонах.

Ну, и образ спившегося поэта, бухающего в лесу водку в компании говорящего медведя — это всё-таки по-нашему! =)))

Одним словом — рекомендую. Вполне вероятно, что вы поймёте сюжет рассказа гораздо лучше, а прочтения он всяко стоит.

Оценка : 8
«Страна вечного лета»
–  [ 7 ]  +

пан Туман, 09 ноября 2019 г. в 15:18

Как шпионский роман — чем книга является (или прикидывается?) большую часть времени — неплохо. Привычные для жанра тропы и обеспеченная ими кинематографичность происходящего, умеренный впрыск экшна в конце, тут и там помазать обязательной нынче темой «тяжело быть женщиной среди мужиков». Сытно будет, вкусно вряд ли.

За «вкусно» отвечает альтернативная история, но не та её часть, где мёртвые перестали умирать навсегда, а заселились в четвёртое измерение — это, конечно, любопытно, но больше меняет быт, чем ход истории. И не Сталин, который объявился в 1938 году в объятой гражданской войной Испании — это интересней, но проходит у Райаниеми по касательной, как и вся «русская тема» в целом (а жаль, Вечно Живой и его дело заслуживают большего!)

Интересней всего в «Стране вечного лета» наблюдать как кривятся, изменяясь, пути и судьбы исторических персонажей, будь то знакомым нам всем Ким Филби, Пьер Тейяр де Шарден, Оливер Лодж или прячущийся под прозрачной маской Герберта Уэста Герберт Уэллс — в творчестве которого четвёртое измерение занимало не последнее место. Все эти и многие другие персонажи даны не особо подробно, кроме разве что Уэста-Уэллса, но всё равно получились круто.

Ну и Зимнее и Летнее управление — это забавно, учитывая параллели с Зимним и Летним Дворами британских фэйри.

Оценка : 7
«Элегия о молодом лосе»
–  [ 7 ]  +

vfvfhm, 16 мая 2019 г. в 00:27

Кажется в этом рассказе описывается тот же мир, что в чудесном Деус экс Хомини, только немного позже во времени. Война с наночумой проиграна, люди окончательно обожились, а защитные ИскИны, оставленные без контроля, пожирают остатки предсингулярной цивилизации. В каком-то смысле это робинзонада о последнем человеке на Земле. Но рассказ не особенно грустный, напротив внушает сдержанный оптимизм. Искра человечности, творческая суть нашей расы не исчезнет даже в последнем из нас. Медведь подтвердит))

Оценка : 10
«Квантовый вор» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

igor_pantyuhov, 17 июля 2018 г. в 18:54

   Мне понравилось. Главным образом из-за стиля автора. Он даже мудрёней и запутанней Уоттса. Сначала это немного коробит, но как только начинаешь читать третью книгу, понимаешь, что это тексту только на пользу. Что можно еще сказать? Ну прежде всего то, что зря время я не потерял, когда читал трилогию. И деньги тоже зря не потратил. Хотелось бы конечно, чтобы финал первого романа был иным, не таким примитивным (привет «трилогии Киберпространства» Уильяма Гибсона) но нет в мире совершенства. Автор потом исправился.

   Самая лучшая книга цикла — это вторая. ИМХО 7/10. Самая запутанная, хаотичная и еще бог весть какая. И мне она понравилась больше всех

Оценка : 7
«Квантовый вор» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

GomerX, 31 января 2018 г. в 17:25

Цикл интересный, но, к сожалению, не до конца «причесанный» и структурированный, что не делает его читательски-дружелюбным. Т.е. не способствует его легкому восприятию читателем. Единственный вики-ресурс ( http://exomemory.wikia.com/wiki/The_Quant... ) с некоторыми разъяснениями — и то далеко не закончен фанатами!

По сути это один роман, одна история с не особо акцентированными промежуточными финалами. Читается сложно, но, при желании, докопаться до сути можно :)

Особо понравились отдельные авторские кибер-панковые находки, такие как «дикий код», личность и история «Абсолютного предателя», раса зоку (особей с абстрагированным индивидуальным разумом и коллективным разумом в состоянии «сцепленности»), квантовые полу-боги Солнечной системы из Соборности с их бесчисленными цифровыми слепками личностей в виде «гоголов». В общем, хороший НФ «хард-кор», но можно было сделать ещё круче, или хотя бы словарик с терминами в конце приложить.

Оценка : 8
«Тихея и муравьи»
–  [ 7 ]  +

aiva79, 07 мая 2017 г. в 20:23

Молодой, красивый и наверно горячий финский парень Райаниеми Ханну мне чем-то напомнил своего скандинавского собрата Магнуса Карлсена. Прямая ассоциация, от которой не могу избавиться, а соответственно и некоторое высокомерие, холодность и нежелание что-либо объяснять так и перекопировались с персоны Магнуса на персону Ханну, возможно ошибочно, а может совсем даже и нет.

  Вообще, мне нравится киберпанк с извечными темами о противостоянии ИИ и человека, копировании личностей, вживлением всякого рода штучек в человека и т.д. и т.п., но лишь в той мере насколько мне это понятно. Поэтому чем больше для меня, а я совсем не физик и совсем не математик, автор разжевывает принципы работы всех киберпансковских наворотов и выдумок, лежащих в основе истории, тем лучше я воспринимаю информацию. Ханну Райаниеми видимо придерживается другой точки зрения и не парится с тем, чтоб что-либо объяснить, особенно блондинкам. А жаль.

   Ну так вот, «Тихея и муравьи» — это современная киберпансковская сказка, в которой есть Тихея (то ли девочка, то ли ИИ), Волшебник, Лунная дева, Яшмовый кролик и много-много других героев. Все они проживают на Луне. Почему? Не совсем понятно. Но вероятней всего, как и во всех сказках, когда родители пытаются спасти свое дитя и оградить его от какой-либо опасности, они создают особый мир для своего ребенка, в котором ему абсолютно безопасно, нескучно и ко всему прочему познавательно. Так и в этом рассказе девочка живет в особом мире, где есть и учителя и игрушки и друзья, но который оказывается хрупким и недолговечным.

   Я все поняла в этом рассказе именно так, но это совсем не значит, что автор хотел сказать именно это. Кроме того, я прямо скажу, что не сильно впечаталась рассказом, но, как говорится, всеж возьму автора на карандаш.

Оценка : 6
«Квантовый вор»
–  [ 7 ]  +

Адреналинкс, 15 июля 2016 г. в 18:15

Первая книга цикла «Квантовый вор» даёт больше вопросов, чем ответов. И это понятно – на то она и первая.

Мне кажется, что основная задача этой книги – раскрыть мир, в котором разворачиваются и ещё будут разворачиваться события. И мир раскрыт – во всяком случае, насколько это возможно в первой книге цикла.

Мир сложный и красочный, мрачный и пугающий, он – сам по себе герой романа. Город Ублиетт – живая тюрьма, из которой вырваться невозможно, здесь нельзя даже умереть, только переродиться – а некоторые перерождения гораздо хуже смерти. Здесь и история, и память людей переписана настолько, что никто уже и не помнит, что есть Ублиетт на самом деле. Здесь наряду с живыми людьми существуют и «мёртвые души» — гоголы (непонятно только, зачем при переводе было переиначивать слово «гоголь»? ведь определённо же именно Гоголь имелся в виду со своими «Мёртвыми душами».) А для кого-то – вообще все люди – гоголы.

И – ирония судьбы – главный герой (собственно – квантовый вор), сбежав из одной тюрьмы оказывается в другой.

А что дальше? На протяжении всей книги герой искал самого себя, пытался вспомнить, кем он был в прошлом, на этой самой планете, в этом самом странном городе Ублиетте. И он таки встречается с прошлым… А чем обернётся эта встреча, я так понимаю, станет ясно из следующих книг.

В целом, очень хороший дебют, я считаю.

Оценка : 8
«Фрактальный принц»
–  [ 7 ]  +

Bizon, 01 ноября 2014 г. в 16:56

Я не мог не прочитать этот роман по многим причинам, главная из которых множество вопросов оставшихся после «Квантового вора». Постсингулярный мир все так же сюрреалистичен, хотя декорации, место действие и сюжетопостроение поменялись.

На смену Ублиетту, шагающему городу на Марсе, с циклической сменой жизнь-смерть пришла Земля пораженная эдаким информационным вирусом, называемым «Дикий код». На смену детективной составляющей линии Илсидора пришла арабская мифология в линии Таваддуд.

На этот раз смешивание информационного поля и реальности становится будничным, одинаково влияющим на жизнь землян. Теперь добавим к этому оцифровку личности в прошлом и, вуаля! — возможность общения в настоящем с личностью из прошлого в спамскейпе! Круто?! и это еще не все на что способна фантазия автора.

Новояз также присутствует в романе, но в меньшей степени, тем более аналогия с «1001 и одна ночь» позволяет без мозгового штурма подобрать понятия для многих терминов. Возникающие по ходу вопросы проясняются: как возникла Вспышка, что такое Ковш, прошлое Жана де Фламбера и как он был пойман и попал в тюрьму — очень важный момент, т.к. он напрямую связан с возвращением на Землю. Наконец то в полной мере проявился основной противник, обстоятельно рассказано о союзниках (Миели, Пелегринни).

Я бы сказал, что в этом романе все основные фигуры выведены на шахматную доску, расстановка завершилась, впереди финальный бой. Где он будет происходить? Скорее всего на астероидном поясе...

В ожидании третьего романа и развязки.

Оценка : 9
«Фрактальный принц»
–  [ 7 ]  +

quadcat, 26 июня 2014 г. в 17:05

На мой взгляд автор переборщил со сказками, которыми описываются технологические процессы, однажды даже промелькнуло слово «заклинание». В середине книги начинаешь ловить себя на мысли, что читаешь уже чистый фентези, и потом происходит какое-нибудь событие, которое все становит вроде ставит на свои места, но осадок остается. Однако плюсов тут огромное количество. Это самая актуальная, неустаревшая фантастика на сегодняшний день из того что я читал. Очень смелые и свежие идеи, которые почти насмехаются над типичной фантастикой, бывшей актуальной последние пару десятков лет. Если технологии — то такие, что лазеры, нанороботы да восстановление воскресителями считается уже давно устаревшей древностью. Все противостояния больше происходят в спаймскейпе чем в реальности , а само информационное пространство так переплетено с физической материей, что влияет на нее самым прямым способом. Каждая клетка тела есть компьютер и потому страшная угроза грозит с пустыни (которая не пустыня в реальности) — дикий код. Сюжет закручен крепко, что без второго прочтения обойтись сложно. Группировки так же прекрасны — Соборность и Зоку — и нет абсолютного зла. Книга для любителей фантастики — моя настойчивая рекомендация.

Оценка : 9
«Фрактальный принц»
–  [ 7 ]  +

Кузьмичч, 14 мая 2014 г. в 19:30

Автор продолжает знакомить читателя со своим миром. Я уже говорил, что многое для читателя (лично для меня, во всяком случае) непонятно в этом мире далекого будущего. Во второй части цикла этого непонятного еще больше чем в первой, и порой бывает так, что только после восьмого упоминания какого-либо предмета понимаешь, что он уже упоминался здесь. Но все неровности и перегруженность текста компенсирует сюжет. Оооо, сюжет — это нечто. Больше половины книги автор говорит порой непонятным языком, рассказывает загадки и сочиняет тайны. Зато под конец, когда начинают появляться ответы на вопросы.... просто захлестывает сюжетом! Ответы даются, конечно, не на все вопросы, кое-что нужно оставить и на третью часть))

Итог: не вылезаем из мира далекого будущего, ждем продолжения

Оценка : 9
«Квантовый вор»
–  [ 7 ]  +

Selkie, 08 февраля 2014 г. в 22:48

Да, мадемуазель Разум, и да, леди Бабочка-Душа. Ле Фламбер к вашим услугам, игрок и вор. Правда, в последнее время удача была не на моей стороне. Как вы сказали, я должен украсть себя? Очаровательно. Да, кое-какие мелочи пришлось спрятать в одном месте, название которого напоминает о мире мёртвых. Это скитающийся марсианский город, где валютой стало время, оставшееся до перенесения разума в кибермеханическую плоть. Очень соблазнительное местечко для вора — оно переполнено чужими секретами и потенциально невзламываемыми кодами доступа к этим секретам. Боюсь, наш визит туда не сможет остаться незамеченным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Слепое доверие внешним базам памяти делает обитателей этого герметичного мирка идеальными марионетками. В основном вор живёт в режиме первобытного охотника, в цикле «томительное ожидание — смертельный риск», но иногда он становится своего рода архитектором — особенно когда речь идёт о надёжном способе скрыть награбленное. Правда, для большей надёжности приходится скрывать кое-что даже от самого себя и жертвовать людьми, какое-то время бывшими самыми близкими. В фантасмагорическом мире, где подделкой может оказаться что угодно — история, например, или множество историй, — память может казаться большей ценностью, чем человек, но только казаться, а не быть, и таким образом вместо кражи или возвращения ценностей может произойти только жестокий размен. Ключ от сокровищ, однажды выброшенный, чтобы освободиться от прошлого, вновь неумолимо попадает в руки хозяина, пробравшегося как вор в дворец воспоминаний, и повешенное задолго до первого акта ружьё в финале обязательно выстрелит: пиф-паф! И ты приносишь в жертву миры. И всё, что с тобой остаётся, кроме заново обретённой памяти, это Разум и Душа.
Стоит ли этого игра? Наверное, стоит, раз ставки так высоки и жребий уже равно брошен, а Рубикон перейдён. Так вперёд, навстречу битвам и приключениям! И кстати, сейчас будет по-настоящему жарко — Архонты не собираются сдаваться, как и стоящие за ними древние боги...

Оценка : 9
«Deus Ex Homine»
–  [ 7 ]  +

zmey-uj, 09 мая 2009 г. в 14:42

Рассказ так плотно насыщен идеями киберпанка, что трудно воспринимать его как историю о людях с их понятными чувствами. Действия, мысли, отношения, цели героев слишком чужды: что-то там они делают в своем мире, за что-то борются, но сложно из рассказанного сделать вывод, «за кого болеть», от чего им будет лучше и вообще есть ли о чем беспокоиться.

Пример того, как произведение можно «ниасилить» не из-за количества букаф, а из-за закрученности образов. Вроде бы заканчивается хорошо, ну и достаточно.

Оценка : 5
«Покрывало из змей»
–  [ 6 ]  +

Lilian, 06 января 2023 г. в 15:55

Мистика про проклятый род, ведущий своё начало от дочери смерти. Легенда о любви, предательстве и чудовище, которое осталось по эту сторону жизни, питаясь дарами своих потомков.

Одновременно это довольно сухое изложение событий от лица двух постаревших братьев. Точнее, главный герой тут один — брат, которому горе потери придало смелости, чтобы разорвать порочный круг.

Следует отметить, что в этой истории нет приятных персонажей или борьбы света и тьмы. Всё мрачно и печально. И даже условная победа несёт привкус тлена.

Вероятно, это повлияло на общее впечатление.

Оценка : 6
«Невидимые планеты»
–  [ 6 ]  +

Lilian, 06 января 2023 г. в 14:49

Действие этого рассказа происходит в том же мире, что и в «Сервере и драконе» (заглавной истории сборника).

И это очень красивая история. Калейдоскоп зарисовок-воспоминаний о нескольких очень разных планетах и их обитателях. Зарисовок интересных, парадоксальных, пронизанных странной меланхолией и тихой радостью. И единая сюжетная линия, связывающая эти зарисовки между собой — линия, где разумный корабль размышляет о пройденном пути и сомневается в себе и в цели своего путешествия.

Мне редко встречаются истории, настолько пронизанные красотой и любовью к космосу. К космосу в самом широком смысле, включающем в себя необъятность миров, возможностей, восприятий себя и своего места в мире. За внешней отстранённостью и фрагментарностью прячется настоящий калейдоскоп из желаний, страхов и тоски по бесконечности. И мне очень импонирует ответ, предложенный автором на все высказанные в этой истории вопросы и сомнения. Он... внутренне правильный.

Не могу поставить оценку меньше, чем 10. И дело тут не только в самом рассказе, но в первую очередь в том, как он срезонировал в моей душе. Он затронул важные вопросы, сделал это ненавязчиво и внутренне красиво. И остался при этом в рамках простой по форме, короткой истории.

Оценка : 10
«Страна вечного лета»
–  [ 6 ]  +

glaymore, 18 декабря 2020 г. в 09:53

Смерть больше не страшна. На рубеже ХХ века лондонские спиритисты (те самые, с вызовом духов и эктоплазмой) установили контакт с загробным миром, а нейробиологи разработали психотехники, защищающие свежеумершую душу от неизбежного растворения в эфире. И вот уже на дворе тридцатые, Британская Империя покоряет Страну Вечного Лета, строит города и дворцы, засылает призрачных шпионов в молодую Советскую республику. Большевикам есть чем ответить — на их стороне сверхчеловеческий коллективный разум, сконструированный Львом Терменом на основе сознания умирающего Ильича.

Британией правит посмертно вечная Королева Виктория, а премьером при ней — Герберт Уэллс. Он тут почему-то переименован в Герберта Уэста (реаниматора?), но все равно узнается безошибочно. Классические католики превратились в маргинальную фрик-секту, ватиканский трон занял новый папа — Тейяр де Шарден (ну а кто же еще!) Товарищ Сталин, не имея шансов прийти к власти в СССР, греет руки на пламени гражданской войны в Испании. Ким Филби пока еще молодой, честный и не перевербованный. Короче, альтернативно-исторических отсылок — море.

Технологии тоже не стоят на месте. На поле боя сражаются эктотанки, в баках которых вместо бензина горят души убитых врагов. Умершие родители по вечерам звонят живым детям по эфирному телефону. У большевиков в ходу телеграфы прямой связи с пост-сознанием Ленина. Медиумы с почасовой оплатой сдают свои тела в аренду мертвецам (но это недешевое удовольствие, менее состоятельные мертвецы вынуждены удовольствоваться электрическими куклами Эдисона).

И вот на таком роскошном, без преувеличения, холсте намалевана простецкая шпионская интрига, где британская разведка добывает сведения о наличии в своих рядах советского «крота» и в один ход выманивает его на классического живца. Очень мало говорится по делу, очень много про детство всех персонажей. В финале случается поворот от ле Карре к Лавкрафту, но он исполнен так робко, что по сути и не в счет.

7/10. Раньяеми, как всегда, придумал бомбический сеттинг, но с фабулой не справился совсем. В результате вышло неплохо, но не более. Лучше прочесть лазарчуковского «Штурмфогеля» — те же щи, только в разы гуще.

Оценка : 7
«Тихея и муравьи»
–  [ 6 ]  +

Lilian, 03 августа 2020 г. в 11:03

Сказка в фантастических декорациях. Или точнее — научная фантастика, маскирующаяся в одежды сказки. Здесь мало того, что не сразу вырисовывается картина мира, так еще и большинство понятий скрываются за другими, более сказочными и метафоричными. Такими, какие могла придумать девочка, живущая на базе в одиночестве, в окружении ИИ, механизмов и собственных историй. Почему она осталась одна, кто и что такие Мозг, чайники, Большое Плохое Место, муравьи — всё это раскрывается постепенно, требуя от читателя лишь внимательности и некоторой образности мышления. И так за сказочными описаниями вырисовывается довольно грустное прошлое, вполне реалистичное и укладывающееся в законы научной фантастики. А так же вполне взрослый выбор, стоящий перед героиней. Решение — кому верить и как дальше устраивать свою судьбу. В некотором роде это история о взрослении.

История красивая за счет описаний и образности, к тому же многослойная, вовлекающая читателя в расшифровку скрывающегося в ней мира и истинной картины происходящего. И до самого финала не теряющая налета сказочности. Мне очень понравилось такое сочетание.

Оценка : 9
«Страна вечного лета»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 06 апреля 2020 г. в 01:19

Почему решил прочитать: любопытнейший сюжетец, судя по аннотации. Признаю за Райаниеми безудержную фантазию и умение создавать необычные миры, хотя из его трилогии «Квантовый вор» прочитал пока только первый том.

В итоге:

Альтернативная история. В конце девятнадцатого века группа известных учёных-спиритуалистов, доказали существование загробного мира и научились контактировать с призраками, душами умерших. В начале двадцатого века построили на том свете Город Вечного Лета. В 1938 году смерть – всего лишь часть жизни, и карьеру можно продолжить после смерти. Советы, во главе с Вечно Живым, коллективным разумом на основе мозга Ленина, тоже представлены на том свете.

Так как Ленин Вечно Живой, Джугашвили к 38-му году на подпольном положении и хочет установить на территории Европы сталинизм, не зависимый от СССР.

А в Британии идёт грызня спецслужб. Только не МИ-5, МИ-6 и Скотлэнд-ярд грызутся между собой, а Зимнее и Летнее управления Секретной службы. Отвечающие, соответственно за живых и мёртвых шпионов.

В ходу эктофоны, ужасные эктотанки, услуги медиумов и кукол Эдисона для присутствия призраков на Земле и общения с живыми.

Ещё никогда стена между живыми и мёртвыми не была так проницаема и формализирована, как в «Стране Вечного Лета». Просто ещё один аспект жизни, другой её этаж. В романе ноль мистики, несмотря на обилие влияющих на наш мир призраков. Автор попытался предусмотреть все парадоксы и искажения, которые появились бы при таком положении дел (ухудшение медицины, правление мёртвых монархов, безрассудность из-за отсутствия страха смерти, усложнение экономической модели), но, конечно, такая сложная конструкция не могла получиться безупречной. Логические нестыковки присутствуют, но не мешают сюжету.

А сюжет у нас: суровый и реалистичный шпионский триллер. С идейными перебежчиками, двойными агентами, явками и паролями. Такой Ле Карре с призраками и эктоплазмой.

В мире романа состоялась Первая Мировая, но, чтобы не усложнять и так громоздкую конструкцию, Райаниеми ограничился противостоянием британских спецслужб и НКВД (не вводя в сюжет ни Францию, ни Германию, ни США), которые ведут гибридную войну в Испании, с помощью своих прокси – франкистов и республиканцев.

Главная героиня, сотрудница Секретной службы, женщина сложной судьбы, с проблемами в браке ведёт собственное расследование и преодолевает косность патриархального британского общества. Феминизм особенно педалировался в начале романа, потом как-то сам собой сошёл на нет.

БОльшую часть романа испытывал некоторый диссонанс – феерически необычный мир и нарочитая сухость изложения. Райаниеми, очевидно, интересней создавать декорации, чем разыгрывать в них спектакль.

По поводу упоминания имён исторических персонажей. Практически каждый персонаж существовал в реальности. Почти про каждого прочитал статью в википедии. Автор провёл невероятно кропотливую работу, используя в сюжете малоизвестных учёных, политиков и военных.

Протитипом премьер-министра Британии, Герберта Бланко Уэста, был, что в романе и не скрывается, Герберт Уэллс. Но интереснее то, что я нагуглил сам: Герберт Уэст – реаниматор, герой одного из знаковых произведений Лавкрафта. Под это тоже можно подвести идейную базу.

Райаниеми упомянул всех знаковых политиков того времени, но ни слова про Черчилля. Было бы интересно почитать, что уготовил ему финн.

Проблемы у романа те же, что и «Квантового вора»: при наличии потрясающего антуража – скучноватый сюжет и суховатые персонажи.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Страна вечного лета»
–  [ 6 ]  +

Изенгрим, 21 января 2020 г. в 11:56

Весьма достойная смесь шпионского триллера и фантастики про загробный мир. Различные составляющие перемешаны в крайне удачной пропорции, сдобрены драмой и различными личностными кризисами.

Описание загробного мира — того самого Саммерлэнда — и жития новоумерших произвело на меня весьма благоприятное впечатление. Сдержанный и внимательный к деталям слог рассказчика весьма подходящ, у меня даже возникло ощущение аутентичности — хотя говорить об этом, конечно, смешно, но не было отторжения, что все это лепнина на гипсокартоне, вполне убедительно, представить прочитанное было легко.

Хороши главные герои, постепенно раскрывающиеся через небольшие, но крайне важные для восприятия флэшбэки, симпатизируешь им обоим (хотя, конечно, больше тому, что работал на бессмертный дух Ленина). Интересно читать, как контрразведчик и «крот» пытаются разрабатывать друг друга, переиграть и перетащить на свою сторону. Однако борьба разведок мне показалась больше смахивающей на события послевоенные, нежели интербеллум — очень уж велик накал противостояния и бюрократизации, насколько я знаю, разведслужбы после Первой мировой не были развиты настолько хорошо.

Очень адекватно использованы и развиты события из реальной истории (Испанская гражданская война, открытие Лоджем и Маркони радио), продуманы последствия открытия загробной жизни — угасание медицины и фармацевтики, появление — конечно же — нового оружия, в данном случае эктоплазменного (жуткий образ эктотанка, становящегося тем сильнее, чем больше душ вражеских солдат он поглощает). При этом крайне интересны и альтернативные элементы романа — они даны не в качестве шок-контента (как у Муркока в Кочевниках времени , скажем), а сидят ладно и крепко. Пьер Тейяр стал папой (а кто им еще мог стать в эпоху открытия послежизни), а Герберт Уэллс — премьер-министром (правда, выведен в книге под фамилией Уэст), королева Виктория умерла, но продолжает править с того света, что приводит к окостенению режима.

Однако рамки шпионского триллера сильно автора ограничивают — мы видим только небольшую группу действующих лиц, почти все так или иначе работают в разведсообществе и не относятся к низшим классам, то бишь представление о взаимодействии мира мертвых и мира живых далеко от полноты и глубины. Широкие слои населения представлены слабовато — учитывая борьбу идеологий и утопических представлений, это немаловажный прокол: отталкиваясь от попыток приклеить к роману тэги вроде дизельпанк или эктопанк, стоит отметить, что как раз панка-то и нет, как народ приспосабливается ко всем изменениям, не показано.

Мне книга очень понравилась — она гораздо глубже и сложнее, чем представляется на первый взгляд и заслуживает более пристального внимания, чем обычный шпионский триллер в фантастических декорациях — у меня для этого, к сожалению, не хватает знаний по философии. В принципе, напрашивается продолжение истории — книга не то, чтобы не закончена, но очевидно есть огромный потенциал для следующей, более детальной разработки мира.

Оценка : 9
«Страна вечного лета»
–  [ 6 ]  +

oleksa1981, 30 мая 2019 г. в 18:57

Я не читал трилогию о «Квантовом воре», но если она похожа на «Страну вечного лета» — и не прочту.

«Summerland» это банальный шпионский триллер, действие которого происходит в альтернативной исторической реальности конца 30х годов прошлого века, довольно щедро сдобренный привидениями, эктоплазмой, НКВД, британскими и потусторонними спецслужбами, Лениным, Сталиным и щепоткой феминизма. При чтении пригодятся знания о персоналиях указанного хронопериода, так как автор явно весьма эрудирован в этом вопросе.

Читается легко. Так же легко забудется.

По итогу: неинтересно. Благо объем небольшой.

Оценка : 6
«Каузальный ангел»
–  [ 6 ]  +

igor_pantyuhov, 17 июля 2018 г. в 18:47

Ну 10-9-ка это конечно вы загнули. Роман настолько не тянет. По правде говоря, если бы не финал — то эта чистая 7-ка из 10-ти. Финал спасает все. Технологичный, интересный, немного непонятный (это скорее фишка автора) а главное, по-своему сложный. Не примитивный. То чего не хватало первому тому. В остальном, роман немного отличается от предшественников. Дело в том, что я понял что происходит)) Да-да, именно так. В 1-м, во 2-м томе, сюжет отличался тем, что он немного непонятный. Хаотичный. Тут наоборот. Как ни странно, это не пошло на пользу роману. Исчезла изюминка. Я раньше сетовал на то, что часть сюжета у меня ускользает, из-за стиля автора. Оказывается это фишка автора, на чем все и держится. Именно поэтому стал так важен финал. Вот он именно такой хаотичный.. 8/10.

Оценка : 8
«Каузальный ангел»
–  [ 6 ]  +

Кузьмичч, 21 февраля 2018 г. в 10:04

К сожалению, заключительный роман трилогии меня не впечатлил. По крайней мере, не впечатлил так, как первые два. Может, дело в том, что читал его, можно сказать в отрыве от первых двух, поскольку перерыв был настолько долгий, что уже и забылось, что было в первых двух, но тем не менее.

И все же Ангел написан так же, в духе нового, неясного нам будущего с технологиями, настолько развитыми, что даже описание их принципа действия не помогает понять их предназначение. Что мне действительно понравилось, так это герои. В начале нравился вор, но вот в третьем романе неожиданно раскрылась Миели.

Думаю, если хорошенько подтянуть физику (в плане предмета изучения), то теории автора могут заинтриговать и показаться интересными, мне же, как простому смертному оставалось пропускать науку, не пытаясь даже вникнуть в эту составляющую. Но знаете, что помогло насладиться трилогией? Это как огромная картина, к котрой стоишь почти впритык и ничего не видишь, но вот ты отходишь все дальше, абстрагируешься, скатываешь глаза в кучку и, наконец — видишь все полотно. Так же и с трилогией Квантового вора — чтобы насладиться, нужно охватить всю картину целиком, мало вникая в детали.

Итог: данный цикл можно сравнить с современным искусством: много чего неясно, смысл не всегда понятен и цель туманна, но насладиться картинкой и исполнением стоит.

Оценка : 7
«Deus Ex Homine»
–  [ 6 ]  +

olvegg, 11 марта 2008 г. в 20:12

Совершенно крышесносящий рассказ о нашем ближайшем будущем. Люди живут в чем-то вроде резерваций под защитой сверхчеловеческих интеллектов, которые ограждают их от вмешательства божественных сил (или Сил, пользуясь терминологией Винджа), заполонивших всю планету. Идея весьма интересна, но сам рассказ сильно ужат и недоразвернут, мир описан уж очень лаконично, и то ли благодаря переводу, то ли это и в оригинале так, но я не понял, что же все-таки такого ужасного произошло с главным героем. Из-за этого минус один-два балла.

Оценка : 8
«Сервер и дракон»
–  [ 5 ]  +

Solonchik, 06 декабря 2023 г. в 22:44

Главное, что хотелось бы сказать — на самом деле, перед нами 3 сборника в одном.

Первые рассказы (вплоть до Джугаадского собора включительно) — это научный и научно-фантастический конек Ханну Райаниеми: посткиберпанк и попытки изобразить пре- и постсингулярность. В каждом из этих рассказов есть хорошо считываемая идея, есть определенный задор и дерзание. Каждый из них рассказывает историю технологической функции, устремляющейся в бесконечность за бесконечно малое время, чуть иначе, чем другие. Это хороший сборник, пусть даже ни один из рассказов и не производит вау-эффекта.

Второй сборник, прячущийся за одной обложкой с первым, это рассказы, начинающиеся с «Ловца человеков» и заканчивающиеся «Звездным странником» с Земли». Это вялый закос под олдскульную фантастико-новельную традицию. Не всегда даже очевидным образом фантастическую, тут есть вполне себе и фантасмагории с легким оттенком национальной финской мифологии, городских крипипаст и прочего. Безусловное имхо, но эта часть за исключением как раз «Звездного странника» -- полная и абсолютная макулатура. Нет, где-нибудь на страницах глянцевого журнала она бы смотрелась очень даже ничего, чтобы скучающие яппи или модели могли потом поддержать разговор на тему современой литературы. Но в авторском сборнике, как будто бы, половине из них делать нечего.

Удивительно, что как раз в этой части притаился «Звездный странник с Земли», который мог бы быть написан Хайнлайном или Фредериком Полом или Уильямом Тенном. В этой одновременно старомодной и посткиберпанковской вещице вау-идея есть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как победить звездного странника, который сто лет назад покинул Землю, но набрался в космосе полубожественных технологий — матсборщиков, гравитационных линз, двигателей Алькубьерре и тому подобного? Человечество безнадежно отстает от него... если не считать знаний о том, как получать, обрабатывать и использовать новые знания. Социальные сети, современный информационный менеджмент и чудом доставшаяся звездная технология «эдьюкатора» -- и через 24 часа человечество спасается от несостоявшегося тирана.

Кмк, мысль о том, что важно не только, что мы знаем о мире, но и какая эпистемологическая традиция позволила нам эти знания получить, не то чтобы свежа со времен «Против метода» Фейерабенда. Только вот читавших Фейерабенда очевидно меньше, чем тех, кто прочтет Райаниеми (не в укор любознательному финну).

И третий сборник — это откровенные эксперименты ученого-литератора: глубинную идею «Белоснежки» я так и не уловил, а замыкающий сборник набор твитов-микрорассказов, которые Райаниеми когда-то публиковал как литературный медиаэксперимент, — это даже не смешно, если задуматься, что в длительность Хайям вполне мог впихнуть один рубаи. Или Киплинг «Эпитафию эстету». Или Франсуа Вийон -- «Четверостишие, написанное Франсуа Вийоном в ночь накануне смертной казни». В каждом из перечисленных произведений была идея, была ирония, пафос и трагедия (у Хайяма, очевидно, не во всех рубаи именно трагедия, но ирония-то и пафос во всех). А у Райаниеми получился, простите, пуньк-среньк в лужу, которой стал Твиттер.

Поэтому для меня картина такова («и иначе никакова»):

Первая часть — отлично с недочетами.

Вторая часть — удовлетворительно, но весьма посредственно, за единственным исключением.

Третья часть — неудовлетворительно. Вызов был принят и провален.

Не пожалел, что потратил время и дочитал, но впредь Райаниеми -- только по большой рекомендации людей, чьему мнению я доверяю; и никакого больше литературного секса без обязательств с моим мозгом. Спасибо, мне хватило перехода от «Квантовой трилогии» к Некроленину в «Стране вечного лета».

Оценка : 7
«Ловец человеков»
–  [ 5 ]  +

Lilian, 05 января 2023 г. в 17:21

Что довольно неожиданно, это не фантастика. Уж скорее — около мифологическое фэнтези. Или «взрослая» сказка. Про русалку (дочь моря), заманивающую в свои сети мужчин. И пускай дарит она им свою ласку и объятия, но из этой удушающей хватки не вырваться до самой смерти. Про её первого жениха, когда-то предавшего её доверие. Про усталого от своей жизни финна, ставшего главным героем этой истории и очередным «мужем» морской женщины. По крайней мере на время.

Я не зря говорю про сказочные мотивы. Будет здесь животное, спасенное главным героем и обернувшееся волшебным помощником. А ещё путешествие за край моря вслед за своей смертью ради поиска волшебного артефакта. Финальное сражение в потустороннем царстве.

Хотя надо признать, что сказочные мотивы здесь суровы, словно в историях викингов, связаны с кровью, смертью, предательством и ушедшей любовью. И ещё не столь впечатляющи, как могло бы показаться. В конце концов остаётся ненулевой шанс, что герой просто не смог оправиться от второго выгорания на работе, а дальше были маленький несчастный случай и продолжительные галлюцинации.

Оценка : 7
«Квантовый вор» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

km02, 14 октября 2022 г. в 13:08

На протяжении чтения всей серии было стойкое ощущение, что я нашел сайт с очень интересным контентом, но нажал некое сочетание клавиш и вижу исходный код этого сайта, продираясь сквозь малознакомый язык программирования. Такое ощущение, что автор просто отдал читателю на аутсорсинг всё построение мира и все нюансы технологий.

В итоге скорее да, чем нет, но осадочек остался. Возможно вы скажете, что нужно тренировать воображение, тут я с вами соглашусь.

Оценка 7

«Vaccine Season»
–  [ 5 ]  +

Lilian, 14 августа 2021 г. в 21:38

Прекрасный рассказ. Вот что получается, когда на заданную тему пишет талантливый автор. И слова «пандемия» и «вакцинация» служат кирпичиками для истории о семье, любви, памяти — и целой вселенной. Маленькая личная история одной семьи, грусть по утраченному, вера в будущее, разногласия и поддержка разных поколений. А параллельно размышление о тьме вселенной и будущем человечества, где автор рисует свою фирменную яркую высокотехнологичную картину, так неотличимую от магии. Словно взрыв идей и кадров. Словно мечта. А потом всё снова возвращается к личной семейной истории. Ну а как иначе, ведь человечество состоит из отдельных людей, а следовательно каждый из нас может стать вакциной от тьмы.

Оценка : 10
«Машинистка сатаны»
–  [ 5 ]  +

Lilian, 24 января 2021 г. в 21:28

Миниатюра про машинистку и адское наказание. По сути — просто зарисовка, без сюжета и предыстории. Облачённый в формат миниатюрного рассказа образ. Именно поэтому такая оценка — тут просто почти нечего оценивать.

Оценка : 6
«Белоснежка мертва»
–  [ 5 ]  +

Lilian, 04 декабря 2020 г. в 21:09

Рассказ, отсылающий читателя к сказочным архетипам и к двум популярным сейчас увлечениям: самообучающаяся нейросеть, способная написать художественный текст, и интерактивные книги, в которых от выбора читателя зависит финал истории. Всё это здесь есть. Не совсем нейросеть, всего два возможных финала истории — но суть очень похожа.

Рассказ, в котором форма не менее важна, чем содержание.

Любопытное рассуждение на заданные темы. Занимательный эксперимент, в глубине которого все же прячется основная история. История с двумя финалами и двумя трактовками происходивших событий.

Оценка : 8
«Голос его хозяина»
–  [ 5 ]  +

Lilian, 31 июля 2020 г. в 11:05

Ещё одно окошко в мир, созданный трилогией Квантового вора. А если судить по дате написания рассказа — предвосхищение идей этого мира.

Мир этот порой непонятен или фантасмагоричен, с зашкаливающим количеством понятий, которые подаются как должное, без объяснений. Мир, который постоянно удивляет, поражает яркостью красок и образов, а также технологиями, раздвигающими границы привычной реальности. Но что мне особенно нравится в авторе, так это его умение в подобных декорациях рассказать душевную, находящую эмоциональный отклик историю. В данном случае историю о любви и верности, и лишь самую малость — о мести. Да, от лица пса и кота, стремящихся вернуть своего хозяина. И средствами для этого станут музыка, бомбы и высокие технологии.

Оценка : 9
«Страна вечного лета»
–  [ 5 ]  +

tapok, 20 апреля 2020 г. в 12:21

Back to the USSR, люблю момент в Библии, где

Ленин в светящейся кепке ходил по воде © Иван Алексеев

***

Серия «Большая фантастика» — это неисчерпаемый клад, где среди большого количества книг (и авторов) можно найти…большое количество чего-то необычного. Посудите сами – чего стоит один только Мьевиль. А ведь есть Нил Стивенсон, Тим Пауэрс, Пауло Бачигалупи и многие другие. При этом нельзя сказать, что серия запоминается чем-то единым и конкретным, что было бы присуще каждой книге. Но всё-таки один момент характерен почти для всех (есть исключения, но их не так уж много). Это вейрд-фикшн. И «Страна вечного лета» Ханну Райаниеми соответствует этому ярлыку.

Итак, автор погружает читателя в мир альтернативной истории. Сороковые XX века. Второй мировой еще не было (и вряд ли будет!), Германия давно не у руля мировой геополитики, зато за этот самый руль борются две странные. Советы и Британия. Если вы вдруг забыли, то автор финн, поэтому ему в упрек поставить личную заинтересованность не получится. Однако ведущий странные не являются единственным «альтернативным» в этом произведение. По сути, в «Стране вечного лета» есть лишь одно фантдопущение, зато какое! Люди здесь не просто умирают и «пропадают с радаров». Здесь умерший попадает в Страну вечного лета – это план бытия, где живут призраки.

И да, вот за господство там и сражаются Британия и Советы. Неплохо, да? Вот только есть еще кое-что. Ленин к 1938 году стал уже совсем Вечно Живым (сложно подавить улыбку, уж слишком круто тут покуражился Ханну). А на территорию Испании прибывает некто Джугашвили, чтобы продвинуть свои интересы.

Собственно, так выглядит антураж для произведения. А зачином служит жизнь и работа Рэйчел. Рэйчел – контрразведчик. Она получает информацию, что среди летних (призраков то есть) появился перебежчик. А терять своего человека (да со знаниями!), уступив его Вечно Живым – совсем плохое дело.

На деле получаем шпионский триллер с занятным антуражем. Ровно две сюжетные линии – это Рэйчел и Питер Блум. В каждой из них будут небольшие флешбэки, чтобы раскрыть кое-какие личные моменты, а порой и для дополнения антуражной части. При малом объеме романа действия в нем, увы, совсем мало. Сюжет как таковой легко укладывается в два-три предложения.

Вот тут и кроится главная претензия к Райаниеми. Автор, это заметно, увлечен тематикой шпионажа, он использует в своем произведении образы реально действовавших шпиков, о которых вы можете прочитать после эпилога. Вместе с тем Райаниеми забывает о двух вещах. Мироустройство. Сюжет. Мироустройство аккуратно укладывается в рамки «вейрд-фикшн». Хотите узнать, что же такое Билет, как он появляется и как работает? Так вот Ханну не считает нужным это объяснять. И очень жаль, потому что сеттинг настолько самобытный и занятный, что сложно не удивиться. Сюжет. Как было сказано выше, сюжетной части здесь совсем мало, автор явно увлекся мелкими деталями, оставляя на сюжет и мироустройство лишь крупные мазки.

Заключение: при таком сеттинге роман мог бы выбиться в топы, если Ханну уделил бы чуть больше внимания деталям. Но автор – это творец, а читатель – это потребитель. Так что Райаниеми сам сделал такой выбор, как сделал его и читатель. Поэтому получается неплохой вейрд-фикшн, который читается легко и интересно. Но перечитывать не потянет.

8 Вечно Живых из 10. С натягом.

Оценка : 7
«Lions and Gazelles»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 01 апреля 2020 г. в 12:41

Я уже писал в отзывах на другие произведения Ханну Райаниеми, что у меня достаточно сложные отношения с творчеством автора — читаю все переведённые рассказы, но иногда знаний настолько не хватает, что мне сложно понять, о чём в них, собственно, идёт речь. Впрочем, это никак не отменяет того факта, что Райаниеми пишет настоящую твёрдую НФ, и у него есть по-настоящему цепляющие произведения малой формы, которые будут понятны даже гуманитариям. Самый «свежий» на данный момент рассказ автора под названием «Львы и газели» — именно из таких.

По форме — история о спортивном состязании, проходящем в не столь отдалённом будущем, которое нечто большее, чем просто спорт, ведь победитель получает возможность привлечь внимание сильных мира сего к своим высокотехнологичным разработкам, благодаря которым он и смог победить. По содержанию — история о том, что человеческое упорство сильнее всех технических и биохимических наворотов. Чем цепляет? Целой кучей любопытных фантастических допущений, которые, видимо, вполне вероятны с позиций передовой науки современности. Для примера, идея о том, почему богатейшие люди мира, называемые Китами, обладают глянцево поблёскивающей, как у дельфинов, кожей: «по слухам, Киты позаимствовали гены у китообразных — защита от рака и других плебейских болячек». И такого по тексту рассыпано весьма щедро.

По итогу — хороший, годный рассказ от одного из самых оригинальных авторов современной западной НФ. Действительно научной фантастики, а не очередных историй про прелести победившего феминизма и толерантности. Рекомендую.

Уважаемой Alabarna — традиционная благодарность за перевод!

Оценка : 8
«Deus Ex Homine»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 15 мая 2019 г. в 21:59

Дозуа в своем деле хорошо разбирался. Действительно классный рассказ, будоражащий, тормошащий, крышесносящий!

Я тут увидел две грани. Человеческая цивилизация начиналась с того ,что боги сходили с эмпирей и зачинали со смертными женщинами сверхдитятей. Получались Гильгамеши и Гераклы. По Райаниеми и завершится человечество тем, что человек родит бога и сам станет богом.

Как выжигает человека несправедливая война. И ужас весь в том в рассказе ,что в войне не виноваты какой-то класс, группировка или правительство. Виновно в войне само развитие всей цивилизации. Это и отличает минорный тон рассказа от радостного бреда постгуманистов — даже сквозь Сингулярность человечество способно пройти только через тотальную войну. И в этом рассказ не устарел и созвучен нашему времени — никакого оптимизма по поводу будущего, характерного для первых лет 21 века, автор не испытывал.

И ощущение будущего, непохожего на наш мир Ханну очень удалось. Чтобы самому не затеряться в этих ярких и многослойных фантазиях, он выбрал знакомую точку отсчета. Главный герой — финн, живущий в Шотландии.

А младенец в волнах океана в финале — не оммаж ли это к Солярису? Ведь в том романе тоже люди пытались найти контакт с практически богом.

Оценка : 9
«Фрактальный принц»
–  [ 5 ]  +

Kuznetsov_V_A, 16 марта 2018 г. в 16:02

Парадоксальным образом книга и лучше и хуже первого тома. Она несомненно более прекрасна с точки зрения атмосферы, эмоционального окраса и миротворчества. Но вот в сюжетном плане, даже раскрывая многие моменты, заложенные еще первым томом, «Фрактальный принц» далеко не так впечатляющ и отточен, как «Квантовый вор». Нет той заложенной чуть ли не с первых строк интриги, грамотного развития, прекрасной работы с динамикой пвествования. Здесь присутствуют те же приемы, но как-то... менее ярко, что ли.

И тем ни менее, нельзя не отметить прекрасную работу с образами, фантдопущениями и мироустройством. Все персонажи без исключения, даже эпизодические — прекрасно проработаны и оставляют свой след в книге и читателе. Образность и живость языка поглощает целиком, так что оторваться не получается. Культурных отсылок и заимствований, кажется стало еще больше, в них здорово копаться, доходить до сути. Немного жалею, что моих познаний в физике недостаточно, чтобы по-настоящему оценить глубину технологичности мира. но даже та верхушка айсберга, которую удалось разобрать — впечатляет и восхищает.

Нельзя не отметить яркий и редкий для НФ антураж арабской культуры. несомненно, Герберт и Дюна всегда будут жить в наших сердцах, но именно Ханну удалось передать сверкающее, роскошное волшебство Тысячи и одной ночи, которое выглядит просто-таки антиподом пустынной аскезе дедушки Френка. «Для нас — это не Пустыня», как говорил Аксолотль.

Браво.

Оценка : 9
«Каузальный ангел»
–  [ 5 ]  +

k2007, 14 февраля 2018 г. в 10:05

Заключительный роман трилогии, в котором сводятся все сюжетные линии и дается финал. Но никто из героев по прежнему не вызывает сочувствия. Слишком абстрактной получилась книга, на мой взгляд. Люди воспринимаются как фигурки в игре.

А так, конечно, научная фантастика, технологий и прочих фишек будущего целая куча. Но вот не зацепило

Оценка : 6
«Каузальный ангел»
–  [ 5 ]  +

zverek_alyona, 24 ноября 2017 г. в 21:49

Это третья книга в трилогии, все части которой желательно читать подряд, потому что история сквозная, и с учетом определенной сложности повествования, перерывы ей не на пользу. Но основная проблема не в этом. Прежде чем браться за эти три романа, желательно получить хотя бы базовое представление о теории струн (сам автор хорошо знаком с ней по «долгу службы»). Честно признаюсь, мне на этот раз даже википедия не очень помогла — далеко не все в этой теории понятно человеку, который последний раз физику брал в руки перед выпускным школьным экзаменом (и плевать, что сдала на «пять»). Не сказать, чтобы это непонимание сильно отразилось на моем восприятии истории в целом (люблю я истории про «благородных» мошенников), но порой все же мешало. Неприятно испытывать досаду от того, что даже примерно не можешь представить, как выглядит или происходит то, что описывает автор. С лазерными лучами, антигравами, киборгами и черными дырами как-то попроще (да и попривычнее). :)

Оценка : 8
«Фрактальный принц»
–  [ 5 ]  +

kathakano, 18 июля 2017 г. в 20:36

Это действительно что-то новое в жанре. Продираешься сквозь текст, понимая на сколько твоя фантазия убога и мозг не в состоянии даже представить некоторые моменты данного произведения. Ближе к середине романа осознаешь в какой то момент, что погружения уже произошло и тебя затянул этот мир головой. Наука и сказки Востока, разум и страсти, автору удалось гармонично сплести казалось бы несовместимые вещи, игра на контрастах, образах, чувствах. Это просто потрясающий мир от которого невозможно не прийти в восторг. И к концу романа все это становится родным и близким. Это несомненно талант.

Оценка : 8
«Квантовый вор»
–  [ 5 ]  +

Parabellum33, 30 апреля 2016 г. в 13:54

C первых страниц книга «бросает» читателя в мир далекого-далекого будущего. Куча новых слов, терминов, переносы сознания, воскрешения и еще куча всего наваливается казалось бы неподъемным комом. Но главное «продраться» через первую главу, дальше повествование становится полегче для понимания.

Книга насыщена отсылками к различным научным и философским терминам, ведь Ханну Райаниеми — доктор наук в области теории струн.

Я понимаю, что большинство того, что автор вложил в роман, мне не открылось, но вот некоторые моменты:

Дилемма, а точнее «Дилемма заключенного», в честь которой названа тюрьма в книге — это известная игра с ненулевой суммой.

Утилитарный туман оказывается не просто не очень удачный перевод, а вполне научный термин, предложенный Джоном Холлом для описания гипотетической популяции нанороботов, совместно выполняющих какую-либо работу.

Несколько раз упоминается философия Николая Федорова, он «мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». @Википедия

К концу книги уже начинаешь немного разбираться в реалиях далекого будущего, и следующая книга цикла наверное ответит на оставшиеся вопросы.

PS Как я понял, 3-я часть трилогии пока не переведена на русский, так что кто любит читать циклы подряд обратите на это внимание.

Оценка : 7
«Квантовый вор»
–  [ 5 ]  +

alex great, 05 апреля 2014 г. в 14:05

Увидев отзывы на этот роман,немедля решил его прочитать.

Тема далекого будущего с использованием квантовых технологий является для меня одной из самых любимых. Технологии выглядят настолько фантастично ,что можно запросто применить закон Кларка гласящий, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Все начинается с того что профессионального вора Жана Ле Фламбера вызволяет из компьютерной тюрьмы прекрасная наемница Миэли из оортианской системы вместе с живым кораблем Перхонен для выполнения некой кражи. Одновременно с этим в шагающем городе Ублиетте на Марсе(привет Берроузу )юный студент-архитектор с хобби сыщика Исидор Ботреле расследует смерть известного шоколатье и в конечном итоге пути Жана и Исидора пересекаются. Огромный недостаток романа это отсутствие глоссария на термины придуманные автором — гевулот ,архонты,фобои,спокойные и др.У меня с воображением не возникает проблем , но пытаться подстроится под авторские введенные понятия немного сложновато и не совсем точно отображает понятое мной и задуманное им. Пара боев с использованием квант и нано технологий из арсенала Миэли просто потрясающа.Немного на мой взгляд путанной оказалась концовка с Ле Фламбером ,но разобраться в ней не составило особого труда,да и к тому же финальная интерлюдия все точки расставила над I.А вот что касается персонажей,то они у автора присутсвуют скорее как функции для описания мира будущего и его технологий,чем как полноценные живые люди,что, учитывая происходящее в романе, не так-то и просто).Совсем как у Грега Игана.

В итоге мы имеем крепкий научно- фантастический боевик с многочисленными внедренными идеями но с не совсем цельными персонажами,что скорее лишь замедлило бы стремительный динамизм повествования.

Оценка : 8
«Kosmograd Blues»
–  [ 5 ]  +

skein, 10 марта 2012 г. в 14:21

Россия во мгле и огни Космограда. Руины Космического центра и сфера Дайсона на другом краю Вселенной. Понимай, как хочешь. То ли ностальгия по промелькнувшей космической эпохе, то ли просто причудливая ретрофутуристическая картинка... Люблю странные рассказы.

Оценка : 7
«Квантовый вор» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

flying_kitten, 13 июля 2023 г. в 16:25

Земля полнилась слухами, восторженные и просто хорошие отзывы множились и решил я, что время для прочтения данной саги пришло. Пугал размер (это уж лично мои тараканы — люблю книги среднего размера), но я мужественно преодолел свои страхи и приступил к чтению.

Поначалу было очень даже. Некий киберпанковско-постапокалиптичный концепт мира, противостояние непонятных сил друг с другом, недоговорённости, таинственность — всё как я люблю. Обилие непонятных терминов практически не напрягало — тоже, в общем-то, пища для ума, тем более понятно — высокие технологии, отдалённое будущее, можно и поднапрячься. Но чем дальше я продвигался, тем больше меня терзали смутные сомненья, что-то очень тревожило и обещанное блюдо высокой кухни прямо во рту таинственным образом превращалось в обычную жвачку... Границ у технологий, способностей по выживанию, восстановлению и самовоспроизведению у героев книги не оказалось. В любой безвыходной ситуации из кустов извлекался рояль и преподносился как новейшая секретнейшая технологическая фишка. По факту неких ограничений возможностей героев в книгах нет. Вообще. Возможно в суперсовременных фантастических вселенных так и должно быть, но не моё, совсем не моё.

Что можно сказать? В итоге я прочитал всё три книги, так что в общем-то автор написал вполне себе интересное и захватывающее произведение, однако желание перечитать у меня вряд ли возникнет, да и уже через не очень продолжительное время после прочтения сюжетные перипетии начали постепенно испаряться из головы.

Повторюсь — не моё.

Оценка : 6
«Каузальный ангел»
–  [ 4 ]  +

kavarkad, 11 апреля 2023 г. в 17:16

И вы называете это фантастикой?

Нет, это не фантастика. Это (мат) (мат). Это «высокая литература», что притворяется фантастикой. Причём так называемая «высокая литература», которую так называют интеллектуальные карлики с высоты своих гор денег и статуса, а на самом деле литературная пена.

Что здесь от фантастики? «Соборность»? Демиурги? Пустоши Марса? Так любой боевик будет более фантастичным, чем это, где писатель свою неосведомлённость в технологиях и мелкую фантазию скрывает за вычурными словами. К тому же боевики будет проще читать.

А тут из-за невозможности построить логичный сюжет в абстракции (то есть пустоте, так как мир технологически не продуман, а лишь забит образами), книгу пришлось заполнить отсылками (их легион!) и монологами с пседоглубоким смыслом.

Я это и бесплатно по акции слушать задолбался.

Короче, это ахинея.

Оценка : 4
«Каузальный ангел»
–  [ 4 ]  +

А. Н. И. Петров, 11 апреля 2023 г. в 10:48

«Каузальный ангел» – прекрасное легкой чтение с сюжетными фейерверками и блестящими «елочными» игрушками внутри.

Даже не знаю, что сказать о третьей книге тем, кто не читал первые две, особенно учитывая хитрозакрученность истории, поэтому сначала о цикле в целом. Трилогия повествует о мире неопределенно далекого будущего, где освоены все фантастические технологии, кроме сверхсветовой скорости, и приручены все известные либо теоретизируемые природные явления, вплоть до бран из М-теории и «странной материи». Солнечная система здесь поделена между двумя идеологическими группами – Соборностью и Зоку – различающимися подходами к технике и человеку, и одна из лидеров одной из групп похищает главного героя Жана ле Фламбера, версию Арсена Люпена, чтобы кое-что украсть.

В первых книгах ле Фламбер занимался восстановлением своего прошлого и воровством всего подряд, а противостоящие группы заваривали все более густую кашу. В третьей же книге каша закономерно выкипает в войну, в которой обнаруживается третья сила, тайно порабощающая обоих соперников.

Ле Фламбер на сей раз занят поисками своей боевой подруги Миели и развязыванием завязанных в первых книгах узлов. В первой книге в фокусе истории был Марс, во второй – постапокалиптическая Земля, а в третьей – Сатурн, столица Зоку, так что читатели наконец-то узнают, как все у Зоку устроено и зачем они играют в игрушки, даже когда занимаются максимально серьезными и опасными делами.

Тут сложно что-то рассказывать, чтобы не спойлерить и всю трилогию, и ее концовку, а анализировать особо нечего, поскольку «Каузальный ангел» – простая приключенческая книжка в вычурном, граничащем со сказочностью технологическим дизайном. Отличный расслабон, очень красивый мир.

Оценка : 7
«Неиспользованные «завтра» и другие истории»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 20 марта 2023 г. в 00:38

Заигрывания автора с твиттер-нарративом. Заигрывания, надо сказать, неудачные.

Надо обладать чрезмерно раздутым самомнением или быть творческим крохобором, чтобы впихнуть свои твиты в сборник прозы, считая их творчеством.

Без такого фальшивого финального аккорда сборник бы только выиграл.

Оценка : 3
«Сервер и дракон»
–  [ 4 ]  +

kosseff, 19 марта 2023 г. в 18:33

Начал знакомство с автором со Страны вечного лета. На этом сборнике и закончу. Не мой автор. Как сказали выше — псевдонаучный набор свистелок-перделок. От коротких историй все-таки хотелось этих самых историй. 3/10

Оценка : 3
«Не-любовь в районе Сибуя»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 08 января 2023 г. в 11:04

Маленькая история, в которой новинки технологии (сочетание обучаемых алгоритмов и виртуальных воспоминаний) активно используются для того, чтобы спрогнозировать развитие отношений между двумя приглянувшимися друг другу людьми. Приложение по своему полезное, позволяющее сэкономить много времени, но без сложностей не обходится. Особенно если кто-то использует его впервые и не знает, что его ждёт.

По большому счету это очередная история о потенциальных сложностях взаимодействия человека и технологий. И об изменениях в обществе под влиянием технологий. Фантастика ближнего прицела, лишенная особых иллюзий, но всё же не пессимистичная.

Оценка : 7
«Приложение Topsight»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 07 января 2023 г. в 11:50

Маленький рассказ о грусти по погибшей подруге в декорациях футуристического города. Здесь нет как такового сюжета — просто несколько часов из жизни героини, перемешанные с воспоминаниями, сожалениями и попытками отвлечься от душевной боли.

Рассказ при всём при этом скорее оптимистичный, по крайней мере финальными озарениями, подобием ответов, найденных героиней.

Что до оценки, возможно мне хотелось бы чуть более прорисованного мира и оформленного сюжета.

Оценка : 6
«Скафандр с привидениями»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 03 января 2023 г. в 10:18

Приятный рассказ о мечтах, любви к космосу и друг к другу. Здесь нет завораживающих метафор и удивительных технологий (чем славится автор). Вместо всего этого — немного альтернативной истории, уставшая женщина, молодой изобретатель и маленькое фантастическое допущение про скафандр, оставшийся от умершего астронавта. Что-то вроде инструмента, чтобы доделать все дела, в последний раз повеселиться и напомнить старой знакомой о её давней мечте.

Ничего особенного по сути, но написано приятно и пронизано мечтой о космосе. Что подкупает.

Оценка : 8

  Страницы:  1  2 [3] 4 



⇑ Наверх