fantlab ru

Ханну Райаниеми «Каузальный ангел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
341
Моя оценка:
-

подробнее

Каузальный ангел

The Causal Angel

Роман, год; цикл «Квантовый вор»

Аннотация:

Жан ле Фламбер, самый знаменитый вор в Солнечной системе, способен украсть что угодно и любого обвести вокруг пальца. Он невероятно изобретателен и поразительно везуч. Жану удалось выбраться из тюрьмы, вырваться из пекла апокалипсиса и проникнуть в разум живого бога. На этот раз перед ним стоит новая задача: отыскать и выручить из беды наемницу Миели, которая когда-то спасла ему жизнь. Но в разгар жестокой войны между богами сделать это совсем непросто. К тому же для осуществления своего плана ле Фламберу необходимы весьма необычные инструменты: яйцо из компьютрониума, пара физических тел, несколько водородных бомб и, конечно, космический корабль — незаменимый «Леблан», не раз помогавший вору вовремя унести ноги. Сумеет ли Жан и на этот раз выйти сухим из воды?

Входит в:

— журнал «Lightspeed. Issue 50, July 2014», 2014 г.


Похожие произведения:

 

 


Каузальный ангел
2017 г.
Каузальный ангел
2023 г.

Электронные издания:

The Causal Angel
2014 г.
(английский)
Lightspeed. Issue 50, July 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Causal Angel
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ханну Райаниеми является для меня знаковым автором. Его «Квантовый вор» был одной из первых книг, купленной у ФКК. И это, наверное, первый роман, который вынес мне мозг в хорошем смысле этого слова (с Уоттсом я познакомился позже). Столько непонятных терминов я не встречал раньше. Хочешь почувствовать себя тупым — почитай «Квантового вора». Это не просто мир будущего — это мир будущего будущего. Будущее в квадрате. Постчеловеческий мир, в котором реальность имет миллионы отражения в зеркале, каждое из которых имеет право на существование. Именно в таком мире и живет главный герой — взломщик разумов, вор Жан ле Фламбер. Благо, что роман небольшой по формату, и он прочитывается довольно лихо, как покататься на «Веселых горках». Ничего не понятно, но хочется еще.

Потом был «Фрактальный принц», которого я прочитал за пару дней, так как невозможно было оторваться. Восточный колорит, поиск разума живого бога. Уже к этому времени сложные термины немного смягчились, немного помог гугл или чужие отзывы, но роман был бесподобен до умопомрачительности. Хотелось поскорее узнать, что же интересного будет в финальной книги. Но там случился казус — «Каузальный ангел» должен был выйти в конце 2016 года, издатель показал обложку, но ее моментально высмеяли увидевшие («что за бомж в очках?»), в связи с чем издатель развел руками и перенес выход книги на год. На год, Карл!!! «Принца» я читал в конце 2016 года. «Ангела» купил в начале 2018, но прочитал его только в начале 2023 года... Перенос релиза из-за обложки затянулся у меня в очереди на чтение на целых 5 лет.

Но когда наступила очередь «Каузального ангела», у меня вспотели ладошки и пересохло все во рту. Это одна из главных книг на прочтение этого года! Я скорее всего снова испытаю восторг от сумасшедшей фантазии автора и может быть даже кое-что пойму из того, чего не понимал раньше. Но в идеале, конечно, надо бы прочитать первые два романа, чтобы освежить впечатления.

До перечитывания дело не дошло — хотелось скорее взяться на «Ангела». По сути все три книги — это один большой роман, одна история. Просто каждый роман акцентирует внимание на каком-то одном герое. Ангел у нас, как известно, Миели, которая в первой книге выручала Жана из заточения, а потом потеряла практически все, что у нее было дорого в жизни. Она зла на вора, оказывается на Сатурн, начинает помогать зоку... Фламбер же думает, как вернуть Миели назад.

Я не помню, с кем у меня ассоциировался Жан, когда я читал первые две книги в 2016 году, но сейчас мне становится понятно, что Райаниеми — большой поклонник Арсена Люпена, поэтому его вор благородный, изящный, интеллигентный, но очень хитрый. Но почему в «Ангеле» мне его уловки не показались хитрыми. Мне кажется, ему скорее близка в романе роль психолога, чтобы правильно настроить Матчека Чена и не наделать бед.

В общем, почему-то мне этот роман показался более простым, чем предыдущие романы. Может быть я перегорел от ожидания, может быть и первые романы такие же, просто читались давно... При этом «Каузальный ангел» совсем не провальный роман, он все такой же хороший, такой же мудреный, такой же необычный. Просто ему очень не хватает какого-то послесловия автора, чтобы он объяснил некоторые моменты, которых потом приходилось искать в википедиях. Очень рекомендую вот этот сайт, котором можно сгруппировать все прочитанное- https://exomemory.fandom.com/wiki/The_Quantum_Theif_Wiki (он на английском). После этой вики мне многое прояснилось и задумка автора показалась еще более занятной, которую обязательно хочется с кем-то обсудить (провести параллели терминов из цикла с нашими реалиями).

Для меня «Квантовый вор» все равно гениальный цикл. Очень жаль, что Райаниеми пишет редко, а похожего сейчас днем с огнем не сыщешь. К сожалению, авангардный постчеловеческий джазз нынче совсем не популярен.

P.S. будущее разбито на тысячи осколков, в каждом из которых есть свой взломщик разумов.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отражение отражения отражения

«История, рассказанная джинном в пустыне дикого кода. Калейдоскоп образов.»

Зря они превратили это во франшизу. То есть, понятно, что за три книги все: издатель, агент, книготорговля, автор — получают больше, и в действие приходят иные механизмы, чем «писать по вдохновению». Но после шедеврального «Квантового вора» и откровенно эпигонского «Фрактального принца», «Каузальный ангел» нехорош, от слова «абсолютно».

Первая книга была феерически концептуальной, исполненной сложнейших для усвоения смыслов и понятийных блоков. которые нужно было брать с большей или меньшей степенью понимания, но знакомство с классикой, «гоголи» — в честь Николая Васильевича и его «Мертвых душ», и философией нового времени: федоровское «Общее дело» , «Феномен человека Тейяра де Шардена, «Homo Ludens» Хейзинги, а также понятием технологической сингулярности как таковой — несколько облегчали понимание. И после мы чувствовали, что взяли некую новую интеллектуальную высоту.

Вторая книга оказалась пережевыванием уже усвоенного, может быть под модифицированными соусами. Уму нового ничего, замечательно перспективную тему «спокойных» свернем, будем развиваться в приключенческом направлении, у нас это так хорошо получается. Но в том-то и дело, что получается никак. Райаниеми не очень хорош. чтобы не сказать откровенно слаб с сюжетом. А кумулятивному эффекту сериала: «выйду на пенсию. уеду жить в Санта-Барбару, я там всех знаю» — вредит его катастрофическое неумение писать героев. Натыренные из финского фольклора и арсенлюпеновского гиньоля персонажи хорошо шли приправой к интеллектуальным игрищам, но как самостоятельный фигуры они не работают, не цепляют эмоционально.

И когда в третьей автор начинает громоздить турусы на колесах, откровенно вторичные даже по отношению ко второй, что уж говорить о первой, ты уже просто думаешь: Блин, мужик, надо было купить белочку. То есть. я отдаю себе отчет, что если перечитать-переслушать все части с самого начала, а я слушала аудиокнигами, Игорь Князев читает очень хорошо, так вот, даже если с самого начала и до конца, все три части все равно эта история останется темной водой во облацех.

Может потому, что допущение мира, по большому счету, без смерти изначально лишает любую интригу остроты. Что переживать за героя, когда у него хренова туча оцифрованных копий по всем городам и весям? И это, неприемлемость смерти — одна из особенностей творчества Ханну Райаниеми, в «Стране лета» концепция бессмертия-посмертия несколько иная, но тоже совершенно четкая.

Если вы поклонник автора и конкретно этой трилогии — то вот вам замечательная возможность сделать себе новогодний подарок. На Строках книга появилась в аудиоформате.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Постсингулярный авантюрный роман,

или Крайняя битва кибернетических чекистов с квантовыми масонами»

*или сказ о том, как в «твердой» научной фантастике на основе квантовой физики и информатики искать нотки политоты и прочей гуманитарной чепухи (и не только)*

«Достаточно развитая технология неотличима от магии. И от природы.» (кларкианский и посткларкианский версии закона)

«Мы покажем вам кузькину мать!» (даже после Технологической Сингулярности актуально!)

«Улыбающееся будущее походит на очаровательный пейзаж: вся прелесть исчезает, когда проникают в него.» (французский поэт как о частном опыте человека, так и о всеобщей горести человечества)

Включайте марш из «Red Alert» на полную громкость! Но забудьте про жалкие пародии да поделки псевдоинтеллектуальной плеяды киношной аки книжной клюквинистики. Ведь сегодня нам вместе предстоит погрузиться в пучины текстуальных квантов, сцепленных в единый литературный кнут посткиберпанковского пошиба финским математическим умом. И постараемся узреть в этом заключительном труде трилогии от Ханну Райаниеми (и в цикле в общем) не только крайне футуристические пейзажи Солнечной системы, давным-давно колонизированной человеком не совсем стандартным способом, не только детективные хитросплетения в обрамлении реалий Технологической Сингулярности, и не только целый вагон интереснейших научных теорий и гипотез с фантастическими допущениями. Да, даже здесь я грубо и наверняка не по авторскому замыслу, порой пренебрегая элементарной логикой, проведу вскрытие политотно-синкретическим скальпелем «Каузального ангела». Тем самым покажу его исторические, классовые и философские подтексты. Или их ложные симулякры из моей же головы.

Сразу скажу, что трилогия Ханну мне пришлась по вкусу. Конечно, не для каждого будет легок подобный способ изложения. В колее повествования автор специально вносит множество неясных терминов из сконструированного им очертаний будущего. Да еще и начинает саму историю не то, чтобы с конца, но без должной предыстории мира, который явно отдает букетом из бесчисленных, уже чуть завядших роз. Тут я имею в виду не то, что события плохие, «дурно пахнущие» и т.д. Наоборот, подтверждаю богатейшую писательскую фантазию финского владельца сайфайного пера, сравнивая величественную обширность вселенной «Квантового вора» с букетом из бесконечного количества цветов. Не все из которых стали в итоге задействованными шестеренками нарратива, из-за чего чутка подвяли. Но это не минусы, повторюсь вновь! Ибо почти все ответы и очень бросающиеся в глаза намеки для их прорастания в читательских головах Райаниеми оставил как в финальной книге саги, притом довольно много, так и в двух прошлых частях. Так что выбранная манера рассказывания хоть и может породить некоторую дискуссию о целесообразности, на самом деле не является преградой для понимания романов, не вызывает как такого угасания интереса к чтению, а наоборот, придает миру Жана ле Фламбера как таинственность, так и реалистичность. А последние два следствия вряд ли у кого язык повернется обозвать признаками дурного вкуса у писателя и неумелости его, бесталанности. Только наоборот!

Но кончим с дифирамбами, ибо слагать их Ханну можно довольно долго. Да и зачем заниматься такой скучной деятельностью. если можно либо еще раз прочитать эти детища возрожденного киберпанка, либо постараться увидеть в сюжета и литературных пластах произведения нечто еще? Выбираю второе и сразу же обращаю внимание на то, что писатель отлично знает не только собственно финский фольклор, но и не слаб в сведениях о русской культуре. Например, к своему стыду, о во истину великом русском мыслителе религиозной школы Николае Федорове я в первый раз услышал именно со страниц «Квантового вора». Последний факт также должен огорчать современную модель образования недо(пост)индустриального общества Эрэфийской империи, но черт с этим. Зато вернемся к детальному дьяволу иного рода. Соборность, гоголи, федоровизм, Великая Всеобщая Цель, а с другой стороны культура и социальный строй зоку. Ничего не напоминает, ничего вам эти слова и их контекстуальные значения в романе не говорят?

Лично мне видится следующее. Противостояние двух основных сил мира «Квантового вора», сверхдержав ближнего космоса — Соборности и сообщества зоку — (во всяком случае, моему искореженному сознанию так видится) напоминает «холодную войну» Советского Союза и Запада? А в «Каузальном ангеле» и всю что ни на есть несостоявшуюся Третью Мировую. И только не говорите, что видите в образах Соборности одни лишь отсылки на российскую культуру и довольно необычную, почти сектантскую интерпретацию православия. Тоталитарная структура без особых свобод и демократических ценностей, которая стремится к некой великой цели по своей жесткой идеологии и готова сломить для это весь мир и волю каждого отдельного человека. Фактически воплощая, хех, принцип «лес рубят — щепки летят». Вульгарное понимание коммунизма как идеологии (не общественно-экономической формации) и Советского Союза как «империи зла» не напоминает? А это всего-то сокращенное описание Соборности — постчеловеческой цивилизации, которая посредством превращения большинства людей в безвольных гоголей и поглощением всей материи в пределах нашей системы старается создать новую вселенную, где не будет смерти. Чисто постсингулярный вариант марксизма-ленинизма, но слишком крутой и не вульгарный, чтобы называть его очередной западной клюквой. А двум главным Основателям Соборности, несмотря на все их темные и далеко не добряцкие поступки, откровенно сочувствуешь и понимаешь их фанатичное стремление уничтожить свободу и вещество ради высшей цели. Так что Соборность хоть и выступает периодически по ходу сюжета трилогии коллективным антагонистом Жана и Миели, но в основном обитает в роли антигероя, у которого не самое дурное желание — смерть смерти. Пусть и методы, как и в реальности индустриального социализма, вызывают споры... А зоку? Хоть как таковой антагонизм с Соборностью находит место лишь в ретроспективных интерлюдий прошлых войн и четкая аналогия с Западом прошлого и сегодняшнего века не прослеживается на постоянной основе, точки соприкосновения выделить можно. Зоку это все-таки цивилизация индивидуалистов, пусть их желания и ограничены некоторыми коллективистскими лимитами. Но и Соборность не страшная машина полной аннигиляции всего личностного — по крайней мере, не для своих лидеров. Зоку, особенно в «Каузальном ангеле», где мы и узнаем о них наиболее полно, являются цивилизацией потребителей и сибаритов. Они не преследуют неких великих целей ради пусть и иллюзорного, но блага всего человечества. Нет, это лишь сообщество праздных игроманов, для которых жизнь в прямом смысле слова игра и театр. Кстати, среди них присутствует дифференциация между шекспировской и ЧГКшной версиями такого понимания бытия. Но не суть важно. Зоку живут в собственное удовольствие, особо не стараются влиять и сдерживать Соборность и вообще не пытаются бороться за нечто большее, чем они. Играют, но не живут, существуют, но не значат ровным счетом ничего. Так что некоторого рода размытая параллель в аспектах противопоставления Соборности, гедонизма и потребительства с Западным миром имеется.

Но не только политическая плоскость внедряется в смысловые пласты этого великолепного примера ультрасовременного киберпанка. В отзыве на один из моих любимых романов вообще, «Выбор оружия» Йена Бэнкса, а также во втором варианте комментария к «Ложной слепоте» Уоттса, я упомянул, что наблюдаю зарождение нового жанра научной фантастики. Его можно обозначить как «постсингулярная драма» и трактовать довольно широко. Все произведения этого помысленной мною абстракции можно характеризовать как нарративы эпохи после Технологической Сингулярности. То есть действия и персонажи будут жить в мире почти магии, смешавшихся естественности и искусственности, безграничных возможностей и бесчисленных вариаций. Но счастья это не принесет, ибо еще большая неопределенность, чем в нашей непостоянной реальности, приведет к гораздо большим печалям и горестям. Ситуациям, когда героя от злодея отличить нельзя, а никаких граней между моральностью и аморальностью попросту нет. Вседозволенность и ничтожность всего, общество далекого постмодерна, в котором даже потребительские ценности обесценятся и испарятся. А экзистенции антигероев будут самым лучшим из возможных исходов конфликтов, описанных наподобие противостояния Соборности в этом мире. Ведь, спойлер, по выдуманному мною канону постсингулярной драмы, читателю предстоит увидеть весьма неоднозначную концовку с весьма неоднозначным раскрытием героев. Это, наверное, один из недостатков заключения Ханну своего масштабного литературного эксперимента — довольно невнятный эпилог. Точнее внятный, но слишком двоякий, слишком нестандартный. Победы какой-либо из сторон — ни зоку, ни Соборности, ни главных героев — в романе нет. Скорее есть сплошные поражения и некоторого рода полупобеду Соборности. Недомолвки и вопросы по поводу конечного разрешения кульминации каждого героя.

Но так или иначе вышло очень и очень хорошо. Великолепный пример качественной и довольно научной фантастики из мира практически магии и псевдоприродности, где счастья также нет, как и в наших досингулярных днях.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каузальный ангел» – прекрасное легкой чтение с сюжетными фейерверками и блестящими «елочными» игрушками внутри.

Даже не знаю, что сказать о третьей книге тем, кто не читал первые две, особенно учитывая хитрозакрученность истории, поэтому сначала о цикле в целом. Трилогия повествует о мире неопределенно далекого будущего, где освоены все фантастические технологии, кроме сверхсветовой скорости, и приручены все известные либо теоретизируемые природные явления, вплоть до бран из М-теории и «странной материи». Солнечная система здесь поделена между двумя идеологическими группами – Соборностью и Зоку – различающимися подходами к технике и человеку, и одна из лидеров одной из групп похищает главного героя Жана ле Фламбера, версию Арсена Люпена, чтобы кое-что украсть.

В первых книгах ле Фламбер занимался восстановлением своего прошлого и воровством всего подряд, а противостоящие группы заваривали все более густую кашу. В третьей же книге каша закономерно выкипает в войну, в которой обнаруживается третья сила, тайно порабощающая обоих соперников.

Ле Фламбер на сей раз занят поисками своей боевой подруги Миели и развязыванием завязанных в первых книгах узлов. В первой книге в фокусе истории был Марс, во второй – постапокалиптическая Земля, а в третьей – Сатурн, столица Зоку, так что читатели наконец-то узнают, как все у Зоку устроено и зачем они играют в игрушки, даже когда занимаются максимально серьезными и опасными делами.

Тут сложно что-то рассказывать, чтобы не спойлерить и всю трилогию, и ее концовку, а анализировать особо нечего, поскольку «Каузальный ангел» – простая приключенческая книжка в вычурном, граничащем со сказочностью технологическим дизайном. Отличный расслабон, очень красивый мир.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вы называете это фантастикой?

Нет, это не фантастика. Это (мат) (мат). Это «высокая литература», что притворяется фантастикой. Причём так называемая «высокая литература», которую так называют интеллектуальные карлики с высоты своих гор денег и статуса, а на самом деле литературная пена.

Что здесь от фантастики? «Соборность»? Демиурги? Пустоши Марса? Так любой боевик будет более фантастичным, чем это, где писатель свою неосведомлённость в технологиях и мелкую фантазию скрывает за вычурными словами. К тому же боевики будет проще читать.

А тут из-за невозможности построить логичный сюжет в абстракции (то есть пустоте, так как мир технологически не продуман, а лишь забит образами), книгу пришлось заполнить отсылками (их легион!) и монологами с пседоглубоким смыслом.

Я это и бесплатно по акции слушать задолбался.

Короче, это ахинея.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка трилогии на 2/5. Может от разочарования; может, и не заслуживает ниже тройки. Но потенциал первой книги был действительно впечатляющий. Её можно и нужно рекомендовать всем, с ремаркой, что дальше Квантового Вора ни в коем случае не читать.

Персонажи едва ли смогли сдвинуться с мертвой точки после первой книги. В своём сравнении титульного вора с Шераданином Закалве я ой как поторопился; Жан едва ли выписан сильнее любого второпланового персонажа Бэнкса. А Зоку абсолютно перебрали лимит по отсылкам к поп-культуре, лишь немного не догнав Ready Player One. Глаз задергался ещё в первой книге, но в Ангеле резьбу у Райаниеми сорвало окончательно. Можно лишь слегка порадоваться за Соборность, вобравшей в себя самых интересно выписанных персонажей, но оставшейся гениальным наброском с нереализованным потенциалом.

Загубленный потенциал серии чем-то напоминает историю с Пространством Откровения, но у Рейнольдса мир в разы больше и глубже, чтобы он сам мог его испортить. К тому же, спин-оффы помогли сгладить впечатление от основной трилогии. А у финна почти что получилось всё порушить — ведь перед нам лишь эти три книги, и больше ничего.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ожидание «Каузального ангела» длилось несколько лет. Но как только книга оказалась у меня в руках, я понял, что сразу браться за нее – не лучшая идея. Сперва стоило восстановить в памяти события предыдущих частей трилогии. И это решение было мудрым.

«Каузальный ангел» начинается с того же момента, на котором завершается «Фрактальный принц»: Земля гибнет, Миели попадает в руки зоку, «Перхонен» уничтожена, Жан Ле Фламбер чудом выживает и планирует спасти Миели, война между основателями набирает обороты, а ставки в Большой игре продолжают расти.

В отличие от предыдущих частей, данная книга почти целиком сосредоточена на научной фантастике, что делает ее более цельной, но в то же время менее яркой и самобытной. Это все еще алмазно-твердая НФ с гоголами, сингулярностями, замками Планка и всем прочим, но в тоже время, это уже привычный мир с полюбившимися героями и интригующим сюжетом.

Персонажи в книге действительно хороши. Вор становится более благородным, хотя на уровне его законопослушности это не сказывается. Он и раньше был обаятельным, но в третьей книге к нему проникаешься еще большей симпатией. С новой стороны раскрывается Миели, которая переживает настоящий личностный кризис и преодолевает его, становясь более человечной и, по-своему, уязвимой. Ну и приятно было вновь встретиться с Сыщиком, еще ближе познакомиться с Основателями и взглянуть на зоку под другим углом.

Не подкачал в книге и сюжет. Во-первых, Райяниеми грамотно распорядился всеми ружьями, которые он развесил в предыдущих частях, и все они выстрелили с разной степенью громкости. Во-вторых, в романе множество очень ярких и выразительных сцен, даром, что большую их часть среднестатистический читатель не сможет правильно представить. Все равно, читаешь про все эти сингулярности, коллапсы, квантовых богов и какой-то частью мозга осознаешь, насколько все это должно быть величественно и прекрасно.

«Каузальный ангел» – отличный пример современной твердой научной фантастики, написанной ученым, который не разучился мечтать.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенный вариант заметки для авторского ресурса (http://bit.ly/2lVoLkB).

Когда Ханну Райяниеми набросал на заседании эдинбургского Writer's Bloc синопсис «Квантового вора» о двадцати с лишним страничках и дал его почитать Чарли Строссу, а тот, в свою очередь, маршрутизировал рукопись издателю, с финским математиком немедленно заключили контракт на трилогию. Честно сказать, брали сомнения, выдержит ли Райяниеми взятый уровень до конца цикла — особенно во время длительной паузы между «Квантовым вором» и «Фрактальным князем». К тому же стиль первой книги разительно отличался от стиля второй: там французский классический детектив в декорациях «Призрака оперы» на сцене Сингулярности, здесь «Тысяча и одна ночь» в эмалевой шкатулке Шрёдингера. «Каузальный ангел» устраняет эти сомнения. Вы удивлялись, как же это человечество эпохи Жана ле Фламбера при всем своем трансчеловеческом могуществе так закопалось в собственные бесконечно сложные творения, что, почти по наветам друга Чарли, еще не выбралось из Солнечной системы? Не беспокойтесь. Если в первом акте драмы на стене висело экпиротическое ружье, в последнем оно непременно выстрелит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— А это еще что?

- Мое экпиротическое ружье, — вяло отвечает Чехова.

- Не слишком оно большое на вид.

- Да это всего лишь главная апертура. Его нужно сбросить во что-нибудь весом с газовый гигант, чтобы сработало. После Выброса таких в недостатке.

- И что оно делает?

- Оно генерирует гравитационную неустойчивость, вынуждающую наше пространство-время излучить брану в сторону высших измерений стопки. Брана отражается от планковской и снова сталкивается с нами. Происходит Большой Взрыв в миниатюре.

Внезапно становится куда проще смотреть на происходящее с точки зрения зоку Большой Игры.

- А его, наверное, сложновато навести на цель.

Текст обильно прослоен отсылками к сетевой культуре эпохи Веб 2.0: таким я в свое время хотел видеть «Вознесение для ботанов» Доктороу и Стросса (эта книжка меня несколько разочаровала), так могло бы выглядеть «Пламя над бездной», если б во вселенную Винджа не были внедрены искусственные ограничения на изотропию физических законов. Само собой, больше всего оммажей Строссу с его «Детьми Сатурна», «Племенем Нептуна» и «Небом сингулярности».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Я так полагаю, вы знакомы с увертливым мошенником по имени Жан ле Фламбер?

Мьели останавливается и смотрит на Барбикена широко распахнутыми глазами.

— Он здесь?

— В известном смысле.

Барбикен облизывает губы.

— Мы получили сообщение от Жана ле Фламбера. Он утверждает, что в точности через пятьдесят семь минут намерен угнать кольцо Сатурна.

Грегу Игану стоило бы перечитывать «Каузального ангела» несколько раз в неделю, чтобы уразуметь глубинные недостатки своего подхода к популяризации науки. Впрочем, это не значит, что «Каузальный ангел» установил стандарт для бенчмарков твердой НФ в ближайших сечениях пространственно-временного червя. Как и в индустрии коммуникаторов, сами бенчмарки тут устаревают слишком быстро.

А Мьели здесь показана такой, что в нее невозможно не влюбиться.

http://bit.ly/2n3VVhL

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масштабное и яркое продолжение истории. И ее завершение. Отчасти, к финалу я еще вернусь.

Масштаб событий нарастал от книги к книге. Так что в третьем томе уничтожаются планеты и целые цивилизации, провоцируются войны Соборности, и в-общем, вся система находится в состоянии хаоса. Одновременно открывается предыстория многих событий и явлений, упомянутых в предыдущих книгах. Более детально показывается общество зоку и многообразие их царств (географически это Сатурн). А истории с Земли словно в противовес разразившейся катастрофе обретают новый дом.

Это без сомнений самая яркая и самая невообразимая история о постчеловечестве, которую мне доводилось читать. Богатая декорациями, идеями и невообразимыми понятиями, но в то же время не забывающая про «замки Планка» и про человечность поступков героев. По большому счету людьми уже давно не являющихся.

Еще одна закономерность трилогии: главный герой всякий раз открывает в себе новые грани своей личности (новые имена и сущности, если хотите) и каждый раз антагонистом так или иначе оказывается измененный до неузнаваемости осколок его личности. Вор словно обладает способностью разрушать все, к чему прикасается — только без осознанного на то желания. Он словно вечный трикстер, элемент хаоса (хотя почему «словно», все так есть, это сама древняя и загадочная часть его сущности). И при этом, на протяжении истории лишенный большей части воспоминаний, он вполне человечен. И его финальный выбор — это красивый и правильный поступок.

Впрочем, в этой истории на протяжении трех книг была и вторая главная героиня. И именно Миели здесь вправе примерить на себя название книги. Ибо для нее это действительно финал, счастливый и масштабный (как известно, нет ничего масштабнее, чем «и вспыхнул свет»).

А сама история оставляет после себя приятное чувство свободной недосказанности. И в некотором смысле цикличности. Потому что пускай эта часть истории для кого-то завершилась, но мир огромен (целые Вселенные), и история всегда продолжается. И, цитируя главного героя, «всегда должен быть выход».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, для меня заверщение трилогии по многим аспектам уступает первым двум книгам. Прежде всего, она слабее как художественное произведение: вынужденный завершать сюжетные арки и объяснять многие элементы мира, автор был куда более ограничен в свободе художественного выражения — потому в ней крайне мало по-настоящему сильных линий и сцен которые бы оставались в рамках именно этой книги, а не всего цикла. «общецикловые» вау-моменты же несколько блекнут, если не читать все три тома подряд, не отрываясь. так впрочем и надо делать — книги небольшие, разные по атмосфере, но все равно являют собой скорее три раздела одной книги, нежели три независимых тома.

Касаемо сэттинга и атмосферы: фокусом первого тома был Марс с его духом стим-панковского «Призрака оперы», второго арабская Земля, «Каузальный ангел» же софкусировался на зоку и Сатурне... и это была самая слабая из трех «сцен». Зоку хороши в первом томе, как приправа к основному метсу действия. Выйдя же на передний план они оказались... просто колоссальным нагромождением отыслок к нашему масс.культу, от масштабов обезличенным и абсолютно блеклым. Изначальная аморфная обезличенность Зоку сделала их плохими героями первого плана — их мир не очень интересно познавать и понимать, он слишком абстрактен. даже соборность, казалось бы, настолько же «оцифрованная» все же интересна личностями основателей, многие из которых, увы, остались без должного внимания.

Разделение линий Миели и Жана тоже не пошло на пользу книге — их «инь-янь» был драгоценным камнем в центре диадемы, каждый из двух характеров оттенял и двала четче вырисоваться другому.

Сюжетно все тоже не очень хорошо: да, закрыто большинство вопросов, но разрешение линий... Трудно придумать более банальные решения, чем «герой убегает в иной, лучший мир» и «все начинается сначала». А тут они две одновременно. Честно говоря, я ждал более изящного решения. Опять же, идеология «хитрого плана на хитром плане н хитром плане», которым объясняется в итоге мотивация Вора тоже крайне сомнительна. Нагромождение условностей делает его ен слишком веристичным. All D (не знаю, как его перевели, читал в английском) тоже выглядит ужасно примитивным антогонистом. Вирус, нацеленный на бесконечное самокопирование. Существо, по иде известное Архонтам и Саше, исчезновение которого из Тюрьмы Дилем просто проигнорировано. Короче, завершение переполненно банальностями, клише и сомнительными сюжетными решениями.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну 10-9-ка это конечно вы загнули. Роман настолько не тянет. По правде говоря, если бы не финал — то эта чистая 7-ка из 10-ти. Финал спасает все. Технологичный, интересный, немного непонятный (это скорее фишка автора) а главное, по-своему сложный. Не примитивный. То чего не хватало первому тому. В остальном, роман немного отличается от предшественников. Дело в том, что я понял что происходит)) Да-да, именно так. В 1-м, во 2-м томе, сюжет отличался тем, что он немного непонятный. Хаотичный. Тут наоборот. Как ни странно, это не пошло на пользу роману. Исчезла изюминка. Я раньше сетовал на то, что часть сюжета у меня ускользает, из-за стиля автора. Оказывается это фишка автора, на чем все и держится. Именно поэтому стал так важен финал. Вот он именно такой хаотичный.. 8/10.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, заключительный роман трилогии меня не впечатлил. По крайней мере, не впечатлил так, как первые два. Может, дело в том, что читал его, можно сказать в отрыве от первых двух, поскольку перерыв был настолько долгий, что уже и забылось, что было в первых двух, но тем не менее.

И все же Ангел написан так же, в духе нового, неясного нам будущего с технологиями, настолько развитыми, что даже описание их принципа действия не помогает понять их предназначение. Что мне действительно понравилось, так это герои. В начале нравился вор, но вот в третьем романе неожиданно раскрылась Миели.

Думаю, если хорошенько подтянуть физику (в плане предмета изучения), то теории автора могут заинтриговать и показаться интересными, мне же, как простому смертному оставалось пропускать науку, не пытаясь даже вникнуть в эту составляющую. Но знаете, что помогло насладиться трилогией? Это как огромная картина, к котрой стоишь почти впритык и ничего не видишь, но вот ты отходишь все дальше, абстрагируешься, скатываешь глаза в кучку и, наконец — видишь все полотно. Так же и с трилогией Квантового вора — чтобы насладиться, нужно охватить всю картину целиком, мало вникая в детали.

Итог: данный цикл можно сравнить с современным искусством: много чего неясно, смысл не всегда понятен и цель туманна, но насладиться картинкой и исполнением стоит.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заключительный роман трилогии, в котором сводятся все сюжетные линии и дается финал. Но никто из героев по прежнему не вызывает сочувствия. Слишком абстрактной получилась книга, на мой взгляд. Люди воспринимаются как фигурки в игре.

А так, конечно, научная фантастика, технологий и прочих фишек будущего целая куча. Но вот не зацепило

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это третья книга в трилогии, все части которой желательно читать подряд, потому что история сквозная, и с учетом определенной сложности повествования, перерывы ей не на пользу. Но основная проблема не в этом. Прежде чем браться за эти три романа, желательно получить хотя бы базовое представление о теории струн (сам автор хорошо знаком с ней по «долгу службы»). Честно признаюсь, мне на этот раз даже википедия не очень помогла — далеко не все в этой теории понятно человеку, который последний раз физику брал в руки перед выпускным школьным экзаменом (и плевать, что сдала на «пять»). Не сказать, чтобы это непонимание сильно отразилось на моем восприятии истории в целом (люблю я истории про «благородных» мошенников), но порой все же мешало. Неприятно испытывать досаду от того, что даже примерно не можешь представить, как выглядит или происходит то, что описывает автор. С лазерными лучами, антигравами, киборгами и черными дырами как-то попроще (да и попривычнее). :)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На границе солнечной системы, среди мрака и осколов льда, вдали от суеты жил маленький и очень гордый народ. Это пожалуй альфа и омега данного цикла и на этом можно было бы закончить сей отзыв.

Наверно можно было рассказать о крестовом походе Всепредателя. О Жане ле Фламбёре,

держущем обещания любой ценой. О Исидоре, что решил загадку загадок и заплатил за это цену цен. О Мьели, что потеряла смысл жизни и нашла смысл жизни. О том кто более жесток Соборность в их филигранном порядке или Зоку в их утонченных играх. О маленьком мальчике который читает Нарнию летя сквозь космос на корабле под названием «Wardrobe». О женщине, что идет вдоль прибоя. А как известно, в любом преступлении ищи женщину. О прошлом , о настоящем и о будущем. О том что закос под Бэнкса не всегда заканчивается удачно. Но все это не важно.

А важно то, что на свет появился еще один замечательный цикл. С чем всех прочитавших сей отзыв и поздравляю.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх