Роберт Шекли отзывы

Все отзывы на произведения Роберта Шекли (Robert Sheckley)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 5544

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 107 108 109 110 111   (+10)»   (+25)»»

«Чудовища»
–  [ 10 ]  +

swgold, 10 мая 2008 г. в 00:10

Изумительный рассказ о толерантности. Болтая о ней, обычно как-то забывают, что это понятие предполагает дорогу с двусторонним движением. Рассказ о том, что происходит, когда встречаются взаимоперпендикулярные направления. И благожелательное отношение одних «толерантов» воспринимается другими «толерантами» весьма специфически.

Оценка : 10
«Похмелье»
–  [ 10 ]  +

Yazewa, 09 января 2008 г. в 18:23

Да, стоит ли голосовать за тех, кто не организовал джазовые концерты? %-\

Сытое развращенное общество. Мир развлечений и всеобъемлющей дури. Но, оказывается, на самом донышке человеческой сущности еще может сохраниться здоровый авантюризм, а тяга к безопасному щекотанию нервов может перерасти в потребность преодолени реальных опасностей? Хорошо, если для этого человек отправится на другие планеты, а не в Старое Метро...

Оценка : 10
«Ордер на убийство»
–  [ 9 ]  +

vam-1970, 16 января 2022 г. в 16:27

Как вывод из рассказанного — государство несёт только вред. Какая идиллия царила в этой деревне! Нет преступности, нет преступников, нет преступлений! Даже при всем напряжении ума не смогли убить человека. А государство выдумывает всегда врагов и гонит людей как пушечное мясо на убой. Жаль только солдат охраны инспектора -не остались на этой планетке в идиллии. А хотели. Знаменательный рассказ. Вот если бы Шекли изучали в школе вместо «Войны и мира» , было бы меньше зверства среди людей.

Оценка : 10
«Стоимость жизни»
–  [ 9 ]  +

zdraste, 13 декабря 2019 г. в 19:46

Чтобы понять рассказ Шекли, решила одним глазком взглянуть на законодательство о наследуемых долгов в США: «В зависимости от законодательства штата кредиторы супругов могут иметь возможность охватить всю или часть совместного имущества, независимо от того, как она называется, для удовлетворения долгов, взятых одним из супругов».

А в РФ действует закон: «Согласно ГК РФ кредитные задолженности умершего заемщика передаются по наследству. К наследнику, который не достиг совершеннолетия, также переходят долги(включая долг перед банком). «

Теперь хочу рассмотреть, какую информацию вложил в свой рассказ Роберт Шекли. Прежде всего говорится о приобретенных вещах, которые не в полную меру использовались покупателем, или же совсем не использовались. Автор подчеркнул, что многие аппараты не были распакованы, или же их функции не были востребованы покупателем. Т.е. совершались покупки ради самого факта купли, по простонародному -шопинга.   Это всё не являлось бы важным, если бы не приобреталось в долг-кредит. Критической точкой невозврата становится подпись родителя передающего свои долги своему ребенку. Хоть факт наличия процента не могу вспомнить, то скорее всего он есть, обычно в таких делах где задействованы деньги на огромном отрезке времени, большую роль играет инфляция и процентная ставка.

Главный герой рассказа не оставляет выбора своему сыну, также как сам Главный герой выплачивал долги своего отца, то для него это норма жизни.

Само название рассказа заставляет задуматься на сколько долгов- кредитов стоит жизнь.

Заимодателям «стоимость жизни» заемщика равна количеству взятых денег в кредит и набежавших процентов.

P.S. в Канаде у меня есть приятельница у которой умер муж. Мужчина взял дом в кредит на 25 лет. 15 лет добросовестно выплачивал стоимость и процентную ставку. Случился канцер, умер. У его семьи отобрали весь дом, все что в доме, все деньги. Это если учесть, что за 15 лет была выплачена пятикратная (!!!) стоимость самого дома. И всё равно,государственные структуры и банк требует от наследников (двое детей и супруга) погашения процентной ставки, которая необъяснимым образом выросла за пол года в огромную сумму.

Скорее всего Роберт Шекли не раз становился свидетелем подобных историй, и написал всё, что лежало на сердце, тем более рассказ написан вначале писательской карьеры Роберта.

Спасибо за совет Zlata.24

Оценка : 10
«Координаты чудес»
–  [ 9 ]  +

mak-grou, 05 июля 2019 г. в 01:57

Роман, безусловно, шедевр, но сразу хочу обратить внимание вот на что — с переводом «Координат чудес» вышла тёмная история, ибо ещё в 90-х издательством «Полярис» при выпуске собраний сочинений зарубежных фантастов многие переводы специально извращались, одни слова подменялись другими (а чтоб не платить за права), в итоге пострадал и перевод «Координат чудес», а конкретно, 3-й том 8-томного собрания сочинений, изд-во «Полярис», 1994 г., где извратили изначальный перевод Г. Гринева под ред. Н Науменко, с изменениями (взятый из книги «Координаты чудес», изд-во «Аст», 1993 г.), а переводчиком указали Г. Гуревича. В итоге простой подмены слов, смысл многих фраз потерялся, юмор стал менее юморным, а то и вовсе исчез. Чтобы отличить подделку, достаточно открыть начало первой главы и прочитать второе предложение — в подделке вместо «шансы футбольной команды Гиганты» написано «шансы регбистов из команды Гиганты». Тут следует отметить, что у «Координат чудес» есть продолжение,также переведённое на русский язык — «Второе путешествие в координаты чудес» (пер. Л. Щекотовой). Обе части выходили под одной обложкой «Новое путешествие в координаты чудес» в серии «Стальная крыса», изд-во «Эксмо-пресс», 2001 г. (поклонникам Шекли горячо рекомендую разыскать и приобрести в коллекцию именно это издание). Так вот, там переводчиком первой части, как ни странно, тоже указан Г. Гуревич, хотя перевод тот самый — астовский (Гринёва и Науменко)! Действительно, тёмная история...

P.S.: как мне тут подсказал сам Н.А. Науменко (переводчик и создатель серии «Координаты Чудес»), Г. Гринев — это псевдоним писателя-фантаста Георгия Гуревича. «Полярис» опубликовал первоначальный вариант, который Николай Андреевич для КЧ и поправил (там были сокращения, ошибки и т. п.). Однако, это не отменяет моих претензий к некоторым другим переводам издательства «Полярис» (например, отдельным переводам Г. Гаррисона и К. Саймака) — так в 90-е годы издавали книги. Такие дела...

P.P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка : 10
«Призрак V»
–  [ 9 ]  +

Barrell, 18 июня 2019 г. в 14:45

      Шутки — шутками, но я до сих пор иногда прячусь под одеяло! Спустя сорок лет! Шекли — изумительный автор. Он, в отличие от современных представителей «юмористической» фантастики, прекрасно понимал, что настоящий юмор (не прикол, ни гэг) обязательно должен быть приправлен каким-либо другим чувством. В данном рассказе — страхом...

Оценка : 10
«Ордер на убийство»
–  [ 9 ]  +

URRRiy, 17 февраля 2019 г. в 22:01

Рассказ прочитал в детстве, в сборнике «Стрела времени». Запомнилось хорошо, из-за гротескности сюжета. Затерянные во вселенной поселенцы построили утопию — идиллический рай без налогов, преступности, недостатка ресурсов, порождающего конфликты. В рамках теории бесконечности вселенной такая вероятность возможна, как случайное отклонение от нормы — были же на Земле в свое время почти райские тихоокеанские острова, куда решила сбежать команда «Баунти».

Поэтому, примем как допущение, что без внешних раздражителей человек остался от природы добр, разучился бить, убивать и воровать, и при этом не вымер и не выродился.

А вот то, что такое положение вещей, по мнению местных, является отклонением от нормы, и за такое вполне могут покарать внезапно объявившиеся посланцы матери -Земли, это уже допущение сомнительное. Все-таки, Адам и Ева, живя в раю и ведя безгрешную жизнь, несуразными себя не считали, поскольку (до пресловутого яблока) просто не могли этого понимать.

В общем, описание, насыщенность юмором и первое допущение в идее рассказа — целиком в плюс автору, как и безусловно писательский талант. Но что касается основного конфликта, создавшего тему событий — оно на мой взгляд, абсолютно не жизненное, так, забава автора с заведомо неверным логическим постулатом. Тем не менее, творение прикольное, отнюдь не плохой вариант для интеллектуального отдыха.

Оценка : 10
«Особый старательский»
–  [ 9 ]  +

Violette Corner, 26 мая 2018 г. в 23:02

Этот рассказ напомнил мне о произведениях Джека Лондона. Только у Шекли вышло пооптимистичнее. После прочтения мне захотелось пожать руку главному герою за его усердие и умение не сдаваться. Ну, и Шекли, конечно же, за отлично рассказанную историю.

Оценка : 10
«Оптимальный вариант»
–  [ 9 ]  +

Сказочник, 13 февраля 2017 г. в 01:26

Сюрреализм как он есть. В чистом и незамутненном виде. То, что не совсем получилось в «Координатах чудес», с лихвой компенсировалось «Оптимальным вариантом». У меня появилось смутное убеждение, что написать фантастический сюр лучше просто невозможно. Даже Филипу нашему Дику.

Оценка : 10
«Цивилизация статуса»
–  [ 9 ]  +

vesnyshka, 01 августа 2016 г. в 23:50

Автор умело изображает два мира: Землю, на которой царит порядок и послушание, и планету Омегу, на которую ссылают преступников. Омега – последняя буква греческого алфавита. Возможно, потому так названа планета – на ней находят последнее пристанище сосланные. На Омеге разрешены убийства, они даже возведены в некие ритуалы. На ней сосуществуют несколько каст, и если ты выживешь, то имеешь возможность поднять свой статус. Вот только нашему герою нужно больше. Он пытается вспомнить – действительно ли он совершил убийство, и если нет, то кто и почему на него донёс. В конце мы обязательно узнаем ответ. Вот только обрадует ли он героя?

В маленький объем произведения Шекли сумел вместить немало проблем нашего общества. Он изобразил две планеты – две крайности. Ни тот, ни другой режим жизни не подходят для цивилизованного общества, но и тот, и другой возможны, если люди будут безмолвной корящейся толпой. Это своего рода предупреждение нам. Не верить слепо системе, не терять своей индивидуальности, не превращаться в ведомого, чтобы в конце не увидеть в зеркале то, что увидел главный герой.

Оценка : 10
«Кошмарный мир»
–  [ 9 ]  +

martinthegod9, 25 мая 2016 г. в 18:07

Поздравляю: мы с вами живем в кошмаре!

Наш мир мертв: небо в нем всегда голубое, деревья остаются деревьями, асфальт не вскрикивает, а картин в кабинете психиатра всегда пять. Незаурядная постановка вопроса в стиле Роберта Шекли, он спрашивает: «А наш мир точно нормальный?» Из этого рассказа в принципе могли расти ноги у фильма «Начало», и множества подобных сюжетов. Роберт Шекли всегда не прочь немного побаловаться философией и ее взглядами, а именно этот рассказ будет полезен тем, кто на парах философии никак не может понять, что такое солипсизм.

С конкретной точки зрения рассказа, противопоставляя изменение неизменению, немножко пробирает грусть. Ведь в каком же скучном мире мы живем... Сами подумайте. Вот вы проходите по улице. Мимо пробегает собака — вы знаете, что она и завтра будет собакой, не синим кустом, и не оранжевым стулом. Потом видите здание — и вы точно уверены, что оно и завтра останется прежним, никакое оно не корабль и не останки древней цивилизации. Скука смертная...

Оценка : 10
«Ловушка для людей»
–  [ 9 ]  +

Нескорений, 06 мая 2016 г. в 19:34

Авторский сборник рассказов «Ловушка для людей» подводит своего рода черту под золотым периодом литературного творчества Р. Шекли, которым для него стали 50-е годы минувшего столетия. Этот сборник стал седьмым и, на мой взгляд, самым ярким изумрудом на кинжале авторской фантазии и остроумия. Перед нами целая бочка изысканного и душистого меда, в которой всё же нашлось место для небольшой ложечки солидола. Из представленных 14 историй 10 были написаны в 50-е, а оставшиеся 4 вышли из-под пера Р. Шекли в конце 60-х. К первой категории вообще никаких претензий, а вот четыре самых свежих, на момент выхода сборника, истории оставляют неоднозначные ощущения. На их примере мы видим происходящую в творчестве автора эволюцию, сдвиг в сторону литературы для «желающих странного». Нет, эти рассказы нельзя назвать плохими, к ним нужно привыкнуть и ответить для себя на вопрос — принимаете ли вы эту творческую ипостась автора — сюрреалиста, разрушителя реальности или же остаетесь ценителем юмористических, понятных широкому кругу читателей рассказов, которыми Р. Шекли стабильно радовал нас в начале своей литературной карьеры.

В состав этого сборника вошли сразу три истории из цикла о Грегоре и Арнольде, причем самые лучшие, по моему скромному мнению. В особенности хочется отметить «Лаксианский ключ» и «Необходимую вещь», эти рассказы перекликаются между собой, имеют сходную завязку, но решение проблемы в каждом рассказе находится по-своему. Как и многие другие рассказы этого сборника они соответствуют названию коллекции — «Ловушка для людей» — герои сами ставят себя в трудные ситуации, польстившись на призрачную наживку легкого обогащения, распутать собственными руками сотканный клубок противоречий будет далеко не просто. Если в указанных рассказах роль «мышеловки» для незадачливых приятелей играли рукотворные машины, созданные гениальными изобретателями, то в «Призраке-5» Грегору вслед за несчастными поселенцами придется посетить одноименную планету и раскрыть секрет того, почему все его предшественники погибали здесь страшной и мучительной смертью.

Проблему пришельцев, Земли, находящейся под угрозой инопланетного вторжения, автор обозначил в рассказе «Дипломатическая неприкосновенность». На первый взгляд, может показаться, что землянам и все карты в руки — представитель агрессоров прибывает в одиночестве, ведет себя спокойно и сдержанно, но заставить его остановить готовящуюся атаку или хотя бы просто физически уничтожить, становится задачей на грани невозможного — дипломат обладает одним очень важным свойством, которое в прямом смысле обеспечивает ему полнейшую неприкосновенность. Рассказ хороший, единственное что не понравилось — автор судя по всему заранее придумал хитроумную концовку, но для того чтобы подвести к ней читателя, нужно было чем-то заполнить середину рассказа. Эту проблему автор решил просто, заставляя героев с упорством обреченных испытывать на чужаке все возможные способы физической аннигиляции, хотя после одной-двух попыток и ежу понятно, что надо искать оригинальное решение, а не лить воду из пустого в порожнее.

История последнего человека на Земле, который после ядерной войны оказался в ловушке беспросветного отчаяния и полного одиночества предстает перед нами в рассказе «Попробуй докажи». Утратив всё, что было ему дорого, герой внезапно осознает, что взамен получил невероятную сверхспособность, что послужило причиной ее появления не столь важно, главное другое. Сможет ли полная свобода творчества, почти безграничное всемогущество стать заменой чистой и настоящей Любви? Грохот внезапного рояля, появляющегося на сцене в середине рассказа, слышен даже на галёрке, но вероятный негативный эффект от применения сего неугодного любителю качественной литературы музыкального инструмента нивелируется общей трогательной и лиричной атмосферой самого рассказа. За то с какой силой и упорством автор пытается донести до нас свой основной посыл, вселить веру в себя, в судьбу — можно простить очень многое.

Мой самый любимый рассказ, который я могу перечитывать до бесконечности, даже зная развязку практически наизусть — «Рыболовный сезон». Этот искусный, филигранно выверенный фантастический триллер обладает особой магией притяжения и неповторимой атмосферой. Автор гениально передал тонкую грань соприкосновения обыденности с невозможным, невероятным для разума, находящегося в ловушке привычных стереотипов. Молодая супружеская пара приезжает в тихий провинциальный городок, чтобы провести лето в гостях у тестя, ярого энтузиаста рыбной ловли. Практически сразу после их приезда в городе начинают происходить странные и даже пугающие события — загадочные исчезновения соседей следуют одно за другим, а среди доставки из местного супермаркета попадаются подозрительные товары, напоминающие собой грубую подделку привычных продуктов питания. Автор умело нагнетает атмосферу и, даже раскрывая карты в концовке рассказа, оставляет читателю поле для фантазий.

Ещё один хорошо известный многим нашим читателям рассказ, также являющийся одной из визитных карточек автора — «Абсолютное оружие». Это история о том, что человеческая жадность, бесконечная жажда власти и желание сделать путь к достижению цели как можно более легким, тоже очень часто могут стать гибельной приманкой. Троица землян-авантюристов отправляется на Марс с целью отыскать там затерянный склад супероружия, принадлежавший некогда существовавшей на красной планете высокотехнологичной цивилизации. У каждого авантюриста в багаже громадьё честолюбивых планов для реализации которых необходимо мощное вооружение, каждый видит себя центром Вселенной, не желая делиться славой и богатством со своими спутниками. Этот рассказ напоминает популярные в начале прошлого века приключенческие истории, в которых герои искали могущественные артефакты или сокровища в затерянных городах Чёрного континента, также он характеризуется закономерной поучительной моралью.

Невероятным приключениям отважных исследователей новых миров посвящены три замечательных рассказа, сосредоточенных ближе к концу сборника. Самый известный из них — «Запах мысли» — история межзвездного почтальона, потерпевшего крушение на странной планете, населенной хищниками, лишенными зрения и обоняния. Как эти звери выслеживают добычу? Герою предстоит прояснить этот вопрос и принять необычные условия игры, ставка в которой — его собственная жизнь. В рассказе «Заповедная зона» земная экспедиция исследует в высшей степени загадочную планету — здешние флора и фауна столь необычны, что не могут существовать в принципе — что это за место, какой цели оно служит и не может ли этот дружелюбный мир превратиться в смертельную ловушку — классный рассказ с поражающим воображение финалом. «Жертва из космоса», перекликаясь с рассказом «Чудовища», напоминает сколь разными могут быть обычаи и традиции у разных рас Галактики. Молодой писатель прилетает на планету, населенную примитивными дикарями, насладившись ролью прогрессора, он ожидает признания и награды, ради гостя дорогого туземцы готовы на всё, только вот это «всё» не каждому придется по вкусу.

Ну вот и пришла очередь рассказов-«шестидесятников». Наибольшим вниманием критиков удостоен рассказ «Потолкуем малость?», номинировавшийся на Небьюлу. Он может показаться чуть сложным для восприятия, но для тех, кто хорошо знаком с творчеством автора будет понятен и приятен. Это очередной этап, новая ступень в творчестве Шекли — настоящее лингвистическое приключение. Если вы хотя бы раз в жизни мечтали дварковать кого-нибудь влендишным способом, а зимой частенько политурите, и при этом с удовольствием читали рассказы «Терапия» и «Опека», то непременно ознакомьтесь с сюжетом «Потолкуем малость?». Автор остроумно обыгрывает тему земного колониализма жертвами которого становятся менее развитые миры. Очередной такой мир, который на первый взгляд не представлял из себя особой проблемы, должен пасть к ногам отважного космопроходца Джексона. Главный герой — опытный лингвист, местный язык «хон» кажется ему вовсе не сложным, но его изучение открывает внезапные нюансы...

Небольшой рассказ «Кошмарный мир» являет собой исходную точку целого вектора авторских интересов, которые впоследствии найдут отражение в историях, написанных в духе Х.Л. Борхеса. Где найти тонкую грань между иллюзией и реальностью, что такое истинный кошмар и к каким последствиям приведет то, что однажды ты осознаешь, что навсегда останешься в этой западне. Главный герой видит странные и страшные сны, проблема в том, что они проникают в реальность, момент пробуждения не загоняет ночные кошмары в глубины подсознания, напротив, освобожденные из-под власти Морфея, они свободно чувствуют себя в реальном мире. А что же наш герой? К чему приведет психотерапия? Где находится мир, в котором ему уютно и комфортно и как извлечь его из-под покрова иллюзии? Небольшой рассказ «Лабиринт Редферна» показался мне немного скучным из-за затянутого начала, каких-то механических реакций героя на события завязки, да и вообще общий замысел вырисовывается довольно туго. Некий Редферн получает по почте два письма, где говорится о существовании лабиринта-ловушки Редферна, а также содержится приглашение на открытие лабиринта с указанием номера телефона для справок. Вызывает недоумение, почему главный герой ни разу не обратил внимания на постоянное упоминание в тексте его фамилии в связи с этим лабиринтом и даже каким-то институтом, занимающимся исследованием поведения Редферна — читается тяжеловато, понять, что хотел сказать этим автор, после первого прочтения довольно сложно.

Заглавный рассказ сборника, в русском переводе получивший название «Гонки», потенциально очень хорош, но ряд имеющихся недочётов изрядно портит общее впечатление. В идейном плане эта история развивает замысел «Премии за риск» и перекликается с романом Г. Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Перед нами мир, переживающий период тотального перенаселения — высшей ценностью здесь становится личное пространство, свой собственный, пускай небольшой, клочок земли. Чтобы снять социальную напряженность правительство регулярно проводит различные розыгрыши и лотереи, в числе которых и Земельные Гонки, участники которых должны добраться из пункта А в пункт Б, преодолев все сложности городских джунглей. Обилие роялей в сюжете просто зашкаливает, временами автор умудряется терять общий ритм высокой динамики, а усугубляет положение небрежность в создании атмосферы, в описаниях локаций, которые не цепляют, не запоминаются. Короче, идея хорошая, воплощение — так себе.

Подводя итоги ознакомления с данным авторским сборником, хочется еще раз остановиться на своих впечатлениях касательно свежего направления творческой мысли Р. Шекли. Здесь я не могу не провести сравнение с творчеством Ф.К. Дика. Не хочу углубляться в детали, раздавать пальмы первенства, просто поделюсь важным наблюдением. Сюрреализм Шекли, как правило, с первых страниц погружает нас в фантасмагорию безумия, которая фонтанирует до самого финала, иногда обрываясь на полуслове — ср. истории из сборника «Машина Шехерезады». В произведениях Дика картина иная — автор рисует обыденный мир, который постепенно скатывается в пучины безумия, читатель далеко не всегда может уловить легкую грань, отделяющую норму от ирреальности. Ты просто внезапно обнаруживаешь себя в подобии невесомости, когда низ может запросто стать верхом и наоборот — получается эффект наркотического опьянения без необходимости приема каких-либо вредных препаратов, хотя вероятность привыкания предельно высока. В своих ранних сюрреалистических работах Шекли пытался закладывать какую-то определенную мысль, лишь позднее он осознал, что по закону жанру эта самая мысль должна самостоятельно рождаться в сознании читателя, который наслаждается перламутровыми переливами пузырьков иллюзии, внезапно выстраивающимися в серию определенных образов. Тем не менее, даже самые странные работы Шекли характеризуются неимоверной фантазией, какими-то совершенно неожиданными аллюзиями и параллелями, поэтому еще раз повторюсь — у каждого автора свой фирменный стиль, свои особые фишки, и самое главное, что в творчестве Р. Шекли всё это есть...

Оценка : 10
«Рыболовный сезон»
–  [ 9 ]  +

martinthegod9, 27 февраля 2016 г. в 11:53

Опять же, тот же самый актуальный Шекли, применимый к настоящему времени, как никогда.

Напомню. По сюжету параллельно развиваются две линии повествования: из города начинают пропадать люди целыми семьями и группами; старый рыбак ходит ловить рыбу на реку, он настоящий мастер и знает об этом всё.

Ну и какая же здесь связь? А самая прямая. Она заключается в принципе забрасывания наживки. Искусственной наживки для рыб, и такой же искусственной наживки для человека. И сейчас я говорю о рекламе. Но всё-таки почему именно рыбалка? Почему не охота? Ответ простой: охота — это очень активная деятельность по ловле жертвы, а рыбалка — более пассивная, забросил удочку (создал условия) и ждёшь. Конечно же, я не говорю, что рыбалка легче сама по себе, нет. Она предполагает целый арсенал условий: продолжительность рекламного ролика, яркий и главное положительный образ, простой запоминающийся слоган, и много чего еще. И вот, когда крючок готов и наживка заброшена, начинается игра. Человек — самое умное животное на планете. И о чем же это говорит? Да только о том, что на него нужна лишь наживка похитрее:)

Рассказ, играющий на прекрасной параллели, и, как всегда у автора, безмерно актуальный.

Оценка : 10
«Па-де-труа шеф-повара, официанта и клиента»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 06 декабря 2015 г. в 00:17

Обожаю эту новеллу. Она изящно пародирует «В чаще» Акутагавы Рюноске и целое литературное направление — французский «новый роман». Заодно Шекли подкалывает поклонников Филипа Кинреда Дика, любителей параноидальных субъективистских миров, где реальность определяется восприятием рассказчика или главного героя.

Очень, очень литературный текст.

Оценка : 10
«Долой паразитов!»
–  [ 9 ]  +

redmarie, 17 сентября 2015 г. в 19:30

Хорошее завершение цикла о Грегоре и Арнольде. Конечно, жаль расставаться с героями – они успели полюбиться, эдакие незадачливые искатели богатства, постоянно живущие без гроша, вечно попадающие в различные приключения. Зато друзья выбрали для себя благородное поле деятельности – оздоровление природной среды различных планет, и на этом поприще сталкиваются с загадками, которые с успехом решают.

Кроме… вот этого последнего рассказа. Загадку-то решили, но не без вмешательства высших сил. Нечестно? Возможно, хотя общего итога не меняет – друзья так и остаются на нуле.

Но смысл не в этом. Рассказ понравился мне больше других: интересный, динамичный, веселый, интригующий. Наряду с юмором, в рассказе в игровой форме затронут ряд довольно-таки серьезных вопросов (религиозных, расовых, этических), правда, история в финале печальна – слишком суровое решение. Однако планету тоже можно понять. Сразу возник вопрос: а кем нас считает наша Земля, что еще придумает?.. Помнится из достоверных источников, что такой финал, как Роберт Шекли описывает в рассказе, с нами уже случался… :) Но людишки живучи…

Автору спасибо за чудесный цикл забавных историй, а сайту – за рекомендацию.

Оценка : 10
«Я и мои шпики»
–  [ 9 ]  +

OptionsFan, 12 декабря 2014 г. в 22:41

Лето 1993го года... Город Бердичев Житомирской области, Украина (вдруг кто не знает!). Я с мамой вижу в книжном магазине в центре города книги из серии Антология Американской Фантастики. Рупь-пиисят книжка, между прочим — то есть, можно сказать, что бесплатно. Сперва я купил Гарри Гаррисона и Альфреда Бестера, через пару дней мой папа купил остальные пять или шесть томов, которые там продавались. Из всех томов прочитал более или менее только последний том (антология рассказов), Рэя Брэдбери и немного Гарри Гаррисона. И, конечно, практически весь том Шекли. Наряду с Городом Великого Страха Жана Рэя это два самых замечательных литературных воспоминания из области фантастики для меня. Книга была не слишком толстой, было в ней пару рассказов. Один из них — те самые шпики... Один из подарков американской литературы советской пропаганде.

Да и в принципе, вне этого всего, это замечательное весёлое произведение.

;-))

Оценка : 10
«Паломничество на Землю»
–  [ 9 ]  +

Vimanly, 10 июля 2014 г. в 14:34

Наконец-то добралась до Шекли!

Несмотря на безграничные просторы космоса, на обилие свободных и заселенных планет, старушка Земля по-прежнему остается уникальной планетой во всей Вселенной. Обитатели разных Галактик прилетают на планету, чтобы испытать настоящие чувства: любовь, ужас, безумие.

Было интересно читать про Землю, являясь наблюдателем со стороны.

С этого рассказа началось мое знакомство с Р. Шекли, и весьма удачно, скажу я вам.

Оценка : 10
«Паломничество на Землю»
–  [ 9 ]  +

OldBones, 10 июля 2012 г. в 19:50

Шекли замечателен именно парадоксальными, безумными, смешными и язвительными рассказами. Такой сумасшедщей, забавной, стильной и очень доброй (не всегда, конечно, но очень часто, но вот человеколюбие Шекли не уступает любви к нам, человека, Саймак)) взрывной смеси нет ни у кого. Это его фирменный стиль (и не будем забывать об откровенном безумии некоторых его вещей (куда там Терри Гиллиаму) — любопытно — в 6-ом классе я совершенно точно не знал, как воздействуют на человеческий мозг разные препараты, не говоря о том, что я их никогда и не пробовал, но меня просто завораживали откровенно ЛСДшные пассажи в «Обмене разумов» и «Координатах чудес», ибо они были местами покруче Кэрролла (про Дика я молчу — Дик в основном мрачно-безумен, а не безумно весел) в разы. С другой стороны — никто и не говорил, что хорошая фантастика не может быть безумна). Я до сих пор не могу понять, ну вот никак в голове не укладывается — как ОДИН ЧЕЛОВЕК мог написать СТОЛЬКО смешных рассказов. Это просто невероятно...

Критики, кстати, Роберта обожали, и их можно понять — это вам не банальная среднестатистическая «фантастика», это, чёрт подери, О'Генри фантастики (читавшие и Шекли и О'Генри не дадут мне соврать). Хотя, я думаю, в одном Шекли был настоящей головной болью критиков — бедняги не могли выделить лучшие его рассказы (точнее, таких рассказов было в разы больше чем у любого другого автора), поэтому многие критики давали превосходные оценки целым сборникам Шекли (по-моему, изящное и совершенно логичное решение). Вообще — научно известный факт — рассказы писать труднее в разы, чем повести или романы, потому что в романе у автора есть пространство для манёвра, для раскрытия персонажей и наворачивания сюжета, а в рассказе нужна (обязана быть) убедительная завязка, очень точные и достоверные штрихи к характерам героев, отточенность и выверенность слога. А ведь ещё было бы неплохо, чтобы концовка была как удар в челюсть (хотя это, конечно, необязательно (хотя это уже высший пилотаж)) — ошеломляющей и сильной (весьма показателен в этом отношении, к примеру, рассказ «О высоких материях»). ;)

Из рассказов этого сборника мне особенно понравились «Рейс молочного фургона», «Мятеж шлюпки» (о незадачливых бизнесменах Арнольде и Грэгоре), выворачивающая наизнанку одну из ключевых тем мистики «Опека», блестящая вариация на тему первого контакта «Опытный образец», ироничное и тонкое «Бремя человека», язвительное и дьявольски едкое «Паломничество на Землю».

Так что тому, кто считает себя любителем фантастики и не читал до сих пор Шекли — выговор в личное дело :-D и — бегом брать у друзей/товарищей/родственников или качать с Флибусты его рассказы и читать не отрываясь.

Оценка : 10
«Охота»
–  [ 9 ]  +

just_kidding, 18 апреля 2011 г. в 20:45

Высший балл за последний абзац рассказа! Именно за такие произведения, как «Охота», один мой друг назвал Шекли «О.Генри от научной фантастики».

Оценка : 10
«Билет на планету Транай»
–  [ 9 ]  +

CheRurg, 05 июля 2010 г. в 11:49

Шекли, как он есть. Пожалуй, наиболее полно становится понятным Шекли и его мотивы, мысли именно в этой повести. При своей необыкновенности тут многое понятно читателю. Местами события сквозят безумием, балансируют на грани полнейшего абсурда. Ни о какой тонкости не идет речь, это утопия, здесь все возводится в абсолют. Каждая мелочь, каждое событие, даже названия местных фирм на планете Транай насыщены царящим хаосом.

Приятно, тут есть над чем задуматься после прочтения.

Оценка : 10
«Цикл о Грегоре и Арнольде»
–  [ 9 ]  +

ii00429935, 03 июля 2010 г. в 15:58

Шикарнейший цикл, в котором один рассказ лучше другого и большинство из них приятно перечитывать даже если сюжет известен. Легкий стиль изложения (даже когда речь идет о вещах весьма сложных), неподражаемый юмор и ирония, здесь Шекли, пожалуй, нет равных. Если искать литературные аналогии, то ближе всего здесь будет О*Генри. «Фирменный знак» и того, и другого автора — остроумный, неожиданный финал. Ну а космические бизнесмены Грегор и Арнольд, по-моему, очень напоминают персонажей О*Генри Джефа Питерса и Энди Такера. Конечно, Питерс и Такер — мошенники, а Грегор и Арнольд — вполне легальные коммерсанты, но есть у них важное сходство. Герои О*Генри — неудачливые мошенники, а персонажи Шекли — неважные бизнесмены. Автор не устает напоминать, что их контора не вылезает из долгов и постоянно на грани банкротства. Более того — в попытках «сорвать банк» и крупно разбогатеть друзья регулярно оказываются в переделках, иногда — в смертельно опасных. В то же время неунывающие, находчивые и остроумные Грегор и Арнольд — рискну заявить, одни из самых ярких персонажей во всей мировой фантастике. К вопросу о находчивости. Если этот цикл Шекли вы читаете впервые, любопытно проверить собственную смекалку — в таких рассказах, как «Мятеж шлюпки», «Необходимая вещь», возможно, вы сумеете найти выход из сложной ситуации раньше, чем герои?

Ну и еще один плюс в «копилку» Роберта Шекли. К счастью, цикл о Грегоре и Арнольде создавался не в наше время, когда практически любой проект разрастается до тех пор, пока может приносить деньги. В этой серии рассказов нет и 10 названий, а значит, дело не дошло до штампов и самоповторов, что не может не радовать.

Оценка : 10
«Особый старательский»
–  [ 9 ]  +

lubar, 30 июня 2010 г. в 19:25

Очень нравится рассказ. Всегда с удовольствием перечитываю. Модель мира мне показалась вполне логичной. Дешево и сердито. Пускай старатели ищут изучают и еще за это платят деньги. Конечно некоторые что-то найдут и застолбят участок, но большинство выйдет на жилу, но будет вынуждено эвакуироваться. Венера гарантирует всем право на жизнь. Правда в ночлежке с бесплатной похлебкой. Людей в критической ситуации эвакуируют, правда при этом обирают как липок. А вот те кто не подчиняются, те права на помощь лишены, жестоко, но с другой стороны сознательное нарушение правил после многократных предупреждений, альтернатива принудительная эвакуация сразу после резкого ухудшения ситуации. Конечно робот-почтальон который дважды в месяц мотается к обреченному на смерть с целью передать письмо некий сюрреализм (вездеход стоит 8000$ посылка к двух колес $400 вопрос сколько стоит телепортация целого робота:) ), но у почтовой компании могут быть свои интересы.

Робот получился добрый и отзывчивый, знающий , что такое итальянская забастовка.

Ну и конечно потрясающий заголовок, который остается в памяти, так же как и предмет, который он обозначает.

Оценка : 10
«Запах мысли»
–  [ 9 ]  +

22sah22, 06 июня 2010 г. в 06:51

Один из самых ярких классических фантастических рассказов. Смешение чувст. Развитие эволюции пошло на другой планете по иному направлению. Вместо зрения и глаз — телепатия и обмен мыслями. Представь кто ты — и таким тебя увидят окружающие. Хороший философский подтекст. Главный герой стоит перед выбором — научиться и развить в себе за несколько часов телепатию в себе, чтобы успешно противостоять хищникам, или быть ими съеденными. И землянин сумел. Сумел настолько, что стал телепатом, сумевшим обмануть не только инопланетных тварей, но и землян, прибывших ему на помощь.

Приятно чувствовать себя человеком. Страшно представлять — а вдруг у тебя самого ничего бы не получилось?

С великолепным фирменным юмором Шекли, как всегда.

Оценка : 10
«Оптимальный вариант»
–  [ 9 ]  +

OptionsFan, 11 апреля 2010 г. в 16:17

При желании, из этой книги можно сделать учебник по чему угодно. Самое сумасшедшее из осмысленных трезвомыслимых произведений! Ирония, пародия и полный перекрут мозгов. Вершина осмысливаемого дурачества в мировой литературе. Конечно, кого-то, может, так и крутит сравнить Опшнзы с «Мастером и Маргаритой» и сделать выводы явно не в пользу первых. Но Булгаков писал произведение с достаточно понятным подходом и мыслями. Стремясь заставить читателя поверить в свой мир. Шекли ни на минуту не забывает указать (показать), что никакого мира, описываемого в этой книге нет — это сплошное дурачество. Величайший пример литературной клоунады!

Оценка : 10
«Человекоминимум»
–  [ 9 ]  +

jk sad, 24 марта 2010 г. в 19:14

Очень порадовал этот рассказ. Прямо поразил. Как он боролся за жизнь. Как он пытался переломить все обстоятельства. Ни смотри ни на что! Здорово!! Идея просто потрясающая. Я думаю ни у кого язык не повернется назвать этот рассказ банальным. Очень жизнеутверждающе. Жизнь — это борьба. Человекоминимум — обязательно к прочтению.

Оценка : 10
«Призрак V»
–  [ 9 ]  +

Сельский житель, 22 декабря 2009 г. в 15:48

   Взять то, что есть у каждого ребенка — его персональных чудищ, и превратить их во вполне взрослые ужасы, да еще подвести под это все еще и научную базу — что может быть лучше для фантастического расказа, который можно воспринимать и как юмор для взрослых и как современную сказку для детей. Читать всем.

Оценка : 10
«Человекоминимум»
–  [ 9 ]  +

Kriptozoy, 02 апреля 2009 г. в 15:53

Этот рассказ понравился мне необычайно. Поэтому я оценил его на твердую десятку. За идею, за сюжет, за обстоятельность. И незабываемое послевкусие остается. Как после глотка выдержанного марочного вина за обедом. И это действительно так, потому что читал я его как раз за обедом. Из-за этого обед растянулся на целый час, а содержание рассказа показалось необычайно вкусным, с привкусом хорошей отбивной, залитой яйцом, с луком и овощами. И чашечка кофе для финальной части.

Бывает иногда такое, что увеличенный объем не идет на пользу произведениям Шекли. Редко, но бывает. А в этом случае всё совсем не так. Тридцать страниц мелким шрифтом и ничего лишнего. Всё гармонично, четко, интересно и на своих местах. Ни грамма воды, а только интересные подробности, которые ещё сильнее украшают и без того оригинальный сюжет с динамичным темпом развития. Тем более всё весьма правдоподобно. Я прямо проникся бедой этого человека. Сразу вспоминаются самые первые строчки романа Сергея Лукьяненко «Черновик». «Бывают дни, когда всё не ладится. Нога с кровати опускается не в тапочек, а на спину любимой собаки, кофе льется мимо чашки — и прямо на свежую рубашку, дойдя до метро, обнаруживаешь, что позабыл дома документы и деньги, а возвратившись домой, понимаешь — ты их не забыл, а потерял. Вместе с ключами.» Хорошо написано :) Это называется черная полоса в жизни. Но страшно представить, как такая полоса растягивается на всю жизнь. И неудачи случаются не мелкие, а на грани и с постоянным риском для жизни. Действительно цепляет за живое такое жизнеописание.

Ну и конечно робот. Жуткий робот, вредитель, ходячая фобия. Отличный получился робот. И мир его праху.

Замечательный рассказ.

Оценка : 10
«Паломничество на Землю»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 21 января 2009 г. в 10:31

Мне рассказ понравился, но, конечно, не хотелось бы попасть в такое место, как Земля, в этом рассказе.

Энергичные продавцы, которые сразу распознают своего клиента («Я всегда узнаю по костюму» «Я всегда узнаю по ботинкам» «Я всегда узнаю по рубашке»), профессионалы, которые могут продать своему покупателю все, что только можно пожелать. И это не обман, это гораздо хуже. Получается, что над самым ценным, что есть у тебя, над твоей душой издеваются изощренно и беспощадно. Мне кажется, что только вера в то, что такого не может быть и никогда не будет, способна противостоять ужасу, описаному автором талантливо и жестоко.

Оценка : 10
«Запах мысли»
–  [ 9 ]  +

XabbaXen, 27 декабря 2008 г. в 22:21

Когда мы думаем о себе: «Идиот!» — мы становимся идиотами.

Когда мы говорим себе: «Ну почему это происходит именно со мной?!» — ЭТО происходит с нами ещё чаще и всё больнее бьёт нас по лбу.

Когда мы говорим себе: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» — мы пишем «Евгения Онегина» и воздвигаем себе «памятник нерукотворный».

Минуточку! А почему этот рассказ обсуждается на ФантЛабе?

Где же здесь фантастика-то?!

Оценка : 10
«Билет на планету Транай»
–  [ 9 ]  +

Mandor, 15 сентября 2008 г. в 19:57

Наверное, я злой человек, но идея с президентским медальоном-детонатором мне о-Очень понравилась. Кто-нибудь может сказать обратное? :-))) ну разве что члены президентских семей :-))) Шекли, как всегда молодец. Остается только поаплодировать мастерству и великолепному чувству юмора автора.

На самом деле, весь расклад в следующем: способен ты как человек, предложить что-то стОящеее или ты амеба, следующая за приливами...

А если не то и не другое? Оба-на...черт побери....бывает.... не часто...

Оценка : 10
«Лавка миров»
–  [ 9 ]  +

armitura, 10 июля 2008 г. в 15:59

Тот редкий случай, когда, открыв голосование, жалеешь, что на шкале маскимальная оценка — только 10. Хотелось бы поставить куда больше.

Совсем ведь крохотный рассказ, практически миниатюра, а какое сильное впечатление оставляет — похлеще иных многотомных саг. Да, грустный рассказ. Но, вместе с тем, как и любая другая антиутопия — предостережение. Нужно любить то, что у тебя есть сейчас, ведь кто знает, возможно уже через несколько лет этот отрезок жизни станет твоей сокровенной мечтой, вернуться в которую будет невозможно...

Оценка : 10
«Язык любви»
–  [ 9 ]  +

слОГ, 11 октября 2007 г. в 22:32

Один из моих самых любимых рассказов. В свое время? если девушка в упор спрашивала, как я к ней отношусь, кратко пересказывал это произведение — и уходил от ответа. Кстати, женился на девушке, к которой испытываю нежные чувства. P.S. До сих пор :).

Оценка : 10
«Цивилизация статуса»
–  [ 8 ]  +

god54, 03 февраля 2024 г. в 11:56

Начну с простого. Приличный текст, динамический сюжет со всеми элементами фантастического боевика, полностью отсутствуют натуралистические сцены убийств, за что большой плюс, напряжение, не позволяющее читать страницы наискосок, трудно оторваться, ибо нельзя предсказать, что предложит автор на следующей странице, потом будешь жалеть и т.д. Чувствуется рука мастера, литературная часть очень даже удачная. Хотя роялей в кустах было предостаточно.

Вторая часть сложнее. Автор рисует два утопических общества, две крайние противоположности, которые вызывают отторжение у нормального читателя. При этом всех мучает вопрос, а возможно ли вообще такое? А Вы взгляните за окно, цивилизация статуса в самом разгаре. Как мне говорил один следователь, с придыханием «Неприкасаемые». А по телевизору бежит строка: Завтра члены Правительства будут встречаться с народом, по записи. Вспомним: «Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи, Здесь первые на последних похожи И не меньше последних устали, быть может, Быть скованными одной цепью, Связанными одной целью.» Цивилизация не меняется с 1960 года, но закат всё ближе!

Оценка : 10
«Корпорация «Бессмертие»
–  [ 8 ]  +

god54, 15 июня 2023 г. в 16:35

Конечно, для молодежи роман не годится. У них всё впереди, они ещё бессмертные. А вот старикам в самый раз — что там впереди, за Порогом... Роман подкупает массой проблем, поставленных автором, будущее, которое описал автор, отличается от нашего времени только датой, человек был, есть и остается зверем-хищником, выживает сильнейший. Понравился текст, люблю, когда читается и не нужно коверкать слова или пропускать их, как не произносимые, он мягко журчит рисуя образы и нагоняя мысли. Роман необычен, неординарен, подлежит прочтению.

Оценка : 10
«Страж-птица»
–  [ 8 ]  +

hanty, 07 августа 2022 г. в 18:17

Ах, как приятно вспомнить юность, когда ещё не было экранизаций и весь мир рассказа происходит в твоём воображении: металлические птицы, современные конвеерные заводы по производству чудо-машин, чувство полёта и охоты, которое описывает Шекли когда стражи находятся в свободном поиске преступников, как это ложилось на почву тех советских лет, фильмов про полёты и самолёты, про честных и неподкупных милиционеров. Эти неизвестные, но понятные термины «искусственный интеллект» (я в школе понимал только роботов, даже не андроидов, пока не стал читать Лема и Азимова), запрограммированные условия, которым подчиняются «птицы».

  Очень странной выглядит критика Шекли от людей которые «отлично» понимают как всё должно быть, но не понимают и не принимают во внимание год написания рассказа. Получил истинное удовольствие когда героев Шекли сравнивали с терминаторами, программистов называли глупыми, а Шекли оказывался похож на Айзека, т.е. получается не серийные изделия похожи на прототипы, а наоборот, не ученики и последователи похожи на учителя и родоначальника, а наоборот, а уж представить себе двенадцатиэтажные «микрокомпьютеры» того времени, программируемые перфокартами вообще выше способностей многих современников.

  К чему это я? Как был рассказ актуален 70!!! лет назад, так и сегодня он очень современен и злободневен. Если заменить термины используемые в рассказе на современные волосы могут встать дыбом прямо сейчас, когда мы сидим в удобном тёплом местечке. Всем добра!

Оценка : 10
«Я и мои шпики»
–  [ 8 ]  +

hanty, 02 августа 2022 г. в 14:05

Почти 70 лет прошло, а не устарело ни на миг. Читал давно, перечитывал несколько раз. Почему-то вспоминался из рассказа мне только мальчик шпион, я считал его главным шпиком на планете. Редко удаётся в краткой форме так много граней показать.

  Представляю себе как ещё до полётов в космос и тотального «перекрёстного анализа баз данных» сегодня можно было написать такой прекрасный рассказ о том что нас ждёт. Игра слов, описание действительности, раздутость бюрократического аппарата, увеличение штатов чиновников, постоянное и назойливое вмешательство в личную жизнь, до полного её отсутствия, попытки преодоления всего этого, объяснение причин объединения людей, базиса управления, как обладание дополнительной информацией и ограничение пользования ей. Когда-то, возможно, антиутопичность и чёрный пародийный юмор про любителей всех «утюгов» на планете так и воспринимались, а сегодня? Сегодня и смешно, и плакать хочется.

С одной стороны шпиков полно (каждый смартфон это может), с другой стороны мы пока ещё не можем определить структуру, которая за нами наблюдает, чтобы направить туда «свои пожелания по улучшению качества слежки». А вот жить в стране где за пятилетку работы космослесарем, подкручивающим сфинктеры трубам на космических кораблях, можно накопить на колонизационный корабль я бы попробовал...

Оценка : 10
«Билет на планету Транай»
–  [ 8 ]  +

vam-1970, 16 января 2022 г. в 13:05

На тему — там хорошо, где нас нет!. На тему — как может отличаться социальность общества в колонизированных мирах в от земной , нам привычной. На тему- мимоходом, правда, — супердемократия при управлении государством, возможна ли она? И самая сильная тема- как сделать вечно молодой женщину при стареющем муже -обалдеть, остроумно и находчиво. Целый букет восхитительных ситуаций. Даже перебор, но и рассказ на 40 страниц!

Оценка : 10
«Три смерти Бена Бакстера»
–  [ 8 ]  +

vorpol, 07 ноября 2021 г. в 18:20

Мастерство писателя-фантаста это не только сформировать возможное логически увязанное будущее, но и сделать это лаконично (два булыжника в огород сказочных талмудов вроде «Дюны» и «Гипериона»). Шекли обладал уникальным талантом не только копать вглубь, но и делать это искрометно и емко. Его рассказы читаются легко, но заставляют задуматься и переосмыслять многие вещи еще долго после прочтения.

В данном произведении Шекли рассмотрел вопрос судьбы и вариативности. Для изменения будущего в правильную сторону достаточно поменять всего одно событие, казалось бы что может быть проще, но... три варианта реальности, от рыцарской кастовости до стим-панка... во всех трех действуют агенты изменения из будущего и...

З.Ы. Один из двух главных персонажей рассказа — некто Бринн. См имя основателя Гугла. Совпадение или?

Оценка : 10
«Стандартный кошмар»
–  [ 8 ]  +

Joul Harristar, 24 апреля 2020 г. в 23:27

Очень тонкий и психологически точный рассказ.

Особенно интересен с точки зрения утопического устройства мира и поиска подводных камней, превращающих идеальную гармонию в жесткую систему. Шекли как будто играет сам собой в шахматы — выставляет все новые и новые невозможные условия и выкручивается из них, прогнозирует развитие событий. И очень здорово, что общество лорианцев, смогли победить врагов (землян) не при помощи агрессии, а их же руками.

Произведение безусловно высвечивает недостатки наших однопланетян — агрессивность, упёртость, властолюбие. Это этакая космическая притча, размышление, чего нам не хватает, а от чего нам нужно избавиться, чтобы стать обществом, в котором всем хорошо. Вроде бы сказка, но в ней скрыта и защищена надежда на лучшее.

Оценка : 10
«Академия»
–  [ 8 ]  +

SHWY, 23 декабря 2019 г. в 11:19

Только вчера прочёл статью о постепенном внедрении в Китае, и разработке в других странах системы рейтингов, которые получают люди по результатам отслеживания их действий, которые рассматриваются как проступки разной степени тяжести с соответствующим влиянием на рейтинг. За снижением рейтинга автоматические следует поражение в правах — запреты на пользование видами транспорта, выезда за границу и т.п. При этом используется система распознавания лиц. После реализации этой политики логичным результатом будет отправка особо отличившихся в исправительные учреждения, среди которых Академия окажется едва ли не самым гуманным. Кстати, название статьи было что-то вроде Киберконцлагерь.

Так один из лучших и ярких в своём трагизме рассказов Шекли обретает реальное воплощение. Но там герой хоть на мгновение осознаёт свою нормальность среди покорной толпы, а что будет в жизни?

Оценка : 10
«Запах мысли»
–  [ 8 ]  +

zdraste, 25 марта 2019 г. в 23:23

Как я соскучилась по старой, доброй фантастике. Именно что доброй, и почему-то старой, не знаю почему новая не пишет столь гуманитарной, человечной, столь шедевральной фантастики.

Прочла рассказ, и душой отдохнула! Вот как надо с читателями поступать.

Не думай о плохом, и оно к тебе не притянется. Проблемы, как те пантеры, волки, стервятники в рассказе, они слепоглухие, и не надо думать о них, чтобы они не пришли на твой запах мысли.

Нужно думать о хорошем.

Наши мысли материальны, это не раз было замечено.

Роберт Шекли «Запах мысли», как добрый совет, в трудный жизненный период.

Благодарна Denver_inc, за такой шикарный совет, прочесть этот рассказ, в такой вот период.

Оценка : 10
«Я и мои шпики»
–  [ 8 ]  +

Famagusta, 22 июля 2018 г. в 03:38

Доведенная до абсурдного гротеска сатира Мастера на общество страны победившей демократии и безграничной свободы. Прошло почти семьдесят лет и гротеск перестал быть абсурдным и даже гротеском. Осталась сатира и гениальное предвидение. За это время Соединенные Государства, хоть Америки, хоть Европы, достигли в области демократии и прав человеков невиданных глубин, сравнимых лишь с бесконечностью космоса. Впрочем, не удивлюсь, если со дна этой глубины могут вскоре постучать...

Оценка : 10
«Заяц»
–  [ 8 ]  +

SHWY, 01 марта 2018 г. в 09:38

Самый яркий и светлый рассказ у Шекли, полностью лишённый явного или скрытого трагизма, присутствующего в таких великолепных вещах как Академия, Форма, Запах мысли, Абсолютное оружие и тем более Лавка миров. Нет ничего невозможного для открывших Истину, только вот как это сделать? А ведь придётся, иначе человечеству так и вековать на Земле, стучась в закрытые двери и дожидаясь когда его тут случайный метеорит прихлопнет. Но если уж сестрёнка научилась, нам уж сам Бог велел, будем надеяться.

Оценка : 10
«Кое-что задаром»
–  [ 8 ]  +

Макс41, 27 сентября 2017 г. в 21:01

В наше нелегкое время с микрозаймами, ипотекой и иными материальными зависимостями можно только улыбнуться провидению автора написавшего этот рассказ в 50-е годы. Очень весело и поучительно!

Оценка : 10
«Обмен разумов»
–  [ 8 ]  +

Kulyash91, 19 марта 2017 г. в 12:56



Сюжет: Книга повествует о том, как молодому человеку опостылела его скучная и однообразная среда, обстановка и вообще жизнь, но денег на полноценное путешествие у него нет, поэтому он окликается на объявление в газете — некий марсианин хочет обменять телами с жителем Земли на один месяц. наш герой соглашается на эту авантюру, даже не подозревая, к каким событиям всё это приведет (я не стал описывать сюжет подробнее, чтобы не портить впечатление людям, которые, может быть, захотят прочитать эту книгу и не хочется отнимать у них удовольствие от ну очень неожиданных сюжетных поворотах).

Впечатления: самые положительные! Даже на грани восхищения! давно не читал ничего подобного, да даже так навскидку не могу припомнить что-либо похожее. Вроде бы сюжет изначально не обещает ничего необычного и примечательного, но как же Шекли додумался до такого вот хода развития событий — я понять не могу, но не восхищаться этим произведением тоже не могу перестать. Это повесть до безобразия смешная, но настолько же и серьезная. Сюжет здесь с одной стороны, гениален и потрясает, но с другой стороны безумен и абсурден. Чтобы дать понять, насколько это произведение абсурдно, я приведу оттуда небольшую выдержку. Итак, фрагмент из книги, повествующий о битве главных персонажей:

«Они схватились не на жизнь, а на смерть в титанической битве, которая, единожды разгоревшись, стала неизбежной. Марвин нанес Краггашу удар под ложечку, затем снова нанес удар — в нос. Краггаш проворно обернулся Ирландией, куда Марвин вторгся с полулегионом неустрашимых скандинавских конунгов, вынудив Краггаша предпринять на королевском фланге пешечную атаку, которая не могла устоять против покерного флэша. Марвин простер к противнику руки, промахнулся и уничтожил Атлантиду. Краггаш провёл драйв слева и прихлопнул комара. И бушевал кровавый бой на дымящихся болтоцах миоцена: какой-то муравейник оплакивал свою матку, а Краггаш кометой непроизвольно врезался в солнце Марвина и рассыпался мириадами воинственных спор. Но Марвин безошибочно отыскал бриллиант среди сверкающих стекляшек, и Краггаш свалился на Гибралтар»

«Что за бред?» — возможно скажут некоторые, прочитав это отрывок и, действительно, вырвав эту сцену из контекста повествования и вправду может показаться, что книга — полная чушь, которую написал какой-то наркоман во время прихода. Но, поверьте мне, это мнение ложное и ошибочное, потому что в книге эта сцена довольно логичная и легко объясняется — опять же, не буду вдаваться в подробности и объяснять, что там и к чему, чтобы не испортить впечатления желающим прочитать книгу. Просто поверьте на слово, что это образец, нет, я бы даже сказал, эталон юмористическо-интеллектуальной (как бы абсурдно не звучало это словосочетание) фантастики.

Великолепное произведение, наполненное как замечательным юмором, так и едкой сатирой. Несмотря на все приключения, которые приключаются с главным героем, мне показалось, что основная идея романа до боли проста и её можно озвучить в виде хорошо известной всем пословицы — «в гостях хорошо, а дома — лучше», ну или «где родился, там и пригодился». Главный герой решается на рискованную авантюру и оказывается втянут в омут невероятных приключений и эта повесть этими самым приключениями так насыщена, что можно было бы написать огромный литературный «кирпич», страниц эдак под 1000, а Шекли умудрился разместить весь этот невероятный сюжет в повести объемом чуть более 100 страниц, так что книга очень «насыщенная», если можно так выразиться и скучать во время её чтения совсем не придется.

Видимо, связного отзыва у меня не получится. Просто у меня нет слов, а одни лишь эмоции, причём самые положительные и восторженные. Единственное, о чём я жалею, так это о том, что всё время откладывал Шекли в долгий ящик и не читал его произведений дальше. Возможно, если другие его произведения так же хороши, то он даже сместит с пьедестала моего любимого фантаста Филипа К. Дика, но об этом загадывать рано. Поживем (точнее — почитаем ещё и того, и другого), увидим. А пока что я рекомендую прочитать «Обмен разумов» Шекли, но будьте готовы, что градус юмора, сатиры и абсурда будет зашкаливать.

Оценка : 10
«Оптимальный вариант»
–  [ 8 ]  +

Графоманъ, 13 февраля 2017 г. в 02:27

Фиг его знает, как оно будет по-русски. В оригинале «Options».

Читал в этом самом оригинале, поэтому ничего не могу сказать о русских переводах.

Но если бы нужно было перевести — перевел бы типовой фразой из старых объявлений об обмене квартир... «Возможны варианты».

Читал — лет так 35 тому назад. Как сейчас помню — похрюкивая от удовольствия.

Вещь — шедевральная, и слов других у меня нет.

Игры разума... но какие игры! :-))

Последний абзац повисает вопросом — а что это было?

Явь? Иллюзия? Фантазия маленького мальчика?

Какая, впрочем, разница...

Есть у Станислава Ежи Леца афоризм: «В действительности все не так, как на самом деле» (с)

Именно так... А может быть — и эдак... А может быть — все совсем не так, а как раз наоборот.

Возможны варианты...

:-))

Оценка : 10
«Кое-что задаром»
–  [ 8 ]  +

Cerber21, 30 сентября 2016 г. в 17:10

Этот рассказ можно было бы назвать «Жизнь в кредит». Если бы то же самое не происходило (правда, немного в другой форме) в современном мире. Уже дошло до того, что теперь существует банковское предложение «Выдаём кредиты на погашение других кредитов». Не это ли жизнь не по средствам? Впрочем, именно это замечательно показано в данном рассказе Р. Шекли.

Оценка : 10
«Коль с Фаустом тебе не повезло»
–  [ 8 ]  +

Нескорений, 29 марта 2016 г. в 08:02

Если первый роман трилогии про рыжего демона являл собой своеобразную энциклопедию средневековых легенд, мифов и сказок, то вторая часть концентрируется вокруг истории легендарного доктора Фауста, получившей всемирную известность с выходом трагедии И.В. Гёте. Если в предыдущем романе наиболее ощутимо чувствовалось присутствие Р. Шекли — его ирония, экскурсы, подобные ответвляющимся от основного сюжета рассказам, то в этой части наиболее заметен вклад Р. Желязны — динамичный, закрученный сюжет с множеством линий и обилием интриг, при этом повествование не провисает, развитие персонажей не топчется на месте, сюжетные дыры отсутствуют, а развешиваемые ружья неизменно стреляют. Несмотря на объем, я с легкостью одолел эту часть за пару дней эпизодического чтения — было реально интересно следить за всеми перипетиями сюжета, вникать в предлагаемую картину мира и вместе с героями путешествовать по различным историческим эпохам. Я не любитель многостраничных талмудов, где развитие сюжета выдается в час по чайной ложке, как это было в «Имени ветра» П. Ротфусса, к примеру — здесь такой проблемы не возникает, скучать и расслабляться просто некогда, заданный в начале темп сохраняется на всем протяжении романа.

В завязке мы знакомимся с доктором Иоганном Фаустом, который обретается в Кракове на должности профессора Ягеллонского университета. Именно ему по идее отводилась главная роль в очередном этапе состязаний сил Света и Тьмы, но в результате ошибки Мефистофеля контракт на участие в Тысячелетней войне был подписан не с настоящим Фаустом, а с молодым авантюристом Маком Трефой, который выдал себя за легендарного доктора. По условиям испытания, которые определили Мефистофель и архангел Михаил, лже-Фаусту предстоит пройти пять этапов эксперимента, чтобы, руководствуясь принципом свободы воли, обозначить склонность человечества к Свету или Тьме. Состязание подается в формате хронооперы — Мефистофель последовательно помещает Мака в различные исторические эпохи, где ему предстоит сделать выбор из предложенных вариантов и, таким образом, изменить историю. Однако авторы предлагают нам концепцию бесконечного множества параллельных миров, по этой причине любые действия испытуемого никак не отразятся на нашей ветви исторического развития и будут актуальны только для конкретной линии. Итоги состязания предстоит подвести греческой богине судьбы Ананке, которая просчитает правильность решений Мака и присудит победу по результатам подсчета очков той или иной стороне.

Описательная часть в романе выглядит достаточно сильно — авторы уверенно знакомят нас с Краковом, Римом, Афинами — даже незначительное пребывание в той или иной местности откладывается в памяти. Нужно ли говорить, что обилие всевозможных локаций впоследствии удовлетворит самого взыскательного читателя — помимо уже знакомых Небес и Преисподней авторы покажут нам Лимб, Кухню Ведьм, античный Тартар и даже древний Вавилон, поныне существующий в одной из параллельных реальностей. С вершин Кавказа и до гномьих подземелий герои постоянно перемещаются, растворяясь в воздухе после произнесения заклинаний, либо рассекая мрачные воды Стикса на ладье Харона. Главная вкусняшка начинается уже во второй части романа, который превращается в хронооперу с терпким привкусом альтернативной истории. Первый раунд испытаний начинается под стенами Константинополя, осажденного участниками IV Крестового похода в 1210 году. Маку Трефе предлагается на выбор — убить венецианского дожа Энрико Дандоло, похитить императора Алексея, либо завладеть священной реликвией — иконой-охранительницей Царьграда. Конечно, малограмотный самозванец слабо представляет, где он оказался и что от него требуется, поэтому предпочитает действовать по наитию, либо идти по пути наименьшего сопротивления.

В третьей части романа нас ожидает Пекин конца XIII века, где правит монгольский хан Хубилай. На выбор герою вновь предлагается три варианта возможных действий — раскрыть заговор против известного путешественника Марко Поло, готовящегося к возвращения на родину, расстроить брак принцессы Ирены с персидским шахом, либо выкрасть могущественный артефакт — волшебный скипетр Хубилая. Глупо требовать от фэнтезийного романа точного следования историческим деталям, но атмосферу авторы передают мастерски, по необходимости приукрашивая действительность и добавляя фантастический элемент. Следующая остановка — Флоренция 1497 года, здесь Трефе дают больше свободы действий, он должен как-то проявить себя — продлить жизнь умирающему от старости Лоренцо Медичи, спасти от сожжения шедевр Ботичелли либо отговорить Н. Макиавелли от написания своего основополагающего произведения. Побродив по Флоренции, перемещаемся в Лондон 1587 года — город только что оправился от морового поветрия и в страхе ожидает прибытия Великой армады испанцев, попутно готовится большая театральная премьера «Доктора Фауста». Основное задание Мака — отговорить известного поэта и драматурга Кристофера Марло от участия в шпионской деятельности, тем самым сохранив ему жизнь, дополнительный квест — раздобыть волшебное зеркало великого чародея доктора Ди, которое позволяет видеть будущее.

Заключительный этап — Париж 1789 года, здесь Трефа должен попытаться изменить историю и обеспечить успешное бегство Людовика XVI и Марии-Антуанетты от восставших революционеров, для этого ему на выбор предлагаются три ключевые точки. В то же время настоящий Фауст не дремлет, он отчаянно жаждет занять свое место в испытании и преследует Мака буквально по пятам, осложняя и без того нелегкое положение авантюриста. На мой взгляд, авторам удалось передать в образе подлинного доктора истинно фаустовский дух — непокорный, деятельный, себялюбивый и не находящий покоя. Несмотря на негативные черты характера Фауста, мне он показался симпатичным своим бешеным стремлением к цели, тем, что он не сдается в любой, даже безвыходной ситуации и всегда готов бросить вызов авторитетам. Мак Трефа также неплохо отыгрывает свою роль обычного человека с улицы, оказавшегося в неординарных обстоятельствах. Аззи Элбуб, активно действовавший в первом романе, здесь отодвинут на второй план — возмущенный тем, что интересы Тьмы доверили представлять Мефистофелю, он пытается играть в свою игру, заподозрив то, что подмена Фауста Трефой была неслучайной.

К сожалению, в этой книге отсутствуют верный слуга Аззи горбун Фрике и не по годам смышленая девочка Бриджет, я ждал, что они появятся, но напрасно. Зато дополнительный элемент случайности придает присутствие гнома Рогнира, который мстит Аззи за всё плохое и регулярно вмешивается в планы рыжего демона. Одним из самых интересных персонажей второго плана стала бывшая ведьма Илит, которая, как мы помним по первой части, расставшись с Аззи, перешла на сторону Света и теперь в своем благочестии стремится переплюнуть Папу Римского. Женские персонажи также представлены Маргаритой и Еленой Прекрасной, которые фигурировали в драме Гёте — их характеры получились не такими яркими на контрасте, ограничиваясь приданной им по сюжету функцией спутниц центральных персонажей. Античная мифология присутствует в большей мере, нежели раньше — помимо появления в сюжете фурий и мойр, целая ветка выделена Одиссею и Ахиллесу, которым предстоит выполнить квест по возвращению Елены в Тартар.

Общая направленность цикла на мифологическое фэнтези сохраняется, однако здесь на порядок больше героики, а ближе к финалу произведение приобретает явные философские нотки. Юмора здесь даже меньше, чем в первом романе, авторы пытаются шутить крайне редко, но пусть лучше уж так, чем пытаться соответствовать жанру и по капле выдавливать из себя типа остроумные перлы, которые на поверку оказываются низкопробным петросянством. На выходе получился крайне яркий, интересный, увлекательный роман — если к предыдущей части у меня еще могли найтись какие-то субъективные претензии, то здесь я даже не могу ни к чему придраться. К переводу тоже никаких вопросов, я читал вариант Н.Б. Шварцманна, и, на мой взгляд, он справился ничуть не хуже Андреева, переводившего первую часть, по крайней мере, во время чтения глаз не цеплялся за шероховатости текста и громоздкие словесные конструкции, как бывает в случае с некачественным переводом. Вообще, могу сказать, что так навскидку и не вспомню за последние годы что-то лучшее в жанре фэнтези, из того, что мне довелось читать, поэтому отметить произведение высшим баллом, считаю свои долгом — авторы просто молодцы, порадовали!

Оценка : 10
«Заповедная зона»
–  [ 8 ]  +

martinthegod9, 17 сентября 2015 г. в 00:08

Рассказ-загадка. Большое удовольствие читать этот рассказ впервые и, не торопясь, как следует поломать голову в раздумиях что же это за планета такая... Требуется немало фантазии, чтобы провести такую аналогию и подключить сюда столь далёкую ассоциацию:)

Этот рассказ схож с другим рассказом автора «Извините, что врываюсь в ваш сон...» Тот же высший пилотаж воображения, то же сверхглобальное и, скажем так, отстранённое восприятие нашей действительности.

Ещё в момент первого прочтения данного рассказа меня чрезвычайно умиляли местные зверушки. Они говорили на чудном и непонятном языке, пели песни, делали акробатические трюки... В общем, просто шокировали меня своей необыкновенностью) А зловещая стальная колонна продолжала стоять посреди острова абсолютно без смысла и без каких-либо предпосылок цивилизации.

Настоятельно рекомендую данный рассказ! Пусть каждый читатель немного погадает и попробует потягаться в полёте фантазии с Великим классиком фантастики Робертом Шекли.

Оценка : 10
«В тёмном-тёмном космосе»
–  [ 8 ]  +

muravied, 03 февраля 2015 г. в 11:35

Блистательно!

Пока лучший рассказ из прочитанных в сборнике «В темном-темном космосе»(2014). Ситуация в которую попадают герои вроде бы и страшная, но герои сходят с ума каждый по своему и это очень забавно. Про влияние абсолютной темноты на сознание человека ещё Азимов писал в рассказе «Приход ночи», а тут ещё и невесомость в придачу. Свихнёшься как пить дать. Один из лучших survival-рассказов Шекли. В одном ряду с «Поднимается ветер» и «Особый старательский»

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 107 108 109 110 111   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх