Майкл Суэнвик отзывы

Все отзывы на произведения Майкла Суэнвика (Michael Swanwick)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 639

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13

«Дочь железного дракона»
–  [ 19 ]  +

Marian, 09 апреля 2010 г. в 11:32

Психоделика? Технофэнтези? Чистый, ничем незамутненный трэш? Киберпанк под маской фэнтези? Роман взросления? Злая пародия... на наш собственный мир? Я не знаю. Эта книга напоминает чем-то аниме — самые шизофреничные, жестокие и откровенные образчики жанра. В любом случае, она вам вряд ли понравится — это вещь настолько на любителя, что большинство читателей, вероятно, пожмет плечами.

Это история девочки-подменыша, укравшей разумную злую машину — железного дракона, сбежавшей с фабрики, где эльфы вовсю эксплуатировали детский труд, учившейся в школе для лесовиц и кикимор, ворующей зачарованные безделушки в торговых центрах, поступившей в университет, где студенты от сессии до сессии живут воистину весело, осваивая секс-как-средство-сдать-лабораторку-по-алхимии, но рискуют угодить в списки погибших, когда приходит зима, а с ней — карнавал безумия, называющийся Десятиной. Это история девочки — нет, уже девушки! — любившей человека, воплощающегося в ее диком мире не раз и не два, но обреченного каждый раз погибать: по ее вине, без ее вины, по вине обстоятельств, девушки, чье тело эльфы похитить не смогли, и поэтому по наркомански жуткому миру странствует ее дух, девушки, уставшей ходить по кругу и улетевшей на эсхатологически настроенном железном драконе сражаться с Божеством, точнее, с Богиней... потому что, если нельзя изменить свою судьбу, можно ее уничтожить — вместе со всем миром и собой. Ну и, наконец, это история девушки, которая...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
умерла и очнулась в палате психушки, в родном мире. Нормальной. И — в будущем — счастливой.

У «Дочери железного дракона» на редкость оптимистичный финал. Но количество чернухи, которое выльется на вас по дороге к нему, превышает среднегодовую норму. При всем уважении к таланту автора — любить эту книгу явно дано не каждому.

Оценка : 7
«Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя»
–  [ 4 ]  +

rusty_cat, 19 марта 2010 г. в 12:38

Читать о развитии американской фантастики в указанный период (примерно соответствующий году моего рождения) было интересно, но по прочтении осталось ощущение разочарования: и что? Вместо литературоведческого анализа тем, художественных средств, сравнения причин, каких-то внутренних механизмов появления и закрепления этих жанров мы получили историю о. Узнали несколько имен. Увидели портреты людей, к месту и ни к месту изображенные автором. И никаких итогов, никаких обобщений, никакой глубины. Т.е. никакой статьи. Никакого «руководства». Постмодернизма тоже никакого. Сумбурный, хотя и не лишенный увлекательности, исторический очерк.

Оценка : 7
«Король-дракон»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 07 марта 2010 г. в 09:23

Странно, необычно, при этом очень атмосферно и образно. Воспринимается — как только немного вживешься в этот мир — совершенно реалистично. Закопали мертвого, выкопали через пару недель живым, разве что без ноги? — правильно, так и надо. Дракон/самолет царствует в деревне? — а кому ж еще? Один человек у другого может высосать болезни? — а как же еще лечиться?

Множество мелких деталей, придающих убедительности повествованию. Объемные, живые герои.

Интересно, талантливо. Обязательно надо читать.

Оценка : 9
«Оловянное болото»
–  [ 10 ]  +

LeMax, 02 марта 2010 г. в 11:47

Крепкая работа ремесленника. Без искры, без новизны, без интересного финала. «Накал страстей» выглядит абсолютно искусственным, герои — вялыми. Истории «под Шекли» хорошо писал сам Шекли, а Суэнвик, пытаясь играть на его (Шекли) поле оказался, извините, в «Оловянном болоте».

Оценка : 6
«Дочь железного дракона»
–  [ 7 ]  +

azi233, 26 февраля 2010 г. в 14:47

Странная,довольно тяжелая для прочтения книга.Колличество непристойных и жестких сцен зашкаливает за все мыслимые пределы.Присутствуют массовые убийства,детальные описания половых актов и прочие вещи,способные отпугнуть среднестатистического читателя. Не могу вспомнить, где еще встречал что-то подобное. Оценка,которую я хотел поставить, во время прочтения колебалась от 6 до 10.В итоге я,все-таки остановился на 8.

Очень понравился нестандартный мир,в котором разворачивается действие романа.Чтобы придумать такое,нужно действительно обладать потрясающим воображением,граничащим с гениальностью,либо, как главная героиня, что-то употреблять.В мире Майкла Суэнвика причудливым образом соседствуют казалось бы несовметимые вещи и существа — Кока-Кола и гномы,итальянская обувь и тролли,гашиш и эльфы.

Централный персонаж романа- девочка Джейн, постепенно взрослеющая и првращающаяся в женщину.Она не вызвала у меня особой симпатии,но тем не менее, наблюдать за ее жизнью было весьма интересно.

Итог: роман мне понравился в основном из-за своей уникальности и самобытности,отличного языка и неповторимого мира,в который иногда хочется вернуться вновь.

Оценка : 8
«Король-дракон»
–  [ 3 ]  +

CHRONOMASTER, 24 февраля 2010 г. в 11:37

Эта повесть меня в первую очередь заинтересовала своим миром, который видно что проработан тщательней чем для простого рассказа, а как для полноценного романа, а то и цикла. Я практически не читал вообще Science Fantasy и Технофэнтези, но эта повесть Суэнвика пробудила у меня интерес к этим жанрам. Не до конца понятно, что за война идёт и между кем, есть смертные, есть бессмертные, но всё это интригует и подпитывает интерес прочитать роман «Дочь железного дракона». В общем повесть-завязка для интресного мира, но и внутренний её сюжет тоже мне понравился.

Отличное знакомство с новым для меня автором.

Оценка : 8
«Мёртвый»
–  [ 8 ]  +

Oswald, 08 февраля 2010 г. в 09:37

Суэнвик как всегда до самозабвения, с большим упоением анатомирует человеческие пороки и страсти. Причем не какие-то возвышенные, а напротив самые мелочные и низменные. Здесь — эгоизм и жажда наживы, которая затмевает для воротил бизнеса абсолютно всё. Забыты последние моральные принципы, осталось только стремление делать деньги. Оказывается на мертвецах тоже можно заработать. И КАК заработать! Неважно, что это в очередной раз (на сей раз фатально) обесценит человеческую жизнь, которой и так цена медный грошик. Пугает здесь на наличие живых мертвецов, а абсолютное бездушие живых людей, которые сами в душе давно мертвы. Единственный живой человек здесь это главный герой. Все остальные мертвецы, либо физически, либо, что ещё страшнее, духовно. Вот такие вот живые мертвецы правят миром. Осознание этого простого факта в финале ввергает в ужас не только героя, но и читателя.

Оценка : 9
«Дочь железного дракона»
–  [ 1 ]  +

scorpp, 06 февраля 2010 г. в 12:29

Все намешано, смысл рассказа не понятен, но цепляет до глубины души своими реалистичными переживаниями.

Оценка : 10
«Кости земли»
–  [ 4 ]  +

Oswald, 11 января 2010 г. в 19:54

Не берусь судить о научной обоснованности авторских теорий о жизни и вымирании динозавров. Но по крайней мере как чистая теория его соображения (если это его соображения) очень интересны. Роман достаточно разноплановый, какой-то основной поток тем и проблем выделить сложно. Тут и состояние современной науки, которая по-большому счёту топчется на месте, пока не возникает неожиданный подарок человечеству в виде путешествий во времени. Тут и тема взаимоотношений между людьми, причём в самом бытовом, приземлённом смысле. Плюс пласт чистой научной фантастики, с перепрыгиванием из одной геологической эпохи в другую и кормлением и отловом динозавров. Правда временные парадоксы, связанные с галлопом по эрам, выглядят не очень логичными и продуманными, но с сюжетообразующей функцией они худо-бедно справляются.

Написано, отрывисто и фрагментарно, темп событий очень скоростной и искривлённую хронологию отслеживать довольно проблематично. По этой причине сперва хотел поставить 7/10, но остановился на 8. В пользу более высокой оценки дело решила финальная сцена. Звучащая на пронзительной, щемяще-грустной ноте, она очень отличается от остального сумбура романа и волей-неволей заставит читателя сбавить набранную скорость и призадуматься.

Что касается жанра, то это по-моему всё ж-таки гуманитарная НФ. Ну нет здесь ничего «твёрдого»; ни тебе бластеров, ни звёздолётов, ни сингулярности. Только люди и их судьба и роль в жизни Земли.

Оценка : 8
«Кости земли»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 10 января 2010 г. в 21:14

«Затерянный мир» Конан Дойля, «Плутония» Обручева, «С ружьем на динозавра» Спрэг де Кампа. После этих историй, любимых с детства, тема человека среди доисторических животных не может оставить меня равнодушным. Поэтому возобновить знакомство с Суэнвиком я решил именно с этого романа. Тем более мое впечатление от «Доочери железного дракона» было очень неоднозначным — сильный автор, но очень уж жесткий, «грязный» для меня.

«Кости земли» оставили очень неоднозначное впечатление. Как ни странно, лучше всего удались автору именно описания жизни в мезозое. Красочные картины жизни динозавров на суше и на море производят впечатление. Порой просто кажется, что действительно сам вместе с героями оказался в меловом периоде или в триасе. Видно, что автор очень серьезно поработал над научным материалом. Идеи же межвидовой коммуникации динозавров весьма интересны и оригинальны. Впрочем, жизнь героев, затерянных в меловом периоде, изображена слишком уж идиллически и безоблачно. Попробуйте загнать на пару лет кабинетных ученых в дебри Амазонки без связи, нормального вооружения и снаряжения и думаю, что с выживанием у них будет и то больше проблем, чем у героев Суэнвика.

С остальным дело обстоит похуже. Система перемещений во времени и временных парадоксов показалась мне слишком надуманной. С момента написания «Конца Вечности» и «Патруля времени» прошло уже 40 лет, а Суэнвик явно не дотянулся до мэтров. Да, в результате получилось несколько очень эффектных моментов, например, когда пожилой персонаж демонстрирует себе же молодому собственный позеленевший от времени череп. Но из-за этих эпизодов узел временных парадоксов затянулся настолько, что автору пришлось уподобиться Александру Македонскому и разрубить этот узел. Неизменные, птицелюди и прочие картины далекого будущего выглядят в романе довольно чужеродными.

Шпионская же составляющая романа не выдерживает никакой критики. Привязка христианских идей к борьбе с дарвинизмом очень надумана. Креационисты-террористы выглядят настолько неубедительно, что вся эта линия выглядит скорее карикатурно. Недаром, автор по сути, бросил ее, так и не доведя до внятного завершения.

Герои романа получились вроде бы и достаточно яркими и вполне реалистичными. Однако, при этом они раз за разом совершают довольно дурацкие поступки. Как, например, такой опытный человек, как Гриффин, позволил Сэлли так обвести себя вокруг пальца? Кстати, со своим отношением к Сэлли автор, по-моему, так и не определился. Очень уж противоречивый получился персонаж. Некоторые ее поступки не могут вызвать ничего кроме отвращения, но автор ей все же явно симпатизирует. Вообще отношения любви-ненависти между главными героями очень противоречивы и неоднозначны и дают богатую почву для раздумий.

Не обошелся автор и без некоторых эпизодов, которые, на мой взгляд, являются совершенно лишними и ориентированы на определенную категорию читателей. Ну к чему было вставлять в роман эпизод с групповым сексом палеонтологов или с эротическими грезами Сэлли? Ведь сюжетом они совершенно не обусловлены.

Тем не менее, несмотря на все эти недостатки, я почему-то поставил за роман 7 и сам этому слегка удивился. Может быть, за хороший стиль автора и увлекательность романа. Может, за красочные картины жизни в мезозойском периоде. А может быть за концовку и удивительное чувство мимолетности счастья, так удачно показанное автором.

Оценка : 7
«Мёртвый»
–  [ 4 ]  +

senoid, 13 декабря 2009 г. в 13:39

Рассказ походит на большой, литературно оформленный бизнес-план. И вот это как раз пугает. На что готов пойти человек, чтобы максимально обогатиться, потратив при этом минимум средств? Как выясняется, человек может пойти на все. В том числе и черпать рабочую силу из могил давно усопших. Когда воскрешение трупов становится реальностью, то у некоторых бизнесменов в голове словно срабатывает тумблер. Вот оно, новое средство борьбы с больничными и отпусками, с мотивированием сотрудников и ростом зарплаты. Рассказ, что называется, на злобу дня. Ведь вокруг нас полно этих самых зомби от Суэнвика — многочисленные нелегалы, орды гастарбайтеров, работающих на «птичьих» правах, которые терпят нечеловеческие условия. Только в «Мертвом» все это возведено в куб. И финал рассказа, когда герой понимает, во что ввязался и чем все это грозит современному миру, оставляет сильное впечатление.

Оценка : 7
«Джек/Фауст»
–  [ 6 ]  +

Oswald, 22 ноября 2009 г. в 17:13

Чем-то эта книга схожа с фильмом Фрэнсиса Копполы «Apocalypse now». Думаю, своим пессимистическим настроем и предчувствием обречённости человечества как вида. «Джек Фауст» тоже насыщен теми же мотивами и флюидами, что и гениальная лента Копполы. В каком-то смысле его также можно назвать групповым портретом человечества, как некогда окрестили критики культовую киноленту Копполы. Все человеческие достижения в романе оборачиваются неизбежным путём к самоистреблению. И корни и истоки этого безальтернативного пути лежат в самой природе человека. Человек у Суэнвика существо бессовестное и корыстное, трусливое и эгоистичное. Очень ограниченное существо. И что бы оно ни делало, как бы ни старалось преодолеть свою ограниченность, все свои достижения в итоге, обращает себе же во вред.

Майкл Суэнвик сумел зайти довольно далеко не только как писатель, но, пожалуй, и как философ и исследователь глубинных мотивов лежащих в основе поведения человека разумного. Неудивительно поэтому, что читая отдельные пассажи из книги испытываешь чувство стыда перед самим собой, за то что принадлежишь к тому же самому биологическому виду.

Каждый герой у него очень достоверен и эмоционально точен. И при это крайне схематизирован. Как робот, чувства которого заменяет программа с чётким алгоритмом эмоций и рефлексов. Эмоции и рефлексы... Вот и всё что движет людьми. Причём доля эмоций не так уж и велика. Основная роль отводится простейшим рефлексам. В чём-то такой подход схож с мнением Ричарда Олдингтона, который в своём романе «Смерть героя» писал, что человечеством управляют два главных страха – смерть и голод. Всё остальное не более чем романтические глупости. Соглашаться или нет с таким подходом? Трудно сказать однозначно… Этот вопрос скорее из области патетики и ответ на него (если он существует) может оказаться не слишком приятным.

В романе, по большому счёту два героя: Мефистофель и весь род людской. Фауст как один отдельно взятый индивидуум является совершенно недвусмысленной персонификацией второго. Ну а Мефистофель, по-моему, абсолютно явно персонифицирует самого Суэнвика, с его презрением к людям. На ум невольно приходит сравнение с «Мостом праха» Желязны. У последнего многовековой духовный опыт пересиливает саморазрушительную инерцию и люди получают шанс. У Майкла Суэнвика ничего подобного нет и в помине. Он просто-напросто отрицает существование такого опыта. Так что и пути к спасению он не видит. Фаусту и всем остальным людям в его лице остаётся надеяться лишь на бога.

P.S. «Джек Фауст» первый мой роман Майкла Суэнвика. Нельзя сказать чтобы он мне очень уж понравился, но пищей для размышлений обеспечил. Именно пищей для размышлений, поскольку он более для ума, нежели для сердца. По возможности, буду продолжать знакомство с этим автором.

Оценка : 9
«Мёртвый»
–  [ 7 ]  +

kkk72, 20 ноября 2009 г. в 12:36

В антологии «Нежить» уже был рассказ на тему «Зомби и политика». А эта история на тему «Зомби и бизнес». Что ж, как писал Маркс, не такого преступления, на которое бы не пошел капитал ради стопроцентной прибыли. Мертвый работник во всех смыслах лучше живого, дешев и нетребователен. И вот уже автор рисует перед нами картины мира, где мертвые повсеместно вытесняют живых, где человеческая жизнь теряет всякую цену. Особенно впечатляет в данной ситуации выбор главного героя, который при этом все понимает, но пытается «попасть в струю».

Нельзя не задуматься и о том, что и сейчас власть имущие считаются с обычными гражданами немногим более, чем с зомби в этом рассказе.

И все же рассказ суховат. Поэтому оценка — только 7.

Оценка : 7
«Кости земли»
–  [ 8 ]  +

Lone Reaper, 14 октября 2009 г. в 02:44

Взяв наугад на книжном развале этот роман до этого не знакомого мне автора, я предвкушал ни к чему не обязывающее чтиво. Но в итоге уже после прочтения первой главы понял, что наткнулся на настоящую жемчужину. В первую очередь — для такого почитателя науки палеонтологии, как я. Чистое удовольствие следить за персонажами, наблюдающими давно вымерших существ. Тут хочется сказать спасибо автору, что главными героями он выбрал палеонтологов — именно они помогают погрузиться в мир, познавший машину времени, своими коментариями (очень точными и подробными) и теориями (очень необычными и интересными) рисуют картины древности и будущего...

Самое интересное, что при всей серьёзности подхода автора, он сумел насытить роман действительно динамичным и интригующим сюжетом. Частое чередование действующих лиц и головокружительные временные парадоксы удивляют и удивляют по мере повествования всё больше, чтобы в конце разразиться действительно сильной (настолько, что может даже вызвать разочарование) концовкой, с не совсем понятной, но явно присутствующей моралью. Красиво, динамично и очень неглупо...

Оценка : 8
«Мёртвый»
–  [ 14 ]  +

Pickman, 29 сентября 2009 г. в 00:18

Сила и слабость хороших научно-фантастических рассказов в том, что их часто можно свести к развернутой метафоре: формально изображая мир будущего (альтернативного настоящего и т. п.), в действительности автор пишет о наболевшем и актуальном. Так и у Суэнвика в антиутопии о зомби, ставших в западном обществе дешевой рабочей силой, аналогом роботов (в азимовском понимании), без труда просматривается сатира на сегодняшний день. Для крупного бизнеса основная масса людей уже сейчас не «простые смертные», а именно мертвецы: пустые головы, в которые можно закачать что угодно, полное отсутствие воли, тупая покорность… При этом — не забывает усмехнуться Суэнвик — вершители судеб и сами ближе к покойникам, чем к живым людям; в рассказе это подчеркивается многими штрихами — от их способа передвижения (Кестлер с его голограммами больше напоминает призрака) до пугающих перемен в их сексуальных предпочтениях. Герой рассказа, взращенный миром корпораций, но сохранивший вопреки всему частичку души, «чувствует себя последним живым человеком». Вот только не тот ли это случай, о котором пел когда-то Егор Летов: «Я — некрофил, я люблю себя»? И надежда на спасение уж слишком походит на ужас…

Оценка : 7
«Джек/Фауст»
–  [ 15 ]  +

квинлин, 23 сентября 2009 г. в 14:48

«В сущности, хорошее произведение искусства даёт материал для обсуждения почти всех взаимных отношений данного типа в обществе. Автор, если он мыслящий поэт, уже сам — сознательно, а чаще бессознательно — принял в соображение всё это. Почему же критик не может раскрыть пред читателем все эти мысли, которые должны были мелькать в голове автора, иногда полусознательно, когда он создавал ту или иную сцену или рисовал такой-то уголок человеческой жизни?»

                                                                                П. Кропоткин

«Может быть, и наступит пора,

Когда хищник не тронет ягнёнка, —

Но сейчас — твоя мать и сестра

Вся во власти любого подонка…»                                             

                                              Жак Нуар

«Я –то — Гусь, а вот за мной придёт лебедь…»                                                         

                                                               Ян Гус

«Ich stehe hier und Ich kann nicht anders — Я стою здесь и не могу иначе»

                                                                                               Мартин Лютер

    Говорят, что мифы и легенды не только отражают характер, суть народа, но и создают идеал для человека, идеал, далёкий, но всё же достижимый. Так можно сказать о цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, идеалах честности, чести, достоинства и религиозного, даже мистического поиска. То же самое применимо и к легендам об учёном Фаусте, едва ли менее известном, чем древний английский король. Наиболее известен «Фауст» Гёте, но существуют и другие, более ранние (и кровавые) литературные воплощения Фауста, искателя знаний. В нём отразилась суть немецкого характера: аккуратность, желание расставить всё по своим местам, упорядочение Вселенной по ведомому лишь одним германцам образцу.

   Гёте вдохнул новую жизнь в легенду о Фаусте, казалось бы, взяв недосягаемую высоту образности и изощрённости повествования, качеству и глубине не только текста, но, что самое главное, подтекста. Однако что сделал один человек, другой захочет — и сможет — превзойти.

    За новое воплощение легенды о Фаусте взялся Майкл Суэнвик, известный неоднозначными, во многом спорными романами и рассказами. Взяв за основу текст всё того же Гёте, Суэнвик по-новому огранил этот драгоценный камень немецкой литературы.

     Перед нами — всё тот же искатель знаний и истины, желающий принести людям новые, чудесные открытия, сделать мир лучше, доктор Фауст. Он тоже влюблён — и, вольно или невольно, на историю мэтра Фауста лёг отпечаток биографии ещё мэтра Гёте — достойный отдельного художественного романа. Призывая беса-весельчака Мефистофеля, желающего гибели Человечеству, Фауст пока ещё идеалистичен, он пока ещё дитя века германской идеалистической философии. Но постепенно, исподволь, Суэнвик добавляет красок в полотно древней легенды — и она из гимна немцев-идеалистов XVIII века становится знаменем немцев-милитаристов века XIX, а затем...Но о том, что же нас ждёт после милитаризма века XIX, сказано будет несколько позже.

    Пока же Фауст стремится подарить миру новые открытия, новые знания, новые чудеса — практически безуспешно. Та Германия только кажется страной, готовой принять передовые знания. Куда там! Ещё не отгремели поединки «кулачного права, только-только в Нюрнберге отменили двоежёнство (да-да, после очередного бедствия практичные нюрнбергцы разрешили двоежёнство, чтоб, значится, демографию-то улучшить), отпылали костры Первой, а затем и Второй инквизиции, ещё нескоро последователи Якоба Бёме будут гореть на далёком Кукуе, и никто даже не предполагает, что Бог умер, а Германия вновь когда-нибудь станет единой. Технологии идут в народ тяжко — все, кроме военных и промышленных. Людям некогда думать о теории относительности или законе сохранения энергии, невдомёк им о супер-струнах и прочем, зато они любят выходить на убийство своих сородичей с хорошей ружбайкой. Неудачи толкают Фауста в Англию, набирающую мощь и вбирающую в себя технические новинки. И вновь — в основном военные или промышленные, остальное им не так уж и важно…

  И вот здесь-то, в Англии, начинается перерождение Фауста: он перестал быть тем самым искателем знаний, он ныне — всё более практик, циник, богач и символ английского могущества. Потоплена Великая Армада, для которой испанцам в реальной истории пришлось закупать гвозди в Голландии. Дымят заводские трубы Ньюкасла и Лидса, рабочие угнетаются и обозляются, возлюбленная подталкивается самим Фаустом, всё более похожим на Мефистофеля, в руки другого. Книга всё более из романа превращается в фантасмагорию — и тем самым повторяет структуру и стиль своего прообраза, поэмы Гёте. В произведении последнего первая, более известная и более простая часть сменяется второю, более философской, образной, хранящей в глубине своей множество символов и аллюзий. Вторую часть понять трудней, чем первую, трудней — но оттого нужней это сделать. В биографии Фауста — жизнь германской мысли, от Якоба Бёме и Канта — к Ницше и далее. Она всё более практична, бесчеловечна и выхолощена, всё более — универсальна, но в рамках лишь германской нации, для остальных эта универсальность обратится гибелью, презрением, уничтожением, обращением даже хуже, чем в рабов, бессловесные вещи, — в сырьё. Между тем, может показаться, что всё это только из-за технологий, принесённых Фаустом, того дара, который обернулся кровью. Нет, машины — это воплощение духа, в основе каждого механизма лежат и идея, и дух. По сути, Фауст как истинный германец ощущает хаос и тьму в изначальном, чувствует иррациональное в мировой данности, он не потерпит хаоса и этой иррациональности, он не относится к этому миру с братским чувством — но хочет упорядочения мира, а для этого хаос нуждается в прикосновении германской руки. Этот взгляд присущ до определённой степени большинству европейских этносов, в которых течёт кровь древних германцев, но преобразившаяся. Машины и технологии — лишь способ преображения, орудия, но не источник этого преображения и не цель его. Мир должен быть преображён — потому и Фауст преображается. Это можно увидеть не только на изменяющихся взглядах его на Человечество, но и во взглядах на человека — его возлюбленную, Гретхен. Суэнвик довольно-таки точно указал на преображение женщины в глазах немцев. Изначально она — существо из другого, более прекрасного, мира, пророчица, валькирия, символ. За обаинение её в колдовстве — смерть ждала самого обвинителя. Но затем — и она должна быть преображена, и будет преображена, оставив за собою только три бюргерские функции Kinder, Kirche, Kuchen (Дети, Церковь, Кухня). Вот и Гретхен преображается — и в этом преображении заложена её погибель, погибель, в коей повинен и сам Фауст, может быть, более, чем кто-либо другой из персонажей романа Суэнвика.

Гретхен гибнет — а что же происходит с самим Фаустом? Он возвращается в Германию, откуда начался его путь, в Нюрнберг, и преображается. Он достигает заключительной стадии триады немецкой мысли: идеалистическая мысль — империалистическая мощь — национал-социалистическая мразь. Фауст видел толпу, скандировавшую его имя, взметавшую руки в фашистском приветствии, размахивающую флагами, где красное поле с белым кругом заключало « в объятия» чёрный кулак, кулак мощи технологии, холода, расчётливости, упорядоченности и бесчеловечности. Фауст видел, как призывает сорвать ту последнюю человечность, что ещё сохранилась в людях, обещая даровать новый мир…

  «Он уже вступил на последний путь. Даже все демоны ада теперь не способы заставить Фауста сойти с него. Сами небеса не в силах остановить его…» — кажется, что вот он, конец мира, обращение Хаоса в Упорядоченное…Только последние строки даруют надежду — «Пусть Бог поможет им! — вскричал он. — Бог да поможет им всем!». Предстоит битва, война, которая виделась современникам самой страшной — и последней в мировой истории.

   Христианский Бог, в которого сам Гитлер не верил, здесь упомянут в качестве символа, символа того, что расчётливости, упорядоченности и бесчеловечности может противостоять лишь человечность, самопожертвование, искренность и вера.

   Фауст Суэнвика ещё не знает, к чему приведут его призывы к обесчеловечиванию, к снятию «маски» человечности с человека. Но он не одинок в этом: многие интеллектуалы, учёные призывали и призывают к этому. Но почему призывают? Зачем? Они просто не думают, не примеряют на себя то, к чему призывают. Для этого им нужно отправиться в прошлое, в 39-45 годы. Пусть почувствуют на себе весь жар объятий Рейха — жар печей, в которых сгорали поляки и чехи, украинцы и русские, белорусы и русины, евреи и сербы, и многие, многие другие. Но если они минуют жар печей — то мне очень хотелось бы, чтобы они почувствовали всю практичность тех, кого так боготворят: пусть они почувствуют, как с них сдирают кожу, чтобы затем пустить на перчатки и чемоданы. Миновали и это? Пусть отправятся на мыловаренные заводы, в которые узников концлагеря отправляли на мыло. Пусть с них живьём будут сдирать волосы, которые после отправляют на вязку канатов и верёвок. Пусть они отправятся на рудники. Пусть они, подобно генералу Карбышеву, будут заживо заморожены в лагере Маутхаузен.

   Пусть они окажутся в числе двадцати пяти миллионов советских граждан (и, особенно, среди трети населения Белоруссии, уничтоженной, расстрелянной, задушенной), пусть окажутся в числе шести миллионов польских граждан, пятой части населения Польши, отправленной на тот свет, или в числе полутора миллионов жителей Югославии. Пусть окажутся на месте жителей блокадного Ленинграда или в сгорающем танке под Прохоровкой. Пусть поймут, что их призыв к снятию покрова человечности — это требование к воврату национал-социалистической сволочи, которая видится Фаусту в финале романа — и которая в реальности приходила на нашу Землю.

  И всё же те технологии, что принесёт Мефистофель через Фауста в мир, окажутся никуда не годными: они проиграют. Проиграют человеку и человечности, тому, чего нацисты понять так и не смогли. Люди победят нелюдей. Люди.

      «Бог да поможет им всем!»…

   Да услышат они, люди, эти слова суэнвиковского Фауста, и пусть никогда он не вернётся в мир…Да не придётся снова пережить этот катарсис…

Оценка : 9
«Яйцо грифона»
–  [ 9 ]  +

cat_ruadh, 13 сентября 2009 г. в 01:01

Повесть очень хороша, однако где-то с середины не оставляет ощущение, что это несостоявшийся роман. (Как потом оказалось, так и есть: уже просился наружу «Железный дракон»...) В повести поставлен ряд очень непростых вопросов: выживание лунной колонии в условиях изоляции от Земли, влияние корпораций на международные отношения, последствия излишней автоматизации военных систем, не говоря уже об экологии, биологическом оружии и, наконец, эволюции человеческой психологии. С автором хочется спорить о предложенных путях решения некоторых из этих проблем.

Поскольку этот замысел так и не развился в роман, персонажи довольно схематичны. Похоже, это единственный недостаток повести, но именно в повести он простителен. Поставил бы 8+, но плюс некуда вставлять...:-)

Оценка : 8
«Дочь железного дракона»
–  [ 26 ]  +

ArtemT, 23 августа 2009 г. в 10:27

Трешево-пародийное название, дух киберпанка, антураж фентези — и при всем при этом книгу не отнесешь ни к каким устоявшимся стилям/жанрам. Это не стеб, не «подросток с помощью драконьего искусственного интеллекта борется с эльфийскими корпорациями» и не «подросток со своим другом-драконом показываем власть имущим, где зимуют кибернетические волколаки». Суэнвик и в создании мира, и в построении сюжета, действует абсолютно свободно и раскованно, не поддаваясь стандартным схемам и ожидаемым поворотам.

Завязка такая: героиня — похищенная из дому девочка по имени Джейн Олдерберри — решает бежать с фабрики драконов (пилотируемых боевых машин с самосознанием), где она оказалась в рабстве после похищения. И так ее жизнь не сахар, а тут еще она узнает, что в будущем из нее сделают «автомат» по рождению полукровок — драконами могут управлять только существа с человеческой кровью. Побег ей удается, и она до поры до времени (дракону нужен ремонт) начинает ходить в школу в каком-то небольшом городке... Никакой «трогательной дружбы» между девочкой и драконом не начинается; как и положено летающей электронно-магической сволочи, он относится к ней крайне жестко, просто как к инструменту для достижения своих целей.

«Дочь Железного Дракона» — извращенный роман взросления, хотя какой мир, такое и взросление. Здесь шпана — это ночные упыри: «Была поздняя ночь, и упыри вместе с прочей нечистью повылезали наружу из канализационных люков. Они собирались небольшими компаниями у фонарей или торчали в подъездах. Молодой вурдалак нагло взглянул на Джейн, дожевывая чей-то палец, и выплюнул косточку как раз в тот момент, когда они проходили мимо»; а элита — развращенные и безжалостные эльфы: «Этот Гальяганте!.. Джейн, когда мы танцевали, он такое мне говорил! Такое! Я не ханжа, ты ведь знаешь, но такое!.. Про рыболовные крючки и... — Она не договорила». К ведьмам там ходят, чтобы узнать о методах контрацепции, секс помогает в алхимических ритуалах, в дорогих ресторанах топят лошадей и нюхают кокаин, одногруппницы умирают от передозировки, в модных бутиках продаются перчатки из девичьей кожи.

В этом мире и растет Джейн — заканчивает школу, поступает в университет, влюбляется, теряет возлюбенных, видит во сне мать, промышляет магазинными кражами, кто-то использует ее, кого-то использует она и т.п. Роман очень захватывающий, сюжет не отпускает, большинство сцен выписаны так ярко, как будто сам являешься их очевидцем. Однако не знаю, стоит ли после предыдущего абзаца говорить, что книга весьма мрачная =). Не вся она напичкана чернухой и порнухой, как может показаться из всего вышеперечисленного, но вполне хватает... Однако лично я не считаю это недостатком, здесь все работает на главную идею, выраженную очень мощно и убедительно. Идею о том, что самое главное в жизни — разорвать навязанный порочный круг, освободиться от чужой выморочной власти, вырваться из адовой колеи...

Формулируя кратко, скажу так: жесткая и подавляющая книга с сильным и жизнеутверждающим финалом. Я уже не смог от нее оторваться после одного эпизода — Джейн во сне, вызванном ритуальной магией, оказывается за обеденным столом со своей матерью. Проснувшись, она обнаруживает, что сжимает в руке ложку, которую взяла со стола во сне. На ложке выбиты странные, непонятные героине руны:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

IKEA

Stainless

Made in Korea

Оценка : 9
«Древние механизмы»
–  [ 6 ]  +

Beksultan, 24 июля 2009 г. в 15:59

Начало рассказа было многообещающим, но где-то в середине текста я уже понял, про какую такую Еву толковал старик. В итоге прочел рассказ, просто как интересную зарисовку-размышление на тему возможности вечной жизни для живого организма. Было очень познавательно.

«...я понял, что смерть является неотъемлемой частью жизни. Похоже, так записано в основополагающей программе. Очевидно, что природа стремилась предотвратить заполнение Вселенной стариками» — :-))).

Не понравилось то, как старик отнесся к меху. Сбил с него конечно немного спеси, но когда твой создатель, которого ты считаешь полубогом, вот так вот неожиданно рушит цель всей твоей жизни... Жестоко! Но рассказ запомнился.

Оценка : 8
«Лето с трицератопсами»
–  [ 18 ]  +

Beksultan, 24 июля 2009 г. в 09:41

Казалось бы, тема временных парадоксов вычерпана досуха, так нет, оказывается, есть еще возможность прочесть хороший рассказ на эту тему. Помимо отличной и оригинальной идеи, рассказ Суэнвика понравился мне лиризмом, доброй атмосферой, мягким и неспешным повествованием. И, конечно же, замечательная попытка писателя донести до читателя все очарование ситуации, когда перед вами на шоссе появляется стадо трицератопсов. И романтик, глубоко затаившийся в душе, оживает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дочитав примерно до половины рассказа, я подумал, что герои обречены, и временный парадокс приведет к гибели всего мира. Да и герои, наверное, тоже так думали. По крайней мере, они вели себя соответствующе. Но автор плавно, без чернухи и запугивания, привел к счастливому разрешению проблемы. И я был только рад этому.
Также понравилась история любви, и связь ее развития с временным парадоксом. Рассказ понравился, буду искать другие произведения автора

Оценка : 9
«Дочь железного дракона»
–  [ 32 ]  +

Мисс Марпл, 22 июля 2009 г. в 19:35

В чем разница между фантастикой и так называемым мейнстримом? Где проходит та хрупкая граница, которая позволяет различать эти понятия?

Что считать фантастикой? Строго ограниченную рамками того или иного направления прозу?

Согласно всем канонам, причислить «Дочь железного дракона» к фантастике довольно-таки трудно. Это один из самых необычных и психоделических романов, которые мне приходилось читать.

Впрочем, начинается все вполне благопристойно. Маленькая девочка, похищенная в детстве высокомерными эльфами, трудится на фабрике по производству железных драконов. Единственное, о чем она мечтает — свобода, возможность вырваться из плена собственной судьбы, ведь единственная функция взрослых человеческих женщин в этом странном и гротескном мире — рожать, рожать и еще раз рожать эльфам полукровок, которых сразу же отбирают у матерей. Только те, в чьих жилах течет человеческая кровь, могут управлять железными драконами. И девочка-подменыш решается на дерзкий шаг — похитить одного такого дракона и улететь навстречу свободе...

Так начинается один из самых талантливо написанных и вызывающих глубочайшее отвращение романов современной литературы. В нем нет места логике и чувству прекрасного. Отбросьте все предрассудки и штампы и готовьтесь к худшему. Наслаждайтесь шедевром.

Одна из самых интересных авторских находок — сочетание несочетаемого. Психоделика граничит с фотографической точностью деталей. Возвышенное — с отвратительным и мерзким. Безупречная холодная логичность — с полнейшим абсурдом мироустройства. Чувства — с стальной отстраненностью.

По сути дела, это история одной девушки. Все — мир, остальные герои, фабула — подчинено её метаморфозам. Роман делится на четыре части, четыре круга ада, по которым автор водит Джейн, Сорри, фату Джеану, наконец. Героиня из вполне себе честной, почти миядзаковской девочки превращается в воровку, шлюху, убийцу. И, самое главное, никогда не вызывает омерзения. Поневоле читатель всегда оказывается на стороне девушки. Весь остальной мир оказывается еще гаже, еще отвратительнее её. И гонка начинается снова.

Один из хрестоматийных образов романа — Спиральный замок, обиталище Богини. Композиция романа — самая настоящая   спираль. Каждый раз, переходя на другой виток, другой уровень, Джейн теряет почти всю связь с предыдущими. И каждый раз повторяется одна и та же ситуация. Ведь в первую очередь это роман о любви.

В каждой из четырех историй девочка, подросток, студентка, молодая женщина встречается с Тетигистусом, мальчиком-Иглой, вечным возлюбленным. Каждый раз перед ней один и тот же выбор (а точнее, его отсутствие), один и тот же финал. Любящий и любимый, Задира-Питер-Пак-Ракет должен умереть. Умереть, прокладывая путь к свободе Джейн. Умереть, потому что она попыталась его спасти. Умереть, потому что иначе умерла бы она. Умереть, потому что она его убила. Снова и снова, снова и снова...

С Тетигистусом напрямую связан идейный пласт романа, а точнее, четырехуровневый идейный пласт. Да-да, авторский посыл также строго подчинен спиралевидной композиции. Во-первых, прежде всего книга напоминает старый недобрый киберпанк. Связки человек-система, верхи-низы, анархия-тоталитаризм будто напрямую перекочевали из киберпанкровских манифестов. Джейн борется за свободу. Прежде всего — за свободу от предопределенности, за свободу от собственной судьбы. Каждый раз, оказываясь в одной и той же ситуации, она не имеет выбора. Её борьба — борьба против того, что карты в колоде изначально мечены, против фатализма. И противник у неё соответствующий — сама Богиня...

Далее Джейн внушают, что богини попросту нет. Идейный посыл резко поворачивается на 90 градусов. Теперь нам предлагают вариант, в котором Джейн сама во всем виновата. Её действие бездействие запускает цепочку причинно-следственных связей и в конечном счете уничтожает все, что ей дорого. Нет высших сил, человек в ответе за свою судьбу. Сам. Один против неба.

И снова резкий поворот. В финале нам открывается истинная мотивация всех событий, истинная идея автора...Любовь — это Бог. Бог — это Любовь. Каждый раз, в каждой истории Джейн видит вокруг себя лишь боль, страдание, мерзость, грязь, смиряется с ней, живет по её законам. В романе нет семьи, доброты, простых человеческих чувств, материнской любви, заботы...Может показаться, будто автор и сам живет в мире тьмы и злобы. Будто он не верит и дарит всем и каждому это неверие. На самом деле, главная идея романа как раз в том, что несмотря на все то, что существует в современном мире, всю пошлость и грязь, любовь есть. Горе нам, ибо мы не хотим её видеть. В каждой истории Тетигустус олицетворяет собой бескорыстную Любовь, истинный свет и, в конечном итоге, Божественное начало.

А все та гадость, отвратительные сцены, похоть, грязь, убийства, вся эта беспросветная тьма, которая вязким покровом обволакивает читателя с первой страницы, привнесена автором лишь для пущего контраста между ней и светом. Проблема в том, что Джейн (читай — мы все) не хотим поверить в существование бескорыстности, любви, теплоты. Мы боимся её. Не доверяем ей. Считаем её мифом, красивой сказкой, созданной чтобы хоть как-то смириться с окружающей нас тьмой. И в итоге своими сомнениями и недоверием губим её. Сами. Но свет всегда остается где-то там, впереди, недосягаемый для неверующих.

В конечном итоге все вокруг, весь мир, придуманный автором, подчинен одной цели — привести Джейн к этой любви. И дракон, и вечная соперница (еще один кочующий образ, антагонистичный по своей природе Тетигистусу-любви), олицетворяющая единственный выбор, сделанный Джейн — недоверие, и мальчик-тень, и Город, и весь мир — сама Джейн. Её внутренний мир. На самом деле она...

Итог: А вот теперь решайтесь — в чеп отличия между фантастикой и мейнстримом. Какой вариант толкования финала вам больше нравится? К тому направлению и относится этот многогранный, глубокий роман, в котором Любовь граничит с непристойным «траханием» (по другому не выразишься), красота — с уродством физическим и духовным...Лучше всего роман характеризует один из самых запоминающихся образов произведения — Джейн, косящая под эльфийскую соплюшку в разваливающихся кроссовках и дизайнерских брюках. Джейн — это глубокая и многогранная личность. Соплюшка — форма романа, где кроссовки — немногочисленные отвратительные эротические сцены, граничащие с откровенной порнографией, а дизайнерские брюки — хлесткий, сочный язык автора и безупречная композиция. Однако этот очень необычный роман далеко не всем придется по вкусу...

Рекомендация: Очень высокая, но сильно, очень сильно на любителя.

Вызывает ассоциации с: Такое чувство, что самое место роману — в «Альтернативе» или «Book Revolution»

Саундтрек: Chop Suey от System of a down. Идеально передает все чувства, возникающие при чтении.

Оценка : 8
«Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя»
–  [ 0 ]  +

ganglery, 21 июня 2009 г. в 02:50

Киберпанк нелюблю, но эссе показывающее становление очередной «Новой волны» прочитал с большим удовольствием

Оценка : 9
«В традиции...»
–  [ -1 ]  +

ganglery, 21 июня 2009 г. в 02:44

Блистящая работа, благодаря ей познакомился с такими прикрасными авторами как Бенкс и Краули

Оценка : 10
«Вакуумные цветы»
–  [ 5 ]  +

ganglery, 21 июня 2009 г. в 02:40

Роман крайне незрелый, сюжет рыхлый и невнятный, до таких шедавров как «Дочери железного дракона» и «Пути прилива» ещо очень далеко.     В принципе, можно нечитать

Оценка : 3
«Джек/Фауст»
–  [ 5 ]  +

necrotigr, 16 июня 2009 г. в 19:33

Скажу сразу — я не люблю Суэнвика. Я не отрицаю его талант и необычный взгляд на некоторые вещи, просто думает он как-то совсем по-другому, и это вызывает у меня антипатию:-)

Однако в этом романе практически ничего необычного нет. Описание черноты человеческой души, которую невозможно осветить даже при помощи электрического света — это уже было, да возьмите любую НФ-книжку: люди через нуль-пространство летают, а всё равно подлости совершают, убивают друг друга и предают. Паровозами и броненосцами в Средневековье тоже не удивишь. Ненавистью к роду человеческому — а в словах Суэнвика сквозит просто ненависть — тоже не удивишь, современные романы, у Минаева, например, этим просто пропитаны. И сильнее всего эта ненависть — от лица Мефистофеля — пробивается в сцене побега матроса из трюма, топчущего лицо своему другу — самая сильная сцена в романе.

Таким образом, «Джек/Фауст» — это просто добротная альтернативная история / антиутопия.

Оценка : 7
«Путь Прилива»
–  [ 10 ]  +

Konst, 09 июня 2009 г. в 00:07

В какой-то момент появилась мысль, что эта история что-то очень напоминает, но только из «другой оперы». Оказалось

фильм Ф.Ф. Копполы «Апокалипсис наших дней» (или если кому угодно, его литературный первоисточник, роман Дж. Конрада «Сердце тьмы»).

Судите сами. Главный герой, представляющий официальную правительственную организацию технологически высокоразвитой цивилизации, отправляется на отсталую планету поиски опасного и полулегендарного преступника.

Для выполнения своего задания ГГ приходится все глубже и глубже погружаться в мир чуждой ему культуры, основанной на совершенно иных принципах морали и логики межличностных взаимоотношений.

Не правда ли, похоже?

Особой похвалы заслуживает литературный прием, посредством которого Суэнвик подчеркнул чуждость ГГ миру Миранды. Ни разу в книге автор не назвал имени ГГ, лишь по его функции — Чиновник. Но при этом, ГГ (рука не поднимается написать «чиновник») показан не бездушным винтиком системы, а живым человеком. Хотя он и поглощен своим заданием, но оказывается способен на благородные поступки, чувства, изменение своих убеждений в отношении обитателей Миранды.

Символично и противопоставление «колонизаторов» и «аборигенов» в виде противостояния ГГ с его арсеналом выскотехнологичных средств и Грегорьяна, в совершенстве владеющего магическим искусством. (магии не в фэнтезийном смысле, а как пути равития психических способностей личности, как способа влияния на сознание).

P.S. ^_^^_^ Чемоданчику как отдельному персонажу.

Оценка : 9
«Вакуумные цветы»
–  [ 16 ]  +

Konst, 06 июня 2009 г. в 23:36

Хороший, добротный киберпанк.

На обложке книги приводится цитата одного американского критика: «Не Гибсоном единым жив киберпанк». И правда, «Вакуумнные цветы» очень гибсоновский по духу роман: мир больших корпораций и «маленьких» людей; трущобы и маргиналы; перепрограммирование личности, поставленное на коммерческий поток; искуственный интеллект и коллективный разум целой планеты и т.д.

Отменно проработанный многоплановый мир будущего, мир развитых информационных технологий, которые являются для человечества то ли благом, то ли проклятием. Вот, пожалуй, и все, что можно занести в актив «Вакуумных цветов».

Лично меня роман ничем не зацепил. Быть может, потому, что 2/3 вдохновения, отпущенного автору на эту книгу, он потратил на создание этого самого киберпанковского мира будущего, обделив при этом сюжет и персонажей. В итоге, во-первых, отсутствует внятный сюжет. Где-то между 100-й и 150-й страницей неизбежно возникает вопрос: «А будет ли еще что-то кроме беготни наемников могущественной корпорации за главной героиней?» А, во-вторых, потенциально интересная идея поисков героиней истинной себя между двумя личностями, прошлой и настоящей, также не получила должного развития. И все эти спорадические экзистенциальные переживания у меня как читателя ответного эмоционального отклика не вызвали.

ИМХО «Вакуумные цветы» без особых потерь для себя вполне можно и пропустить при знакомстве с творчеством Суэнвика. Эта книга гораздо слабее «Дочери железного дракона» и «Пути прилива».

Оценка : 7
«Дочь железного дракона»
–  [ 7 ]  +

Alexandra, 05 июня 2009 г. в 22:02

«Дочь железного дракона» — это книга явно не для каждого любителя фэнтези. Особенно непривычна, а то и неприятна она будет тем, кто жаждет легкого и комфортного чтения. Мир, придуманный Суэнвиком, столь красочен и столь густо населен весьма колоритными персонажами, что с непривычки это может вызвать головокружение. А натуралистичные описания секса и насилия у кого-то непременно вызовут тошноту. Кто-то сочтет, что роман излишне психоделичен, жесток и мрачен. Поклонникам «дивных эльфов» будет в этом мире особенно неприятно.

По приказу высокородных эльфов в этом мире похищаются дети смертных. Здесь на улицах города можно встретить разных сказочных разумных существ и неразумных тварей, но каждый десятый из них, независимо от видовой принадлежности, обязательно погибнет во славу Богини. Здесь соседствуют телевизоры и магия, небоскребы и алхимия, а драконов собирают на заводах. Но, несмотря на весь свой кажущийся эклектизм, этот мир совершенно непротиворечив, он обладает своеобразной внутренней гармонией и, по замыслу автора, весьма органично складывается с нашей «низшей» реальностью в единую вселенную.

Множество второстепенных деталей и персонажей могут запутать и отвлечь читателя от главной героини, глазами которой он видит все «красоты» чужого мира. Но по мере взросления героини, по мере того как она познает мир и продвигается в социальной иерархии с самого дна до практически самой вершины, все сильнее становится чувство, что иная реальность не что иное, как наша собственная, только перевернутая в каком-то немыслимом кривом зеркале.

А может быть все это только привиделось в больном воображении Джейн, прикованной к больничной койке?

Оценка : 9
«Между небом и землёй»
–  [ 3 ]  +

uai, 23 мая 2009 г. в 23:29

Такое ощущение, что автор действительно имел опыт внетелесных путешествий — как всегда, очень реалистичное повествование. Может, он время от времени в астрал выходит? или ему уже доводилось умирать? За правдоподобность — 10. Но все-таки, мир тонких материй в исполнении Суэнвика — нечто, вызывающее во мне не совсем приятные переживания. ???

Оценка : 6
«Древние механизмы»
–  [ 0 ]  +

Mandor, 19 мая 2009 г. в 10:47

Прямо скажем, перспектива дожить до тепловой смерти Вселенной, представляется просто чудовищной... Но, с другой стороны, кто их поймет, эти машины? Трудно что-либо еще сказать о рассказе... читайте, вполне интересно и даже где-то актуально... наверное...

Оценка : 8
«Машины бьется пульс»
–  [ 5 ]  +

Mandor, 19 мая 2009 г. в 10:43

Хороший такой рассказ, правильный. Чистой воды НФ. Не вижу смысла пересказывать содержание или проводить псевдоанализ, право слово, это лишнее. Надо просто взять и прочитать, получить удовольствие, только и всего.

Оценка : 10
«Дочь железного дракона»
–  [ 5 ]  +

Mandor, 19 мая 2009 г. в 10:36

Фантасмагория, условность, характеры... Кривое зеркало с каким-то безумным преломлением, в котором отражается и трансформируется повседневность. Тонко выведенные персонажи и строго дозированое действие, которое просто завораживает, хотя иногда подавляет: героев просто выворачивая наизнанку, перекручивает, видоизменяет. Не могу однозначно сказать понравилось ли мне эта книга, но безусловно, она обладает некотрой, почти магической, силой притяжения, которая не позволяет просто забыть и отложить ее в сторону не дочитав до конца...

Оценка : 8
«Вакуумные цветы»
–  [ 7 ]  +

Mandor, 19 мая 2009 г. в 10:17

И-эх, не люблю я киберпанк, но иногда хочется чего-то эдакого... слава богу не часто. :-))) Странноватое ощущение, когда логика происходящего постоянно куда-то ускальзает. Какая-то расфокусировка действия. Что любопытно — в общем и целом все понятно, но детали... детали неуловимо расплываются. Как-то неочевидна мотивация сиюминутных поступков героини. Трудно сказать, такова была идея автора, хитрости перевода или мое состояние рассеяния...

А вообще, неплохо и образ такой безумно романтичный — вакуумные цветы.

З.Ы. в сравнении с другими произведениями автора, разница не замечена... в том смысле, что все если не превосходно, то вполне «на уровне«! Редкость для нашего безумного мира....

Для довольно непредвзятого читателя... Эта вещь явно для интеллектуального осмысления... в отличии от простого, «тупого» прочтения...

Оценка : 7
«Хронолегион»
–  [ 4 ]  +

dio, 14 мая 2009 г. в 11:36

Фантастов всегда интересовали вопросы: «Что и кто будет после человека» и о путешествиях во времени, вот и Суэнвик высказался на эту тему. Его теория будущего небезинтересна, но автору не удалось довести ее до логического конца. Во второй половине рассказ становиться сумбурным, а конец вообще отдает легкой бредовостью.

Оценка : 7
«Джек/Фауст»
–  [ 6 ]  +

shickarev, 13 мая 2009 г. в 23:53

История Фауста имеет много литературных воплощений. Теперь к числу авторов, обращающихся к этому персонажу, среди которых Кристофер Марло и Иоганн Гете, добавился еще один – Майкл Суэнвик. Именитый автор интеллектуальной фантастики и раньше обращался к классическим темам (например, в своем романе «Путь прилива»).

На сей раз он не спрятал действующих лиц и сюжет в сложных аллюзиях и скрытых цитатах, а просто переложил известную историю на новый лад.

Фауст Суэнвика заключает свой договор не с дьяволом, а с существом из иной вселенной, находящейся на более высоком энергетическом уровне, да и предметом сделки становится не душа человека, а судьба человечества.

Критическая традиция называет основной идеей «Фауста» Гете поиск смысла человеческого существования и цели социальной истории. Тот Фауст соединял древнегреческую и средневековую мифологии, обращаясь к традиции в своих мятежных исканиях.

В книге Суэнвика речь идет не о философских вопросах познания, а о результатах практического применения знаний и такая трактовка наиболее адекватна проблемам современности. Писатель неслучайно подчеркивает значение Фауста не как ученого, а как изобретателя и техника.

Фауст ускоряет естественное развитие науки и техники, проходя путь от усовершенствованных каретных рессор до создания сети железных дорог, дредноутов и промышленных холдингов на протяжении жизни одного поколения. При этом Суэнвик, следуя основной канве сюжета, привносит в нее соответствующие изменения. Отбросив мифологических богов и персонажей, он заменяет языческие оргии Вальпургиевой ночи наркотическими галлюцинациями и щедро вводит в книгу приметы современности.

Научная и технологическая акселерация, показанная в романе, делает наглядным изменение общественных устоев в процессе перехода от феодализма к индустриальному обществу. Авторская оценка фаустовского стремления к познанию и преображению мира разительно отличается от взглядов двухсотлетней давности. Научно-технический прогресс способен облегчить, но не улучшить жизнь человечества. И незавидная судьба мира подчеркивается трагедией и деградацией самого Фауста. В финале книги Фауст обращается за спасением — не собственным, а рода человеческого — к Богу, однако, в отличие от классической драмы Гете, его существование в этом мире не постулируется.

Влив вино старой истории в меха нового времени, Суэнвик создал произведение, близкое как к классическим образцам «фаустианы», так и к собственным художественным вершинам.

Оценка : 8
«Яйцо грифона»
–  [ 10 ]  +

Nog, 30 апреля 2009 г. в 20:16

Признаться, удивлен столь негативными отзывами и сравнительно низкой средней оценкой. Великолепным я этот рассказ тоже не назову, но, по-моему, он как минимум очень хорош. Главный минус его в том, что Суэнвик ужал в размеры большого рассказа содержание целого романа, из-за чего появились такие неприятные вещи, как недоработанные сюжетные линии и фактически лишние эпизоды. Именно это не дает поставить рассказу более высокий балл. Но восьмерки по справедливости он заслуживает за интересные идеи (забавно, кстати, что подряд идут два рассказа, поднимающих тему «моделирования» человеческих эмоций, впечатлений и мыслей), увлекательный сюжет и неплохо описанные декорации Луны.

Оценка : 8
«Скерцо с тиранозавром»
–  [ 3 ]  +

Mandor, 27 апреля 2009 г. в 11:21

Интересный рассказ... Интересный в том смысле, что почему-то автор решил сделать его отдельным произведением. Не могу понять, что помешало ему развить и вставить эту идею в роман «Кости земли». На самом деле, читая «Кости земли», я все время пытался понять чего в нем не хватает, какой неуловимо-ускользающей детали — не хватало драмы! И вот она, пожалуйста... Ну, да так или иначе, получилась совсем незаурядная самостоятельная вещь, которую можно так же рассматривать и как дополнение к роману. Автор вложил сюда немало подтекстов, смыслов... и, конечно, название очень, очень подходящее, во всех отношениях.

Оценка : 8
«Кости земли»
–  [ 6 ]  +

Mandor, 27 апреля 2009 г. в 11:05

Хороший темп повевствования, интересный язык, интрига, перемещения во времени, динозавры... налицо все составляющие для приятного погружения в добротную научную фантастику. Трудно сказать насколько оригинальные идеи в области палеонтологии предлагает автор, как дилетанту мне было просто интересно ознакомиться с ними. Что же касается физики, то здесь было довольно сложно разобраться в объяснении механизма временных парадоксов и в конце концов, я отказался от идеи понять их логику, подозреваю, что она далека от совершенства, впрочем, на качестве романа это совсем не сказывается, не в том суть, как говорится. Итак, мы имеем приятную книгу для приятного чтения, не потрясающую воображение чем-то оригинальным, но вполне добротную.

И обязательно читать «скерцо с тиранозавром» — это логическое продолжение, ИМХО, неотделимое от данного повевствования!

Оценка : 8
«Вакуумные цветы»
–  [ 21 ]  +

drogozin, 11 апреля 2009 г. в 09:01

В этом относительно малоизвестном романе Суэнвика перед нами – грандиозная картина заселённой людьми Солнечной системы. Будущее средней дальности.

Вотчиной людей как биологического вида являются космические трущобы, базирующиеся возле астероидов и спутников планет. Мегаполисы в невесомости, где блестящие анклавы корпораций соседствуют с нищими фавеллами всякой рвани.

Планета Земля больше не место жительства человека. На этой территории обитает грандиозный коллективный разум, полученный путём объединения сознаний миллиардов жителей Земли в коллективный непостижимый интеллект со своими целями и задачами.

Величайшим достижением и главной бедой нарисованного яркого мира являются технологии воздействия на личность человека – психопрограммирование, которое как водится имеет две стороны. С одной стороны ты можешь в две секунды стать специалистом в любой области (кто об этом не мечтал), но ничто не мешает превратить тебя в послушного любому указанию робота, раба для сексуальных развлечений или профессионального убийцу. На народном Марсе путём психопрограммирования было создано самое настоящее коммунистическое общество – огонь в глазах, серость вокруг и тяжёлый ежедневный труд (и никто не протестует; добровольно и с песней).

Жмущиеся по окраинам Солнечной системы остатки человеческого вида мечтают уйти к звёздам, убраться подальше от опасного соседа, а земной гиперразум жаждет вырваться из плена планеты, т.к. его нельзя дробить на части. Ключом и средством реализации мечтаний обеих частей человечества является двойственная личность по имени Ребел Элизабет Мадларк, созданная за пределами Солнечной системы, в самой структуре которой заложен секрет, который позволит вырваться из плена.

Разумеется она становится целью борьбы самых разных группировок. Как она найдёт свое место, кто победит в этой борьбе и как от этого поменяется мир – об этом написано в книге.

Нельзя не отметить, что роман сюжетно довольно сумбурен и концы с концами сведены не слишком хорошо и логично, по стенам развешено много нестреляющих ружей. Но это не отменяет колоссально интересную идейную основу, мощный потенциал которой также не был до конца реализован.

Итог: Второй роман Суэнвика и первый по-настоящему удачный является прекрасным образцом глубокой идейной космооперы с киберпанковскими мотивами, который можно настоятельно рекомендовать поклонникам Hard SF, которые от книги в первую очередь требуют идейного НФ наполнения.

А что же есть Вакуумные цветы? Эти милые космические сорняки, которые никак не удаётся полностью вывести. Я думаю не нужно объяснять этот изящный образ, под которым понимаются конечно люди, выживающие и приспосабливающиеся к любым условиям.

Оценка : 8
«Оловянное болото»
–  [ 3 ]  +

valkov, 31 марта 2009 г. в 00:40

Рассказ очень понравился. Здесь есть все составляющие успеха: высокие технологии, психологическая подоплека, нешуточный параноидальный накал. Суэнвик рассказывал точно отмеренныи порциями, удачно держа мой интерес и не перенасыщая, постепенно раскрывая причины и детали.

Оценка : 8
«Дочь железного дракона»
–  [ 11 ]  +

Konst, 08 марта 2009 г. в 17:54

Книга не для массового читателя, а, скорее, для любителей неординарных жанровых экспериментов.

Такое впечатление, что Суэнвик просто взял и вывернул на изнанку традиции фэнтезийной литературы.

Что мы имеем:

1. Мир, населенный традиционными фэнтезийными народностями и мифологическими персонажами (гномы, эльфы, драконы, пикси, горгульи и пр.), магические ритуалы. Нормально? Нормально. Да вот только мир пережил эпоху индустриализации и, например, драконов теперь собирают на заводах. Вдобавок, при всей причудливости и сюрреалистичности этого мира, в нем (от деталей быта до межличностных отношений) безошибочно угадывается западное потребительское общество.

2. Обучение магическому искусству в колледже, а-ля гаррипоттер. Нормально? Нормально. Да вот только никакой добродушной атмосферы Хогвартса. Учебное заведение, в которое попала Джейн, больше похоже на школу-интернат для трудных подростков. Однокашники и преподователи сущие звери, причем как в прямом, так и переносном смысле. И даже с уверенностью и не скажешь в каком больше. Десятина — ^_^, недостижимая райская мечта наших преподов, которых достали студенты-оболтусы.

Если говорить о динамике повествоания: отличное начало, немного скучноватая середина и неожиданный, как правильно уже заметили, диковский финал. Первая книга на моей памяти, которую хочется сразу же перечитать, зная концовку.

Оценка : 9
«Лето с трицератопсами»
–  [ 12 ]  +

tevas, 01 марта 2009 г. в 14:26

Сначала подумал, что рассказ слабый для Суэнвика, но послевкусие и сама идея накатили на меня. В исполнении этого автора любая даже самая простая идея обретает глубину,а в данной ситуации заставляет задуматься о времени, о случае. Ведь от случая много зависит в жизни, и, к счастью, в нашей жизни нельзя еще сделать откат назад, нет своих точек восстановления как в Windows...

Оценка : 8
«Яйцо грифона»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 21 февраля 2009 г. в 18:08

Как сказал сам автор, он собрал для повести много научного материала, часть которого так и не использовал. Жаль, может быть, получилась бы приятная книга. А так... Понамешано все в кучу. Многие сюжетные линии не завершены. Что именно случилось на Земле — не уточняется. Великие перспективы обновления психологии показаны туманно. В происходящем на Луне тоже много неясностей. Героя похищают, угрожают — и больше об этих похитителях ничего не говорится! Любовные истории заканчиваются трагически. В принципе, для меня такая манера изложения иногда даже является плюсом — в конце концов, в жизни тоже не всё раскладывается по полочкам. Но здесь таких «белых пятен» больше, чем нужно.

Мне, как не психиатру, осталось непонятным противопоставление шизофрении и паранойи, хотя авторы-фантасты нередко объясняют подобные вещи если и расходясь с действительностью, то по крайней мере внятно. Не слишком вырисовалась в воображении картинка террас лунного города, так захватившая автора. Может быть, если бы ее поместили в книге, было бы проще представить все эти туннели, лифты, водопады. Не сомневаюсь, что зрелище красивое.

Оценка : 7
«Джек/Фауст»
–  [ 4 ]  +

duke, 15 февраля 2009 г. в 13:59

Двоякое впечатление получил от этой книги. С одной стороны, тема романа раскрыта полностью. Суэнвиковская идея, точнее, его интерпретация средневековой истории о чернокнижнике, совершенно понятна. И я ее полностью разделяю. В концентрированном виде она декларируется в проповеди, которую читает главный герой в церкви сразу после победы над чумой, впервые используя радиосвязь. Речь эта – пожалуй, лучшее место в книге. Смысл ее глубок, а эмоциональный посыл велик. Я проникся.

С другой стороны, писатель значительно отступил от «канонического» (для меня – гетевского) текста. Не буду его за это упрекать, каждый пишет так (и о том), как считает нужным. Но неизбежны сравнения, и если рассматривать чисто литературные (художественные) достоинства, то Суэнвик сильно проигрывает своим предшественникам-гигантам (имею в виду, прежде всего Гёте и Т. Манна, других историй про Фауста не читал). Наверное, сравнивать так некорректно, но все же…

Я, например, совершенно не понял из текста «Джек/Фауста», почему Маргарита осталась в тюрьме. Не понял, почему Фауст, вынужденный скрываться в Англии, не настоял и не взял любовь-всей-своей-жизни с собой. Объяснения автора меня совершенно не удовлетворили. Кроме таких алогичных действий/поступков (а я их насчитал с десяток), не показалось мне убедительным и само превращение главного героя в беспринципного аморального монстра. Рваный ритм повествования, который мне тоже особо не понравился, ругать не буду — это дело вкуса. А вот язык, должен признать, хорош и даже очень. Переводчик не подкачал (а ругать редактуру АСТ давно уже надоело).

Мое имхастое резюме такое: книга специфическая, на любителя; даёт больше уму, нежели сердцу; прочитал – не пожалел, но перечитывать точно не буду. Как и рекомендовать ее широкому кругу читателей.

Оценка : 7
«Джек/Фауст»
–  [ 7 ]  +

tevas, 01 февраля 2009 г. в 20:12

Замечательная книга! Роман оставляет ощущение безысходности, но в то же время заставляет задуматься о смысле жизни не сколько одно человека, а всего человечества в целом. Бездумная, слепая погоня за техническим прогрессом не приведет ни к чему хорошему, бездумное поклонение деньгам приведет к ужасным последствиям. Этой мыслю пропитана каждая строчка этой книги, что немного коробит, но, увы, Суэнвик в этом плане прав на 100 %. Невысказанные мысли миллионов людей, но нас миллиарды, и мало кто думает о глобальных последствиях.

В этой книге собраны все грехи человечества, все пороки, все их последствия. Суэнвик был не первым и не последним, кто их описал, воссоздал их. Будут и другие, я уверен, но этого так мало, для того чтобы предотвратить те ужасные последствия, что грозят человечеству.

Неужели мы все, как Фауст продадим душу Дьяволу? Будем безропотно следовать его заповедям? Не хочется в это верить... Единственный положительный герой этой книги — Маргарита (Грэтхен), вот ее действительно жаль, она отдалась идеям Фауста, доверилась ему, он же ее предал. Предал самым бесстыдным образом, сделал своей марионеткой и марионеткой Дьявола, за что сам и поплатился, потеряв Любовь и покой навеки.

Книга-Предупреждение, Книга-Отражение-Человечества. То Отражение, которое мы можем изменить, но захотим ли?...

Оценка : 8
«Джек/Фауст»
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 26 января 2009 г. в 18:02

Леди и джентльмены,

«Джек/Фауст» — это очень изящное, странное произведение, жутковатое в своём бичевании науки и людей, этой самой наукой занимающихся. Любой импульс к развитию цивилизации, по сути своей, есть ни что иное, как ящик Пандоры для всего человечества. Трагизм происходящего так и сковзит из каждой строчки, и, читая роман, действительно понимаешь, что во многом знании много печали. Сатира, сарказм и душевный надрыв пронизывают поступки героев, их реплики, диалоги в целом, даже смерть...

Единственное, что слегка испортило впечатление — это редактура, вернее, даже, полное ее отсутствие.

Такие дела

Оценка : 10
«Джек/Фауст»
–  [ 4 ]  +

SIN, 20 января 2009 г. в 12:17

Начал знакомство с автором именно с этого романа, т.к. попросту единственное, что смог из Суэнвика достать. С первых же страниц ужасно затянуло, сама идея, и вообще интересно читать вариации на тему «что бы было если...». Но конец мне показался совершенно скомканным и смазанным из-за временных дыр в повествовании, а так же тотальной безысходности, ощущения катастрофы и плохого конца... Хочя чем может кончить человек, продавший душу дьяволу?

Оценка : 7
«Король-дракон»
–  [ 3 ]  +

J0kerS, 05 января 2009 г. в 21:06

Произведение очень понравилось, спасибо fl, читал по его рекомендации. С начала мне показалось, что повесть похожа на техномагию Перумова, но это не так. Это нечто особенное, в мире Уилла есть и магия и механика, и они сосуществуют очень гармонично. Я поверил в этот мир, жаль, что погружение в него было кратким.

В этом творение есть все и любовь и боль и предательство, и все показано очень реально. Главное в нем есть человек с большой буквы, маленький мужчина. Уилл относиться к тому типу людей, которые продвигают науку и творят историю, не смотря ни нечто.

Аплодирую Майклу Суэнвику стоя.

Оценка : 10
«Дочь железного дракона»
–  [ 23 ]  +

drogozin, 22 ноября 2008 г. в 08:57

Когда кто-то вечером садится за компьютер и хочет написать рецензию на книгу, какой вопрос он задаёт себе в первую очередь?

За редким исключением этот краеугольный вопрос касается главной корневой идеи, основной мысли, цели книги; того, ради чего она была написана.

Кто-то скажет, что роман о взрослении человека, о его месте в мире, о поиске этого места. Возможно.

Как автор это реализует? Им создаётся невероятный, невозможный и бесконечно враждебный мир. Мир населён на первый взгляд невероятными существами, у которых есть рога и хвосты и страшные рожи из ночных кошмаров Гильермо дель Торо. Но приглядевшись, становится понятно, что один зелёный чёрт – вылитый ваш сосед по общежитию, такой же наивный сексуально озабоченный лопух. Красная рогатая кикимора говорит точь в точь, как ваша двоюродная сестра. Она в душе совсем не плохая, просто толстая и в очках, ей не хватает внимания и она обозлилась на весь свет.

Не совсем ровно, но логически последовательно Суэнвик открывает суть мира чертей и железных драконов глазами сначала маленькой девочки, затем девочки-подростка, и наконец почти взрослой девушки. Это очевидный ход, ведь где и как проще всего показать всю боль и радость, всю красоту и подлость, где у нас были самые большие наслаждения и самые жестокие разочарования? И по мере проникновения ты понимаешь, что это наш мир, наша жизнь. И переживание первого сексуального контакта, первая потеря, радость успеха и горечь одиночества ни капли не меняются от добавления к картине эльфов – бессмертных наркоманов и жестоких стальных драконов. Не уменьшаются, но и не делаются глубже.

Тогда становится ясно, что все названные выше мысли – и взросление и поиск места и предназначения – тоже антураж, как гномы с вурдалаками, антураж второго уровня, идейный антураж. А осевой мыслью, и главным красным стержнем и смыслом романа является идея о человеке и людском сообществе, которые остаются и останутся собой в любом месте и обстановке. Будут влюбляться в урановых рудниках Венеры, обижать своих близких людей в садах Атлантиды, любить своих детей в постъядерном мире и виртуальной реальности. И подлость и мелочность свою никуда не денут даже в потеряном раю.

А дракон в книге скорее символ, чем действующее лицо, квинтэссенция и средоточие сущностей и движущих сил общества людей. Локальный сгусток энтропии, непокорности и обиды.

В автографе на моём экземпляре «Дочери железного дракона» Майкл Суэнвик написал «May your life be free of dragons». Вряд ли оно так получится. Да и незачем.

Оценка : 8
«Вакуумные цветы»
–  [ 8 ]  +

nightingle, 29 сентября 2008 г. в 15:57

Как и всегда, Суэнвик прячет основную мысль за деревьями — детали, детали, детали. Суэнвик — гуманист, человек у него сохраняет человеческое. И пусть люди сравниваются с космическим сорняком — вакуумными цветами — они неприхотливы, всеядны и приспосабливаются ко всему, но так же и прекрасны.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13



⇑ Наверх