fantlab ru

Игорь Николаев «Ойкумена»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Ойкумена

Роман, год (сетевая публикация); цикл «Ойкумена»

Входит в:

— цикл «Ойкумена»




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Корнет, вы женщина?!»

Как-то даже странно, что я про этот цикл ничего не написал, он же прочно прописался в моём топ-10 любимого. И пока что это единственная книга в этом списке, не вышедшая в бумаге. Фиг знает, к чему это ремарка, кому это комплимент, или упрёк, но оно вот так.

Так получилось, что я несколько лет читал ЖЖ Игоря Николаева, ничего не комментировал и с книгами не знакомился. Благодаря ЖЖ знал, что в данный момент в работе некое «девочковое порно» в сеттинге, похожем на «Ведьмака». «Девочковое порно» вызывало одновременно любопытство и установку — «ну наверняка же не моё, времени жалко». Но в какой-то момент любопытство пересилило.

И вот тут нужно сразу предупредить суровых мужских мужиков, читающих только про себя — главная героиня тут — женщина.

...

Все? Они ушли? Можно продолжать?

Жалко мне их (на самом деле нет). Баба-автор, баба на обложке, баба — главная героиня — сразу в топку не читая — сколько вы годноты не видели из-за своей странной упёртости.

Перед нами попаданка в магический мир. Попаданцев я не люблю, но, приступая к «Ойкумене», не ожидал тут штампа (его и нет), из-за которого не люблю их, а именно — скучного нагибания нагибатором всего и вся и унылого технического прогрессорства в исполнении человека, который не демонстрировал инженерных достижений в «первой» жизни. А также нереалистично-быстрой легализации, характерной для большинства представителей жанра попадания в прошлое. Но тут не прошлое, а другой мир, который, как заявлено в аннотации, медленно и печально выгребает к свету цивилизации после Катаклизма, убившего местную «античность» вместе с процветавшей магией. Она осталась, но сильно потеряла в распространённости и доступности.

И в этот мир проваливается главная героиня, девушка лет около 18-19. Проваливается весьма реалистично (учитывая сюжетную броню для главной героини, естественно) — всё вокруг пытается её сожрать, убить или сотворить пугающее неизвестно что. Она не говорит на местном языке (это прекрасно), практически не способна постоять за себя и на первый взгляд не обладает никакими полезными знаниями или навыками, которые придали бы её хоть какую-то ценность. Но на второй взгляд местных, таковые всё же находятся — не забитые тяжёлой работой женские руки с развитой мелкой моторикой и кое-какие познания в медицине, полученные от деда-медика. При этом медицинского образования у неё нет, но чтобы несколько удивить аборигенов пока знаний хватает. Впрочем удивление не так уж и велико.

Задачу выжить в самое экстремальное время после попадания Елена выполняет, начинается процесс легализации. Занимает он несколько месяцев, приходится сделать таймскип, поскольку автор разумно не бросает героиню в приключения сразу, что смотрелось бы крайне нереалистично. При этом уделяется внимание её психическому состоянию — девушка же у нас из уютного мира с мамой и папой попадает практически в ад. Кто-то ещё не ушёл, когда я выше предупреждал? Тут будут ненавистные вам девачковые страдания. А как вы хотели? Я вас уверяю, тут бы и мужских было не меньше, если мы про реализм, а не сказки про нагибаторов.

Елена живёт в многомесячном стрессе и отчаянии, не раз думает наложить на себя руки. И то, что она в такой ситуации душой тянется вовсе не к окружающим мужчинам, среди которых, почему-то не образовалось принца-защитника, у меня не вызывает никаких вопросов. Кто-то слышал, что у Николаева главная героиня лесбиянка? Это для вас отвратительно, да, книгу в топку? Если ещё кто-то сейчас ушёл — прекрасно. Оставшиеся подумайте — а так ли этот поворот нереалистичен. Ну и спойлер вам — о женщинах Елена будет не весь цикл думать. В какой-то момент подумает и о Римской империи.

Но вот, наконец, начались приключения. Длились они в первой книге не так уж долго, но подарили нам шикарную тайну, над разгадкой которой в комментах размышляют лучшие умы человечества.

Тут и первая книга подошла к концу, началась вторая и вот здесь нам подвезли главные крючки для ловли зазевавшегося читателя. Начинается то само порно, сунул-вынул-убежал.

Фехтовальное.

А вы о чём подумали?

Книга первая подарила нам отполированные до зеркального блеска средневеково-медицинские заклёпки. Учитывая, что автор не медик, остаётся только шляпу снять перед уровнем проработки.

Книга вторая, «Высокое искусство», дарит нам шикарный насыщенный фехтованием текст. Третья книга и далее все эти достоинства будут преумножать.

Во второй книге цикл выбирается из тёмной сырой норы на простор, далее расправляет плечи и начинается отличное эпическое фэнтези, со множеством героев, дворцовыми интригами, тайнами и бодрым мордобоем, масштаб которого непрерывно нарастает.

Книги цикла вычитаны, язык богат, автор эрудирован, аллюзии и пасхалки в количестве.

Дабы не предъявляли, что автор отзыва продался Николаеву за 25 рублей, упомяну и о недостатках.

Что лично мне не понравилось. Очень мало показано прошлого Елены. Причём я вовсе не жду, чтобы там в начало напихать 10 глав ей жизни до попадания, но она очень мало вспоминает прошлую жизнь. Чаще всего деда, благодаря которому у неё есть ненулевые медицинские познания. Очень-очень редко родителей. Но у неё как будто вообще не было друзей. Воспоминания её о прошлой жизни довольно утилитарны.

Мир выглядит необжитым, ему очень не хватает 100500 топонимов, упоминаемых персонажами. Например в том же «Ведьмаке» или «Гамотроне» в тексте упоминается намного больше топонимов, чем герои посетили локаций. Ещё бы туда мифологии подкинуть. А употребление слова «фемина» наоборот, сократить. Последнее, конечно, вкусовщина, тут уж не настаиваю.

Я выше говорил, что не люблю технических прогрессоров. Я инженер, на производстве 25 лет и в таковых не верю. А вот почитать про социальных мне очень интересно. И цикл «Ойкумена» движется именно в направлении социального прогрессорства, с жирными намёками, что общество ожидают тяжелейшие потрясения, каковые были и в нашей реальности.

Будем посмотреть, жду с нетерпением. Скоро обещают пятую книгу.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущий оратор забыл упомянуть одну пикантную деталь: Видимо для уравновешивания образа «боевого пидараса» главная героиня в свою очередь является может и не боевой, но вполне активной лесбиянкой. И это ж-ж-ж не просто так, а служит мотором головокружительных страстей и событий. ИЧСХ, мордобой в книжке, как правило, разнополый, а вот секс ... В общем читать интересно, но не сопереживательно, что и требуется от коммерческой развлекушки.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя автор сам пишет о первоисточниках его вдохновения — «Сапковский + Darkest Dungeon» — я бы повел речь о немного других ассоциациях.

В первую голову это сталкерство и Зона, который как ни маскируй XV-м веком — будут они именно сталкерством и конкретно Зоной.

Во вторую — попытка сделать историю про попаданца-Сварога не в гламурно-пастельных формах, но в брутально-реалистических. То есть сказочный мир, где все необычного понатыкано под каждым кустом, и есть самые фантастические сочетания технологий, но здесь и сейчас у вояк в руках мечи, а не пулеметы.

Дальше автор сообразил, что тысячепервый мужик, суровый и небритый, который шляется по зоне за «Профитом», пусть даже с мечом — интересен разве что узкой аудитории. Потому мужика превратил в барышню-попаданку. И немедленно оседлал конфликт между штампами женского фэнтези и ожиданиями от мужского. А именно — как будет вести себя попаданка, будет ли она удачливой неубивайкой или плаксой, а есть ли у неё способности к колдовству и т.п...

Чтобы жизнь медом не казалась, одного из центральных персонажей, сурового «бригадира», под началом которого попаданка огребает свою долю приключений — автор фактурнейшим образом обозначил как лицо нетрадиционной ориентации. То есть как «боевого пидараса». Причем, как гласит известный анекдот, «в хорошем смысле» — бригадир всегда отдает долги, адекватен обстановке и мыслит вполне здраво. Тем более, что иногда автор вкладывает в уста бригадира свои собственные сентенции — отчего тот резко становится философом.

Получается, первая рабочая лошадка, на которой выехал текст — это «ералаш» с образами.

Вторая — вполне традиционный «спектакль» с описанием-узнаванием нового мира, попыткой зачерпнуть из исторических источников, найти незатасканные образы и т.п. Тут реализм и консультации (автор начинает книгу с благодарственного списка) делают своё дело, читать местами интересно.

Третий конь в упряжке — темп развития событий. Там где читать неинтересно, там увлекательно и динамично.

Теперь о проблемах.

Понятное дело, что просто «барышня с айфоном» там бы не выжила. Потому помнится ей дедушка, который много чего рассказывал о полевой хирургии. И сама она немного фехтованием увлекалась. Фехтование не пригодилось (усмешка автора), «руки девушки оказались ее капиталом. Чувствительные, не 'забитые' многолетней работой до потери мелкой моторики, но в то же время достаточно сильные» (потому стала работать в аптеке). Отлично себя показал навык умножения в столбик.

Но проблема образа — в том, что автор не желает до конца смотреть на мир глазами девушки из современного города. Громадное количество сравнений, характеристик, образов и деталей, которые барышня могла бы припомнить — начисто отсутствуют. Я не требую, чтобы в голове у неё был модный бутик, но из прошлого она вспоминает практически только полезные и правильные в данный момент вещи. Её собственной биографии в нашем мире — не чувствуется.

Очень большие вопросы к тому, как тот мир мог восстанавливаться после катастрофы, что там было, каковы допустимы уровни расхождения технологий и т.п. Но я читал только половину текста в бесплатном доступе — а будет ли написана вторая... Потому скажу, что нестыковки, мягко говоря, присутствуют.

И, главная проблема, это вторичность.

Вещь более чем откровенно написана в качестве коммерческой, потому автор не стал рисковать, да и сроки поджимали — не будет же он 100500 лет сидеть над одним проектом? Смачная боёвка и подробности исторические есть — а чего еще ждать?

Итого: книга выглядит куда лучше, чем продолжения «Сварога». Как фантастический боевик — свою роль исполняет.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх