Андрей Кокоулин «Раб»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «14-я фантЛабораторная работа» > цикл «Внеконкурсное состязание (14 конкурс)»
— цикл «14-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (14 конкурс)»
— журнал «Мир фантастики №2, февраль 2018. Том 174», 2018 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, July-August 2019», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-14 // Первое место (Золото) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
muravied, 7 января 2018 г.
Тут ломали копья, мол, фантастика это или нет. Во-первых я считаю, тут самое фантастичное, что один человек будет служить другому просто так, без угроз и без страха наказания. Когда был произведён ритуал с тыканьем лба слюнявым пальцем и сработал мистический механизм, то Ромка сразу стал подчиняться. Я знаю детей, я много с ними общаюсь. Ни один ребенок не будет подчиняться просто так без кнута или пряника. Не слушаться, а именно подчиняться. Сначала всегда должен быть кнут. Поэтому это фантастика, господа. Во-вторых написана история мастерски, вроде 18 страниц, самый длинный на конкурсе, но был проглочен залпом. Один из трёх лучших на ФЛР-14
bbg, 11 декабря 2017 г.
Отличный рассказ. Задуматься требует. Что заставляет человека подчиняться тогда, когда это не требуется? И что заставляется вставать наперекор, когда обстоятельства требуют подчинения? Тема, непременно, есть. Всё понравилось. Буду болеть за.
osipdark, 1 июля 2018 г.
Вот наконец сделал то, что надо было совершить уже довольно давно *явно до того, когда отправил свою заявку на текущий конкурс*. А именно прочитать некоторые произведения, победившие или усердно сражавшиеся на ранних и минувших фантлабораторных конкурсах рассказ. И начинаю я свое знакомство с 14 по счету конкурса и его победителя, занявшего первое место. Андрей Кокоулин «Раб».
Что и сказать? Действительно, произведение Кокоулина с некоторой сложностью можно классифицировать как фантастическое. Не знаю, возможно главный конфликт рассказа, затянувшуюся игру, которая давно перестала таковой быть (выйдя за все разумные рамки), и можно выдать за некоторое фантастическое допущение. В конце концов, если понимать, что начало сюжета лежит во временах Советов, то выходит почти фантасмагорическая, сюрреалистичная и абсурдистская ситуация. Почему-то вспомнился термин «турбореализм», а-хах. Так или иначе но основной базис повествования можно, пусть и с тяжестью в сердце, но классифицировать как фантастический. Но не так важна жанровая определенность произведения, как само же произведение. «Раб» выглядит довольно живым и ярким текстом. Звезд на небе не ловит, но читается очень гладко и с настоящим интересом. Дополнительную силу рассказу прибавляет тема нахождения свободы самого себя и воли. Некоторая социализация экс-раба, перемещение подневольного человека в мир господ.
Так что очень недурное произведение вышло в итоге. Другое дело, что оно не совсем чтобы фантастика, хотя тема конкурса выполняется. Совершенно другое дело, что прочих кандидатов на первое место я еще не читал. Что касаемо финала «Раба», скажу под конец, я не считаю его слишком мягким и т.д. Надуманным. Нет, мне, например, при чтении не хотелось увидеть от «освободившегося» главного героя повторного погружения в мир не просто подневольный, но по-настоящему страшный, где он может по приказу садистского дурня вырезать свою семью и т.д. Нет, концовка логичная. Рабы ведь не восстают тогда, когда ничего не имеют, пусть и говорят иначе. Вот когда раб что-то приобретает, то отдать это он уже не сможет. За что-то свое он уже будет бороться.
harrybook, 9 декабря 2017 г.
Странный расказ. Вроде и написано грамотно, сюжет есть, герои, а в финале как-то всё смазалось. Будто бы автор иссяк, не смог дотянуть. Где трагическая развязка, где кровавое восстание?
И где фантастика, автор? Тема прослеживается слабенько, условно.
44 т.зн. слишком длинно для такого сюжета.
grell, 16 декабря 2017 г.
Необычная история и хорошо рассказанная. Только вот, осталось под вопросом – можно ли это назвать игрой. И рассказ нефантастический.
Lunetta, 11 декабря 2017 г.
Рассказ и правда хороший. Хорошо написан, хорошо читается. Есть смысл.
О многом заставляет задуматься. Все таки очень важно воспитывать в себе силу воли.
Рада, что все же так закончилось. Это правильно.
Единственное здесь опять нет фантастики, нет игры.
Но хороший рассказ.
A.Ram, 18 декабря 2017 г.
Когда я начинал чтить, я думал: сколь прекрасен этот писатель в безудержной своей грамотности! Сколь чист и леп глазу его текст! Прям руку приложить не к чему. Но чем дальше я забирался в сюжет, тем сильнее дорогой писатель налегал на всякие излишества, что не могло не сказаться на буковках. В итоге я не доловил блох, вспотел где-то на серединке.
«открывала для взгляда мальчика тайную, соблазнительную темноту под тканью»
для четвероклашки, 10-11-летнего пацана, та темнота может соблазнить разве что чудными зверушками в тамошних джунглях, но про учительницу мы с вами такое подумать не можем, ведь это же учительница
«А отец всыплет ремнем так, что неделю у него садиться на пятую точку точно не получится»
где у отца эта пятая точка, на которую нельзя неделю садиться?
«Каким-то образом, женским чутьем Натка сразу поняла, что Ромка – человек всецело от Генки зависимый, и стала относиться к нему, как к прислуге, вещи, предмету мебели, забавной и одновременно жалкой безделице»
такое оно, женское чуттё – какой-то образ, а не чуттё; чертовски точный инструмент при этом, чуттё это – враз всё понимает и начинает относиться как к прислуге… не, к вещи… не, к мебели… не, к безделице… б-Ъ, выбери уже, чуттё!
«Ромка становился свидетелем жадных, влажных поцелуев на подоконниках, неловких движений, рук, лезущих под юбку, к нижнему белью»
как щаз помню, когда я в детстве целовал подоконники и лазил девицам под юбки, то меньшее, что меня там интересовало – это нижнее бельё, цель была чуток другая
«Что-то упругое, выпуклое, похожее на пупырышек щекотнуло кожу»
15-летний парень, пусть раб, пусть долбодятел, но не знает термина «сосок»? что же там за пупырышек, быть может, мегапрыщ? быть может, она заразная?
«Геннадий, так нельзя, – замечал пролетом выше его отец, волоча кадку с каким-то растением»
«замечал» — прошлое повторяющееся, то есть папа делал это ценное замечание, периодически пролетая выше с волочковой кадкой?
«Все-таки странный у нас сын, – замечал отец.
Он окончил школу»
этот папа тоже умеет удивить – сам окончил школу вместе с сыном, а странный не он?
«Самураи кончали с собой, выбирая смерть, делая харакири, а кто-то становился ронином, неприкаянно слоняясь по своим японским островам»
редкий самурай выберет харакири, ибо это большой такой позор на его бритую голову (ведь харакири – это сильно неудавшееся сеппуку), но с другой стороны, я бы согласился на ронина, ибо давно мечтаю послоняться по собственному острову, хотя бы и японскому
«покладисто замирал рядом с ней на диване»
диваны – они такие, коварные! иногда на них удаётся покладисто покласться, иногда посидисто посидеть, а иногда – фиг там, покотисто или пособачисто уже развалилось
В целом рассказ очень понравился. Особая его сила – в работе с героями, замечательный класс. Разве что финального Генку я бы не стал так принижать, ибо этим вы принизили и подвиг Ромки. В остальном – супер. И я искренне желаю дорогому писателю успешно опубликовать этот рассказ (после чистки) в каком-нить реалистическом журнале, ведь в фантастическом, конечно, навряд ли.
SAM77, 12 декабря 2017 г.
Рассказ вполне нормальный, психологический. По сути, игрой здесь является условно принятый Ромкой сценарий, согласно которому он принял правила, предложенные Генкой ещё в раннем детстве. так Ромка и стал рабом. В дальнейшем всё только усугубляется, психологическая зависимость от подчинения становится всё более выраженной. Язык рассказа хорош, герои живые. Всё бы ничего, но финал какой-то «технический». Избавление от рабства мне показалось немного надуманным или условным. Армия, затем семья — и вот Ромка почти избавился от зависимости, при встрече с Генкой , правда, она вернулась, но потом произошёл некий выверт, который я, правда, не совсем понял.
Почему-то кажется, что рассказ написал Chessman.
ZetsuKyon, 20 декабря 2017 г.
Прекрасный рассказ. Написан изумительно, тема тоже есть – игра в раба как двигатель сюжета. Вот только где же фантастика? Повиновение гг вполне можно списать на психологию, а не на мистические силы Генки. Я не пожалел, что прочитал Раба, но до самого конца ожидал фантастику и так сурово обломился.
Итого имеем расчудесный рассказ, непонятно почему участвующий в фантастическом конкурсе. 6/10 только за реализм, переведи автор действие хотя бы на другую планету или мир, было 10/10. Автор, не промахивайся конкурсами!
видфара, 29 декабря 2017 г.
Фантдопа нет от слова совсем! Тема не раскрыта за отсутствием игры как таковой. Отношения «раб-хозяин» предполагают не оппонентов, а скорее антагонистов…
Написано крепко. Человек-робот постепенно превращается в Человека, по капле выдавливая из себя раба. И окончательно освобождается, когда не убивает (вопреки символизму)… Рассказ годный, но тут он случайный гость. И только поэтому оценка средняя.
li_na_bali, 11 декабря 2017 г.
Злой, неприятный, человеконенавистнический рассказ, довольно сильно оторванный от жизни. Понятно что такие мрази по жизни встречаются, но хотелось бы историю правдоподобнее.
Видимо, написан был давно и совсем не на конкурс.
Angvat, 11 декабря 2017 г.
Гном проходит контрольные пять страниц в поисках темы или хотя бы фантастики. Прошел. Не нашел. Ушел.
ЭлсиВВ, 9 декабря 2017 г.
Брр… От рассказа неприятное послевкусие. Игра очень условно, ну очень. А фантастики так и вовсе нет.
Сава Кено, 13 декабря 2017 г.
Рассказ прекрасный. Читается на одном дыхании.
Но... Автор, какое отношение он имеет к Фантлабу?
На мой взгляд — никакого.