Айзек Азимов «Лжец!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Новая модель робота РБ-34 (Эрби) неожиданно обрела способность читать мысли людей. С роботом работали, пытаясь разобраться в этом феномене, четыре человека.
Каждый из них просил робота открыть для него сокровенную тайну других людей.
В 1987 году этот рассказ был экранизирован в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 12 («С роботами не шутят»). Роль Сьюзен Келвин исполнила Наталья Назарова, роль робота Эрби — Борис Плотников.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— журнал «Astounding Science-Fiction, May 1941», 1941 г.
— сборник «Я, робот», 1950 г.
— антологию «Human?», 1954 г.
— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.
— антологию «Doorway Into Time», 1966 г.
— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.
— антологию «Mind to Mind», 1971 г.
— антологию «Histoires de robots», 1974 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 3 (1941)», 1980 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— журнал «Robur 10», 1985 г.
— сборник «Мечты роботов», 1990 г.
— антологию «Space Movies II: Classic Science Fiction Films», 1996 г.
— антологию «Histoires de robots», 1997 г.
— антологию «Глубина. Погружение 25-е», 2020 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kedens, 10 апреля 2011 г.
Если подумать гипатетически — то идеальное решение для робота — это «односторонняя» работа, которую в него запрограммируют по типу того, что было описано в «Хороводе» — действие по кругу. Иначе, в любом правиле, будут находиться изъяны, тем более если их придумает гениальный, мудрый и одновременно мелочный и продажный Человек.
В целом читал совершенно не отрываясь! Такой потрясающий фильм возник в голове, который можно было бы придумать по этому рассказу. Одновременно стало не по себе. Я обычно, читая фантастику, невольно примеряю сюжет на себя. Очень не по себе стало — живёт рядом с тобой такой робот и знает совершенно всё. Как гениально сказал сам ЭрБи в конце: «Ваши мысли находятся на поверхности головного мозга, а я вижу гораздо глубже».
И конечно совершенно гениально закончила конфликт робота и его способностей сама Сьюзан Кэлвин:
С одной стороны конечно робота жалко, а с другой стороны — как мы видим, ничего хорошего не получилось бы из этого.
astoun, 28 июля 2019 г.
Отличный рассказ, причем не столько о роботах, сколько о людях, их несовершенстве, страстях и страстишках
Тут многие упрекали Сьюзен Келвин в том, что она ведет себя неподобающе крупному ученому. Да, разумеется, Сьюзен — целый доктор наук. Но вместе с тем — слабая влюбленная женщина, а в подобном состоянии людям свойственно совершать глупости. Этим она и подкупает, а если бы делала все безошибочно, то сама стала бы похожей на автомат. А изощренная женская месть в концовке — просто блеск!
Farit, 20 апреля 2012 г.
Один из лучших рассказов цикла. Это своего рода идеальная научная фантастика — мощная фантастическая идея, полностью в рамках науки, но при этом — в центре стоит человек. Правда раскрываются в нем не особо приятные стороны человеческой натуры. Робот здесь — своего рода зеркало, отражение не лица, которое мы научились держать «в рамках», но мыслей, которые пока еще полностью нас «выдают».
Изображение получилось во многом неприглядным. Поэтому конец очевиден. Как там у Сапковского — говорящие зеркала бывают или лживыми или разбитыми.
GBV, 15 сентября 2009 г.
Ещё один интересный рассказ Азимова на тему трёх законов роботехники. Здесь автор обыгрывает тему нанесения роботом морального вреда людям, рассказывая им неприятную правду и формально нарушая, таким образом, первый закон. Понятно, что робот, который умеет читать мысли людей, будет их обманывать, лишь бы людям стало от этого лучше, а то, что после раскрытия лжи от этого будет только хуже — то этого роботам, наверное, не понять. Приятно было читать, как вечно холодная и рациональная Сюзен так обломалась из-за робота в обычном человеческом деле :lol:. Мораль — держите глаза открытыми, доверяйте своим чувствам и не верьте кому попало.
artem-sailer, 19 декабря 2021 г.
Один из самых известнейших рассказов Азимова и, возможно, самый сильный в сборнике «Я, робот». К тому же, экранизирован в знаменитом тележурнале «Этот фантастический мир». И, кажется, единственный, где железная Сьюзен Кэлвин даёт волю чувствам. Кстати, возможно, именно этот случай и сделал из Сьюзен железную леди.
В общем, с рассказом этим связано множество мемов, но я бы хотел заострить внимание на том, что несмотря на название, цикл «Я, робот» прежде всего о людях. Роботы здесь — для того, чтобы сыграть на контрасте. Как известно, всё познаётся в сравнении, и роботы введены в повествование Азимовым для того, чтобы показать человеческую сущность как можно ярче, максимально выпукло.
И этот рассказ иллюстрирует противоречивость человеческой натуры. Как ни крути, а угодить человеку очень трудно. На этом и играет доктор Кэлвин в финальной сцене, как бы издеваясь над бедным роботом-лжецом, загоняя его в угол человеческой логикой. Сам этот поступок, кстати говоря, очень правдоподобно изображает поведение уязвлённой женщины. Да, железная Сьюзен ведёт себя в этой ситуации очень даже по-женски.
А вообще, помнится, в «Хороводе» Азимов вводит такое понятие как разность позитронных потенциалов. Потенциалы придают вес значению того или иного Закона Роботехники: если в данной конкретно взятой ситуации потенциал Второго Закона более высок, то он может уравновесить значение Первого Закона, если потенциал Первого задан не так сильно. Хотя Первый Закон имеет больший приоритет, чем Второй.
Как мне кажется, такую же разность потенциалов можно было бы ввести и в рассказе «Лжец»: роботу нужно было выбрать те слова, которые причинили бы меньший вред тому, кто их услышал. Что называется — выбрать меньшее из зол. Однако вполне возможно, что такой алгоритм был предусмотрен, но по какой-то причине не сработал в бракованном разуме Эрби. В результате чего оба потенциала были велики настолько, что выжгли связи в бедном позитронном мозге робота.
Tookser, 4 ноября 2013 г.
Красивый рассказ, кажется мне несколько более сентиментальным (в хорошем смысле этого слова), чем остальные, очень впечатлил меня с эмоциональной точки зрения. Показывает, как
Немного похож на рассказ «Цветы для Элджернона», который были написаны гораздо позднее (лет на 20).
kraamis, 18 февраля 2011 г.
Все таки страшное создание человек, ради своих мелочных амбиций и переступит, и растопчет, и обманет. И столкнувшись с кристально честным роботом у все все вылезло наружу, даже у непробиваемой Сьюзен Кэлвин.
xvan Archi, 26 января 2010 г.
:appl: Гениальный рассказ!!! Жаль беднягу робота! Он лгал из лучших побуждений, в отличие от нас!
Еще раз понимаешь какие мы страшные и коварные создания!:mafia: Ошибок кстати тоже не прощаем!:nunu2:
Росинка, 20 ноября 2009 г.
Для меня это рассказ даже не о роботах, а о том, что мы — люди.
Мы все имееем слабость, нелинейность, нелогичность, нечестность, это наша недоделка, что робот оказался неготов быть сверхсуществом.
Нельзя иметь козыри в рукаве людям. Все наши недостатки сразу всплывают.
VaLKa, 17 сентября 2008 г.
Рассказ в точку, в десятку. Каждый слышит то, что хочет слышать. Жаль было Сьюзен...так обжечься, но она отомстила.
Nog, 11 марта 2007 г.
Великолепно! Один из лучших рассказов сборника «Я, робот». Сложно роботам в человеческом мире...
DIvan, 21 февраля 2007 г.
Сьюзен Келвин прописана отлично, а в этом рассказе — просто неподражаемо.
zotovvg75, 26 мая 2021 г.
Научно-технический прогресс идет своим чередом и вот уже появляется робот обладающий сверхъестественными способностями, пусть даже по причине неизвестной ошибки. Азимов мастерски обыгрывает ситуацию, даря читателю очень увлекательный рассказ. Любопытно понаблюдать ситуацию, когда ты уже не являешься единственным обладателем своих потаенных мыслей и желаний. Человеку всегда хочется принять желаемое за действительное, как бы абсурдно это не выглядело. Эрби выступает в роли некого искусителя даря свершение желаний, ранее казавшихся неосуществимыми. И люди готовы верить в иллюзию, теряя от радости голову и не удосуживаясь трезво и беспристрастно оценить ситуацию. А дело все в тех же знаменитых законах робототехники и понять это специалисту в общем-то не очень сложно, если бы не был столь заманчивым мир казалось бы сбывшихся грез и надежд.
В детстве смотрел экранизацию этого рассказа в знаменитом цикле телеспектаклей «Этот фантастический мир». Хочется отметить гениальное воплощение духа научной фантастики в визуальной форме, как для всего цикла передач в целом, так и для данного рассказа в частности.
Kalibree_say, 10 марта 2024 г.
Остроумный рассказ, но немного печальный. С одной стороны он демонстрирует проблему в «Трёх законах», что как бы хорошо.
Но вот с другой. Волей не волей, человек сам так сделал и потом за ошибку почему-то решил, что т.н. «Лжец» не он – а робот. Не люблю такое, когда роботов именно эксплуатируют, не считаются как-то с ними – в общем, по всякому ущемляют, скажем так. И здесь есть это.
Отлично, что Азимов показал эту черту человеческого характера, причём не на каких-то простых людях, а на самих создателях роботов – ставки удвоенные, как вы понимаете.