fantlab ru

Айзек Азимов «Рассказы о роботах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.79
Оценок:
2049
Моя оценка:
-

подробнее

Рассказы о роботах

U.S.Robots

Другие названия: Ю. С. Роботc

Цикл; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 168
Аннотация:

Человечество создало роботов — верных слуг и надёжное подспорье в грядущих свершениях. Но новый разум тоже ищет ответы на вечные вопросы, а иногда и вовсе — вступает в споры с создателями. Чем это обернётся для людей и каждого человека в отдельности? Ответ на страницах этого цикла

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.60 (553)
-
3 отз.
7.85 (1283)
-
33 отз.
  • Робби / Robbie  [= Strange Playfellow; Необычный друг] (1940)  
8.27 (2079)
-
53 отз.
8.16 (1861)
-
51 отз.
8.16 (1807)
-
36 отз.
  • Логика / Reason  [= Здравый смысл] (1941) [Пауэлл и Донован]  
8.39 (1832)
-
45 отз.
7.92 (1645)
-
22 отз.
7.51 (1408)
-
22 отз.
8.47 (2039)
-
44 отз.
  • Будете довольны / Satisfaction Guaranteed  [= Гарантированное удовольствие; Гарантия качества; Удовлетворение гарантировано; Идеальный работник; Гарантированное удовлетворение] (1951) [Сьюзен Кэлвин]  
8.15 (1096)
-
22 отз.
  • Ленни / Lenny  [= Лэнни; Робот ЛНЕ] (1958) [Сьюзен Кэлвин]  
8.00 (1037)
-
20 отз.
8.39 (1838)
-
36 отз.
7.89 (926)
-
17 отз.
8.01 (1322)
-
20 отз.
  • Улики / Evidence  [= Доказательства] (1946) [Сьюзен Кэлвин]  
8.47 (1522)
-
27 отз.
8.20 (1036)
-
20 отз.
7.88 (1196)
-
16 отз.
8.34 (1270)
-
25 отз.
8.17 (1151)
-
22 отз.
7.43 (801)
-
14 отз.
7.88 (754)
-
11 отз.
7.47 (771)
-
18 отз.
7.87 (736)
-
14 отз.
7.58 (688)
-
12 отз.
8.05 (720)
-
17 отз.
8.09 (740)
-
16 отз.
8.68 (2942)
-
66 отз.
8.11 (193)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (225)
/языки:
русский (67), английский (124), немецкий (10), испанский (3), французский (4), португальский (1), итальянский (3), греческий (1), чешский (1), украинский (1), болгарский (2), венгерский (6), хорватский (1), японский (1)
/тип:
книги (186), периодика (27), самиздат (3), аудиокниги (9)
/перевод:
А. Берест (1), П. Биллон (3), В. Брумм (2), Е. Вайнас (1), П. Вамоши (6), К. Васильев (1), И. Васильева (6), Т. Вылчев (1), В. Гольдич (4), И. Горьева (5), Д. Грицюк (1), И. Гурова (6), М. Гутов (4), Е. Дорошенко (5), А. Жикаренцев (4), В. Зарков (1), А. Иорданский (32), П. Киракозов (1), Б. Клюева (4), Т. Ладан (1), А. Ливенсев (1), Л. Лонжини (1), Е. Мальш (3), М. Нахмансон (1), С. Негрини (1), А. Новиков (1), И. Оганесова (4), Г. Орлов (8), М. Перссон (1), И. Петцольд (1), Б. Ресс-Богуш (1), Р. Рыбкин (1), Э. Сабате (2), О. Сибирский (1), Э. Симон (2), Д. Скворцов (1), Н. Сосновская (8), М. Тайманова (7), Ф. Торрес Оливер (1), Г. Филатова (1), О. Фуса (1), Н. Хмелик (4), О. Шраг (2), Ю. Эстрин (11)

Черный столб
1963 г.
Я, робот
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Путь марсиан
1966 г.
Робот ЭЛ-76 попадает не туда
1967 г.
Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Шутник
1971 г.
Три закона роботехники
1979 г.
Голос тьмы
1985 г.
Человек, который дружил с электричеством
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
Избранное
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Те, кто уходит из Омеласа
1990 г.
Компьютер по имени Джо
1990 г.
Рассказы
1990 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Сборник зарубежной фантастики
1991 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Женская интуиция
1991 г.
Избранное
1991 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Я, робот
1991 г.
Китеж
1992 г.
Когда время сошло с ума
1992 г.
Сборник зарубежной фантастики
1992 г.
Вирус бессмертия
1992 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Камешек в небе
1993 г.
Фантастическое путешествие
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 1
1994 г.
Фантастика века
1995 г.
Новые Миры Айзека Азимова. Том 5
1997 г.
Новые миры Айзека Азимова. Том 6
1997 г.
Позитронный человек
1997 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1997 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Мечты роботов
2002 г.
Сны роботов
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Я, робот
2003 г.
Ловушка для простаков
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Сны роботов
2007 г.
Мечты роботов
2007 г.
Я, робот
2008 г.
Я, робот
2010 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Я, робот
2019 г.

Периодика:

Super Science Stories, September 1940
1940 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, April 1941
1941 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, May 1941
1941 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, March 1942
1942 г.
(английский)
Astounding Science Fiction, February 1944
1944 г.
(английский)
Astounding Science Fiction, August 1945
1945 г.
(английский)
Fantastic Universe, October 1956
1956 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, December 1957
1957 г.
(английский)
Infinity Science Fiction, January 1958
1958 г.
(английский)
Vie Nuove, numero 12, 19 marzo 1960
1960 г.
(итальянский)
The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1969
1969 г.
(английский)
Искатель № 2 1971
1971 г.
The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1974
1974 г.
(английский)
Ellery Queen’s Mystery Magazine, August 1976 (Vol. 68, No. 2. Whole No. 393)
1976 г.
(английский)
Urania #932
1982 г.
(итальянский)
Robur 9
1985 г.
(венгерский)
Robur 10
1985 г.
(венгерский)
Robur 7
1985 г.
(венгерский)
Robur 8
1985 г.
(венгерский)
Robur 11
1986 г.
(венгерский)
Robur 12
1986 г.
(венгерский)
Костер, № 7, июль 1988
1988 г.
Мираж: Детектив, приключения, фантастика июнь 1991
1991 г.
Если № 4, апрель 1993
1993 г.
Если № 2, февраль 1995
1995 г.
«Супер Триллер» №10 (133), 2007
2007 г.
«Супер Триллер» №24 (171), 2008
2008 г.

Самиздат и фэнзины:

Фэнзор 3
1991 г.
Позитронный человек
2015 г.
Позитронный человек
2018 г.

Аудиокниги:

Friends Robots Countrymen
1990 г.
(английский)
Элементы — модель для сборки
1995 г.
Friends, Robots, Countrymen
1997 г.
(английский)
Я — робот
2004 г.
Я — робот. Человек, который никогда не лгал. Что значит имя
2009 г.
Ноябрьский фантастический марафон 2018
2018 г.
Марафон Научной Фантастики 2019
2019 г.
Глубина. Погружение 25-е
2020 г.
Я, робот
2022 г.

Издания на иностранных языках:

I, Robot
(английский)
I, Robot
1950 г.
(английский)
Shot in the Dark
1950 г.
(английский)
Human?
1954 г.
(английский)
Earth is Room Enough
1957 г.
(английский)
The Fantastic Universe Omnibus
1960 г.
(английский)
Time Waits for Winthrop and Four Other Short Novels from Galaxy
1962 г.
(английский)
The Expert Dreamers
1962 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1962 г.
(английский)
The Expert Dreamers
1963 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1963 г.
(английский)
The Coming of the Robots
1963 г.
(английский)
The Rest of the Robots
1964 г.
(английский)
Invasion of the Robots
1965 г.
(английский)
The Pseudo-People: Androids in Science Fiction
1965 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
Doorway Into Time
1966 г.
(английский)
The Coming of the Robots
1966 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1966 г.
(английский)
The Expert Dreamers
1966 г.
(английский)
The Expert Dreamers
1968 г.
(английский)
Space-travel stories
1969 г.
(английский)
Invasion of the Robots
1969 г.
(английский)
9 Science Fiction-Stories
1969 г.
(немецкий)
Twenty Years of Fantasy & Science Fiction
1970 г.
(английский)
SCIENCE FICTION. Наука и фантастика
1970 г.
(английский)
Mind to Mind
1971 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1972 г.
(английский)
Doorway Into Time
1973 г.
(английский)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror
1974 г.
(английский)
The Monster Makers: Tales of the Believable and Unbelievable!
1974 г.
(английский)
Final Stage: The Ultimate Science Fiction Anthology
1974 г.
(английский)
Histoires de robots
1974 г.
(французский)
Political Science Fiction: An Introductory Reader
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Mind to Mind
1974 г.
(английский)
The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror
1974 г.
(английский)
Space Odysseys
1974 г.
(английский)
Stories to Be Read with the Door Locked
1975 г.
(английский)
Final Stage: The Ultimate Science Fiction Anthology
1975 г.
(английский)
Decade the 1940s
1975 г.
(английский)
Stellar #2
1976 г.
(английский)
Stories to Be Read with the Door Locked - Volume 1
1977 г.
(английский)
Decade the 1940s
1977 г.
(английский)
Souls in Metal
1977 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #6
1977 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #6
1977 г.
(английский)
Nebula Winners Twelve
1978 г.
(английский)
Space Odysseys
1978 г.
(английский)
Souls in Metal
1978 г.
(английский)
Science Fiction of the 40's
1978 г.
(английский)
Nebula Winners Twelve
1979 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 2 (1940)
1979 г.
(английский)
The Androids are Coming
1979 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here
1979 г.
(английский)
Die besten Stories von 1940 — ausgewählt von Isaac Asimov
1980 г.
(немецкий)
Аз роботът
1980 г.
(болгарский)
The Monster Makers: Tales of the Believable and Unbelievable!
1980 г.
(английский)
Odabrane naučno-fantastične priče
1980 г.
(хорватский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 3 (1941)
1980 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
The Seven Deadly Sins of Science Fiction
1980 г.
(английский)
Die besten Stories von 1941 — ausgewählt von Isaac Asimov
1981 г.
(немецкий)
The Seven Deadly Sins of Science Fiction
1981 г.
(английский)
The Seven Deadly Sins and Cardinal Virtues of Science Fiction
1982 г.
(английский)
Science Fiction A to Z
1982 г.
(английский)
Yesterday's Tomorrows
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 8 (1946)
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction
1983 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: 2nd Series
1983 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 9 (1947)
1983 г.
(английский)
Hallucination Orbit
1983 г.
(английский)
Election Day 2084
1984 г.
(английский)
Machines That Think
1984 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction Firsts
1984 г.
(английский)
Die 7 Todsünden der Science Fiction
1984 г.
(немецкий)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fourth Series
1984 г.
(английский)
Machines That Think
1985 г.
(английский)
Máquinas que Pensam
1985 г.
(португальский)
Hallucination Orbit
1985 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fifth Series
1985 г.
(английский)
The Bicentennial Man… And Other Stories
1985 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 4
1985 г.
(английский)
Orbite hallucination
1985 г.
(французский)
Órbita de alucinación
1986 г.
(испанский)
Órbita de alucinación
1986 г.
(испанский)
The Complete Robot
1987 г.
(английский)
Amazing Science Fiction Anthology: The War Years 1936-1945
1987 г.
(английский)
Amazing Science Fiction Anthology: The Wild Years 1946-1955
1987 г.
(английский)
Я, робот
1987 г.
(украинский)
Great Science Fiction of the 20th Century
1987 г.
(английский)
Roboti a androidi
1988 г.
(чешский)
Nebula Awards 22: SFWA's Choices for the Best Science Fiction & Fantasy 1986
1988 г.
(английский)
Η αυτοκρατορία των αυτομάτων
1989 г.
(греческий)
Wahltag 2090
1989 г.
(немецкий)
The Asimov Chronicles: Volume One
1990 г.
(английский)
Christmas on Ganymede and Other Stories
1990 г.
(английский)
The Complete Stories. Volume 1
1990 г.
(английский)
Robots From Asimov's
1990 г.
(английский)
Robot Dreams
1990 г.
(английский)
The Asimov Chronicles: Volume Two
1990 г.
(английский)
Robot Visions
1991 г.
(английский)
Die Asimov-Chronik — Robot ist verloren
1991 г.
(немецкий)
The Asimov Chronicles: Volume Five
1991 г.
(английский)
Isaac Asimov's Robots
1991 г.
(английский)
Die Asimov-Chronik — Die Menschheit wird gerettet
1992 г.
(немецкий)
The Super Hugos
1992 г.
(английский)
The Loch Moose Monster
1993 г.
(английский)
Позитронният човек
1993 г.
(болгарский)
Histoires de robots
1993 г.
(французский)
Gold: The Final Science Fiction Collection
1995 г.
(английский)
Space Movies II: Classic Science Fiction Films
1996 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction Firsts
1996 г.
(английский)
Histoires de robots
1997 г.
(французский)
Isaac Asimov's Christmas
1997 г.
(английский)
Future on Ice
1998 г.
(английский)
Vintage Science Fiction: Stories Inspired by Landmark Films
1999 г.
(английский)
1940年代―星ねずみ
2000 г.
(японский)
The Androids are Coming
2000 г.
(английский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents Great Science Fiction Stories of 1940
2002 г.
(английский)
Gold. The Final Science Fiction Collection
2003 г.
(английский)
Asimov's Science Fiction: 30th Anniversary Anthology
2007 г.
(английский)
Amigos robots
2009 г.
(испанский)
I, Robot
2009 г.
(английский)
Mind to Mind
2009 г.
(английский)
I, Robot
2013 г.
(английский)
Ich, der Roboter
2015 г.
(немецкий)
Geliebter Roboter
2016 г.
(немецкий)
Der Zweihundertjährige
2016 г.
(немецкий)
I, Robot
2018 г.
(английский)
I, Robot
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжим о нейросетях. Ещё одна вещь, вдруг ставшая злободневной – азимовские рассказы о роботах. Когда я читал их пару десятков лет назад, три закона робототехники показались мне классной художественной метафорой. Именно метафорой – позитронным аналогом заповедей, позволившим Азимову исследовать этические и психологические вопросы НФ-средствами. Как реальную техническую идею я их не воспринимал. Дело в том, что в те времена нейросети представляли собой эксперимент, слабо известный широкой публике (А когда Азимов начинал писать эти рассказы, не было не только нейросетей, но и компьютеров вообще!). А для традиционных программ три закона избыточны и откровенно бессмысленны. Ведь обычная программа со сколь угодно сложным поведением жёстко детерминирована, все её действия абсолютно предсказуемы. Сам код, каждая его строчка служит ограничителем поведения, никакие «высшие заповеди» не нужны. Но нейросети – нечто совсем иное. Это программа, которая сама себя программирует, формируя «чёрный ящик» с неясным механизмом действия. Образующуюся структуру связей теоретически проанализировать можно, но практически это не реальнее, чем читать мысли по энцефалограмме. Поведение программы становится волнительно непредсказуемым. А значит, нам нужна надстройка над нейросетевым «подсознательным» – суперЭго, набор абсолютных императивов, подавляющих нежелательную активность программы. Азимовские законы из художественного приёма внезапно превращаются в актуальное техзадание. И, кстати, поскольку мы более не в состоянии построчно анализировать поведение нейросети, нам нужны специалисты, способные объяснять и предсказывать её поведение на основе неких абстрактных крупноблочных моделей, ну, то есть примерно так, как психологи работают с человеческой психикой. Добро пожаловать, мисс Кэлвин!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Азимов — автор двух, вероятно, самых сбивающих с толку концепций (тут лучше подходит импортное слово «misconceptions») в мировой научной фантастике. Так как он был ещё и неплохим учёным и отличным популяризатором науки, то эти концепции получились очень живучими. Про вторую — так называемую «психоисторию» — я расскажу потом и в другом месте. А первая — это «три закона роботехники».

Как известно, у азимовских роботов позитронные мозги. Почему «позитронные»? А бог его знает. Если там и вправду есть позитроны — то есть антиэлектроны, — то полезно помнить, что эти частицы отличаются от электронов ровно двумя свойствами. Во-первых, знаком электрического заряда, а во-вторых, тем, что, столкнувшись, электрон с позитроном полностью аннигилируют. Таким образом, если вам, по неведомой причине, нужно сделать мозги робота из позитронов и добиться, чтобы они не исчезли через миллисекунду во вспышке жёсткого гамма-излучения, вам нужны тяжеленные сверхпроводящие магнитные ловушки и прочая машинерия, поэтому робот ваш будет весить, самое меньшее, как карьерный экскаватор, а стоить в десятки раз дороже. Но, конечно, это мелочи — никаких позитронов в роботах, разумеется, нет, а термин «позитронный» — просто красивое слово, придуманное маркетологами U.S. Robots and Mechanical Men, Inc.

Но у этих мозгов есть и другое замечательное свойство. Все они подчиняются трём законам. Робот 1) не может нанести вред человеку, 2) не может не исполнить приказ человека, если он не противоречит пункту 1, и 3) должен заботиться о своём самосохранении, если это не противоречит пунктам 1 и 2. Тут возможны два варианта, между которыми автор колеблется (в рассказах можно найти подтверждение и тому, и другому). Во-первых, эти законы могут быть внешними по отношения к позитронным мозгам — просто создатели так их запрограммировали. Даже в этом случае сразу возникает масса вопросов. Как именно искусственный интеллект решает, что такое человек? Двуногое без перьев? И что такое вред, причинённый человеку? Вырвать ему зуб — это вред? А ввести в искусственную кому? Отпилить гангренозную ногу? Сделать эпилептику лоботомию? Убить преступника, который нападает на этого человека? Сделать аборт по медицинским показаниям? Наконец, сжечь еретика, дабы спасти его бессмертную душу? Ясно, что люди сами не разобрались в этих вопросах и вряд ли смогут когда-то до конца разобраться, а тут они каким-то образом формализовали это и объяснили машине. Ну, хорошо, допустим, объяснили. Сразу же возникают другие вопросы. А что, на рынке сразу же не появились роботы с пропатченными мозгами, которым наплевать на первый закон? И военные, а то и мафиози — люди, как правило, небедные — не заказали себе парочку моделей, которые подчиняются только им? Это тоже совершенно неправдоподобно. И Азимов, возможно, сам это понимал — потому в нескольких местах он утверждает, что законы встроены в роботов не на уровне софта, а на уровне железа. То есть соблюдение трёх законов — это неотъемлемый атрибут позитронных мозгов, без которых они не то сразу перестают работать, не то «теряют стабильность». Пользуясь более привычной аналогией — это как если бы процессор сгорал, если, скажем, оснащённый им компьютер начинал качать детское порно или дидосить сайт Микрософта. То есть те сами пресловутые позитроны, или как их там, умеют отличать добро от зла! Нужно ли говорить, что это ещё более неправдоподобно, чем вариант с законами, за выполнением которых следит некая резидентная программа?

Нет, в качестве маркетингового хода («Наши роботы совершенно безопасны, потому что в них встроена Позитронная Нейро-Нано-Суперсистема Защиты от Всего!») это бы еще можно было бы понять, но ведь в цикле азимовских рассказов о роботах это подано совсем не так. Азимов, вроде бы, был атеистом, но от концепции нравственных законов, которые настолько универсальны, что с лёгкостью встраиваются даже в робота. явственно попахивает объективным идеализмом.

Возможно, Азимов увлёкся чисто литературными бонусами своей идеи, а его многочисленные прозелиты возвели «законы роботехники» в абсолют — иногда можно встретить мнение, что автор изобрел чуть ли не универсальные законы функционирования разумных систем, sine qua non.

Недавно в интернете всем желающим был открыт доступ к самообучаюшнмуся чат-боту. По замыслу создателей, он должен был учиться уму-разуму, ведя разговоры с людьми. Ну, он и научился — за короткое время стал махровым расистом и матерщинником. Честное слово, это кажется мне более реалистичным сценарием. Я скорее поверю в Бендера Сгибальщика Родригеса — клептомана, эротомана и похабника, чем в ангелоподобных азимовских роботов.

Вообще-то, было бы логично, если бы азимовский цикл про роботов венчался рассказом именно про такого футурамовского Бендера, который неотличим от человека и способен на то, на что способен любой человек — на ложь, на эгоизм, на убийство. Но Азимов, насколько я знаю, такого рассказа не написал, хотя и подходил к этой идее довольно близко. Не успел или не захотел?

В заключение замечу, что каждый автор, разумеется, вправе придумывать любые законы функционирования своего мира, а то и менять их в процессе повествования. Но лично мне такая фантастика не очень интересна.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой рассказ Азимова о роботах лучший в серии? Разумеется, рассказ Лема «Терминус»... А все, что написал Азимов, это ошибка.

Да, «Законы» очевидны. Придумать что-то другое трудно (хотя фаны позднее их «улучшили»). Но, пардон, насколько неудачно их прицепили к «позитронному мозгу«! Мол, мышление робота происходит само по себе, а потом результат сравнивается с законами, да еще «согласно установленным потенциалам». Разумеется, такое решение порождает кучу противоречий. И Азимов для каждого из замеченным им противоречий (ученый, все-таки) придумал по забавному рассказу.

Но сама идея разума, настолько сильного, что он может оценивать соответствие своей работы неким сложно сформулированным законам, всяко бредовая. Этого не умеет даже человеческий мозг. Да и не нужно это никому. Я в своих моделях обычно применяю гораздо более простую схему: потенциалы законов изначально формируют размышление. И это не я придумал. Н.М.Амосов в книге «Автоматы и разумное поведение» (1973) предложил «Хоровод» в качестве очевидного примера.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во вселенной U.S.Robotics меня всегда напрягала одна вещь — автор произвольно установил 3 НЕПРЕЛОЖНЫХ закона робототехники, благодаря чему возникает множество противоречий, раскручивая которые Азимов создавал множественные сюжеты про роботов.

Подход весьма спорный, ибо налицо попытка втиснуть десять заповедей в позитрон. Все мы видим насколько точно человечество придерживается этих заповодей (идея на 10, реализация на 3). А ведь роботов программируют люди с совершенно разной мотивацией... А дефекты производства-отладки? А черный рынок и «параллельный импорт»?

В итоге вселенная азимовских роботов распространяется вширь и вдаль, но как по мне, остается двухмерной из-за мощного ограничения введенного самим же автором (one trick pony). При этом, ограничение развития роботов тремя законами является логическим противоречием концепции сингулярности. И как показали 80 лет прошедшие после создания U.S.R., мы стали гораздо ближе к миру сингулярности, чем к теплым лампово-позитронным роботам Азимова, то есть тестирование временем не выдерживается.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самая твердая классика из всей фантастической литературы. Когда произносишь слово «фантастика», первое, что приходит на ум — это роботы. А Айзек Азимов как раз тот человек, благодаря гению которого и был изменен взгляд на роботов. Кроме рассказов о роботах, Азимов, в принципе, мог больше ничего и не писать — уже одного этого было бы достаточно, чтобы признать его гением.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космические корабли, искусственный интеллект, суперкомпьютеры с одной стороны и логарифмические линейки, фотонегативы, киноплёнка и цветное кино как нечто редкое с другой — такое противоречие часто встречается в классике фантастики. Сегодня книжное видение начала 21 века вызывает умиление, но всё равно рассказы о роботах Айзека Азимова читаются и перечитываются. Автор построил мир жизни людей бок о бок с роботами, создал целую философию, придумал законы роботехники и даже выявил методы их обхода. Обыграл в текстах разные ситуации, показал разные варианты событий. С его помощью мы готовы к приходу роботов на совсем иной уровне, чем могли бы быть. И тут нельзя не восхититься тем временем, когда фантастика не столько развлекала, сколько пыталась осознать будущее человечества перед выходом в космос.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С рассказов о роботах началось моё знакомство с Азимовым. Классика — три закона робототехники, которые, казалось бы, были всегда. С первых глав нашёл эмоциональный отклик, как-то появилось даже сочувствие к роботам, которые, несмотря на их помощь людям, были фактически изгоями. Интересно было читать и про робопсихолога, и про мысли и чувства, если можно так назвать, самих роботов.

Отлично написано и отлично читается

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я ознакомился только с некоторыми рассказами цикла по аудиокниге «Я — робот» от издательства МедиаКнига, поэтому не решаюсь поставить оценку всему циклу. Но те произведения, которые прослушал, произвели на меня хорошее впечатление. Больше всего понравился тот дух науки и инженерии, которым пропитаны рассказы. Самая яркая иллюстрацию — то, как автор сумел свести к трем законам роботехники необъяснимое и нелогичное поведение робота Кьюти в «Логике». И так почти во всех рассказах. Эта логичность и отсутствие «роялей» очень радует в фантастических произведениях. В то же время, эти произведения сложно назвать «легкими», т.к. Азимов поднимает и некоторые непростые вопросы, как то: возможно ли испытывать эмоциональную привязанность к неживым существам? могут ли неживые существа превзойти своих создателей? и т.д. Рекомендую к прочтению.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная неожиданность этого года,каждый рассказ маленький шедевр.Читать абсолютном всем,даже если Вы не любите фантастику

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невозможно представить, что бы мы, весь читающий мир и человечество делали без этого автора. Кажется, что он был всегда, как солнце, как вода, как воздух. В мировой литературе, которые повияли на жанры, в которых они творили так же масштабно, как Айзек Азимов — единицы. Этому гению удалось достичь той высшей степени популярности и воздействия на читающую аудиторию, при которой многие знают творения Азимов. Его цитируют , даже не будучи знакомыми с его творчеством. Рассказы о роботах — один из основ Азимовского мира. Лично я читаю его и перечитываю и никогда не устаю от этих замечательных историй, в которых так много мудрости, фантазии и таланта. Если вы еще не читали — торопитесь наверстать упущенное!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Образец основания новой области в научной фантастике! 3 закона просто КЛАССНО! И каждый рассказ логичен и по смыслу завершён! Браво!!!!!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий сборник рассказов, который, собственно, даже повлиял на выбор моей будущей профессии. Да и не только моей, мне кажется.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боюсь, на фоне предыдущих исчерпывающих отзывов мой будет лишь их банальным повторением, но не высказаться о творчестве писателя, перед которым я преклоняюсь, просто не могу. Азимов сделал то, что удается немногим — он не просто создал новый мир — мир роботов, со своими правилами, законами, моралью и этикой, он поднял планку научно-фантастического жанра на новый, доселе неведомый уровень. «Рассказы о роботах» — словно сборник канонов, по которым должна писаться малая проза научной фантастики, это безошибочно выверенные гением их создателя правила, правила, так же естественно прижившиеся в НФ, как в фэнтези прижились каноны Толкиена.

Такое под силу только настоящим Мастерам жанра. Сколько раз на протяжении чтения этих рассказов я поменяла свою точку зрения на роботов вообще и на ИИ в частности — не счесть. Так друг все-таки робот или враг? Так способен ли он чувствовать, или, даже обладая разумом, останется бездушной железкой? Так защитник ли нам Искусственный интеллект или это лишь еще одно средство убежать от реальности? Мне кажется, и сам Азимов был на этот вопрос неоднозначного мнения. Некоторые его рассказы — откровенные предостережения человечеству. « Не позволяйте машинам слишком многого! Она УЖЕ умнее нас, уже быстрее и логичнее. Но ведь мы с вами далеки от идеала...»

Я много раз перечитывала эти рассказы, и каждый раз была твердо уверена только в одном. Каким бы ни было наше будущее существование с машинами... оно будет совсем не таким, каким его описывал Азимов...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказы о роботах Азимова оооочень вдохновляют учить физику. :) У меня так было, по крайней мере.

Да даже без этого начинаешь задумываться о том, а что есть искусственный разум, на одну ли ступень с человеком его ставить и другие социально-философские вопросы себе задавать...

В общем, я поставила 10 баллов и не могу меньше.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что же, прочитал некоторые рассказы о роботах уже давненько, вместе с «Концом Вечности».

Понравились, неплохие идеи раскрываются, да и, опять-таки, то, что их мозги-компьютеры именно квантовые, т.е., позитронные, но, зато, этот первый подцикл порождает некоторые, хоть и небольшие, недочеты к остальному циклу.

К прочтению рекомендуется.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх