fantlab ru

Сергей Барсов «Фата-Моргана 5»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.61
Оценок:
78
Моя оценка:
-

подробнее

Фата-Моргана 5

Антология, год

Аннотация:

Первая половина сборника представлена хоррором, вторая — психологической фантастикой, также есть несколько триллеров/детективов.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.49 (212)
-
5 отз.
6.93 (181)
-
6 отз.
6.17 (96)
-
3 отз.
7.78 (489)
-
22 отз.
7.66 (354)
-
11 отз.
7.68 (616)
-
17 отз.
  • Горячечный бред / Fever Dream  [= Бред; Всего лишь лихорадочный бред; Кошмар; Лихорадка / Creation: The Moment of Touch; Лихорадочные видения] (1948) // Автор: Рэй Брэдбери  
7.89 (655)
-
24 отз.
6.35 (167)
-
5 отз.
6.96 (264)
-
16 отз.
6.40 (101)
-
2 отз.
  • Месть / Lover’s Leap  [= Ловушка для любовника; Последний прыжок; Прыжок любовника] (1967) // Автор: Фрэнк Куинтон  
6.18 (133)
-
5 отз.
6.47 (151)
-
2 отз.
  • Убийца / The Assassin  [= Наемный убийца; Убийство по найму] (1967) // Автор: Рэймонд Уильямс  
6.26 (125)
-
6 отз.
6.87 (129)
-
4 отз.
5.88 (136)
-
6 отз.
5.27 (128)
-
6 отз.
5.41 (171)
-
4 отз.
5.35 (151)
-
2 отз.
6.27 (93)
-
1 отз.
7.05 (241)
-
5 отз.
6.17 (87)
-
1 отз.
6.29 (81)
-
2 отз.
6.10 (87)
-
3 отз.
6.86 (143)
-
5 отз.
6.62 (92)
-
2 отз.
6.51 (81)
-
1 отз.
6.64 (78)
-
3 отз.
6.34 (79)
-
1 отз.
6.38 (103)
-
5 отз.
5.50 (130)
-
5 отз.
5.80 (81)
-
3 отз.
6.05 (74)
-
1 отз.
6.58 (112)
-
6 отз.
6.56 (138)
-
6 отз.
6.93 (124)
-
7 отз.
7.82 (694)
-
27 отз.
7.30 (182)
-
8 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фата-Моргана 5
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

До начала 90-х годов по понятным причинам мистику и хоррор у нас практически не издавали, но в перестроечные времена картина изменилась, и на читателя хлынул целый поток того, что раньше было под запретом. Книгоиздатели активно насыщали рынок новым контентом, а благодарный читатель фантастики хватался за все книжицы с яркими обложками, изображавшими обнаженных девиц, мускулистых варваров и ужасных монстров. Особенной популярностью пользовались картины Б. Вальехо, которые украшали чуть ли не каждый второй сборник зарубежной фантастики, издаваемый в 90-х. Для серии Фата-Моргана, которая специализировалась на ранее не изданных в России произведениях в жанре фантастики, приключений и детективов, картины Вальехо стали фирменным знаком серии. Пятый том «Фаты» интересен тем, что его можно назвать тематическим, посвященным мистике, хоррору, триллерам и психологическим детективам. Эта антология не утратила актуальности и в наши дни, несмотря на минусы.

Почему эту книгу стоит читать? Ну, во-первых ставка здесь сделана на эксклюзив — все произведения печатались на русском впервые, либо были переведены заново, к тому же целых 16 рассказов из этой антологии больше нигде не переиздавались, а среди них есть достойные вещи известных авторов. Во-вторых, в антологию вошли работы как популярных писателей, так и практически неизвестных отечественному читателю, т.е. можно открыть для себя новые имена. В-третьих, каждый любитель художественной литературы может найти здесь раздел по душе — от фантастики новой волны до классического хоррора, от психологических триллеров до мистических детективов. Особенно хочу отметить последний раздел, фантастический, где собрана нестандартная умная фантастики, эксклюзивы от Олдисса и Корнблата, новый перевод рассказа Азимова и первая книжная публикация новеллы Вейнбаума, т.е. если даже вы скептически относитесь к «страшилкам», то читать стоит ради последнего раздела хотя бы.

На первый взгляд может показаться, что составитель работал на отвяжись, свалив в кучу разножанровые рассказы разных лет, в книге нет ни предисловия, ни разбивки на разделы. Однако, стоит только начать читать, как понимаешь, что у этого сборника на редкость сильное внутреннее единство. Каждый рассказ плавно перетекает в следующий, если, скажем, в одной новелле поднималась тема мести, то в следующем она также присутствует, только раскрыта иначе, и такие крючки-зацепки связывают всю антологию воедино. Поразительно, как составителю удалось из лоскутного одеяла выкроить цельное почти бесшовное полотно, учитывая весь жанровый, временной и авторский микс, присутствующий здесь. Однако, есть здесь и за что попенять составителю — качество представленного материала неоднородно — оно разнится от интересных и достойных работ до середнячков и проходняка, хотя откровенно слабого материала из серии любительской писанины здесь нет, но уменьшить объем сборника в угоду качеству стоило бы.

Открывают антологию два рассказа признанного мастера жанра ужасов Р. Блоха. В «Цветочном подношении» маленький мальчик живет в доме бабушки на краю кладбища, каждый вечер к ним приходят странные гости, а сам он любит играть на погосте с другими детьми. В небольшом рассказе автор описал всю историю жизни и взросления героя, это не столько история о призраках, сколько о вере в сверхъестественное, о трудностях человеческого взаимопонимания, отчаяния, когда тебе не верят окружающие.

О том к чему может привести завзятый материализм следующий рассказ Блоха — «Прекрасное — прекрасной». Маленькая девочка живет в доме с отцом, она считает себя ведьмой, а отец постоянно её наказывает. Няня девочки приходит с жалобой на отца к его брату, тот пытается разобраться в ситуации, но поверить в правдивость её слов не так просто до самого финала, где наступает закономерная, но довольно дикая развязка. Оба рассказа объединяет связка дети-взрослые-(не)понимание-сверхъестественные явления.

В нашей стране творчество Г.Р. Уэйкфилда практически неизвестно, хотя на Западе он считается классическим автором историй о призраках. После прочтения его «Подержанного автомобиля» становится понятно откуда растут уши одного известного романа С. Кинга. Да, на сегодняшний день история немного наивна и предсказуема, но в ней есть дух эпохи, того времени, когда машина ещё только начинала входить в обиход и естественно могла вызывать некие опасения. Состоятельный отец семейства за недорого приобретает роскошный слегка подержанный автомобиль со странным пятном на заднем сиденьи. Вскоре он сам, его шофёр и члены семьи начинают замечать, что с машиной что-то неладно, что внутри ощущается некий дискомфорт, чьё-то незримое присутствие, а проклятое пятно невозможно оттереть даже самыми стойкими химическими препаратами.

Тему классики жанра продолжает хрестоматийный рассказ В.В. Джекобса «Обезьянья лапка», который очень высоко оценивали такие мастера как Р. Брэдбери и Г.Ф. Лавкрафт. Для любителей тематики «исполнителя желаний» и мистики в целом это, что называется, обязательная программа. Хотя корни этого сюжета уходят в европейские сказки и классическую готику. Главный герой приобретает у офицера, вернувшегося из Индии, магический артефакт, исполняющий три желания, тот рекомендует сжечь эту штуку и не пользоваться ей, но герой, не веря продавцу, загадывает первое желание, не надеясь, что оно исполнится. Удача автора здесь в том, что он не выпускает на сцену темные силы непосредственно, но встраивает магию в ткань реальности, запуская механизмы злого рока, которые можно объяснить и с материалистической точки зрения. Логика персонажей временами явно страдает, но атмосфера нагнетается умело, хотя сегодня этот рассказ вряд ли кого испугает. С предыдущей историей «Лапку» связывает моральный посыл — скупой платит дважды и ничто не дается даром, однажды за все придется заплатить и цена наверняка будет гораздо больше того, что ты получил до этого.

В советское время работы Брэдбери печатали очень охотно, вот только некоторые его рассказы старательно обходили стороной, как, например, три новеллы, вошедшие в эту антологию. Мистический триллер «Женщины» создает своего рода любовный треугольник. На пляже отдыхает влюбленная пара, а из воды за мужчиной следит некое существо, явно женского рода. Женщина на берегу чувствует неладное и стремится удержать мужчину, но того неудержимо влечет искупаться. За мистическим антуражем угадываются простые человеческие отношения — борьба женщин за любовь, тяга к адюльтеру, простенький рассказ, но как всегда у Брэдбери со скрытым смыслом.

В прологе к сборнику «Человек в картинках» мы знакомимся с Уильямом Фелпсом, татуированным человеком, ушедшим из цирка и встретившим рассказчика. Не во всех редакциях авторского сборника присутствует вторая часть рассказа, публикуемая в данной антологии — предыстория Фелпса для тех, кто хотел узнать как на его теле появились чудесные татуировки и почему на самом деле ему пришлось оставить своё привычное место работы и пуститься в странствия. Рассказ хорош не только как приквел, но и сам по себе, с рассказом «Женщины» его объединяет роковая роль которую прекрасный пол играет в каждой из этих историй.

На судьбу и личность татуированного силача оказали влияние наколки, а вот в рассказе «Горячечный бред» толчком к переменам стала заурядная, казалось бы, простуда. 13-летний Чарльз, во время болезни начинает ощущать, что его тело меняется изнутри, что недуг прогрессирует, постепенно захватывая контроль над всем телом. Рассказ оставляет поле для разных трактовок, его можно воспринимать и как аллегорию взросления — типичная для Брэдбери тема — и как мистический хоррор, на всё воля читателя.

При написании рассказа «Неожиданно... после хорошего ужина» М. Уоддел явно ориентировался на «Преждевременное погребение» Э.А. По, эти работы объединяет не только тема похороненных заживо, но и хороший черный юмор. После плотного ужина Дэннис впадает в летаргический сон и обнаруживает себя после пробуждения в фамильном склепе. Отношения с родственниками у него «при жизни» были не важные, тем более есть повод их наладить «после смерти», особенно если от этого зависит само выживание.

Довольно жёсткий хоррор предлагает читателю «Подходящая претендентка» Ч. Браунстоуна. Две будущие учительницы ищут работу на лето, одной из них повезло устроиться на непыльную должность по объявлению — присматривать за богатым бывшим хирургом, спустя некоторое время её подруга обнаруживает в газете новое объявление с той же вакансией и, не долго думая, соглашается. С рассказом Уоддела эту историю роднит, скажем так, кулинарная тематика, хотя юмора здесь уже нет никакого.

На тему «возвращается муж из командировки...» известно множество анекдотов, но в рассказе Р. Харвея «Туннель» смеяться не над чем. После того как работник железной дороги застукал свою жену в постели с лучшим другом, он придумал изощренный план мести, для чего пригласил любовников к себе на работу, выпить по чашечке чая с молоком. Общее звено, связывающее эту новеллу с рассказом Браунстоуна — крайняя жестокость методов, применяемых по отношению к жертвам.

Ещё один экзотический способ отомстить близкому человеку за предательство предлагает Ф. Куинтон в рассказе «Месть». Спустя 12 лет актер посещает с гастролями родной город, который ему пришлось покинуть после того, как его брат узнал о том, что он спит с его женой. Возможно, время лечит, но встречаться с родственником главный герой не спешит, однако тот сам его находит и приглашает в гости, за это время рогоносец стал богатым уважаемым человеком, но вот обиды брату простить так и не сумел.

Тему неотвратимого возмездия продолжает Р. Уильямс в рассказе «Гробовщики». Напарники, работающие в похоронном агентстве, готовят к погребению тело уважаемого доктора. Один из них польстился на драгоценности умершего — действительно, в гробу карманов нету, а выпить и погулять на халяву очень хочется. Однако, вор не учел, что его напарник при жизни доктора был очень многим ему обязан и не станет терпеть осквернения праха и наглого воровства, за всё однажды придётся держать ответ — намекает автор.

Следующий рассказ Р. Уильямса «Убийца», как и предыдущая история, заставляет вспомнить поговорку «на чужой каравай рот не разевай». Действие переносит нас в средневековую Англию. Чтобы получить поместье и жену богатого лорда главный герой решается на убийство, но в процессе исполнения плана всё идет не по-писаному, а вскоре и сам незадачливый ассасин оказывается в пыточной камере, где намеченная жертва будет пытаться любым способом вырвать у него имя заказчика.

В предисловии к рассказу «Тсантса» М. Сандоз объясняет суть этого понятия — отрезанная и засушенная до размеров апельсина человеческая голова. Повествование ведется от лица пациента психиатрической клиники, который, чтобы угодить желаниям возлюбленной, заказал у охотника за головами тсантсу белого человека. Сходство с «Убийцей» Р. Уильямса в том, что в обоих случаях главный герой идет на преступление ради дамы, но взамен получает не руку и сердце возлюбленной, а довольно страшную «обратку».

Короткая, но довольно жуткая зарисовка У. Уинварда «Благодетель» предлагает нам погрузиться во внутренний мир маньяка-педофила, который опекает 13-летнюю девочку из приюта. Рассказ интересен тем, что автор пытается дойти до корней зла, задуматься о том, что толкает преступника на злодеяние и может ли он от этого отказаться, если захочет, конечно. В рассказах Сандоза и Уильямса повествование велось от лица жертвы, теперь же нам предлагают другую сторону — ведущий, а не ведомый, паук, а не муха.

Герой рассказа Дж. Кифовера «Самое драгоценное» — молодой дантист, который по приезду в Сирию заинтересовался секретом белизны зубов помощника торговца Абушалбака. Ради того чтобы раскрыть тайну чудодейственного средства он готов на всё. Эта история показалась какой-то кривоватой, здесь и раздражающая недосказанность, и сама завязка слишком надуманна, да и финал не приносит желаемых пояснений. И всё же связь с предыдущими рассказами Сандоза и Уинварда есть — это одержимость главного героя, когда некий объект становится для человека идеей фикс, и не столь важно, что стало фетишем — тсантса, девственность или же средство для отбеливания зубов.

Проще сказать, что пара коротеньких рассказов А.Дж. Рафа посвящена теме детской жестокости, на самом деле они об особом мировосприятии — юные создания воспринимают мир иначе, чем взрослые, что для нас дико, то для них может казаться в порядке вещей. В рассказе «Детские забавы» Джимми любил играть в саду, исследуя различных жучков-паучков, но из-за дождя мать не отпустила его в сад, отослав наверх поиграть с младшей сестрой, хотя таких последствий бедная женщина явно не ожидала. Связь с рассказом «Самое драгоценное» здесь не так очевидна — она в особом мировосприятии главных героев, которые реагируют на события совершенно не так, как должен обычный нормальный человек. Сам ужас здесь заключается в обыденности жуткого, в спокойствии с которым эти вещи воспринимаются персонажами.

Та же ситуация в следующем рассказе Рафа «Время поиграть». Дэвид, находившийся под присмотром матери, не понял, что она вдруг умерла, воспринимал это как часть игры. Осознание смерти — один из этапов взросления, сама ситуация выглядит страшно, но вполне может произойти в реальности. Вспомним хотя бы «Попрыгунчика» Брэдбери, где главный герой в аналогичной ситуации вел себя примерно таким же образом, хотя там сам рассказ намного интереснее, здесь перед нами просто короткая зарисовка.

Не стоит спешить осуждать ребенка, взрослые ведут себя подчас гораздо хуже. В рассказе Т. Мэтисона «Братство» мальчик столкнулся с отчуждением, непониманием, жестокостью взрослых в кругу своей семьи. Он всегда считал, что ему ближе и понятнее лес, деревья, покой и шелест ветра. Этот мистический рассказ ярко иллюстрирует проблемы внутренних семейных взаимоотношений. Откуда берутся если не маньяки, то равнодушные и черствые люди, может быть корень зла как раз в воспитании.

Один из самых известных рассказов У.Х. Ходжсона «Свистящая комната» посвящен расследованию оккультного детектива Карнакки, который отправляется в старый ирландский замок, где существует некая свистящая комната. Ночью из нее раздаются жуткие пронзительные звуки, которые могут убить неосторожного слушателя. Рассказ получился довольно оригинальным, следить за раскрытием тайны комнаты интересно, сходство с «Братством» в том, что зло ведет нас ко злу, насилие порождает насилие.

Из мира ирландских преданий в темные глубины гаитянской магии вуду переносит нас рассказ Р. Андерсона «На холмах, что за Фарси». Перед нами классический любовный треугольник за бортом которого остался гаитянский студент, практикующий вуду. Пара его бывших друзей отправляется на медовый месяц на Гаити, а настойчивый Тьенн не оставляет попыток добиться от своей возлюбленной взаимности, пусть даже для этого ему придется прибегнуть к черной магии.

Главным героем рассказа Х.А. де Россо «Палач» стал американец, уехавший на службу к одному из латиноамериканских диктаторов и ставший там революционным палачом. На его счету уже сотни жизни, но вскоре ему предстоит привести в исполнение приговор одному из бывших близких соратников вождя. Его возлюбленная просит его об услуге — ей хочется лично присутствовать на казни, ради любви Палач готов нарушить любые правила и запреты, но он не мог ожидать, что все закончится именно так. И снова, как в рассказе Андерсона перед нами история жгучей страсти, роковой любви, которая не несет никому ничего хорошего, лишь смерть, боль и разрушения.

Рассказ «Там, где не светит солнце» Г. Дозуа можно назвать зарисовкой, но только очень качественной, с массой кинематографических подробностей, отягощенной драматизмом и жестокой обыденностью ситуации, когда абсурд и реальность становятся тождеством. Во время гражданского мятежа главный герой должен миновать блок-пост на выезде из Нью-Джерси, одно дело пройти проверку, но сцена, которой ему предстоит стать свидетелем, напоминает воплощенный кошмар. Рассказ пугает своим дотошным реализмом, подобную ситуацию легко представить в любой горячей точке, а легкость с которой люди готовы отнять чужую жизнь роднят этот рассказ с «Палачом».

Продолжает тему человеческой жестокости к тем, кто не готов или не способен измениться, подстроиться под новый уклад Д. Кунц с рассказом «Мышка за стенкой скребется всю ночь». Почти все люди на Земле стали эмпатами и способны общаться без слов, тех кого лишен этой способности осталось всего несколько сотен. Их называют Недоразвитыми, они отрезаны от общения, от внешнего мира. Главный герой как раз такой Недоразвитый, он живет в маленьком гостиничном номере и каждый вечер ждет, когда под окнами остановится туристический автобус, которому он подает сигналы настольной лампы, без надежды на ответ, но однажды он получает ответный сигнал... Очень тяжелый, мрачный рассказ, полный ощущения безнадёжности, такие истории заставляют сомневаться, а есть ли вообще будущее у человечества в духовном смысле, речь не о прогрессе.

Ещё одну историю о человеке, выпавшим из социума, предлагает Дж. Керш. «Печальная дорога к морю» — это очевидная попытка осмыслить «Преступление и наказание». Автор стремится показать, что иногда человеку не хватает самой малости, каких-то внутренних качеств, чтобы оставаться в пределах социальной нормы и устраивать жизнь в рамках закона. Обычный работяга-портной страдает от нехватки денег, нечем платить по долгам, нужно кормить семью. Обычная история, но однажды наш герой решается на убийство. Детективная составляющая здесь для галочки, под прицелом трагедия маленького человека, ломающегося под грузом обстоятельств.

Законность и справедливость — понятия, к сожалению, не тождественные, но и самосуд далеко не панацея. Взять Раскольникова со старушкой-процентщицей или же портного, убивающего сборщика налогов. Продолжает раскрывать тему Т. Пауэлл в рассказе «Обезьяны не дураки». В ДТП погибает девушка с ребенком, суд признает происшествие несчастным случаем, но ослепленный горем отец девушки решает любой ценой покарать «убийцу». Старик в прошлом работал в цирке дрессировщиком, от профессии ему осталась смышленая обезьяна, именно ее он предполагает сделать главным исполнителем своего плана мести. Финал немного предсказуем, но сам замысел выглядит небанально, поэтому рассказ хоть и проходной, но не скучный. Если бы автор не делал явных намеков, как по ходу текста, так и в названии рассказа, то читать было бы интереснее.

Может субъективно, но рассказ Ф. Сиска «Грешник погибнет от зла» напомнил мне «Омен», только источник зла здесь не ребенок, а взрослый и мистики никакой нет, если не считать за таковую нереальное количество драматических случайностей и совпадений. После смерти известного провинциального филантропа его душеприказчик обнаружил его личный дневник, который проливает страшную правду на жизнь этого уважаемого человека. И вроде бы Дж.М. Оливера нельзя назвать злодеем, но тот непробиваемый цинизм с которым он шёл по жизни и решал все личные проблемы оставил за ним целый веер смертей и разрушенных судеб, такому иной маньяк позавидует. Недаром говорят, что в тихом омуте черти водятся, вся правда раскрывается слишком поздно, рассказ интересный, только смущает обилие «роялей», если считать это фичей рассказа, то тогда надо усматривать за этим волю некого злого рока, только вот, как мне кажется, автор наоборот призывает бояться злых людей, а не дьявола.

И всё же в жизни не бывает прямых путей и готовых ответов, если ряд рассказов, о которых мы говорили выше, осуждали самосуд, то М. Бретт в «Затаившемся тигре» предлагает нам ситуацию, где единственным верным выходом становится игра на упреждение, иначе невозможно оградить близкого человека от фатальной ошибки. Пожилой театральный агент Брэдли занимается подбором талантливых исполнителей для развлекательных заведений. Однажды к нему обращается девушка, которая напоминает ему жену в молодости, он всем сердцем полюбил красотку и желает ей только добра, но проблема в том, что на его протеже положил глаз известный эстрадный певец-ловелас, а сама девушка категорически отказывается слушать любые предостережения по поводу этого прожженного сердцееда. Тот же в свою очередь уже готов разбить сердце очередной жертве.

Отношение отца к дочери, которое мы по сути видели в паре Брэдли и его секретарши, резко контрастируют с антиутопией Ли Хофмана «Тихий вечер». В будущем Земля страдает от перенаселения, но люди не готовы отказаться от счастья иметь детей. По закону в семье может быть один ребенок, но что делать если детей больше? Рассказ короткий, но достаточно жуткий и драматичный, такого варианта будущего не пожелаешь врагу, особенно пугает деформация родительской психологии, показанная в рассказе.

От гротескного решения проблемы перенаселения переходим к искоренению преступности — рассказу Т. Шерреда «Щедрость». Пусть общество само борется с преступностью — решили некие доброхоты и объявили денежную премию за каждого убитого преступника и смерть в процессе задержания, о последствиях, как водится, особо никто не думал. Рассказ мог бы быть интересным, но по сути это голая идея, изложенная схематично, сухим, почти что протокольным языком, к тому же история очень короткая.

Недаром алчность числится среди семи смертных грехов, если Шерред показал проблему в общем плане, то повесть Б. Фишера «Молох из Балморала» более конкретна. В одном из старых шотландских замков обосновалась индуистская секта, заманивающая богатых девушек обещаниями райского блаженства, но при этом практикующая человеческие жертвоприношения. Готический антураж, отсылка к таинственным культам — всё это могло быть интересно, но автор предпочел всё свести к примитивному бульварному детективчику, где наблюдать за расследованием скучно, герои не вызывают сопереживания, а разгадка основного квеста банальна и сквозит назидательностью.

Не всегда культы скрываются за религиозной ширмой, новое время приносит новые фетиши — кто-то готов жертвовать Молоху, иные же расстилаются в экстазе перед голливудскими идолами, одни служат демону алчности, другие тщеславию. В рассказе Дж. Лутца «Последняя рулетка» пара воришек, прослышав о том, что на время отъезда по делам одной из знаменитостей опустел роскошный особняк, решают его обчистить, но если бы они знали с чем предстоит столкнуться внутри, то не лезли бы на рожон.

Завершает антологию условный фантастический раздел, который открывает пара рассказов Б. Олдисса. Действие «Летающего червяка» разворачивается в очень далеком будущем, где люди сильно изменились — есть существа напоминающие приматов, есть что-то типа толкиновских энтов. Автору удалось создать безумный, причудливый мир, а как иначе показать то, что будет спустя многие столетия в будущем. Основная тема рассказа — бессмертие, поиск своего предназначения в мире — читается очень интересно.

В следующем рассказе «Человек в своем времени» Олдисс делает интересное фантдопущение — после возвращения с Марса астронавт продолжает жить по тамошнему времени, которое отличается от земного на 3 с небольшим минуты, т.е. человек по сути живет в будущем. Автор наглядно показывает все сложности, которые вызывает такая темпоральная неувязка в социальном и семейно-бытовом плане. Читаю эту историю уже не впервые, но вновь с удовольствием — всё показано четко, наглядно и образно.

Свою версию постапокалиптического водного мира предлагает С. Корнблат в рассказе «Корабль-акула», получившем номинацию на «Хьюго». Проблему перенаселения на Земле решили оригинально — построили гигантские корабли и отправили бороздить океан. На каждом корабле живут десятки тысяч людей, спустя четыре поколения люди потеряли память о суше, но в результате форс-мажора команде одного корабля предстоит рискнуть и высадиться на территории бывших Штатов, что ожидает их там, вот интрига, да и есть ли эта мифическая земля. Рассказ интересен как приключенческой динамикой, так и подробным описанием социальных изменений мира будущего, читать — не оторваться.

Рассказ А. Азимова «Сердобольные стервятники» хорошо известен читателю с советских времен, но здесь он представлен в новом переводе И. Смирнова «Кисейные грифы», прежний вариант названия кажется более удачным, слишком уж слово «кисейный» ассоциируется с «барышней», но в целом нормальный перевод. Антивоенный рассказ, проникнутый тревогой ядерной войны. Интересна психология расы харриан, умудряющейся сочетать принципы ненасилия с идеологией галактического эксплуататорства.

Ну и наконец переходим к последнему рассказу сборника. Могут ли предсказывать будущее экстрасенсы точно сказать нельзя, но для профессора ван Мандерпутца из рассказа С. Вейнбаума «Под знаком «Если» нет ничего невозможного. Собственно профессор изобрел машину, благодаря которой можно просматривать вероятные варианты событий в жизни отдельного человека. Лучший студент профессора, который вечно опаздывает, решает испробовать изобретение, чтобы посмотреть, что случилось не опоздай он на ракету, улетевшую на конференцию в Москву без него. В который раз убеждаешься, что незачем перебирать осколки прошлого, нужно смело смотреть в будущее, ведь если ничего нельзя изменить, то зачем знать то, чего никогда уже в жизни не случится. Хэппи-энд не гарантирован, но сам рассказ довольно сильный и завершает сборник ударно.

В целом антология получилась достойная, хотя не все рассказы из её состава можно однозначно рекомендовать к прочтению. Из интересного, что нашел здесь для себя, хочу выделить «Обезьянью лапку» В.В. Джекобса — рассказ о котором много слышал, но так и не удосужился прочесть до настоящего времени, он не разочаровал. Также понравилось практически всё из заключительной пятерки фантастических рассказов. Здесь хочется отметить «Корабль-акула» С. Корнблата — прочел на одном дыхании, ну и также «Под знаком «Если» С. Вейнбаума, у этого писателя мне еще не встречалось плохих работ. Из того, что не стал бы рекомендовать однозначно — слабенький псевдомистический детектив Б. Фишера «Молох из Балморала», таких историй масса, они не задерживаются в памяти — если только читать совсем нечего, на этот случай может сгодится. Ну и пожалуй рассказ Дж. Кифовера «Самое драгоценное» — сюжет вроде простой, но написано так невнятно, что с первого раза понять, что хотел сказать автор неясно, со второго захода ситуация не сильно продвинулась в лучшую сторону. Как единое целое сборник воспринимается лучше большинства представленных в нем рассказов, в этом заслуга составителя.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх