fantlab ru

Юлия Остапенко «Тебе держать ответ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
261
Моя оценка:
-

подробнее

Тебе держать ответ

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Раз в поколение, волей богини Яноны, рождается Тот, Кто в Ответе, человек, каждый — пусть и самый ничтожный — поступок которого оказывает огромное воздействие на мир Бертан. Ныне жестокая милость Яноны избрала своей мишенью Адриана Эвентри — мальчишку из дикого клана, погрязшего в давней кровавой междоусобной распре.

Божественная шутка может дорого обойтись миллионам людей — если Адриан, оглушенный ужасом и чувством вины, не научится ежеминутно, ежесекундно делать правильный выбор... Судьба клана — или судьба страны? Подвиг — или преступление? Люди — или боги? Бездействие — или поступок? Тот, Кто в Ответе, должен решать снова и снова...

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 767

Активный словарный запас: низкий (2521 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Странник, 2009 // Лучший сюжет

FantLab рекомендует:

Юлия Остапенко «Тебе держать ответ»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Тебе держать ответ
2008 г.
Тебе держать ответ. Книга 1
2019 г.
Тебе держать ответ. Книга 2
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тебе держать ответ» — одна из лучших книг, прочитанных мною за последнее время. Почти девятьсот страниц текста я проглотил всего за три дня. Книга увлекла буквально с самого начала, без всякой «раскачки», с самых первых страниц. Причина – удивительная способность Остапенко сразу же «правильно» подавать своих персонажей. Если я скажу, что они получаются неимоверно «живыми» — это будет банальностью, но чистой правдой. Вот этот вот тончайший психологизм, способность залезть в шкуру героя (абсолютно любого), умение нарисовать даже самого третьестепенного статиста ярко и выпукло – я и считаю главным достоинством всех произведений Остапенко, что я читал. Причем, действительно, с каждым разом у нее получается все лучше и лучше.

Но кроме этих замечательно выписанных персонажей здесь есть и другое – великолепная идея, шикарный сюжет; добротный язык (к сожалению, не превосходный, но весьма достойный); действие, которое практически никогда не провисает (несмотря на такой объём); герои, которым наконец-то (вспоминаю «Птицелова») я могу сопереживать; безумные хитросплетения и множество интриг, главные из которых становятся прозрачными только в самом конце романа и многое многое другое… Никаких розовых соплей, свойственных среднестатистическому фэнтези, не замечено. Жестокости и натурализма в меру (хотя иногда немного надоедало смотреть на персонажей, которые «давятся слезами и ненавистью»). И последнее, пожалуй, что меня поразило и ужасно понравилось — это всякие «мелочи». Чувствуется, что текст Остапенко правила не один раз, добиваясь правильного звучания каждой фразы: будь то неожиданно-красивая природная зарисовка, описание какой-нибудь детали одежды или точно и умело подмеченное выражение лица какого-нибудь трактирщика. Настоящий мастер и большущий талантище, по-другому и не сказать.

Естественно, рекомендую к прочтению абсолютно всем. И, согласен с lan, в мою финальную тройку года (как минимум среди отечественных писателей) эта книга безусловно войдет.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендую для прочтения всем кто любит медленно и со вкусом смаковать сюжет. Роман подобен посещению гурманистического ресторана или распитию бутылки коллекционного вина — удовольствия много и не хочется торопиться! :) Книга написана прекрасным русским языком. Красивые длинные и изысканные предложения оставляют только положительные эмоции, т.к. текст читается очень легко. В этом произведении Вы не найдете привычных атрибутов «классической фэнтези», однако любители псевдоистории получать истинное удовольствие. Сюжетная основа построена на том, к чему может привести поступки отдельного взятого человека в масштабах страны и какие последствия эти поступки принесут через дни, месяцы и годы. Повествование ведется в стиле фильма «LOST», когда реальность перемешана с экскурсом в прошлое. Большой объем книги может полноценно считаться достоинством книги — нет сбивчивости и торопливости развития сюжета. Несмотря на заверения читателей о том, что после половины книги роман теряет привлекательность, трагичная история главного героя по-прежнему читается с большим интересом! :) Вопреки мнению некоторых рецензентов, хочется отметить, что нельзя однознано говорить о предсказуемости финала книги!

Итого: автору поклон, а так же пожелание создавать и дальше такие же прекрасные творения.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

baroni уже дал блестящий разбор этого романа. От себя могу добавить: этим романом Юлия Остапенко стремительно ворвалась в ряды ведущих российских фантастов. Прогресс по сравнению с ее предыдущим (кстати, очень неплохим) романом «Птицелов» не просто заметен, а очень и очень существенен. Замечательно прописанный мир, хорошее владение литературным мастерством, ловко закрученная интрига повествования, неожиданные повороты сюжета... Герой, которому веришь, которому сочуствуешь, за которого переживаешь. Великолепно реализованная оригинальная композиция романа.

Из недостатков могу отметить не совсем идеальную проработку характера главного героя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(только в его зрелые годы, молодой Адриан написан замечательно)
и некоторые немногочисленные стилистические и языковые ляпы, пару раз резавшие мне глаз (книги просто не хватило хорошего редактора).

Итого: замечательный, умный, добрый (несмотря на постоянно льющуюся кровь), красивый, интересный роман молодого талантливого автора. Роман о войне и мире, о предательстве и чести, о любви и ненависти, а прежде всего — о цели и средствах...

Для маститого писателя-профессионала — твердые 9 баллов. Юлии Остапенко с очень небольшой натяжкой — 10.

Роман практически обеспечил себе включение в мою финальную тройку «Лучшей книги 2008 года».

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скачала по наводке FantLab'а. И, как это часто у меня случается, поначалу совершенно не понравилось. А потом, через некоторое время, под настроение прочлось влет. И так запало в душу, что я даже на бумаге эту книгу купила (что несколько не в моих правилах — и без того книжные полки трещат по швам).

Этот роман однозначно не для тех, кто хочет чего-нибудь легкого и разгрузочного для отдыха после тяжелого дня. Чтобы вчитаться в него, следует иметь терпение, поскольку нужно уследить за нитью повествования, прыгающей во времени и (как думается в начале) от одного персонажа к другому. То же касается и рассуждений — это, что говорится, на любителя, хотя мне подобные отступления в исполнении Остапенко определенно нравятся. Особенно те, почти в самом конце романа, в которых говорится о том, что могло бы быть, но не случилось. Как же хорошо, однако, что людям не дано знать о всех вариантах будущего — иначе можно было бы сойти с ума...

Лейтмотивом через все повествование проходит мысль о том, что каждый САМ выбирает свой путь, а грешить на Богов, собственную слабость и непреодолимые обстоятельства — не более, чем трусость. Либо ты способен совершить поступок, сделать шаг и держать за них ответ, либо нет. Либо ты двигаешься вперед, либо остаешься на месте и оказываешься, в конечном итоге, у разбитого корыта, как это случилось с Томом.

Кстати, пока читала, несколько раз ловила себя на мысли о том, что у Юлии какой-то не женский стиль и взгляд. Интересно, это только мне так кажется?.. Как бы то ни было, но созданным ею мужским персонажам определенно веришь (тогда как многие российские и зарубежные писательницы частенько начинают впадать в крайности, тиражируя либо излишне слащавые, либо чересчур брутальные образы).

И еще: Остапенко определенно не страдает жалостью к своим героям, и это качество проходит из книги в книгу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, что случилось с Алекзайн. То, как на самом деле погиб Анастас Эвентри. Северина, продавшая злополучный флакон яда жене своего любовника... etc... etc...

Можно было бы написать более развернутую рецензию, однако, ограничусь этим. И под конец посоветую «Тебе держать ответ» — как книгу для вдумчивого прочтения...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вымышленный, но вполне понятный мир, в котором множество мелких кланов постоянно дерутся друг с другом, множество нюансов взаимоотношений между этими кланами, интриги, интриги, интриги. Ничего вроде особенного, и должно бы быстро надоесть, но по мере чтения все время нарастает чувство удивления и даже изумления: ну почему от этого романа просто невозможно оторваться? В общем, ответ банален — роман написан большим мастером литературного слова, и это главное, что привлекает к нему внимание.

И все это несмотря на то, что основная идея романа — наличие людей, которые отвечают за все — ну не то чтобы не удалась, но как-то не так удалась, как следует из развития самой этой идеи. Всей фантастики в книге — только голос, который слышали герои на расстоянии. Боги — молчат, они — обычный пестрый пантеон, вроде обитателей Олимпа, в них верят (или не верят), им строят храмы и они никак себя не проявляют. Ну полный реализм. Само понятие «Отвечающий за все» — тоже не вполне понятно: а как отвечающий, перед кем? Похоже, просто показаны люди, действия которых оказывают наибольшее влияние на окружающий мир. А не каждый ли из нас влияет своими действиями на мир, изменяя его? И тот, кто оказывается в центре событий, влияет, естественно, больше... Поэтому из романа можно сделать и такой вывод: если ты считаешь, что для блага людей надо что-то сделать и тебе это по силам, то делай — ибо ты отвечаешь за все. Каждый из нас своими поступками влияет на мир, и пусть не такими мощными, как в романе, будут последствия этого влияния, но они — будут и ты за них в ответе. Перед кем? Да перед самим собой, перед своей совестью, и перед всем миром... А что было бы, поступи мы по другому, знать нам не дано. Боги милосердны.

Автор сделал путь главного героя, обремененный множеством приключений и интриг, удивительно интересным для читателя, хотя и показан он сложно, из нескольких сюжетных линий, не сразу сошедшихся между собой. Вся картина замечательной судьбы вырисовывается медленно, отдельными штрихами, и это обуславливает постоянную недосказанность, читатель сам дорисовывает пропущенное, а потом, когда эти пропуски заполняются, может сравнить собственные дорисовки и, к чести автора, роман дает как правило больше, чем от него ждешь.

По классификации я бы отнес книгу к жанру «реализм» с местом действия «мир, не связанный с нашим». И посоветовал бы читать тем, кто в восторге от «Волкодава» или от героев Сапковского.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная вещь! В моем личном топе современным авторам придется потесниться.

Книга хороша как по исполнению, так и по наполнению. Под исполнением я имею в виду хороший русский язык, без туманных красивостей, автор предельно ясно, но без примитивизма выражает свою мысль. В этом отношении читать легко, художественные изыски не отвлекают. В отношении содержания написано жестко, ни капли сентиментальности, розовые сопли разве что из разбитого носа.

Роман можно считать историческим фэнтези − клановая междоусобная борьба, кровная вражда, политические интриги, предательства, месть спустя годы. Мир вполне человеческий, без эльфов и прочих разумных тварей, даже без магии и чудес. Страна похожа на мрачную средневековую Британию периода феодальной раздробленности. Но это лишь фон, поверхность, под которой скрывается глубина. Есть в книге и сражения, и драки, и резкие повороты сюжета, но акцент не на них, а на битвах психологических. Напряженность создается не подробным описанием сражений (они в основном остаются за кадром) или живописанием отрубленных голов и виселиц (есть и это), а глубиной переживаний. Тем не менее, сам сюжет тоже очень интересен.

Женщин-писательниц часто критикуют за неумение достоверно изобразить мужскую психологию. Юлия Остапенко в этом упрекнуть нельзя, в центре повествования стоят именно мужские персонажи, и выписаны они превосходно. В каком отношении находятся друг с другом двое главных героев − спойлер, раскрывать его не буду. Первый − подросток, один из последних представителей поверженного клана, узнавший неожиданно о своей исключительности. Второй − фаворит конунга, прожигатель жизни, задира и любимец женщин, обаятельный и бездушный негодяй. Таким предстает он в начале книги, но уже чуть дальше оказывается, что не так он прост и действия его неслучайны. Автор просто выворачивает своих героев наизнанку, и главных, и второстепенных, и вопрос о том, что положительный, а кто злодей, отпадает сам собой. Тем более, что как на злодеяния, так и на неожиданное милосердие и великодушие способен любой из них.

В этом мире есть боги, но влияют они через своих избранников. Но как понять, исполняешь ты волю богини или действуешь по собственному произволу?

Ни для кого не секрет, что незначительная случайность может повлечь лавину событий, меняющих отдельные судьбы и весь мир. Но что делать, если ты вдруг узнаешь, что такой способностью обладают именно твои действия? Что от того, пойдешь ты направо или налево, будут зависеть жизни тысяч людей? Спрятаться от мира и ничего не предпринимать? Но бездействие имеет такое же влияние на мир, как и деяния. Или научиться просчитывает последствия своих поступков с ювелирной точностью? Но что тогда выбрать, ведь любой момент может многое изменить, и только ты в ответе за последствия, даже если не хотел ничего плохого. И что выбирать − стать послушной игрушкой в чужих руках, действовать на благо своего клана (сначала мой клан, потом боги, потом мой конунг, потом я), по велению своего сердца или так, как ты считаешь правильным? И не случится ли так, что, спасая мир, ты его губишь? Вопросы, на которые однозначного ответа герои не получают, и автор не дает, как не дает моральных оценок и выводов.

Возможно, местами перебор с драматизмом, персонажи пребывают в состоянии хронического аффекта. Такая вот «достоевщина» на фоне шекспировских трагедий. Но мне-то нравятся сильные эмоции в художественных произведениях, поэтому недостатком это не считаю. Давно не ставила десяток за только что прочитанные книги.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличнейший роман! Большой, емкий и неординарный.

»+«

1. Что больше всего поразило, так это то, что автор женщина. Обычно это накладывает определенный отпечаток на произведение, для меня очень часто не в лучшую сторону. В этом же романе я такого не обнаружил. Никаких женских логик и обилия благородных и умных девиц, от которых к середине произведения начинает подташнивать. Для меня — несомненный плюс.

2. Задумка. Она неординарна. «Тот, кто в ответе» — довольно оригинально на мой вкус.

3. Развитие сюжета. Множество флешбэков — это я очень люблю. Где-то в середине романа один из них меня вообще в ступор загнал))

4. Герои. Их много, но все они важные. Не так много как у того же Мартина но все же много. Прописаны герои отлично. Опять же благодаря флешбэкам.

5. ГГ. Мне по вкусу. Не всё в нем, но многое. Думаю как и любому мужику))

5. Ход повествования. Он не затянут как многие тут пишут. Наоборот — он очень ровный. Разве что финал не много скомкан и неоднозначен.

6. Мир. Прописан не плохо. Без излишеств и нудных описаний природы и т.д.

7. Книга в целом. Читается легко и быстро, местами невозможно оторваться.

»-«

1. Сентиментальность героя. Она чрезмерна. Человек который через столько прошел и столько сотворил не может не очерстветь сердцем. Да он черств снаружи но при этом чересчур уж сентиментален внутри. Думаю — это влияние пола автора... Хотя возможно я и не прав.

2. Концовка. Чересчур хэпиэндовая. При этом в романе полно мелочей даркфэнтезийный и реалистичный, но концовка... Не знаю...Не вписывается она..Опять же на мой вкус.

В целом: однозначно рекомендую к прочтению всем любителям фэнтези и не только. Моя оценка 9.5) Округлим до 10) В последнее время не много мне таких сильных вещей попадается.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг, мною прочитанных. :appl:Очень сильный самобытный автор создал прекрасную, живую книгу, увлекшую меня с первой же страницы. Мир прописан так ярко, он населен не персонажами, а живыми людьми, которые стали мне близки и дороги. Я думала, что в моем возрасте не может быть уже такого восприятия , такой вовлеченности в сюжет, но Юлия подарила мне несколько часов сильных эмоций ) Я обязательно буду перечитывать !:love:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет: Раз в поколение рождается в Бертане Тот, кто за все в ответе. Мальчик, один поступок которого, один выбор которого или даже слово, может изменить историю страны, уничтожить рода и привести к гибели тысяч людей, изменить судьбы даже еще не рожденных. Таким избранным и становится Адриан Эвентри, за один свой неправильный выбор, однажды ночью лишившийся дома, семьи, будущего. Остался лишь его дар, который необходимо научиться обуздывать, и предназначение, которое необходимо выполнить, а еще страшная ноша и муки совести, которые теперь предстоит испытывать до конца жизни. Сможет ли Адриан справиться с этим, возродить свой клан, отомстить человеку, изменившему навсегда его жизнь, и выполнить долг, возложенный на него изменчивой и безумной богиней Яноной, так легко играющей судьбами людей?

Впечатления: Как же жестока и безрассудна людская ненависть. К какому горю приводит война! Казалось бы вот только, что сидевшая у камина большая семья, лишь один день, череда мелких поступков и что же остаётся? Отец умер в темнице, мать сошла с ума от горя, наследник убит, девочки выданы замуж, младший сын насильно заключен в монастырь, только двум средним братьям удалось по воле случая спастись. Только удалось ли? Один посвятил свою жизнь кровной мести, приводя верных ему людей к смерти. Второй был проклят или... благословен даром, кто его знает?, ставшим для него страшной ношей.

Как же низок человек, как же слаба его натура! Думаете конунг, который дал клятву, который обещал защиту и помощь, откликнулся на клич своего септы, когда весь его клан вырезали? Нет, он отвернулся и сделал вид, что ничего не видит ибо ему так было выгодно! Подумаешь клятву нарушил, да кому это благородство вообще нужно? Думаете купец, за жизнь которого много недель сражались монахини, вправляли вывалившиеся кишки, живот зашивали, ухаживали день и ночь, сказал им спасибо? Нет, он взял данную ими мазь и отвез ее в анклав дабы донести, что сестры используют запрещенные лекарства и они еретички, которых следует сжечь! Что с того, что они спасают жизни, что они спасли его жизнь. Да кому нужна эта честь? Думаете трактирщик, приютивший на ночь бедного юношу и накормивший его, сделал это из милосердия? Нет, он ободрал мальчика до последней нитки и выставил утром на улицу. А где же справедливость? А нет ее, и никто не заступится, и никто не поможет, будь добр выживай сам, а то что доверился, так сам виноват.

Можно подумать, что «Тебе держать ответ» — книга мрачная и депрессивная. Но не смотря на то, что я написала выше, она у меня устойчиво ассоциируется со светлыми цветами и распустившимися одуванчиками. И не только потому, что я как раз читала ее в саду, но и потому что она не смотря на такой темный фон и важные затронутые проблемы, полна надежды, есть на ее страницах и любовь, и настоящая дружба, и благородство. Не все кланы Бертана потеряли честь, не все забыли, что значит верность и борьба за идеалы. Не знаю, как автору это удалось, но эта книга как неизменный переход ото дня к ночи, от отчаяния к надежде, даже и построение у нее очень необычное: главы мальчика чередуются с главами взрослого мужчины и это сделано не просто так, кто прочтет, тот поймет.

Не могу не отметить и поразившую меня глубину прорисовки персонажей. Лишь пару штрихов, а герой уже становится узнаваемой личностью со своими мечтами и своим характером. Это тот случай, когда было интересно следить за всеми главными героями, но и не менее интересно наблюдать за казалось бы второстепенными. А какая психологичность сюжета, и это при том, что читать чертовски интересно, и 800 страниц здесь не много, а очень мало! И сколько же сильных моментов, пробирающих так, что становилось жутко и холодно, поджидали меня на страницах этой истории. Сколько ломающих героев страниц, столько тяжелых и разъедающих душу глав! У меня перед глазами до сих пор стоят сцены, как будто высвеченные из мрака: взрослый мужчина на коленях, вымаливающий прощение у своей безумной матери и смывающий своими слезами грязь грядок монастыря с ее рук; мальчишка, любящий своего брата больше всего на свете, стоящий от него так близко, что может наконец-то прикоснуться рукой, но отступающий во мрак, потому что нельзя, потому что у него есть долг и предназначение, которое не будет ждать, даже если брата он больше никогда не увидит; сожжение корабля, на котором волею судьбы оказался не тот человек, и вина от его гибели, которая настигнет пускай спустя лишь долгие годы, но выжжет до дна душу того, который любил и стал причиной его смерти.

Итого: Я в восторге, я под впечатлением и одновременно в расстроенных чувствах, потому что история Адриана подошла к концу. Сложно определить жанр этого произведения, это не только приключенческое фэнтези с элементами исторического, как может показаться вначале, но и глубоко философское фэнтези, заставляющее сесть и действительно задуматься. А как наши решения, даже самые мелкие, наши слова, сказанные под влиянием эмоций, влияют пускай не на судьбу мира, как было с Адрианом, но на нашу жизнь и жизнь наших близких?

Я уже очень давно была наслышана о «Птицелове» Юлии Остапенко и давно хотела познакомиться с её творчеством. Но так вышло, что «Птицелова» в бумажном виде уже не найти, а мне со скидкой попали в руки несколько других менее известных книг писательницы. С них решила и начать. Признаться, я удивлена, что все читают только «Птицелова», а у других историй почти нет читателей. Я же уже с первых глав, как это всегда и бывает, когда встречаешь своего автора, поняла, что буду читать абсолютно все произведения Остапенко и даже малую прозу, которую она успела написать:)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласна с предыдущими ораторами, но хотела бы добавить, что у данного псевдоисторического произведения а-ля Джордж Мартин замечательный объем — всего одна насыщенная событиями книга. Это цельный роман, не прибавить, ни отнять, как говорится. Недостаток один — присутствует некоторая надуманность в поступках отдельных персонажей — они действуют иногда предсказуемо, в угоду сюжету.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых же романов Остапенко, которые я прочел, для меня стал очевиден ее незаурядный писательский потенциал. Но чрезмерное увлечение психологизмом, логические нестыковки в произведениях заметно портили мое впечатление от ее книг. И вот, наконец, Остапенко создала роман, которому я готов поставить весьма высокую оценку.

Автору наконец удалось успешно создать интересный мир, в который лично я готов поверить. Мир получился весьма реалистичным, почти без фэнтезийных элементов. Магия в нем отсутствует, а боги, даже вмешиваясь в людские дела, действуют человеческими руками.

Хороши действующие лица романа — и Анастас и Тобиас, и лорд Одвелл, и Грегор Фосиган. Каждый из них — живой человек, со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. Даже положительные герои совершают неблаговидные поступки, и даже их враги — отнюдь не законченные мерзавцы. И при этом каждому значимому персонажу приходится делать нелегкий выбор и нести ответственность за свои поступки.

И, конечно, самое тяжелое бремя ложится на главного героя, чьи действия наиболее значимы, а ответственность — наиболее тяжела.

Вообще, тема отвественности лежит в центре романа. Автор застваляет нас задуматься о том, что каждое действие имеет свои последствия, а попытки уйти от ответственности и переложить ее на кого-то могут только усугубить ситуацию.

И только сильный духом может заставить колесо истории изменить свой путь и попробовать сделать этот мир чуть лучше.

В романе немало моментов, которые производят сильное впечатление — и пир в замке Эвентри, и пожар на корабле.

При этом стоит отметить, что автору удалась не только психологическая, но и приключенческая составляющая романа. Несколько раз неожиданные повороты сюжета приятно удивляли меня, а концовка была неясна до самых последних страниц.

В итоге получилось сильное, умное, интересное произведение в лучших традициях Олди и Дяченко. Рекомендую обратить внимание!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многоликий и неожиданно глубокий роман, хороший для сердца и тем более для ума. Оболочка и смысл здесь одинаково важны, роман можно рассматривать как психологически точное, достоверное и при этом полное эмоций произведение о людях и их судьбах, в котором убедительность проработки характеров почитается за особую ценность, а развитию героев уделено самое пристальное внимание. Однако это также и рассуждение о Случае, детерминированности и Судьбе, столь удачно облеченное в оболочку художественного произведения. Все выверено, и лишнего отсечь нельзя.

Фэнтези здесь – это метод, позволяющий рассказать историю в доступной форме, четко расставив акценты. Рассказать важное, не упустить ни одной существенной детали, но при этом избежать ненужных подробностей. Мир, в котором происходит действие, более чем реален. Чуждая география, не наша история – это всего лишь необходимые условности. Люди остаются людьми. И только раз в поколение рождается тот, кому держать ответ. У такого человека нет сверхъестественных способностей, а сам он чаще не всего не в состоянии даже понять, что он не такой, как все. Именно таким людям посвящена эта книга, поэтому центральные темы романа – это ответственность человека за свои поступки и цена этой ответственности.

Решение автора ввести в психологически реальный и достоверный мир понятие тех, кто держит ответ, вызывает восхищение. С одной стороны, такие люди – это островки существенных искажений реальности, и потому перед нами сразу же встает вечный вопрос о соотнесении Случая и Судьбы, и сразу же мы сдвигаемся в область фантастического и неизведанного.

Носителями чего являются эти люди – детерминированности или неопределенности? Эд Эфрин верит в то, что случайностей нет, потому что он в ответе за все, и действует соответственно, но так ли это на самом деле? Эд Эфрин – профессиональный Игрок с особенной психологией, выработанной годами. Именно психологическими особенностями он во многом обязан своему успеху. Но есть ли в том физическом мире факт кроме его цели, на который опирается, должна опираться психология Эда? Этого мы так и не узнаем.

С другой стороны, почему принцип ответственности за все не может быть просто идеей? Вымыслом в вымысле, средством, ведь о целях и средствах в романе сказано столько важного!.. Знание о принципе приходит извне. Груз его очень тяжек, он просто не может не изменить психологию избранного. Либо тот ломается, либо волей-неволей превращается в Игрока, подчиняющего себе Случай, играющего с Судьбой. Но с какой стороны ни взгляни, проблема ответственности, обусловленной физическими законами чужого мира или программированием человека, остается центральной.

А уж цена этой ответственности, в том числе цена несбывшихся возможностей, и вовсе выписана автором блестяще.

Стоит отметить также очень удачную композицию романа. Сходящиеся во времени сюжетные линии, сливающиеся прошлое и настоящее. Метания молодого Адриана Эвентри, расчет Эда Эфрина. Два совершенно разных человека с точки зрения психологических особенностей. Между двумя лицами пролегла целая жизнь... Что ни говори, а динамика развития личности Адриана, ломка прежних устоев, особенно моральных, показаны отлично.

Что касается языка и стиля, то они не настолько хороши, чтобы испытывать подлинное удовольствие только от владения автора словом. Пребывая на втором плане, они связывают события, не заслоняя собой рассказываемую историю, оставаясь лишь средством, не самоцелью. Достойность и сдержанность — вот их характеристики.

...О чем же сказать напоследок? Наверно, о том, что в книге Юлии Остапенко каждый сможет найти что-то свое, а это дорогого стоит.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень зрелый и профессионально написанный роман.

Четко спланированный (нет лишних героев, нет лишних событий — все развешенные по стенам ружья в свое время стреляют), содержащий неожиданные сюжетные ходы, довольно увлекательный, не перегруженный деталями придуманного мира. И при этом — не соглашусь с предыдущими рецензентами — качество романа совершенно не снижается на всем его протяжении.

Приятно читать, если никуда не торопишься. Приятно наблюдать столь яркий профессиональный рост автора.

Для определяющихся:

- это не фэнтези (волшебства — 0,01%), просто альтернативный, но вполне реалистичный мир

- это большой!!! роман

- аннотация наводит на мысль, что это «подростковый» роман про мальчишку — это не так.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшная история. Страшна, именно своим бесконечным выбором и бесконечным ответом. А вдруг твое решение принесет больше вреда, чем пользы? Не хотела бы оказаться на месте главного героя. И как он не сломался и не сдался? Каждый поступок, каждый поворот сюжета, каждое слово несет в себе возможность выбора и ответа за него.

Все мне показалось здесь хорошим. И мир, поражающей своим правдоподобием и жизнью. В этот мир веришь, знаешь, что он где-то есть. И герои, очень человечные, а это значит, что нет, не плохих и не хороших, они все живые, каждый делает то, что должен и каждый получает по заслугам. И сюжет, вечно переплетенный и изрезанный, но такой прямолинейный.

Но больше всего поразил и понравился Эд из Эфрина. Потрясающе интересный и удачный герой. В такого не возможно не влюбиться, такого не возможно не возненавидеть. Нельзя сказать, что он тянет на себе весь сюжет, совершенно нет. Он один из многих героев, чуть более важен. Но столько в нем жизни, что он живет совершенно собственной жизнью. Многие его поступки вызывают неприязнь, но что-то в нем такое, что заставляет забыть об этом и опять восхищаться им.

Единственное, что мне не хватило, буквально коротенького экскурса в будущего это мира. Имели ли смысла все действия Того, Кто в Ответе?

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень грустная книга. Пожалуй, даже более грустная, чем «Птицелов», хотя читать её проще и приятнее.

Роман очень большой, героев множество, охвачена большая территория, временные рамки — два поколения плюс несколько экскурсов в историю. Добавим к этому множество интриг, причин и последствий — и создаётся благодатная среда для того, чтобы бедняга читатель запутался и начал то и дело листать книгу назад в поисках отсылки к забытому событию. Плюс временами автор позволяет читателю «подслушать» упоминание о событии, о котором он ещё ничего не знает, и рассказывает о нём только некоторое время спустя. Несмотря на всё вышеперечисленное, я не запуталась ни разу, стало быть, автор блестяще справилась со своей задачей.

Книга очень интересна технически, использованы, как и в других книгах автора, необычные литературные приёмы. Отношу к плюсам повествование от третьего лица с переключением между персонажами.

Если «Птицелов» можно назвать книгой без положительных персонажей, то «Тебе держать ответ» почти лишён отрицательных, но книга от этого становится только более грустной. Несколько затянута последняя четверть книги, когда уже многое известно и кажется, что дальше будет только хуже, а в конце вообще все умрут. На этом фоне конец можно назвать даже счастливым.

Если спросить меня, на что похож этот роман, я скажу: на гибрид игры Incredible Machine и эпопеи «Властелин колец».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх