Аркадий и Борис Стругацкие «Шесть спичек»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Инспектор ведёт дело о странной травме начальника лаборатории физики мозга, который ставил на себе опасные эксперименты. Но не само происшествие интересует инспектора. Кажется, смелый учёный совершил какое-то действительно важное открытие, и ему предстоит это выяснить.
Беловой вариант не сохранился. Написано в 1958–1959 гг.
Первая публикация: Знание — сила (М.). — 1959. — № 3.
Входит в:
— условный цикл «История будущего»
— антологию «Дорога в сто парсеков», 1959 г.
— журнал «Знание-сила 1959'3», 1959 г.
— антологию «The Heart of the Serpent», 1960 г.
— сборник «Шесть спичек», 1960 г.
— антологию «14 racconti di fantascienza russa», 1961 г.
— антологию «Biały stożek Ałaidu», 1961 г.
— антологию «Cor Serpentis», 1961 г.
— антологию «Povídky z vesmíru», 1961 г.
— антологию «Science Fiction 1: Wissenschaftlich-phantastische Erzählungen aus Rußland», 1963 г.
— антологию «Zilā planēta», 1963 г.
— антологию «現代ソビエトSF短編集01 -宇宙翔けるもの», 1963 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción Rusa», 1965 г.
— антологию «Фантастика и приключения», 1967 г.
— журнал «Literatura Radziecka'05», 1968 г.
— журнал «Literatura Soviética № 5, 1968», 1968 г.
— журнал «Nueva Dimensión 5/1968», 1968 г.
— антологию «Seis fósforos», 1970 г.
— антологию «Antología de novelas de anticipación (Ciencia-ficción rusa). Decimoquinta Selección», 1972 г.
— журнал «Jules Verne magasinet 368», 1978 г.
— антологию «Metagalaktika 6», 1983 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción soviética III», 1986 г.
— антологию «Planéta búrok», 1986 г.
— антологию «The Penguin World Omnibus of Science Fiction: An Anthology», 1986 г.
Экранизации:
— «Шесть спичек» / «Six Matches» 2016, США, реж: Денис Агарков
- /языки:
- русский (41), английский (5), немецкий (1), испанский (6), французский (1), итальянский (1), шведский (1), латышский (1), чешский (1), польский (3), словацкий (1), венгерский (1), японский (1)
- /тип:
- книги (49), периодика (5), самиздат (4), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- В. Бартошович (1), Л. Горин (1), Г. Гялльмо (1), Я. Дзярновская (2), А. Дравич (1), А. Канторовская (1), С. Кастро (1), Ф. Кастро (1), И. Лившиц (1), Я. Пискачек (1), В. Преображенская (1), Р. Прокофьева (4), Р. Ридт (1), И. Фукуро (1), И. Фёльдьяк (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alexandre, 8 декабря 2008 г.
Одно из первых произведений Стругацких, которые я читал. Совершенно не помню деталей, но осталось стойкое впечатление — он смог мыслью поднять 5 спичек, и на 6-й надорвался. Долго пробовал сделать это сам — не сумел поднять ни одной. Но уверенность, что просто я что-то делаю не так — осталась.
Вот за эту способность внушить веру в свои силы — а это мало кто может — я люблю и уважаю Стругацких.
wertuoz, 18 октября 2018 г.
Рассказ о том, каким мощным институтом, влияющем на общество в целом, могла стать наука, культ которой определенно имел большое значение в СССР. В произведении раскрывается проблематика выбора между человеческой жизнью и возможным научным открытием. По смыслу сюжета назревает дилемма: от того, какие возможности и какие знания открывались для человека в процессе работы и развития отраслей научной деятельности, возникает синдром «научного героизма» — самопожертвования, который во многом, как считают авторы, вреден, так как нет ничего важнее человеческой жизни.
От того в рассказе появляется некая двойственность: с одной стороны ученые (научные сотрудники) проявляют инициативу с готовностью идти на риск ради прогресса и новых открытий (это как раз то, казалось бы, без чего невозможно ни одно открытие), а с другой стороны они забывают о собственной важности, даже важности не в качестве рабочей единицы, обладающей необходимым для остальных опытом, а важности человеческой. Человек должен оставаться живым, во чтобы то ни стало, и ни какой риск не оправдает ни одно великое открытие, если при этом оборвалась чья-то человеческая жизнь — довольно здравая и жизнеутверждающая парадигма, которую и должно пропагандировать любое гуманное и цивилизованное общество.
Пытаясь развенчать эту двойственность, авторы уповают на само качество предметной области цивилизации, а любой подобный риск считают варварством. Ведь у человека (в рамках этого произведения) в руках весь прогресс цивилизации, с помощью которого он обязан обеспечить безопасность и сохранность человеческой жизни, а если этого не происходит, значит общество начинает идти куда-то в сторону. Собственно, именно таким мировоззрением и наделен главный герой — инспектор, который расследует инцидент в научной лаборатории, в котором Стругацкие отзеркалили критика своего времени, который одновременно верил в прогресс, но при этом ратовал за гуманность и безопасность для человеческой жизни.
Как ни странно, но именно эта проблематика в произведениях советской фантастики была затронута множество раз самими же Стругацкими («Далекая радуга», «Беспокойство») или тем же Иваном Ефремовым («Туманность Андромеды»), что во многом говорит о вере в будущее научной мысли, а так же в человека, как в самое справедливое и гуманное воплощение разума.
zotovvg75, 21 ноября 2021 г.
Чистейшая научная фантастика в ее классическом варианте — так я могу охарактеризовать этот замечательный рассказ. Образ ученого, проводящего на себе эксперимент, есть типичный пример образцов жанра, к тому же имеющий не один реальный прототип. Центральная идея сюжета — нейтринная акупунктура, метко названная «нейтринной иглой». Комлину, вопреки спетому Владимиром Высоцким в «Марше студентов-физиков», удалось поймать нейтрино за «бороду» и создать методику синтеза известного полезного воздействия точечного эффекта иглоукалывания с предлагаемым авторами вольным предположением полезного влияния нейтрино на работу мозга. И тут Стругацкие показывают читателю целый ворох оригинальных научно-фантастических идей и гипотез, основанных на уже открытых и предполагаемых свойствах неуловимой частички. Также интересен затронутый этический вопрос соотнесения недопустимой степени риска в научных исследованиях к ценности человеческой жизни.
А в концовке рассказа — авторами выстраивается целая теория механики воздействия нейтрино на мозг человека. Меня поразила связанность логических построений, оказывающая великолепный эффект достоверности на основе уже известных фактов. Действительно, целительный эффект иглоукалывания известен; как следствие естественен взгляд на реальность существования скрытых целебных сил в организме человека, возбуждаемых иглоукалыванием. И далее Стругацкими предлагается материальная основа психофизических свойств человека, необычные проявления которых называют паранормальными явлениями. Эта материальная основа, выраженная в рассказе в предполагаемой полевой структуре работы мозга, собственно и отличает научную фантастику от мистики. Ведь несмотря на явные послабления к вольности жанра, фантастика того времени все же должна была быть научной и читатели шестидесятых получили возможность насладиться этим рассказом, прочитанным также и мною в одноименном сборнике.
viv, 7 декабря 2007 г.
Да не о телекинезе этот рассказ! Этот рассказ — о двух ученых, готовых на все, чтобы добиться результата в своей науке. Один — герой рассказа, второй — инспектор, который тоже когда-то, рискуя собой, ставил эксперименты... Вот такие люди будущего (или настоящего?)
ms_pretender, 30 марта 2008 г.
Нашла этот рассказ в книжке у бабушки на чердаке. Уже после того как прочитала крупные романы. Это ж надо. Много лет не находить эту книгу...
тессилуч, 18 июля 2013 г.
Прекрасный рассказ о научном поиске. Ученый должен быть увлечен своей идеей, иначе у него мало что получится. Но в рассказе описан чрезмерный риск при проведении экспериметов. Это своеобразный эгоизм. Думаю, что братья по молодости это написали. Хотя рассказ мне нравится и в настоящее время
HeLLLoW, 3 января 2012 г.
Интересный короткий раз. Самопожертвование во имя науки. Стоит ли идти на это? Безграничны ли возможности человеческого мозга? Однозначного ответа нет. Но это хороший повод задуматься.
Paf, 7 июня 2006 г.
Так в принципе он и самый первый рассказ о телекинезе (в союзе) и самый популярный рассказ авторов по сей день. Переведен на множество языков мира.
Отличный рассказ, на мой взгляд, о безграничных возможностях человеческого организма (и в частности мозга). А то что это замусоленная тема — это кажется с нынешней позиции, когда полно хлама (и в частности американского).
Oreon, 12 октября 2019 г.
Так необычно читать про страну победившего коммунизма, что всего через четыре (от победы или построения оного, уж не знаю) поколения истых коммунистов в «самой богатой теперь стране мира» самое драгоценное в мире стало быть — Человек. А не «бабы ещё нарожают!». Настолько странно, что я просто не верю в это. Нет я верю, в Авторов, что они такое хотели построить, я не верю что страна морящая голодом и убивающая миллионами своих граждан, когда-нибудь пришла бы к осознанию этой ценности. Как и не верю в инспектора охраны труда, или кто он там был, который настолько проникся пострадавшим на работе сотрудником, что не удовлетворился обычными отписками, а продолжает копаться против течения. А вот в дураков жертвующих собой ради роботы — верю. Это ж культивировалось в той стране: «Любой ценой», «Мы за ценой не постоим» и т. д.
Но рассказ сам по себе интересный, о поиске скрытых возможностей человеческого мозга и целесообразности или наоборот нецелесообразности жертвования собой ради науки.
artem-sailer, 5 февраля 2021 г.
На самом деле телекинез и получение дополнительных возможностей человеком здесь — это просто средство реализации идеи, а не идея как таковая. Хотя и следует признать, что в качестве НФ-допущения такая тема выглядит весьма оригинально для советской фантастики конца 50-х.
Основное же в рассказе — это вопрос, который ставят авторы следующим образом: так ли важно научное открытие, если ради него человек ставит под угрозу жизни других людей? В данном случае — вообще свою жизнь.
Однозначного ответа авторы не дают. По крайней мере, в явной, открытой форме ответа я не увидел. Учитывая, что АБС в это время писали «Путь на Амальтею», где производственный героизм уже не так ярок, как в «Стране багровых туч», а через 2 года напишут «Стажёров», где выразят однозначное неприятие «безумства храбрых»... В общем, ответ тут далеко не очевиден.
mputnik, 13 апреля 2019 г.
Самый часто издаваемый рассказ Стругацких. Та же «восьмёрочка», что и у «Спонтанного рефлекса». И тем не менее, оба — бриллианты чистой воды (тот – «первый среди равных», этот – «самый издаваемый».
«Мастодонтальнейших» же достоинств у рассказа (как у яркого представителя твёрдой, классической НФ) – три:
*** идея экспериментов по облучению мозга быстрыми частицам (при соблюдении стандартной схемы «…разбирающийся в научной или инженерной проблеме специалист доступно растолковывает её «заинтересованному профану»…» Стругацкие «прыгнули выше головы» и в самой идее и в её литературной реализации;
*** идея телекинеза как такового – «в интерьерах» бытовой обыденной реальности, без всяких медиумов, колдунов и прочей «…несусветности антинаучной…»;
*** проблематика абсурдности советского трудового героизма (это сегодня у подавляющего большинства вызывает удивление сам факт наличия некой проблемы, а 50 лет тому, к примеру, у «китайских товарищей» знаменитый (в то время) «трудовой герой» на полном серьёзе излагал с плакатов чуть ли не на каждом углу: «Пусть я проживу на 20 лет меньше, но мы построим этот завод!».
Ну, а помимо этих, чисто формальных «супер-пупер» качеств, это – просто очень хорошая Литература, и – классная Фантастика
MarchingCat, 15 октября 2016 г.
Наитипичная фантастика соцлагеря. Почему? Весь менталитет целого поколения учёных в нём. Да и не только учёных, конечно же. Вот вспомните — в англо-американской фантастике как что-то не так с опытами, изобретениями — очередной Халк получается. Как открытие — безумный учёный с жаждой покорения мира. А у нас — опыты на себе во имя науки, жертва собой во благо всех. Очень показательно. И совершенно неважно, что за опыты, какая ситуация.
Сюжет сам по себе тоже хорош. Совершенно не отличаю нейроны от нейтринов и потому даже захотелось порыться в интернете — а были ли такие идеи и в реальной жизни.
Всегда любил этот рассказ. Помнится, подростком, начитавшись Даррелла, даже отдельным плюсом считал, что опыты учёный предпочёл проводить именно на себе, а не на животных...
strannik102, 21 ноября 2014 г.
Один из самых ранних опубликованных рассказов будущих мэтров коммунистической, но антисоветской фантастики. В те годы была модна и актуальна тема
god54, 9 апреля 2014 г.
Для меня рассказ, как бы распался на две части. Если бы не знал, что такое акупунктура, возможно идея бы понравилась. Но зная какая это ерунда и обман... Ибо все пациенты после этого чудодйственного метода, излечивающего любые болезни, обязательно бегут к самому простому доктору в самую захудалую поликлинику. А уж нейтринная акупунктура натворит бед почище, чем в рассказе. Но не будем о науке. Идея есть, идея описана, она заслуживает прочтения. Понравилось другое, более важное, более привлекательное, по сравнению с современной писаниной, высокое мастерство изложения мысли. Это по-настоящему привлекает к творчеству, когда простейшая идея становится чем-то недосягаемым.