fantlab ru

Филип Дик «Помутнение»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Оценок:
1389
Моя оценка:
-

подробнее

Помутнение

A Scanner Darkly

Другие названия: Скользя во тьме

Роман, год (год написания: 1975)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

В недалёком будущем эксперименты с наркотиками становятся обыденным делом. Роберт Арктор крепко подсаживается на препарат С — «выжигатель мозгов», довольно опасная штука, которая стала слишком популярной. Правительство это понимает и принимает меры. За Бобом ведётся наблюдение агентом Фредом. Или это его паранойя, вызванная употреблением препарата? Всё чаще вокруг происходит необъяснимое, реальность стирается и замещается наркотическими видениями... Или же наркотик вызывает реальность, а не видения?.. Боб всё глубже погружается в безумие, пытаясь выяснить кто же он такой...

Примечание:

Впервые на русском языке роман вышел в журнале Юность в 1989 году (номера 4 — 6) в переводе В. Баканова. В сокращении примерено на 40%. Книжная публикация в сборнике детективов 1990 года — тоже в сокращении, по журнальному варианту. Полный перевод вышел лишь в 2004 году, в переводе В.Баканова и А.Круглова (Круглов и доперевел вторую половину).

Журнальный вариант — 241 т.зн.

Книжный полный вариант — 393 т.зн.

В 2005 в Амфоре вышел новый вариант перевода другого переводчика, Михаила Кондратьева.


Входит в:

— журнал «Юность 1989'04», 1989 г.

— журнал «Юность 1989'05», 1989 г.

— журнал «Юность 1989'06», 1989 г.

— антологию «Детектив-3. Большой налет», 1990 г.

— антологию «Помутнение. Красная площадь. Высокие ставки», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1979 // Роман

лауреат
Золотой Граулли / Graoully d'or, 1979 // Зарубежный роман

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1991 // Научно-фантастическая книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1978 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Научная фантастика (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

номинант
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2021 // 3арубежная книга (США)

Экранизации:

«Помутнение» / «A Scanner Darkly» 2006, США, реж: Ричард Линклейтер



Похожие произведения:

 

 


Детектив-3. Большой налет
1990 г.
Помутнение. Красная площадь. Высокие ставки
1994 г.
Помутнение
2004 г.
Помутнение
2004 г.
Помутнение
2004 г.
Убик. Скользя во тьме
2005 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Игроки с Титана
2016 г.
Помутнение
2017 г.
Игроки с Титана
2018 г.
Помутнение
2018 г.

Периодика:

Юность № 4, апрель 1989 г.
1989 г.
Юность № 5, май 1989 г.
1989 г.
Юность № 6, июнь 1989 г.
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Пролейтесь, слёзы...
2015 г.
Лейтесь, слёзы...
2019 г.
Пролейтесь, слёзы...
2020 г.

Аудиокниги:

Скользя во тьме (Помутнение)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

A Scanner Darkly
1977 г.
(английский)
A Scanner Darkly
1977 г.
(английский)
A Scanner Darkly
1978 г.
(английский)
Substance mort
1978 г.
(французский)
A Scanner Darkly
1999 г.
(английский)
Philip K. Dick: Five Novels of the 1960s & 70s
2008 г.
(английский)
A Scanner Darkly
2012 г.
(английский)
Затьмарення
2016 г.
(украинский)
Затьмарення
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот, кто не прочувствовал эту дрянь в себе, никогда не поймет... Тот, кому посчастливилось быть наркоманом и соскочить, оставит внутри липкий ужас. На всю жизнь. Знаю, о чем говорю.

Книга очень атмосферная, честная и красивая. До жути, до умственного затмения. Это вам не совершенно лживый и сказочный «На игле», где наркоман на последней стадии разложения личности, употребляет термины, вроде «трансцендентальный» и где вообще не прослеживается деградация героя.

Дик — лучший автор всех времен и народов.

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень депрессивное и одновременное реалистичное, несмотря на принадлежность к «гуманитарной» НФ произведение. При этом, несмотря на натурализм в изображении сцен из жизни торчков, отсутствует даже малейший намёк на «чернуху». Герои вызывают никак не отвращение, а только жалость и сочувствие. Каждый из них жаждал свободы, независимости от того общества, в котором жил. Наркотики казались им альтернативой собственному унылому существованию, глотком свободы. А в результате, оказались ещё большим, чудовищным и пагубным злом. Иллюзорная свобода обернулась жестокой ломкой и непреодолимой зависимостью.

В одном из своих интервью, писатель заявил, что «Помутнение» это отражение, как он сам выразился «паранойи никсоновского правления». Филипп Дик в то время был частью той самой протестной контркультуры, в среде которой получили активное распространение самые разнообразные наркотики, и как он сам утверждал, подвергался преследованию то ли со стороны правительства, то ли каких-то иных спецслужб и карательных органов. В книге это боязнь тоже проходит красной нитью, как получившие реальное потверждение страхи. И страх тотальной слежки и боязнь за собственную жизнь, переходящие у Боба Арктура в манию преследования, также списаны Диком с собственного опыта. Тем не менее, в послесловии к роману, сказано что автор, не какой-то конкретный персонаж, автор – это сам роман.

Арктур, как главный герой, представляет из себя не только образ самого Дика в реальной жизни, но и как не парадоксально, его антипод – правительственного агента, страдающего не только от наркозависимости, но и от обезличивания. Ирония в том, что следить ему приходится за самим собой. А раз так, значит надо абстрагироваться от собственной личности и волей-неволей создать другую. Это особенно явственно проявляется когда человек в шифрокостюме набдлюдающий за Арктуром, перестаёт видеть в нём себя и начинает воспринимать его как такой же объект для слежки, как и всех остальных. С этого момента в дело вступает Фред – alter ego Боба Арктура. Правда, времени, на то чтобы действовать, ему отпущено совсем немного. Он почти полностью утрачивает ощущение реальности и первый же серьёзный тест выявляет, что Арктур превратился в опустившегося торчка. Последнее, что он осознаёт, это полная личностная дезориентация. Его личность оказывается разрушенной, превращается в пустую выжженную оболочку.

«Помутнение» это рассказ о том, чем заканчивает каждый наркоман. Роман во многом основанный на реальном жизненном опыте самого Дика. Роман, наполненный глубоко личными, очень горестными переживаниями, трогающими до глубины души. Писатель рассказывает о наркомании предельно откровенно, самые шокирующие подробности он демонстрирует в очень будничном, обыденном свете. То, что у постороннего человека, никогда не бывшего частью этой среды вызывает ужас и шок, у наркомана способно пробудить в лучшем случае мрачную иронию. А чаще всего они вообще никак на это реагируют. Такова их жизнь, они к ней привыкли. Такова их плата за совершённые ошибки. И всё же, какими бы законченными наркоманами не выглядели герои книги, автор относится к ним с очень бережно, с теплотой и пониманием. А следуя, за автором, сострадательным отношением проникается и читатель.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитый писатель-фантаст Филип Киндред Дик имел богатый опыт употребления разных наркотиков. Это прямо сказалось на его творчестве — странном, параноидальном, запутанном и очень интересном. К Дику можно относиться по-разному, но лучше бы его любить — настолько честного и уникального человека мы ещё не скоро увидим на литературной грядке.

Сегодня в нашем меню — роман «Помутнение» (в другом переводе: «Скользя во тьме»), вышедший в 1977 году. «Это роман о людях, жестоко наказанных за то, что они делали»... — пожалуй, самая исчерпывающая характеристика всей книги, и автор предлагает читателю узнать, что же такого делали люди и какое наказание за этим последовало.

А делали они ровно одну вещь: принимали наркотики, причём не абы какие, а разрушительное «вещество С» — сильнейший препарат, который разрушает психику человека и приводит к необратимой деперсонализации и сумасшествию. Филип Дик под «веществом С» подразумевает наркотики как таковые — потому что ни один наркотик никогда не приводит наркомана к чему-то хорошему, и нельзя их разделять на «полезные» и «вредные».

В центре повествования — судьба нескольких друзей-наркоманов, которые вместе употребляют вещества и весело (как им кажется) проводят время. В первой половине книги сюжет раскачивается медленно: в основном мы читаем короткие истории из жизни наркоманов. Какие-то истории смешны, другие не очень, но все они в той или иной степени поучительны, и за всеми видится любовь Филипа Дика к этим потерянным людям.

Как вам, например, случай парня, который решил умереть, объелся наркотиков и выпил вина — но вместо смерти к нему пришёл инопланетянин, и начал зачитывать наркоману все его прижизненные грехи? А история про количество скоростей у велосипеда — наркоманы не могли понять, сколько же у скоростей должно быть у велосипеда? А рассказы про кота и стрекозу — разве не прекрасны? (Наркоманы спасли раненого кота и ухаживали за ним, а стрекозу злобно прибила «чистая» тётка на глазах у шокированных торчков — они никак не ожидали такой немотивированной жестокости от «цивила»)...

Однако во второй половине книги шутки-шутеечки заканчиваются и начинается главная сюжетная линия: внедрённый в общество наркоманов полицейский агент должен выйти на крупного поставщика «вещества С». Конечно, раз этот агент внедрён, значит и наркотики он должен принимать вместе со всеми. И он принимает, пока «вещество С» не расщепляет его разум на две личности: наркомана, которому чудится полицейская слежка, и агента под прикрытием, который уже не понимает, агент он или уже нет...

Концовка книги жестока и правдива. Филип Дик знал судьбу наркоманов по своему окружению — и её он и описал в «Помутнении».

Вообще, книга неидеальна, и у неё есть вполне конкретные минусы: так, неясен эффект «вещества С» — чем оно так цепляет наркоманов, что они подсаживаются на него и совсем не хотят слезать? Кроме того, сомнителен и придуманный Диком «костюм-болтунья» («шифрокостюм» в другом переводе) — эта штука вообще-то должна бы маскировать человека, но частная смена лиц на костюме делает его явно бесполезным в толпе. Люди увидят мерцающий силуэт, каждую секунду меняющий свой облик, и им будет сразу понятно — это идёт секретный агент... Гаси его, братва!

Нельзя промолчать и про экранизацию 2006 года — она есть и она классная, даже при всех её недостатках. Да, повествование хаотичное, многие детали книги режиссёр Ричард Линклейтер упустил или откровенно запорол, фильму не хватает цельности (а может, это не баг, а фича такая?) — но всё же фильм «Помутнение» стоит посмотреть. Он интересно снят и нарисован, он классно озвучен, он, в общем-то, достойное дополнение к книге. Лучше всего фильм раскрывается в последовательности «книга — фильм — книга — фильм», но, конечно, не у всех есть столько желания погружаться в тему наркоманов, как у меня.

В конце скажу так: «Помутнение» — это не научная фантастика в её чистом виде. Скорее, перед нами художественная исповедь наркомана, прекрасная по форме и страшная по содержанию. Как и всякий, кто ходил по краю пропасти, Филип Дик был против наркотиков, и этот протест он выразил как раз в «Помутнении», одном из последних романов в своей жизни. Одном из лучших романов, которые он написал — насколько я могу судить.

Этот роман — это зрелое произведение позднего Дика, социальный посыл которого, однако, не ограничивается банальной фразой «наркотики — зло».

Наркотики-то зло, а кто на этом зле ежегодно зарабатывает баснословные деньги? У Филипа Дика есть ответ — и он в «Помутнении». Наркоманы-то может и отчаянные люди, но разве не заслуживают они хоть капельку сострадания? Ответ найдётся в «Помутнении». Цивильная жизнь-то может и хороша своей стабильностью, но разве не скучна она до мёртвого осатанения? Филип Дик даёт ответ и на этот вопрос.

Все знают, что наркотики — это плохо. Но почему наркомания по-прежнему остаётся одной из главных проблем человечества? Филип Дик в «Помутнении» убедительно раскрывает суть проблемы. И не спешите обвинять во всех грехах одних лишь наркоманов. Да, глотать наркотики никто их насильно не заставлял — в большинстве случаев люди сами, добровольно принимают первую дозу.

Думаю, раз уж наркомания — один из древнейших бичей человечества, значит, всё это очень и очень выгодно. Кому? Прочитайте «Помутнение» — и станет ясно. В конечном итоге, злобен не сам капитализм как система — злобны и алчны люди, которые эту систему поддерживают, иногда даже любят, и порой получают взамен материальные и — реже — духовные блага.

Понятно, о чём я говорю?.. Выбери жизнь или выбери смерть. Потому что он, этот выбор, всегда остаётся за человеком.

И последнее: оригинальное название книги — «A scanner darkly», что переводится как «мутное стекло» и является прямой аллюзией на библейское 1-е послание к Коринфянам апостола Павла:

«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».

(1 Кор. 13:11—12).

Мне кажется, Филип Дик заложил в свою книгу некую игру смыслов: до знакомства с наркотиками все мы — как дети, и потому мы видим мир по-детски ясно, просто и неразумно. А после обретения наркотического опыта мы становимся взрослыми — и видим мир уже через мутное стекло своей болезненной судьбы.

Да и кто из нас в детстве не хотел поскорее вырасти? Ведь быть взрослым — это здорово, как кажется многим детям. В контексте книги Филипа Дика ответ на вопрос «кто я?» прост и правдив: я — ребёнок, которому нельзя играть на проезжей части. Там во взрослые игры играют глупые взрослые дети.

Оставайтесь библейскими детьми, не извращайте чистую душу грязью мирской и, быть может, только тогда вы увидите истину. Таков, как по мне, основной посыл «Помутнения».

А может быть (и скорее всего), я написал всё это зря, и моя речь — это речь спящего, не знающего, что он спит и о чём он говорит.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я эту книгу читал когда-то давно, в издании времен «дикого» кооперативно-издательского бума, в совершенно невообразимом переводе, и, если память не изменяет, еще и с изрядными купюрами. Сейчас приобрел по случаю томик, и перечитал. Признаться, многого не ждал — слишком негативное было впечатление от первого знакомства. Но результат меня просто ошеломил.

Это не фантастика. Во всяком случае, не в привычном, даже для Дика, смысле этого термина. Антиутопия... Ну, с большой натяжкой. Дик лишь самую малость сгустил краски — собственно, в этой теме сгущать особенно нечего.

Книга о наркотиках. И о наркоманах. Книга предельно откровенная, и предельно жесткая, практически на грани откровенной жестокости, но... Разве можно об этом говорить иначе? Не знаю, кому как, но я эту книгу теперь считаю одной из самых сильных у Дика... А вот перечитывать теперь возьмусь не скоро. Давно уже я мысленно выделил такую особую категорию литературных произведений — те, которые произвели на меня огромное впечатление, но перечитывать которые часто (как обычно поступаю с любимыми книгами, до нескольких раз в год) меня совсем не тянет. Уж очень тяжело потом на душе.

В общем, держитесь подальше от наркотиков.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Угашенный, постепенно затухающий разум главного героя вызывает оторопь. В произведении в красках описывается, какой конец ожидает наркоманов. Неудивительно, Дик срисовал это с собственного печального опыта и опыта своих друзей, большинство из которых либо скончались, либо плохо закончили, оставаясь при этом живыми, о чём он и упоминает в конце книги (друзьям он посвящает свою любовь).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Простые вещи, которые с середины книги становятся сложными, непонятными для ГГ, когда даже самому хочется их ему разъяснить (случай с велосипедными скоростями, наблюдение за самим собой) — результат действия наркотика, на который подсаживается работающий под прикрытием Роберт Арктор
. Печальная книга, достойная прочтения. Экранизация с Киану Ривзом вышла так же довольно неплохой.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения пятого произведения Ф. Дика, этот автор вошел в число моих любимых. Произведение потрясает, после него, как после некоторых шедевров Желязны, не хочется читать что-то другое, а хочется ходить и жить с этой книгой или, как вариант, тут же перечитать еще раз... Роман относительно небольшой, но емкий, цельный и цепляет очень сильно. Проблема наркотиков и наркомании актуальна была тогда, актуальна и сейчас, даже более, тогда еще не было СПИДа. При этом как пишет сам Дик, роман не назидательный, он показал нам следствие... И еще, роман читается очень легко, и в отличии от той же социальной фантастики уважаемых Дяченок, депрессию не вызывает. Дик удивительный писатель, сумел подать все так, что я прочувствовал и драму, и грусть, но все равно свет остался.

Возникли трудности с возрастной классификацией, так как не детская, понятно, но и не только для взрослых. Я думаю такое произведение надо читать в подростковом возрасте, возможно тогда оно кому-то не даст соскользнуть во тьму....

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга. Из серии книг, оказывающих психологическое действие на кору головного мозга. Кто как не бывший наркоман может передать в полной мере гнилую, короткую, бессмысленную жизнь наркомана. Роман примечателен тем, что одновременно с антинаркотическим психологическим воздействием, Дик показывает, что наркоманы тоже люди. 'Злоупотребление наркотиками – не болезнь. Это решение, сходное с решением броситься под машину. Скорее даже это – ошибка в суждении» Очень верное умозаключение. Наркоманов не нужно «шарахаться» как диких зверей, им надо помочь стать на верный путь, с которого они сошли. Как было замечено раньше — очень человечный и гуманный роман. Помимо этого роман обладает интересной сюжетной линией. Ведь это все-таки художественное произведение, а не пропагандирующая брошюра. Роман очень актуален в наше время упадка морали и нравственности, поэтому считаю, что читать его нужно обязательно и учится на чужих, а не на своих ошибках.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятная книга! Дик погружает в страшный мир, на глубину, поражающую воображение. И в реальность выныривать, порой, очень трудно.

Поменял свой взгляд на наркотики и наркоманов в частности. Это не простая болезнь, если болезнь вообще. Это безжалостный механизм, где кто-то безнаказанно ведет торговлю, а кто-то гибнет или теряет себя. Боб хотел найти источник этой дряни — он его нашел... Но какой ценой?!

Как скажет он однажды Хэнку: «Меня проняло. Вполне достаточно, благодарю.» То же говорю я о «Помутнении».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А у кого из нас не было помутнения рассудка? Когда реальность падает серым безумным небом на наши пустые головы. Когда мысли смешиваются, путаются, наслаиваются одна на другую. Когда живешь словно в сплошном киселе каких-то телодвижений. Такова реальность мира. Иногда смысл жизни теряется, путеводная нить уходит из под ног, сбиваешься с шага. И по инерции еще движешься, но в движении уже проглядывает какая-то неисправность, сломанность, как будто хромаешь на обе ноги и на всю черепную коробку. И мир переворачивается вверх тормашками... Когда кажется, что шаг вниз — это шаг саморазвития. А деградация кажется высшим совершенством.

Роман про это. И не про это.

По сути, у героев романа обычная жизнь. Торчки-наркоманы показаны достаточно нормальными людьми, обыкновенными, ничем не примечательными. Как мы с вами. И их разговоры вполне обычны. И ведь те же самые проблемы — как достичь счастья.

Роман никого не осуждает — ни самих наркоманов, ни ненаркоманов. Просто есть два клана и между ними небольшая прослойка из людей без лица. И эти три стороны непрерывно борются и ненавидят друг друга.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это один из лучших романов, который я читала... После последнего абзаца, я находилась в каком-то «помутнении»... Просто невероятно, когда чувствуешь, что сходишь с ума вместе с героями...

Дику удается заставить читателя не просто попасть в этот мир безумия, наркотиков и еще раз безумия, но и стать ненадолго таким же , как Боб Арктор!!!

Хорошие книги всегда остаются в памяти, а эта меняет твое сознание..

Спасибо автору за потрясающую книгу.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж... все мы дети, играющие на краю проезжей части, только некоторые продолжают играют с пренебрежительным риском попасть под машину, вместо того чтобы повзрослеть.

Роман очень впечатлил, давно не испытывал такого удовольствия при чтении последних глав. Больше, как говорится, добавить нечего.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я фанат Дика! Окончательно и бесповоротно! (Ну конечно Брэдбери все равно вне конкуренции )

Но вообщем я прочитала «Помутнение» и испытала просто наслаждение.

Роман на 74 страницы формата А4; первые 40 страниц читаешь с большим интересом и удовольствием, потом... вдруг в какой то момент осознаешь, что действие стремительно вращается, набирая скорость, вызывая головокружение, обрывая корни сознания (С)...

Это непередаваемое ощущение, к концу книги я ощутила ..что то с мозгом, завихрение какое то. Этот роман лучше «Убика», хотя трудно было такое представить себе.

Я намеренно не хочу ничего писать о содержании, т.к. это надо читать.

Я хочу сказать, что мне теперь остро не хватает Дика, хочу еще и еще. Великий автор.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Около года назад посмотрел экранизацию романа, а книгу смог найти только недавно. Прочел на одном дыхании. Очень убедительно показано постепенное «помутнение» сознания главного героя, его мировосприятие передано до жути правдоподобно.

За фильм, кстати, создателям «респект» — не испохабили, как часто бывает, сюжетную линию и атмосферу книги, хотя роман, на мой взгляд, все равно гораздо мощнее и страшнее: в нем больший упор сделан на внутреннее состояние героя, его переживания и страхи.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Это история о людях, которые понесли слишком суровое наказание за свои проступки. <...> Я любил их всех и вот список тех, кому я посвящаю свою любовь:

Гейлин — нет в живых;

Рей — нет в живых;

Фрэнси — тяжёлый психоз;

Кэти — необратимые изменения головного мозга;

Джим — нет в живых;

Вэл — обширные необратимые изменения головного мозга;

Нэнси — тяжёлый психоз;

Джоан — необратимые изменения головного мозга;

Марен — нет в живых;

Ник — нет в живых;

Терри — нет в живых;

Фил — необратимые изменения поджелудочной железы;

Сью — необратимые изменения сосудистой системы;

Джерри — тяжёлый психоз и необратимые изменения сосудистой системы...

...и так далее.

В память о моих друзьях; лучше их нет. Они останутся со мной и враг никогда не будет прощён. «Враг» — это их ошибка в игре с жизнью. Пусть они сыграют ещё раз по другому. И пусть они будут счастливы.

Филип К. Дик»

Роман, как вы уже поняли, о наркоманах. Но в отличие от многих публикаций, в которых один протест против веществ, здесь Дик отнёсся с пониманием и особой заботой к своим персонажам. Наркоманы здесь такие же люди, как и мы: «Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на проезжей части. Одного за другим их давило, калечило, убивало – на глазах у всех, – но они продолжали играть». Герои Дика вызывают жалость и сочувствие, они стремились к свободе и независимости от общества, и наркотики подходили на роль альтернативы в этой жестокой реальности. Но эта альтернатива — иллюзорная свобода, оказалась не менее жестоким. «Арктор подошёл к микрофону и, опустив голову, тихо и отчётливо произнёс: — Вот ещё что. Не надо плевать им вслед лишь потому, что они сели на дозу. Большинство из них, особенно девчонки, не знали, на что садятся или что садятся вообще. Просто постарайтесь удержать их...».

По словам автора «роман лишён назидания», он просто рассказывает каков будет итог. И как по мне это верное решение. Книга по большей части автобиографична, так как сам писатель одно время был сам наркоманом и жил с такими как он. По началу он употреблял разные стимулирующие вещества, чтобы можно было больше писать рассказы и романы для поддержания семьи. Чего уж греха таить — я тоже употреблял наркотики разной степени тяжести. Только я употреблял рекреационо, то есть эпизодически: брал определённое количество и употреблял в определённое время, дабы не подсесть, потому что у меня был опыт чуть не подсесть.

Роман-солянка из психологии и фантастики, хотя из такого фантастического здесь можно выделить только одно: костюм-болтунья, который носили Фред и Хэнк на работе, а также другие их коллеги. Принцип работы данного костюма прост:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он каждую долю секунды изменял вашу внешность, налаживая по верх вашего лица лица других людей, мужчин, женщин — словно хамелеон
. По истине довольно тяжёлый экзистенциальный роман, заставляющий вас испытывать такие чувства, как страх, угнетение, уязвимость и тоску; они словно перочинный ножик проникают в живот медленно, но стремительно. Очень депрессивный и реалистичный роман. Довольно динамичный сюжет, который непременно вас затянет и, конечно же, резкий поворот сюжета в диковском стиле, из-за которого ты теряешься в реальности. Конец вышел весьма опустошающим и удручающим, который окончательно добивает тебя. Я даже прослезился, если честно, в конце.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

здесь, в конце книги, есть список, у меня есть сходный. Ещё, по-русски, примерно так (будет, будет растаскано на цитаты творчество И.Растеряева):

Себе такую дорогу

Ребята выбрали сами,

Но все же кто-то, ей Богу,

Их подтолкнул и подставил.

Что б ни работы, ни дома,

Что б пузырьки да рюмашки,

Что б вместо Васи и Ромы

Лишь васильки да ромашки.

в философии той хрен разберёшься: если есть спрос — будет предложение, ога, как же. предложат ещё как, даже спрашивать не надо — рюмашку, сигареточку, ... косячок, «машиночку» и машину, малую ссудочку и большой кредит (ах-ах-ах, у Вас такая замечательная кредитная история). Цветочки голубые выращены в поле, зеленые — в ФРБ, на какие-нибудь да подсядешь. А удержаться? что-нибудь созвучное — «Значит, нужные книги ты в детстве читал» — поможет?

Всегда замечаю про Дика — социальность — да, несомненно, но классный писатель привлекает и художественной игрой словом, поворотами сюжета; работа полиции ещё один огроменный пласт книги и, вспахав всё вокруг нервных окончаний души читателя, как все-таки пронзительно (там много), адресованное простому человеку:

«Снег… это ведь считается здорово, правда?

— А ты не знаешь?

— Я никогда не видела снега, кроме одного раза в Сан-Берду, в горах. И то слякоть какая-то, я чертовски больно шлепнулась. Не хочу такого снега. Я хочу настоящего.»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх