fantlab ru

Ю Несбё «Снеговик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
666
Моя оценка:
-

подробнее

Снеговик

Snømannen

Роман, год; цикл «Харри Холе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

Поистине в первом снеге есть что-то колдовское. Он сводит любовников, заглушает звуки, удлиняет тени, скрывает следы. Разыскивая пропавшую Бирту Беккер, Харри Холе приходит к выводу, что годами в Норвегии в тот день, когда выпадает первый снег, бесследно исчезают замужние женщины.

Впервые Харри сталкивается с серийным убийцей на своей родной земле. Преступник, которому газеты дали прозвище Снеговик, будто дразнит старшего инспектора, доводя его до последней грани безумия...

Входит в:


Экранизации:

«Снеговик» / «The Snowman» 2017, Великобритания, США, Швеция, реж: Томас Альфредсон



Похожие произведения:

 

 


Снеговик
2010 г.
Снеговик
2011 г.
Снеговик
2012 г.
Снеговик
2016 г.
Снеговик
2017 г.
Снеговик
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Snømannen
2009 г.
(норвежский)
Snømannen
2010 г.
(норвежский)
Snømannen
2011 г.
(норвежский)
Сніговик
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось от слова совсем. Купила «Снеговика» случайно — в магазине была акция на все книги Нёсбе, про данный роман слышала много, в основном хорошего. И оригинально, и запутано, и держит в напряжении до самого конца. Мне бы насторожиться, если бы не одно «но». Автор получил неограниченный кредит доверия за «Охотников за головами» — книгу, каюсь, не читала, но фильм понравился безумно! По наивности решила, что Нёсбе фигни не напишет. В общем, купила(сь). Хорошо, что по акции — и со скидкой, и в покете.

Не «Снеговик», а сплошное разочарование. Оригинальностью даже не пахнет, в напряжении не держит, а по запутанности как пресловутые три сосны, где даже ребёнок не заблудится.

Ждёте сногсшибательно сюжета? Не ждите.

Ждёте внятной мотивации героев? Не дождётесь.

Хотите угадать маньяка? Угадаете.

Хотите интересных персонажей? А вот фигушки.

Нёсбе вываливает на читателя целый набор клише. Ладно, про маньяков уже столько написано и придумать что-то новое действительно сложно, но должны же быть хоть какие-то светлые пятна! А их нет. Но даже из клише можно слепить конфетку. Увы, Нёсбе лепит из них нелепого, кособокого снеговика. Маньяк маньячит, потому что он маньяк. Ну ладно, для самых привередливых объясним его поступки принципом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«мама в детстве обидела, и маму он того. И вообще весь мир бардак, все бабы — ....»

Гениальный детектив Холе пьёт... потому что он пьёт. Мотивации желаете? Ну вот вам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«жизнь ...овно, ловлю убийц, любимая то ли любит, то ли не любит, живёт с другим, а со мной иногда спит — всё так сложно!»

А сам Снеговик по правдоподобности перещеголяет Бэтмена. На него просто смотришь — и руки опускаются. Здоровенный, вооруженный коп встречается с ним один на один и пугается! Просто пугается. Почему? Нет ответа. Ну страшный он такой. Автор в подробности не вдаётся. Наверное, от страха опытный страж порядка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
позволил порубить себя на куски и спрятать в холодильник.
Дальше больше. Маньяк ухитряется лепить безмолвными ночами снеговиков, и НИКТО его не слышит и не видит. Умеет ходить по свежему снегу и не оставлять следов. Короче, уникум.

И апофеоз идиотизма — финал. Настоящий театр абсурда. Приходилось книгу откладывать, чтобы просмеяться. Вы знали, что можно выжить с раскаленной петлей на шее?

Можно ещё как. Это остальным голову сразу отрезало, но ведь финал, хэппи-энда хочется. А без головы какой хэппи-энд?

Одним словом, обидно. Обидно, что талантливый Нёсбе, автор «Охотников», выдал подобную чушь. Единственная радость — книгу сразу сдала в библиотеку. Говорят, охотно берут. Людям нравится. Ну хоть так.

Оценка: 3
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Харри Холе, полицейский инспектор, завязавший алкаш на грани перманентного штопора и единственный в Норвегии спец по серийным убийцам, которые вообще-то в Норвегии не водятся, обнаруживает, что последний тезис устарел. Водятся — и ежегодно встречают первый снегопад свежим трупом. Вернее, не трупом, а отрезанной женской головой или иной деталью, украшающей очередного снеговика у порога жертвы. Трупы Холе придется обнаружить — как и тот щемящий факт, что маньяк водится совсем рядом с ним.

«Снеговик» — седьмой роман цикла. Действие происходит на исторической родине героя и автора. Раньше инспектор Холе то и дело трудился за бугром, расследуя преступления против норвежскоподданых. Не столько из-за своих умений, сколько из-за того, что начальство по ряду причин не может ни терпеть его присутствия, ни уволить этого упертого алика и несчастного душегуба.

До того я читал лишь первый роман цикла, «Нетопырь», про австралийские злоключения Холе. Книга оказалась сильной, странной, не очень приятной и не слишком детективной — скорее, сумбурный триллер, бегающий по спирали и систематически срывающийся то в глум, то в чернуху. «Снеговик» и на этом фоне, и безотносительно — кунштюк из совсем другой категории. Это откровенно скандинавский роман — в смысле, очень социальный, весь в бытовых складочках и классовых неувязочках, как у Валё-Шеваль, просчитанный и развесистый, как у Ларссона, но (не хочу никого обидеть) сильно грамотней и мощней как детектив — с кучей ружей, каждое из которых пробивает стену в нужный момент и совершенно неожиданно для читателя.

К завершению первой трети я легко догадался, кто кого убивает и зачем, и пару страниц упивался снисходительным сочувствием к современным детективщикам, которые ваще ничо не умеют. А на третьей странице упоения автор ткнул меня, снисходительно сочувствующего, в эту самую догадку и поинтересовался: вот этот, да? Не, не угадал. И поволок, оглушенного, до следующей блистательной догадки — которых в итоге набралось штук пять. И, естественно, только последняя оказалась правильной — потому что автор так захотел. Вернее, счел нужным напомнить: первую главку внимательно читал? Теперь понял?

Теперь понял.

Несбё будет прочитан весь.

(Рецензия написана в 2011 году).

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы нужно было описать эту книгу двумя словами, я бы сказала: «Заштампованная незамутненность». Несбё пишет так, словно не было детективов до Несбё. Не было Агаты Кристи, Честертона, Конан Дойля, По, Сименона, да к черту классику, не было даже Спиллейна и Чейза.

Герои настолько серые, что автор вынужден лепить им огромные бакенбарды или инфернально вонючие ноги, чтобы читатель их как-то различал.

У всех персонажей выше пояса работает только рот, которым срочно нужно выпить, поэтому все их эмоциональные драмы и душевные подергивания унылы чуть более, чем полностью.

Расследование невыразимо скучное, потому что читатель очень быстро понял, кто убийца:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спрятать настоящего маньяка на виду под личиной хорошего парня — очень заезженный прием.

В числе других штампов, навскидку: супер-коп, у которого проблемы с алкоголем и от которого ушла любимая женщина; детская психотравма маньяка; назначение «избранной» жертвой копа, который его ловит; спасение главной героини в последние секунды, кинематографично растянутые в вечность; триллерные штампы типа «маньяк уже в доме», «я один пойду в подвал», «маньяк появляется из ниоткуда, наверное, он супергерой» — потом эта «ниоткудовость» никак не обосновывается, конечно же. Ну и так далее, позвольте не мелочиться.

Это можно читать людям, которые никогда прежде не видели детективов и не смотрели триллеров — вполне зайдет, наверное.

Это можно читать в дороге, подрыгивая ногой и позёвывая в окно — в качестве времяубивателя пойдет.

Во всех остальных случаях можно смело идти мимо.

Оценка: 4
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Снеговик» оказался на удивление скучным и пресным. Он походит на сценарий плохого фильма, автор которого имеет довольно смутные представления о криминалистике и маньяках, а потому часто отвлекается на вещи более близкие и понятные – секс и грибок на стенах.

Начну с хорошего – с грибка на стенах. Вставки с ним нужны сюжету так же, как собаке пятая нога. Но описания невидимых ниточек, которые тянутся, растут, расползаются по стене, поначалу вселяли надежду на то, что автор шагнёт куда-то в сторону психоделики, снов-галлюцинаций в духе Филипа Дика, философского подтекста. Но, увы, не шагнул.

Секс нужен сюжету чуть больше – на нём держится мотивация маньяка (увидел, как мама изменяет папе, и пошёл с малых лет убивать женщин), из него состоит след, по которому идут герои, да и сами они частенько им занимаются. Любовь у Несбё выражается в желании «затрахать друг друга до смерти» — но только друг друга, если один из партнёров потрахался на стороне, то всё, прошла любовь, завяли помидоры. И… описывать плесень у автора получается лучше, чем сцены секса. А их качество и количество заставляло меня сомневаться, что я читаю детектив, а не дешёвую бульварную эротику.

Временами автор пытается нагнать ужаса, описывая погоню маньяка за жертвой, расчленённые трупы и прочие жуткие вещи. Но это получается у него даже хуже, чем описание основания члена, бьющегося между ног женщины.

Герои «Снеговика» выглядят плоскими и мерзкими. Плоскими потому, что автору не хватило таланта описать их эмоции, мысли и чувства так, чтобы это не выглядело журналисткой статьёй об очередном маньяке. Мерзко потому, что в попытке сделать полицейских не лишёнными пороков и слабостей автор зашёл слишком далеко. Хорошим полицейским у него можно всё – угрожать, шантажировать, вешать свидетелей (ну а что? У девочки просто случился нервный срыв. Подумаешь, кого-то задушила – её же жалеть надо, у неё же травма…), и при этом они будут подаваться как положительные герои, которым читатель должен сочувствовать.

Как итог – сюжет предсказуемый, персонажи по ходу повествования вызывают всё больше и больше отвращения, текст блёклый и безэмоциональный. Скука.

Оценка: 1
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно поверхностное произведение со слабым сюжетом, ничем не выделяющимися и не запоминающимися персонажами и не интересной детективной линией. Читала и даже не было любопытно, кто же там на самом деле убийца. А все потому, что никакой логики в расследовании, никакого искусного распутывания клубка событий не было. Были отдельные краткие и простенькие сценки из жизни разных людей, абсолютно ничем не симпатичных. Понятное дело, что среди них-то как раз и должен был «прятаться» убийца. В кого из них нужно было «ткнуть» пальцем, по сути не имело значения, потому что следствие-то и не велось, только создавалась его имитация. Главные герои (следователи) также не вызвали никакой привязанности, симпатии или восхищения — безликие манекены, в чувства которых не успеваешь поверить, потому что все повествование скомканное и рваное. Короче банальность на банальности, ну разве что со снеговиком еще ни один маньяк до этого не «упражнялся». А, ну и еще эта последняя сцена на куче снега... даже не знаю, какие слова правильные подобрать... было ощущение, что надо было непременно придумать что-то, чего еще никто раньше не описывал, что-нибудь эдакое, — и вот автор соригинальничал...

Книгу можно рекомендовать только для чтения в метро, чтобы не напрягало мозги и не тревожило душу. Прочел и тут же забыл.

Оценка: 2
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ю Несбё. Более чем странное имя для русского читателя. Но судя по отзывам в интернете и советам любителей современных детективов достаточно полюбившееся в России. Мне попадались его книги в магазинах, но тогда я ещё не знал что это за фрукт такой, и что триллеры его жанр. А искал я именно триллеры/детективы, похожие на Гранже, Тилье. В последнее время я очень увлёкся такой литературой и был интригующе рад, обнаружив, что Ю из их числа. «Что-то новенькое, класс». Да ещё и Норвегия...

Ладно. Хватит прелюдий. Давайте с места в карьер. Пару часов назад дочитал Снеговика. Закрыл книгу. Поставил на полку. Половина из того, что присутствует в книге растворилось в мозгу так и не найдя там места. Вторая половина осталась неясными образами витать в памяти, но и она, я уверен, в скорости покинет мозговые хранилища. А всё потому-что так восхваленный и с упоением прокомментированный Снеговик оказался сплошной водой. Слегка подкрашенной чем-то приятным, но недостаточно, что бы быть каким-то вкусным напитком. Господи, да в этом стакане даже снега нет.

Можно начать с языка. Да, большая доля вероятности, что это грех переводчика, а не Ю. В любом случае читать Снеговика было просто, слишком просто. И вроде бы написано плотно, безвкусицы нет, но для меня не было сытности, словно кушаешь торт из крема, а коржей нет.

Можно продолжить самим текстом. Это проявляется в безынтересности поведения, мотивов и проявления внутреннего мира героев, которого практически и нет. Персонажи тусклые, невнятные, расплывчатые. Единственный Холе проявлял какие-то переживания, но такие скудные и так быстро, что не успеваешь их прочувствовать. В пример могу поставить Переломы Тилье — вот там психология главных героев, по моему мнению, показана в высшей степени превосходно.

Отношение к повествованию вытекает из тех же проблем, что я описал выше. За всю книгу я не испытал ни радости, ни горя, ни переживания, ни даже какого-либо напряжения. Даже не могу сказать почему я прочёл Снеговика до конца. Скорее всего из-за главного героя, он хоть как-то вытягивал картину.

Сюжет не зацепил. Ну вот совершенно. Возможно из-за того, что все события протекали неспешно, а возможно из-за того, что половина сюжетных переворотов были предсказуемы. Даже то, что не смог предугадать не вызвало какого-то переполоха внутри. А жаль.

И да — природы не чувствуется совсем, что тоже жаль.

Итог: слабо. Слишком много воды, пустоты, невнятности, простоты, отсутствие сытности. Из плюсов могу назвать только главного героя и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
накаляющуюся петлю
, это действительно интересно.

Всем хороших книг и приятного чтения. За сим откланяюсь.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Желание ознакомиться с серией довольно популярных детективных романов норвежского писателя Ю Несбё возникло после более, чем разочаровывающего прочтения «Острых предметов» Г.Флинн и в данном случае все по иному. О потраченном времени не жалел ни на йоту.

Протагонист серии — норвежский детектив Харри Холе – тертый калач на поприще распутывания серийных убийств, сталкивается со схожими случаями жестоких убийств, черной меткой которых, вкупе является наличие снеговика на месте преступлений.

Холе собирает команду специалистов и углубляется в расследование, на протяжении всей книги постепенно обрастая новыми уликами.

Книга довольно объемна, но читается легко – в угоду захватывающему сюжету, так вообще великолепно. Вместе с главными героями, все больше утопая в трясине действа, не раз обманывался в «определении антагониста».

Сюжетные ходы продуманы, четки и по хорошему «сложны», в том смысле — что часто перемежаются во времени, изобилуя камбеками, а под конец произведения – так и вовсе резонируя с начальной сценой книги.

Помимо детективной составляющей, книга пропитана неплохим психологическим саспенсом и нуарными полутонами постоянной борьба Холе с собственными «демонами».

Окончание книги не подкачало, как это часто бывает в подобных жанровых произведениях, и вполне соответствует стилистике, целостность произведения не нарушает!

Отличная книга в жанре: психологический детектив\триллер, с прекрасным продуманным сюжетом, интересными диалогами и приятным осадком, а-ля франчайз Томаса Харриса о человеке с каннибалическими наклоннастями. Не зря права на экранизацию приобрел мэтр Мартин Скорсезе.

Однозначно присмотрюсь к остальным книгам серии о Харри Холе и автору Несбё в целом.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ю Несбё

Снеговик

«По статистике в Норвегии и Швеции 10-15% отцов не являются биологическим родителем своим детям».

Скандинавские детективы и триллеры всё таки выделяются на общем фоне жанра. Он представляет собой сплав из преступлений, густо намешанного с социально-бытовым реализмом и размышлениями об эволюции общества. В своё время с огромным интересом читал книги про Мартина Бека и инспектора Йенссена шведского писателя Пера Валё, который сквозь призму детективной составляющей социальные и политические проблемы 60-70 гг- роль Швеции во Второй Мировой войне и отношение к фашизму, социальное неравенство населения, легитимность монархии в связи с многочисленными скандалами королевской семьи.

О таком интересном писателе как Ю Несбё к своему стыду я узнал только недавно, посмотрев норвежский триллер «Охотники за головами» по его одноимённому роману. Первая книга, которая попала ко мне в руки-седьмая про инспектора Харри Холе «Снеговик».

Несмотря на многочисленные клише, штампы и другие литературные приёмы детективного жанра, прочитал «Снеговика» с удовольствием.

Автор не придумал ничего нового-серийный убийца, получивший нравственную травму в детстве, совершает почти ритуальные убийства, возведя их смысл в некий культ. Ему противостоит старший инспектор криминальной полиции Осло Харри Холе- типичный образец «проницательного копа, страдающего алкоголизмом и которого тяготят воспоминания прошлого». Куча ложных подозреваемых, диалогов, секса, экскурсов в прошлое героев и прочая. Но читать это настолько интересно, что на штампы попросту не обращаешь внимания, персонажи выписаны ярко и выпукло- если Холе- алкоголик, борющийся со своей зависимостью, то автор не просто констатирует этот факт, он обстоятельно исследует борьбу Харри с зелёным змием; если Катрина Братт одержима местью, то это не просто слова-это жесткие и жестокие действия и поступки, грозящие погубить карьеру перспективного полицейского. И так со всеми героями романа. Социальная часть романа не просто фон произведения, а огромная гендерная проблема общества. На примере семьи Филиппа Беккера Несбё рассматривает нравственные и моральные аспекты в разрезе, как вскрывшийся факт (не)отцовства может привести к боли, страданию и ненависти.

Продолжу знакомство с творчеством Несбё, начну сначала, с «Нетопыря». Любопытно будет следить за развитием личности Харри Холе по порядку, думаю не буду разочарован.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имя Ю Несбё сейчас на слуху, и, что интересно, не толко среди поклонников современного мирового детектива, но и в широких читательских массах, особенно в период отпусков. Скандинавский детектив хлынул рекой в наши книжные магазины благодаря незабвенному Стигу Ларссону и его «Миллениуму», и популярность этого, несомненно, уникального литературного явления не ослабевает до сих пор. Несбё и его серия об инспекторе Харри Холле не менее интересна — автор выходит из тени более популярного конкурента и строит свою историю успеха.

«Снеговик» — единственный прочитанный мной роман Ю Несбё, но что-то мне подсказывает что это одна из самых захватывающих и запутанных книг из всех написанных норвежцем. Ощутимый объём в 500 страниц преодолевается на одном дыхании: хотя это очередной сюжет про побитого жизнью и пропитанного алкоголем копа, у которого есть только один способ спастись из личного ада — поймать как можно больше серийных убийц и вместе с собой спасти еще нескольких дорогих сердцу людей. Недавно читал роман Джона Коннолли, и там дела обстояли примерно так же. Как и в сотнях других подобных историй о маньяках.

Но.

В случае «Снеговика» — всё совсем не так плохо, как может показаться. Роман спасает не только виртуозно выстроенная интрига, но и серьёзный социальный подтекст. На фоне жизни и мучений Харри Холле рисуется четкая и правдоподобная картина общественной и политической жизни в современном Осло. Как говорится в новостях в самом начале книги, Норвегия — это сытая и ленивая страна, которая никогда, по сути, ни с кем не воевала, потому что нашла себе большого и сильного покровителя. Автор, даже по ходу напряженного расследования загадочных исчезновений женщин и все сильнее усиливающегося напряжения нервов читателя, не устает подшучивать над тем, что норвежцев больше интересуют выборы очередного Президента, чем их собственный монарх. Столкновение консерватизма и демократии показано настолько наглядно, что оборачивается тем, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главного редактора местной либеральной газетенки и большого любителя дам, душат в ванной его собственной квартиры, расположенной как раз раз над редакцией этого самого издания. Да, проще всего именно его представить в роли кровавого психа, чем... Ладно, что-то я увлекся. Просто мне почудилась в этой сцене некая доля чёрного юмора. Проклятый либерал так зациклен на собственных правах, что сам того не подозревая, попадает под подозрение чокнутой женщины-копа, на протяжении десятка лет одержимой тайной последнего дела своего отца
.

Оказывается, не всё так просто с некоторыми детективами. На первый взгляд в них всё уже привычно и знакомо, сюжеты и герои собраны из штампов, убийца вычисляется на первых ста страницах. Но есть приятные исключения, в число которых входит Ю Несбё, который умеет показывать своих героев не манекенами, а людьми, у каждого из которых свой багаж: измены, спрятанные трупы, алкоголизм, душевные недуги. И тем приятнее, что в таком мире как наш, иногда всё таки случаются хорошие вещи, а именно мучители и без того несчастного рода человеческого получают по заслугам, оказавшись такими же подверженными злому року.

P.S. Пользуясь случаем, хочу прояснить некоторые нестыковки, возникшие у читателя под ником Malody

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Пытаясь отвести от себя подозрения, настоящий Снеговик надел на пластического хирурга свои ботинки, в которых он ходил на месте преступления.

2. Скорее всего, Герта Рафто заставили взять пистолет и выстрелить себе в голову.

3. Так как ближе к развязке сюжета интрига усиливается, автор разумно пропускает как можно больше скучных эпизодов, в которых герои ездят из одного места в другое.

4. Харри обнаружил образец крови с редкой группой и сопоставил со списком доноров, в морге он опознал обезглавленное тело жертвы Снеговика по татуировке, а врача, ответственного за эти тела, и имевшего найденную группу крови, он знал только одного =).

P.P.S. А сравнение психических отклонений с домовым грибком — лучшее что есть в книге!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала мне понравился язык автора. Позабавил юмор (есть только в начале произведения). Мысли автора схожи с моими (это я про осень и т.п.). Это моя первая книга прочитанная у Ю Несбё. Сюжет захватывающий с первых страниц. Дело о серийном маньяке в Норвегии, — и сколько разных подозреваемых попадалось на пути Харри Холе. Концовка долгая и в стиле а-ля американский боевик/последняя миссия компьютерной игры :-)

Для себя открыл нового автора, читать интересно, увлекательно, нету не одной лишней страницы в произведении.

Но вот несколько моментов мне показались недоработанными:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Ботинки. О них говорилось будто человек носит ботинки размером больше чем его. Больше о них не слова, и они не как не помогли следствию.

2. Рафто был убит выстрелом. А потом в конце произведения будто Снеговик не разу не использовал огнестрельное оружие.

3. Часто по тексту герои перемещаются из одного места махом в другое, — предпосылка того что они туда попали, и почему? оссутствует. Такое идёт где-то после середины произведения.

4. Как он догадался в конце кто Снеговик? Или я где-то пропустил мимо глаз или невнимателный читатель. Но догадки две: по группе крови, по фамилии того кто отправлял тела на бальзамирование.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я тысячу лет, наверное, не читала полицейских триллеров. Но с Несбё давно хотела познакомиться, так что рада, что именно он мне попался в книжной рулетке. А учитывая длительное отсутствие опыта в этом жанре — все было свежо и как в первый раз (хотя подозреваю, что так-то это романы все похожи один на другой по модели сюжета и ощущениям).

Удивительно, но было правда очень интересно и местами довольно жутко. Удивительно потому, что я не читаю детективы вообще и не питаю к жанру особой любви, за исключением разве «Шерлока Холмса». Но Несбё — совсем другой, такой очень современный, без всяких викторианских сантиментов, и детективная история у него по-современному жуткая. Никаких «гениев преступного мира», никаких вежливых убийц в белых воротничках и с кодексом чести под мышкой. Только человеческие извращения, выродки несчастливого детства и одиночества. По мере чтения мне вспоминалось, что говорил эпизодический герой-психолог из «Убивая Еву»: что думая о психопатах, люди имеют тенденцию прибавлять к обычному характеру какие-то зверские черты типа жестокости, жажды крови и прочее. А на самом деле — надо отнимать обычные человеческие черты, такие как сострадание, страх и тд. Это вполне соответствует образу того маньяка, которого ловят в «Снеговике».

И еще: я не знаю, может, у Несбё все романы такие, потому что он норвежец, а может, этот один такой и дело именно в том, что убийства происходят с первым снегопадом, а убийца расставляет снеговиков как некий символ. Но текст дает сильнейшее ощущение тьмы, холода и тотальной неуютности — в общем, все то, что ждет человека северной зимой. Это не вопрос температуры, и в мороз может быть хорошо, а тут — именно чувство общего дискомфорта, такого холода, который идет изутри. Погода в Питере дает то же ощущение: не холодно, но зябко и неуютно. Это очень прибавляет атмосферности, и пугаться страшного снеговика, который растаял, и нет его, как и убийцы, при таком раскладе гораздо легче.

Образ главного героя традиционен до зубной боли. Полицейский, типа алкоголик, с неудавшейся личной жизнью, великая любовь от него то ли ушла, то ли не ушла, но он все равно ее любит. Образ из всех детективных книг и фильмов. Интересно, кто-нибудь хоть для разнообразия написал полицейского детектива, который был бы счастливым семьянином и не пил? Впрочем, «в кадре» герой не так и много пьет (гораздо меньше, чем от него ожидают окружающие) и вообще не вызывает раздражения, даже приятно удивляет своей адекатностью и быстротой реакции (а то в других книгах-фильмах часто задумываешься, как же этот осколок человека может быть «лучшим детективом», о чем заявляет автор).

Мне понравилось, как полиция раскручивает версии, быстро «назначая» кого-то на роль маньяка, но так же быстро и отказываясь от этой идеи, если что-то начинает не сходиться. Наверное, так и происходит нормальная работа, потому что отказаться от идеи думать, что маньяк — Н., вряд ли возможно, а признак профессионализма как раз — не зацикливаться на одной кандидатуре. Следить за этим было правда интересно. Признаться, кто убийца, я поняла уже на середине, но это не помешало получать удовольствие, потому что вопрос не в том, кто, а скорее — как и почему. Зациклвание на теме женской неверности выглядит странно, но при этом — вполне психологически достоверно, неадекватов и среди психологически нормальных особей на тему отношений полов довольно много, так что и психопатия на эту тему не удивляет.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

“...что хуже: убить человека, который хочет жить, или не давать умереть тому. Кто хочет умереть?”

Каждый год, как только выпадает первый снег, пропадает без следа замужняя женщина, а во дворе появляется снеговик.

Седьмой роман из цикла “О Харри Холе”, в котором сюжет закручивается постепенно, и так же лихо меняются жертвы, имена которых по мере чтения улетучиваются из головы, как алкогольные пары Хари Холе. Но тем не менее сеть основных героев:

Харри Холле- детектив, главный герой. Лучший следователь полицейского управления в Осло. Страдающий алкогольной зависимостью.

Ракель Феуке- любимая женщина Харри, собирается выйти замуж за другого, в то же время никак не может забыть отношений с Холе, отчего мечется в своих чувствах.

Олег- сын Ракель от первого мужа. Мальчик относится к Харри Холле как к родному отцу.

Гуннар Хагген- комиссар, начальник отдела убийств.

Катрина Братт — новый напарник Харри, участвует в расследовании. Дочь Герто Рафта.

Матиас Лунн-Хельгессен- жених Ракель, врач.

Идар Велиссен- врач, к которому ведут нити расследования.

Сюжетная линия изобилует множеством второстепенных героев, и мелких деталей, по сути, к главной линии сюжета не относящейся, что несколько сбивает с толку, особенно вначале романа.

Следователи проверяют алиби всех, кого видят и допрашивают всех, кто лицом не вышел.

Харри холле же ведёт себя несколько загадочно, не раскрывая своих умозаключений сразу, потом резко выводит читателя на идею или подозреваемого.

Но присутствуют некоторые сюжетные нестыковки, так например:

Харри Холе пускает в дом “специалиста по грибкам”, не проверив ни лицензию, ни каких-либо документов, и сразу отдаёт ключи от дома малознакомому человеку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Женщина, убегая от маньяка попадает в охотничьи силки, однако не пытается их как-то сломать, чтобы снять их, вместо этого пытается разрубить стальной трос топором, и так не избавившись от пут, не находит ничего лучше, чем швырнуть топор в лес.

Так же роман изобилует сценами восемнадцать плюс: сцены зверств маньяка, описание в деталях, как и что он делал с каждой жертвой.

Сцены секса, рвотных масс, и. т. д.

В “Снеговике” женские персонажи с низкой социальной ответственностью, мужчины же в большинстве своём грязные животные, и только маньяк у на Д Артаньян! Этакий блюститель женской чистоты и непорочности, санитар леса, так сказать!

Каждая нить расследования ведёт к определённому персонажу, и вот уже в напряжении, думая вот он Снеговик, автор обламывает читателя, и заново начинает строить логическую цепочку, но уже к другому герою. И так несколько раз! И только ближе к середине, концу, нам начинают вырисовывать более-менее ясную картину, дав небольшую подсказку. Отчего собственно роман только выигрывает! Сразу догадаться, кто главный злодей с наскоку не удаётся! И лишь ближе к концу романа, читаешь с открытым ртом!

Мозаика начинает складываться по кусочкам, в целую, яркую картину.

Признаться фильм я посмотрел, находясь уже где-то на середине книги, но экранизация не идёт ни в какое сравнение с книгой. Хотя безусловно, то, как Майкл Фассбендер сыграл Харри Холе- для меня просто шикарно!

Но сценаристы опустили некоторые детали, описанные в книге, которые безусловно отразились на экранизации, не сказать, что лучшим образом.

Спойлирить не стану, кто читал книгу и смотрел фильм меня поймут.

Отношение же Харри Холле к своему напарнику Катрине очень здорово отражает цитата: “Катрина ему нравилась, но он был готов в любой момент поменять мнение. Он вообще никогда не лишал человека шанса попасть в чёрный список”

Совершенно непонятно зачем автор слил этого героя в конце романа?

Идея с психическим расстройством Катрин, в связи со смертью её отца интригует, но совершенно не ясно, вернётся ли в следующих частях Катрин в отдел к Харри Холле?! А жаль!

В любом случае роман получился ярким и интересным. Буду читать продолжение цикла!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снеговик-убийца

***

Забавно, что на фантлабе оценок у «Снеговика» гораздо больше, чем у других книг из цикла «Харри Холе». То есть читатели берутся за «мидель» цикла и…составляют мнение о романе, который оторван от других произведений. С одной стороны, чёткого сквозного сюжета в цикле нет. С другой стороны, Несбё продолжает вести линии Ракели и Олега, Мёллера и Беаты. Автор даже вспоминает Тувумбу из самого первого романа!

…в Осло выпал первый снег. И пропала женщина. Сперва это выглядит чем угодно, кроме одного из убийств серийного маньяка. Но постепенно у Холе складывается ощущение, что орудует именно серийник. А новая сотрудница – Катрина Братт – и вовсе находит подтверждение теории. Оказывается, у маньяка больше десяти жертв! А еще позже выясняется, что другой коп в другом городе вёл это дело. Быть может, он набрёл на след Снеговика?

«Снеговик» берёт с места в карьер. Одна жертва сменяется другой. Теории отбрасываются одна за другой. Подозреваемые появляются и убывают. Порой, даже в прямом смысле слова. Если к «Спасителю» были вопросы в первой трети (динамика просела), то здесь такого не наблюдается. Даже то, что дело начинает раскручивать не сам Харри, а Братт, выглядит вполне уместно. Несбё довольно сильно раскручивает интригу с антагонистом. В «Спасителе» автор быстро слил интригу с хорватом, хотя кое-какие моменты оставил напоследок. Несбё по-прежнему любит водить читателя за нос. В этот раз для подобного приёма ему пришлось использовать героя, которого можно заподозрить как антагониста, но на деле этот персонаж – пшик. Холостое ружьё на стене. Наконец, даже излюбленный ход (предъявление антагониста чуть ли не на первых страницах) автор выкручивает по-новому. Любопытно выглядит контрапост Холе и Олега по части музыки. На протяжении всего цикла читатель видит, что Харри – фанат классического рока. А вот здесь мы видим, как Холе идёт с Олегом (а Олегу-то едва 12 лет) на концерт «Слипнот». И Харри даже оценивает эту музыку!

Что сказать о минусах? Местами Холе превращается в Шерлока Холмса. Именно в этом романе. То есть до последнего ничего не рассказывает, а потом р-р-раз, и находит убийцу. Или важную улику. И если в прошлых работах Несбё подобное случалось не так часто (где-то выручала Беата, где-то работяга Халворсен), то здесь Харри вышел за рамки обычного. Как минимум есть вопросы по поиску подозреваемого на острове (рояльчик), непонятки по крови между досками. Но самое весёлое – догадка о личности Снеговика. Нелепо выглядит слив Катрины.

Заключение: «Снеговик» определённо хорош. Здесь есть атмосфера (хотя далеко до «Пентаграммы»), есть необычный маньяк, кровавые подробности. Холле в этом романе обходится без особых бэд трипов. И даже при серьезных минусах (сливы и рояли в кустах) «Снеговик» читается очень даже бодро, интрига сохраняется до самого конца. Хотя всё-таки «Пентаграмма» и «Спаситель», кажется, чуть интереснее.

PS: если говорить об экранизации, то она никакая. Помимо очевидного мисткаста по многим ролям, есть огромные вопросы по части сценария (он почти не соответствует роману, кроме основных вех, и то не всех). Действительно – зачем исследовать письмо Снеговика? Зачем сливать и без того слитую Катрину? Зачем делать Олега взрослым, а финал впихивать в какую-то жалкую лачугу? В общем, редко какая экранизация хуже оригинала.

9 копов-алкоголиков из 10.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не шедевр, но, прочитал с удовольствием.

Классический полицейский детектив. Со всеми присутствующими этому жанру штампами, недостатками и особенностями.

Главный герой — детектив норвежской полиции Харри Холе, персонаж десятка книг этого автора. По-своему, он интересен. Отнюдь не супергерой, или, гений-всезнайка. Наоборот. Такого полицейского нужно немедленно гнать с работы, чем скорее, тем лучше. Запойный алкоголик, с психикой — сплошные проблемы. И, служит он не где-то в Африке, где больше некому занимать этот пост, а в благополучной и цивилизованной Норвегии. И, не рядовым копом, а начальником отдела по раскрытию убийств!

Но, хоть герой и несуразный, зато, довольно нестандартный.

А вот прочие персонажи — скучные, бледные. Нарисованные скупыми мазками, похожие друг на друга, женщины и мужчины.

Сюжет — классический.

Прежде, чем найти истинного маньяка-убийцу, под подозрение попадут чуть ли не все второстепенные герои. Автор подводит под роль злодея и женщин и мужчин. И серьезных профессоров и врачей, и, даже полицейских.

Ну и, конечно, все окажутся ни при чем. А хитрый и умный преступник попадётся только в самом конце романа.

Да, и главный герой, несомненно, победит, ведь впереди еще ряд романов с его участием, поэтому, он бессмертен.

Да, роман классический. Да, много штампов. Да, это книга одного, главного героя. Опять же, многое притянуто, многое кажется не совсем логичным.

Но, читать — увлекательно. Психологизма — хватает. В конце — будет и экшен, от довольно неторопливого и мрачно-вялого

скандинавского детектива, книга превратится в динамичный и яркий голливудский проект.

Ну и ещё, поначалу, трудно ориентироваться в норвежских именах и фамилиях, тем более, что второстепенные персонажи, как я говорил, похожи друг на друга. А в остальном — полицейский детектив неплохого уровня.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В анонсе конечно же переборщили с доведением Харри «до последней грани безумия». Он наоборот показал себя в этой истории хладнокровным и уверенным и даже вроде не пил запоем, в любом случае — это в памяти не осталось. Ну а читатель, как всегда, узнает много нового, в том числе о редкой болезни «склеродермия», о наследственных заболеваниях и еще много разных энциклопедически интересных вещей из мира животных и людей. Опять мы увидим Норвегию глазами жителя Норвегии изнутри без прикрас и макияжа в самое неприглядное время — время серой слякоти после первого снега. Депрессивность романа поддерживает погода, действия происходят ровно в то же время года, что и в данныйм момент, так что мое погружение было полным, полнее не бывает. А роман хорош — ничего не скажешь — качественный, ровный,  правда к седьмой книге цикла уже не попадаешься на уловки и ловушки писателя, которые ждут новичка в мире где людьми манипулируют психи и только Харри Холе может с ними справиться.  

P.S. Особенно рекомендую слушать её в аудио варианте в исполнении Ивана Литвинова, — получите еще +10 очков удовольствия при, этом еще и руки будут свободными для каких-нибудь нехитрых занятий, а то для беллетристики, хоть это и Несбё, жалковато уделять сто процентов внимания и времени.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх