fantlab ru

Альфред Ван Вогт «Зачарованная деревня»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
575
Моя оценка:
-

подробнее

Зачарованная деревня

Enchanted Village

Другие названия: The Sands of Mars; The Enchanted Village; Второй вид: Марсианское чудовище. Заколдованная деревня

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 121
Аннотация:

Билл Дженнер после гибели потерявшего управления корабля оказался единственным человеком на Марсе. У него нет ни еды, ни питья, неоткуда и ждать помощи. Найденная им пустая деревня, где некогда проживали марсиане, готова принять, накормить и обогреть любого представителя марсианской расы, но совершенно непригодна для жизнеобеспечения человека...

© Lucy
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1950 году опубликовано под названием «Enchanted Village», позднее в 1958 году как «The Sands of Mars».


Входит в:

— антологию «Possible Worlds of Science Fiction», 1951 г.

— сборник «Пункт назначения — Вселенная!», 1952 г.

— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.

— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.

— сборник «Monsters», 1965 г.

— антологию «Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction», 1968 г.

— журнал «Знание-сила 1973'5», 1973 г.

— антологию «Anthropology Through Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Histoires de planètes», 1975 г.

— антологию «Shape Shifters», 1978 г.

— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)», 1984 г.

— антологию «Joyas de la ciencia ficción», 1989 г.

— антологию «Человек, который дружил с электричеством», 1989 г.

— журнал «Сыщики и роботы, 1991'1», 1991 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Histoires de planètes», 1997 г.

— антологию «Nebula Awards 31», 1997 г.

— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.

— сборник «Futures Past, The Best Short Fiction of A.E. van Vogt», 1999 г.

— сборник «Science Fiction Monsters Plus», 2000 г.

— журнал «Супер Триллер №10 (133)», 2007 г.

— антологию «Остров страха», 2010 г.

— антологию «Глубина. Погружение 14-е», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


Человек, который дружил с электричеством
1989 г.
Лунный зверь
1995 г.
Черный разрушитель
2005 г.

Периодика:

Знание - сила № 5, 1973
1973 г.
Сыщики и роботы 1991'1
1991 г.
«Супер Триллер» №10 (133), 2007
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

Пункт назначения — Вселенная!
2023 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Тёмные аллеи №14. Остров страха
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Possible Worlds of Science Fiction
1951 г.
(английский)
Destination: Universe!
1952 г.
(английский)
Rakietowe szlaki
1958 г.
(польский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1968 г.
(английский)
Anthropology Through Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1974 г.
(английский)
Histoires de planètes
1975 г.
(французский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1975 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1976 г.
(английский)
Shape shifters
1978 г.
(английский)
Rakietowe szlaki. Tom 1
1978 г.
(польский)
Anthologie de la littérature de science-fiction
1981 г.
(французский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)
1984 г.
(английский)
Histoires de planètes
1985 г.
(французский)
Isaac Asimov Presents the Golden Years of Science Fiction: Sixth Series
1988 г.
(английский)
Joyas de la ciencia ficción
1989 г.
(испанский)
Nebula Awards 31
1997 г.
(английский)
Histoires de planètes
1997 г.
(французский)
The Science Fiction Century
1997 г.
(английский)
The Science Fiction Century, Volume One
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Enchanted Village» впервые опубликован в 1950 году (в 1958 переиздавался как «The Sands of Mars»). Написан Альфредом Ван Вогтом, американцем голландского происхождения, одним из ведущих авторов «золотого века» западной Science fiction, в 1947-м удостоенным титула «самого популярного фантаста США».

Астронавт-первопроходец, единственный выживший в катастрофе исследовательского крейсера, остается один на один с марсианской пустыней и ее песчаными бурями. После продолжительных скитаний (вода кончилась, от сухпайка остались только крошки), набредает на некое подобие оазиса среди дюн. Оазис этот явно рукотворный, представляет из себя нечто вроде «базы отдыха», но самих аборигенов нет, а предлагаемые блага цивилизации на человеческий организм явно не рассчитаны (из душа льется концентрированная кислота, плоды на деревьях совершенно несъедобные, а в то, что герой условно определяет как «кормушки-поилки» подается какая-то дрянь).

Отчаявшийся, измученный жаждой, голодом и одиночеством человек из последних сил пытается найти общий язык с брошенным хозяевами автономным механизмом, пытается выжить. И это ему удается. Но какой ценой?

Остроумная и жуткая история Ван Вогта, пробуждающая в памяти целый сонм ассоциаций (от злоключений героев LOST до сакраментального толстовского «кто хлебал в моей чашке?!») не только с необычной стороны преподносит тему контакта с внеземным разумом, но представляет собой любопытную метафору, ответ на один из ключевых для художественной культуры вопросов — куда способен завести инстинкт самосохранения, и каковы вообще пределы человеческой способности к адаптации в антагонистической среде, к выживанию — назло и вопреки всему?

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленький текст, написанный исключительно ради концовки, которая окупает потраченное внимание читателя.

Однако мне вспоминается реалистический аналог этого рассказа (не помню, где его читал) — про английского офицера эпохи раннего колониализма, на отряд которого нападают туземцы. Он единственный выживает, находит их деревню, и, пока у него есть ружьё и патроны, заставляет их слушаться, отдавать ему еду и т.п. Но патронов становится всё меньше и меньше, и он понимает, куда идёт дело. И последние патроны он тратит на пару буйволов, которых дарит деревенским. Последняя сцена — он, одетый как туземец, с татуировками, с двумя жёнами-туземками, отчаянно торгуется с португальцами, достигшими этих мест в поисках золота и рабов.

Ван Вогт написал, в общем-то, то же самое. Только, благодаря фантастическим допущениям — короче и убедительнее.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ скучный, блеклый, невзрачный. Стандартно, не оригинально. Дочитывал из последних сил, казалось, что закончится всё так же. Я думал, что выйдут в конце концов добрые марсиане и спасут главного героя.

Однако концовка приятно удивила или даже обескуражила: настолько необычно и мощно, что аж дух захватило. Не поверил собственным глазам, честное слово, перечитал ещё раз, чтобы удостовериться в том, что всё правильно понял. Да, концовка спасает весь рассказ, ради неё стоило прочитать. Раскрывать интригу не буду, советую запастись терпением и прочитать данный образчик парадоксальной фантастики.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ван Вогт как всегда прекрасен. Удивительное дело – ведь совершенно искусственная ситуация, но всё так ярко, животрепещуще, так интересно и напряжённо, что захватывает, заставляет переживать – не оторваться. Оригинальная идея (ну а какая ещё у Ван Вогта?): космонавт с разбившегося на Марсе корабля, погибающий от голода и жажды натыкается на брошенную деревню, которая сама является одним живым организмом (прекрасная же, удивительная идея!), после чего начинается борьба разума, тонкое и напряжённое перетягивания каната между человеком и живой деревней – выживет тот, кто сумеет приспособиться сам или приспособить под себя окружающее… Сухой язык? Да, но это понятная сухость, это сухость напряжения – автор убрал всё лишнее, а оставшееся сделалось звенящим как струна – в каждом абзаце неразрешимая проблема, которую приходится решать герою, чтобы выжить. И очень приятно, что вся эта интригующая динамика по большей части внутренняя, без трэша, работа не кулаков, а разума, напряжённая и острая – вот что я люблю! А в итоге, классическое, едва ли не идеальное – искусственная, но интригующая ситуация, удивительная идея (город – живой организм, существо, живущее в содружестве со своими «жителями»-марсианами, но как перенастроить его под человека?), напряжённая работа ума, поиски решений, тонкая, но ожесточённая борьба не на жизнь, а на смерть; и неожиданная интересная концовка. Может и не такая уж сверхнеожиданная, все-таки мне где-то мелькнула возможность такого исхода, но всё равно «бьющая», заставляющая призадуматься над превратностью этой борьбы («приспосабливайся, или приспосабливай под себя окружающее»), ведь не так всё получилось однозначно с этой концовкой, не правда ли?.. Ван Вогт – такой Ван Вогт! Мастер!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Нет, восхитительно! Приятно снова узнавать фирменный «почерк» автора. В небольшом по объему рассказе наберется идей на целый роман. Но при этом все они к месту и реализованы Ван Вогтом просто мастерски. Автор не перестает меня удивлять. Несмотря на множество перечитанной фантастики, такого типа инопланетной жизни (причем разумной), как в этом рассказе, я не встречал.

Редкий образчик произведения, в котором атмосфера повествования не уступает фантастическому элементу, причем они взаимно дополняют друг друга. Автор не пошел путем упрощения одного во вред другому, как это часто бывает в короткой форме фантастики. Ван Вогтом просто великолепно изображена щемящая безнадежность одинокого человеческого существа, потерянного на чужой планете и оставшегося без средств к существованию. Это чувство умело подчеркивается автором описаниями марсианских пейзажей, бесконечной красной пустыни. Но даже при этом показана неистребимая вера в силу людского разума и изобретательности, в силу воли, характерная для НФ середины двадцатого века. Ведь не имея шансов на спасение, герой продолжает идти, надеясь на какое-то чудо. И оно таки случается.

Он находит заброшенный марсианский город, а вместе с ним и подкрепление своим чаяниям на спасение. Вновь и вновь терпя неудачи, главный герой до последнего упорно сражается за свою жизнь, цепляясь за оставшиеся крохи надежды.

Апофеозом становится концовка, ироничная и неожиданная, созданная, как и все произведение, талантливой рукой Мастера, умело дирижирующей чувствами и эмоциями читателя.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

История выживания на Марсе космонавта-инженера по имени Билл Дженнер, оказавшегося единственным выжившим участником экспедиции на далекую красную планету.

Кажущийся сегодня привычным и избитым сюжет был отнюдь не стандартным для времени создания рассказа (далекий по сравнению с сегодня 1950 год, когда люди еще только задумывались о космических полетах на ближайшую Луну, в отнюдь не на Марс).

При этом за кулисами основного и прямолинейного сюжета разыгрывается не менее глубокая и серьезная драма о приспособлении ради выживания. На что можно пойти, чтобы не расстаться с жизнью, как убедить противоположную сторону в необходимости того или иного. Если нет ответа – это значит, что оппонент не хочет тебе помогать или он просто тебя не понимает. Вопросов гораздо больше, чем ответов. Но именно от них зависит жизнь…

Ну и финал, конечно, отрабатывает, как говорится на все сто. Грамотно уведя читательское внимание в сторону, Ван Вогт демонстрируется незаурядную развязку, которая по сути была всегда перед глазами читателя и после знакомства с ней не кажется такой уж неожиданной. Но в первые секунды после прочтения понимаешь, что это шок, растерянность и… необходимость приспособиться к финалу.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивая и оригинальная идея о живой деревне для марсиан. И если ты не можешь выжить на Марсе как человек, то нужно стать марсианином. Мне кажется, что автор был первым с этой идеей.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

За такую концовку, я готова простить некоторые вещи, которые показались мне неестествееными. Ну как человек мог догадаться, что деревня именно такая?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И что жизнь на планете Марс когда-то была симбиозом двух видов? Почему же один из них принимал форму привычных нам (людям) домов и т.п.? Ну, допустим, он всё-таки догадался. Догадка его случайно оказалась верна. Но с чего же он решил, что может что-то объяснить деревне. Ещё одна догадка подтвердилась? Слишком много счастливых совпадений. Слишком всё гладко. И слишком уж быстро они поняли друг друга. Мне понравилось, что каждый из них готов был ради другого на жертвы. Жить не за чей-то счёт, а вместе. Может я не слишком хорошо свою мысль выразила, но я и не Альфред Ван Вогт. )))

И согласна на счёт выссказанного здесь об эволюции. Спасибо за мнение. )))

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая подобные произведения, всегда надеешься на интересную, а главное неожиданную развязку. В этом рассказе подобное присутствует: конец неожидан, но довольно странен. Все шло нормально, космонавт начал акклиматизироваться, и внезапно все заканчивается полным изменением представления о ситуации, возникшей в этом мире. Даже трудно представить, как главный герой мог научиться делать пищу, хоть и становится понятно, зачем он так лизал камни. Так или иначе, повествование интересное, сюжет необычен, ведь не всегда встретишь живую деревню, готовую помочь человеку.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек, это такое существо, которое не только привыкает к изменению окружающей среды, но и само приспосабливается к этим модификациям, и как отметили уже в отзывах, изменяет эту среду под свои потребности. Лет сто-двести назад, это делалось из за нужды выжить. Последние сто лет, из за своей прихоти.

Остается пожелать Дженнеру, взаимопонимания с ему подобными. Потому что есть люди, такие вот нехорошие люди, которые из за косого взгляда могут прибить, не говоря уже из за цвета кожи и волос.

Не смотря ни на что, Дженнер — это человек, а как сказал Максим Горький, человек — это звучит гордо.

Спасибо за совет an2001

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня рассказ данный — страшная правда жизни. Хочется оставаться человеком, преданным своим идеалам, негибким, гордым и справедливым. Но не становимся ли мы в процессе жизни хамелеонами? Дабы выжить, мимикрируем, подстраиваемся, входим в доверие к тем, кто нам вовсе не дорог? В этом рассказе человек думает, что он победил. А победили его. Он утратил свой былой облик. Лучше бы он умер, собрался с силами и прикончил себя... Но увы, на это способны очень немногие...

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, кем лучше быть, по мнению автора — человеком на Земле или марсианином на Марсе. Марсиан в этом рассказе мы не видим, но тем не менее существует «Зачарованная деревня», которая является настоящим раем для жителей Марса. У меня вопрос — как долго человек может искать свою «Зачарованную землю» на Земле, если он быстрее найдет её на Марсе? Не на это ли намекает автор?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один славный рассказик Ван-Вогта. Борьба человека и деревни очень запоминающаяся, и концовка бесподобна. Ожидал всего чего-только угодно, но не такого! Очень доволен...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти невозможно написать об этом рассказе осмысленный отзыв, не раскрывая интриги. Скажу только, что «Зачарованная деревня» — маленький шедевр, который по праву относится к «золотому фонду» фантастики. Впрочем, вот вам квинтэссенция рассказа в форме бородатого анекдота:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Милый, неужели я всё-таки научилась готовить?!

— Нет, милая, это я научился есть то, что у тебя получается.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, герою рассказа точно не позавидуешь: потерпеть аварию при посадке на Марс и остаться в полном одиночестве на мертвой планете! Впрочем, так уж ли мертвой? Пройдя несколько сотен километров, герой натыкается на весьма необычное поселение. Необычное тем, что в нем никто не обитает (и уже давно), а также своим секретом по поддержанию жизни тех, кто случайно сюда забредет... Еще один представитель литературного направления «загадочные инопланетные артефакты». Во время чтения у меня сразу же появилась ассоциация с известной повестью Стругацких «Извне». Там герой также натыкается на инопланетный артефакт (космический корабль) и вынужден искать способы своего существования в нем. Герой Вогта также озабочен схожей проблемой, только вариантов у него поменьше, ибо деревня всё же поменьше звездолета и все ее возможности практически на виду. Главная проблема состоит в том, как заставить ее служить человеку, а не марсианину. Оригинального решения автор нам не предложит, зато всё же удивит неожиданной концовкой, которая многих заставит всерьез задуматься о проблеме Контакта с инопланетным разумом.

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как выжить на Марсе, заставив планету поработать над проблемой вашей приспособляемости к местным условиям. Будущим покорителям далеких планет рекомендуется.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх