Эдмонд Гамильтон «Реквием»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Дни старушки Земли сочтены — вскоре, вслед за Меркурием и Венерой, её поглотит остывающее Солнце. Запечатлеть последние месяцы жизни планеты прилетает звездолет Федерации...
• Первая публикация: Amazing Stories, April 1962
• В рассказе в слегка измененном виде цитируются строки из стихотворения «A Forsaken Garden» Алджернона Суинбёрна:
цитата A Forsaken GardenAll are at one now, roses and lovers,Not known of the cliffs and the fields and the sea.
Not a breath of the time that has been hovers
In the air now soft with a summer to be.
Входит в:
— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.
— антологию «The Vortex Blasters and Other Stories», 1968 г.
— сборник «The Best of Edmond Hamilton», 1977 г.
— антологию «Catastrophes!», 1981 г.
— антологию «Amazing Stories: 60 Years of the Best Science Fiction», 1985 г.
— антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.
— антологию «Глубина. Погружение 2-е», 2018 г.
- /языки:
- русский (4), английский (8), немецкий (2), французский (2), итальянский (1)
- /тип:
- книги (15), самиздат (2)
- /перевод:
- Г. Дитер (1), Д. Липпи (1), Е. Мальш (1), В. Мартов (3), Ф. Страшиц (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dogushev, 5 марта 2023 г.
Великолепный рассказ. Браво! Он не о научной фантастике, нет, просто в таком жанре написан. Основная суть и соль рассказа — это раскрытие человеческой сущности, поведения большинства, массы, стадного чувства, желания прославиться любой ценой, желания заработать любой ценой. И лишь единицы готовы ради морали, чести и достоинства пойти в разрез с интересами большинства, риском быть наказанным этим обществом, вопреки их угрозам. Что бы остаться Человеком.
ANO, 18 сентября 2022 г.
В рассказе, некоторые вещи показались мне неправдоподобными. Например, как смог простоять простой дом, найден Келлоном, ни одно тысячелетия, когда солнце превратилось белый карлик? Наверняка на Земле произошли большие изменения климата. Тем не менее та грусть, которая вдруг возникла у капитана по чему-то давно ушедшему, заставляет не обращать внимание на такие промашки. Может именно это и отличает хорошее произведение от плохого.
Кропус, 16 июня 2022 г.
Прекрасно понимаю, что рассказ не о том, но всё же не могу удержаться. У Гамильтона были какие-то странные представления о небесной механике. После того как прохождение вблизи древней Земли массивного тела сорвало планету с орбиты она по утверждению автора стала падать на Солнце по спирали. Но подобное движение означает постоянное отрицательное ускорение, а откуда ему взяться?
С тепловым балансом на приближающейся к солнцу Земле тоже при внимательном чтении возникнут вопросы.
Но бог с ним. Рассказ, как сказал совершенно о другом. Но об этом уже писали до меня.
vam-1970, 4 ноября 2020 г.
Тему, обозначенную автором, далее намного позже развил Джек Макдевит в своем цикле «Космоархеологи». Те же журналюги, те же планетарные катастрофы. Поэтому читал рассказ на основе книг этого цикла. Даже если бы этот рассказ был бы написан позже цикла Макдевита, то он бы не потерялся. Но Макдевит сильнее по впечатлению и размаху. Но кто-то же должен был бы начинать.Так что Гамильтону уважение!
Joul Harristar, 5 февраля 2019 г.
Невероятно трогательная и сентиментальная вещь.
Недавно я услышал идею, заключавшуююся в том, что самый удачный и душещипательный концепт — это потрёпанный жизнью, многое повидавший, суровый мужик, на голову которого сваливается одинокий ребенок... Очень правильная мысль, на самом деле. Но мне кажется, что второе слагаемое даже не всегда необходимо. В принципе, человек с большим жизненным опытом, далёкий от всяческой фальши, а также желания казаться лучше, чем он есть, и который при этом сохранил свою душу, является наиболее ярким образчиком искренности, потому что он в состоянии оценить по-настоящему важные, глубинные вещи и не разменивается по мелочам.
Иллюстрация данной идеи является и этот рассказ. В далёком будущем старушка-Земля находится на пороге своей гибели в связи с неминуемыми, неотвратимыми процессами, происходящими в космосе. На планету направлена большая экспедиция людей, потомков тех, кто давным давно покинул солнечную систему. В составе делигации горстка учёных, которые стремятся использовать последний шанс, чтобы узнать хотя бы крохи информации о великой истории и науке Земли, а также огромное количество журналистов, желающих прославиться и сделать себе имя на обломках цивилизации. За всем этим с презрением наблюдает бывалый капитан, которому претит как сама цель экспедиции, так и фальшивая увлеченность публичных людей в судьбе планеты, стоящей на краю гибели. Сначала он не чувствует совершенно ничего по отношению к Земле — она является всего лишь одной из сотен планет, на которых он побывал за свой долгий век космического волка. Однако потом начинает зеленеть трава, распускаются цветы...Наступает последняя весна Земли, и что-то щелкает в сердце капитана..
Конец рассказа печален и велик в своем драматизме
rokkiyu, 21 января 2019 г.
Прекрасный рассказ и еще один замечательный автор, открытый мною. Очень растрогало данное произведение. Возможное развитие истории нашей планеты...
Понравился образ капитана звездолета. Ярко прописанный, живой.
Рассказ о том как легко люди забывают ту, которая дала жизнь, кров. Прародительницу, которую бросили, а теперь хотят увидеть ее последние дыхание, последнее лето...
god54, 1 мая 2014 г.
Из всех профессий не люблю всего одну — журналистика. И откуда только такие люди берутся. Двадцать лет общения с ними показали, что это действительно самая древнейшая профессия. Они готовы из всего сделать шоу. Погибли люди, они тут как тут. И крупным планом: трупы и слезы. Прямой эфир с бандитами, им слово в первую очередь. Именно они знают истину в последней инстанции, они знают кто прав, кто виноват, разбираются во всех производственных и профессиональных вопросах всех мыслимых и немыслимых профессий... И на всем готовы зарабатывать... на крови, слезах, трагедиях... и прикрываться словами, что несут миру правду... выдавая свое мнение за правду и истину. А рассказ красив, сентиментален и вечен.
Famagusta, 26 декабря 2013 г.
Вот, так, сидишь, читаешь-перечитываешь, разгребаешь эти мегабайтные горы фантастики хорошей и разной. И уже, кажется, что ничто не удивит, не обрадует. Но вот сверкнула крупица золота среди отвалов песка.
«Реквием» Гамильтона!
Но, подождите! Почему реквием??? Гимн!
Гимн вечно молодой и вечно обновляющейся вселенной. Гимн неугасаемой жизни. Гимн красоте окружающего мира! Гимн капитану Келлону, как Человеку! И, похоронный марш человеческому стаду продюсеров, шоуменов, поп-идолов, силиконовых моделей, политиканов и дельцов с бегающими глазками и грязными ручонками.
Браво, Эдмонд Гамильтон! Спасибо за изумительный подарок, Мастер!
Rattyone, 8 мая 2010 г.
Во-первых, перевод не только в сети. Рассказ выходил в одном из томов Гамильтона в серии «Стальная крыса». Сам том назывался «Роковая звезда» и в нем. помимо самого одноименного романа шли рассказы, которые я считаю лучшими у Гамильтон. Один из них — Реквием.
Итак, далекое будущее — космический корабль с кучей комментаторов, корреспондентов, историков и шоуменов приземляется на Землю, которая начинает «оттаивать» после многих веков ледяной спячки, вызванной взрывом нашего солнца и превращением его в белого карлика. В результате некой катастрофы, планеты начинают падать на нашу мертвую звезду и Земля вскоре должна погибнуть. Этот момент и должны запечатлить, заснять, описать и сделать из этого шоу люди, прилетевшие на корабли. Ведь, гигантская Федерация, включающая в себя миллионы планет практически забыла свой дом, но смерть его должны увидеть все...
Вот таков вот сюжет. Научная достоверность? Сомнительно. Причины падения планет за звезду немного не логичны и вызывают некие противоречивые чувства, как будто тебя обманывают. Сюжет и само его развитие? Просто отлично. То как происходит перемена отношения капитана корабля ко всему этому действию прекрасно описано и обыгранно. Концовка рассказа, а в особенности фраза, заканчивающая само произведение просто потрясает. Даже приятно как-то и очень мило...
Вообще рассказы Гамильтона (с основном) пронизаны какой-то грустью. Будь то «Человек, который вернулся», «Реквием» или там «Тот, у кого были крылья» — все они навевают очень трогательную печать и грусть. Не неприятную такую, а какую-то милую, я бы сказал. Впрочем, чего не скажешь о его романах, которые получаются у него вообщем-то мягко говоря посредственными...
Всем рекомендую к прочтению не только этот рассказ, но и многие другие. Прекрасный пример прекрасной короткой прозы.