Джордж Р. Р. Мартин ««...И берегись двуногого кровь пролить»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Религия, придуманная автором ) | Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Религиозные фанатики, называющие себя чадами Баккалона, распространяют свою власть на земли дженши, которых они считают не более чем животными. А гибель одного из чад в бою с дженши, заставляет их «преподать урок» этим существам. Лишь торговец Арик неКрол пытается помочь дженши. Удастся ли ему это?
Входит в:
— цикл «Тысяча миров» > Повести и рассказы
— сборник «Songs of Stars and Shadows», 1977 г.
— сборник «Nightflyers», 1985 г.
— антологию «Heads to the Storm», 1989 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2002 // Зарубежный рассказ года |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1976 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (7), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Гриценко (1), Н. Магнат (6)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 18 октября 2012 г.
Эту маленькую повесть можно поставить в один ряд с этнографическими и психологически выверенными произведениями Ле Гуин, где каждое слово значимо и ложится в строго определенное место в общей мозаике сюжета. Где, порой, одной фразой создается уникальный Мир, с древней историей, обычаями, традициями и верованиями. Где ничего до конца неясно, поскольку Мир, даже придуманный, невозможно узнать на пару часов чтения, а намеки и недомолвки также важны для понимания, как события и факты.
Да и сюжет очень близок к произведениям Ле Гуин, особенно к повести «Слово для леса и мира одно». Такая же лесная планета, где население живет в гармонии с природой. Жестокие захватчики, воспринимающие туземцев лишь как смышленых животных, досадную помеху для своих планов, готовые убивать и уничтожать. Главный герой, стремящийся понять и защитить, в одиночку противостоять жестокости.
Перед нами Мир, в котором обитают робкие и мирные дженши, поклоняющиеся своим родовым пирамидам, создающие удивительные произведения искусства, оказавшиеся во власти религиозных фанатиков, «Железных Ангелов». Только один торговец Арик неКрол пытается безуспешно защитить аборигенов, понять их необычную культуру и разгадать тайны их истории.
В этой повести есть большая ТАЙНА древних пирамид и странных верований безобидных туземцев. В ней присутствуют легенды/или правдивая история/о старой войне и легендарном оружии уничтожения. В ней есть постоянное ощущение некой неуловимой и мрачной Силы, способной карать и миловать, вершащей свой собственный Суд, выносящей приговор на основе таких чуждых для человека взглядов и принципов, и приводящей этот приговор в исполнение самым жестоким и изощренным образом.
История хороша. Хороша своими недомолвками, едва уловимыми намеками и мрачной атмосферой чуждости и тревоги. «Железные Ангелы» отвратительны в своем фанатизме и жестокости, но, и постигшая их кара не вызывает удовлетворения, а лишь ужас. Бесчеловечность и жестокость остаются таковыми, какие бы цели не преследовали те, кто их проявляет.
Torquemada, 22 января 2009 г.
Рассказ понравился в основном тем, что как мне показалось состоит почти полностью из намеков. То есть автор ничего так и не сказал прямым текстом, при том что ему удалось передать довольно таки жуткую атмосферу.
На мой взгляд дело было так:
Но это все конечно мое глубокое имхо ) Вообще теперь постараюсь прочитать цикл в целом, возможно это и поможет разобраться в ситуации.
Оценка 9 за интригу и атмосферность, на мой взгляд никакой deus ex machina и не пахнет, автор заранее разработал вполне закономерную концовку, и дал множество намеков по ходу развития сюжета.
Rav, 14 июня 2012 г.
Рассказ не шедевр, но хорош. Что касается недосказанности происшедшего, то мое ИМХО таково:
Hermit, 21 сентября 2009 г.
Возможно, тут свою роль сыграло то, что рассказ я не читал, а слушал в «модели для сборки». А читают там хорошо. Но рассказ произвел неизгладимое впечатление. Вот это и есть самая настоящая мистика. При чем, она вполне может существовать параллельно с научной фантастикой. И две составляющие никак не будут мешать друг другу.
В событиях присутствует некий неуловимый фактор. Какая-то неизвестная сила. Видно, что в происходящем есть логика. но для ее понимания недостает какого-то важного звена. И это ощущение, что вот вот и все стает ясно, нарастает в течении всего рассказа.
И потрясающий финал — неожиданный и в тоже время с ощущением что только так и должно было случиться.
Чем-то напоминает рассказы Лавкравта, его любимым страхом, что что-то неизвестное и чуждое прошло рядом так близко, что задело плечом.
Seidhe, 16 сентября 2014 г.
Джордж Мартин никогда не был для меня автором одной только «Песни Льда и Огня», и уж тем более никогда не был Дж.Р.Р.Мартином, так как Дж.Р.Р. для меня навсегда один =))) Но вот произведения, входящие в условный цикл «Тысяча миров» мне всегда нравились, ещё со времён прочитанной лет пятнадцать назад «Чумной звезды». А недавно решил я цикл этот прочитать в полном объёме. Какие-то произведения понравились больше, какие-то — меньше, но об этой повести я просто не могу не высказаться. Сразу оговорюсь — я не сомневался, что мнение уважаемых лаборантов о ней сложится противоречивое, но не ожидал, что настолько. Сам я выставил повести наивысшую оценку, потому как для меня — это прежде всего вариация на тему безмерно ценимых мной рассказа Гарри Гаррисона «Смертные муки пришельца» (1962 год) и повести Урсулы Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно» (1972 год). Так как «...И берегись...» написана позже, пересечений с указанными произведениями и даже прямых заимствований действительно много, о чём неоднократно говорили и до меня. Но вот что интересно — используя, по сути, те же декорации, что и Гаррисон с Ле Гуин, автор смог рассказать совершенно самобытную историю о противостоянии человека и инопланетян с совершенно иной психологией. Что из этого получилось — каждый автор показывает по своему, но ТАКОГО финала от Мартина я никак не ожидал... Ещё больше впечатляет тот факт, что Мартин ничего не стал объяснять, оставив читателю простор для фантазии. И дженши вместе со своими пирамидами останутся загадкой для человечества до тех пор, пока не изменится сам подход в попытке постичь чужое и чуждое...
kkk72, 20 ноября 2007 г.
Есть своя необъяснимая прелесть в темной эстетике Мартина. Рассказ написан настолько ярко и образно, что просто видишь перед глазами описываемые сцены: и мрачные стены цитадели, и возящихся со своими поделками дикарей, и бледные лица и горящие глаза фанатиков. А рассказывает Мартин в этот раз о праве судить и казнить, присвоенном людьми, о беспощадной жестокости по отношению к другим и о мести, наверное, самой страшной из всех возможных. Рассказ очень сильный, но впечатлительным людям лучше его не читать.
makelen, 26 декабря 2017 г.
Неплохой рассказ, чем-то похожий (как писали во многих предыдущих отзывах) на «Слово для «леса» и «мира» одно». Только повесть Ле Гуин мне понравилась намного больше.
В «Слове...» сюжет логичен, идея ясна и понятна. В рассказе же Мартина присутствует много намеков и недосказанности, из-за чего теряется сама идея книги. Уделяется огромное внимание религиозным верованиям Дженши и людей, а характеры большинства персонажей не раскрыты. И концовка не однозначна (остается загадкой к чему же, в конечном итоге, привела война Ангелов и Дженши, и изменились ли взгляды хотя бы у одной из сторон?).
Amerasu, 27 августа 2009 г.
Странный рассказ. Почитав отзывы, поняла, что легкое недоумение осталось после прочтения не только у меня. Как я понимаю, так и было задумано. Каждый должен видить свое объяснение произошедшему. Но все же очень сумбурно написано, поэтому и оценка такая. Думаю, намеки должны вызывать мысли и идеи, а не недоумение.
Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.
SergUMlfRZN, 3 августа 2007 г.
Лучший финал у рассказов Мартина. Хочешь увидить чудовище — подойди к зеркалу. А что, если зеркало, да ещё и кривое, подойдёт к чудовищу?
AlisterOrm, 15 ноября 2022 г.
Рассказ вовсе не простой, и его не зря сравнивают с «The Word for World Is Forest» глубоко уважаемой Урсулы Ле Гуин, однако смысл здесь обратный. У достопочтенной дамы — история превращения «благородных дикарей» в людей, с их жестокостью и стремлением убивать, в ответ на геноцид, у Мартина же другая история, очень и очень непростая. Причём её ценность в том, что изучать её можно двух разных углов, и картинка получится совершенно разной.
С одной стороны, конечно, это история «очеловечивания» аборигенов. Благородный торговец решил, что единственный способ защититься от агрессии секты с планеты Старая Земля — научить аборигенов убивать, раздать им лазеры и самострелы. Лишённые привычной жизни, мохнатые жители лесов начали было осваивать искусство смерти, но... ожидаемой развязки не случилось, не случилось ожидаемого смертного противостояния двух рас, обречённых, казалось бы, на взаимное истребление (или — на истребление аборигенов, которые бы дорого продавали свою жизнь).
Но всё пошло по другому. Мартин — умный автор. Пирамиды ли спасли дженши от геноцида и «очеловечивания» — вопрос открытый. Но что-то — либо неизбежное человеческое безумие, либо таинственные силы покровителей аборигенов — обратили религиозный фанатизм тоталитарной секты против них же самих. Можно было бы ожидать, что Мартин выберет какую-то форму справедливого возмездия — но, нужно признать, он превзошёл мои ожидания. Идея пожирающего своих детей фанатизма, быть может, и прямолинейна, но замечательна. Сразу вижу призрак леди Мелисандры...
DiegoFreeman, 21 декабря 2017 г.
Рассказ заставляет вспомнить времена освоения Дикого Запада, когда приезжие белые вытесняли индейцев с их земель. Редко подкупами, чаще отстрелами. Но в «… И берегись» автор добавил еще больше жесткости сторонам. Завоеватели — Стальные Ангелы, религиозно-военная диктатура, а аборигены, «дженши» — общинно-родовой строй, у каждого племени свой бог из сложенных камней. Безобидные, пассивные, в общем, существа, чем Ангелы и пользуются вовсю. Разрушают тотемы, разгоняют кланы, вешают на стенах своего города не успевших убежать аборигенов в назидание остальным «животным». И постоянно молятся своему божку, злобно поглядывая на всех, кто не стремится разделить с ними их веру.
Само собой, находятся люди, сочувствующие аборигенам, вроде торговца, глазами которого мы и наблюдаем развертывающуюся в этом мире трагедию. Он скупает статуэтки, искусно вырезаемые туземцами, и демонстрирует их в других мирах, надеясь на поддержку, он пытается научить самих дженши обращаться с современным оружием – чтобы те смогли защитить себя, когда Ангелы вновь примутся зачищать окрестности.
Но все безуспешно, только приводит к еще более печальным последствиям.
Перед нами – интересная подача поведения инопланетной расы во время знакомых по истории человечества захватнических действиях.
Достаточно сильная драма, жаль, что малая форма.
Skiv-mag, 3 октября 2011 г.
Прекрасно. Где-то сумбурно, но прекрасно. Очень мощная концовка. И справедливая как- по мне.
Вера — обоюдоострое оружие. В отказе от ума и эмоций в пользу духа есть какая-то своя сила, как-то полная непоколебимость в правильности принимаемых решений, но и она же главная ловушка. Если говорить о каком-то явлении, которые вызывает у меня максимально негативную реакцию, так это секты, которые отнимают у человека способность мыслить и делают это за него. А Мартин в рассказе приложил их просто шикарно.
Хотя конечно не идеей единой. Сколько не читаю Мартина — всегда поражаюсь его способности дать парой росчерков пера такое описание мира, природы и культуры, которое было бы так интересно читать(причем даже в тех его произведениях, которые мне в целом не понравились). Даже мне, уж насколько я не перевариваю всякие украшательства и бережное описание черепков да пальмочек.
Не понравились разве что некоторое логические нестыковки и обрубленные концы в объяснении произошедшего в стиле «милая, ты у меня такая умная, придумай сама», но в данном случае впечатления это практически не портит.
genametr, 25 марта 2023 г.
Не все то золото что Мартин. Довольно нелепый рассказик в подметки не годящийся той же ле Гуин. Особенно уныл финал. Автор попытался соригинальничать, ведь про дикарей-повстанцев уже было и не раз, но вышла какая-то ерунда в которой нет ни красоты, ни смысла. С чего вдруг жестокие фанатики сменили ориентацию так и осталось невнятно. Уж скорее бы они сменили жреца на того чьи толкования сновидений лучше соответствуют их идеалам. Ну да троянцы втащили коня разрушив часть ворот и тем обрекли себя на поражение, но они вовсе не меняли систему ценностей. Богам лишь ненадолго удалось помрачить разум толпы и внушить людям те ожидания к которым они и так стремились. Мол данайцы утомились многолетней бесплодной осадой и решили убраться восвояси. Ничего больше. Гомер-то поумнее был и не стал сочинять что суровые воины вдруг станут пацифистами и уморят себя голодом на радость осажденным. Прогнали бы со двора за такие побасенки.
Narcus, 2 декабря 2010 г.
Сильная вещь! Долго ходил под впечатлением. Конечно остаются вопросы, но, может, так и задумано — типа «включи воображение». Финал довольно неожиданный и страшный. Правда,
KiLLaRMy, 11 февраля 2009 г.
Такое расхождение во мнениях фантлабовцев доказывает, что рассказ отличный, я бы сказал многогранный!!! После прочтения почему то вспомнился «Были они смуглые и золотоглазые»- Рея Брэдбери. Так как по моему