fantlab ru

Геннадий Красников, Вадим Крейд «Николай Гумилев глазами сына»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

,

Николай Гумилев глазами сына

Антология, год


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Николай Гумилёв глазами сына
2004 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В советское время имя Н.С. Гумилева было предано забвению, но во Вселенной поэтических концепций и метафор его звезда продолжает пылать, вдохновляя поколения новых читателей, очаровывая романтикой дальних странствий, жарких сражений, любовных терзаний, философией жизни на грани. За свою недолгую жизнь поэт успел сделать очень многое, войдя в историю литературы как основатель акмеизма, для многих он был нравственным ориентиром, примером стойкости и несгибаемой воли. Сегодня история его жизни читается как увлекательный роман. Чтобы понять суть его творчества необходимо обратиться к биографии поэта, понять, что он больше всего ценил в жизни, что ненавидел, каких женщин любил и как в конце концов окончил свой земной путь. Настоящая антология переносит нас в начало ХХ столетия, в мир литературного Петербурга. На её страницах раскрывается не только Гумилев, но и большинство поэтов тех лет — Блок, Ахматова, Волошин, Вяч. Иванов, А. Белый, Н. Тэффи, Е. Дмитриева, Г. Иванов и другие.

Основная часть антологии отводится под биографию Гумилева, составленную его внебрачным сыном О. Высотским, который лично не знал отца, но близко общался со многими его друзьями и знакомыми. Первая глава воспоминаний, посвященная родословной Гумилева, читается тяжеловато — слишком большой объем данных с первых же страниц обрушивает на читателя автор — все эти дедушки, двоюродные тети и прочие родственники — масса имен, которые трудно запоминаются и для обычного читателя вся эта информация носит излишний характер, хотя для самого Высотского разбираться в собственном генеалогическом древе было безусловно интересно. В общем первую главу нужно перетерпеть, дальше всё гораздо интереснее и живее. Мы переносимся в семейную атмосферу Гумилевых к моменту рождения Николая — его первые шаги, отношения с близкими, годы учебы — здесь важные штрихи к портрету, ведь именно в детском возрасте личность формируется наиболее активно, закладываются основные интересы и предпочтения.

В школьном периоде наиболее интересными эпизодами кажутся знакомство с директором царскосельской гимназии И. Анненским, дружба с А. Горенко, будущей Ахматовой, а также работа над первым сборником стихов «Путь конквистадора». Первые лирические опыты Гумилева во многом носят подражательный характер, ориентиром было творчество В. Брюсова, но уже в то время начинает выкристаллизовываться собственный творческий стиль молодого поэта, мечтающего достигнуть высших пиков славы и признания. В моём понимании Н.С. Гумилев — поэт европейской ориентации, несмотря на частые экзотические мотивы в его творчестве. В студенческие годы ему довелось жить в Париже, позднее уже вместе с Ахматовой он вдохновлялся Италией, впитывая очарование античной древности, строгих образов Вечного Рима. Африка, где ему довелось побывать пять раз, пленяла его не сама по себе, но в качестве опасного фронтира, где можно испытать себя на прочность — сразить леопарда, скитаться по джунглям, делать новые открытия и совершать подвиги. В тайниках души Гумилева всегда горел свет Севера, Варяжской Руси — надменной, чистой и непокорной квинтэссенции подлинного русского духа.

Существенную часть биографии занимает описание взаимоотношений Гумилева с творческой интеллигенцией той эпохи — неприязненные отношения с Гиппиус и Мережковским, соперничество с Блоком, любовный треугольник с участием М. Волошина и Е. Дмитриевой, закончившийся дуэлью двух поэтов. Небезынтересно было читать о возникновении акмеизма, как ответа на кризис символизма. Ряд современников признают, что Гумилев был не только поэтом, но и блестящим литературным критиком, его статьи в журнале «Аполлон» находили живой отклик, становились причиной бурной полемики. В начале Первой мировой Гумилев, единственный из членов редакции «Аполлона», уходит на фронт добровольцем, чтобы вскоре сменить уланский мундир на черный гусарский китель эскадрона смерти, украшенный двумя Георгиевскими крестами. Подобно итальянским футуристам наш поэт приветствует войну, но для него она важна не возможностью безнаказанного убийства, а как испытание собственной воли, веры, патриотизма, способности к самопожертвованию. Большая часть героической фронтовой лирики Гумилева впоследствии вошла в состав его сборника стихов под названием «Колчан».

Африканские похождения раскрывают Гумилева как поэта-авантюриста, период мировой войны — как поэта-воина, но третья его не мене значимая ипостась — поэт-мученик, нашла отражение в заключительном этапе его биографии — Гражданская война, возвращение в красный Петроград. Гумилев словно не замечает вершащихся вокруг него социальных потрясений, живет будто в параллельном мире и в лицо большевикам готов заявить о своих монархических убеждениях, приверженности православной вере. При таком раскладе гибель его была предопределена. Анализируя свидетельства современников поэта о его участии в Таганцевском заговоре, за что он и был расстрелян, можно с уверенностью утверждать, что Гумилев принимал в нем участие, но предвидел свою участь, понимая невозможность свержения советской власти. Его врожденный фатализм и упрямость прекрасно укладываются в христианскую формулировку — нет высшей благодати, чем сложить голову во имя торжества безнадёжного дела. Иного выхода просто не было — красная власть была ему органически противна, белое движение не внушало симпатии из-за республиканской риторики, а жизнь в эмиграции в отрыве от родины казалась бессмысленной. Неслучайно кажется то, что две светоча русской поэзии, Блок и Гумилев, ушли практически одновременно — не стало государя, страны, погасли свечи...

Помимо биографии, написанной Высотским, в антологию вошли выдержки из мемуаров, очерков, памятных статей тех, кто знал Гумилева при жизни, в чем-то они пересекаются с работой Высотского, но дополняют её важными деталями, интересными фактами, позволяя взглянуть на события с иной точки зрения. Составители предоставили слово всем — и тем, кто боготворил поэта при жизни, и тем, кто его недолюбливал. Отсюда складывается более-менее полная картина, ключевые эпизоды биографии рассмотрены с разных сторон, фактические ошибки в воспоминаниях разных авторов исправляются в пространных комментариях. Можно по-разному относиться к Н.С, Гумилеву, но силу его поэтического дара, влюбленность в художественное слово отрицать невозможно. В списке моих личных предпочтений творчества русских поэтов начала прошлого века его имя стоит наряду с именами И. Северянина и А. Несмелова. Говорить о лучших произведениях — тут дело вкуса, я особенно ценю его героику, религиозные мотивы, тему преодоления смерти, в числе самых любимых — стихотворение «Я и Вы», оно небольшое, но в нём вся суть поэта, его жизнь, предвиденье конца — и горечь, и надежда.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх