fantlab ru

Дэл Ховисон, Джефф Гелб «Вкус ужаса. Книга 2»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.70
Оценок:
56
Моя оценка:
-

подробнее

,

Вкус ужаса. Книга 2

Dark Delicacies II: Fear

Антология, год

Аннотация:

Древний вампир оказывается в ловушке на тонущем «Титанике», но рано или поздно он вновь увидит лунный свет... Лучший друг человека превращается в его самый страшный кошмар... Исполняя последнюю волю умершего отца, сын проводит ночь в склепе и попадает в водоворот дьявольского ритуала... С того света не возвращаются, но, если тебя лишили жизни на потеху публике, ты вернешься, чтобы отомстить...


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.55 (55)
-
6.15 (55)
-
6.73 (102)
-
2 отз.
  • Пёс / Dog (2007) // Автор: Джо Р. Лансдэйл  
7.25 (129)
-
7 отз.
6.87 (86)
-
1 отз.
6.64 (85)
-
5.47 (79)
-
4.49 (81)
-
2 отз.
5.99 (124)
-
1 отз.
6.68 (92)
-
4 отз.
7.12 (86)
-
3 отз.
5.84 (78)
-
1 отз.
6.20 (79)
-
6.36 (74)
-
6.57 (75)
-
6.86 (87)
-
1 отз.
6.28 (74)
-
5.07 (75)
-
5.55 (84)
-
6.70 (84)
-
2 отз.
5.99 (55)
-
  • About the Contributors

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Вкус ужаса», 2005 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2007 // Антология

номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2007 // Антология


Издания: ВСЕ (2)

Вкус ужаса. Коллекция страха
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Dark Delicacies II: Fear
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя два года после выхода первого тома антологии, в 2007 году Д. Ховисон и Дж. Гелб представили на суд аудитории второй том «Тёмных деликатесов» под лаконичным названием «Страх». Если предыдущий сборник показался совершенно не страшным, то можно подумать, что теперь составители решили исправиться и хорошенько напугать читателя, это не так. Заглавная тема прослеживается во всех рассказах антологии — сами герои чего-то боятся или может быть наводят ужас на окружающих, кто-то преодолевает личные фобии и выходит из этой схватки победителем, а кто-то становится жертвой и все худшие предположения становятся явью. Можно говорить о том, что с задачей соответствия заданной теме авторы справились, хотя, с другой стороны, сложно представить себе рассказ в жанре хоррор, где страх не фигурировал бы так или иначе, таким образом составители облегчили себе задачу, но всё же надо признать, что большинство представленных новелл сами по себе достойны внимания и вызывают интерес.

Если в первом томе составители пытались усилить первое впечатление рядом громких имен привлеченных авторов, то здесь имена писателей скорее всего ничего не скажут обычному читателю. Из всего списка для меня оказался знакомым разве что Джо Лансдэйл, да еще Дж. Фаррис и С. Найлз, и то два последних имени я узнал благодаря первой части антологии. Так что эта книга была для меня «тёмной лошадкой», были опасения встретить массив низкопробных текстов, благо этот страх не оправдался, а в итоге отсутствие эффекта завышенных ожиданий даже пошло в плюс общему восприятию. Здесь не так уж много внимания отводится привычным обитателям подобных антологий, различным вампирам, зомби, оборотням и прочим, хотя и без них не обошлось. Гораздо чаще встречаются психологические триллеры, иногда с детективной линией. Сборник чётко ориентирован на совершеннолетнюю аудиторию, некоторые авторы довольно активно используют кровавый натурализм, секс, нецензурную лексику.

Открывает сборник предисловие Д. Ховисона, в котором он пытается настроить читателя на нужную волну, создать настроение, предвкушение встречи с неведомым. Второе предисловие составители попросили написать Р. Харрихаусена, легендарного голливудского мастера по спецэффектам. Харрихаусен в своем коротком эссе попытался найти точки соприкосновения дела всей своей жизни — создания киношных монстров — и работы мастеров литературного хоррора. Большинство представленных в антологии авторов так или иначе связаны с миром кино и телевидения, поэтому такое сравнение имеет право на существование. В конце сборника Дж. Гелб обращается напрямую к читателям, призывая вербовать новых адептов в «секту свидетелей хоррора», т.к. несмотря на определенные подвижки к лучшему, данный жанр продолжает считаться маргинальным. Также в конце книги содержится краткая справка по всем авторам, которая здесь довольно полезна, много новых имен, которые известны больше любителям кино, чем литературы.

Чего боится бессмертный вампир, ну кроме осинового кола и серебряной пули? Б. Хэмбли уверена, что к этому списку следует добавить реки, моря и океаны, лишающие кровососов сверхспособностей. В её рассказе «Рассвет над бегущей водой» британский вампир выбрал самый неудачный способ преодолеть этот страх, отправившись в Америку на борту «Титаника». Финал круиза немного предсказуем, но интрига есть — шансы на удачный исход для главного героя весьма туманны, а в случае чего ему придется коротать вечность под толщами океанских вод, что хуже любого ада. Вампира преследует настырная охотница, это добавляет происходящему динамики. Чувствуется, что автор серьезно подошла к поставленной задаче, изучила справочную литературу и разбирается в устройстве лайнера, положении палуб и хронологии трагедии, что добавляет происходящему достоверности. Вампир на «Титанике» предельно уязвим, он боится и спасается бегством, что заставляет ему даже посочувствовать, забыв о его происхождении.

Очень напряженным получился триллер Джо Лансдэйла «Пёс». Главный герой, отправляясь на обычную велосипедную прогулку, и не подозревает, что ему придется стать участником гонки на выживание до тех пор пока его не начинает преследовать огромный бродячий пёс с недвусмысленными намерениями. Происходящее можно воспринимать с точки зрения реализма, а можно посчитать пса неким инфернальным порождением, что добавляет сюда оттенок мистики. Рассказ удался на славу, после завязки действие не отпускает, заставляя пристально следить за судьбой главного героя, чей знакомый уютный мир внезапно стал ареной смертельной погони.

В эпоху «немого кино» нас переносит Дж. Харрисон в рассказе «Аккомпаниатор». Главный герой знакомится с увлеченным музыкантом, который каждый вечер обеспечивает музыкальное сопровождение для черно-белых фильмов. Талантливый пианист убежден, что в сочетании визуального ряда и звукового сопровождения рождается подлинное волшебство, он ищет новые аккорды, невероятные сочетания звуков и результат поражает. Главный страх аккомпаниатора заключается в том, что с приходом звукового кино из мира исчезнет магия. Рассказ совсем не страшный, скорее относится к категории «wierd» или даже магического реализма, но воплощение темы классное, надо признать.

Семейная сага Р. Мазелло «Где есть воля...» посвящена раскрытию становления личности главного героя — начинающего голливудского сценариста, который провел свою юность в тени властного отца, владевшего похоронным бюро. После того, как отец умирает от инфаркта, молодой человек возвращается в родовое гнездо, чтобы принять участие в похоронах, но замечает, что родственники от него что-то скрывают, а нити к раскрытию тайны ведут в фамильный склеп, где упокоилось тело родителя. Рассказ посвящен теме преодоления страха, поиску выхода из-под опеки, которая в некоторых случаях не исчезает и со смертью родителей, привыкших, чтобы их слушались беспрекословно.

Жизнь на городских улицах не несет ничего хорошего — уличные банды, наркотики, проститутки — в этот нелицеприятный мир погружает нас рассказ П. Эткинса «Стейси и её идиот». Героиня рассказа — в прошлом наркоманка и проститутка — по просьбе друзей приобретает у дилера пакет наркоты внутри которого обнаруживается страшная находка, явно предназначавшаяся кому-то другому. Пытаясь исправить положение, девушка попадает в сеть интриг, которые очень дурно пахнут. Начало рассказа обещает циничный криминальный триллер, но постепенно автора заносит в дебри мистики, искусственность этой «перемычки» режет глаз и получается ни рыба, ни мясо.

Человеческая развращенность и порочность может вызывать отвращение не меньше Чужого, покрытого липкой зеленой слизью. В рассказе Т. Дью «Развлечение» главный герой, вращающийся в кругах киноиндустрии, чтобы произвести впечатление на свою экстравагантную подружку знакомит её с коллегой, который после перенесенной в детстве операции совершенно утратил интерес к женщинам. Болезненные пристрастия, наркотическая пелена — всё это отталкивает и в то же время притягивает...

Кому доверить тему зомби, как не автору «Войны миров Z» М. Бруксу? Его рассказ «Великая стена: рассказ о войне с зомби» выполнен в форме интервью с участницей этой войны, которая описывает все тяготы противостояния на рубежах Китая. Сухость изложения, схематизм и предсказуемость — история показалась мне довольно скучной, героиня не вызывает искреннего сочувствия, несмотря на все лишения, выпавшие на её хрупкие плечи. Новелла выглядит лишь небольшой иллюстрацией глобального противостояния.

Когда нет ни воображения, ни талантов, а литературного признания хочется, некоторые не брезгуют плагиатом. История Г. Бранднера «Слова, слова, слова» посвящена как раз такому горе-писателю, который мог умело воровать чужие идеи, выдавая за свои, и иметь с этого неплохой доход, но всё когда-нибудь заканчивается. Во время очередного похода в библиотеку с главным героем начинают твориться странные вещи — книги становятся хищными тварями, а мирные посетители читального зала и приветливая библиотекарша — отвратными монстрами. Что происходит, почему всё так изменилось, в этом предстоит разобраться читателю вместе с главным героем.

Может просто совпадение, или же намеренная ирония составителей антологии, но следующим по списку идет триллер Р. Гартона «Между восемью и девятью часами». Рассказ отличный и очень мне понравился, если бы не одно существенное «но». Главный герой решил убить свою жену, для этой цели он нанял киллера, который, назначив дату и время убийства, предупредил заказчика — находиться вне дома и обеспечить себе хорошее алиби. Простое условие, но только на первый взгляд. Постепенно автор открывает причины семейной драмы, когда некогда любящие супруги превратились во врагов — персонажи достоверные, психологизм на месте, сюжетный поворот остроумный... Всё замечательно, если не знать, что всю фабулу от завязки до финала, включая ключевой поворот, автор рассказа «заимствовал» из новеллы Ф. Форсайта «Без улик», увы...

Начало «Первенца» Дж. Фарриса смотрится интригующе, обещая сюрреализм и даже намекая на возможность условно-альтернативного развития сюжета. Известный голливудский актер на пике славы получает звонок от неизвестного, который добивается встречи и угрожает, намекая на то, что прекрасно знаком с прошлым главного героя. Однако впоследствии автор переключается на шаблон из сборника волшебных сказок, чтобы исправить положение он добавляет неожиданный поворот в кульминации, но делает только хуже — настолько искусственно выглядит предложенный твист. В итоге городское фэнтези превращается в плохую оперетту с декорациями из папье-маше и картона.

Тема искусственных воспоминаний затрагивается в рассказе Г. Шеннона «Хозяин теней». Главный герой обнаруживает себя на хирургическом столе, доктор готовится провести операцию на мозге пациента, но постепенно герой начинает вспоминать, теряясь в потоке ложной памяти и подлинных воспоминаний. Хороший рассказ, показывающий насколько зыбкой может быть грань реальности, которую так просто перешагнуть, но вот путь назад может оказаться чересчур сложен, если возможен вообще.

Если общество бессильно наказать преступника, то приходится уповать на мощь сверхъестественных сил. Именно так поступили 12 судей из рассказа Л.Э. Бэнкс «Чего не отнимет дьявол». Завладев старинной книгой они провели ритуал, вызывая нейтральную сущность справедливости, находящуюся за гранью добра и зла. Поначалу им кажется, что инвокация не принесла результата, однако, они серьезно ошибались. С одной стороны рассказ может показаться простым и наивным, но он получился довольно разноплановым — здесь и ветка повествования от лица настоящего маньяка и ненавязчивое раскрытие серьезных тем социального и религиозного характера. «Не судите, да не судимы будете», «кто из вас без греха, пусть первый бросит камень» — эти библейские выражения не раз придут на ум во время чтения этой небольшой новеллы.

Очередную историю про оккультного детектива Кэла Макдональда нам предложит рассказ «Y-образный разрез» С. Найлза. И автор и его персонаж уже знакомы нам по первому тому антологии. В этот раз Кэл сам скрывается от полиции, но не упускает случая взяться за очередное расследование — в похоронном бюро творятся жуткие вещи, кто-то похищает трупы, которые впоследствии обнаруживаются ужасно обезображенными. В наличии привычный черный юмор и неистребимый оптимизм главного героя, но вот концовка опять получилась довольно банальной и вся интрига, задел на которую чувствовался в начале, в прямом и переносном смысле сгнила на корню.

Зловещим предупреждением всем любителям сесть за баранку в пьяном виде звучит «Маловероятное спасение Джареда Пирса» Дж. О'Брайена. Джаред виновен в том, что по пьяни стал причиной гибели четырех подростков, в чем сильно раскаивается. Однако, признание вины не спасло его от того, чтобы самому оказаться в роли возможной жертвы — маньяк по кличке Счастливчик подкараулил Пирса в его авто и заставил ехать вперед, нагрузившись текилой — любая остановка означает смерть, но чем глубже алкоголь проникает в кровь, тем меньше шансов на спасение. Рассказ динамичный и напряженный, а вот финал получился даже чересчур ярким и кинематографичным — здесь автор, конечно, переигрывает, но надо отдать должное, переигрывает красиво и зрелищно — концовка рассказа так и просится в руки хорошего оператора.

Известный рок-музыкант Г. Кин знает о гастролях всё — в автобусном туре может произойти всё что угодно, даже история, описанная в «Королеве группи». Рок-группа отправляется на гастроли на старом автобусе, с первых же минут главный герой начинает ощущать, что в салоне творится какая-то чертовщина. В целом рассказ средний, эдакая байка под пивко, из серии страшных историй про призраков. Раскрыть персонажей автору не хватило времени, хотя водитель автобуса на это прямо напрашивался.

Короткий рассказ Дж. Саллиса «Премьера сезона» показался мне каким-то скомканным и непонятным. Действие разворачивается в американской глубинке — после того, как жители линчевали парня, добивавшегося внимания слабоумной дочери местного «уважаемого человека», городок наводнили полчища крыс. После смерти юноши осталась безответно влюбленная в него девушка, довольно странная, как и все персонажи. Так и не понял я, что хотел сказать автор — то ли намекал на сверхспособности, то ли на переселение душ, в общем, мистический элемент в рассказе есть, а вот всего остального явно не хватает — ни атмосферы, ни ярких персонажей, ни внятного сюжета.

Сложное послевкусие осталось от рассказа Г. Хиршберга «Я буду жить у тебя во рту». Кагоми заботится о неизлечимо больном муже, долгие годы сражающимся с неизлечимой хворью. Когда супругу стало хуже, женщина начала замечать силуэт странного незнакомца в плаще и фетровой шляпе, который произносит непонятную фразу, вынесенную в заглавие рассказа. Понятно, что этот мистический триллер мотивирует верить в себя, бороться до конца, но исполнение слишком витиеватое. Местами повествование сбивается с ритма, путается — некоторые детали и подробности кажутся лишними, иные непонятно для чего включаются в текст — нестандартная история о призраках, на любителя.

Заканчивается сборник на довольно высокой ноте — «Аммонитовая скрипка» К. Кирнан, под четвертым номером числящаяся в авторском цикле «Баллады убийства», — рассказ неординарный, лиричный и исполненный на высоком профессиональном уровне. Коллекционер аммонитов, ископаемых окаменелостей — имеет ещё одну страсть — душить красивых девушек. Для очередного эпизода своей коллекции асфиксий он заказал дорогую скрипку у бельгийского мастера, после чего пригласил к себе молодую скрипачку, сестру которой задушил год назад. По специальности автор — палеонтолог, а также судя по всему, неплохо разбирается в музыке. В кульминации читатель словно плывет по волнам звука, а финал разрушит предсказуемые ожидания, что добавляет этому рассказу дополнительную привлекательность. Кроме того, эта история служит мостиком к заключительному тому «Темных деликатесов», который называется «Одержимость», ведь как иначе охарактеризовать любое фанатичное увлечение?

В целом, могу сказать, что сборник меня приятно удивил, я ожидал, что он будет намного слабее первой части — если честно, то немного уступает, но вот именно, что немного. Большинство рассказов прочел с удовольствием — интересные сюжеты, разнообразный авторский подход, жанровая и настроенческая вариативность. Составители стремились показать, что у хоррора есть будущее, есть талантливые авторы, которые ждут своего часа, своей первой публикации, и они по-настоящему способны удивлять. Составители в очередной раз хорошо поработали, выбор рассказов почти идеален, а их композиционная расстановка в структуре сборника неслучайна — истории перекликаются, дополняют и плавно переходят друг в друга, этого добиться непросто. В очередной раз можно сказать, что чтение нельзя назвать пугающим, но большинство авторов умеют заинтриговать, зацепить внимание читателя и заставить пристально следить за развитием сюжета и судьбами своих персонажей. Из личных предпочтений назову «Аккомпаниатора» Дж. Харрисона, «Аммонитовую скрипку» К. Кирнан — обе истории о музыке, как ни странно. Сюда же хотел добавить «Между восемью и девятью часами» Р. Гартона, но по причинам о которых говорил выше, вместо этого рассказа лучше отмечу «Пса» Джо Лансдэйла. Подводя итог, скажу, что к третьей части сборника приступаю с определенным оптимизмом — составители должны в очередной раз показать свое умение видеть жемчужины не только в творчестве мастеров, но также в работах их не столь популярных коллег.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценивать данный сборник не буду. Не осталось внятных впечатлений. Прочитав его месяца два назад, единственный рассказ, сюжет которого мне вспоминается, это «Между 8 и 9 часами».

Но в тоже время могу отметить, что читая этот сборник, я определенно не хотел отложить его в сторону. Да, многие рассказа стандартные ,и до шедевров им далеко, но он не убивает желания читать его дальше.

Скорее всего, каждый найдет себе что-то по вкусу.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх