Александр Беляев «Вечный хлеб»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Желающий облагодетельствовать человечество ученый изобретает некую съедобную углеродную субстанцию. Данная субстанция в нормальных условиях увеличивается в объеме за сутки в 2 раза. При аккуратном использовании проблема с питанием решена в мировом масштабе. Но благими намерениями устлана дорога в ад.
Книга об ответственности ученого за свои изобретения.
Повесть впервые была опубликована в авторском сборнике научно-фантастических произведений А. Беляева «Борьба в эфире» (М.;Л.;Молодая гвардия, 1928) вместе с романом «Борьба в эфире» и рассказами «Ни жизнь, ни смерть» и «Над бездной». Переиздана в 1959 году в Оренбурге.
Входит в:
— сборник «Борьба в эфире», 1928 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 57
Активный словарный запас: низкий (2592 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
- /языки:
- русский (40), французский (1), чешский (1), вьетнамский (1)
- /тип:
- книги (41), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Аманалиева (1), Фам Данг Кюэ (1), Л. Дворжак (1), Ле Кхань Чыонг (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alexandre, 25 апреля 2009 г.
Я читал эту повесть в детстве, а перечитывал только сейчас. Различие в восприятии — колоссальное! Я расцениваю произведение как безжалостную сатиру, как провидческое развитие большевистского лозунга «Хлеб — голодным!».
Да, речь идет о капиталистическом обществе. Но кто герои? Это же те самые люди труда, на которых нас всегда призывали равняться. И как же ведут себя эти простые люди, как только перед ними забрезжила возможность разбогатеть? Самые худшие человеческие качества, которых мы не замечаем даже у явно отрицательных буржуев, как по мановению волшебной палочки появляются у честных тружеников. Зависть, жадность, лень и подозрительность так и прут из всех щелей. Выясняется, что эти «честные» труженики — на деле одержимы всеми пороками, только бедность не давала этим порокам проявиться.
Ну, и под конец, про рабочих, про сознательных борцов. «Этот же хлеб, сделайся он достоянием рабочих, может стать огромным орудием в их борьбе с капиталистами». Но, что происходит, когда хлеб этот попадает в руки простых тружеников мы уже читали. Неужели у промышленных рабочих будет принципиально иначе? Автору хватает чувства меры, чтобы эту тему детально на развивать, и так всё понятно. А к чему приводит победа рабочих над капиталистами — мы тоже уже знаем, много лет плоды этой «победы» являлись жизнью нашей страны.
Так что я считаю «Вечный хлеб» — предупреждением, сигналом об опасности, действительным предвидением, могущим помочь будущим поколениям справиться с проблемами, порождаемыми техническим и научным прогрессом.
Интересно, что реально положительными героями являются только двое ученых — те, что изобретали этот хлеб, а потом помогали его уничтожить — бескорыстные труженики, честные принципиальные люди. Случайно ли это?
SeaBreeze, 8 декабря 2005 г.
Мораль сей басни такова: зависть и жадность ни к чему хорошему не приводит. И ответственность ученого тут ни при чем. Социокультурная среда, описанная в книге, привела бы к кризису любое альтруистическое изобретение. За этой средой видится Россия. Сомневаюсь, что в Норвегии подобное бы произошло.
Блофельд, 13 августа 2013 г.
Бедный профессор Бройер! Он изобрёл «вечный хлеб», чтобы избавить человечество от голода, а в итоге чуть не погубил Землю. Как говорится, хотел как лучше, а получилось как всегда.
god54, 28 ноября 2009 г.
Старая сказка «Горшочек с кашей», пересказанная на новый лад: «Словом, он оставался нищим, хотя и сытым нищим. Кроме хлеба, им нужно обуваться и одеваться. Цены на хлеб падут, зато поднимутся цены на промышленные товары. И нужда заставит их работать.» Всё что даром дается к добру не ведет...
stMentiroso, 22 февраля 2006 г.
Почему в Норвегии? В Германии все происходило.
А то что все дело в жадности — это точно.
Stirliz77, 26 июня 2011 г.
- Изумительно, непостижимо! Ведь это новая эра в истории человечества. Нет больше голода, нет бедности, нет войн, нет классовой вражды...
Одной из всемирных проблем, издревле не дававших спокойно жить человечеству и спровоцировавших не одну войну, был голод. И сейчас, во времена, когда одна часть человечества покоряет космическое пространство и создает сложнейшие механизмы, когда в Европе и США многим фермерам государство платит дотации для того, чтобы они ничего не выращивали, другая часть человечества всё так же не доедает, теряя от голода тысячи человек ежедневно. В будущем, по мере роста населения Земли, эта проблема грозит стать ещё острее, превратившись в проблему номер один. Чтобы хоть как-то сгладить последствия перенаселения и отодвинуть ту черту, за которой планета уже не сможет прокормить чрезмерно размножившееся человечье племя, меры нужно принимать уже сейчас. С одной стороны необходимо принятие жесткой демографической политики, наподобие той, что существует в Китае, с другой — было бы крайне заманчиво освоить новые альтернативные «источники питания». Фантастика, естественно, не смогла обойти эту тему стороной: одни авторы, как Гарри Гаррисон в «Подвинтесь! Подвинтесь!» принялись расписывать ужасы перенаселения и тотальной нехватки жизненных ресурсов, другие — как Александр Беляев, постарались решить вопрос, мучивший человечество ещё с библейских времен, о прокорме максимально возможного количества человек теми самыми тремя хлебами.
В далеком Северном (тогда ещё Немецком) море, на небольшом островке под названием Фэр жили-были рыбаки. Жили они не одни, а с женами-детьми, и не на голых скалах, а в деревушке. Деревушка та была не сказать, чтобы очень маленькая, но и не особо большая, и из всех достопримечательностей имела один лишь полуразвалившийся маяк, где проживал старик Ганс. Жизнь на острове не баловала и каждый кусок приходилось добывать с большим трудом, ведь ловля рыбы никогда не была простым делом, а именно ей и жила вся деревня, потому как земля у них родила скудно и неохотно. Народ там жил простой и несколько суровый, так как море способствовало воспитанию именно такого типа характера. Так и жили они, неторопливо, размеренно, даже можно сказать степенно, жили ежедневно рискуя не вернуться домой с лова, но никогда не считали это геройством, привыкнув к этому за многие годы. Всё шло своим чередом ровно до того момента, как на их острове поселился человек с большой земли. У островитян он не вызвал особого интереса, потому как, поселившись на отшибе, вел образ жизни до крайности уединенный и почти никуда не показывался. Звали его Бройер и был он великим биохимиком с мировым именем, который «несколько лет тому назад, будучи старым, но ещё очень бодрым человеком, неожиданно для всех оставил чтение лекций в Берлинском университете и удалился «на покой»... Ближайшим друзьям он говорил, что удаляется от «мирской суеты», чтобы заняться лабораторными опытами над разрешением одной задачи мировой важности». И лишь случай со стариком Гансом заставил жителей рыбацкой деревушки обратить пристальнейшее внимание на соседа-отшельника. А началось всё с того, что вечно живший впроголодь нищий Ганс вдруг начал полнеть...
Тема голода всё ещё была очень больной темой для молодой Страны Советов, только-только успевшей оправиться от страшной трагедии, постигшей её в начале двадцатых годов. Тогда от голода умерли миллионы и память об этих событиях была всё ещё необычайно свежа. А в 1928 году Александр Беляев сочинил новую фантастическую повесть, где описал радикальное средство для борьбы с ним. Средство очень необычное и для тех лет небывалое. Но при внимательном чтении текста видно, что автора на самом деле волновало не столько само средство, сколько его влияние на отдельных людей, общество и мир в целом. Недаром он уделил столько внимания тем метаморфозам, которые происходили с отдельными жителями рыбацкой деревни и всем этим малым сообществом в целом. Получив нежданно-негаданно свалившееся на них богатство в виде «вечного хлеба» честные труженики стали стремительно деградировать. Из них наружу полезли жадность и подлость, злость и зависть. Пороки, доселе несвойственные им расцвели буйным цветом, даже для убийства община каждый раз находила оправдания: «Люди будто с ума посходили. Убийства, кражи, пьянство, разврат, азарт...» Ни один из жителей острова не стал лучше от того, что, казалось бы, должно было лишь облегчить жизнь простых людей и дать им возможность смотреть без страха в завтрашний день. Причем, если вспомнить, то это ведь были изначально вполне добропорядочные люди, трудяги, тот самый пролетариат, о котором говорят на страницах повести три молодых рыбака, которые несколько лет работали на заводах в Эссене, а затем из-за безработицы вынуждены были вернуться назад. Видимо именно на заводе они и понахватались левацких идей: «А между тем этот же хлеб, сделайся он достоянием рабочих, может стать огромным орудием в их борьбе с капиталистами». А что, эти рабочие очень отличаются от деревенских рыбаков? Разве они будут вести себя по другому? Чем дальше читаешь, тем более убеждаешься в том, что с «вечным хлебом» не всё так просто и его появление нельзя расценивать как однозначно положительное событие. Насквозь продажные, алчные и подлые буржуи, которые, между тем, прекрасно разбираются в экономических механизмах дают очень интересный прогноз дальнейшего развития событий: «Все цены потерпят колоссальные изменения. Сельское хозяйство уничтожится. Крестьянам нечего будет продавать городу, их покупательная способность будет убита. Мы потеряем огромный сельский рынок. Это приведет к колоссальным кризисам производства, безработице, волнениям рабочих. Целые отрасли производства, обслуживающие сельское хозяйство, принуждены будут прекратить существование... Экономические потрясения вызовут сотрясения социальные, революционные». И то, что об этом говорят главные плохиши не означает, что прогноз плох.
Повесть местами оказалась удивительно злободневна, чего никак не ожидаешь от вроде бы сугубо приключенческого текста. Во вреде нежданного богатства, неожиданно свалившегося на голову, за последние годы мы все много раз успели убедиться на примере наших доморощенных бизнесменов и олигархов. Но не только этим удивляет и радует текст — внимательный читатель найдет в нем фразу, подходящую к нашей сегодняшней жизни так, что создается впечатление, что автор успел пожить в современной России:
» — Скажите мне, — прервал защитника Бройер, — но почему именно обвиняют меня? Ведь хлеб продавали Роденшток и Кригман!
Адвокат улыбнулся.
- Дело в том, что правительство успело объявить монополию на хлеб и уже продавало от себя. Не может же правительство обвинить само себя! Чтобы оправдаться перед массами, надо свалить на кого-то вину, отвлечь внимание».
Как сказано, а? На примере этой повести видно, что Беляев способен писать не только приключенческие романы, но и может проявить себя как весьма тонкий психолог и критик власти. Из общей весьма убедительной картины выбивается лишь финал, где избавившиеся от «дьявольского искушения» в лице «вечного хлеба» рыбаки опять резко меняются, на этот раз к лучшему, становясь вновь добропорядочными трудягами, что никак нельзя назвать правдоподобным.
Нельзя обойти вниманием и весьма распространенную в фантастической литературе тему ответственности ученого за свои поступки. Профессор Бройер лишь на первый взгляд кажется безответственной личностью, готовой ради успеха пойти на любые жертвы. На самом деле все не так — он то, в отличие от всех окружающих его людей, являет собой образец продуманности и ответственности — он недаром выбирает для своих исследований труднодоступный клочок суши, имеющий малое население. В первую очередь он пытается таким образом не столько получить долгожданное уединение, сколько обезопасить остальное человечество от возможных катастрофических последствий неудачи. Он придерживается крайне осторожного подхода к вопросу распространения «вечного хлеба» и, изначально, дает его лишь старому Гансу, строго-настрого запретив тому рассказывать о чудесной еде кому бы то ни было. Все неприятности начинаются лишь после того, как часть «хлеба» из-за глупости Ганса попадает в руки деревенских жителей. Тем не менее, профессор до последнего момента пытается держать ситуацию под контролем, и, когда он оказывается всё же не в состоянии предотвратить катастрофу, прикладывает все свои силы для создания эффективного средства борьбы со своим детищем.
Итог: неожиданно глубокое в психологическом плане произведение, написанное в увлекательной и динамичной манере.Точные наблюдения за человеческой природой соседствуют в тексте с оригинальным научно-фантастическим допущением. В сравнительно малый объем автор сумел поместить массу умных мыслей и, для лучшего усвоения, сдобрил их толикой приключений. Однозначно рекомендую. Читайте классиков!!!
Enciso, 5 марта 2012 г.
Любимое произведение Беляева. Наверное, потому, что самое психологически точное.
Если примитивизировать, то любой «гениальный благодетель человечества» — по определению, гад, которого необходимо нейтрализовать как можно скорее. Сюда относится и безудержное стремление «накормить голодающих задаром», и «освободить трудящихся от гнета», и многое, многое другое.
Журналистка, 21 июля 2010 г.
Беляев снова развернул свою идею про ученых и их ответственность за содеянное.
Книга очень интересная, автор расскрывает и затрагивает много важных тем, касающихся именно человека, а если более крупномасштабно, то человечества. Опять подводит мир к конечной черте, но в конце, конечнно, спасает, выводя тем не менее мораль и смысл из написанного, чтобы это затронуло и об этом подумали...
В этой же книге желание помочь всему человечеству, привело к губительным для него последствиям. К этой книге несколько подходит поговорка: «хотел сделать как лучше а получилось как всегда». Она довольно точно передает смысл сего рассказа.
mogzonec, 24 апреля 2013 г.
Может ли продукт питания стать причиной глобальной катастрофы? Может, оказывается. А. Беляев весьма увлекательно изображает это в повести «Вечный хлеб». В 1928 году, когда была опубликована эта повесть, о ГМО еще и представления не имели, и свято верили в то, что наука поможет решить проблему голода на планете. При всей неоригинальности это идеи, повесть весьма увлекательна, и в ней просматривается тревога относительно того, что наука при решении насущных проблем человечества может предложить такое решение, которое внешне будет выглядеть, как благо, но, в силу различных человеческих слабостей и излишней спешки, легко превратится во зло. А тема отвественности науки перед обществом это уже вечная тема. И не важно то, что Беляев перенес действие книги в Западную Европу, и катастрофа исходила от немецких ученых и родилась она в «недрах капитализма», главное все же то, что автор «Вечного хлеба» категорически не утверждал, что главные злодеи — капиталисты, он просто прибегнул к популярному в то время, примитивному приему все списать на привычного и понятного всем злодея в эпоху «мировой революции», когда собственно и писалась эта повесть.
Voleg24, 22 мая 2017 г.
В небольшом произведении сосредоточено безумное множество любопытнейших и очень точных мыслей об устройстве нашего общества. Дублировать ораторов не буду, добавлю лишь то, что не было выделено, а зря, на мой взгляд. Автор уделил одной детали совсем немного текста, но она не стала от этого менее яркой и злободневной. Если изобретена дешевая и легкая альтернатива какому-либо дорогостоящему и сложному производству (в данном случае производству с/х машин), такое изобретение сильным мира сего выгоднее уничтожить, т.к. оно ставит под угрозу существование корпораций, на которых базируется вся мировая экономика. Альтернативное топливо – угроза нефтедобычи и всему сопутствующему бизнесу, доступное лекарство от рака – поставит под сомнение всю существующую фармацевтику и медицину. Что там о глобальном.. Даже колготки, которые не рвутся уже давно изобретены, но никто их никогда не увидит.
Надежда, 7 мая 2007 г.
Люблю поучительные рассказы, где показываются отрицательные стороны людей, это невольно заставляет задуматься. Кстати, романы Беляева актуальны и в наше время.
Deniz91, 1 марта 2009 г.
Отличная повесть о людской жадности и неблагодарности,которые способны испортить даже самое прекрасное открытие!
DEADStop, 9 мая 2007 г.
Хорошая книга, поучительная. О свойстве любой вещи приносить как благо, так и вред.
Podebrad, 26 мая 2022 г.
Лаконичная, умная, интересная и убедительная повесть о шести этапах внедрения нового.
Первый этап. Старый профессор делится своим открытием с умирающим с голода старым рыбаком. Понимает, что делать этого не следует, опыты не закончены, но просто пожалел человека. Берёт слово, что открытие останется в тайне. Обе стороны собираются выполнять свою договорённость.
Второй этап. Об открытии узнают соседи рыбака. Их семьи тоже голодают. Кризис. А тут заведомый бездельник ест от пуза, а те, кто трудятся день и ночь, живут впроголодь. Несправедливо. Надо делиться.
Третий этап. Накормить надо всех. Самый эффективный способ для этого — пустить хлеб в продажу. А те, кто первым проверил действие хлеба на своём организме, должны получить от торговли некоторые бонусы.
Четвёртый этап. В дело вступают корпорации. У них есть необходимые капиталы, знание рынка, деловой опыт, деловые связи, умение построить логистику. Они смогут накормить всех людей по всему миру. Ну, почти всех.
Пятый этап. В дело вступают правительства. Только они смогут связать новое открытие с государственными интересами, навести порядок, построить всех должным образом, пресечь возникающую анархию и назначить виновных, раз уж без этого не обойтись.
Шестой этап. Глобальная катастрофа. Под угрозой не только существование человечества, но и все формы жизни на Земле. И ведь действительно никто не виноват. Все хотели, как лучше.