fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Гражданин Галактики»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
2725
Моя оценка:
-

подробнее

Гражданин Галактики

Citizen of the Galaxy

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 172
Аннотация:

Когда маленький мальчик Торби, жертва космических работорговцев, оказался на невольничьем рынке, никто не мог предположить, что купивший Торби за бесценок старый калека-нищий откроет ему дорогу к звездам. Маленький невольник, начавший свою сознательную жизнь в трущобах Джуббулпора, столицы Девяти Миров, превратится в покорителя пространства, члена могущественного клана Вольных торговцев, а впереди у него — полная невероятных приключений жизнь в прекрасном и ужасном мире, созданном неистощимой фантазией Роберта Хайнлайна.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман посвящён писателю Фрицу Лейберу.


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1987'06», 1987 г.

— антологию «Звёздные короли», 1989 г.

— журнал «Мы 1990/10», 1990 г.

— журнал «Мы 1990/11-12», 1990 г.

— журнал «Мы 1990/8-9», 1990 г.


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2022 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Звездный десант
2016 г.

Издания:

Звездные короли
1989 г.
Пасынки Вселенной. Гражданин Галактики. …А ещё мы выгуливаем собак. Реквием. Испытание
1991 г.
Гражданин Галактики
1992 г.
Гражданин Галактики
1992 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1: Марсианка Подкейн
1992 г.
Звездный зверь. Туннель в небе. Гражданин Галактики
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 8
1993 г.
Гражданин Галактики
1996 г.
Гражданин Галактики
2000 г.
Сочинения в 3 томах. Том 3
2000 г.
Гражданин Галактики
2001 г.
Гражданин Галактики
2002 г.
Тетралогия Будущего
2002 г.
Ракетный корабль
2003 г.
Гражданин Галактики
2005 г.
Гражданин Галактики
2007 г.
Гражданин Галактики
2014 г.
Звездный десант
2017 г.
Марсианка Подкейн. Гражданин Галактики
2018 г.
Дверь в лето
2018 г.
Пасынки Вселенной
2021 г.
Гражданин Галактики. Марсианка Подкейн
2023 г.

Периодика:

Вокруг света № 6, июнь 1987 г.
1987 г.
«Мы» 1990/8-9
1990 г.
«Мы» 1990/10
1990 г.
«Мы» 11-12/1990
1990 г.

Издания на иностранных языках:

Citizen of the Galaxy
1978 г.
(английский)
Citizen of the Galaxy
1978 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман надо читать или в подростковом возрасте (когда отсутствует критическое мышление и уровень знаний низок), или так и оставшись на уровне ученика 7 класса, да еще и двоечника.

Роман действительно начинается «колониальным»: вот вам колония, вот вам антураж (в одноименном комиксе он вообще без обидняков восточный), вот вам бравый офицер, спасающий ребенка... Самый смех, что уровень работорговли в странах -колониях подскочил именно тогда, когда империалистические государства нашей общечеловеческой истории вторгались вот такими бравыми офицерами на их территории, завоевывая и подчиняя, высасывая все ресурсы в метрополию.

Главный мотив романа — свобода, но её нигде нет. Нет её ни у племени кочевников-торговцев, ни в армии (а она к тому же идеализирована), ни в семье гг. Кочевники живут в кастовой системе и торгуют между собой детьми (потому что обмен — это тоже торговля), армия вообще какое-то решето, семья в плену собственных денег. Это такая сатира у автора? Не знаю. Впрямую он своего отношения к происходящему не показывает.

А теперь о молоденьких кузинах, залетающих героям Хайнлайна в постель :))))) Да, и здесь такая ТОЖЕ есть! Всё обо одном, да тоже самое. И здесь нашлась небольшим количеством прожитых лет индивид, которая вверила свои жизнь и имущество родственнику. Вообще в книге женщины, если и сильны, то либо окружающих делая слабыми, либо перебрасывают ответственность мужчинам. И это ужасно.

Хайнлайн грешит тем, что перепрыгивает из одного жанра в другой, а в итоге — каша. Как собственно и в технологиях. Конец 50-х — «век атома». Ну и технологии в книге «атомные». Писал бы сейчас — были бы «нано». Писал бы в 80-х — «кибер». Баз данных нет в будущем. Всё еще в бумаге. Сходи и закопайся. Годы можно копать. Собственно, ситуация та же самая, что и в «Луне», где автор игнорировал моральные аспекты суррогатного материнства, либо он о них не знал. Как и не знал о ультра звуковом исследовании. А технология стартовала в медицину именно у него на родине.

Страдает и психологизм в книге. Особенно ярко это проявилось при возврате гг в семью. При возвращении выкраденного ребенка родственники переживают ровно те же стадии, что и при смерти, от шока до смирения. А тут?

Что такое корпорация автор тоже не сечет.

Да и гг — Джо Сью. Был бы девочкой — был бы Мери Сью. А тут Джо. Вот.

Ему всё плывет в руки. Он везде на волосок, но и этот волосок неопалим. Иван-царевич какой-то.

Хайнлайн-антрополог гораздо трудолюбивей Хайнлайна-фантаста.

Корабли торговцев, их иерархическая система, традиции и обычаи вполне жизнеспособны. Даже инопланетяне, занятые своей повседневностью, в его описании более реалистичны, чем вся лепота с приключениями Торби.

Итог: вершина творчества Р. Хайнлайна — кот Петроний

Оценка: нет
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшно писать критический отзыв о произведении писателя с мировым именем (тем более что другие его произведения я очень люблю) да ещё с рейтингом приближающимся к максимальному но посмотрим победит ли свобода слова или заразительное закидывание помидорами. :)

Произведение в целом представляет собой классическую историю «из грязи в князи» где сирота-беспризорник, после головокружительных приключений, узнаёт что он является сыном могущественного короля, ныне покойного, у которого есть хитрый и злобный визирь, строящий из себя добряка и давно перехвативший власть. Не буду описывать это клише в деталях так как их и так все знают, а произведение настолько точно им следует что получится пересказывание сюжета.

Очевидно когда автор начинал работу у него было вдохновение, и потому начало выглядит довольно увлекательно и динамично. Такой себе детектив про шпионов, воров, нищих и прочую жизнь низов в государстве управляемом тираном. Но дальше начинается откровенная нудятина и бред. Автор тратит огромное количество букв на занудное описание жизни космических торговцев-нацистов, которые кроме себя больше никого за людей не считают, но в произведении представлены положительными героями. Многие страницы посвящены вольному пересказу глав из учебника по социологии так как автор их понял. Ярких диалогов практически нет, внутренний мир героев не описан никак.

Дальше идёт не менее занудное описание службы героя на военном корабле. Например автор посвящает пару страниц детальному описанию того почему запрос на идентификацию личности ГГ нельзя делать ибо это потребует огромных затрат планетарного уровня и месяцев времени, с перечислением сколько каких бумаг в каких картотеках нужно пересмотреть. Причём к сюжету это вообще никакого отношения не имеет и особенно смешно читается во время баз данных и интернета.

После занудного космического боевика со стрельбой по пиратам атомными торпедами внезапно автор переключается на совершенно другой жанр и начинает описывать корпоративные войны, с детальным описанием судов между акционерами, юридических проблем и казусов, политических манёвров и переговоров. И всем этим занимается малолетний шибздик, который несколько лет назад был рабом-поберушкой на отсталой планете, а потом бортовым стрелком на корабле, вот и весь его жизненный опыт.

После этого автор устал выжимать из себя строчки и бросил писать чуть ли не на середине предложения. Текст просто обрывается не завершив ни одной начатой сюжетной линии.

Люди в целом ведут себя неадекватно. Юный недоросль свободно общается с полковниками, генералами и маршалами, ставит им условия, торгуется, они берут его на службу только потому что когда-то его приёмный папа с ними пересекался по службе или они вообще только о нём просто слышали. Кстати папа, которого кажется знает вся армия, и который обладает весьма заметными увечьями спокойно работает 10 лет шпионом в столице вражеского государства. Свеженайденного члена семьи, которого потеряли в возрасте 3 лет мгновенно принимают в семью как своего и ведут себя с ним как будто он всегда с ними жил.

Описание жизни корпораций, их управляющих и владельцев, судебных заседаний и собраний акционеров представляют собой отдельную потеху так как автор очевидно слабо представлял то о чём пишет.

В конечном итоге похоже автор, начиная писать не имел чёткого плана что же собственно он хочет получить в результате. Потому он и бросается из жанра в жанр от детектива к космическому боевику а потом и к корпоративным войнам и интригам. Хотя в возрасте до 20 лет это вряд ли кому либо заметно. Поэтому для мальчиков-тинейджеров это будет отличная книжка где можно ассоциировать себя с главным героем и пережить множество приключений.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

К Хайнлайну я всегда относился довольно скептически, в отличие от гуманисты Саймака, это немного не мой автор, хотя отдельные его романы я читал с удовольствием. Некоторые его произведения пропитаны не милитаристской агрессией, а здоровой атмосферой постижения Вселенной и стремлением к гармонии. В некоторых романах он старается выстроить ряд определённых концептов, и отсюда исходит главная проблема фантаста — не хватает масштабности мысли и интеллектуальности. Впрочем, стоит ли предъявлять такие претензии к роману, который позиционируется в качестве подросткового? Как ни странно, стоит, поскольку Хайнлайн здесь старается выступить в качестве «учителя жизни», рассказать незрелому вьюношу, как устроен мир, и что нужно от него ждать. В романе слишком мало приключений и много статики, погружения в размышления и педалирование ряда тем, кажущихся автором важными.

Кто-то из читателей усматривает в нём либертарианскую пропаганду, равняя едва ли не с творениями Айн Рэнд, и отчасти, вероятно, в этой претензии есть рациональное зерно. Но есть и обратное толкование. Поясню. Торби Баслим-Радбек — это то, что обычно называют «Марти Сью», мальчик, обладающий сверхдарованиями, невиданными талантами и запредельной коммуникацией, позволяющей ему ладить с кем угодно. Но это не случайно — наш герой должен оперативно внедриться в целый ряд обществ, чтобы показать их изнутри, и подвести читателя к главной мысли. Мне кажется, вопреки отдельным мнениям, что главная идейная составляющая романа — в утверждении, что для человека внутренняя свобода важнее внешней. Каждое общество, рабовладельческий ли Джаббул, Вольные Торговцы, или Гегемония, выстроено по принципу клеточки-коллектива, которые стремятся к максимальному распоряжению индивидуумом, с одной стороны, и с другой — включает его в иерархию распределения благ. куда бы не попадал человек, он всё равно детерминирован коллективом. Что же тогда выступает на передний план? Внутренняя свобода, желание искать свой путь в жизни, нахождение одновременно и внутри общества, и вовне его. Мысль любопытная, однако Хайнлайн, мне кажется, так и не смог довести её до конца. Торби, безусловно, побывав в рабстве, в торговцах и в армии, имеет самый разнообразный жизненный опыт, однако не обладает самой важной чертой настоящего «гражданина» — пониманием того, в какой системе координат он находится. У автора есть пунктик — он обожает армию и спецслужбы, которые являются самой жёсткой системой вертикальной эксплуатации, однако под пером Хайнлайна они оказываются главным предметом обожания главного героя, со сверкающими глазами просящегося в стройные ряды «голубых мундиров» (почему-то я вспомнил, как крокодила Гену и Чебурашку принимали в пионеры — ну похоже же!), полностью, на абсолютном доверии, принимая их смыслы и стремления. В общем, с одной стороны, Хайнлайн позиционирует главной идеей стремление к автономии индивидуума, а с другой — его включение в иерархичные ряды замкнутых коллективов, и доверие к навязываемым извне смыслам.

В общем, довольно любопытный и неглупый роман, подпорченный, скорее, специфическим мировоззрением самого Хайнлайна, который умеет ставить сложные вопросы, но сразу же и даёт готовые ответы, не давая читателю пространства для размышления. Но всё равно, роман весьма любопытный и для взрослого, что уж там увидит подросток, спорный вопрос.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь начало меня разочаровало. От него тянуло наивностью. Наивность была и в диалогах, и в самом авторском стиле, и в прямолинейной подаче информации. Казалось, в этом есть что-то детское. Почему-то вспомнился Марк Твен (да, не самое очевидное сравнение) – казалось, что вот автор начнет протаскивать юного героя через жестокость и несправедливость мира, и будет делать это просто, в чем-то даже назидательно, говоря читателю, как ребёнку: «вот, что такое «хорошо» и вот, что такое «плохо». Хотя временами описания устройства мира Саргона, в котором оказался герой, всё-таки вызывали интерес.

Но потом – даже точно могу сказать: с момента попадания героя к Торговцам – моё мнение о романе начало улучшаться. Со временем он начал казаться мне и увлекательным, и очаровательным, и – даже! – довольно глубоким!

Нет, он действительно, в каком-то смысле, состоял их протаскивания героя сквозь мир, мир не всегда справедливый, грубый, сложный. И да, была легкая наивность в том, что герою чаще попадались на пути хорошие и честные люди

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и чтобы он делал, например, без Леды в конце, или окажись Гарш нечестным и меркантильным?)
, так или иначе он всегда попадал туда, куда надо. Не явные, на выкате, рояли в кустах, но всё же…Однако, по факту, мне лично это только прибавляло какого-то мягкого очарования. Приятный герой – умный (наученный горьким опытом), но честный и в чём-то очень наивный (интересно наблюдать, как он каждый раз оценивает своё новое положений исходя из предыдущего опыта и полученных привычек). Приятные персонажи.

Но приятным было уже то, что мир каждый раз оказывался разным своеобразным и тонко выстроенным. Вот, например, мир Вольных Торговцев с их сложной иерархией, традициями и прочими диковинными особенностями – да, в романе нет ураганного сюжета с множеством интриг и крутых поворотов, но само неторопливое постижение этого мира во многом это компенсирует. Мне лично – компенсировало. Мне было увлекательно и интересно это читать. А вслед за миром Торговцев были столь же интересны и другие миры, вернее другие грани одного большого мира. Например, весь огромный концерн Радбеков с их юридическими тонкостями – разве он не столь же запутан и своеобразен (и уже этим интересен), чем общество Семьи?

И через весь этот путь проходит контрастом нить – свобода и рабство. Герой начинает рабом, но свобода его последующей жизни неразрывно связанна с двумя этими величинами. Они тут в очень широком сложном смысле, со своими неочевидными философскими гранями. И не случайно герой временами вспоминал своё настоящее (формальное) рабство у Баслима – оно-то было понятнее и проще, чем сытая несвобода торгового корабля или, тем более, неожиданное «рабство дела» и судебных проволочек на самой вершине мира. Вот она – определённая глубина и сложность.

Однако в романе есть буквальное противостояние свободы и рабства. Так или иначе, герой становится борцом с работорговлей, поневоле постигающим все её уровни –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сам бывший раб, он сталкивается с работорговцами и в бою (пусть эпизодическим), сам становится оружием в борьбе шпионской, и, в конце концов, доходя до верхушки, борется с рабством как с системой экономической.
В этом весь пусть слегка наивный, но приятный гражданский пафос романа. Гражданин Галактики. Гражданин, потому что, даже добившись вершин социального статуса, не стал рабом роскоши и этого самого статуса. Гражданин – потому что чувствует свою ответственность в борьбе с беззаконием и чужой человеческой болью. Гражданин – потому что знает всю сложность этой борьбы (борьба на столетия, борьба практически невидимая для сытой части человечества – но именно этим она и дорога; если ты сыт, то не забывай о тех, кто голоден), но отдаётся ей без сякой детской наивности. Именно это наполнение, по-моему, делает роман очень и очень приятным.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Профессиональный попрошайка Бэзлим Калека покупает на невольничьем рынке Джаббала маленького мальчика по имени Торби. Попав к нищему домой, тот довольно быстро понимает, что Калека был вовсе не тем, за кого себя выдавал. Только вот и сам юный раб совершенно не догадывался, кем он на самом деле являлся, ибо его разлучили с родителями в весьма юном возрасте...

Несколько противоречивое произведение, направленное против рабства и вообще любого насилия над личностью. Почему же тогда я поставил ему столь высокий балл? Постараюсь пояснить в самых общих чертах.

Во-первых, из-за сюжета. В отличие от таких произведений писателя, как «Свободное владение Фарнхэма» или «Двойная звезда», он более детально проработан, а потому и интересен. В нем несколько интригующих тайн, которые будут раскрыты в свое время: тайна происхождения юного раба Торби, его хозяина и наставника Бэзлима, а также ключевая по смыслу тайна корпорации «Галактический транспорт», принадлежащей известному всей Галактике клану Радбеков. Уже одно это само по себе впечатляет, но автор не останавливается на трех подобных «исходниках», предлагая читающему несколько интриг более мелкого пошива: секреты клана маркетёров (звездных торговцев), Звездного Патруля и, наконец, влиятельного клана Радбеков. Причем, последнему посвящено куда больше места, чем первым двум. Почему? Да потому, что этот секрет напрямую связан с одним из трех главных секретов романа. В самой концовке оказывается, что все секреты связаны между собой, а местом их пересечения является тот самый Торби, с продажи которого Бэзлиму всё и начинается. Вот что значит правильно разработанная сюжетная концепция! В двух упомянутых мной выше произведениях была только идея, а концепции не было, поэтому я и оценил их на балл ниже.

Во-вторых, не менее оригинальна и интересна среда, в которой обретается главный герой. Сначала это сегрегированный мир Джаббала, где даже обычный попрошайка не имеет право просить милостыню без особой лицензии правительства. Затем это строго ранжированный мир корабля маркетёров «Сизу», чем-то напоминающий клановую систему родства в средневековой Шотландии. И, наконец, сложный и запутанный мир корпорации Rudbek and Associates, в котором без профессионального адвоката не разобраться. Все перечисленные организации дают 100 баллов вперед такой же клановой структуре общества будущего, что описана в «Свободном владении Фарнхэма». А всё это потому, что автор довольно детально их проработал, прежде чем начал писать роман.

В-третьих, хорошо показаны этапы взросления главного героя — от бесправного и презираемого всеми раба до всесильного и уважаемого наследника галактической корпорации. Если тут и есть какая-то фальшь, то сильно в глаза она не бросается. Всё происходит плавно и постепенно, словно само собой. На первых страницах Торби боится свободы и не хочет, чтобы «папа Бэзлим» давал ему вольную. А в самом финале возмужавший и поумневший Тор Брэдли Радбек уже активно борется против обнаглевших управленцев корпорации, мечтающих подмять под себя всю Галактику. Прогресс, что называется, налицо. Недаром роман называется «Гражданин Галактики» — это звание нужно еще заслужить.

Ну и напоследок — в-четвертых. Это второстепенные детали, которые, тем не менее, в общем и целом проработаны не хуже основных, хотя представляют из себя только необходимые декорации для основного сюжета. К примеру, социальная организация двух посещенных маркетёрами планет — Лозианы и Финстера. На первой живут шестиногие (или шестирукие?) особи, ведущие торговые операции весьма необычным образом. На второй вообще что-то уникальное: взаимовыгодный симбиоз слизней-телепатов с лемуроподобными животными. Фактически, первые мыслят, а вторые только исполняют желания первых. Это само по себе напрашивается на отдельный рассказ, но автор использовал идею только для имитации многообразия галактических миров. Спасибо ему за то, что он не отнесся к этому «фону» чисто формалистически!

В целом роман заслужил свои 7,5 баллов, которые были округлены до полноценных восьми. Читать его можно «с малых лет», постепенно приучая себя к серьёзной социальной и приключенческой фантастике — точно так же, как это делал главный герой романа, изучая тот сложный и разнообразный мир будущего, в котором ему предстояло жить и работать, чтобы стать настоящим его гражданином.

---------

РЕЗЮМЕ: история взросления и становления паренька по имени Торби — от простого раба до главы могущественной галактической корпорации. Путь нелегкий и полный терний — словно учебник по руководству для начинающих жить.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательная приключенческая фантастика. Я прочитал эту книгу очень давно, в молодости, и она мне сразу понравилась. Не помню, была ли это первая книга Хайнлайна, которую я прочитал, но точно одна из первых. Действие развивается в быстром темпе, трудно оторваться от чтения, всё время хочется узнать, что же произошло дальше.

Вся книга посвящена проблеме свободы и рабства, и вся пронизана ненавистью к рабству. В США рабство было отменено в историческом масштабе совсем недавно, и для Хайнлайна такое чувство вполне естественно. Главный герой, Торби, последовательно оказывается в 4 обществах с очень разным социальным устройством. В каждое из них он вживается и лучше или хуже к нему приспосабливается. Поэтому и книга чётко распадается на 4 части, в каждой из которых описано некое устройство общества, оцениваемое с точки зрения свободы и/или рабства.

На невольничьем рынке в Саргоне мальчишку Торби за гроши покупает нищий калека Баслим. Много позже мы узнаем, что Баслим — полковник спецназа, герой, целью жизни которого стала борьба против рабства. Он относится к Торби как к сыну, и, оставаясь формально рабом, Торби становится фактически свободным человеком. Он называет Баслима отцом, Баслим его воспитывает и даёт хорошее образование.

Потом Торби попадает в семью вольных торговцев. Очень своеобразный социум со своими обычаями и бешеным презреньем ко всем тем, кто сидит на планетах и никуда не летает. Семьи свободных торговцев вольны, как ветер, и при этом хорошо обеспечены материально. Но это достигается ценой того, что каждый член такой семьи абсолютно лишён личной свободы. Вся его жизнь полностью регулируется правилами и обычаями. Тут Торби гораздо менее свободен, чем когда был рабом на Саргоне.

Потом он попадает в галактическую гвардию. Ну армия есть армия, в ней свободы нет по определению. Зато в ней неизбежно возникает дедовщина и прочие неуставные отношения. Эта часть книги самая короткая.

Потом Торби (уже Тор Радбек) попадает в мир крупного бизнеса на Земле. Тут следует детективный сюжет о том, как он изгоняет управленца, узурпировавшего власть в его корпорации и не собирающегося ей делиться с Тором. И тут оказывается, что крупный и богатый бизнесмен тоже не свободен — он должен вести дела так, чтобы акционеры его компании получали прибыль, иначе его быстро сместят с его позиции. Торби начинает сотрудничать с особым отделом галактической гвардии, занимающимся борьбой с рабством. Торби ненавидит рабство (что неудивительно при его биографии), и борьба с ним становится главной целью его жизни, как и у его приёмного отца Баслима.

Увлекательный динамический сюжет сочетается с мыслями о свободе и с ненавистью к рабству. Замечательная книга.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: «Фантазийный, техно — индустриально — научпоповский вариант мироустройства галактического Социума человечества в стиле бравурного экстенсивного капитализма Нового Света начала 19-го века: техническая революция, торговая экспансия, рабство в промышленных масштабах как средство эффективного экономического строительства плюс всяческая сопутствующая экзотика типа ликвидации белых пятен в географии, всеобщего просвещения, эмансипации и прочая, прочая, прочая. Этакий бурлеск агрессивного рыночного эгрегора в его благоприятнейшей фазе вдали от неизбывных кризисов. Индийский вариант сюжетной концепции, почти классические Зита и Гита, Месть и закон, Танцор диско: единственный наследник немыслимо богатого промышленного и финансового клана, попавший в юном возрасте в рабство к космическим пиратам, благороднейший резидент разведки Земли под видом ничтожнейшего нищего в трущобах планетарного космодрома, купивший этого мальчика и спасший его от гибели, ассоциации межзвездных дальнобойщиков, живущих на своих торговых грузовых лихтерах и не знающих иной судьбы, кроме бесконечных торговых рейдов, элитный звёздный спецназ, ведущий бесконечную охоту за работорговцами, финансовые воротилы, прожигатели жизни, продажные политики, леди и джентельмены, электорат, люмпены. Эпическая картинка».

Идея: «За всё хорошее против всего плохого. Разорвать порочный круг Зла возможно путем истового самоотречения, предварительно хлебнув лиха, набив шишек и составив собственное суждение о целесообразности Добра. Частое и настойчивое проявление человечности по отношению к личности на фоне обыденности жестокости и бездушия — способно подвигнуть оную личность ступить на стезю служения Социуму». Наивно, конечно же, НО… как и всякая прочая романтическая сказка — заразно и увлекательно, просто патологически, неимоверно, душераздирающе увлекательно. Аки детская библия в старшей группе детского сада. Предчувствие, преддверие, чуть ли не ресепшен чуда, Изумрудный город с говорящим Тотошкой, с царем летучих обезьян и с дорОгой, вымощенной жёлтым кирпичом.

ФантДопущение: «Автоматизация и роботизация промышленного производства, надежность и поражающая воображение эффективность межзвездного транспорта — в галактических масштабах, для расширяющегося конгломерата землеподобных планет в богатых ресурсами звёздных системах — способны вернуть рабство в орбиту эффективных индустриальных концептов. Не нужно тратить время на создание рабочей силы, на её обучение, подготовку и прочее. Достаточно взять на абордаж межзвёздный транспорт, пассажиров обратить в рабов и продать на ближайшем невольничьем рынке. На предельно автоматизированном производстве такие рабы, прежде чем издохнуть от бесчеловечных условий существования, способны принести неплохой доход. В условиях же пиратской вольницы межзвёздные лихтеры, способные обеспечить безопасность груза — становятся не менее привлекательным бизнесом и появляется новая общность людей — Вольные Торговцы, вечные скитальцы и предельно специализированные работники. Социум — при всех своих пороках — приобретает некую статистическую устойчивость».

Субъективный фактор (нравится / не нравится): желание перечитать — есть. Романтическая сказка с научно-техническим уклоном — она в рекламе не нуждается. Правда, далеко не секрет, что особой привлекательностью оные романтические сказки отличаются в аудитории сугубо подростковой, НО… отшлифованные и завершённые в сутевом и сущностном отношение литературные миры (вроде Властелина колец, Страны Оз, Винни—Пуха и прочего) — вполне могут сохранить привлекательность и для прочей аудитории. Вполне.

Убедительность, человековедческая ценность и новизна — всё достаточно относительно. С одной стороны, оператор атомных торпед у Вольных Торговцев, которого готовят с самого детства и который способен быстрее бортового вычислителя рассчитывать курс торпеды — это…, мягко говоря, бредятина (тем более, что оный бортовой вычислитель в 1957-ом, в год выхода книжки — он почти на 30 лет моложе первой примитивной персоналки). А с другой стороны, ментат «Вселенной Дюны» — вполне достоверно преодолевал последствия Бутлерианского джихада, и там, у Герберта, это никого не смущало (почему у Хайнлайна должно быть иначе). Короче… натяжки есть, но они… — не слишком существенны.

С грамотностью, корректностью, адекватностью, ритмичностью и целостностью — всё в порядке, особых претензий нет.

Более чем приемлемое чтиво

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я узнал о романе «Гражданин Галактики» еще в школе. Дали мне какой-то журнал или книжку почитать, а там была первая часть романа. Все, что я тогда подумал: как можно так сухо писать фантастику? Такие, вот, представления у меня были о жанре в то время. Теперь прочитал полностью. И, если честно, ожидал меньшего. Но «Гражданин Галактики» оказался довольно сносной книгой. Вполне подходящей и для взрослого читателя. Опять же, если Вы можете рассмотреть и противоположную точку зрения. Тогда появляется неоднозначность. Но только местами. Те вещи, которые Хайнлайн действительно хочет объяснить, кажутся созданными для того, чтобы читатель сломал себе мозг. Подростки в таком нагромождении «полезной» информации увидят гораздо больше важного. И это будет главной проблемой обсуждения. Кому-то покажется, что проблема высосана из пальца. Но, учитывая время написания, страну и мировоззрение автора, она совсем не маленькая. Где-то на середине книги я начал ощущать, что всё это уже видел. Джаббул — предположим, оккупированная Франция; образ жизни Вольных Торговцев напоминает обязательный церемониал Китая или Японии и так же легко критикуется; космические перелеты — путешествия пионеров Запада с торговлей бусами среди индейцев; а у границ Гегемонии Хайнлайн едва останавливается, чтобы не продолжить тему вестерна. Дело не в том, что это чуждая культура. Неверна сама аналогия. Есть мнение, будто бы патриотизм — это представление о том, что у нас гораздо лучше, чем у других. В этом смысле «Гражданин Галактики» — пропаганда. Пропаганда для американских детей. Куда ведущая? Роман посвящен рабству, унижению свободы личности. С ним достойно бороться? Да! Можем Мы победить? Нет! Хайнлайн говорил, что задает в своих книгах вопросы. Странно, что все вопросы состоят из утверждений. Школьник над настоящим смыслом романа не задумается. Понимание придет позже. И оно должно будет подтверждаться средой. А о неточностях не вспомнят. И если Леда прослезилась, увидев монумент Линкольну, я — нет.

Роман утверждает, что в истории всё повторяется. И за основу истории Человечества берет историю «самой прогрессивной» цивилизации. Первая головоломка, ожидающая читателя, общество Вольных Торговцев. Торговля — основа развития цивилизации. Большинство жителей планет никогда не покидают своего дома. Их жизнедеятельность поддерживают и составляют хоть какое-то разнообразие Торговцы. Галактика наполнена планетами-бензоколонками с придорожными магазинчиками. Это, прямо скажем, невозможно. Развивать только выгодные для торговли отрасли не получится. В конце концов будут утрачены знания и технологии необходимые и для этого минимума. Классика теорий свободной торговли: когда строительная монополия не расширяется, потому что кирпич производит другая монополия. Но это, так, общая придирка. Законы космооперы еще никто не отменял. Можно назвать это художественным допущением. Тем более косвенно это можно оправдать, но об этом в конце. Вернемся к Семьям Торговцев, живущих в заданных условиях. Повторюсь: здесь можно сломать мозги. Интересное обстоятельство описано. Девушки, обмененные с других кораблей обливаются слезами, покидая родных. Но оказавшись среди чужаков, тут же начинают искать себе выгодный брак и тянуть мужа по службе. Для женщины — это лучший способ обрести статус и занять место в команде. В ином случае это превратилось бы в обычную работорговлю. Так почему не превратилось? Потому, что в свободном обществе свободных Людей каждый сознает ответственность и ставит перед собой важные для дела задачи. Регулируется ситуация наличием сложной иерархии. Мало того. Их две одновременно: кровно-родственная и командная. Вообще-то, это две разные вещи. Система, регламентирующая кровно-родственные отношения, нужна тем, кто на них строит политические схемы. Такие люди будут возглавлять командную систему. Потому, что другим заниматься у них времени не будет. Командная система им нужна, чтобы всё работало и никто не задавал вопросов. Да и спрашивать чужого мнения не будут. Хайнлайн утверждает, что всё еще сложнее. Куда уж? Итак все должны друг друга резать за место под солнцем. В реальности две системы, действительно, могут сосуществовать. Например, в момент обучения: когда к новичку нужна строгость, а честь семьи уронить нельзя. Но такое положение временно. Как не крути, а корабль — сложное инженерное сооружение. И личные качества при подготовке играют важную роль. А если Бабушка не хочет ставить на должность человека, в авторитете которого уверен весь немногочисленный коллектив, то Бабушке дадут выпить таблеточек и успокоят. Жизнь важнее. Ситуация внутри Семей совершенно глупая. Нужна она только для оправдания космической торговли. Главный пробел теории: Хайнлайн называет Корабли семейным предприятием, каждый участник которого заинтересован в личной выгоде от общего дела. В реальности, корабль не фирма и не компания — это обобществленное средство производства. Для управления которым Семья должна быть заинтересованна в правильности его эксплуатации. Но тогда нужны свои верфи, свои производящие мощности, инженерные училища, социальные послабления. И, о ужас, наступит коммунизм. А так, Кораблям Семей легче плавать по речкам и отбиваться от пиратов стрелами и копьями. Всё в истории повторяется? Если устали читать, можете выкинуть выше сказанное из головы. Я же говорил: мозги трещат. Экономическая подоплека не важна. Хайнлайн загорелся идеями психологии и социологии. И решил пересказать их своими словами. Остальное он, просто, проигнорировал. Еще одна художественная задумка. Довольно интересная. Сначала нам представляют сложный быт Семьи. Герой сталкивается с несправедливостью. Вовремя подвернувшаяся антрополог объясняет Торби цену Свободы Семей. И нас опять возвращают в скромный быт космических коммивояжеров. Выясняется, что у каждого под шконкой секретики и корабли они закупают на стороне не особо разбираясь. Авторитет Свободных Торговцев падает до глупости, а авторитет мудрой Бабушки на высоте. Красивые художественные приемы. Опять теории свободной конкуренции. Но дело не в них. Дело в том, что Хайнлайн выстраивает четкость своей мысли за счет отрицания любых противоречий с ней. И в результате на неудобные вопросы отвечает сам, в духе дешевого пропагандиста — противореча ранее сказанному. Торговцы признают Людьми только себе подобных и устанавливают обряды для недопущения общественного напряжения. Такая ситуация возможна, если коллектив замкнут, не получает новой информации из вне и жестко борется за выживание. Но, по Хайнлайну, Корабль не может быть замкнутой культурой. Иначе Люди бы биологически выродились или разучились управлять этим кораблем. Они устанавливают обряды не для создания, а для оправдания системы. И ответственные люди на своем опыте знают единственно верное значение этих обрядов. Каждый член команды работает для финансовой прибыли и становится жертвой постоянных политических интриг. Никто не задает вопросов. Так где массовые репрессии? Где психопаты, рвущиеся к красной кнопке? Всё просто. В сложной ситуации высокие чины могут отдать приказ, в результате исполнения которого будет уничтожен экипаж. Идея подается, как гипотетическая возможность. Но в головах у людей только она.

Но Торби вкусил Свободы еще до встречи с Торговцами. Он идет от локации к локации, набираясь опыта и узнавая новое о обществе. Начало его жизненного пути выбивает слезу. Но к концу хочется спросить: а зачем были эти слезы? Приключения начинаются в Джаббулпорте. Там он обретает нового отца и мудрого учителя Баслима. Узнает что такое хорошо и что такое плохо. И, по большому счету, выбирает свой жизненный путь. Концовка романа некоторым кажется смазанной. Но я так не думаю. Наоборот, есть параллель между началом и концом. Джаббул отвратителен. Примитивно отвратителен: невольничьи рынки, выродки-мутанты, порвавшие с Человечеством, средневековое правосудие и т.п. Но сам Торби, в силу возраста, не видит всей картины. В Девяти Мирах выдают лицензии на работу — даже нищим и ворам. Когда Торби прячется от патруля, его не выдают ни гадалка, ни полицейский. В Джабулле очень жесткая государственная система, в которую включены все члены общества, одобряемая всеми членами общества, выгодная всем членам общества. И, о чем Торби не задумывается, положение знати должно быть очень шатким и ограниченным. Это намек для читателя на то, что с этим главный герой тоже разберется. И в конце он попадает на Терру, где живут настоящие люди. Тут Хайнлайн решил поиграть в социальный конфликт. Действия акул бизнеса показаны во всей красе. Подставные схемы, бесконечные судебные тяжбы. Торби мечтает снова стать нищим или вернуться в Гвардию солдатом, лишь бы не продумывать всех тонкостей. В Девяти Мирах человек становится рабом физически. На Терре человек — раб своих дел и слуг. Прямая аналогия. Уверен, верхушка Джабулла ощущает то же самое, только крови льется больше. Это и есть эволюция человеческой цивилизации по-Хайнлайну. Государство подавляет личность. Гражданская свобода — лишь видимость. Она ограничивается представлением человека о законности. И чем больше законов, тем больше ограничений. А правила созданы, чтобы их нарушать. Всё идет по кругу: от варварства к нежеланию марать руки. И Торби включается и в эту систему, заканчивая своё личностное становление. Главный Герой превращается в Личность: с большой буквы, выше всего. Отрывается от всех связей. Потому, что так ничего понять и не смог. Слишком много переменных. Можно зажить счастливой жизнью, но Леда — как и остальные девушки — чуть ли не шпионы, манипулирующие сознанием. Рядом оказался порядочный адвокат Гарш, да только кто оплачивает его порядочность? Честная Гвардия и корпус Икс борются с рабством. Хайнлайн идеализирует армию, не говоря откуда те берут деньги при рыночной экономике. Но что-то Торби не хочет допускать их к финансовым потокам Радбека. Остаются только старые герои детства: Баслим и Бабушка. Их уже нет, а чем они занимались Торби так и не узнал. Как вообще можно жить без доверия? Как может существовать и повторяться такая система отношений? Потому, что люди ничему не учатся? Нет! Потому, что детей ничему не учат. Вот то оправдание, благодаря которому существует мир романа. Торби — ребенок, который ничего не знает. Торговцы — дети, которых отправляют на должности, когда посчитают нужным. А на пике развития государства столько законов, что знать что-то кроме того, что скажут не нужно. Хочешь заработать карманные деньги? Добро пожаловать в стройные ряды пролетариата. Торби постоянно ждет, чтобы ему хоть кто-то объяснил, что происходит. Но для Хайнлайна эти детские вопросы лишь констатация факта того, что сам он разбирается в психологии. А подобную «незрелость» знаток детской психики расценивает, как слабость. Но не замечает, что его возмужавший герой, задавая вопросы — как и положено самостоятельному человеку — сам на них ответить не может, ведь его учителя принципиально никому ничего не объясняли. Для Хайнлайна идеал — общество свободных Личностей без присмотра Государства. Абсолютная Свобода, когда Человек сам знает, где ограничить себя. И, сравнивая свои измышления с реальностью, никаких ответов он дать не может. Ведь один человек систему не изменит. А значит: система неизменна. Всё это как-то должно «утешить» молодежь в сложную минуту и убедить быть на своем месте.

Какие выводы можно сделать? «Гражданин Галактики» — книга для подростков. Но я бы советовал подросткам поинтересоваться историей родной литературы, прежде чем браться за классику американской фантастики. Не зачем спорить — роман действительно интересный. Правда не стоит забывать, что 90% успеха творчества Хайнлайна — умение превращать своё, довольно примитивное, понимание в пропаганду. В плохом смысле этого слова. Вы, конечно, можете понадеяться на то, что после прочтения у кого-нибудь в голове наконец-то заработают механизмы социального дарвинизма. Но этот самообман ничего не даст. И когда-нибудь Вы осознаете, что уже слишком поздно. Людям, обычно, нужно много времени, чтобы начать разбираться в особенностях подобных вещей. Хайнлайн может убедить читателя в стройности своей картины мира. Только Торби на момент окончания романа 19-20 лет. Несмотря на все приключения, жизни он не знает и уже не стремится узнать. Потому, что, вместо нормального обучения, выполнял поручения, как дрессированная обезьянка. Он стал Гражданином Галактики, потому что понял: люди должны быть равны и их не должны разделять границы. Но он и единственный Гражданин, потому что связываться с другими людьми, значит ограничить свободу: их и свою. Более того, Торби — гражданин-воин. Древняя идея защитника, которую всё еще пытаются налепить на капиталистические отношения для оправдания и рассказов о необходимости жертв. А по сути — раб, даже внутренне не способный избавиться от оков. И он заменяет Свободу надеждой на изменения к лучшему, а борьбу за Свободу видит выше Свободы. Повезло, что он одиночка, ведь, всё, чего он на самом деле ждет — это конкретный приказ. Ну, нельзя оставлять человека один на один с реальностью. Просто, из этого никогда ничего путного не выходило. А учитывая насколько бездумно Хайнлайн описывает однозначность истории Человечества и насколько превозносит идеалы армейской службы, хочется запеть песенку «In the NAVY». Если Вы понимаете о чём я. Честно, не хочется задумываться над столь глубокими смыслами. Книгу, все-таки, можно назвать хорошей. Но хорошая книга и хорошо сделанная пропаганда — это две разные вещи. Слишком много здесь дыр, с которыми «атлантам» разбираться не хочется.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова попадание в «десятку», и снова удивительная история из запредельных космических миров будущего от дядюшки Роберта Хайнлайна. Предпоследний роман в цикле юношеских произведений мастера, написанный в 1957 году – лучшие годы творчества, когда было написано большинство известных вещей.

Хайнлайн все больше отходит от наивно-романтических взглядов начала 50-х и идиллическая картинка бравого звездного волка, умного и отважного, у него сменяется более многогранными портретами людей, которые кроме одержанных побед совершают ошибки, а судьба играет героями, как пешками на шахматной доске вселенной. Хайнлайн все больше сосредотачивается не на внешне беззубых приключенческих сюжетах с невинными мотивами становления героев, воспитания их в лучших традициях рыцарства и тому подобной педагогике, а на социально-философских проблемах более взрослого толка, когда ребенок или подросток у него вынужден бороться за существование и решать совсем недетские проблемы.

Таков «Гражданин галактики», наверно, один из самых жестких юношеских романов мастера наряду с «Тоннелем в небе». Общая сюжетная канва этого романа построена по испытанному, проторенному пути – становление героя, но Хайнлайн выбирает самые оригинальные декорации, которые превзойдут и «Астронавта Джонса», и прочие свои ранние вещи. Он рисует отдаленное будущее, где человечество вступило в эру межзвездных перелетов, успешно взаимодействует с другими расами, но психологически осталось той же задиристой, удивительно живучей расой высших обезьян. Главный герой, мальчишка Торби был продан на рабовладельческом рынке планеты Саргон старому нищему за бесценок. Отныне его ждет участь попрошайки, и все свое детство он проведет на улице, практикуясь в облапошивании прохожих под чутким руководством своего патрона. Он никто, пустое место, но пути провидения неисповедимы и однажды случается Кое-что.

Изначально не простой нищий, Баслим загружает в мальчишку секретное сообщение, адресованное руководству Гегемонии Земли. В силу несчастного случая Торби оказывается вовлеченным в цепочку приключений, сначала на борту корабля Свободных Торговцев, где демонстрирует свои незаурядные способности, затем на родной Земле, откуда он родом, где и раскрывается его истинное происхождение. Автор элегантно завершает сюжетную петлю и герой возвращается туда, откуда прибыл.

Центральная проблема романа – это конечно рабство, границы свободы и неволи. Писатель убедительно показывает нам, что и при техническом прогрессе, и при высоком культурном уровне общества рабство может спокойно существовать в так называемом цивилизованном обществе, и все будут считать это нормой. Но это вовсе не значит, что нужно сидеть сложа руки; с работорговлей следует бороться самыми суровыми методами и «Гражданин галактики» дает четкую моральную оценку столь негативному явлению.

Наверно, этот роман еще о том, как коварна, но в то же время щедра бывает судьба, о том, что удача слепа, а счастливый случай подкарауливает вас за углом. О том, что нужно уметь видеть знаки и пользоваться удобным случаем, а не хлопать ушами. Кроме того, это роман о социальной иерархии, по которой движется человек всю жизнь: очень достоверно показано, что человек талантливый рано или поздно, хочет он того или нет, из ничтожества превратится в величину. Независимо от происхождения и социальной принадлежности. Так что «Гражданина галактики» можно рекомендовать как образцовый пример целеустремленности и упорства в достижении поставленных целей, ну и как образцовую критику рабства. Ибо сказано: кто ищет, тот найдет, и каждому воздастся по его заслугам. Ибо сказано: каждый человек рождается свободным. Справедливо.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга! Мой внутренний подросток в восторге. Расскажу сначала о сюжете, потом о впечатлениях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...Итак, человечество таки вступило в космическое будущее. В мире романа оно разделено, как минимум, на две группировки – Гегемония Земли и Девять Миров. Камнем преткновения является работорговля, запрещённая в первой и свободно практикуемая во второй. Действие начинается на планете Девяти Миров Саргон, где одноногий и одноглазый нищий Баслим покупает с помощью местного аристократа на рынке рабов мальчика лет 10-12. Он заботится о нём и усыновляет его.

Мотивация Баслима раскрывается постепенно. Он – агент «Корпуса Икс», подразделения космической полиции Стража, которое борется с работорговлей, и шпионит на Саргоне, собирая сведения о местных рынках. Он знает, что с Саргона он, скорее всего, не вернётся, и под гипнозом вкладывает в подсознание мальчика свои сведения.

Баслим прав – его действительно находят и казнят, на Торби начинается облава, от которой его спасает капитан корабля Свободных Торговцев Крауса, у которого долг перед старым Баслимом, а «долги всегда надо платить». Он усыновляет Торби и тот становится частью экипажа. Торговцы – закрытое, клановое сообщество, живущее за счёт перевозок грузов, наворачивая баснословные барыши, в том числе, на торговле между врагами (Гегемония Земли Х Девять миров), между которыми нет другого сообщения.

Сначала Торби хорошо в этом мире, он получает высокий статус, семью и перспективы на будущее. Однако дьявол не спит и приходит к нему в облике доктора Мадер, женщины-антрополога (самый симпатичный мне персонаж книги), изучающей обычаи Торговцев. Она разъясняет ему, что «долги надо платить» — жизнь Торговцев сера и монотонна, в ней нет места чувствам и высшим целям, кроме наживы и благополучия клана.

Следуя предсмертной воле Баслима, капитан Крауса предлагает Торби остаться среди Торговцев навсегда, или же присоединиться к Страже, где служил Баслим, и искать своих кровных родственников. Они прощаются (чудесный, эмоциональный момент, я один раз даже всплакнул) и Торби вступает в ряды Стражи, продолжая дело отца...

...Где ему снова неуютно: армейские правила, дедовщина, издевательства со стороны старших. Но военным в конце концов удаётся отыскать кровный клан Торби. Им оказывается род Рудбеков, основателей огромной корпорации. Родственники приветствуют Торби и поначалу он счастлив – но позже выясняет, что, во-первых, Рудбеки продают суда работорговцам, во-вторых, его родители, похоже, погибли потому, что хотели лично разобраться в этом деле, и в-третьих, управляющий Уимсби и его соратник судья Брадер не торопятся делиться своим статусом и принять Торби в свои ряды, хотя он унаследовал один из решающих голосов в компании. Заодно Хайнлайн критикует корпоративный мир.

Торби отстаивает свои права и статус, чтобы оказаться в новом рабстве, на этот раз корпоративном, и ищет путь остаться самим собой, а не винтиком огромного механизма...

Красной линией по всему сюжету идут вопросы свободы и статуса, поиска своего места в группе, вопросы обязательств и мысль, что «за всё надо платить». А также – мысль, что понятие статуса присуще любому обществу, просто его получают и теряют по-разному, в зависимости от ценностей группы. «Долги надо платить», Торби открывает для себя, что любое общество налагает на него свои обязательства, и ищет путь, как остаться самим собой.

Мир стройный и логичный, сюжет развивается в хорошем темпе, как по мне, в книге нет глухих мест (да, описание того, как вояки ищут родственников Торби, довольно растянуто – но в этом можно видеть сатиру на бюрократию военной машины). Ну, и книга вдохновляет задуматься о своих ценностях, да и о мире вообще. Что всегда хорошо!

А теперь – что не понравилось.

Мораль Баслима, который в книге представлен однозначно положительным героем, ИМХО, весьма сомнительна. Да, он заботится о мальчике материально, даёт ему образование – в то же время подвергая его постоянному риску, когда тот выполняет его поручения. Он также изолирует Торби от сверстников («Гостей у них не бывало»), что позже проявляется – Торби с трудом находит общий язык с людьми, особенно с женщинами (история с Матой). Показательно, что в плане отношений он увереннее всего чувствует себя в обществе Людей (гордое самоназвание Свободных Торговцев), где они подчинены порядку, а не чувствам.

Зачем вообще заводить ребёнка, когда вся твоя жизнь – постоянная конспирация? Почему Баслим, к примеру, не ушёл с Саргона вместе с Торби, набрав достаточно сведений? ИМХО, Хайнлайн идеализирует не армию, что ему часто ставят в упрёк (как раз Стража в романе не вызывает особых симпатий), а фанатичную, большевистскую преданность абстрактному «делу», ради которого Баслим, а позже и Торби, жертвуют своей человечностью: дружбой (у Торби были друзья-сверстники, когда он был рабом – в конце книги их больше нет), доверием (кроме доктора Мадер и Леды, герои повально не доверяют друг другу), теплотой.

Итог? Работорговля процветает и дальше, Торби в ссоре со всей семьёй на Земле, одинок и завален делами. Финал книги даёт некоторый просвет, когда Торби понимает, что не справится со всем один, и находит новых друзей и поддержку в лице Леды и юриста Гарша. ИМХО, он вполне логичен, однако я согласен с коллегами, которые считают, что книга словно обрывается в середине – нет даже намёка, что будет с Торби ПОТОМ.

В общем, я однозначно рекомендую эту книгу к прочтению, она даёт очень много пищи для размышлений, её читаешь на одном дыхании, более того – Гражданин Галактики вдохновляет быть лучшим человеком. Но автор не предлагает ответов на вопросы, которые задаёт, собственно, как и в других своих книгах. В этом ГрГа, ИМХО, похож на Звёздный десант.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное, в какой-то мере, произведение. В некоторых аспектах оно потрясающе наивно, хоть это и можно списать на стилизацию и авторское допущение, а в чём-то очень даже глубоко. Во всяком случае подростковая психология ГГ, росшего в весьма специфических условиях, и его поведение, переданы очень правдоподобно и интересно. Так же рабство показано в самом его примитивном виде, на уровне нашего Средневековья, абсолютно непонятно, как в далёком будущем умудряются выгодно эксплуатировать дешёвых рабов — нет, они и сейчас есть, но в основном, по данным ООН, в сферах криминала вроде проституции и наркоторговли. Зато сущность капиталистических воротил, способных ради выгоды пойти на что угодно и на связь с кем угодно, переданы с абсолютной беспощадностью и прямотой.

Что же до части приключений — они меняются аж несколько раз. В начале ГГ — это отважный маленький шпион и разведчик, потом он становится бравым космическим патрульным, беспощадным к пиратам и работорговцам, а после в неравном бою сталкивается с финансовыми воротилами и глобальной несправедливостью, преодолеть которую могут лишь очень сильно дорогие адвокаты и связи.

Но отважный Торби с честью готов столкнуться с любыми испытаниями!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Строго хайнлайновский роман для юношества. Однако, заинтересовала лишь первая часть, рабство, новая планета, приёмный отец, приключения, много заложенных привлекательных вещей, которые должны были раскрыться в последующем. А, вот потом... Такое ощущение, что автор забыл ранее задуманный сюжет и просто поплыл по течению, чтобы просто завершить роман. Концовка вообще никакая. И ни скоропись, и ни приключения. В итоге всё смазалось в одну кашу. Получилось что-то среднее, слишком пресное и банальное.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающие приключения и интриги составляют 2/3 романа, последняя треть, к сожалению, очень скучная, финал слит. Очень жаль, могла получиться отличная история.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о мальчике, который пережил очень многое за свои 18 лет. Интереснейшая история маленького раба, которого на аукционе купил одноногий нищий с целью сделать из него помощника себе. Но нищий оказался не нищим вовсе, а военным разведчиком. Который достойно воспитал Торби,и дал ему путевку в жизнь.

Главный герой вызывает только положительные эмоции. Не совершает тупых, необдуманных поступков, в большинстве случаев руководствуется логикой, а не эмоциями. Да и вообще, в книге нет ничего раздражающего, портящего впечатление. Все герои понятны, нет недосказанности.

Книга настолько насыщена событиями, что не дает расслабиться при чтении. Каждое событие логично перетекает в следующее. Нет провисаний сюжета, ненужных рассуждений. В окончании романа я даже почувствовала себя немного обманутой, потому как хотелось продолжения приключений Торби, ведь жизнь его только началась, он еще не понял, как именно реализуется. У него высокие цели — побороть рабство во всей галактике, с которым он сам столкнулся в раннем детстве, и в его руках все инструменты — деньги, власть, огромный опыт. И на этом все закончилось.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мнение о романе Роберта Хайнлайна “Гражданин Галактики”.(минимум спойлеров, но возникновение неподдельного интереса к роману вам обеспечено)

1)Вступление.

Роман “Гражданин галактики” представляет из-себя довольно интересное повествование, напоенное рациональными измышлениями писателя на темы, волновавшие его. Автору удалось создать поистине аутентичный мир, законы коего принимаешь с наскока, а условности (без которых не обходится спекулятивная фантастика, сам Роберт использовал этот термин, в качестве синонима научной фантастики, в своем эссе «On Writing of Speculative Fiction) смотрятся как вещи сплошь прозаичные, качественно вписываясь в общую картину происходящего, способствуя погружению и полному синтезу с персонажами. Но обо всем подробнее указанно ниже.

2)Атмосфера и антураж.

Бесспорно, что главным плюсом научной фантастики является то, что автор, создав уникальную вселенную, проработав ее до мельчайших деталей, может показать практически любую проблему с разных точек зрения, перевернув восприятие и обозначив новые границы так, что это заставит начать мыслить о том, что для тебя ранее не было актуальным. Резюмирую, что антураж и атмосфера этого романа эффективно работают на это, формируя подпорки для последующих затронутых автором вопросов. С первых страниц нас встречает будущее, обделенное сладостью, каждый аспект коего пронизывает мрачность. Автор, играя на чувствах читателя подобно музыканту, подстегивает к испытанию огромного количества эмоций, усиливая экспрессивную окраску, логично рождая реакцию, положительно влияющую на последующее чтение. Хайнлайн и до этого показывал себя хорошо в плане формирования миров, тем паче, что многие его истории до сих пор пребывают у меня в сознании.

3)Сюжетная канва.

Простой раб, не имеющий имени, предстает перед нами на рынке для невольников, расположенном на захолустной планете империи. Грязь этого мира сразу оставляет осадок, намеренно созданный автором. Мало того, протагониста выкупает обычный бездомный, зарабатывающий на жизнь, прося милостыню( Но, даже у бездомного в мире Citizen of the Galaxy есть лицензия на работу, санкционирующую дальнейшую деятельность). Дабы избежать дальнейших спойлеров, обозначу лишь то, что история у Роберта получилась воистину стройная, без нареканий обрамляющая страницы книги.

4)Смысловая нагрузка.

Одной из ведущих в творчества автора, является тема свободы. Этот роман не стал исключением. Автор умело показывает общество, олицетворяющее дух мнимого свободолюбия. В мире, видимом в романе, существует гильдия космических торговцев, бороздящих просторы вселенной, с целью заработка. Отдельные корабли выражают вполне самостоятельные общины, представители которых относятся с явным недоверием к чужакам, не стесняясь в выражениях по отношению к ним. Их коммуны скорее напоминают доисторические племена, где во главе жена капитана(да, вы не ослышались, это подлинный “матриархат”). Роль женщин у Хайнлайна в романе ни в коем разе не умаляется ( За сильными мужчинами, стоят великие женщины(с)Гражданин галактики), но за все необходимо платить и перед тем как стать главой в оном социуме, необходимо сносить лишения. Но главной особенностью является то, что жителям, в целях избегания кровосмешения разрешено создавать семью исключительно с членами других кораблей( естественно, торговых), естественно, что о браке по любви не может идти речи. По факту, каждый из них, крича о своей свободе по рождению, не замечает явного противоречия, кое так и желает пробить все их устои, укоренявшиеся поколениями и оное напрямую связанно с порядками, царящими на корабле. И это только одна из тем, рассмотренных автором. Самое удивительное, что роман достаточно маленький, но пищи для размышлений хватит на зимовку. Также автор не обошел стороной тему рабства, раскрывая ее с таким рвением и душевным запалом, будто его отменили только вчера.

5)Эмоции и вывод.

Роман не только оставляет после себя приятные ощущения, но и способствует активизации работоспособности мозга. Пускай автор и не дает ответы на многие вопросы, ставившиеся на протяжении всего романа, но предоставляет возможность читателю самому решить для себя загадку, ответ на которую будет до боли субъективным и зависимым от вашего мировоззрения. Эта книга была прочитана мною в совершенно короткий срок и убив на нее целый день своей жизни, я не пожалел, ибо открыл для себя историю (А что такое сутки для истории?), преисполненную отличными идеями, не оставляющими равнодушным. Советую всем, кто голоден до хороших космоопер и соскучился по классической фантастике.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх