fantlab ru

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.25
Оценок:
671
Моя оценка:
-

подробнее

Момент истины (В августе сорок четвёртого…)

Другие названия: Момент истины; В августе сорок четвёртого…; Убиты при задержании…; Возьми их всех!…; Позывные КАОД (В августе сорок четвёртого…); Чрезвычайный розыск (В августе сорок четвёртого)

Роман, год (год написания: 1973)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 126
Аннотация:

Роман о суровых буднях военных контрразведчиков, ликвидирующих агентуру противника на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории Западной Белоруссии

Примечание:

В. Богомолов. В августе сорок четвёртого... Роман. «Новый мир», 1974 г., №10, с. 3; №11, с. 5; №12, с. 161.

В издании 1978 года эпиграф: «Немногим, которым обязаны очень многие».

В августе 44-го... / Момент истины. СССР, 1975. Режиссер Витаутас Жалакявичюс. Экранизация не завершена.

---

Рецензии:

Станислав Минаков. Владимир Богомолов и его моменты истины // Нева, 2019, №9, с. 224-228.


Входит в:

— журнал «Новый Мир № 10, 1974», 1974 г.

— журнал «Новый Мир № 11, 1974», 1974 г.

— журнал «Новый Мир № 12, 1974», 1974 г.

— журнал «Роман-газета, 1975, № 10», 1975 г.

— журнал «Роман-газета, 1975, № 9», 1975 г.

— журнал «Подвиг 1976'05», 1976 г.

— сборник «Роман. Повести. Рассказы», 1986 г.

— журнал «Роман-газета для юношества, 1989, № 5», 1989 г.

«Словесность. Тексты», 2004 г.

«Театр FM», 2004 г.


Экранизации:

«В августе 44-го» 2001, Россия, Беларусь, реж: Михаил Пташук



Похожие произведения:

 

 


В августе сорок четвертого...
1974 г.
Сердца моего боль
1976 г.
Сердца моего боль
1976 г.
В августе сорок четвертого...
1977 г.
В августе сорок четвертого…
1977 г.
В августе сорок четвертого… (Момент истины)
1978 г.
В августе сорок четвертого...
1979 г.
В августе сорок четвертого…
1980 г.
Момент истины
1980 г.
Момент истины (В августе сорок четвёртого…)
1980 г.
Момент истины
1981 г.
Момент истины
1981 г.
Момент истины
1981 г.
Момент истины. В августе сорок четвертого…
1981 г.
Роман. Повести. Рассказы
1981 г.
Момент истины
1982 г.
Момент истины
1984 г.
Момент истины
1984 г.
Момент истины
1984 г.
Момент истины (В августе сорок четвёртого…)
1984 г.
Момент истины. В августе сорок четвертого...
1984 г.
Сердца моего боль
1985 г.
Момент истины
1985 г.
Момент истины
1985 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого…)
1985 г.
Сердца моего боль
1985 г.
Роман. Повести. Рассказы
1986 г.
Момент истины
1986 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого…)
1986 г.
Момент истины
1988 г.
Момент истины
1988 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого...)
1988 г.
Момент истины (В августе сорок четвёртого...)
1988 г.
Момент истины (В августе сорок четвёртого…)
1988 г.
Момент истины
1989 г.
Момент истины (В августе сорок четвёртого…)
1989 г.
Момент истины
1990 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого...)
1990 г.
Советский детектив. Том 4
1991 г.
Чрезвычайный розыск
1991 г.
Момент истины
1993 г.
Момент истины
1993 г.
Момент истины
1994 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого…)
1994 г.
Роман. Повести. Рассказы
1994 г.
Момент истины
1995 г.
Избранное
1996 г.
Момент истины
1999 г.
Момент истины
2000 г.
Момент истины (В августе сорок четвёртого…)
2000 г.
Момент истины
2001 г.
Момент истины
2002 г.
Момент истины. Иван
2002 г.
Момент истины
2004 г.
Момент истины
2004 г.
Момент истины
2005 г.
Момент истины
2005 г.
Момент истины
2005 г.
В августе сорок четвертого ...
2007 г.
Момент истины
2007 г.
Момент истины
2008 г.
Момент истины
2008 г.
Момент истины
2009 г.
В августе сорок четвёртого…
2010 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого…)
2011 г.
Момент истины
2012 г.
Момент истины
2012 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого...)
2013 г.
Момент истины
2014 г.
В августе сорок четвёртого…
2015 г.
Момент истины
2015 г.
Момент истины
2015 г.
Момент истины
2015 г.
Момент истины. В августе сорок четвертого...
2015 г.
Момент истины. Том 1
2015 г.
Момент истины. Том 2
2015 г.
Момент истины (В августе сорок четвертого…)
2016 г.
Момент истины
2018 г.
Момент истины. (В августе сорок четвертого…)
2018 г.
В августе сорок четвёртого…
2020 г.
Момент истины
2020 г.
Момент истины  (В августе сорок четвёртого…)
2020 г.
Момент истины
2023 г.

Периодика:

Новый мир №10, октябрь, 1974 г.
1974 г.
Новый мир №11, ноябрь, 1974 г.
1974 г.
Новый мир №12, декабрь, 1974 г.
1974 г.
Роман-газета № 9, май 1975 г.
1975 г.
Роман-газета № 10, май 1975 г.
1975 г.
Подвиг
1976 г.
Роман-газета для юношества № 5, 1989
1989 г.

Аудиокниги:

Момент истины. В августе сорок четвертого...
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Август - четиридесет и четвърта
1975 г.
(болгарский)
The Aching in My Heart
1976 г.
(английский)
August 44
1977 г.
(немецкий)
Četrdesmit ceturtā gada augustā…
1977 г.
(латышский)
En agosto del 44
1977 г.
(испанский)
У серпні сорок четвертого...
1977 г.
(украинский)
Elokuu 1944
1978 г.
(финский)
Negyvennégy augusztusában
1978 г.
(венгерский)
Nell'agosto dell'44
1978 г.
(итальянский)
V srpnu čtyřiačtyřicátého
1978 г.
(чешский)
Keturiasdešimt ketvirtųjų rugpjūtis
1979 г.
(литовский)
Neljakümne neljanda augustis...
1979 г.
(эстонский)
Okamih pravdy
1979 г.
(словацкий)
Август - четиридесет и четвърта
1979 г.
(болгарский)
Момент истины (В августе сорок четвёртого…)
1979 г.
(вьетнамский)
En agosto del 44
1981 г.
(испанский)
The moment of truth
1982 г.
(английский)
Август - четиридесет и четвърта
1982 г.
(болгарский)
Qirq tŭrtinchi ĭil avgustida
1983 г.
(узбекский)
Момант ісціны: (У жніўні сорак чацвёртага…)
1984 г.
(белорусский)
در ماه آگوست، چهل و چهارم ...
1985 г.
(персидский)
August-44
1986 г.
(датский)
Момент истины
1988 г.
(украинский)
Agosto 44
1989 г.
(португальский)
August-44 (Sannhetens øyeblikk)
1989 г.
(норвежский)
El momento de la verdad
1990 г.
(испанский)
Август - четиридесет и четвърта
2000 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой дедушка любил эту книгу, мой отец любил эту книгу – теперь и я эту книгу просто обожаю. Великолепный роман. Читается быстро, проглатывается. Но в отличие от других историй, который проглатываются и ничего от себя не оставляют, этот рельефен, хлёсток и запоминается вплоть до тонких мимолётных деталей.

Кстати, о деталях. Тут подумалось: ветеранов осталось – по пальцам пересчитать; и так как написать что-то художественное они уже вряд ли смогут, этот роман из-за иссякшего военного поколения становится, возможно, и уникальным. При всём желании невозможно его повторить, так как нужно быть «в теме», как был в теме Богомолов, нужно знать эти детали – от тонкостей передачи информации, от специфики полевой (не киношной) работы военной контрразведки времён ВОВ, до банального жаргона. И использовать это вот так, не выпячивая, а естественно, доступно и живо – а это достигается лишь тем, что ты живешь (или жил) этим в реальной жизни.

В романе есть мощное напряжение. Объёмное напряжение – напряжение детектива, в котором есть охота на преступников (шпионов), обостренное военным положением и постоянно растущими ставками; розыск, отяжеленный полевыми условиями, крупицами информации и иными сложностями от которых, как говорил Таманцев, любой городской Шерлок повесился бы на первом суку от безысходности (к тому же, против тебя не урки, а целое государство и его институты; а розыск нужно проводить скрытно, чтобы не спугнуть). Напряжение цейтнота, когда чем дальше, тем меньше времени – счет идёт не только на дни, но уже и на часы, а в конце и вовсе на минуты, да ещё есть постоянное давление сверху. Напряжение масштаба, когда от одного действия может завесить судьба огромной военной операции; а масса оперативных документов создаёт свой масштаб – масштаб приложенных сил, масштаб задействованных людей, масштаб нюансов и оперативных нитей. Напряжение возможных ошибок, когда до последнего решающего момента не ясно, а правильно ли выбрана цель…

Объём – это, пожалуй, главная характеристика романа. При всей его динамичности, увлекательности. И то, как автор переключается с персонажа на персонаж, от третьего лица до первого, тоже создает объём, полифонию, когда на один объект возникает сразу несколько взглядов, когда ситуация рассматривается под разными углами. И создаётся полотно, то самое, выходящее далеко за рамки задач героев и сюжетной канвы – создаётся плотно войны, масштабное и глубокое, отражающее и всю армию и отдельного солдата, всю обстановку местности и судьбы людей, которые на ней живут.

И герои (все персонажи, даже третьестепенные) получились яркие, выпуклые, со своими запоминающимися чертами и характерами – тот случай, когда тройка главных героев (Алехин, Таманцев, Блинов) и вовсе стали родными.

Язык у романа прост, лаконичен, зацементирован текстами оперативных документов. Но – и в этом поразительное умение владеть таим стилем – создаётся и эмоциональное напряжение, и даже моменты, которые выбивают слезу, моменты истинного драматизма (например, однорукий мальчик, виденный Алёхиным, или то, как Блинов встречает в городе своих бывших сослуживцев, но не может пойти попрощаться с ними; Блинов, на самом деле очень драматичный персонаж, с этим его чувством, что он младший, стажёр, практически пятое колесо). Да и вообще, роман – это тот редчайший случай, когда сухой стиль создаёт кристально чистую картинку, когда неподдельное знание деталей и показанный с разных углов объём сами создают художественность. Причём, высокую художественность.

И, что самое главное, это просто невероятно увлекательнейшее, поразительно интересное чтение.

Такие вещи просто обречены на вечность.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то добрался до этой легендарной книги и... на двое суток абсолютно выпал из реальности. Да, товарищи, это действительно посильнее «Фауста» Гёте, далеко не от каждой книги испытываешь подобный захватывающий эффект — эффект полнейшего погружения.

Достоверность действия зашкаливает, и это вполне понятно — автор сам служил в военной контрразведке, а кроме того имел доступ к специальным архивам. При этом только искренне преданный своему делу человек мог настолько увлекательно написать о тяжелейшей и рутинной работе, написать так, что дух захватывает. Да-да, я вовсе не оговорился: как и признают многие герои романа, работа разведчика — это не красотки и головокружительные приключения, а прежде всего — рутинная, скрупулёзная, нудная работа, работа, работа, работа по заучиванию примет из ориентировок, фактов из протоколов, перелопачивание гектаров лесного массива в поисках сапёрной лопатки, сбор спичек и окурков и многое-многое другое. Сколько ориентировок перебрал в голове Алёхин во время кульминационного финала на поляне? Сколько галочек в своём внутреннем списке проставил, вчитываясь в документы шпионов? Интернета и сканера у него под рукой не было. Как не было ноутбуков у Полякова и Егорова, в это же время отвечающих на бесконечные запросы, шифровки, приказы. Попробуй ошибись, недогляди, отмахнись — в августе 44-го это могут расценить как саботаж со всеми вытекающими. Не говоря уж о том, что невнимательность к несущественной с виду детали может запороть многодневный труд многих тысяч людей.

Вообще, книга заставляет по-другому взглянуть на многие вещи, мнение о которых вроде бы уже давно устоялось. Я вот раньше тоже не особо понимал, что такого страшного в том, что сидит условный шпион Гадюкин на станции и считает, сколько вагонов прошло мимо в одном направлении, а сколько — в другом. Но Богомолов наглядно и последовательно объясняет, чем чреваты подобные вещи: из копеек складывается рубль, а из рутинных, монотонных и многонедельных наблюдений сотен таких вот Гадюкиных в аналитическом центре складывается мозаика, при грамотном изучении которой можно переломить ход войны, даже если численный перевес не в твою пользу.

И несчастный капитан Аникушин — бравый и самоотверженный советский офицер, стыдящийся своей комендантской должности, ходатайствующий о переосвидетельствовании для того, чтобы побыстрее попасть на фронт... Лично мне было горько от того, что он недооценил угрозы и не проникся спецификой задания. Война ошибок не прощает, даже если ты не на передовой...

Потрясающая книга и великолепная экранизация. Не скрою — впервые с произведением познакомился по фильму с блестящим актёрским составом: умница Алёхин-Миронов, матёрый Таманцев-Галкин, скромняга Блинов-Колокольников, проницательный Поляков-Феклистов и, конечно же, харизматичный Егоров-Петренко — попадания, на мой взгляд, стопроцентные. Даже чудовищного Мищенко Александр Балуев поначалу играет так, что вызывает симпатии, как и было описано в тексте книги. Финальная сцена на поляне — однозначно шедевр, смотрел её тысячу раз, реплики героев заучил наизусть, а теперь, чувствую, зачитаю до дыр 80 страниц с её подробным описанием в книге.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг про войну, и безусловно лучшая про контрразведку во время войны.

Действие происходит в 1944 году, в регионе где у контразведчиков очень много работы, тут и недобитые немцы с власовцами, и прибалтийские «лесные братья» и поляки получающие приказы из Лондона. Народ устал, запугал, за последние 5 лет 3 смены власти и самое опасное, профессиональные немецкие диверсанты. Главные герои опытные спецы из СМЕРШ знающие свое дело.

Повествование идет от лица разных главных и второстепенных героев( (но всегда советских военных, от простого офицера, до Верховного Главнокомандующего), хорошо показана что хотя все хотят Победы,все на нее работают, но у всех есть свои коротковременные цели ведущие к ее достижению. И часто, то что важно для одного, недопустимо для другого, причем мотивация обоих железная, не поспоришь. Осталось места и для личных переживаний, которые отлично раскрывают героев, но при этом не снижает накала происходящих событий. Все герои крайне индивидуальны и интересны, им сопереживаешь.

Очень интересно показана работа контр разведки. С одной сторона тихая незаметная высокоинтеллектуальная работа с другой жаркие короткие схватки, когда надо живьем взять вооруженного человека, порой готового умереть но не сдаться.

Из минусов могу назвать разве что непрописанного врага. Главный вражеский диверсант раскрывается только через свою биографию, да и то перед самой последней схваткой. При том что судя по биографии личность крайне колоритная.

Если сравнивать с фильмом, то книга намного глубже. При том что фильм вышел хороший, но раскрыть глубокую психологическую работу на экране у режиссера не получилось. Так же не получилось показать и мотивы ставки, настаивающей на скорейшем решение проблемы любой ценой.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный производственный роман скрупулезно описывает работу военной контрразведки. Малейшие улики на местности, окурки, бессонные ночи, функельшпиль, ползание на брюхе в кустах, обертки от сала, скрытое преследование, криптография, выброшенные огурцы, погони, агенты-парашютисты, следы по росе, засады, качание маятника, [нержавеющие скрепки в удостоверении, дуло в форточке — зачеркнуто], интуиция, колесо Фортуны и вот это все.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Контрразведка — это не загадочные красотки, рестораны, джаз и всезнающие фраера, как показывают в фильмах и романах. Военная контрразведка — это огромная тяжелая работа… четвертый год по пятнадцать — восемнадцать часов каждые сутки – от передовой и на всем протяжении оперативных тылов… Огромная соленая работа и кровь… Только за последние месяцы погибли десятки отличных чистильщиков, а вот в ресторане я за всю войну ни разу не был.»

Расписано все от первых зацепок и работы специалистов на местности до заседаний высших чинов, взаимодействия с другими ведомствами и подготовки войсковой операции. Стиль повествования крайне серьезный. Никаких разговорчиков и шутеечек в строю, вот вам еще регулярных документальных вставок сверху.

Жанр обязывает, поэтому персонажи мало отличимы друг от друга. Описания природы и окрестностей лаконичны, минимально обрисовывают местность и отмечают значимые для поисков подробности. Приступы рефлексии у действующих лиц редкие и непродолжительные. Но, хотя персонажи в большей степени функции, исподволь вырастает общая картина искалеченных войной народов, семей и отдельных человеческих душ.

Благодаря такому раскладу непрестанное действие поддерживает постоянный интерес к происходящему. В этом отношении книга очень ровная. Так что если вам не понравились первые главы, дальше можно не пытаться — там тоже самое. Система начинает сбоить лишь на середине на главе с участием Сталина. Стараясь придать внушительности по сути весьма камерной концовке, автор начиняет доселе по-деловому сухой текст многословными и ни на что не влияющими подробностями. В самом процессе чтения уже понятно, что сведения о том, какой жесткости воротник у мундира Иосифа Виссарионовича; сколько стульев не хватает на военном совещании; и сколько девушек было у помощника коменданта, ничего не значат. Написано это все длинно и топорно, от чего становится еще скучнее и томительнее. Раскрытие некоторых моментов биографии основных героев было бы неплохо, если бы опять таки хоть как-то влияло на сюжет. Но поменяй житие одного на житие другого и... ничего не изменится. Единственное, что среди всего этого радует — достойная мотивация парня_который_облажался. Очень четко прописано, как и почему он увидел ситуацию одним конкретным образом. В остальном же вторую половину сочинения можно сократить раза в два-три, и оно от этого только выиграет.

Подводя итог, это суровая книга про суровых парней на суровой службе. На сегодня роман не кажется чем-то особо выдающимся, хотя и был культовым в свое время. Если вы ничего не знаете о работе военной разведки, но внезапно заинтересовались — эта книга для вас.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В августе сорок четвёртого» — впервые изданный в 1974-м году, культовый триллер Владимира Богомолова, бывшего офицера ГРУ.

В лесах прифронтовой полосы оперативники СМЕРШа – невозмутимый капитан Алехин, бывалый вояка «Скорохват» Таманцев и неоперившийся стажер «Малыш» Блинов, чьи розыскные действия курирует сама Ставка — ищут и находят матерых гитлеровских диверсантов, используя при этом весь свой нешуточный арсенал – от познаний в трасологии до стрельбы с двух рук по-македонски, от продвинутых органолептических навыков до способностей удержать в голове и вовремя вспомнить чудовищное количество примет, фотопортретов, характеристик, фамилий, чисел…

Едва выйдя, роман сразу же приобрел бешеную популярность – и не только благодаря исключительному литературному таланту автора, но и из-за новизны материала. До Богомолова работу отечественных спецслужб было принято показывать в сумрачно-романтическом ключе, особо не вдаваясь в детали, а тут получился настоящий экскурс во внутреннюю «кухню» контрразведки, который и теперь читается на одном дыхании.

Дополнительный эффект вовлечения создают включенные в текст многочисленные рапорты, ориентировки, сводки, начальственные телеграммы и т.п.

В 2001-м году роман был экранизирован белорусским режиссером Михаилом Пташуком, с артистами Мироновым, Галкиным и Колокольниковым в главных ролях.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бабушка приехала!

Этот роман Владимира Богомолова вот уже лет этак с сорок как входит в мой личный топ-список книг о Великой Отечественной войне. И за это время был прочитан, наверное, раза три. И, конечно же, были посмотрены обе экранизации этой книги — и «Момент истины» (2001), и новенькая (2023) «Операция «Неман». Можно составить отдельный разговор о достоинствах того или иного фильма и об актёрских удачах и неудачах того или другого варианта, но это не здесь. Но мне захотелось получить ещё и вот такое впечатление — от прослушивания аудиоспектакля (1995), записанного с участием великолепных отечественных актёров.

На мой прихотливый вкус эта версия книги получилась наиболее качественно, по крайней мере, мне понравилась больше, нежели киноверсия 2001 года («Операция «Неман» хочу пересмотреть ещё раз, чтобы впечатление было более полным и взвешенным). Ведь не секрет, что при чтении полюбившейся книги у читателя возникают образы героев романа, их голоса, внешний вид, манеры двигаться и говорить, мимика и всё прочее — воображение читателя достраивает образы героев и внешнего мира. И потому удача любой экранизации во многом зависит, в том числе и от совпадения вот этих воображаемых читателем образов с их киноверсиями. Для меня, как вы вероятно уже догадались, в этом смысле к фильму 2001 года есть вопросы. А вот при прослушивании аудиоспектакля много совпало с моими представлениями о героях книги, которые живут во мне вот уже более четырёх десятилетий. Ну и, конечно же, добавила к этим впечатлениям отлично подобранная музыка в аудиоспектаклю, а также интонации самого Хейфеца, который читал все документы, озвучиваемы в постановке.

В общем, уже понятно, что аудиоспектакль мне понравился, при этом отсутствие видеоряда сыграло скорее положительную роль.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга замечательная с нескольких позиций.

Во-первых, прекрасные характеры, даже эпизодические, прописанные до последней буквы, включая довоенные эпизоды. Люди живые и разные. Столкновение характеров и подходов, желание выслужиться против желания сделать дело, и то, как по-разному это дело понимают разные люди. А все эти люди вместе, вписанные в умело подчёркнутые детали окружения, создают довольно масштабную картину.

Во-вторых, любопытный детектив. Любопытный, в принципе, не нитью расследования, потому что она всё время рвалась и улики друг за друга, вроде, и не цеплялись, а самим ходом, всеми теми мелкими деталями, из которых состоит расследование, и которые не видны со стороны.

В-третьих, что я часто отмечала: книги о войне похожи одна на другую. Потому что одни на другие похожи боевые действий – лицо войны, и самая главная её часть. И книги, вроде этой, где описывается та же самая война, только совсем другая её часть, совершенно специфическая изнанка, одна из изнанок – выделяются среди других.

И в-четвёртых, что лично для меня было важнейшим: идеологическая точка зрения. В послесталинском Союзе, и тем более в постсоветской России принято хаять органы госбезопасности, выставлять их если и не кровожадными маньяками, то как минимум, глупыми, не в меру подозрительными, а на самом деле, ничего не делающими. Данный роман – ответ всем так думающим. Эта кропотливая, ответственная работа, требующая огромные умственных и физических затрат, посложнее, чем махать автоматом. И подозрительность – неприятная, но необходимая база этой работы. Конечно, ни в одном деле не обойдётся без перегибов, но основа основ – смысл существования и сложнейшая служба СМЕРШа – прекрасно раскрыты в этой книге.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из величайших книг Русской литературы, и (тут имхо) лучшая по Великой Отечественной.

Во-первых, редкая фактура, мне не встречались более детальные вещи о работе Смерш. А я немало почитал про ВОВ, скажу без ложной скромности. Большой плюс, что фактура творчески переработана и не подана в утомительном официальном стиле в виде, например, отчетов, а перемежается с выдержками из отчетов, радиограмм и прочим. Если почитать сильную документальную вещь «Органы ГБ СССР в период ВОВ», там тоже много интереснейшей и страшной по сути фактуры, например в виде отчетов пограничников или войск по охране ж/д, но устаешь читать сухие отчеты и донесения.

Во-вторых, форма произведения исключительная, детальная и высокохудожественная проработка характеров, взгляд на одну ситуацию со стороны разных действующих лиц...

Здорово схвачены и описаны недостатки сложившейся системы подчинения в армии, да и в народном хозяйстве. Взять хотя бы того же Егорова, подобных скотов и сейчас пруд пруди на производстве и в армии. У нас на производстве их называют «толкачи», минимум своих идей и креатива в исполнении должностных обязанностей, но зато в избытке «я жду результат» и прочих цу. Такие незаменимы в низовом звене руководителей, ибо с готовностью подпинывают подчиненных в работе, но часто выбиваются в высокие руководители благодаря своей энергии, но без твердой руки также быстро начинают злоупотреблять властишкой или просто не дают развиваться коллективу благодаря тому что они лишь толкачи, а не идеологи, не созидатели. Недавно у нас такого «толкача» с зам. начальника отдела сняли, начала требовать буквальное выполнение инструкций по ОТ в ущерб производству))) ну урезонили ее, сейчас ведущим инженером бегает))) обижена чегой-то... Или также узнаваемый образ Полякова (и похожего на него Алехина). Везде есть такие свои Поляковы-Алехины, которые терпят бесконечное, бесцельное и беспощадное траханье мозгов со стороны начальства, при этом работая не за страх или за зарплату, а за совесть, при этом зачастую в ущерб своим семейным делам. Более чем уверен, что автор еще Егорова очень по-доброму описал, ибо цензура в те года писателей железно держала за первичные половые... На цензуру спишем и описанные (мерзко описанные, но в тогдашнем тренде) отношения Абакумов-Сталин, ибо вряд ли автор знал о них больше нашего...

Классно описана ситуация со смежниками — прикомандированным капитаном Аникушиным. Вроде боевой офицер, а вот дал волю чувствам, а не мозгам, и сам погиб и чуть другим не помешал. Выставил себя тупым «сапогом». Но винить его рука не поднимается, ситуация-то крайне нестандартная.

Да много что еще можно писать про книгу, да... Шедевр ... именно так, с заглавной буквы.

Я бы поставил 12.

п.с. крайне не рекомендую смотреть экранизацию после прочтения книги... Представить Галкина в роли Таманцева можно только в диком пьяном угаре ... ну или будучи слабым на голову с рождения (что относится к большинству отечественных режиссеров)...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг о ВОВ. Момент «прокачки» и задержания диверсантов, где-то порядка 100стр., вообще читал с каким-то запредельным напряжением в ожидании развязки (фильм не смотрел и не знал чем всё закончится). Тут без вариантов — высший пилотаж и браво автору.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, перечитал после фильма. Конечно же, благодаря наличию места, представлено больше деталей и раскрыты некоторые не показанные в фильме моменты. Во-первых, почему в «августе» а не «в июне» например, когда готовился «Багратион». Во-вторых, раскрытие персонажей: Алехин-Миронов оказывается агроном, у коменданта-«тормоза» вечером было свидание и т.п. Также в фильме совершенно не раскрыт гигантский масштаб войсковой операции и те ресурсы, что были на нее потрачены. Отдельно понравилась шифровка, где уточнялось, что изюм выдавать красноармейцам не по 5 грамм а по 3 грамма на положенную норму сахара.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатлило постепенное нарастание напряжённости сюжета – начинается всё медленно, не спеша, вразвалочку. Затем постепенно события начинают ускоряться и обостряться. И ближе к концу сюжет летит на всех парах, словно локомотив, и главы проносятся, будто верстовые столбы!

Но есть также некоторые претензии к автору за неоправданные ожидания, причём трижды. Сначала это было с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Павловским, которого автор тщательно выписывал – его характер, способности, мужество и т.д. Читал в ожидании, как же будет себя вести такой волевой и опытный человек при захвате, а затем на допросе. Результат – никак. И второе, аналогичное, но уже куда более сильное разочарование – это главный антигерой всей повести – супермеганевероятнокрутой шпион-стрелок-борец-диверсант Мищенко. Уж какой стальной образ выписан автором – ну, думаю, сейчас он задаст чекистам жару, а уж на допросе покажет настоящие чудеса выдержки и изворотливости! Результат — ПШИК. Аж зло взяло на Богомолова – раздразнил, и… ничего.

Больше того, не просто ничего, а того хуже! Итак, претензия три – Аникушин. Богомолов не менее тщательно создавал образ настоящего преданного Родине опытнейшего бойца, прошедшего огонь и воду в горниле войны, с обострённым чувством справедливости, и к тому же, весьма талантливого певца звёздного уровня. В общем, Человек. С большой буквы. Какую же судьбу уготовит ему автор? Ответ: никакую. Прямо как в анекдоте – «а как дышал, а как дышал».

После этого, помимо автора, злоба появилась к «парням с холодной головой и горячим сердцем» — ко всей этой напыщенной гэбухе, которая в лице «волкодава» говорит о свежем трупе ещё секунды назад мыслящего человека – «холодный». Лучше бы ТЫ был холодный, считающий себя пупом земли! Но увы, уходят лучшие, а «скорохваты» остаются.

Однако же, отдавая дань мастерству автора, оценку ставлю 8/10.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная стилизация работы советской фронтовой контрразведки — комбинация оперативной работы и аналитики — через нормативные документы (приказы, телефонограммы и прочее) сгруппирована идеально. Читал первый раз в юношестве, второй раз — недавно в двухтомнике сочинений Богомолова — кстати, рекомендую! Сюжет известен, охота на германских диверсантов группой отдела СМЕРШ в период, указанный в заглавии книги. Прочесывание ближних тылов фронта оперативниками, прокачка мозгов в интенсивном режиме, психология разнородных персонажей, пули и ножи, засады и досады, причем гораздо плотнее, чем в фильме, обычно бывает наоборот. Хотя собственно по авторству и личности писателя В.О. Богомолова очень много версий — вплоть до того, что на самом деле он и в армии не служил, и труд его на основе писем с фронта его товарища придуман, и фамилия у него по паспорту Богомолец — все это вполне возможно и правда. Но книга — шедевр. Тем не менее, вряд ли ее возможно принимать за стопроцентную истину. Я заинтересовался этой темой, прочел документальные труды о работе главного управления контрразведки НКО СМЕРШ, о флотской контрразведке и отмечу, что профессионалов — оперативников там практически не было, в основном переменный состав выздоравливающих / откомандированных на два-три месяца, тяготящийся своей рутинной задачей — проверками, проверками и ещё раз проверками. А вот в войсковой разведке фронтов следопыты встречались, и могли реально принимать участие в охоте на «коллег» с той стороны. Тем не менее, роман от этого отнюдь не хуже, не говоря о его правильном патриотическом настрое, рекомендую.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно представить человека, который разочаруется прочитав эту книгу. Офицер СМЕРШа В.О.Богомолов написал о своих друзьях так ярко, словно вместе с ними находишься в опасном Шиловическом массиве среди опасностей со всех сторон. «Не судите, да не судимы будете» — эта евангельская истина леймотивом вспоминалась мне по ходу чтения. Да, как любим мы принижать труд тех, о которых мы знаем только поверхностно. Так и здесь: вроде служба в тылу...особисты...а столько опасностей! И вспомнились ничтоже сумнящиеся суесловы в публицистике перестроечной прессы,обливающие грязью то, чего не знают... И в наше время за сухими данными новостей: обезврежена террористическая группа..с нашей стороны есть потери, стоит опаснейшая работа замечательных смелых ребят. И еще книга учит о смиренномудрии: какие бы не были твои заслуги, но там, где ты новичок, слушайся спеца и не выпендривайся. P.S. Никогда бы не подумал, что многостраничное перечисление бюрократических данных в документах подозреваемых может быть таким захватывающим!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Холодные военные будни. Голод, бессонница, постоянное напряжение. Тяжелое время для всех людей живших в ту эпоху. Кто твой друг, а кто твой враг? Герои просто герои того времени, благодаря которым мы живем сейчас. Роман Богомолова настолько приближен к действительности, что мимолетом возникает ощущение, что ты присутствуешь где то там с ними. Шпионско-военный роман, обязательно к прочтению.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочла уже после неоднократного просмотра известного и горячо мною любимого фильма. Казалось бы сюжет знаю уже очень хорошо: знаю что за чем следует, знаю, как поведут себя герои, знаю это напряжение ожидания, волнение, сопереживание и восхищение – каждый раз эти чувства проявляют себя и нисколько не становятся менее сильными. Но книга… Книга невероятно мощная. Несмотря на то, что всё знакомо, она действительно держит в напряжении до самой последней страницы, до самой последней и знакомой фразы: ,,Ба-бушка! Бабулька приехала!!!»

Мне хотелось проследить каждый шаг Таманцева и Блинова, увидеть глубину напряжения Егорова, услышать голос Алёхина в голове, как он не просто говорит, а буквально гудит, набирая силу, перечисяляя приметы всех известных лазутчиков, находящихся в розыске. И я никак не ожидала, что этому перечислению, этой прокачке будет посвящено так много страниц. Это потрясает.

Всего несколько дней из жизни сотрудников СМЕРШа показывает Автор. Но кажется, что именно эти несколько дней являются самыми важными и решительными в ходе войны. И не только потому, что контроль над операцией ,,Неман'' взяла ставка, не только потому, что задействовали сотни человек на розыск, а просто становится понятно, что не было ни одного неважного эпизода за все эти тяжёлые и страшные годы. А им: Алёхину, Таманцеву и Блинову не нужно столько сил, им нужно только время, которое поджимает, которого у них нет. Ставка не на жизнь, а на смерть. И Момент истины – это не просто фраза. Это когда всё сходится в единой точке и его, как оказывается, испытывали не многие.

Участников истории хочется называть только герои, а не персонажи и эти герои истинно живые – это ощущается каждой строчкой. Читая успеваешь не только вникнуть в ход операции и сложности решаемой розыскной задачи, но и многое узнать об этих людях, чьи судьбы сплелись в единый клубок и прочувствовать насколько каждый из них ценен. Каждый из них особенный, совершенно не такой как другие. У каждого есть что–то близкое, родное и значимое в жизни. Кто–то по молодости горяч и порывист, а кто–то по опыту степенен и рассудителен. Но каждый невероятно профессионален, а кто–то уже имеет такой авторитет и такую славу профи, что на него смотрят, как на легенду, хотя по внешнему виду порой про него так и не скажешь.

История рассказана мастерски и очень реалистично. Чувствуется, что Автор рассказывает то, в чём хорошо разбирается и знает не по наслышке и не только по документам. Автор вставляет в текст документальные выдержки и это придаёт ему особую значимость. При этом использует и расшифровывет профессиональный жаргон, что делает книгу ещё более глубокой и важной. Он использует множество эпитетов, показывает тонкости, нюансы и кропотливость работы следователей, показывает важность каждой мельчайшей детали. Приводит захватывающие примеры из жизни непосредственных участников истории и работников СМЕРШа вообще. Всё вместе делает книгу просто шикарно захватывающей. Нельзя сказать, что речь Автора красочна и очень цветиста, но она очень органично, чётко и точно транслирует картину происходящего по отношению к описываемым событиям. И эта чёткость, точность и простота позволяет пронзительно прочувствовать всю значимость и невероятное напряжение событий.

В итоге, книга потрясающа. И фильм нисколько не помешал мне её вспринять со всей её мощью. Наоборот, фильм снят замечательно и последовательно и Миронов, Галкин, Петренко и другие только помогли в чтении, потому что не просто передали характеры героев, а вместе с ними прожили эти несколько дней.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх