Томас Харрис «Ганнибал Лектер»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Страница киноцикла «Ганнибал Лектер / Hannibal Lecter».
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
- /языки:
- русский (51), английский (12), французский (1), украинский (3), болгарский (3)
- /тип:
- книги (70)
- /перевод:
- И. Бессмертная (31), Ю. Васютин (1), Ж. Георгиева (1), В. Германов (1), В. Гусев (11), И. Данилов (31), Н. Иванова (1), Г. Косов (2), С. Кузьмич (2), В. Лаптев (1), М. Лебайи (1), И. Полоцк (1), П. Поляков (1), А. Рогоза (3), И. Тогоева (1), Т. Шишова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 10 октября 2019 г.
Ганнибала Лектера никому представлять не надо. Образ, воплощенный Энтони Хопкинсом в «Молчании ягнят», стал настолько культовым, что актер прочно ассоциируется с этой ролью до сих пор. Однако история интеллектуального маньяка началась немного раньше.
Сначала была книга. «Красный дракон» за авторством Томаса Харриса увидел свет в 1981 году, а первая его экранизация – «Охотник на людей» – в 1986-м. Уилла Грэма привлекают к расследованию дела маньяка по прозвищу «Зубная Фея». Сам Уилл несколько лет как ушел в отставку после поимки опаснейшего преступника Ганнибала Лектера и к началу развития сюжета имеет несколько пошатнувшееся, благодаря Лектеру, психическое здоровье. Во время расследования Грэм приходится обратиться за помощью к Ганнибалу, что приводит к жутким последствиям.
Грэм постоянно балансирует на грани безумия и здравого смысла. В глубине души он осознает, что его психика тоже не совсем в порядке (именно поэтому ему удается так хорошо ловить и понимать маньяков), и страдает от этого. Ганнибала Лектера в книге немного, и он предстает перед нами как зло, к которому обращаются по необходимости, чтобы одолеть другое зло. Лектер чрезвычайно умен и сообразителен, он искусный манипулятор, и, что самое главное, он вызывает негативные эмоции.
«Молчание ягнят» вышло в 1988-м, а его экранизация – в 1991 году. Примечательно, что фильм получил премию «Оскар» в пяти номинациях, в том числе за исполнение роли Ганнибала Лектера. И это при том, что суммарно Энтони Хопкинса, исполнителя данной роли, можно наблюдать в фильме всего около 16 минут.
По сюжету «Молчание ягнят» сильно напоминает историю, рассказанную в «Красном драконе». ФБР безуспешно пытается поймать опасного маньяка по прозвищу «Буфалло Билл». В результате принимается решение подключить к делу Ганнибала Лектера, для установления контакта с которым привлекают студентку-стажера академии ФБР Клариссу Старлинг.
И именно благодаря Клариссе эта история становится ближе к читателю. Дело в том, что Уилл Грэм, будучи опытным агентом, мог противостоять Ганнибалу и принимать участие в ментальных играх последнего как полноправный игрок. Да, Грэм не был так умен и хитер, но в этом плане с Ганнибалом в принципе мало кто сопоставим. Кларисса же, в силу своей неопытности, с манипуляциями и психологическими играми Лектера справлялась не очень успешно.
Следующую часть истории Ганнибала Лектера пришлось ждать долго, аж до 1999 года, когда вышла книга «Ганнибал» (экранизация которой увидела свет в 2001-м).
На этот раз сюжет свернул с обычной тропы и в большей степени сконцентрировался на Ганнибале Лектере и его взаимоотношениях с Клариссой Старлинг. Прошло семь лет после событий «Молчания ягнят». Уже опытный агент Старлинг испытывает определенные трудности в работе. В это время на нее выходит миллионер Мейсон Верджер, в свое время пострадавший от рук Ганнибала Лектера. А чуть позже на связь с Клариссой выходит и сам Лектер. В данной книге Ганнибал, наконец-то, находится в центре сюжета и именно раскрытию и развитию его личности уделено наибольшее внимание в сюжете.
Последний, на данный момент, роман о Лектере вышла в 2006 году (а его экранизация — в 2007-м). Это «Ганнибал: Восхождение», рассказывающий о молодости Лектера, и о том, как он дошел до жизни такой.
Сюжет стартует в Литве 1941 года. Восьмилетний Ганнибал с семьей пытается выжить в военное время, но сперва гибнут его родители, а затем его сестра попадает в руки озверевших дезертиров-каннибалов. Лектеру удается выжить, а повзрослев, он решает во что бы то ни стало отомстить за сестру.
«Ганнибал: Восхождение» довольно далеко уходит от концепции интеллектуального триллера, которой следовали другие книги серии. Роман является гораздо более прямолинейным и ординарным триллером, что, определенно, не идет ему на пользу.
Помимо четырех книг и пяти полнометражных фильмов («Красный дракон» был экранизирован дважды, в 1986-м и 2002-м), на Лектера можно посмотреть еще в телесериале «Ганнибал» производства телеканала NBC, где роль маньяка исполнил Мадс Миккельсен, получивший за свою работу премию «Сатурн». Сериал выходил с 2013 по 2015 год и насчитывает в общей сложности 39 эпизодов.
Серию произведений о Ганнибале Лектере можно считать удачным примером того, как в рамках одного цикла могут быть как произведения, граничащие с гениальностью, так и нечто среднее, ничем особо не примечательное. Эти истории можно не любить, но как минимум с «Молчанием ягнят» (и с книгой, и с ее экранизацией) ознакомиться необходимо всем любителям триллеров.
Strelok13, 31 января 2014 г.
Моё знакомство с персонажем Ганнибалом Лектером, как и у многих других, началось с фильма «Молчание ягнят» — экранизации второй книги цикла, где роль доктора Лектера, замечательным образом, исполнил Энтони Хопкинс. Фильм мне понравился, а через какое-то время, мне захотелось прочесть нечто этакое, чтобы было мрачно, волнующе, может даже местами страшно, но чтобы это был не Кинг. И тут мне вспомнился Лектер. Я понял – это то, что нужно. Маньяки, сумасшедшие, психушка, каннибализм, расследования убийств, в общем, самое то!
Говоря об этих книгах, я буду неоднократно писать имя Ганнибала Лектера, потому что не говорить о нём не возможно.
Те, кто не знаком с Ганнибалом Лектером и в первый раз слышат о нём, могут подумать, что это положительный персонаж и главный герой всех четырёх книг, ведь на то он и цикл о Ганнибале Лектере. Но не всё так просто. В первой книге — «Красный Дракон», доктор можно сказать, второстепенный персонаж. В следующем романе – «Молчание ягнят», ему уделено больше внимания, однако и здесь он больше герой второго плана. Что интересно: в экранизации Лектер занимает лишь 16 минут экранного времени. Однако же Энтони Хопкинс – получил Оскар за лучшую мужскую роль. К тому же персонажа никак нельзя назвать положительным, ещё бы! Ведь он маньяк и каннибал! Так что же в нём такого особенного?
Лектер – отличный психиатр и хирург, гурман, любит всё изысканное, обладает недюжинным умом, проницательностью, остроумием, вкусом, памятью, обонянием. И при этом он серийный убийца, который не прочь отведать человеческого мяса. Персонаж таинственный и зловещий. Даже находясь в камере психиатрической больницы, он умудряется оказывать сильное влияние на других людей. Его не могут изучить другие психиатры и учёные, более того, если те пытаются взять у него интервью или провести какие-либо тесты, то в итоге они сами оказывается высмеянными в статьях, которые пишет и публикует Лектер.
К моменту начала первого романа Лектер уже несколько лет сидит в психиатрической больнице, куда он попал благодаря Уиллу Грэму – агенту ФБР и главному герою «Красного Дракона». Сам Грэм после истории с поимкой каннибала отошёл от дел и тихо-мирно поживал с женой и её одиннадцатилетним сыном в домике на берегу океана. Но в это время в стране объявился очередной маньяк. На его счету уже две убитые семьи. Друг и бывший начальник Уилла – Джек Крофорд просит того, помочь найти убийцу. Грэм берётся за расследование и решает посетить Лектера, в надежде на то, что тот подаст какую-нибудь идею, ведь тому легче понять психологию маньяка.
Как я уже писал ранее, Лектер в первой книге герой второго плана, но хоть он и появляется пару раз, на судьбу героя он оказывает сильное влияние. Но не только Ганнибал-Каннибал представляет интерес среди персонажей. Повествование не привязано на мертво к Уиллу Грэму, и рассказ частенько ведётся и от объекта его поиска – Зубастика, как прозвали его в прессе или же Красного Дракона, кем он считает себя сам. Очень интересно следить за внутренним миром и мотивами сумасшедшего, что повлияло на его психику, как прошло его детство, как он ведёт себя среди других людей.
Книгу нельзя назвать детективом, ведь для читателя не секрет, кто убийца. Но интересно следить за действиями ФБР и Грэма. Хорошо описаны моменты с поисками и обработкой улик. Интрига от взгляда, как со стороны следствия, так и со стороны маньяка только возрастает. Ошибётся ли Дракон и выйдет ли на его след Грэм? Финал был для меня достаточно неожиданным.
Стиль повествования достаточно сух. Автор не занимается яркими описаниями пейзажей или чего-то в этом роде. В эмоции героев тоже особо глубоко не влезает или же это герои несколько… роботизированы? Был даже такой момент, что я читал-читал и вдруг остановился на одном моменте: Грэму кое-кто позвонил, а тот решил, что звонит его жена и, дословно не помню, но что-то такое он ляпнул. Его собеседник тоже что-то в шутку ему ответил. И я был очень удивлён этим моментом, кажется, даже перечитал эти реплики. Герои шутят? Вы серьёзно? Кажется, будто автор старался разбавить повествование, чем-то… художественно литературным. И у него получалось не очень. Но как ни странно именно такой стиль мне понравился, без каких-то излишеств такой, какой нужен для этой истории. И читается при этом легко.
Оценка «Красному Дракону»: 9/10.
Вторая книга вышла через семь лет после первой (между выходами книг проходило довольно много времени, третья вышла аж через 11 лет после второй). С предыдущей частью она не сильно связана, есть пара упоминаний о Грэме, несколько персонажей, работающих в ФБР и собственно сам Лектер. Новый главный герой, а вернее героиня – Клэрис Старлинг – курсантка в Академии ФБР в Квонтико.
Чем-то «Молчание ягнят» напоминает «Красного Дракона», можно даже подумать, что книга написана по шаблону предыдущей части: есть маньяк – в этот раз Буффало Билл, который похищает девушек, а позже сбрасывает их трупы в реки, у трупов непременно снята часть кожи. Есть главный герой, который пытается найти преступника. И есть Ганнибал, которого главные герои пытаются склонить к сотрудничеству и заполучить у него помощи. Мы так же наблюдаем за действиями ФБР – поисками улик, исследованиями трупов и прочим и за деятельностью маньяка и его очередной жертвы – дочери сенатора одного американского штата. Не смотря на явные схожести в структуре романа, читать нисколько не скучно. Схожести видно, если смотреть на всё сверху, в общих чертах, но внутри же книги разные. Другие персонажи по-другому себя ведут, у них свои черты характера, свой образ мышления. Клэрис – это не в коем мере не копия Грэма, а Буффало Билл не клон Красного Дракона.
Одним из самых интересных элементов в книге являются диалоги, причём именно те диалоги, которые происходят между доктором Лектером и Клэрис Старлинг. Ганнибал никогда не даёт прямые ответы, а лишь подталкивает к каким-либо действиям или мыслям. А взамен требует раскрытия некоторых вещей из прошлого Старлинг.
Наверно, из всех четырёх книг в этой Лектер показан лучше всего. Его не слишком много, как в следующих частях, его не слишком мало, как в «Красном Драконе». Он кажется таинственным, чувствуется, будто от него исходит опасность. Он не кажется каким-то нереальным, в общем, он такой, какой нужен, такой, что представляет интерес. А уж его своеобразный юмор, чего стоит одна только история с «билирубином».
Манера повествования не сильно изменилась, всё так же сухо и лаконично. Зато исчезла некая «топорность», что была в первой книге. Но не исключено, что изменилось качество перевода.
Оценка: 9/10.
До третьей книги, которая называется «Ганнибал», всё шло очень даже хорошо. Вообще, кажется, что автор даже не подозревал, что Лектер обретёт такую популярность и вызовет столь сильный интерес среди читателей. И тут внезапно экранизация, известность и всё-такое. Автор решил, что нужно больше Лектера, особенно это касается четвёртой книги, где тот становится самым что ни наесть главным героем, хотя и в третьей от его лица повествование идёт чаще. Да и взять хотя бы названия: «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение». После красивых и необычных названий, имя главного героя на обложке слишком просто. Но главное, конечно, не это.
«Ганнибал», наверно, во всё уступает предыдущим книгам. Он затянутый, он вялый. Частенько читать мне становилось скучно. Тут понимаешь, что сухое и лаконичное повествование было лучше, чем это затянутое и с излишними подробностями.
Степень безумия персонажей и происходящего выходит за все рамки. Если раньше всё было достаточно в меру, то теперь трудно найти нормального и адекватного героя. Одни маньяки, сумасшедшие, извращенцы и прочие… Немногочисленные обычные люди заканчивают в большинстве своём плохо.
Сюжет продолжает «Молчание ягнят», главная героиня также Клэрис Старлинг, хотя правильнее будет одна из главных. В предыдущей книге Лектер сумел сбежать, а в этой за ним охотится его же первая жертва – Мэйсон Вергер. И получается так: за не очень-то положительным персонажем Ганнибалом охотится его жертва, но жертва эта еще более отрицательный персонаж, чем он сам. Всю книгу мы наблюдаем за разными приготовлениями Вергера, тот планирует скормить Лектера свиньям, за тем как его пытаются поймать люди Вергера, за тем как он поживает сам и как его ищет Старлинг. И всю эту беготню с Вергерами и Лектером я бы сравнил с воздушным шариком: вот он всё надувается, надувается и вместо того, чтобы громко и запоминающиеся взорваться, он сдувается, издав неприличный звук. Но на этом всё не заканчивается, нас ждёт финал…
Ох уж этот финал… Вообще я ожидал нечто подобное, не скажу, что точно догадался, как именно всё закончится, но в какую сторону дует ветер чувствовалось заранее. Поэтому, конец вроде как правильный, всё к этому и шло, но всё же, всё же он огорчает. Не могут радовать и изменения в Старлинг и Лектере. А финал, если уж совсем строго, можно назвать откровенно бредовым. Безумие, кажется, выплёскивается через край. Я не смотрел экранизацию, но узнав, что фильм закончился по-другому, не стерпел и прочитал в Википедии, как именно. И даже ещё не увидев фильм своими глазами, скажу, что такой финал мне куда больше по душе. Но как ни крути, книга поводит некий итог истории Лектера и Старлинг.
Оценка: 8/10.
Четвёртая книга является предысторией к основной трилогии, повествующей о детстве и юности Ганнибала. Основные моменты его детства были раскрыты еще в третье книге, но автор решил на этом не останавливаться и рассказать всё в подробностях. Книга в этот раз не затянута, она короче, чем все остальные, читать легче, но вот интереса особого нет.
Сюжет переносит нас ко временам Второй мировой войны и в послевоенное время. Ганнибал с родителями и сестрёнкой – Микой, жил в Литве, когда началась война, они спрятались в хижине в лесу. Но под конец войны, к ним забрёл советский танк, его засекли и обстреляли немцы. Погибли все кроме Лектера и его младшей сестры. Позже к ним набредают мародёры, которые пытались вступить немецкие ряды, когда те ещё побеждали. Они убивают Мику и уже после войны восемнадцатилетний (если не ошибаюсь) Лектер ищет их дабы отомстить. Собственно на мести и строится весь роман. Ничего таинственного, никакого триллера, скорее уж боевик (драки и перестрелки присутствуют).
В книге есть мелкие нестыковки с прошлыми частями, кажется, автор очень торопился написать книгу, не просто так экранизация появилась на следующий же год. Действия словно притянуты за уши.
Лектер этакий герой, делает правое дело — мстит за свою семью. И уж лучше бы личность каннибала оставалась загадкой, потому что ответы, данные в «Восхождении» не выглядят убедительно. Здесь показаны люди, повлиявшие на черты его характера и интересы, но главное – причина по которой Ганнибал стал монстром, выглядит слабой или, может, недовведенной до ума. Попытку украсить книгу японскими мотивами и леди Сикибу Мурасаки я тоже не вполне оценил. И если уж это всё и есть его «восхождение», то странно как он не закончил свой путь в обычной тюрьме.
Оценка: 6/10.
Итог: это тот редкий случай, да что там редкий, пока единственный случай, когда я скажу: смотрите фильм. Можно посмотреть «Молчание ягнят» и затем прочитать книги, ну или прочитать книги («Ганнибал: Восхождение» можно и пропустить), а потом всё-таки посмотреть экранизацию. Ганнибал Лектер интересный и противоречивый персонаж, но чем больше о нём узнаёшь, тем хуже. У меня в памяти он навсегда останется именно таким, каким он был, находясь за решёткой психушки и общаясь со Старлинг. «Красный Дракон» и «Молчание ягнят» отличные книги, «Ганнибал» во многом спорный, но всё-таки ещё сохраняющий дух предыдущих частей. А «Ганнибал: Восхождение»… Он наверно просто не нужен. И что самое страшное, должна появиться пятая книга, и даже не знаю, чего от неё ещё можно ожидать.
Оценка циклу: 8/10 «Очень хорошо».
gato loco, 9 апреля 2013 г.
Сложно рассматривать такие разные по уровню и стилю романы, как трилогия о докторе Лектере и ее недееспособный недоребенок «Восхождение». Не буду подробно останавливаться на каждом романе, скажу, что меня неприятно удивило больше всего. Совершенно очевидно, что изначально такая сконцентрированность на персонаже доктора Лектера не планировалась. Так, в самом сильном романе из всех, в «Красном драконе» он более чем второстепенен и лишь немного направляет главного героя. Тем более непонятно название свежего сериала «Ганнибал» по мотивам цикла, в основу первого сезона легла как раз книга о Красном Драконе. Очень не понравилось развитие доктора и то, как в итоге автор определил побуждающие его мотивы. Примитивно и банально до слез. В Драконе и «Молчании ягнят» фигура Лектера была действительно таинственной и зловещей, лучше бы она такой и оставалась. В последнем романе доктор уже превращается в какого-то супергероя из комиксов, выкашивающего злодеев-нацистов и не оставляющего следов. А вся суть в том, что самые лучшие вещи из саги именно те, когда Лектер не является главным действующим лицом. Нельзя раскрывать все карты таких персонажей, иначе читать просто неинтересно.
sham, 2 октября 2010 г.
Основную трилогию о докторе Ганнибале Лекторе прочитал еще в студентческие годы. Что говорить, меня потрясло: я никогда не думал, что такого персонажа можно сделать главным героем, и при чтении не знаешь что делать, переживать ли за него или желать ему смерти. Конечно же, образ Ганнибала не отделим от образа великого Энтони Хопкинса, поэтому фильмы тоже играют непоследнюю роль в восприятии данного персонажа.
Все четыре книги, к сожалению, разного уровня. Считаю самой лучшей — «Красный дракон», остальные же в сравнении с ним проигрывают. Хотя «Молчание ягнят» читал после фильма и книга показалась мне более слабой. Последние же эксперименты, «Ганнибал» и «Восхождение», по накатанной прямой уводят этот цикл под гору и пишутся исключительно ради материального благополучия автора. Если первый, еще как-то можно было читать, то про детство — я откровенно скучал! оэтому ананосированный 5-й роман о Ганнибале скорее всего читать уже не буду, покупать по крайней мере — точно!