Томас Харрис «Молчание ягнят»
- Жанры/поджанры: Триллер | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Мы все безумцы или, может быть, это мир вокруг нас сошел с ума?
Доктор Ганнибал Лектер — блестящий психиатр, но мир может считать себя в безопасности только до тех пор, пока он будет находиться за стальной дверью одиночной камеры в тюрьме строгого режима. Доктор Лектер — убийца. Он гурман-людоед. Клэрис Стерлинг — курсант академии ФБР. Она восприимчива к чужой беде, и именно это определяет все ее поступки.
Судьба заставляет героев действовать совместно в деле о поимке Буффало Билла — опаснейшего маньяка-убийцы.
Входит в:
— цикл «Ганнибал Лектер»
— антологию «Кошмар на улице Вязов», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1988 // Роман | |
лауреат |
Главный приз за детективную литературу / Grand Prix de Littérature Policière, 1991 // Зарубежный роман (США) | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (16 место) | |
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005 |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1989 // Роман | |
номинант |
Премия Макавити / Macavity Awards, 1989 // Лучший детективный роман |
Экранизации:
— «Молчание ягнят» / «The Silence of the Lambs» 1991, США, реж: Джонатан Демме
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 1 сентября 2023 г.
«Молчание ягнят» – второй роман, в котором упоминается маньяк-интеллектуал Ганнибал Лектер. Многие наши соотечественники узнали о Лектере именно после отличной экранизации данного романа с Энтони Хопкинсом и Джоди Фостер в главных ролях. В моем же случае дело обстоит несколько иначе: экранизацию я посмотрел уже после прочтения, а литературную серию начал с менее известного, но хронологически более правильного «Красного дракона».
Действие романа происходит в 80-е годы ХХ века в США. Очередной опасный маньяк вышел на охоту и сеет смерть, ФБР всеми силами пытается его поймать, а нам предлагают окунуться во всю «внутреннюю кухню» расследования. Поначалу завязка очень напоминает «Красного дракона». Однако есть одно немаловажное отличие: вместо матёрого Уилла Грэма руководитель расследования Джек Крофорд привлекает к делу молоденькую курсантку Клэрис Старлинг. Да, завязка сюжета не блещет оригинальностью, но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Томас Харрис силен в первую очередь описанием «внутренней кухни» ФБР и реалистичностью своих героев.
Сначала хотелось бы сказать о ложке дегтя. Большим упущением для меня стало отсутствие той самой «битвы интеллектов», которую мы видели в «Красном драконе». Мистер Джейм Гам получился ярким, но не особенно раскрытым. Ему не получается сопереживать как Долархайду, потому что нам не показали историю его становления. Он убивает ради реализации своих потаённых желаний, но как такового противостояния с ФБР мы не увидим. Думаю, это самый существенный минус романа, в остальном замечаний практически нет. По сути серийный убийца представляет собой совокупность нескольких известных маньяков современности. В прессе его прозвали Буффало Билл, потому что он снимал со своих жертв кожу. У него также есть личная трагедия, но до истории Красного дракона ей очень далеко.
Главная героиня, Клэрис Старлинг, учится в академии ФБР. Переехав из небольшого захолустного городка, она буквально «сделала себя сама». Усердием и отличной учебой она пробивала себе путь наверх. Для таких людей, лишенных поддержки влиятельных или обеспеченных родителей, академия ФБР является настоящим «социальным лифтом». Она проницательна, умна, наблюдательна и способна быстро принимать непростые решения. Конечно же, в деле расследования убийств ей не сравниться с Уиллом Грэмом, который буквально мог влезть в голову очередного убийцы, прочувствовать его. Недостаток таланта Клэрис компенсирует напором и энтузиазмом. От расследования зависит ее карьера, а значит и дальнейшая жизнь. Ей совершенно не хочется возвращаться обратно в свой захолустный городок, и она буквально готова на все ради победы. Однако главная героиня совсем не стальная карьеристка. В ее судьбе было немало событий, несколько надломивших ее психику. Это раскрывается в диалогах Клэрис с Ганнибалом Лектером, который как настоящий хищник чувствует слабости своей жертвы.
Ну и конечно же, стоит упомянуть самого героя книжной серии – Ганнибала Лектера. На начало романа он находится под замком в психиатрической клинике, где очень скучает. От скуки он пишет статьи в различные журналы по психологии, а порой даже помогает в расследовании ФБР. Его острому уму просто невыносимо без загадок. Правда даже предоставляя помощь, он ведёт свою собственную игру, о чем не стоит забывать. Мы же помним, чем все кончилось для Уилла Грэма. Тем не менее ФБР нужна его помощь в расследовании, и Крофорд подкидывает Лектеру очередное развлечение – молодую курсантку.
Джек Крофорд во втором романе раскрывается гораздо лучше. Мы наконец-то видим его не просто опытным следователем, но и обычным человеком. Во время расследования на него постоянно давят «сверху», требуя порой невозможного. Все это ещё больше отягощается личной трагедией – жена Крофорда при смерти. Стоит отметить, что по отношению к Клэрис Кроуфорд ведёт себя менее цинично и потребительски, чем с Грэмом. Все же он учится на своих ошибках.
Итог: «Молчание ягнят» – захватывающий и увлекательный роман. При чтении сразу бросается в глаза, что автор серьёзно подошёл к своей работе, т.к. на страницах романа мы видим множество подробностей из психологии и криминалистики, делающих роман более достоверным. Герои хороши с точки зрения психологии, и грамотно расставлены по своим местам. При этом, это не персонажи-функции – они живые и реалистичные. Финал получился во многом открытым, что несомненно подталкивает нас к прочтению третьего романа.
NikTuchkov, 30 июля 2020 г.
С этим романом я ознакомился уже после просмотра одноимённого художественного фильма.Фильм произвёл сильное впечатление,поэтому решил познакомиться с первоисточником.
Книга не разочаровала, доставила много удовольствия. Автор описывает всё так,что читатель собственными глазами видит ту или иную ситуацию.
Персонажи отличные! Даже не знаю с кого начать....
Клариса Старлинг-главный герой романа, учится на агента ФБР. Имеет хорошую физическую и психологическую подготовку,хорошо владеет оружием. Умом автор её не обделил.
Ганнибал Лектер- Очень яркий персонаж.бывший врач-психиатр,каннибал.Хлоднокровен,умён,имеет хорошие манеры и много других положительных качеств. В общем,приятный человек.
(Энтони Хопкинс в художественном фильме сыграл достойно)
Буфало Билл- типичный психопат,хороший швея.
sergej210477, 4 декабря 2016 г.
Отличный детективный триллер. Но, наверное, как и у большинства читателей, для меня — изначально был фильм. И читая роман, я, невольно, сравнивал книгу с экранизацией. И герои у меня уже вросли в кинематографичные образы. Поэтому, мне сложно адекватно оценить именно сам роман, в отрыве от фильма. Ибо для меня они неразрывно слились. И оба великолепны.
В книге, правда, все более глубже и интереснее. И главный герой для меня это — Лектер, а не агент Старлинг. Много чёрного юмора от Ганнибала, особенно его шарады с игрой слов, загадки для Клариса. Фильм этого не передает. Ну и ещё, для меня это классика триллера. Маньяки, агенты ФБР, трупы, криминалистические экспертизы.
Да, если задуматься, в книге много нелепостей. Куча притянутых моментов, слишком удачных совпадений. Но — об этом во время чтения не задумываешься, сюжет увлекает.
Великолепное погружение в психику героев — маньяка, жертвы, психиатора, агента ФБР. Все достаточно сложно, динамично и ярко. Отличный роман.
Есть, правда, нюансы, в разных переводах книги на русский язык. Не сказал бы, что все гладко.
Но — для меня, несмотря на недостатки, классика жанра.
tapok, 20 мая 2016 г.
Пожалуй, «Молчание ягнят» — это идеальное продолжение «Красного дракона». Именно продолжение. Томас Харрис нашел тонкий баланс между двумя частями. С одной стороны, можно прочитать какую-то одну книгу и получить от этого удовольствие, а можно читать последовательно и наслаждаться прочитанным. В «Красном драконе» Харрис почти не уделял внимания второстепенным персонажам, выписывая Грэма и Зубастика, здесь же автор намного больше рассказывает о Лектере, о Крофорде. До этого Крофорд выглядел плотным картоном, а сейчас получил краски и объем. И надо сказать, что Крофорд местами даже приятно поразил меня. Браво!
Отдельно стоит сказать о Клэрис Старлинг. Вот кто меня поразил! Она ещё курсант, не успела нахвататься опыта. Но воля случая или провидение отправила её в кабинет Крофорда в нужный момент. Опытный коп быстро берет её в оборот, проверяя в мелких делах, в которых многие бы дали задний ход. В итоге Старлинг оказывается втянута в расследование, открытое по делу Буффало Билла. И Клэрис проявляется себя как нельзя лучше. У нее стальной характер, она не прогибается, но при этом в меру проста, без лишних закидонов.
Перейдем к маньяку. Харрис воспользовался старым приёмом: треть книги он создавал интригу и детектив, а после начал описывать действия маньяка, раскрывая его личность. Вновь я остался недоволен таковым упрощением. И вновь Харрис вводит ту переменную, которая нивелирует недостатки. Эта переменная – Ганнибал Лектер. Е
Финал, а вместе с ним и поиски маньяка, получился неплохим. Он отличается от того, что было в «Красном драконе». Не скажу, что в положительную сторону или в отрицательную, но различия есть.
Заключение: очень приличный роман и продолжение цикла. Понравился Крофорд и Старлинг, Ганнибал выглядит теперь ещё интереснее. Но вот прошлой химии, которая была в «Красном драконе» мне не хватило. Здесь триада Старлинг-Буффало Билл-Лектер выражена не так чётко, между героями мало общего. Поэтому 9 баллов, а не 10. С удовольствием продолжу читать о Ганнибале Лектере.
kakaxo777, 7 марта 2017 г.
Однозначно хуже, чем первая часть серии.
Маньяк не раскрыт. Тяжёлое детство, деревянные игрушки. Убил дедушку лопатой, бабку тоже.
Что там особо тяжёлого в детстве особо не поясняется. Чего вдруг убил — тоже.
Так надо. Додумайте сами.
В отличие от первой части, про него минимум информации. Мотивы кажутся надуманными.
Никаких дилемм. Никакой борьбы с собой. Некогда объяснять, нужно срочно сшить кожаное пальто из мясистых девок! Которых он, в озвученных автором мыслях, потешно относит к среднему роду.
Ну это ладно.
Центральный персонаж. Это место делят: молодая комсомолка, отличница боевой и политической, а так же просто красавица — Маша, т.е. Клэрис Звёздная. И Ганнибал, который неожиданно в этой книге оказывается ещё и каннибал, по совместительству, Лектор. И если с Клэрис всё понятно — превозмогание, становление. То Лектор занимается какой-то малообоснованной ерундой. То помогает, то не помогает. То играет, то не играет. Можно тут сказать, мол, да психи они такие вот, поди их разбери.
А как это они в конце поладили, впору слезу мелодраматичную пустить.
Плюс ещё, для нагнетания атмосферы втиснут начальник, который помогает превозмочь, путём возложения больших надежд, на «зелёного юнца» — Старлинг. И его, личная драма.
А так же маньячий пёс, видимо, пекинес. Я всегда с подозрением относился к хозяевам таких собачек.
proldugin, 1 июня 2017 г.
Фильм смотрел очень давно, поэтому, можно считать читал книгу с чистого листа, за исключением лиц Джоди Фостер и Энтони Хопкинса.
Очень интересный остросюжетный триллер, читается на раз-два. Интересные главные герои, за исключением, пожалуй Джейма. Хотелось бы побольше информации о его детстве и молодости, и о том, как он пришёл к своему образу жизни.
Другие книги серии не читал — сравнивать не с чем, предыстории не знаю. Рассматривал книгу как самостоятельное произведение.
По сюжету, главный минус — слишком простая развязка
В остальном — отличное произведение, любителям триллеров читать обязательно, к ужОсам данный роман отнести не могу — слишком мало подробностей.
roypchel, 26 февраля 2017 г.
Вторая по хронологии книга об известном маньяке-каннибале. На этот раз он помогает молодому агенту ФБР Кларисе Стралинг с поимкой убийцы Баффало-Билла.
Во втором романе главный злодей уходит на второй план, так как беседы Кларисы и Ганнибала через решетку камеры куда интереснее. Мы начинаем проникать внутрь знаменитого арестанта благодаря его расположенности к Кларисе.
Помимо «помощи» в поимке, Ганнибал Лектер ведет свою тонкую игру с реальностью и в конце концов побеждает. Не давая больше информации чем нужно, он подводит игру к опасному краю. И когда Баффало-Билл похищает дочь сенатора, Ганнибал ставит системе мат.
Тонкий психологический детектив с острой развязкой породил превосходнейший фильм, получивший целых 5 оскаров.
Пол Атрейдес, 4 мая 2016 г.
Фильм смотрел десятки раз (один из любимых фильмов, и на мой взгляд один из немногих триллеров, к-й не надоедает и не устаревает). Книга не разочаровала абсолютно. Прочитал запоем, и пока читал, перед глазами так и стояли Энтони Хопкинс и Джоди Фостер в образах доктора и агента. Как будто пересмотрел более расширенную и углублённую версию шедеврального фильма. Десятка и никак не меньше.
библиотекарь, 29 июня 2016 г.
Купил случайно «молчание ягнят» за 25р. Смешная цена за серию «misterium». Начал читать. И такое впечатление что занимаешься сексом с хорошо и долго знакомым партнёром. «Молчание ягнят» — совершенно типичный триллер про маньяка, он н чем не лучше и ни чем не хуже сотни и тысячи подобных книг. Как и с занятием сексом с хорошо и долго знакомым партнёром чтением книги Харриса можно принебречь.
В книге есть, конечно, забавные месте — вроде прикола с Билли Рубином, который оказался в прямом смысле го...ном (кто не читал, тот не поймёт). Но в целом, всё достаточно сухо, быстро, крупными штрихами, не глубоко. Всю книгу черезвычайно бесили «рояли в кустах»: нечаянно забытая скрепка, из которой Лектер делает отмычку. И прочее, прочее.
Слишком много для 509 станиц счастливых совпадений и случайностей. Это бросается в глаза и это раздражает. Книга предназначена только любителя данного жанра, прочим же к прочтению совершенно не обязательна.
gato loco, 30 марта 2013 г.
Прочитал впервые этот роман в далекое школьное время в книге, под одной обложкой скрывающей новеллизацию «Кошмара на улице Вязов» и, собственно, «Молчание ягнят». И если приключения бравого Фредди не произвели на меня впечатления по сравнению с одноименным фильмом, то расследование юной Кларисы Старлинг поразило мое воображение всерьез и надолго. Роман запомнился буквально на века! Безусловно, я знал, что существует такой фильм, после прочтения романа буквально охотился за ним (а это было время видеомагнитофонов, которые могла себе позволить далеко не каждая семья, у нас его не было, к примеру). Где-то через полгода, о чудо, в эфире одного из каналов показывают легендарную экранизацию Джонатана Демми, но она оставляет меня абсолютно равнодушным... да, потрясающая музыка, умопомрачительная игра Энтони Хопкинса, но книга поразила меня намного больше. Наверное, должно было пройти больше времени между чтением и просмотром.
И вот, спустя лет 15 или больше, я решил прочесть и все остальные части саги о докторе Лектере. С дрожью и благоговейным трепетом открываю так много значившую для меня в юности книгу и... как будто читаю абсолютно другое произведение! Вроде бы сюжет все тот же, герои те же, но то, как это написано... Сухо, кратко, буквально несколькими мазками, без должного погружения в характер персонажей. Я уже не говорю о нескольких несоответствиях в развитии сюжетной линии (взять хотя бы вопрос Старлинг подруге одной из погибших девушек о том, известно ли ей имя Джейма Гамба, в то время, как самой Старлинг, по идее, оно еще не должно быть известно, потому как его только узнал ее шеф и не успел поделиться информацией). Просто удивительно, как одна и та же книга по-разному воспринимается в разном возрасте! И несмотря на то, что роман, безусловно, ориентирован на взрослого читателя в силу вполне определенной тематики, но произвести сильное впечатление может разве что на юного подростка. Так что, моя оценка 8 из уважения к себе 15-летнему, а по существу надо ставить 6. «Красный дракон» понравился гораздо больше глубиной и проработкой характеров!
MadRIB, 21 июля 2014 г.
Кларисс Старлинг – подающий надежды стажёр ФБР. Джек Кроуфорд вызывает её к себе и просит выполнить поручение – отнести по-прежнему находящемуся в заточении Ганнибалу Лектеру опросники и психологические тесты. Вдруг доктор соизволит ответить на вопросы, которые много лет мучают сотрудников отдела поведенческого анализа ФБР? Кроуфорд послал бы кого-то из действующих агнетов, но все они заняты следствием по делу Буффало Билла – маньяка, похищающего девушек, и сдирающего с них кожу. Старлинг с бумагами отправляется к Лектеру, но тот, вместо того, чтобы отвечать на тесты предлагает Кларисс информацию о Буффало Билле...
Семь лет Харрис ничего не писал, чтобы выпустить, пожалуй, самую известную свою книгу. Именно после этого романа мир узнал о Ганнибале Лектере. Доктора здесь намного больше. Он испытывает странное притяжение к Кларисс Старлинг, но в то же время ведёт с ней, с её начальством и своими тюремщиками изощрённую игру, подшучивая в своём фирменном жестоком стиле. Попутно он умудряется излечить Старлинг от большей части её комплексов и фобий, и вырывается на свободу. Язык книги стал чуть более ярким, герои более выпуклыми и живыми, хотя всё равно чувствуется журналистская лакончиность, кое-где больше похожая на наброски к сценарию.
Возможно поэтому экранизация 1991 года и стала такой сенсацией. Энтони Хопкинс в этом фильме впервые сыграл доктора Лектера, и пробыв на экране от силы полтора десятка минут получил за эту роль «Оскар». «Оскар» получили также Джоди Фостер – за роль Клариссы, режиссёр фильма, сценарист, ну и наконец сам фильм – как лучшее кино 1991 года. Короче говоря, романы «Красный дракон» и «Молчание ягнят» – это тот редкий случай, когда фильм лучше книги.
nikn, 2 декабря 2011 г.
Этот роман стоит прочитать только для того, чтобы осмыслить до какой степени может дойти психологическое состояние человека. Это касается всех героев. И не смотря на то, что книга является глубоким художественным вымыслом, эмоциональное восприятие происходящего заставляет забыть о логике. В первую очередь, это касается возникающей читательской симпатии к Ганнибалу Лектору. Нельзя сказать, что книга написана идеально, но все литературные недочеты на фоне событий отходят на задний план.
Всем, кому понравился одноименный фильм, рекомендую не останавливаться на этом и прочитать данный роман.
На мой взгляд, это один из лучших триллеров 80-х о маньяках-убийцах.
FelixHeart, 31 июля 2010 г.
Я люблю фильм, но и знать не знала, что он снят по книге. Как выяснилось — книга замечательна. Доктор Лектер – очень интересный персонаж, которого отлично воплотили на экране. Единственная разница – в фильме добавили больше мяса и крови для эффекта. А в книге куда больше размышлений, разговоров и… шуток Лектера. Шутка с билирубином была гениальной. Книга интересна. Кто любит фильм, тому не стоит проходить мимо оригинала.
prokofyev, 16 декабря 2011 г.
В отличие от предыдущего комментатора я бы не рекомендовал читать роман тем, кто посмотрел одноимённый фильм. Текст довольно сухой, похож на киносценарий. В нём нет никаких размышлений или пространных описаний — только диалоги и действия. Похоже, книга писалась именно в расчёте на экранизацию.
Alherd, 15 ноября 2013 г.
Увлекательное продолжение серии о Ганнибале Лекторе. В книге есть всё то, за что мне полюбился первый роман «Красный Дракон». Плюс в этой книге Лектор выходит на передний план. Отличный триллер про маньяков и ФБР