Томас Харрис «Красный Дракон»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Возраст читателя: Только для взрослых
Первая книга легендарной трилогии о Ганнибале Лектере.
Самый знаменитый маньяк нашего времени впервые сотрудничает с агентами ФБР — и, помогая им в поисках другого безумного убийцы, одновременно ведет с ними изощренную психологическую игру...
Входит в:
— цикл «Ганнибал Лектер»
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988 | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (27 место) |
Экранизации:
— «Охотник на людей» / «Manhunter» 1986, США, реж: Майкл Манн
— «Красный Дракон» / «Red Dragon» 2002, США, Германия, реж: Бретт Рэтнер
- /языки:
- русский (13), английский (3), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (18)
- /перевод:
- В. Гусев (11), Н. Иванова (1), С. Кузьмич (1), В. Лаптев (1), П. Поляков (1), А. Рогоза (1), Т. Шишова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 6 июля 2023 г.
«Красный дракон» – первый роман, в котором упоминается известный маньяк-интеллектуал Ганнибал Лектер. Стоит сразу уточнить, что Лектер не является здесь основным персонажем, но его влияние на сюжет весьма велико. Большинство людей знают о маньяке-каннибале из культовой экранизации второго романа «Молчание ягнят». С этого же романа чаще и начинают знакомство с циклом произведений. Я же решил все-таки начать именно с первого романа, т.к. это помогает лучше понять всю серию произведений.
Начало романа довольно интригующее. Неизвестный серийный маньяк убивает целую семью с особой жестокостью. Причем убийство носит некий ритуальный характер, явно намекающий на психические расстройства исполнителя. Перед этим было аналогичное убийство в другом городе. Зацепок нет, жертвы между собой ничем не связаны. Единственное, что их объединяет – это то, что обе семьи были преуспевающими и вполне благополучными. Полиция и ФБР обращаются за помощью к бывшему детективу Уиллу Грэму, поймавшему когда-то Ганнибала Лектера. Новый маньяк получает прозвище Зубастик, за то, что оставляет на своих жертвах-женщинах следы укусов.
Отрядом ФБР руководит Джек Кроуфорд – сотрудник опытный и целеустремлённый. Долгие годы он посвятил изучению различных маньяков и теперь неплохо разбирается в вопросе. Однако его нельзя назвать рыцарем без страха и упрека – некоторые его поступки вызывают вопросы.
Уилл Грэм – бывший сотрудник ФБР, отошедший от дел после ранения при поимке Лектера. Появление Кроуфорда по сути рушит семейную идиллию Грэма, вовлекая того в новое опасное приключение. Уилл зависим от своей бывшей работы и не может оставить людей в беде. Почему же потребовалось привлекать, практически насильно, отставного сотрудника? Нет, талантливые сотрудники не перевелись. Всё дело в том, что Грэм буквально может влезть в шкуру маньяка и таким образом понять его логику. Это свойство, кстати, немало смущает самого детектива, и заставляет усомниться в собственной нормальности. Именно таким способом ему и удалось поймать самого Ганнибала Лектера.
Что можно сказать о личности Ганнибала Лектера? Если кратко, он – настоящее чудовище. Под личиной вежливого и тактичного интеллектуала скрывается холодный, расчетливый и безжалостный ум. Даже в хорошо охраняемой лечебнице он умудрился искалечить сотрудницу. Якобы, вступая в сделку с ФБР, он ведёт свою игру. Просто потому, что ему скучно. Его образу в романе уделено немного времени, но даже так Ганнибал Лектер немало пугает.
Ну и, конечно же, стоит упомянуть виновника сего «торжества» – маньяка по кличке Зубастик. Кстати, самого маньяка это прозвище чрезвычайно раздражает. Себя он называет Красным драконом, вдохновившись одноименной картиной Уильяма Блейка «Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце». Копия данной картины висит у убийцы на стене дома, а также вытатуирована на спине. В обычной жизни злодея зовут Фрэнсис Долархайд. Это замкнутый и нелюдимый человек, работающий руководителем отдела по проявке фотографий. Виной его изуверским наклонностям служит очень непростое детство. Врождённое уродство, постоянные издевательства и насмешки окружающих, безразличная мать, деспотичная бабушка – все это оставило в неокрепшем разуме ребенка неизгладимые психические травмы.
Нить расследования раскручивается плавно и постепенно. Здесь нет никаких «вот это поворотов» и «роялей в кустах» – все логично и закономерно. Думаю, тут сказывается прошлое Томаса Харриса, который некоторое время работал криминальным журналистом. В романе две сюжетных линии. Первая ведётся от лица полиции, чаще всего в настоящем времени. Вторая, от лица Френсиса, изобилует флэшбеками. И, на мой взгляд, это абсолютно оправданный ход, отлично раскрывающий причины становления Красного дракона.
Стоит отметить, что повествование в романе делает упор на психологизм персонажей и битву могучих интеллектов Грэма и Долархайда. Перестрелок и погонь здесь практически нет, поэтому любители зубодробительного экшена могут пройти мимо.
Итог: «Красный дракон» – добротный криминальный детектив с упором на тему «маньяков». Он понравится любителям сложных загадок и необычных психологических портретов. Герои здесь многогранны и их нельзя однозначно охарактеризовать, как хороших или плохих. Даже Красный дракон в какой-то момент может вызвать сочувствие, что, в свою очередь, никак не оправдывает его поступков. Однако, замечу, что, если вы решили прочитать роман только ради знакомства с Ганнибалом Лектером, можете остаться разочарованными. Его в романе относительно немного, но его влияние ощущается на протяжение всего повествования.
Stalk-74, 18 ноября 2020 г.
Сам по себе роман как ярко выраженный детектив слегка выше среднего, но на него, как зачетка на прилежного студента, работает следующий роман цикла «Молчание ягнят», а, вернее, его экранизация с убойным попаданием в роль Энтони Хопкинса. Сам по себе «Красный дракон» тоже интересен образом заглавного маньяка-шизофреника, но не более, да и сцены с Ганнибалом Лекторомне дотягивают до драматизма следующего произведения. Вообще, темп произведения достаточно дискретный, но финальные главы заставляют забыть об этом.
И в качестве единицы франшизы «Красный дракон» уверенно находится в обойме.
strannik102, 6 марта 2020 г.
Как поймать каннибала? На живца, конечно...
Ну, прямо скажем, что в этом романе, анонсированном как первая книга сериала о Ганнибале Лектере, роль именитого «людоведа и душелюба» сводится к весьма второстепенной (а может даже и к третьестепенной) — доктор медицины и психологии появляется перед нами находясь уже в спецбольнице и в свойственной ему манере «сотрудничает» с ФБР, «помогая» в розыске своего коллеги и последователя Зубастика — Красного Дракона. И потом ещё раз мы встретимся с Ганнибалом уже только лишь на страницах письма, написанного им своему заклятому приятелю судебному медику Грэхему — главному герою нынешнего романа, который изловил Лектера в первый раз и фактически активно работал в качестве оперативника и в совместительстве аналитика в описываемой розыскной истории. На этом участие Лектера в этом романе заканчивается.
Однако, несмотря на это весьма условное присоединение этого романа к лектеровскому циклу, книга Харрисом выдержана в самом качественном детективно-криминальном духе. И много криминальных событий и описаний мест их совершения и каких-то деталей (которые могут привести в содрогание натур впечатлительных), и глубокое проникновение в психологию самых разных героев и персонажей: и психопата и социопата Долархайда, и розыскника Грэхема, и других ФБРовцев (типа Крофорда), и супруги Грэхема Молли, и слепой несостоявшейся жертвы Красного Дракона Рибы Макклейн, и убитых Зубастиком — Красным Драконом членов двух семей, и даже мельком показанного нам в этой книге Ганнибала Лектера (его сущность будет максимально полно рассмотрена автором в последующих романах цикла). Также Харрис раскрывает для читателей технологию розыска тех лиц, которые интересуют следствие, и мы с увлечением можем наблюдать и едва ли не практически участвовать в оперативно-следственных и криминалистических процедурах и операциях.
И на самый финал Харрис припрятал несколько сюрпризов, которые сделают его — этот финал — и неожиданным и остросюжетным, и психодраматическим. В общем, отличный старт отличного цикла.
mr. Randy, 6 декабря 2018 г.
Хороший образец психологического триллера.
Детские травмы, ощущение собственного ничтожества и желание найти силы в воплощении кумира.
Но это не просто карикатурный образ или фигура из картона. Это именно личность, которая в какой-то момент пытается вновь дотянуться до солнца.
Самое интересное, пожалуй, в том, что оба образа — маньяка и его противника — похожи между собой куда больше, чем можно подумать. Они оба являются изгоями в нормальной жизни. И все их попытки встроиться в общество обречены на неудачу, потому что общество к ним не готово. Даже если думает иначе.
Я не берусь судить, насколько реалии, описанные в книге, могут существовать в реальной жизни, но точно знаю одно — такое вполне могло быть. Или что-то близкое к тому.
Следить за обменом ударами «хорошего» и «плохого» оказалось интересным и занимательным (если, конечно, у вас самих психика устойчивая).
Лишь в одном, на мой взгляд, автора подвела интуиция. Слишком уж сильным минором всё заканчивается. Может, этот тот эффект, которого он добивался, но героев по-настоящему жалко.
В остальном же — отличный образец в своей нише. Пожалуй, я даже продолжу смотреть сериал «Ганнибал», который подзабросил после первого сезона.
MaynardArmitage, 5 июня 2017 г.
Эта предельно взвешенная, экспрессивная книга кажется настоящим подарком после тусклых и простоватых “Молчаний Ягнят” 1988 года. Сжатые, порционные описания “Silence…” обусловили беглую экранизацию, умалив эстетический вес самой книги, да и вульгарный альянс мятежной агентессы с гиблым социопатом, продолженный в “Ганнибале”, пышет робкой неубедительностью.
Надсадной драматизации в “Красном Драконе” нет — а у бывшего федерального агента Грэма нет психопаталогий, трудоголизма или аутизма (коими модно, к несчастью, сейчас огранять личности вымышленных детективов), нет даже навыков направленной концентрации, но есть безбрежные, мутные воды воображения; сквозь них проглядывает илистое дно — сам Харрис, достигший в обрисовке дарованных персонажу способностей великолепной убедительности. Допускаю, что ухватываюсь за этот сегмент книги во многом оттого, что сам являюсь носителем лучистой фантазии, но в неуправляемый дар Грэма верится легко. Есть в книге эпизод, где внештатный спец бюро огибает глазами оставшиеся без хозяина артефакты главы загубленной семьи; прецизионную охотничью винтовку, комплект рыболовных снастей. Тактильное касание рождает в уме Грэма живые картины бытования умерших, эдакое запоздалое эмпатическое слушание. Именно поэтому агента столь коробит от брошенного Лектером «Мы с Вами так похожи!»; ведь доктор суть неявная патология, тогда как Грэм, скорее, инвертоскоп на службе правосудия, реконструирующий картину мира опасного девианта. Грэм, человек без степеней в клинической психиатрии, не знает даже, как пояснить свой дар для окружающих. Неудивительно, что он столь раздражается, когда чувствует на себе профессиональный интерес.
Харрис не только сноровисто оперирует терминологией клинической психиатрии, умело типологизируя поведенческие мотивы нарисованного им Доллархайда, но единовременно раскрывает себя докой и в изложении. Чеканные планы душного города и зоркие аналогии вроде “крысиных глазок, блестевших, точно плевок на асфальте” легко рождаются на страницах. Насыщенный достоверными персонажами, а не клишированными заводными игрушками, пасмурный роман оживает при читательском внимании.
Перевод (Иванова / Шишова / Поляков) удивил самым пренеприятным образом; в оригинале книги, например, встречается запись:
«He wanted to take off his jacket, but he knew the .44 Special and the flat camera on his belt would attract attention.»
Переводчик же извратил .44 Special (Харрисом подразумевался личный револьвер Грэма КАЛИБРА .44 Special) до «Кольта .44 калибра» — немыслимая невежественность! А ведь Харрис подошёл к огнестрельному сегменту своей работы очень скрупулезно (что сообразно повторил в своей киноадаптации Майкл Манн, предельно точный в запечатлении криминального и правоохранительного инструментария); персональное оружие лектора академии ФБР — мощный, но малопримечательный Charter Arms Bulldog, заявленный производителем как револьвер самообороны. Это не удешевлённый Smith & Wesson M28 Highway Patrolman, используемый в то время мотополицией; не Ruger крайне популярных в 70-е моделей Security / Service Six, и уж тем более не Colt Python, «Dodge Challenger» револьверного ряда. Эта сладостная для меня деталь как нельзя лучше подчеркивает характер Грэма: избегающего обладанием множеством вещей специалиста, который склонен привязываться к людям, нежели предметам (что также поясняет его профессиональную деятельность). Искушение посмаковать данную ремарку мне, как трепетно влюбленному в огнестрельное оружие, было совершенно неизбежно — благо что редкий писатель околокриминального чтива утруждает себя разобраться в вопросе. Хайсмит, например, также преуспела в психоанализе, но пробелы в указанном спектре несколько обедняли ее романы; это же ударяло и по прозе Флеминга.
Досадно, что образцовый литературный триллер выродился в гротескный сериальчик (скорее, аляповатый комикс) о городе, заселенном исключительно смыслящими в искусстве маньяками и гомосексуалами, а следующая за «Красным Драконом» книга Харриса выполнена непоследовательно и напоминает игру в секции киносценария.
Balrog1349, 20 мая 2014 г.
Есть у меня своеобразное правило, которое я почти никогда не нарушаю. Оно гласит: «Если фильм снят по книге, сначала прочти книгу». Я многое слышал про знаменитого Ганнибала Лектера, про серию фильмов с его участием. И вот относительно недавно я узнал, что все фильмы сняты по книгам Томаса Харриса. Перед просмотром фильма я решил по указанной ранее причине почитать книгу.
Сказать просто, что мне понравилось — это ничего не сказать. Книга восхитительна! Она поглощает все внимание читателя; в нем одновременно борются два противоречивых желания: чтобы преступник был пойман и чтобы повествование не кончалось.
Герои романа представлены очень ярко. Они воспринимаются не как герои повествования, но как живые люди, работу и злодеяния которых читателю посчастливилось наблюдать. В романе невероятно подробно показана кропотливая, трудная и опасная работа правоохранительных органов.
Вместе с тем, автор дает читателю возможность увидеть и внимательно рассмотреть безжалостного убийцу — Зубного парию. И не просто рассмотреть, но буквально погрузится в его безумие, ощутить его одержимость Красным Драконом. Чуть позднее читателю также предстоит совершить небольшой экскурс в прошлое, в котором писатель показывает причины превращения Френсиса Долархайда в монстра.
Доктор Ганнибал Лектер. В этом романе доктор выступает скорее в качестве персонажа второго плана, на мой взгляд. И тем не менее стоит главному герою столкнуться с Ганнибалом лицом к лицу в госпитале, как читатель практически видит его наяву. Сквозь строки буквально чувствуется внутренняя сила и одновременное безумие этого человека. Его противоречивость, холодность и, вместе с тем, невероятная цепкость ума.
Развязка романа кажется несколько смазанной, но чуть позже писатель доказывает, что мастерский саспенс не пропал впустую — Долархайд появляется словно бы из неоткуда; будто восстает из пепла. Читателю кажется, что встреча Грэма с ним — это бред, порожденный переутомлением и еще бог весть чем. Но нет, все по-настоящему; сцена борьбы описывается в таком сумасшедшем темпе, что читателю кажется, будто он сам и наблюдает, и принимает участие.
Концовка романа — на этот раз настоящая — печальна. Напряжение спадает, злодей уничтожен, но читатель все равно ощущает смутное беспокойство и (как это было в моем случае) тоску. Расследование не прошло для Грэма и его семьи бесследно.
tapok, 16 мая 2016 г.
«Красный дракон» — это роман о том, как два человека устроили охоту друг на друга, а между ними, то ли связывая, то ли обособляя, вклинивается третий человек. Бывший полицейский Грэм берется за трудное дело. Надо сказать, что Грэм – интересный коп, который вживается в роль убийцы, что помогает ему раскрывать дела там, где у других завал. Вместе с этим Ганнибал Лектер находится в психиатрической клинике закрытого типа. Когда полиция заходит в тупик, то Грэм сдается и решается попросить помощи у Ганнибала. Пожалуй, это неожиданный ход. В реальной жизни шанс, что такое произойдет, стремится к нулю.
Томас Харрис очень скупо подает описание убийств одной из семей. До поры до времени ничего не известно, а вот когда появляются детали, то становится немного не себе. Я достаточно спокойно отношусь к садизму и зверствам в фильмах, но вот у Харриса это более…натурально что ли. И это заставляет ощутить жуть. Детективная линия, опять же, до поры до времени очень хороша, хотя детективы в литературе я не жалую. Но автор решает, что не детектив здесь главное, когда вводится нового пова – Зубастика – маньяка. На мой взгляд, это дешевый и топорный прием. Слишком просто. Неужели раскрывать психологию убийцы глазами убийцы интереснее, чем глазами талантливого копа? Жаль.
Зато после этого топорного приема приходит понимание, что же главное в «Красном драконе». Я полагаю, что центральное звено – это триада: Грэм-Лектер-Зубастик. Именно их кухня является изюминкой романа. То, как они пытались, силились понять миры друг друга, столь отдаленные, но близкие миры… За подобное Харрису стоит похлопать! Правда, Лектеру здесь уделено меньше всего внимания. Скорее, это затравка для будущих книг.
В момент, когда Грэм
Что сказать про личность Зубастика?
Финал получился бы голливудским и киношным, но бы мешает. Харрис очень ловко провел нас за нос, заработав очередную овацию.
Итог: блестящий роман! Обязательно продолжу читать про Лектера и посмотрю фильмы. Жаль, что Харрис не вышел в литературу основательно, ограничившись тетралогией и еще одним романом…
sergej210477, 27 апреля 2017 г.
Для меня этот роман — вечная классика триллера. Если сравнивать книгу с «Молчанием ягнят» того же Харриса, то «Красный Дракон» ярче.
Все герои, по-своему, интересны. Можно восхищаться извращенным гениальным умом Лектора, можно даже посочувствовать чудовищу Долархайду, который пытается найти в себе силы для борьбы с Красным Драконом. Ну и Уилл Грэм, достаточно сложная личность.
Не буду раскрывать сюжета. Во-первых, наверное, почти все смотрели фильм. А во-вторых, все-таки, наряду с триллером, здесь великолепный детективный сюжет, поэтому не буду делать спойлеры. А все те, кто первый раз откроет для себя это произведение, счастливые люди, ибо эта книга захватывает читателя по-настоящему.
roypchel, 26 февраля 2017 г.
Теперь рассмотрим тетралогию о Ганнибале Лектере, герой которого еще будоражит память в связи с выпуском сериала «Ганнибал» (весьма слабом).
В основе сюжета книги «Красный дракон» лежит история специального агента Уилла Грэма, которому удалось сделать невыполнимое задание. Он смог поймать и определить в психиатрическую лечебницу доктора Ганнибала Лектера. Однако за время ведения расследования, Грэм пострадал, как физически, так и морально, и решил отойти от дел. Но однажды у него на пороге появляется агент Джек Кроффорд с делом, не менее страшным, чем дело самого Лектера. В городе начал орудовать некий маньяк, называющий себя Красный дракон.
Он без жалости вырезал целые семьи и наводил первобытный ужас на каждого жителя. Когда же расследование заходит в тупик, ФБР решает обратиться за помощью к Лектеру и предлагает ему сотрудничество. Истинный игрок Лектер соглашается помочь. Во многом от скуки, но больше для того, чтобы доказать, что он умнее и хитрее Красного дракона.
Острейший детективный роман, раскрывающий незаурядный интеллект маньяка-каннибала, и его трепетные отношения с Уиллом Грэмом. Хорош так же совместно с фильмом.
kakaxo777, 7 марта 2017 г.
Начну с того, что фильм не смотрел. И не буду. Зачем?
История интересная. Много подробностей. Детство, юность и отрочество маньяка.
Размышления следователя Грэма, наталкивающее на мысль о том, что в глубине каждого из нас есть всё для
становления этаким «драконом».
Хотелось бы так же упомянуть г-на Лектера. Все им почему-то так восхищаются.
И умный и проницательный и вообще душка. Всем ребятам пример.
Только вот попался, как ребёнок. «Не повезло» знаете ли.
Как же такой умный и проницательный не просчитал?
Так же мало написано о его жертвах. Как бы специально умалчивается, дабы
не за ангажировать читателя. Кто они? Невинные случайные люди? Или злостные
неплательщики алиментов?
В целом, понравилось больше «молчания ягнят».
Alex Fear, 24 марта 2013 г.
Итак, начну с начала и закончу в конце.
Сначала: посмотрел обе экранизации — захотел прочитать роман.
После: прочитал роман — захотел пересмотреть обе экранизации.
Сейчас: снова думаю перечитать роман.
Невероятно тонкий психолог этот Томас Харрис, если сумел создать столь достоверно выглядящих и звучащих персонажей.
1) Ганнибал Лектер. Наверное, самый лучший маньяк из всех литературных маньяков. Умный, проницательный, обладающий необыкновенным чутьём... монстр!
2) Уилл Грэм. Не понятно, кто он. Охотник за маньяком, охотящимся за людьми? И при этом сам жертва ещё более опытного охотника по имени См. пункт 1.
3) Долархайд. Жертва своего отца. И охотник — тот самый, за которым охотится другой охотник, на которого ведёт охоту См. пункт 1.
4) И, наконец, сам Красный Дракон. Существо вне сюжетной реальности, существо высшее, непостижимое. И такая же жертва, как и остальные персонажи этого закрученного, необычайно сильного произведения.
Читайте книгу. Смотрите фильмы. Вы не останетесь разочарованными. Только советую перед началом приготовиться как следует, потому что за вами также будет вестись охота. Охота за вашим разумом.
Ну а в конце... В конце? Каком конце? Лично я ещё только начал.
Пол Атрейдес, 4 мая 2016 г.
Смотрел обе экранизации (первая абсолютно не понравилась, вторая — шикарна), решил наконец прочитать книгу. Не разочарован. Книга лишь дополнила и усилила и без того сильные и яркие впечатления от фильма Бретта Ратнера. Харрис тонкий психолог и великолепный стилист, заглядывающий в самую душу героев. Удивляюсь, читая комментарии, что некоторые читатели остаются равнодушными и ставят 6-7 баллов. Не так уж и много в мировой литературе криминальных триллеров написанных на подобном уровне и образов вроде Лектера и Зубной феи.
MadRIB, 21 июля 2014 г.
Уилл Грэм, раннее работавший консультантом ФБР после долгих уговоров его бывшего начальника Джека Кроуфорда возвращается на работу, чтобы поймать жестокого маньяка, убивающего семейные пары по всей стране. Когда расследование заходит в тупик, Грэму ничего не остаётся, кроме как обратиться за помощью к своему старому врагу – Ганнибалу Лектеру, маньяку-каннибалу, после поимки которого Уилл и ушёл в отставку...
До этой книги Томас Харрис написал только одну, «Чёрный понедельник» (признаюсь, я её не читал), а ещё раньше – много лет работал криминальным репортёром. Профессия автора наложила отпечаток на роман – рассказанная в нём история действительно интересна, в основу положены реальные преступления, деталям (например, внутренней «кухне» ФБР) уделено огромное внимание... Но при этом написана книга сухим телеграфным языком с минимумом описаний и лирических отступлений, характеры практически не раскрываются, за исключением разве что главного злодея – Красного Дракона. А жаль, почти все герои очень интересны, например, про того же Уилла Грэма хотелось бы узнать побольше.
Доктор Лектер в книге появляется от силы несколько раз, и сразу видно, что первоначально автор не думал строить вокруг него целый цикл произведений. Но судя по всему Харрис увидел в dottore большой потенциал, который в «Красном драконе» не был реализован.
Книгу экранизировали дважды. Первая экранизация под названием «Охотник на людей» была снята в 1986 году, с Уильямом Петерсеном (более известному по роли Гриссмома в сериале CSI) в роли Уилла Грэма и Брайаном Коксом в роли Ганнибала достаточно уныла. Такая типичная бюджетная поделка в стиле 80-х. «Красный дракон» 2002 года намного более стилен и красив, снят ближе к тексту, и при этом лишен большинства недостатков романа. К тому же в главных ролях там Эдвард Нортон за Грэма и слегка омоложенный на компьютере Энтони Хопкинс за Ганнибала.
kirjupich, 13 января 2014 г.
Намного более круто чем фильм.
Однозначно два самых страшных и правдоподобных маньяка в литературе. Вот обоим верешь, поступки у каждого логичны, хотя логика и извращена но она есть и четко прослеживается.
Лектор это отдельная песьня, нужно быть очень талантливым человеком, чтоб придумать настолько странного человека, утонченного, аристакратичного, гениального и абсолютно асоциального, он ставит себя и общества в разные плоскости, но при этом не вызывает призрения или ужаса.
Однозначно один из лучших триллеров в истории.
Alherd, 20 августа 2013 г.
Фильмы смотрел все. А тут ещё и появился сериал «Ганнибал». Вот наконец дошли руки до литературного первоисточника.
Первое что хочется отметить: знакомство с экранизациями совсем не мешает наслаждаться книгой. Пусть сюжет и известен, но читать всё равно интересно и увлекательно.
В этом огромная заслуга Харриса как автора. У него отличный язык, краткий, но вместе с тем удивительно ёмкий. Обилие технических деталей и описаний ничуть не утомляет, персонажи выписаны ярко, характеры раскрыты от и до. Видимо сказывается большой опыт работы журналистом. Очень подкупает возможность взглянуть на ФБРовскую кухню изнутри, следить в подробностях как ведётся следствие и поиск опасного маньяка. При этом Харрис умело балансирует на той линии, за которой начинается откровенная «чернуха», натурализм в книге присутствует, но в меру, без лишнего смакования.
Хоть Лектер на страницах романа появляется всего пару раз, образ получился настолько ярким и полноценным, что грех было им не воспользоваться для написания продолжения. Не случайно именно он стал одним из самых известных серийных убийц в истории массовой культуры, а не сам титульный Красный Дракон (хоть и последний по-своему очень интересен). В тех нескольких диалогах перед глазами у меня постоянно был Энтони Хопкинс из фильма. А вот сериальный Уилл Грэмм ближе к литературному первоисточнику, чем его вариант из одноименого фильма.
Отличная книга для отпуска. Так же понравится любителям психологических триллеров и романов про маньяков и серийных убийц. Ну и конечно же почитателям культового сериала о Ганнибале-каннибале.