Майкл Муркок «Загадочные окна»
Первая публикация: журнал New Statesman and Society, 1995, том 8, №351
Входит в:
— цикл «Джерри Корнелиус» > Повести и рассказы (по году издания)
— цикл «Второй эфир» > сборник «Небывалые гавани», 1995 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 21 июня 2015 г.
Мир, с трудом очнувшийся от последствий очередного финансового кризиса. Мир, где людей из времен «до катастрофы» загружают и перезагружают в новую, жестокую реальность — примерно как мы загружаем цифровые данные. Мир, где (точь-в-точь по Беляеву!) воздух продают; платить за электричество и газ никто не в состоянии; телевидение — архаизм, по которому мало кто всерьез скучает... Мир, который иначе как «заглючившей Виндой«не назовешь [см. название рассказа].
По этому-то миру мечется из стороны в сторону, не находя себе места, Джерри Корнелиус. Ему очень нужно знать, что с его сестрой и братом — пережили они катастрофу, или «стерты» из всех банков памяти. В рассказе, кстати, упоминается — мельком, как абсолютно не значимая подробность — что вражда Вечного Героя (Дж. К.) и его вечного антипода (Фрэнк) есть не что иное, как бесконечный цикл. Кем-то из них и запущенный... «Не первый раз ты, черт возьми, меня убиваешь, но это ни к чему не ведет». Театр абсурда — как он есть... Впрочем, а что на этом свете не абсурдно? Особенно в эпоху всеобщего потребления, обнищания и торжества медиа-технологий. (Кстати, рассказ написан в 1995-м).
Ну, и финал у такой истории... вполне закономерный. Вечный Герой, одержав сомнительную («виртуальную») победу, уносится в некий аналог виртуального же «рая», и при этом — прекрасно знает, что не задержится там надолго. («Не было нужды волноваться о людях, которых ты оставляешь... Общество в спешном порядке деконструировалось. Все его будущие были уничтожены. Всё, что впереди, было нечетким и, вне сомнения, опасным: угроза смерти во множестве обличий, триумф энтропии, конец сознательной деятельности. Спланировать ход событий было невозможно... Он развалился на сиденье перед панелью управления, нажал «пуск» — и позволил событиям идти своим путем»).
Конечно, внимательный читатель спросит: а стоило ли тогда писать целых две тетралогии о Корнелиусе, если вся суть его похождений уместилась в крохотный рассказ на 10 страниц? Но... вот за это я и люблю Муркока, чесговоря. Он способен одно и то же повторять по 10000 раз — а все-таки эти истории не оставляют равнодушным. Ну и потом: я уже говорил про абсурд и хаос?.. Майкл не был бы собой, если бы так щедро не воздавал им должное :wink2: