fantlab ru

Виталий Чижков «Каисса»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.36
Оценок:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Каисса

Роман, год

Аннотация:

Россия, Тверь, 2035 год.

Партия Равенства, пришедшая к власти, под предлогом обеспечения безопасности в стране ввела глобальную цифровизацию, тотальное видеонаблюдение, чипирование граждан и социальный рейтинг. Весь массив информации обрабатывает искусственный интеллект Каисса, разработанный гениальным ученым Платоном Девонским.

Каиссу пытается взломать хакер Аркат Ли, и его сажают в тюрьму на 25 лет. Там он придумывает сюжет фэнтезийного романа про войну между Демоном и одноруким Ангелом. Но по неведомой причине эти персонажи воплощаются в реальных людей, а значит, грядет битва, которая перевернет весь мир...


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Каисса
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три причины, почему стоит прочитать эту книгу

Причина номер один:

Это реально неформат, подобные тексты рождаются один на тысячу. Талант автора переливается и в гранях сюжета, и в россыпи слов, и в мастерском жонглировании жанрами. А, как известно, сильные тексты всегда рождаются на жанровых перекрёстках.

«Каисса» — это роман-оборотень, притворяющийся то киберпанком, то хронофантастикой, то мистикой, то детективом. При этом текст не рассыпается, а предстаёт цельным, являя читателю убедительный мир со своей чёткой логикой.

Причина номер два:

Это просто прикольно читать))

Текст лёгкий, в меру образный, местами уморительно смешной, местами нагнетающий жути. Я помню, как открыла его (надо признать, с неким скепсисом) и — пропала на пару часов. А потом ещё долго зачитывала мужу особенно понравившиеся отрывки))

Помимо широкого кругозора, Чижков демонстрирует прекрасное чувство юмора, а еще вставляет уместные отсылки к гик-культуре. И это просто очаровательно!

Причина номер три:

Это действительно умная фантастика, начиненная и НФ-идеями, и социальными проблемами. Автор умело анализирует уровень современных технологий (благо, работает в этой сфере) и проецирует их развитие на ближайшее будущее так, что ему веришь. Тверь-2035, конечно, не Кибер-деревня, но дух захватывает.

Вместе с тем писатель рассуждает на темы вечные (смысл жизни, смерти и вообще) и актуальные (например, взаимоотношения гражданина и государства).

Остальные причины, думаю, вы допишете сами, когда прочитаете «Каиссу». Она того стоит.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последние годы стало модно вспоминать «Большого брата» во всех ипостасях, но несмотря на запредельный уровень цифровизации, до любых форм тотального контроля ещё далеко. А вот чтобы было, получи мы набивший оскомину «киберпанк, который заслужили», решил порассуждать начинающий автор из Твери. Виталий Чижков написал роман о родном городе, будущем России в условиях абсолютной цифровой прозрачности, всевидящем искусственном интеллекте, внутренней свободе и собственных демонах.

Программист по профессии, Чижков очень правдоподобно смоделировал грядущие технологические изменения и их влияние на социум. Из-за определённого стечения обстоятельств Россия занырнула в такую глубокую экономическую яму, что потеря частички свободы ради возвращения нормального существования показалась людям сущей мелочью. Из наполовину абстрактных понятий в реальность воплотились чипизация, социальный рейтинг, наблюдение дронами 24/7, цифровой рубль и, главное, проникновение всевидящего искусственного интеллекта во все аспекты жизни граждан. Теперь ИИ, названный в честь богини шахмат Каиссы, за доли секунды наказывает виновных и награждает добродетельных. Из этого вполне могла получиться очередной эпизод популярного «Чёрного зеркала», но в отличие от сценаристов сериала Виталий не скатывается в технофобию. Через разных персонажей он достаточно трезво подсвечивает положительные и отрицательные моменты такого пути развития прогресса, не вынося какого-то определённого вердикта и оставляя это на откуп читателя, которому рано или поздно придётся, скорее всего, ответить на подобные вопросы в реальности.

Возможно, именно эта нотка фатализма по отношению к «киберпанку ближнего прицела» и делает скрупулёзно прописанный образ будущего России лишь… фоном. Ведь основной конфликт и двигатель сюжета находится совсем в другом жанре. Ещё и с щепоткой хронофантастики. Чтобы не вдаваться в спойлеры, можно лишь подтвердить — обозначенная в аннотации мистическая борьба Ангела с Демоном присутствует. Правда, тоже будет не совсем в классическом ключе. Всё это, с одной стороны, освежает фантастическую формулу романа, с другой — подобный жанровый микс может с непривычки выбить из колеи даже подготовленного читателя. Я сам до конца так и не определился, понравился ли мне этот ход конём или нет.

Если абстрагироваться от жанровой чехарды, в книге получился цельный и логичный сюжет, где у каждого следствия есть свои причины. Но узнаём мы их далеко не сразу. Выбранная Чижковым мозаичная структура со множеством персонажей отлично позволяет нагнать тумана и держать в напряжении до самого конца, при этом удачно маскируя небольшие недостатки романа и подчёркивая достоинства авторского стиля, который хоть и перегружен англицизмами с программистским сленгом, читается бодро и увлекательно. Причём это одинаково характерно и для сочных описаний и для небольшого количества экшен-сцен. Из существенных минусов стоит отметить только немного анекдотичную ситуацию с персонажами: «как бы автор-программист ни крутился, а герои у него всё равно получаются функциями». Несмотря на яркие и достаточно разные образы, все персонажи играют чётко отведённые им роли, подобно фигурам в шахматной партии. Что, конечно, обусловливается многими особенностями произведения, но не делает их более живыми.

«Каисса» оставляет крайне приятное послевкусие. Роман поднимает много интересных тем о человеческой личности в эпоху лавинообразно нарастающего потока информации и цифрового контроля, при этом подавая это именно как пищу для размышления и всячески избегая запугивания и морализаторства. Разумеется, есть у текста и недостатки, но они простительны для дебюта, который, на мой взгляд, вышел очень необычным и весьма удачным.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каисса» — это фантастика о близком будущем, но не ближнего прицела. Причём, это ближайшее будущее, которое рисует здесь автор, настолько близко, что события уже совсем скоро перейдут в разряд альтернативной истории. Основные события романа происходят в 2035 году, но точка бифуркации, в которой наиболее вероятный ход истории изменится на изображённый в романе — это 2025 год. В «Каиссе» нет футурологии, данный вариант будущего хоть и возможен, но маловероятен. Хотя, многие аспекты такого будущего не то что вероятны, а почти неизбежны — это приходящий в нашу жизнь киберпанк. В. Чижков — программист и IT-специалист, поэтому его идеи о внедрении высоких технологий во все возможные сферы нашего бытия выглядят реалистично.

В романе мы не встретим типичных для киберпанка элементов, таких как искусственный разум, оцифровка личности, путешествия по виртуальным пространствам. Собственно, сам автор определяет данный жанр не как киберпанк, а как дейтапанк — описание мира глобальной цифровизации, не обязательно похожего на типичные киберпанковские миры.

Но «Каисса» это не только не киберпанк, как таковой, но даже не научная фантастика, как таковая. Основа сюжета в романе — мистическая, из категории «непознанного» — аномальные зоны, в которых люди исчезают или перемещаются во времени, и тонкие параллельные миры, из которых к нам попадают некие энергетические сущности (демоны). Эти мистические допущения у автора имеют некие околонаучные объяснении и в сочетании с тем самым дейтапанком образуют оригинальный коктейль.

Откровенно говоря, лично мне, как читателю, многое оказалось не близко. Это и гик-культура тех самых IT-технологий. И авторский юмор, который заметен и кое-где заставляет улыбнуться, но в целом в моём случае цели не достигал. И то, что называется «тру-крайм» — тарантиновского уровня сцены на грани или даже за гранью. И то, что тут вообще слишком много погонь и перестрелок.

Никто из героев тоже не стал мне близок. И также не понравилось то, что сюжет романа из тех, где судьбы всех героев непонятным образом переплетены так, что каждый из них уже на начальном этапе как-то связан с любым другим напрямую или через кого-то третьего (хоть это и имеет объяснение). Иногда приходилось возвращаться к прочитанным страницам, чтобы прояснить некоторые моменты.

Это всё, конечно, субъективно. Для кого-то все мои минусы окажутся плюсами. И даже при наличии всех этих минусов «Каисса» удерживала интерес до самого конца. Причём, эпилог оказался из числа самых интересных глав книги.

И ещё один важный субъективный плюс для меня — то, что автор из Твери, и действие происходит в Твери и Тверской области. Именно это изначально и обратило моё внимание к этой книге, так как сам я живу в этом регионе. За упоминание восстановленного в 2035 году Речного Вокзала отдельный лайк.)

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каисса» – дебютный фантастический роман тверичанина Виталия Чижкова, много лет подвизающегося в области информационных технологий. Познания автора в разработке программного обеспечения и творческий подход IT-специалиста чувствуются буквально в каждом абзаце этой книги. Да и сама ситуация, смоделированная Чижковым в романе, непосредственно связана с последствиями повсеместного внедрения государственного киберконтроля. Читатели, сумевшие проломиться через кибер-НФ-начало романа, перенасыщенное специальной терминологией, с одобрением отмечают, что автор наполнил книгу событиями увлекательными и неожиданными (вплоть до мистических), которые случаются не только в пределах сферы, контролируемой мощнейшей платформой обработки данных на основе искусственного интеллекта (это и есть Каисса), но и вне её.

Чтобы лишний раз не спойлерить, приведу издательскую аннотацию: «Россия, Тверь, 2035 год. Партия Равенства, пришедшая к власти, под предлогом обеспечения безопасности в стране ввела глобальную цифровизацию, тотальное видеонаблюдение, чипирование граждан и социальный рейтинг. Весь массив информации обрабатывает искусственный интеллект Каисса, разработанный гениальным ученым Платоном Девонским. Каиссу пытается взломать хакер Аркат Ли, и его сажают в тюрьму на 25 лет. Там он придумывает сюжет фэнтезийного романа про войну между Демоном и одноруким Ангелом. Но по неведомой причине эти персонажи воплощаются в реальных людей, а значит, грядет битва, которая перевернет весь мир...».

Изложенное в аннотации – лишь зачин романа, его первые страницы… Далее читателя ждёт скрупулёзное описание деталей цифрового мироустройства, некоторое количество любовных сцен, уместная авторская ирония, калейдоскоп демонических перверсий и даже перемещения во времени. По названию романа можно решить, что главный герой книги – Каисса, а исходя из аннотации – подумать, что пара протагонист-антагонист: это – хакер Ли и учёный Девонский (или наоборот). Но нет. Лично у меня сложилось впечатление, что главные герои в книге вообще отсутствуют. Все важные действующие лица (а их в произведении несколько) – дейтерагонисты, играющие в сюжете достаточно значимые, но не основополагающие роли. Не тянет на главную роль и Каисса. Дело в том, что от искусственного интеллекта с красивым именем шахматной богини в обществе, описанном Чижковым, зависит очень многое, но Каисса не представлена в книге как самостоятельно мыслящая личность. Это всеобъемлющая цифровая платформа с дронами и чипами, регламентирующая и контролирующая социум, вплоть до вынесения судебных приговоров провинившимся гражданам, но всё же – это просто цифровая платформа, подчиняющаяся администраторам от власти.

Автор рассматривает один из вариантов возможного будущего России. Кстати, вариант не самый дурной, поскольку чипированным гражданам обеспечивается вполне сносная жизнь, а тем, кто чипироваться не желает, разрешено от имплантации чипа отказываться и уходить в специальные автономии – Обители, где можно жить по более патриархальному сценарию. Как устроена жизнь в Обителях – отдельная песня, читайте роман.

Особо хочу отметить эрудированную уверенность автора в описании технических деталей этой цифровой утопии (антиутопии?), умение Чижкова «рулить» сюжетом и его жанровую неангажированность. Правда, последнее узконаправленный, «однолучевой», заточенный на какой-то отдельный «чистый» жанр, читатель может посчитать изъяном. Некоторая общая эклектика произведения (Пелевин, Хаксли или всё-таки Оруэлл?), декоративность отдельных персонажей и отсутствие среди них того, кто вызвал бы моё полноценное сочувствие и сопереживание, вовсе не помешали мне с интересом дочитать роман до финальных «Эпилога» и «Постэпилога», расставляющих окончательные точки над «i». Посетую вот на что. Мне не удалось вычленить из текста «Каиссы» ответ на волнующий не только меня вопрос: тотальный киберконтроль, цифровой паспорт и статус гражданина, полностью зависящий от его социального рейтинга – это хорошо или плохо? Мне кажется, автор не особенно стремился дать на этот счёт отчётливые разъяснения. И, подозреваю, вовсе не с целью подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам, а просто потому, что всё вышеперечисленное – неизбежно.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх