fantlab ru

Михаил Ковба «Отстойник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Отстойник

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «25-я Фантлабораторная работа»

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, ФЛР-25 // Лучший фантастический рассказ



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мужик и маленькая девочка пытаются выжить в странном мире, где небо нависает в 50 метрах над землёй, а иногда сыпется лут с всяким барахлом...

Интересная идея. Рик и Морти не смотрел, но теперь захотелось. Сам мир, осознавшей себя помойки, весьма занятен. Лучший эпизод-штришок это волна добровольцев, которые хотели спасти провалившихся сквозь мембрану, а их там избили, определили в рабство и под ток. Сильно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ух, уважение фантазии автора. Мембрана, верхний и нижний мир, герои. Сама идея вот этого разделения на плохое и хорошее. Видится мне в этом что-то библейское, особенно в сочетании с образом башни, которой хотели достать до неба.

И финал, что ради детей, будущего могут поменяться самые «отстойные» эгоисты выглядит жизнеутверждающим. Но хотелось бы этого финала чуть больше.

В голове вечные философские вопросы после прочтения)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: Предполагается, что побочка — то, что всё дурное в человека, проходящее через мембрану, осознаёт себя. И вообще повторяет формой и содержанием.

Стиль/Язык: нет претензий. Вполне ординарные стиль и язык. Без красот, но и без провалов.

Увлекательность: В рассказе происходит нечто, и это интересно — пока не наступает последняя четверть и не начинается чудовищный финальный диалог.

Личное: Итак, сквозь мембрану проникает всё дурное. А всё высокое остаётся наверху. Да? Не верю. Множество деталей подтверждают моё неверие. Самое главное — Химик. Он что, плох? Ужасен? Он весьма жесток с людьми-батарейками, но он не выглядит чудовищем. Почему он приютил, но не съел Люську? Хорошая же пища — человеческий детёныш. Свежий, вкусный. Стремление наверх, к лучшему — разве это дурное человеческое свойство? И это только крохи примеров, а наковырять их можно множество.

Вывод.

Своей причей автор меня не убедил. Не работает его мембрана, или работает не так. Или именно в этом побочный эффект? А вот не верю.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть пара опечаток/ошибок, вроде «Её было года три, небольше»; «Он единственный, что прячет лицо под шарфом.» — «кто». Но в целом рассказ отличный с огромной вселенной и живыми героями. Рассказ, который я, пожалуй, с удовольствием почитала бы в романном объёме.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сдается мне, автору не хватило формата. Экспозиция интригует, причем чем больше нам ее раскрывают, тем сильнее эффект. Даже в подаче экспозиции, чувствуется опытная рука. Тут нет здоровенной объяснялки, хватает кратких фактов о мире, обрывков воспоминаний протагониста и диалогов. — Дяденька научите так же!)

Стиль повествования хорош, чувствуется атмосфера жуткого, неведомого места. Здорово раскрыты характеры персонажей, хотя хочется побольше узнать о Люське. Рассказ очень динамичный, сюжет развивается стремительно, появляется несколько линий: найти выход, узнать кто в башне, узнать зачем девочка.

И тут мы наступаем в финал. Общее мнение по этому поводу уже озвучил в начале. Могу только дополнить парой вопросов:

Если у товарищей в секте, главная замануха — путь наверх, то какого лешего они при всех языком чешут?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Вы не слушали, – отвечает Марк. – Так хотели вернуться обратно. Но это было невозможно.
— вообще никого? Это что за ученые которым на информацию по барабану?

Зачем нужна была девочка?

И что стало с ее мотивацией? Она столько лет таскалась за Джоэлом, ой.. Химиком, а теперь он страдает, а ей начхать?

Сверху то не накидать, что нибудь по прикольней гречки? Тем более если там все в курсе.

Логика такая — ну да, ну да, пойду ка я в другой рассказ...

Итог украду у себя же, из другого отзыва, там схожая ситуация.

Мир прикольный, задумка класс, финал беда.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, нет, нет и еще раз нет. Мне казалось, что я нашел лучший рассказ второго тура, но финал просто смазан.

Такое качественное повествование, размеренность, чувствуешь героя, веришь в его размышления, внутренний мир. Отлично раскрывается, что происходит, нет ощущения, что недостаточно информации, что задыхаешься от отсутствия нужных деталей. Они подаются равномерно, не успеваешь проголодаться, но и не переедаешь. Ну а компот на третье не удался. В принципе, всё правильно в конце, но финал как-то недостоверно выписан, не хватило какого-то штриха, какой-то эмоции, чтобы безоговорочно поверил и поставил рассказ на первое место.

Очень жаль.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

О-фи-геть! Ровно 35000 знаков! Сильно, непонятно, кин-дза-дзашно. Открыли некий фильтр, позволяющий избавиться от всего плохого? Добровольно или принудительно не ясно. Все плохое, что было в людях и вещах, скучковалось в иномирье. Там же строят великую башню, чтобы зло и гадость могли вернуться в идеальный золотой мир? Но зачем? Загадочность и порядки этого мира очень понравились. Картинка словно пазл, складывается постепенно, из обрывков мыслей, диалогов, описания устройств. Нравится.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У подобных рассказов есть одна особенность. Если исходить из того, что автор сам придумал свой мир – это почти шедеврально. А если исходить из того, что автор заимствовал чужую идею из мультсериала или откуда-то еще – от рассказа мало что остается, потому что мир – это главный герой рассказа.

Химик и девочка – да, получились живыми, но опять-таки потому, что таких живых героев из мира постапка уже давно научились создавать сценаристы многочисленных сериалов в этом жанре.

Вот идея о том, что девочка делает ГГ лучше – любопытна. Единственное – я не понял, откуда у родившихся в отстойнике есть что-то светлое, если родители – это инфильтрат. Этот момент надо было как-то обосновать.

И да – достойный финал сильно бы облегчил задачу оценки рассказа: тогда читатель оценивал бы именно историю, а не мир. Но, увы, здесь история оказалось на втором плане, а мир – не первом, а значит – см. начало отзыва.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный рассказ, который при ближайшем рассмотрении является одним из вариантов обычного конкурсного постапокалипсиса. К концу, видать, к автору подкрался объем, поэтому действие пришлось прессовать. Из явных минусов: непонятная физика проникновения в мир предметов. Т.е. ладно люди, с ними все ясно. Что с вещами? Откуда взялся внизу тот же осьминог, например? По действию сказать что-то сложно: тут половина рассказов на конкурсе — это передвижение из точки А в точку Б к концовке той или иной условности. Здесь условность в концовке превознемогания. Ну, бывает

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никого не смущает, что это было в Симпсонах (зачеркнуто) в Рике и Морти? Токсичная копия попадает в токсичный мир, освобожденная от грязи оригинальная личность добивается успеха в реальном мире.

Реально что ли конкурсанты не смотрели самый нашумевший фантастический мультсериал последнего десятилетия? Забавно.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший рассказ. Финал, да, кажется странным. Слишком уж добрым для такого мира. Но, если уж на навозной куче проросла трава...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема достоверно прописана. Сюжет очень хороший. Общие впечатления отличные.

Рассказ с хорошей атмосферой, подачей и сюжетом. Клише с грубым мужиком и молодым наивным спутником, конечно, избито, но действует все равно хорошо.

Сюжет позволяет хорошо понять мир, героев, их предысторию. Главный герой хоть и не является положительным, вызывает симпатию. Особенно в финале, где признает ошибки и готов постараться их исправить. Так что рассказ один из лучших.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ сильно выше не только среднего, но и хорошего. А ещё тут есть о чём порассуждать.

Это, разумеется, никакая не фантастика, это максимум технофэнтези.

Концепция людей батареек ещё со времен «Матрицы» отнесена к философскому мысленному эксперименту.

Но тут это идёт фоном. Главный хай-концепт рассказа — это мембрана, которая разделяет содержание на условное добро и зло и дублирует форму.

Это отлично! На этом автор не остановился и добавил несколько волн, где вторая пыталась спасти тех, кто был первыми.

Но правильная заноза в авторе не дала ему остановиться и тут. И главный смысл, что ото зла в себе можно избавиться не проходом через мембрану, а тяжким путём через любовь, сострадание и страдание (вот именно так), и через самопожертвование, он органично вставил в финал.

А ещё автор молодец, что предысторию подал не одним кирпичом, а разместив по тексту — тут сказкой, там внутренним монологом, в конце — обвинениями Марка.

В чём автор не молодец... Мягко говоря..

А тыщу раз пытался много кому на пальцах объяснить, что настоящее время в повествовании делает текст слабее, как с точки зрения динамики (особенно в экшне), так и в художественной составляющей. И тут рассказ мог быть в разы драматичнее и в полторы раза лиричнее, переживательнее. Ну, да ладно. Что уж теперь.

Продолжим. Автор умеет складывать слова в предложения (это многие могут) и предложения в абзацы (далеко не все могут). Но вместе с тем, автор косячит будто нарочно:

«Люська залазит рукой в банку». Автор, я предполагаю, знает о том, что не комильфо использовать просторечные обороты в авторской речи.

«Мы складываем добычу в мешок, и я прячу тот в складках объёмного балахона. Время отправляться домой. Люська прижимает к груди игрушечного осьминога, а стеклянную банку складывает в рюкзачок». И ладно речевой повтор, но тут речевая ошибка: нельзя один предмет сложить куда-то.

Нельзя просто так взять и не докопаться до хорошего автора за описку:

«Её было года три».

Продолжаем предъявлять:

«В воздухе зависает мелкая взвесь» А потом на лицо капает капля. С речевыми повторами в тексте беда.

Автор забыл, что девочка говорит односложно, и до этого ей не давались сложные фразы:

«Подумай, смог бы ты дожить до своих лет, если бы не впускал боль в себя?»

Сам же автор написал: «На вид девочке около восьми, но она до сих пор не научилась складывать длинные предложения».

Или это тот случай про принца и бутерброд?

«Здесь плохо, грязно, скучно»

Последнее, что скажет подросток, который голодает и над которым измываются старшаки, будет слово скучно.

Караул! Точку украли:

«говорю тихо»

«Ну а затем, посте того как получил миллионы»

Ну и вишенка:

«просчитали, что случиться здесь»

Это я не издеваюсь над безусловно хорошим автором и его замечательным рассказом. Мне просто обидно от двух вещей. Во-первых, что автор не отшлифовал свой рассказ, и тем сделал моё удовольствие не полным, обокрал меня. А во-вторых, что его рассказ лучше чем мой.

Ну ещё малозначимая деталь: мне очень понравилось. Спасибо, Автор!

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразный мир, подача неплохая — постепенная, без лекций, без сумбура. Напряженное действо на протяжении всего рассказа, интрига не угасает. Интересно. Неплохая работа.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано от первого лица в настоящем времени (дабл килл для меня). Непонятно зачем нужен этот прием — субъективщены и психологизма им не особо добавлено, да и не надо их этому сюжету (который, кстати, напомнил «Боевого ангела»).

Из-за пласта поднятых проблем и мощного сеттинга рассказ немного скособочило: добрая часть — это описание мира, и он прописан живо и объемно, и это даже встроено в сюжет, но излишне подробно — не для формы рассказа. Да и сама история с мембраной прям таки требует большой формы. При этом финал скомканный.

Классическое деление мира на верхний крутой райский и нижний отстойный варварский с классическим упором на второй. Противопоставление чистого и грязного, детей и взрослых, золота и грязи, жертв и мучителей... Получился акварельный этюд для романа.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх